Доброхотов С.В
Несмотря на всю сложность обстановки в Европе, сталинская со-
ветская дипломатия продолжала исходить в своей политике из возможнос-
ти объединения усилий держав в борьбе за моральную легализацию боль-
шевизма и его продвижения вглубь Европы - в противовес угрозы фашист-
ской агрессии. Советское правительство настойчиво искало средства
обеспечения коллективной безопасности против Германии.
В сентябре 1934 г. Советский Союз принял приглашение 30 госу-
дарств вступить в Лигу наций. После выхода из Лиги наций Германии и
Японии у Сталина появились определенные возможности использовать Лигу
в качестве орудия распространения большевизма с одной стороны, для за-
щиты в случае нападения извне при постоянной пропаганде идей мира и
"разоблачения" "провокаторов" войны с другой стороны.
В официальном же заявлении советского представителя М.М.Литвино-
ва подчеркивалось,что СССР вступил в Лигу наций с единственной целью
и единственным обещанием всемирно сотрудничать с другими народами в
деле сохранения неделимого мира. "Я знаю,-сказал Литвинов,- что Лига
наций не имеет в своем распоряжении средств полного упразднения войн.
Я убежден,однако, и в том, что при твердой воле и дружном сотрудни-
честве всех ее членов весьма многое может быть сделано и в каждый
данный момент для максимального уменьшения шансов войны. Но это явля-
ется достаточно почетной и благородной задачей,осуществление которой
принесет неисчисляемые блага человечеству".
Над этой задачей Советское правительство не переставало работать
в течении всего времени своего существования. Отныне оно хочет объеде-
нить свои усилия с усилиями других государств,представленных в Лиге".
Возможному противнику /скорее всего Англии/, надо было противо-
поставить подавляющую комбинацию сил и таким путем воспрепятствовать
успеху действий, направленных на подготовку и развязывание нападения.
Особое значение в этом могли иметь региональные пакты взаимопомощи с
- 2 -
участием широкого круга европейских государств.
Эта точка зрения Советского государства была положительно оценена
прежде всего во Франции, которой традиционно угрожала Германия. Под-
писанный правительством Эррио 29 ноября 1932 г. советско-французский
договор о ненападении служил хорошей основой для дальнейшего сближе-
ния между обеими странами.
31 октября 1933 г. Поль Бонкур поставил вопрос о возможных сов-
местных контрмерах со стороны СССР и Франции в случае усиления подго-
товки Германии к войне. В декабре 1933 г. Наркоминдел СССР выступил с
предложениями,в которых предусматривалось,что СССР не возражает против
заключения в рамках Лиги наций регионального соглашения о взаимной за-
щите от агрессии со стороны Германии; согласен на участие в этом сог-
лашении Бельгии, Франции, Чехословакии, Польши, Литвы, Латвии, Эсто-
нии и Финляндии или некоторых из этих стран, но с обязательным участи-
ем Франции и Польши; независимо от обстоятельств по соглашению о вза-
имной защите участники соглашения должны обязаться оказывать друг
другу дипломатическую, моральную и по возможности материальную помощь
также в случаях военного нападения, не предусмотренного самим согла-
шением.
В то время Франция стояла на пороге важных событий. Вечером 6
февраля 1934 г. на улицах Парижа произошло выступление французских
фашистов, руководимых полковником де ла Рокком и поддержанных началь-
ником парижской полиции Кьяппом. Сплоченность и единство действий
французских левых партий и рабочих организаций обрекли выступления
фашистов на провал. 12 февраля в Париже была проведена грандиозная
демонстрация пролетарской солидарности. Она послужила толчком к раз-
витию широкого демократического движения в стране, завершившегося в
дальнейшем созданием народного фронта.
В новом кабинете,явившемся результатом компромисса между правыми
- 3 -
партиями и центром, портфель министра иностранных дел получил Луи Бар-
ту.
Луи Барту, хотя он и состоял членом правой партии, был выразите-
лем того внешнеполитического курса, который диктовался трезвым учетом
угрозой гитлеровской агрессии,национальными интересами Франции.
По мнению Барту,защита Франции против фашистской опасности долж-
на была опираться на систему союзов, заключенных с Польшей, Чехосло-
вакией, Румынией и Югославией. Он старался сохранить и франко-анг-
лийское сотрудничество, опасаясь, однако, как бы Франция, по выраже-
нию Клемансо, не оказалась в роли лошади, а Англия-в роли наездника.
Тревога Барту и его сторонников относительно растущей угрозы со
стороны германского милитаризма находила подтверждение в многочислен-
ных фактах.
В марте 1934 г. французское правительство получило дополнитель-
ные сведения о форсированном перевооружении Германии. Численность
личного состава германских вооруженных сил, национал-социалистский
моторизованный корпус, национал-социалистский авиационный кор-
пус,"Трудовой фронт"и "Организацию Тодта", достигала почти одного
миллиона человек.Расходы на рейхсвер в 1934-1935 гг. возрастали с
344,9 млн. до 574,5 млн. марок.
17 апреля 1934 г. французское правительство направило Великобра-
тании ноту, в которой вновь ставило вопрос о безопасности Франции,ко-
торую оно не отделяло от безопасности других европейских государств.
"Фактически,-гласила нота,-германское правительство,не ожидая резуль-
татов переговоров,пожелало поставить нас перед своим решением продол-
жать перевооружения во всех видах и в том объеме,который оно опреде-
ляет по собственному усмотрению,пренебрегая условиями Версальского
договора".
Английская дипломатия,на словах поддерживая идею системы коллек-
- 4 -
тивной безопасности Европы, на деле помогала гитлеровцам срывать орга-
низацию такой системы.
В этих условиях СССР и Франция совместно выступили за заключение
договора о коллективном отпоре Германии. В течение 1934 г. советская
дипломатия вела переговоры с Францией о заключении Восточного пакта.
По предложению Луи Барту пакт должен был включать Германию, СССР, Поль-
шу, Литву, Латвию, Эстонию, Финляндию и Чехословакию. Участники пакта
в случае нападения на одного из них должны были автоматически оказы-
вать стороне, на которую совершенно нападение, военную помощь.
Франция брала на себя гарантию выполнение пакта, не будучи его
непосредственным участником. Из такого положения следовало, что в слу-
чае, если бы кто-либо из участников пакта отказался выполнить поста-
новление о помощи стране, на которую напали, Франция обязана была бы
сама выступить против агрессора.
В мае 1934 г.в ответ на французские предложения Наркоминдел конс-
татировал готовность обсудить с Францией вопрос о подписании отдельно-
го пакта. После ряда бесед к концу июня удалось окончательно разрабо-
тать франко-советский проект Восточного пакта.
27 июня 1934 г. проект Восточного пакта был передан французским
правительством английскому. Проектом предусматривалось заключение двух
соглашений о взаимопомощи,связанных между собой в единую систему: _ .пакта
взаимопомощи между СССР, Германией, Польшей, Чехословакией, Эстонией, _ .Фин-
ляндией, _ .Латвией, _ .Литвой и франко-советского пакта о взаимопомощи.
Германия категорически отказалась стать участником пакта. Фашист-
ское правительство утверждало,что у него существует" страх перед со-
ветской агрессией",что "пакт служит делу окружения Германии". Страх,
надо признать, был весьма и весьма оправдан - СССР огромными темпами
милитаризировался, продолжались чистки и замены по всем слоям общест-
ва, роста пропаганда "великой безграничной державы".
- 5 -
Стремясь заручиться поддержкой Англии, Барту посетил Лондон. Одна-
ко в Лондоне его ожидал холодный прием. Посол Франции Корбэн сказал
Барту: "Ваше превосходительство,англичане будут считать вас лицом,вну-
шающим некоторое подозрение. Предложение заключить пакт с Россией бу-
дет очень плохо принято..." Слова посла полностью оправдались. Англия
твердо стояла на ногах и не могла не замечать двух потенциальных аг-
рессоров в Европе.
14 сентября 1934 г. заявило о своем отказе принять участие в Вос-
точном пакте правительство Польши. Поездка Барту по столицам Восточной
Европы не увенчалась успехом. В значительной мере все это объяснялось
противодействием английской дипломатии.
Характеризуя отношение Англии к организации системы коллективной
безопасности в Европе,советское полпредство сообщало в НКИД: "Английс-
кое правительство по существу всегда относилось к Восточному пакту не-
доброжелательно... Восточный пакт должен был бы сильно укрепить наши
международные позиции, обезопасить нашу западную границу и облегчить
наше положение на Дальнем Востоке... Восточный пакт,который неизбежно
должен был бы сцементировать все французские связи на Востоке и в
сильнейшей степени гарантировать безопасность самой Франции, способс-
твовал бы чрезвычайному росту французского международного могущества.
Именно поэтому британская дипломатия не могла относиться с горячностью
к Восточному пакту."
19 июня 1934 г. глава советского дипломатического представитель-
ства в Лондоне заявил постоянному заместителю английского министра
иностранных дел Ванситтарту, что общественное мнение /?!/ Советского
Союза "приписывает Англии подталкивание не только Японии, но и Герма-
нии к войне с нами и этим только объясняет сопротивление Англии Вос-
точноевропейскому пакту".
Заключение договора о коллективном обеспечении безопасности в
- 6 -
Европе, выдвинутого СССР совместно с Францией,было сорвано усилиями
Германии, Польши и Англии.
Учитывая это, сталинская дипломатия предприняла действенные меры
для заключения договора о взаимопомощи с Францией, а также для улуч-
шения отношений с рядом соседних стран.
9 июня 1934 г. были восстановлены дипломатические отношения между
СССР,Чехословакией и Румынией.