Алмазный фонд Москвы

Алмазный фонд Москвы
ПЛАН:

1. Введение.
2. Современный Алмазный Фонд.
3. История Алмазного Фонда.

ВВЕДЕНИЕ.

На мой взгляд тема Алмазного фонда является одной из са-
мых интересных тем, представленных в курсе "Московеде-
ние". Я давно интересуюсь историей Алмазного фонда и фирмы Фа-
берже. Раньше в советской литературе умалчивалось содержание
Алмазного фонда до 1917 года. Также почти не говорилось о ре-
визии, проходившей с 1920 по 1923 год, которая отобрала "вто-
ростепенные" вещи из царской коллекции Бриллиантовой комнаты,
после которой русские сокровища все чаще и чаще стали появ-
лятся на Западных антикварных ювелирных аукционах. В советской
исторической публицистике сообщалось о том, как в трудные годы
становления молодого Советского государства Алмазный фонд был
не только сохранен, но и преумножен. Только в конце 80-х годов
начали появляться статьи, правдиво рассказывающие о судьбе Ал-
мазного фонда при Советской власти и разоблачающие "ювелирную
политику" бывших руководителей Советского государства. Эти
статьи и послужили поводом для написания этого реферата.
СОВРЕМЕННЫЙ АЛМАЗНЫЙ ФОНД.
Алмазный фонд СССР - это государственное собрание уникаль-
ных драгоценных камней и произведений ювелирного искусства,
имеющих выдающуюся историческую, художественную и материальную
ценность.
Выставка Алмазного фонда в Московском Кремле откры-
лась 2-го ноября 1967 года - к 50-летию Советской власти. Ее
открытие стало заметным событием в культурной жизни нашей
страны.
Первоначальный срок работы выставки был определен в один
год, но в связи с ее широкой популярностью в 1968 году было
решено преобразовать выставку в постоянно действующую.
Выставка Алмазного фонда СССР занимает два зала нижнего
этажа Оружейной палаты.
Экспозиция открывается витринами с советскими природными
алмазами - ювелирными и техническими. Тысячи каратов алмазов
находятся в них. Во втором зале экспонируется историческая
часть Алмазного фонда: уникальные драгоценные камни, известные
как " Семь исторических камней", или " Семь чудес Алмазного
фонда", в которые входят алмаз "Орлов", алмаз "Шах", плоский
портретный алмаз, гигантские шпинель, изумруд и сапфир; импе-
раторские регалии, старинные ордена, лучшие образцы ювелирных
изделий 18-19 веков. По исключительной красоте и ценности поч-
ти каждый из этих экспонатов заслуживает отдельной витрины.
Посетителей, выходящих из полутьмы "исторического зала
снова в первый зал, встречают ярким блеском витрины советских
бриллиантов (4500 каратов) и современных ювелирных изде-
лий. Красота, разнообразие и благородство форм, виртуозное
исполнение этих изделий свидетельствуют о высоком совершенстве
советского ювелирного искусства.
Здесь же представлена обширная коллекция цветных драго-
ценных камней, в которой почетное место занимает изумруд - ка-
мень столь же драгоценный и сегодня еще более редкий, чем ал-
маз. Советским изумрудам и драгоценным камням первого класса -
рубинам, сапфирам и александритам - посвящена отдельная витри-
на.
И наконец, уральские самоцветы, полудрагоценные и поде-
лочные камни. Их красота никого не оставляет равнодушным.
Центральная витрина. Внешне спокойный, но колдовски маня-
щий, поистине подземный свет золотых и платиновых самородков,
фантастических произведений нерукотворного искусства неживой
природы. Эта коллекция самая большая в мире, ей более 150 лет.
ИСТОРИЯ АЛМАЗНОГО ФОНДА.
Составившие основу Алмазного фонда исторические ценности
России - императорские регалии, драгоценные камни и ювелирные из-
делия, накопленные в течении столетий, - юридически не были
собственностью русских царей. Они принадлежали "короне" - госу-
дарству и выдавались царствующим особам "для временного пользова-
ния".
Предыстория Алмазного фонда как государственного собрания
восходит к эпохе Петра Первого, который в 1719 году при организа-
ции Камер-коллегии впервые включил в ее регламент параграф "О
подлежащих государству вещах".После петровской "рентереи" корон-
ные ценности хранились в специальных охраняемых помещениях,
носивших название Комнаты его императорского величества, а с 1839
года - Бриллиантовой комнаты. Ведали ими различные отделы
кабинета его императорского величества, а с начала 19 века - спе-
циальное Камеральное отделение ( Камеральная часть ).
Русские цари и царицы, особенно в 18 веке, стремясь затмить
роскошью иностранных владык, стараясь увеличивать богатство и
пышность своего двора. Они приобретали лучшие экземпляры драго-
ценных камней, создавали из них соответствующие украшения и хра-
нили их неподалеку от "своего монаршего внимания".
Большинство этих вещей приобреталось на государственные
средства, а небольшая часть поступала в виде подарков, и поэто-
му кроме регалий,т.е. знаков монархической власти,в состав корон-
ных драгоценностей включались и светские украшения, пользоваться
которыми могли только царицы.
Порядок хранения, учета, пополнения коронных драгоценностей
и бриллиантов время от времени учитывались и меняли места хране-
ния. При Николае Первом окончательно определилась юридическая
природа коронных драгоценностей как части государственного иму-
щества.
Значительные вклады в Алмазный фонд были сделаны в 18 веке,
особенно при Елизавете и Екатерине Второй, - большая часть рега-
лий, яркие, светские украшения стиля рококо, прекрасные но более
строгие изделия классического стиля.
Среди многих драгоценных камней главное место тогда занимал
бриллиант.18 век называли веком бриллианта. В ювелирных изделиях
начала 19 века продолжены лучшие традиции русского ювелирного
прикладного искусства, но среди более поздних изделий уже не
встретишь произведений, сравнимых с шедеврами 18-начала 19 века.
Они становятся суше и в целом ординарнее. Эволюция вкусов хорошо
отражают данные А.Е.Ферсмана о составе предметов, отобранных в
1922 году для Алмазного фонда: вещи, изготовленные или приобре-
тенные в 1761 году (Петр Первый, Елизавета), - 20 процентов; в
1762 - 1801 годах (Екатерина Вторая, Павел Первый) - 40; в
1802 - 1855 годах (Александр Первый, Николай Первый) - 25; 1856 -
1899 годах (Александр Второй, Александр Третий, частично Николай
Второй) - 10; в 1900 - 1917 годах (Николай Второй) - 5 процентов.
Почти ничего неизвестно о тех, кто создавал эти шедевры:
большинство исторических ценностей Алмазного фонда безымянны.
Лишь три имени за двести лет дошли до нас: Позье, Дюваль, Пфисте-
рер.
В начале первой мировой войны драгоценности Бриллиантовой
комнаты были поспешно и беспорядочно, даже без описи, эвакуирова-
ны в восьми сундуках из Петрограда в Москву. Так, без проверки,
их приняли в Оружейную палату Московского Кремля вместе с другим
эвакуированным имуществом Камеральной части. Впоследствии их за-
валили новыми грузами, и в таком виде они хранились вплоть до Ок-
тябрьской революции.
После жестоких боев Октябрьской революции чудом уцелели цен-
ности Кремля - как находившаяся там эрмитажная коллекция, так и
бессмертные сокровища самого Кремля, хотя постройки сильно пост-
радали. Главный хранитель Эрмитажа академик Я.И.Смирнов дважды
выезжал в Москву, чтобы убедиться в этом, а сохранность крем-
левских богатств установила впоследствии специальная комиссия.
Пожалуй, ни одна страна в начале нашего века не обладала та-
ким запасом драгоценностей, находившимся в храмах, монастырях,
музеях, дворцах, особняках и личном пользовании граждан, как
Россия, - подавляющая часть этих несметных богатств досталась нам
в наследство после революции. Тайна исчезновения сокровищ России
восходит ко времени образования Антикварного экспортного фонда...
А.М.ГОРЬКИЙ - В СОВНАРКОМ (не позднее 21 /10 - 1921 года).
" В феврале месяце 1919 года по предложению наркома Красина
(тогда нарком торговли и промышленности РСФСР.- авт.) была орга-
низована в Петрограде А.Пешковым "Экспертная комиссия", цель ко-
торой заключалась: в отборе и оценке вещей, имеющих художествен-
ное значение, в тридцати трех национализированных складах Петрог-
рада, бесхозных квартирах, ломбардах и антикварный лавках. Эти
вещи отбирались на предмет создания в Советской республике анти-
кварного экспортного фонда.
До 1-го октября 1920 года "Экспертная комиссия", работая в
составе 80 человек под председательством А.Пешкова, образовала
два склада отобранных ею вещей, как то: художественной старинной
мебели, картин различных эпох, стран и школ, фарфора русского,
севрского, саксонского и т.д., бронзы, художественного стекла,
керамики, старинного оружия, предметов восточного искусства и т.Д.
По оценке 15-го года стоимость этих вещей превышает милли-
ард. Кроме того, на складах Комиссии имеются отобранные в бесхо-
зяйственных квартирах ковры на сумму в несколько сот миллионов
(тоже по оценке 1915 года)".
1923 год один их самых драматических в истории Алмазного
фонда. Тогда на рынках Амстердама и Антверпена неожиданно появи-
лись бриллианты, в которых специалисты узнали часть русских ко-
ронных драгоценностей. Возник политический скандал. Зарубежная
пресса писала, что эти города и их банки используются советским
правительством для валютных операций с золотом, алмазами и цер-
ковными ценностями. Чтобы заглушить возмущения, в конце 1925 года
в Колонном зале Дома Союзов спешно открылась выставка коронных
драгоценностей, которая должна была показать миру, что они целы и
невредимы.
Однако есть неоспоримые свидетельства, что в 1923 году соб-
рание коронных драгоценностей совершила интригующее путешествие
под охраной латышских красных стрелков из Москвы в Читу, где на-
ходилось японское правительство. Руководил операцией работник
наркома финансов Р.Я.Карклин. В архивах сохранилось удостовере-
ние, выданное ему 28-го декабря 1922 года за номером 2739, где
сказано, что тов. Карклин Р.Я. назначен уполномоченным Народного
комиссариата финансов РСФСР при Дальневосточном ревкоме. Подписал
его среди прочих, тогда уже нарком финансов Сокольников. Загадку
этого турне нам еще предстоит разгадать. Но, учитывая все вы-
шесказанное, можно достоверно предположить, Что после экспертной
оценки сокровищ комиссией Ферсмана их вывезли на Дальний Восток,
чтобы продать в Америку и Европу через Маньчжурию, которая еще со
времен постановления "О хлебных закупках" стала центром нашей
внешнеэкономической и внешнеполитической активности. Видимо, ка-
нун этой сделки века запечатлены опубликованные недавно в "Из-
вестиях" и в каталоге "Сотби" фотографии, на которых снята в Чи-
те, в богатом особняке, на фоне коронных драгоценностей группы
советских официальных лиц и респектабельных иностранцев. Судя по
ним, решили оптом продать все величайшие реликвии Алмазного фон-
да: державу, скипетр, собрание корон - с короной Российской импе-
рией во главе, коллекцию бриллиантовых подвесок и бриллиантовых
диадем, бриллиантовые знаки и цепи императорских орденов, пода-
рочные золотые кубки, коллекцию вееров и перстней, императорские
пасхальные яйца фирмы Фаберже и многое другое. Эти вещи хранились
в Галлерее драгоценностей Эрмитажа и в Бриллиантовой комнате
Кремля. Большинство из них бесследно исчезло в 20-е годы. Некото-
рые впоследствии обнаружились в американских частных собраниях,
например, брачная корона русских императриц, изготовленная из
бриллиантового пояса Екатерины Великой. Сейчас она находится в
собрании Морджори Меривезер Поуст - жены бывшего посла США в СССР
Джозефа Дэвиса. Госпожа Поуст купила ее на аукционе "Сотби" в де-
кабре 1966 года. Возможно, бриллианты, проданные в 1923 году в
Бельгии и Голландии, были из этой партии и попали в Европу через
Читу - Харбин - Владивосток, и такая же участь ожидала остальное.
И как знать, если бы не осечка в Антверпене и Амстердаме, заста-
вившая возвратить драгоценности на показательную выставку в Моск-
ву, то не потеряли бы мы все и навсегда?!
Дальнейшее известно. В 1925 году возникла Главная контора
Госторга СССР по скупке и реализации антикварных вещей "антиква-
риат". Тогда же вышла брошюра "Алмазный фонд СССР", где прямо
говорилось, что при Советской власти эти сокровища "зажили новой
жизнью так или иначе примут участие в общей созидательной рабо-
те... превратясь в столь необходимое для рабоче-крестьянское
государства предметы, как машины и т.п.". Осенью 1926 года упомя-
нутая брачная корона - вместе с бриллиантовым мечом Павла Перво-
го, украшением коронационного платья Екатерины Второй из гроздьев
бразильских бриллиантов и индийских изумрудов, бриллиантовой
( 2000 штук ! ) табакеркой императрицы Елизаветы, коллекцией им-
ператорских пасхальных яиц Фаберже и прочим была куплена у со-
ветского правительства и доставлена в Америку торговцем Норма-
ном Вайсом.
Приведенные документы неопровержимо доказывают, что рас-
продажа национальных сокровищ в СССР началась не в годы индустри-
ализации, а значительно раньше. Она переживала, как минимум, два
пика: в 1920-1923 и в 1928-1934 годах.
Выставка Алмазного фонда СССР в Московском Кремле открылась
2 ноября 1967 года - к 50-летию Советской власти. Ее открытие
стало заметным событием в культурной жизни нашей страны.
К этому времени работники Гохрана (государственное хранилище
ценностей) при участии научных сотрудников музеев Московского
Кремля подготовили каталог, художественный альбом "Сокровища Ал-
мазного фонда", стали выходить рекламные буклеты, альбомы, в ко-
торых сообщалось:" В отличие от печальной участи сокровищниц
крупнейших европейских монархий - французской и австро-вен-
герской,-расхищенных, безвозвратно утраченных в вихре войн и ре-
волюций, судьба русских коронных драгоценностей оказалась счаст-
ливой и глубоко справедливой: Великая Октябрьская социалисти-
ческая революция возвратила эти сокровища их подлинному хозяину -
народу... Даже в самые трудные первые годы Советского госу-
дарства, когда оно остро нуждалось в средствах для защиты моло-
дой республики, восстановления народного хозяйства, укрепляя
обороноспособность страны, сокровища Алмазного фонда оставались
неприкосновенными. С того времени эти сокровища были не только
сохранены, но и преумножены."(?!)
Действительно, поступления были. Большую часть их составляли
особо крупные алмазы, добывавшиеся в Якутии и образцы современно-
го ювелирного искусства. Но гораздо больше ценностей, в основном
уникальных старинных произведений искусства ушло за границу в
частные коллекции и государственные музеи других стран. Местона-
хождение некоторых бесценных вещей до сих пор неизвестно (два
пасхальных императорских яйца фирмы Фаберже, бриллиантовый знак
ордена Андрея Первозванного, принадлежавший Александру Второму,
икона "Введение Богородицы во храм" в драгоценном окладе Фаберже,
и многие другие).
Все вожди Советского государства словно считали своим долгом
запустить руку в собрание Алмазного фонда. Как это делали Ленин и
Сталин описано выше. Никита Сергеевич едва не подарил одной из
развивающихся стран знаменитую шапку Мономаха, при Брежневе Ал-
мазный фонд не досчитался одного из бриллиантовых орденских зна-
ков. В 1989 году с аукционов были проданы многие иконы. Не желая
тратить средства на реставрацию, небезызвестный Павлов распоря-
дился продать их "на реставрацию более развитым странам". Он счи-
тал, что убил сразу двух зайцев: иконы будут восстановлены, а
страна получит необходимую валюту.
Нет ответа на многие интересные вопросы. Например, откуда
появляются на мировых аукционах и в антикварных магазинах за ру-
бежом наши ценности (контрабанда здесь не при чем)? По какому
праву величайшие исторические реликвии Гохрана и Алмазного фонда
являются залоговой собственностью Министерства финансов, а не
неприкосновенным национальным достоянием? Что хранится в госфон-
довских кладовых в Москве, Миасе и других местах? И, наконец,
нужно документально разобраться, какая часть ценностей пошла на
финансирование экономических программ, какая ушла на политику, а
что исчезло неизвестно куда. Кто и когда сможет дать ответ на эти
вопросы - неизвестно...
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.
1. Н. Я. Баулан и др. "Алмазный фонд СССР./ Путево-
дитель". -М. 3-е изд.1988г.
2. А. Мосякин. - "Огонек",6,7,8,1989 г.
3. "Известия", от 3 марта 1990 г.,С.6
4. Каталог аукциона "Сотби".
5. Т. Здорик."Сокровища державы" - "Огонек", 1990 г,6
6. В. А. Милашев "Алмаз. Легенды и действитель-
ность".-Л. 1989 г.
7. Б. И. Прокопчук."От алмаза до бриллианта".-М.1986г.