Начало смутного времени в России: правление Бориса Годунова и появление первого самозванца
1. Вступление
2. Кратковременное правление Федора Иоановича
3. Борьба за царский престол
4. Воцарение Бориса Годунова
5. Правление Бориса Годунова
6. Усиление общественных противоречий
7. Голод 1601-1603гг
8. Голодные бунты
9. Оценка деятельности Годунова историками
10. Начало «смуты». Появление Лжедмитрия I
11. Воцарение и правление Лжедмитрия I
12. Заговор против Лжедмитрия и его свержение I
13. Василий Шуйский у власти…
Вступление…
История полна загадок и неожиданностей. Тем не менее, все они, как в зеркале, отражают нравы, обычаи и интересы общества, в котором возникли. Таким образом, изучая события того далекого времени, мы получаем относительно полную и объективную картину жизни. На фоне истории всегда были личности, которые по некоторым причинам выделялись из числа остальных: некоторые – своей мудростью, другие – жестокостью и т.д. Меня более всего привлекла личность Бориса Годунова, его политика и преобразования, сделанные за годы правления. А, кроме того, люди, промелькнувшие на историческом фоне за этот период, также отличались своей неординарностью, соответствуя своему времени. Правление Бориса Годунова стало периодом, повлекшим за собой глобальные изменения в судьбах страны …
Кратковременное правление Федора Ивановича
В припадке гнева Иван Грозный убил своего старшего сына Ивана, такого же крутого нравом, как и его отец. В 1584 г. на престол взошел другой сын Грозного, Федор. Оставался, однако, еще и малолетний Дмитрий от последней жены Ивана IV из рода Нагих. В отличие от отца Федор обладал мягким нравом, был, по выражению современников, «кротким» царем. Но Федор Иванович совершенно не любил государственные дела, быстро уставал от них. Он предпочитал проводить время в церкви, за тихими беседами, в покое. Основные государственные заботы и власть вместе с этим перешли к шурину (брату жены) царя Борису Годунову. Государь очень любил свою супругу Ирину, а Годунов, в свою очередь, имел на сестру большое влияние. Власть Бориса Годунова всилу его личных качеств в тот период главным образом держалась на родстве с женой царя.
6 января 1598г умер царь Федор Иванович. Между тем у Федора и Ирины детей не было, и среди знати постоянно возникали требования о расторжении этого бездетного брака. Сам царь и, понятно, особенно Годунов всячески противились этому. Бездетному Федору должен был наследовать младший сын Грозного Дмитрий.
В 1591 г в результате угличской драмы погиб малолетний Дмитрий, законный наследник царского престола. Обстоятельства этого дела полностью не ясны. Официальная версия гласила, что царевич в припадке падучей болезни (которой наградил его отец) упал на нож и зарезался. Однако в самом Угличе произошел мятеж, поскольку молва вполне определенно называла виновниками убийства царевича подосланных Годуновым людей. Скорее всего, так и было. За мятеж угличан строго наказали, многих выселили. Существует и еще одна версия, что царевич был спрятан, а убит другой ребенок.
Борьба за царский престол
Смерть Дмитрия и Федора приближала исполнение властолюбивых замыслов Годунова. С этим событием прекратила свое существование многовековая династия Рюриковичей. Это было очень серьезно для страны с уже устоявшимися представлениями о совершенной необходимости царской власти, о том, что править в Москве могут только лица определенной династии, что страна в определенной мере не просто Россия, а их законная вотчина. Царь имеет право на жизнь и смерть, собственность любого. Царь — божий помазанник: его власть от бога, а потому он должен быть из определенной династии. Сознание, не только народа, но и знати было почти полностью проникнуто религиозными догмами, верой в сверхъестественное, в различные события нравственно-религиозного характера (например, несправедливый развод с супругой, несоблюдение церковного обета и прочее), которые могут иметь важнейшее значение для страны. С другой стороны, всяческие бедствия объяснялись господним гневом за те или иные грехи. Следовательно, за грехи царя могла страдать от бога вся держава. В этих условиях пресечение династии давало пищу для самых различных толкований, слухов, высказываний, юродствований и т. п.
Престол государя Руси оказался свободным. Загадочная смерть царевича Дмитрия в Угличе в 1591 г., выгодная Годунову, и смерть болезненного и бездетного царя Федора, поставили перед страной небывалую проблему: необходимость выбора царя.
Царь Федор Иванович не оставил письменного завещания. По поводу его последней воли существует 2 версии. Одна из них исходила от правительства Бориса Годунова и гласила, что Федор «оставил державу» своей супруге, родной сестре Бориса, а своими душеприказчиками назначил патриарха Иова и Бориса Федоровича. По другой версии, подкрепленной свидетельствами современников, Федор наказал Ирине «принять иноческий образ» и остаток жизни провести и монастыре.
С первого же дня междуцарствия началась упорная борьба между претендентами на обладание высоким троном государя. Среди желающих надеть на себя шапку Мономаха первыми называли представителей высшей знати – Федора Никитича Романова (родного племянника царицы Анастасии и двоюродного брата царя Федора) и «принцев крови» Василия, Дмитрия, Александра и Ивана Шуйских. Борис Годунов по своему родословию был одним из последних в ряду тех, кого аристократы считали достойным занять первое место в государстве. По их глубокому убеждению, царем на Руси мог быть только князь Рюрикович, а Борис, который происходил не от «царского корени», не мог и не должен был думать о царской короне. И все же в трудной, полной драматизма борьбе за корону, нелегкую победу, в конечном счете, одержал Годунов.
Таким образом, боярин Годунов приобрел исключительное влияние в царстве. Надо отметить, что Борис обладал серьезным государственным умом, хваткой, имел широкий кругозор. Дела России при нем пошли достаточно успешно. Страна отдыхала от бесконечных войн, казней, нестабильности, происходивших из-за взбалмошного характера Грозного. Постепенно заселялись покинутые села, началась колонизация Сибири.
Воцарение Бориса Годунова
За все время царствования Годунов сокрушил и избавился от многих политических противников и сумел окружить себя верными людьми. К концу царствования Федора и в Боярской Думе, и в Государевом дворе были сторонники Бориса, обязанные ему своим выдвижением и опасавшиеся перемен. Тем не менее со смертью Федора ситуация а Думе изменилась – сильно возросло влияние противников Бориса, группировавшихся на этот раз вокруг Романовых. Поэтому Годунов вопреки воле Федора не хотел пострижения вдовствующей царицы Ирины и надеялся временно закрепить за ней трон, с тем, чтобы потом получить его из ее рук. Возведению Бориса на трон всячески способствовал его преданный слуга – патриарх Иов, всецело обязанный правителю своим избранием на патриарший престол.
1 сентября 1598г в Новодевичий монастырь, где в то время вместе со своей сестрой, все же ушедшей в монастырь 15 января 1598г, находился Борис Годунов, отправилась депутация во главе с Иовом. После торжественного «моления» Борис милостиво согласился венчаться на царство «по древнему обычаю». Через 2 дня в Успенском соборе Кремля состоялась коронация Годунова. По этому обычаю многих представителей феодальной знати царь пожаловал новыми думными чинами. Не обошел вниманием и своих противников: боярство было «сказано» Александру Никитичу Романову, окольничими стали Михаил Никитич Романов и Богдан Яковлевич Бельский. Выдано было тройное жалование боярам, дворянам, дьякам. Годунов торжественно объявил об амнистии и отмене смертной казни на 5 лет.
Патриарха Иова Борис отблагодарил особо. В 1599 ему была дана жалованная грамота, по которой монастыри с крестьянами и все слуги первосвятителя освобождались от их суда (кроме дел о душегубстве) и подлежали теперь только патриаршему суду.
Итак, Борису Годунову удалось преодолеть преграды на пути в высшей власти, не прибегая к насилию, без кровопролития сломить сопротивление бояр. Он был умным политическим деятелем и стремился к стабилизации своей власти путем консолидации всего правящего класса.
Правление Бориса Годунова
Бориса не покидал страх перед тайными кознями бояр. Подозревая их в двуличии и стремясь узнать о злых умыслах недругов, он стал подстрекать холопов к доносам на своих господ. Так родилась система слежки и доносов: доносили друг на друга именитые, священники, жены на мужей, дети на отцов, причем в большинстве своем доносы были ложными.
При коронации Борис дал обет править милостиво, и первые 2 года его правления были спокойными. Но уже в 1600г разразился первый политический кризис, жертвой которого стал родственник нового царя Богдан Бельский, решивший самостоятельно править в основанном им городе недалеко от Азова, Цареве-Борисове. Бельский был схвачен и подвергнут особому наказанию: его выставили к позорному столбу и волос за волосом выщипали всю бороду, затем он был лишен думного чина и отправлен в ссылку в Нижний Новгород.
Потом начались преследования семьи Романовых, обвиненных в покушении на царскую семью. Опальным братьям грозила смертная казнь, но Борис от публичной казни воздержался. Федора Никитича Романова под именем Филарета постригли в монахи и отправили в ссылку в отдаленный Антониево-Сийский монастырь. Младших братьев также отправили в ссылку. Трое из них: Александр, Михаил и Василий – вскоре умерли в изгнании.
Особенно жестоко он расправился с семьей крупнейших и родовитейших бояр Шуйских, имевших большой авторитет в стране за полководческие заслуги Петра Ивановича Шуйского и его сына Ивана Петровича.
Однако такая тактика Бориса была обусловлена и его болезнью, бывшей одной из причин, побудивших его устранить с политической арены Бельского и Романовых. Первый добивался популярности у армии, а у других болезнь царя возрождала надежды на обладание престолом. Малолетний сын Бориса, Федор, не смог бы удержать трон после смерти отца, поэтому для Годунова очень важно было избавиться от опасных претендентов вовремя.
Правительство Годунова стремилось к поддержанию мирных отношений с соседями и сумело добиться не только некоторой мирной передышки, но и подальше отодвинуть восточные границы страны. Борис поддерживал добрососедские отношения с Крымским ханом и османским султаном, сумел урегулировать спорные вопросы с польским королем. В 1601г Россия подписала 20-летние перемирие с Речью Посполитой.
Годунов поощрял экономические, культурные и торговые отношения со странами Западной Европы. Для торговли с ганзейским городом Любеком он попытался наладить морское сообщение через Ивангород, но эта попытка была неудачной, так как шведы блокировали Ивангород с моря, ссылаясь на условия Тявзинского договора. Для укрепления международных позиций своей семьи Борис сделал попытку породниться с датским королем. В 1602г в Москву прибыл брат короля герцог Ганс в качестве жениха царевны Ксении. Но планам царя не суждено было осуществиться: после месяца пребывания в Москве Ганс заболел неизвестной медикам желудочной болезнью и умер.
Борис Годунов был первым русским правителем, решившимся отправить дворянских «ребят» за границу «для науки разных языков и обучения грамоте». При нем успешно развивалось книгопечатание. Борис хотел также создать в России школы, и даже университет по европейскому образцу. В 1600 в Германию им был послан немец Иоанн Крамер, которому было поручено подобрать и привести в Москву профессоров и докторов. К сожалению, эти его планы не были претворены в жизнь из-за сильного ортодоксального противодействия духовенства, полагавшего неразумным поручение католикам и лютеранам обучать юношей.
Также большое внимание царь уделял благоустройству столицы. При нем в Кремле был построен водопровод с мощным насосом. Вода теперь «великой мудростью» поднималась по подземелью на Конюшенный двор. Возле Архангельского собора были построены обширные палаты для приказных военных ведомств, а в Китай-городе на месте сгоревших торговых рядов возникли каменные лавки. Старый обветшалый мост через Неглинную был заменен широким мостом, по краям которого были выстроены торговые помещения. На Красной площади было сооружено каменное Лобное место. Также Борис приказал надстроить столп колокольни Ивана Великого, и сам заложил крепость в Смоленске. В ее сооружении принимали участие «все города Московского государства». Увенчанная 38 башнями, эта крепость стала мощным оборонительным форпостом на западе страны.
Усиление общественных противоречий
Оскудение и разорение России при Иване Грозном между тем даром не прошло. Крестьяне массами уходили на новые земли от крепостей и государственной тягости. Эксплуатация оставшихся усиливалась. Земледельцы были опутаны долгами и повинностями. Все более затруднялся переход от одного помещика к другому. При Борисе Годунове было издано еще несколько указов, усиливающих крепостную неволю. В 1597г – о пятилетнем сроке поиска беглых, в 1601—02 – об ограничении перевода крестьян одними землевладельцами от других. Желания дворянства исполнялись. Но общественная напряженность от этого не ослабевала, а лишь росла.
Главной причиной обострения противоречий в конце XVI – начале XVII вв. было усиление крепостной тягости и государственных повинностей крестьян и горожан (посадских людей). Большие противоречия были между московским привилегированным и окраинным, особенно южным, дворянством. Составившееся из беглых крестьян и иных вольных людей, казачество представляло собой горючий материал в обществе: во-первых, у многих были кровные обиды на государство и бояр-дворян, во-вторых, это были люди, главное занятие которых составляли война и грабеж. Сильны были интриги между различными группами бояр.
Голод 1601—03гг.
В 1601-03 гг. в стране разразился небывалый голод. Это непредвиденное трагическое событие сыграло едва ли не роковую роль в судьбе царя.
Сначала шли проливные дожди 10 недель, потом, в конце лета, мороз повредил хлеб. На будущий год опять неурожай. Наступил страшный голод, о котором Н.М.Карамзин писал: «Тогда началось бедствие, и вопль голодных встревожил царя. Не только гумна опустели, и четверть ржи возвысилась ценою от 12 и 15 денег до 3 рублей. Борис велел отворить царские житницы в Москве и других городах; убедил духовенство и вельмож продавать хлебные запасы свои также низкою ценою; отворил казну: в 4-х оградах, сделанных близ деревянной стены московской, лежали кучи серебра для бедных: ежедневно, в час утра, каждому давали 2 московки, деньгу или копейку, – но голод свирепствовал: ибо хитрые корыстолюбцы обманом скупали дешевый хлеб в житницах казенных, святительских, боярских, чтобы возвышать цену и торговать им с прибытком бессовестным: бедные, получая в день лишь копейку серебряную, не могли питаться…» Последствия были тяжелыми, несмотря на все мероприятия, призванные облегчить положение простых людей. Только от болезней, последовавших за голодом, в одной Москве умерло около 130 тысяч человек, в селах и в других областях от голода и холодов еще несравненно более, зимой люди десятками замерзали на дорогах.
Голодные бунты
Многие от голода отдавали себя в холопы, и, наконец, нередко господа, не в силах прокормить скот, выгоняли слуг. На окраины, особенно южные и юго-западные бежало множество людей. Там скапливался горячий материал, готовый вспыхнуть в любое время. Начались разбои и волнения беглых и гулящих людей, которые действовали под самой Москвой и в бою с царскими войсками даже убили воеводу Басманова. Бунт подавили, а его участники бежали на юг, где присоединились к войскам самозванца, Болотникова и другим. Отряды разбойников нападали на помещиков и богачей, забирая у них прошлогодние продовольственные запасы.
В 1603г началось восстание Хлопка. Оно вспыхнуло в юго-восточных уездах страны, где собрались тысячи холопов, из которых, судя по прозвищу, вышел их предводитель, и других обездоленных людей. Восставшие громили дворянские имения. Их отряды собрались в огромное и двинулись к столице. Против “воров” было брошено большое войско во главе с молодым талантливым полководцем, окольничим И.Ф.Басмановым. В октябре 1603г оба войска сошлись к западу от Москвы. Повстанцы неожиданно напали на авангард Басманова, разгромили его, погиб и главнокомандующий. Сражение основных сил было ожесточенным и кровопролитным. Лишь с большим напряжением правительственное войско одолело сермяжную рать Хлопка. Его взяли в плен и казнили, как и многих повстанцев. Но другие спаслись, бежали туда, откула пришли: на юго-западные окраины.
Голод и другие несчастья обострили все противоречия. Народ связывал бедствия страны с убийством Дмитрия и неправедным воцарением Годунова. Восстание Хлопка было кульминацией “голодных бунтов” 1601-03 гг и в дальнейшем переросло в движения времени самозванцев.
Оценка деятельности Годунова историками
Многогранную деятельность Годунова современники оценивают противоречиво. Для князя И.А.Хворостина Борис хотя и «лукав нравом», но и «боголябив», борец с мздоимством и укротитель лихоимцев. Согласно мнению Авраамия Палицына, он был «разумен в царских правлениях», знаменит по всему свету. Дьяк Иван Тимофеев обличал Годунова как «злоковарного» правителя и воздавал должное его правому суду и миролюбивой внешней политике. По поводу этих высказываний А.А.Зимин писал: «…если их сопоставить с реальной деятельностью Бориса Годунова 80-90 годов, можно найти отражение действительных фактов, свидетельствующих, что перед нами незаурядный политик. Острожный, проницательный, вероломный, щедрый, Борис умел быть всяким, точнее, таким, каким требовали обстоятельства. Этим он обязан природному уму и непреклонной воле».
Начало «смуты». Появление Лжедмитрия
В этот критический для Бориса момент в Москву пришло неожиданно для всех известие, что последний сын Ивана Грозного, царевич Дмитрий, жив, что 15 мая 1591г в Угличе погиб не законный наследник русского престола, а неизвестное подставное лицо. Утверждалось также, что царевич под чужим именем скрывался от своих врагов и в последнее время, уже, будучи взрослым, объявился в пределах Польско-Литовского государства, где нашел высокое покровительство короля Сигизмунда III. Про Дмитрия в Москве вспоминали лишь дважды: на второй день после смерти Федора и во время тяжелой болезни Бориса. И теперь, спустя несколько лет, его призрак воплотился в живом человеке, открыто называвшем себя законным наследником русского престола.
Было известно несколько версий о человеке, одиннадцать месяцев занимавшем первое место в России. В его лице пытались видеть:
поляка или литовца по происхождению, чуть ли не внебрачного сына польского короля Стефана Баторина, специально подготовленного иезуитами;
неизвестного русского, найденного для этой роли боярами, чтобы свергнуть Бориса Годунова;
истинного представителя великокняжеской династии Рюриковичей, спасенного от убийц в Угличе;
и, наконец, Григория Отрепьева, беглого дьякона московского Чудова Монастыря, выдававшего себя за сына Ивана IV – Дмитрия.
Наиболее правдоподобной оказалась последняя версия. Сначала московские власти считали самозванца безвестным вором и баламутом. Потом, после тщательного расследования, в результате полученных сведений о похождениях реального Отрепьева и показаний его матери, дяди и других родственников была установлена подлинная личность лжецаревича.
В миру – Юрий, в монашестве – Григорий, Отрепьев был сыном мелкого обедневшего Галицкого дворянина Богдана Яковлевича Отрепьева, дослужившегося до стрелецкого сотника. Малолетнего Юшку воспитывала мать, так как отец был убит в пьяной драке не за долго после рождения сына. Позже отрок отправился в Москву, где служил у бояр Романовых и у князя Бориса Черкасского, которые в 1600г попали в опалу. После службы у бояр Юрий постригся в монахи под именем Григория. Что побудило его к этому шагу точно не известно.
Молодой чернец Григорий скитался по разным монастырям, попав, наконец, в столичный Чудов монастырь, где на первых порах жил в келии под началом своего дела Замятни.
Здесь в полной мере проявились его способности. Очень скоро их заметил сам патриарх Иов, посвятив чернеца в диаконы, взял его к себе для книжного дела. Владея каллиграфическим подчерком, тот не только переписывал книги на патриаршем дворе, но даже сочинял каноны святым, причем делал это лучше многих других книжников того времени. Добившись милостивого доверия патриарха, Григорий часто сопровождал его в царский дворец, где сумел вникнуть в суть придворных интриг и неоднократно слышал имя царевича Дмитрия. В тот период у него и созрело решение присвоить себе имя давно погибшего царевича. И как только решение стало окончательным, он в феврале 1602г бежал за рубеж.
После скитаний по русским монастырям Отрепьев смело подался к запорожским казакам, в отряд знаменитого в то время старшины Герасима Евангелика. Здесь расстрига научился владеть мечом и ездить верхом, набрался воинской отваги и сноровки.
Затем он объявился в Польше, сменив доспехи воина на польскую и латинскую грамматику, которую с прилежанием штудировал в волынском городке Гощи. Оттуда Григорий поступил на службу к пану Вишневецкому, имевшему большое влияние при дворе. Новый слуга в панском доме, по описаниям Карамзина, не отличался красотой: был среднего роста, имел широкую грудь, рыжеватые волосы, белое круглое лицо, совсем непривлекательное, глаза голубые, но без огня, с тусклым взором, нос у него был широким, он имел бородавки под правым глазом и на лбу и также одну руку короче другой. Однако все эти физические недостатки заменялись живостью и пытливостью ума, красноречием, талантливостью и способностями к языкам.
Бытует легенда, что хитрец, заслужив внимание и расположение своего нового хозяина, притворился смертельно больным, на исповеди «открыл» свою тайну духовнику, что он — «чудесно спасшийся Дмитрий». Тот не замедлил сообщить эту потрясающую новость пану Вишневецкому. Авантюра попала на нужную почву. Благодетель не мог не воспользоваться возможностью угодить будущему русскому царю, он предоставил «Дмитрию» великолепное жилище, богатую одежду и по всей Литве и Польше разнес весть о появлении чудесно спасшегося царевича. И кроме него нашлось достаточно охотников помочь «Дмитрию» вернуть законный престол: активное участие в судьбе изгнанника приняли брат Адама Вишневецкого, Константин, и его тесть сандомирский воевода Юрий Мнишек.
Представ перед польским королем Сигизмундом III, самозванец довольно связанно поведал о тайнах московского двора, но путано излагал рассказ о своем счастливом спасении. Избегая называть факты, имена, даты, он признавал, что его спасение остается тайной для всех, даже для его матери, до сих пор томящейся в одном из русских монастырей. Однако все же довольно продуманной версии у него не получилось. Данная исповедь, до сих пор не переведенная с латыни, производит довольно странное впечатление.
Для короля такая версия не имела большого значения. В личности самозванца он видел своего союзника, к тому же он придерживался враждебной точки зрения по отношению в России. По наущению иезуитов Сигизмунд решился на поддержку «Дмитрия», под маской добрососедства он попытался раздуть междоусобную войну, не решаясь открыто нарушить 20-летнее мирное соглашение, подписанное им с Борисом Годуновым. Таким образом, король признал в самозванце царевича Дмитрия, определил ему годовое содержание в 40 тысяч злотых, велел Вишневецким, Мнишеку и другим дворянам составить ему рать и выступить против Бориса.
После королевской аудиенции по настоянию папского нунция Лжедмитрий втайне отрекся от православия и принял католичество.
Юрий Мнишек, человек чрезвычайно жадный и честолюбивый, стал верный союзником Лжедмитрия в реализации его планов. Для извлечения из этого партнерства наибольшей выгоды он решил породниться с будущим русским царем. Для этого он задумал брак с ним своей красавицы дочери Марины, которая была, не менее честолюбива и расчетлива. Таким образом, ее объявили невестой Лжедмитрия, а их законный брак условились оформить после занятия самозванцем престола в Москве. При этом Мнишек предъявлял будущему зятю целый список условий, которые тот должен был беспрекословно принять. Одним из этих условий было то, что после воцарения «царевич» обещает выслать Марине драгоценности из московской казны, а также уступает будущей супруге Новгород и Псков со всеми уездами и пригородами, чтобы «она могла судить и рядить в них самовластно». Также в грамоте, подписанной 12 июня 1604г, сам Лжедмитрий отдавал Мнишеку в наследственное владение Смоленское и Северское княжества, кроме некоторых уездов, уже обещанных королю Сигизмунду.
В конце августа 1604 войско самозванца выступило из Львова. На русских окраинных землях он встретил мощную поддержку от казаков, южных дворян, которые были недовольны засильем московских дворян, горожан. Откликаясь на грамоты - призывы о присоединении, эти люди надеялись, что он облегчит их положение, сбросит власть Годунова и его бояр. Многие из народа очень хотели верить, что это и есть настоящий царь, они видели в нем «доброго царя», нужно только «восстановить» его на престоле «прародителей своих», и все будет хорошо. Такая ситуация легко объяснялась: и притеснения народа, и трудная жизнь, и голод, и прочее. Тем более что «царевич» обещал им льготы и облегчение в налогах. Не прочь воспользоваться случаем были многие бояре, недовольные Годуновым.
Лжедмитрию один за другим сдавались города – Моравск, Чернигов, Путивль, Курск и другие. Естественно, что правительство Годунова было крайне не довольно сложившейся ситуацией, тем более что Борис не верил в воскрешение царевича.
Таким образом, под гнетом обстоятельств 21 января состоялась битва в Добрыничах. Она началась атакой самозванца, который действовал, смело, находясь, все время среди воюющих. Царская конница была смята, и победа самозванца казалась очевидной. Но правительственными войсками была применена хитрая тактика, обратившая противника в бегство. Царские воеводы не преследовали отступавших, посчитав Лжедмитрия убитым. Но он на раненном коне сумел добраться в Севск, а оттуда ночью с остатками своих войск бежал в Рыльск, а оттуда в Путивль. Победители жестко расправились с местными жителями, подвергнув их мучениям и казнив. Такое поведение власти еще более усилило народную ненависть к ней, укрепив позиции Лжедмитрия.
К февралю 1605г к его отрядам присоединяются казаки, постепенно на его сторону перешли недовольные дворяне и бояре. Вскоре «царевич» уже располагал 15-тысячным войском. Народная поддержка оказалась столь велика, что он вновь оправился на Москву. Города присягали ему.
Кончина Бориса Годунова. А в Москве в это время царь Борис, прежде деятельный и энергичный, все более отдалялся от дел. Силы его, как физические, так и умственные, угасали с каждым днем. Подверженный суевериям, лишенный опоры в своем ближайшем окружении, он все больше склонялся к чернокнижию и прорицателям. Предчувствуя близкий конец, мучительно думал о спасении в будущей жизни и искал ответы в предсказаниях богословов и юродивых людей.
Борису Годунову исполнилось 53 года. Недуги, в частности подагра, беспокоили его и раннее. Теперь же его физические и душевные страдания возросли. Утром 13 апреля 1605г он с боярами занимался делами в Думе, потом принимал знатных иноземцев, обедал с ними в Золотой палате. Встав из-за стола после трапезы, Годунов вдруг почувствовал себя плохо – кровь пошла у него изо рта, носа, ушей. Врачи не смогли ему помочь, он стремительно терял память и успел только благословить сына Федора на трон. Через 2 часа после этого он скончался, не приходя в сознание.
Федор Годунов получил неплохое образование, так как отец с самого начала готовил его на царство. Известна даже карта России, составленная юным Федором и изданная Гергардом в 1614г.
Присяга Федору прошла в Москве без особых затруднений. Чтобы успокоить население, в те дни были розданы огромные суммы на помин души Бориса. Однако несовершеннолетний сын Годунова власти не имел. Скоро Годуновы окончательно утратили контроль над ситуацией, прежде всего, лишившись поддержки армии, не без участия Петра Басманова.
1 июня в подмосковное село Красное прибыли посланцы Лжедмитрия Гаврила Пушкин и Наум Плещеев. Им удалось очень быстро давно назревавшее восстание. Жители села двинулись к столице, к ним присоединились москвичи. Стража пыталась задержать толпу, но восставшие смяли ее, проникли в Китай-город и заняли Красную площадь. Посланные против толпы стрельцы оказались бессильны что-либо сделать. С Лобного места были зачитаны грамоты-послания Лжедмитрия, в которых им были обещаны всевозможные милости всем жителям столицы, включая и бояр, и черных людей. Возможно, что царю Борису и удалось бы справиться с мятежом или, во всяком случае, захватить Москву оказалось бы очень сложным делом.
С въездом в столицу Лжедмитрий решил не спешить, стремясь обеспечить себе свободный беспрепятственный путь, он послал с этой целью Василия Голицына, который должен был обеспечить ему безопасность от возможных оказий. Первым делом посланцы самозванца арестовали патриарха Иова и с позором отправили его в один из отдаленных монастырей. Этот человек был опасен тем, что близко знал диакона Григория и мог опознать его в Лжедмитрии. Царевич Федор и его мать были задушены. Прах Бориса также не был оставлен в покое. Его труп был извлечен из Архангельского собора Кремля и вместе с останками сына и жены похоронен на простонародном и заброшенном кладбище за пределами города.
На этом факте трагически завершилось 20-летнее правление семьи Годуновых. За период царствования Бориса Годунова – первого выборного царя – в судьбах страны произошли существенные изменения: были расширены и упрочены дворянские привилегии и укрепились крепостнические порядки в деревне. Это дало Борису поддержку феодалов, но восстановило против него социальные низы общества.
Воцарение и правление Лжедмитрия I
20 июня 1605г самозванец, не встретив никакого сопротивления, вошел в Москву как законный царь. Жители встречали его хлебом, солью, признавая его прирожденным государем. Духовенство – повсеместным колокольным звоном. Его «опознала» также и инокиня Марфа, ставшая монахиней царица Мария Нагая, мать убитого Дмитрия. Он, как почтительный сын прошел с непокрытой головой около кареты царицы-матери. Вскоре после этого «признания» состоялось венчание на царство.
Однако, как и многие из баловней судьбы, Отрепьев считал, что свалившаяся на него удача — результат его личных качеств, а не исключительное стечение обстоятельств. Вместо того чтобы вникнуть в государственные дела, понять новую свою роль, он принялся пировать. Пришедшие с ним поляки притесняли и обижали народ.
Самозванец начал собственную политику правления. На место патриарха Иова он назначил рязанского архиерея Игнатия, «лукавого и изворотливого грека». Пока же он мог ввести католическую веру, как обещал папскому нунцию, он решил поддерживать связь с иезуитами и даже разредил им жить в Кремле, завести там свою церковь и вести там богослужения по своим канонам. Кроме этого Лжедмитрий решил привлечь на свою сторону бояр, особенно пострадавших от Бориса: Нагие, Романовы и другие были возвращены из ссылки.
В решении государственных вопросов новый царь независимость от бояр, которые, не уставая, дивились его уму и способности решать трудные дела быстро. Лжедмитрий лично дважды в неделю принимал челобитные, ежедневно бывал в Думе и всей своей деятельностью проявлял все большую самостоятельность. Он считал, что необходимо установить более тесные контакты с Западом, приобщиться к культуре более образованных народов и в союзе с европейскими государствами изгнать турок из Европы.
Кроме этого царь проводил политику, направленную на упрочнение собственного авторитета в глазах простого народа. Он лично выслушивал все жалобы и просьбы, отменил казни, пытался облегчить положение служивых людей, сделал суд бесплатным, начал борьбу с лихоимством, принимал меры, направленные на смягчение холопства, дал свободу тем, кто попал в холопство в годы голода, освободил на 10 лет от налогов жителей Камаринской волости на юго-западе. Но в целом новый царь продолжал крепостническую политику: срок «урочных лет» он увеличил с 5 до 5.5-6 лет, жаловал дворян и польских шляхтичей землями с крестьянами и т.д. Из армии по его приказу «выбили» крестьян, холопов, посадских людей, вчерашних союзников. Он распустил и казачье войско.
Сильное неудовольствие москвичей было вызвано пренебрежительным отношением Лжедмитрия к русским обычаям, который порой вел себя легкомысленно, не считаясь с установившимися при русском дворе порядками. Так, во время царского обеда не по обычаю стала играть музыка, пелись песни. Перед обедом царь не молился, после обеда не умывал рук и не спал. Из дворца часто отлучался без сопровождающих.
Особенно всех горожан возмущало вольное поведение шляхов, пришедших вместе с самозванцем. Они буйствовали в Москве, затевая драки по поводу и без него. Народ был готов с оружием подняться на поляков по первому зову. Церкви не нравилась опасность усиления католического влияния. За год новый царь опустошил всю казну, которую Годунов так заботливо копил.
Таким образом, царь довольно быстро лишился славы хорошего и доброго государя. Восторги народа скоро сменились недоверием, неудовольствием и скрытой ненавистью.
Заговор против Лжедмитрия и его свержение
Почти через месяц в Москву приехала невеста Лжедмитрия Марина Мнишек, с которой прибыл ее отец и 2 тысячи поляков. Царь обвенчался с ней в «пятницу на Николин день», что было против устава и обычаев русской православной церкви. Женитьба на католичке, прибывшей к русскому царю с огромной свитой спесивых шляхтичей, вызвала новую волну недовольства среди жителей столицы. Этой ситуацией воспользовался боярский клан Шуйских для организации заговора против самозванца.
Заговорщики в урочный час ударить в набат и объявить народу, что поляки убивают государя. Затем людскую толпу направить для расправы над поляками, а самим ворваться в Кремль к самозванцу будто бы для его обороны, а на самом деле разом покончить с ним. Ночью 17 мая 1606г неожиданно зазвонили все московские колокола. Народ хлынул на Красную площадь. Там с мечами на конях уже были бояре, которые и послали толпу на расправу с поляками, а Василий Шуйский со своими ближайшими соратниками направился в Кремль. В царском дворце Лжедмитрий пытался бежать через окно, однако неосторожно упал и сильно ударился. Заговорщики не стали медлить, – они мечами зарубили его и уже мертвого сбросили с крыльца.
Резня продолжалась почти до полудня, за 17 мая было перебито много шляхов, но Марина Мнишек и ее отец остались живы – бояре укрыли их от расправы. Позже они были высланы в Ярославль.
Тело самозванца вместе с телом Басманова было выставлено на поругание на Красной площади, а через 3 дня сожжено. Прах смешали с порохом и выстрелили в ту сторону, откуда Лжедмитрий пришел в русскую столицу.
Московские бояре при поддержке горожан «прокричали» царем знатного боярина Василия Ивановича Шуйского, потомка Александра Невского. Они преследовали определенную цель: править самим при царе, не отличавшемся большими способностями. От нового царя даже потребовали письменного заверения в том, что он не будет ничего делать без их ведома. Однако с приходом нового правителя страна не успокоилась. Обиды, недовольство, стремление к «справедливости», которую разные группы понимали по-своему, и прочее вырвались, словно джинн из бутылки, лишь только пробка крепкой царской власти оказалась сорванной.
Василий Шуйский у власти…
Итак, Василий Шуйский пришел к вожделенной им власти. Свою присягу в том, что ему, «не осуди истинным судом боярами своими, смерти не придать, вотчин, дворов и животов у братьи его, у жен и детей не отнимать, если они с ним в мысли не были.… Да и доводов ложных мне, великолепному государю, не слушать, а сыскивать всякими сысками накрепко,…чтобы в том православное христианство неповинно не гибло; а кто на кого солжет, то, сыскав, казнить его, смотря по вине, которую он возвел напрасно», он приносил в Успенском соборе Кремля. Эта его так называемая крестоцеловальная грамота означала ограничение власти царя боярами, что вело к усилению феодального гнета. В принципе такой грамотой Шуйский расплачивался за помощь бояр в своем воцарении, однако, она не могла не повлиять на рост народного негодования. Кроме того, вера людей в правоту царя была подорвана еще и противоречивым поведением Шуйского во время авантюры Лжедмитрия, когда он сначала «опознает» «царевича», а затем объявляет его самозванцем. Приведенные доводы необходимо также дополнить и продолжающимся процессом закрепощения крестьян.
Летом 1606 г. на юго-западе страны на границе с Польшей начинается движение, которое переросло в мощное восстание против власти Шуйского. Население протестовало против его власти, свергало и убивало его воевод.
Вскоре у повстанцев появился предводитель – Иван Исаевич Болотников. Холоп А.А. Телятевского, богатого и знатного боярина, в молодости Болотников, во время военного похода, попал в плен к крымским татарам. Потом продан в Турцию, где стал гребцом на галерах. Как и многие другие невольники, он был освобожден моряками, напавшие на турок в море, и Болотников оказывается в Венеции, затем в Венгрии, Германии. Одно время он возглавлял 10-тысячный отряд запорожских казаков, воевавший против турок.
Восстание Болотникова – кульминация народного движения начала XVII в., невиданного ранее по своим масштабам. Основу его войска составили казаки, беглые люди, городская беднота. Его называют гражданской войной, поскольку в нее включились все сословия и социальные группы. Причем представители их оказались обоих лагерях – повстанческом и правительственном. Вся страна пришла в движение. Причинами гражданской войны были:
1. Обострение общественных и классовых противоречий, в первую очередь усиление крепостного и государственного гнета.
2. Пресечение династии московских царей и загадочная смерть царевича Дмитрия. Все это дало «идеологию» смуты, благодатную почву для самозванцев и борьбы за власть.
3. Ослаблению царской власти, кроме того, способствовала и быстрая смерть Бориса Годунова. Власть эта стояла над обществом и скрепляла его.
Болотников с войском идет из Путивля на Москву, по пути одержав несколько побед под Кромами, Калугой, Серпуховом. Другое войско во главе с Истомой Пашковым, веневским дворянином, идет, одерживая победы под Ельцом, селом Троицким, на Мценск, Тулу, Зарайск, Коломну, тоже на Москву. В его армию вливались дворянские отряды, недовольные правительством, в том числе рязанский отряд П.Ляпунова, тульский Г.Сумбулова. Болотников выдал себя за воеводу царя Дмитрия и требовал замены Шуйского «хорошим царем Дмитрием». Что такое хороший царь, различные участники движения понимали по-разному. Восстание продолжалось больше года и в центральных районах к нему присоединилось много крестьян, недовольных своей жизнью и боярами. Так, впервые, пожалуй, в истории России крестьяне вышли на политическую сцену.
В августе 1606г Болотников нанес, ряд поражений царским воеводам, а в октябре дворянские отряды Пашкова победили их недалеко от Коломны. В конце октября обе повстанческие армии соединились, составив войско в несколько десятков тысяч человек, и начали осаду Москвы. Войско расположилось в селе Коломенском. Осада 5 недель – до начала октября, происходили сражения, вылазки. В тот момент, поздней осенью и зимой 1606г, окончательно произошло размежевание разнородных классовых сил в стане восставших. Начались разногласия среди повстанцев, между их вождями Пашковым и Болотниковым. В конце концов, дворянские отряды перешли на сторону царя, а войско Болотникова стало более народным.
2-го декабря 1606г в решающем сражении под стенами столицы царские войска разбили Болотникова. Многие «болотниковцы» погибли, многие – казнены. Однако некоторым их них удалось спастись, и они бежали к Калуге и Туле. Болотников, прибыв в Калугу, сумел быстро мобилизовать свои поредевшие силы и организовать оборону города. Д.И.Шуйский, брат царя, блокировал город, провалив штурм. Но к восставшим подоспела помощь из других городов. Кровопролитное сражение в декабре 1606г закончилось страшным разгромом войск Шуйского. В руки повстанцев попадает артиллерия, много оружия, припасов.
Весной 1607 г. восставшим удалось снять осаду с города и уйти в Тулу, где Болотников объединился с предводителем других повстанцев Илейкой Муромцем, холопом Ильей Горчаковым. 21 мая 1607г повстанцы потерпели поражение под Каширой, и укрылись в Туле. Четыре месяца длилась осада, в которой принимал участие сам Василий Шуйский. Потери, страшный голод, наводнение, устроенное плотиной, выстроенной правительственными войсками на реке Упе, ниже города, вынудили осажденных пойти на переговоры с царем. Им пообещали сохранить жизнь и свободу, после чего они сдались (октябрь 1607г). Однако в отношении Муромца и Болотникова слово нарушили: первый был повешен у Даниловского монастыря в Москве, второй – сослан в Каргополь, а в последствии ослеплен, а затем утоплен.
Список использованной литературы:
1. Н.И.Костомаров «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей» – М.: Мысль (1993)
2. А.П.Сахаров, А.П.Новосельцев «История России с древнейших времен до конца XVII века» – М.: АСТ (1996)
3. А.П.Павлов «Государев двор и политическая борьба при Борисе Годунове (1584-1605) –Спб.: Наука (1992)
4. В.О.Ключевский «Русская история. Полный курс лекций» - М.:Мысль (1996)
5. С.М.Соловьев «Чтения и рассказы по истории России» М.: Правда (1990)
6. Б.В.Леванов «История России XI-XX вв. Курс лекций» – М.: Зело (1996)