От язычества к православию на Руси

I. Введение: история и культура
Культура всегда связана с историей, всегда подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества. Нельзя познать культуру не зная истории. При изменении исторических событий, меняется и культура. Развитие культуры есть, прежде всего, накопление культурных ценностей, отбор в мировом масштабе всего лучшего, что было создано человечеством. Между культурой прошлого и современной культурой существует не только прямая линия зависимости второй от первой, но и своеобразная “обратная связь”. Чем выше и значительнее идеи современности, тем больше мы способны увидеть и понять не замеченные ранее ценности в прошлом.
Изучение великих памятников культуры прошлого никогда не может завершиться, замереть, оно бесконечно и позволяет бесконечно углубляться в богатство культуры. Современное постоянно обогащает прошлое, позволяет глубже в него проникнуть.
Чувство значительности происходящего, значительности всего временного, значительности истории даже человеческого бытия не покидало древнерусского человека ни в жизни, ни в искусстве, ни в литературе
Древняя Русь оставила нам много кратких похвал книгам. В них подчеркивается, что книги приносят пользу душе, учат человека воздержанию, побуждают его восхищатся миром и мудростью его устройства. Книги открывают “розмысл сердечный”, в них красота, и они нужны праведнику, как оружие воину, как паруса кораблю.
Можно много говорить о разнообразных неувядаемых достоинствах многих произведений древнерусской литературы, но самое главное – это ее сильнейшее нравственное начало. Благодаря ему эта литература особенно ценна и для нас, для нашего времени.
Хотелось бы пока остановиться на двух великих произведениях Древней Руси: летопись “Повесть временных лет” и “Поучение” Владимира Мономаха.
“Повесть временных лет” определяет место славян и, в частности, русского народа, среди народов мира, рисует происхождение слявянской письменности, образование русского государства, события русской истории и т.д..
Из “Поучений” Владимира Мономаха мы узнаем на каких принципах основывалось учение подрастающего поколения, к чему призывали князья своих детей и какую роль оказало принятие христианства на воспитание и мировоззрение славян Киевской Руси.
) От язычества к православию на Руси.
Религией восточных славян было язычество. Истоки его уходят в далекое прошлое, а отголоски сохраняются до наших дней. Языческая культура была довольно развитой, имелись мифология, пантеон главных божеств, жрецы. Языческая дружинно-княжеская военная культура пришла на Русь из Скандинавии (с севера). Наиболее почитаемый был бог Перун - бог грома, покровитель дружинно-княжеских кругов. Процесс объединения восточнославянских племен в единое государство, рост городов требовали новой центральной цементирующей идеи, которой не было у язычества. Языческая религия, для которой характерно многобожие, не отвечало развивающимся феодальным отношениям и усилению княжеской власти.
Выбор религии.
Интересы государства требовали принятия всеми одной веры, веры, которая могла бы объединить разрозненные племена в один народ, чтобы вместе противостоять врагам и заслужить уважение союзников.
Но народы, жившие вокруг Руси, молились разным богам. Мусульмане – аллаху, иудеи – Иегове, христиане – христианскому Богу. И хоть все они признавали только одного истинного бога, но обряды и законы у всех них были разными. Поэтому выбрать какую-то одну из этих вер оказалось очень не просто. Сделать выбор религии предстояло Киевскому князю Владимиру (980-1015 г.-время княжения).
Ко времени Владимира в Киеве уже существовала небольшая христианская община. В торговой части города была возведена небольшая церковка пророка Ильи, в которой христиане из войска Игоря приносили клятву о соблюдении договора о мире и сотрудничестве, подписанном князем с Византией в 945 г.
В 956 г. приняла крещение княгиня Ольга (жена князя Игоря). Ольга развернула миссионерскую деятельность: разрушала языческие требища, возводила христианские храмы. Древние летописи говорят, что княгиня послала много злата во Псков для возведения храма Св. Троицы. В Киеве она освятила церковь во имя цареградской Софии.
Неоценимую услугу делу утверждения христианства среди славян оказала проповедническая миссия братьев салунских Кирилла и Мефодия, которые создали славянскую азбуку – кириллицу и глаголицу и перевели на славянские языки самые необходимые места церковных книг. Братья дали славянам богослужебную литературу.
Но все же с принятием христианства киевский князь медлил. Каждое посольство славило свою религию, пыталось склонить князя и его сподвижников на свою сторону. Послал Владимир десять мудрых мужей в чужие страны, чтобы увидели они все своими глазами. И нигде не понравилось им. Болгарские и немецкие церкви были малы и некрасивы, обряды не впечатляющи, а лица людей унылы. Зато пышность и богатство греческой столицы Константинополя, величие его храмов, важность и таинственность обрядов, красота пения потрясли послов. “Мы не знаем, были мы в то время на земле или на небе…” Это решило судьбу будущего христианства на Руси. Совет решил принять веру Христову от греков.
3) Принятие христианства на Руси.
Владимир задумал взять с бою новую веру: он хотел показать грекам, что, приняв их веру, останется попрежнему вольным русским князем и не будет подручником греческих царей. Владимир вторгся в византийские владения в Крыму, взял Херсон и стал диктовать свои условия: породниться с византийским императорским домом, жениться на царевне и принять христианство. Император был вынужден выдать за Владимира замуж свою сестру Анну.
В 988 г. князь Владимир крестился сам, а по возвращению домой прежде всего крестил детей своих. Затем со рвением взялся за искоренение язычества среди соплеменников. Перун был свергнут, брошен в реку Днепр. “И приставил Владимир к нему людей, сказав им: “Если пристанет где к берегу, отпихивайте его. А когда пройдет пороги, тогда только оставьте его”. Они же исполнили…” [ 3]. Распорядился князь, чтобы созвали всех киевлян в назначенный час к берегу Днепра.
”…вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ…Люди же крестившись, разошлись по домам. Владимир же был рад, что познал бога сам и люди его, посмотрел на небо и сказал: “Христос бог, сотворивший небо и землю! Взгляни на новых людей этих и дай им, господи, познать тебя, истинного бога, как познали тебя христианские страны. Утверди в них правильную и неуклонную веру…”. Сказав это, приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры”.[3]. На холме, где еще недавно возвышался Перун, выросла церковь святого Василия. Из Константинополя призвал Владимир искуссных зодчих, чтобы построили они каменный храм Богородицы. На его содержание велел князь отдавать десятую часть от доходов, потому и назвали церковь Десятиною.
Далее предстояло распространить новую веру по всему государству, “привести всю землю русскую к Богу, к свету истинному”. На месте бывших жертвенников вырастали церкви, украшенные иконами.
Но для такой огромной работы священников не хватало. Приехавших вместе с Анной духовных лиц было мало. Владимир пригласил из Болгарии клириков, ведущих богослужение на славянском языке. Вышли из киевского подполья прежде гонимые христиане, многие из которых стали священниками-миссионерами. А также “послал князь собирать у лудших людей детей и отдавать их в обучение книжное[E1]”.[3]. “Чтобы утвердить веру в знании книг божественных, великий князь завел для отроков училища, бывшие первым основанием народного просвещения в России”.[2].Так пришла новая вера, новая эра, изменившая жизнь и культуру на Руси.
4) Дальнейшее распространение христианства в Киевской Руси.
При Владимере крестилась, разумеется, не вся Русь. Сын Владимира Ярослав был достойным приемником отца. Летописец писал так: “…один землю распашет, другой ее засеет, третьи пожинают и едят пищу”. Владимир лишь распахал почву. А засеял ее, стал действительно основателем Русской церкви князь Ярослав.
Ярославу удалось объединить разобщенные княжеские уделы и стать монархом всей Руси. Он стремился сохранить это единство и понимал, что сильным оружием в этой борьбе может быть Церковь. Ярослав приложил немало усилий для укрепления христианской веры на Руси. В Киеве он заложил и построил великолепную церковь, украшенную мозаикой из смальты, настенной росписью, и посвятил храм святой Софии. Ярослав покровительствовал иконописцам, “выписывал” на Русь греческих певцов, обучавших киевлян церковному пению. Летописцы говорят, что великий князь создал и в Новгороде первое народное училище, где 300 отроков “ от старост и поповских детей постигали учение книжное”, нужное для священнического сана и гражданских служащих.
Если священников “среднего звена” можно было готовить в училищах из простолюдинов, то для высших церковных чинов это не подходило. Тут нужны были монахи из людей ввсшего сословия. И тогда стали возникать, расти монастыри, куда могли постричься и бояре, и княжеские дети, и провославные воины.
В 1062 году святым Феодосием был заложен знаменитый Печерский монастырь с общежительным строгим уставом. Много поучал Феодосий словом, но еще больше делом и примером своим. И богатые, и бедные, и князья, и простые люди, приходили к нему за советом и благословением; говорил он всем правду, не боясь сильных мира; никто не отходил от него без назидания, утешения или подаяния.
Много вышло из Печерской обители подвижников православной веры и епископов благочестивых. Живым словом и строгой жизнью они распространяли и растили ту велику силу, которая не раз выводила потом Русскую землю из горького безвременья, спасала ее от гибели.
5) “Поучение детям Владимира Мономаха”.
После смерти Ярослава (1054 г.) “встала между князьями рознь и усобица.” Если в междуусобной войне не хватало своей силы, то звали иноземцев. Иноземцы же опусташали Русскую землю не жалея, грабили ее, жгли города и села, избивали либо уводили в полон народ русский.
Спасением и избавлением от бед стал для Руси князь Владимир Мономах, внук Ярослава. Еще при жизни отца Всеволода Ярославича он прославился как бестрашный полководец, не раз усмиряя буйных сородичей и защищаясь от половцев. С первых дней княжения в Киеве Владимир Мономах проявил себя талантливым правителем государства. Все свои силы он сосредоточил на укреплении единной власти, сохранении единства земель и преобразовании страны.
Посвятив всю свою жизнь борьбе за независимость и процветание Руси, Владимир, конечно, не мог не задумываться о ее будущем. Он хотел,чтобы и при детях его Русь оставалась единной, сильной и хорошо управляемой.
Это заставило его взяться за составление наказа своим детям и потомкам, известного под названием “Поучение детям Владимира Мономаха”, в котором прослеживается, прежде всего, учение о почитании Единого Живого Бога, смирение перед Богом, кротость, любовь к окружающим, включая и врагов.”Страх божий и любовь к человечеству есть основание добродетели. Велик господь; чудесны дела его!”[2]. Описав в главных чертах красоту творения и благость творца, Владимир продолжает: “О дети мои! Хвалите бога! Любите также человечество. Не пост, не уединение, не монашество спасет вас, но благодеяния.”
“Научись, верующий человек, быть благочестию свершителем, научись по евангельскому слову, “очам управлению, языка воздержанию, ума смирению, тела подчинению, гнева подавлению, иметь помыслы чистые, побуждая себя на добрые дела, господа ради; лишаемый – не мсти, ненавидимый – люби, гонимый – терпи, хулимый – молчи, умертви грех”.[3]
С особым старанием князь призывал детей к милосердию, гуманности, добродетели. “Ни правого, ни виновного не убивайте и не повеливайте убить его; если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души… Куда же пойдете и где остановитесь, напоите и накормите нищего…”, нельзя допускать, чтобы сильный губил слабого; нельзя убогого забывать; вдовицу защищать; держа путь куда-либо по землям своим, не причинять вреда ни своим, ни чужим: “ни селам, ни посевам, чтоб не стали проклинать вас”.
Предостерегал Мономах детей и от гордости в уме и сердце, от произнесения без нужды клятв. “Если же вам придется крест целовать, братии или кому либо, то,- писал он,- проверив сердце свое, на чем можете устоять, на том и целуйте, а поцеловав, соблюдайте, чтобы преступив, не погубить души своей”. Иначе говоря, давая клятву, надо быть рассудительным, дав же клятву,- твердым, неотступным в исполнении ее.
Поучение” Мономаха славит труд, знания и порицает один из самых прискорбных людских пороков – лень. Встав же рано, надо, не ленясь,браться за труд.
“Что умеете хорошего, - писал он, - то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь – как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран. Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее, прежде всего к церкви: пусть не застанет вас солнце в постели.”
Мономах дает наставление, как следует относиться к учению, ведению домашнего хозяйства, как нужно вести себя на войне.
Нельзя лениться на войне и полагаться на воевод: “…ни питью, ни еде не предов