Роль государственной Думы в истории становления Российской государственности
Железногорский горно-металлургический колледж
Понимание роли и места органов народного представительства в политической системе современной России невозможно без всестороннего осмысления многовековой истории законодательных учреждений – от веча и боярской думы, до дореволюционных Государственных дум. Деятельность Боярской думы носила законосовещательный характер. Думские деятели участвовали в обсуждении вопросов законодательства, внешней политики, внутреннего государственного устройства, религии и прочее. «Рабочий» состав Думы, содержащийся в «разрядной росписи», в разное время насчитывал от 20 до 60 человек.. Заседания в летнее время начинались с восходом солнца, когда бояре ехали в Кремль «челом ударить государю», и длились около 7 часов. Затем думные люди с государем шли в церковь к обедне, после чего они возвращались домой, и с первым ударом колокола, заседание Думы возобновлялись и нередко длились до 11 вечера.
Заседания Думы не отличались спокойным ходом обсуждения: бывали и брань, и крики, родовитые бояре называли молодых и худородных членов Думы, выступавших против их мнения «смердами». Не обходилось иногда и без рукоприкладства, а уж схватить оппонента за бороду, порвать платье и вытолкнуть пинком из палаты неугодного противника – излюбленные приемы некоторых горячих думцев. К сожалению, такой характер заседания Дум проявляется и в наше время.
Функции Боярской думы – «царского синклита» были неотделимы от функций государства. В 1711 году в связи с образованием Сената Боярская дума была упразднена.
Революция 1905 – 1907 г. вызвала усиление карательных функций всех звеньев правительственного аппарата. В то же время правительство стало прибегать к более гибким формам борьбы. Уже на втором месяце революции было объявлено о подготовке А. Г. Булыгиным законопроекта о высшем законосовещательном органе, названом булыгинская Государственная дума.
При выборах в Думу была установлена система курий, т.е. распределения избирателей по сословным и имущественным признакам.
I Государственная дума действовала всего 72 дня – с 27 апреля по 8 июля 1906 г. Самой большой фракцией Думы первого созыва была кадетская. Основным вопросом I Думы был аграрный. Дума рассмотрела ряд других вопросов и проектов, имевших актуальное значение (об отмене смертной казни, о гражданском равноправии, ассигновании сверхсметных кредитов на продовольственную помощь голодающим и т.д.). Но правительство не желало считаться с мнением Думы. Оно стремилось занять Думу рассмотрением мелких законопроектов («думской вермишели»). Недовольное характером деятельности Государственной думы правительство подготовило её роспуск.
В условиях спада революции в начале 1907г. правительство провело выборы во II Государственную думу (20 февраля – 2 июня 1907г. ). Кадеты сохранили руководство во II Думе. Основным вопросом оставался аграрный, по которому каждая фракция предложила свой проект. Во II Думе рассматривались продовольственный вопрос, роспись бюджета на 1907 год, исполнение государственной росписи, набор новобранцев, отмена чрезвычайного указа о военно – полевых судах, реформа местного суда. II Дума не оправдала надежд правительства. Аппарат Министерства внутренних дел в тайне от Думы подготовил проект нового избирательного закона, который был настолько реакционным, что его охарактеризовали как «бесстыжий» проект.
III Государственная дума просуществовала с 1ноября 1907 до 9 июня 1912 года (пять сессий). Она утвердила многочисленные законопроекты правительства, направленные на усиление администрации, полиции, жандармерии, увеличения ассигнований на строительство тюрем.
Ежегодно Дума утверждала бюджеты государства. Ввиду истечения полномочий членов Государственная дума третьего созыва прервала свою деятельность 9 июня 1912 года. Избирательная компания в IV Государственную думу проходила в обстановке нового подъёма революционного движения масс. Заседание IV Государственной думы открылись 15 ноября 1912 года. Она обсуждала законопроекты, рассматривала и утверждала государственные росписи доходов и расходов, обсуждала запросы членов о незаконных действиях властей. Дума прекратила свою деятельность в связи с революционными событиями 1917 года.
И вновь Государственная Дума, как законодательный орган в Российской Федерации, был учрежден Конституцией Р.Ф, 1993 года
Государственная дума состоит из 450 депутатов, избирается на 4 года. Лишь Государственная дума первого созыва (1993 – 1995 ) была избрана на двухлетний срок. На выборах 1993, 1995 и 1999 г. использовалась смешанная система, т.е. одна половина депутатов избиралась на основе мажоритарной системы, а другая половина – на основе системы пропорционального представительства по общефедеральному избирательному округу. Депутаты Государственной думы работают на профессиональной основе. Они не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой.
Основной задачей Государственной думы является рассмотрение и принятие федеральных законов. К ее ведению относятся: согласие на назначение президентом главы правительства, решение вопроса о доверии правительству; назначение на должность председателя Центробанка РФ; уполномоченного по правам человека, председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; объявление амнистии и выдвижение обвинения против президента РФ для отрешения его от должности.
В заключении можно сделать вывод, что « Государственная дума» термин относительно не новый. Дума начала свое существование с X столетия. Затем в 1711 г. на смену Боярской Думы пришел Сенат, и она прекратила свою деятельность. В начале двадцатого столетия вновь возникла необходимость в учреждении Государственной Думы. Революционные события 1917 года упразднили деятельность Думы. В конце двадцатого столетия в России вновь возникла необходимость в учреждении Государственной Думы
В данный момент в России только происходит становление законодательной власти. У нас она не имеет таких высоких традиций, как в Англии и в других странах Западной Европы. Но с каждым годом Государственная дума становится все более профессиональной, и это отражается на ее нормотворческой деятельности.