Планирование материально-технического обеспечения деятельности предприятия.
Функции предприятия определяются видом его деятельности. Вполне естественно, что описание МТО предприятия заключается в перечислении относящихся к нему задач.
Функции МТО деятельности предприятия заключаются в координации спроса и предложения на конкретный товар при минимизации издержек как в стратегическом, так и в тактическом отношениях, а также в поддержании на должном уровне отношений фирмы с конкретными поставщиками и клиентами.
Из данного определения вытекают по крайней мере 2 задачи МГО - диалог и выбор. Под диалогом понимаются отношения предприятия с поставщиками сырья и материалов и с потребителями выпускаемой продукции. Различаются внутренний и внешний диалоги - т. е. передача службам фирмы поступивших от внешних партнеров (как поставщиков, так и клиентов) пожеланий, и ограничений касательно использования материальных, технологических и трудовых ресурсов.
Очевидно также, что деятельность по МТО охватывает длительный период; в то же время МТО должно обеспечить быстрое и эффективное занятие фирмой тактических позиций. А главное здесь является сбор и обработка информации. Именно в этом заключается будущее МТО как целостной системы по управлению информацией, состыковке ее элементов и задействованию их для достижения целей фирмы, контролю за использованием средств, постоянному отслеживанию движения вперед.
Таким образом, МТО находится в самом сердце осуществляемого компанией в различных областях выбора, в центре предпринимаемых действий; несомненно, оно представляет собой важный фактор разработки общей политики фирмы. При этом, выполняя функцию контроля, МГО утрачивает материальный характер.
Перед МГО всех компаний, организаций стоит одна и та же важнейшая задача: ликвидация производственных сбоев, обусловленных нестыковкой движения товаров, материалов, информации и компетенций. МТО - это способ организации деятельности предп-риятия, позволяющий объединить усилия различных единиц, производящих и реализующих товары и услуги, с целью оптимизации финансовых, материальных и трудовых ресурсов, используемых фирмой для реализации своих экономических целей. 3. Планирование материально-технического обеспечения.
3. Планирование материально-технического обеспечение.
Для осуществления МТО необходимо разработать определенный инструментарий, позволяющий управлять уровнем предлагаемой услуги, а также уровнем соответствующих затрат. В этой связи первоочередной интерес представляют системы планирования информации.
Планирование - процесс принятия решений на основании ожиданий - позволяет достичь ожидаемых результатов путем воздействия на сложную совокупность взаимонезависимых механизмов.
В процессе стратегического планирования принимаются решения, касающиеся структуры сети товародвижения либо капиталовложений, необходимых для придания большей гибкости системе материального обращения.
Оперативное планирование МТО представляет собой средство регулирования и контроля задействованного в производстве сырья и готовых изделий. Его цель состоит в развитии контактов между различными службами компании, усилении координации их деятельности и повышении их мотивации по отношению к задачам МТО.
Стратегическое планирование деятельности в сфере МТО должно помочь компании научиться приспосабливаться к изменениям в окружающей среде. Примерами стратегических решений, вызванных изменениями среды, можно считать решение о перемещении центра реализации в связи со сдвигами в территориальном распределении клиентуры, а также разработку гибкого производства. нацеленного на более быстрое удовлетворение постоянно усложняющихся требований рынка.
Таблица N1.
2. Три аспекта материально-технического обеспечения
Информ. источники Мероприятия по планированию Управленческие мероприятия Мероприятия по прием. товаров матер. потоки
Прогнозирование спроса конечной продукции Корректирока по поступившим заказам. Календарное планирование транспортных пере-возок готовых заказов. Управление пото-ками гот. про- дукции. Оперативное пла- нирование продук-ции. Оперативное плани-рование производ-ства. Календарное плани-рование снабжения. Управление пото-ток. п/фабрикатов Составление пла-нов снабжения. Управленческая обраьотка заказов клиентов. Контроль за рейса-ми с товаром Учет и инвентариза- ция запасов товаров Заказы регион. складов центр. складам. Заказы произв. подразделениям. Контроль за предоставл. услуг. Учет полуфабрика-тов и запасов. Управленческая об-работка заказов поставщикам. Контроль за предос-тавлением услуг. Подготовка заказов к реализации. Осуществление пос-тавок. Размещение и со-держание товаров на складе. Поствка с центр. складов на регион. Перевозки и перег-ки товаров до поступ. на центр. склады. Упаковка товаров. Межцеховые и меж-завод. перевозки. Перевозки сырья и комплектующих. Поставка сырья из пункта добычи в пункты переработки. Подготовка постав-щиками заказов к отгрузке.
Задача оперативного планирования МТО состоит в обеспечении максимально эффективного использования ресурсов и средств, направляемых на удовлетворение сиюминутных потребностей. Типичными вариантами планирования этого типа являются разработка программы выпуска некоторого оборудования или разработка календарного графика отправки продукции потребителю. Порой методологический инструментарий МТО разрабатывается одновременно для принятия решений стратегического характера и для планирования текущих потребностей. Так, представленная модель производства и реализации может обеспечить разработку оптимального сценария размещения заводов и складов с точки зрения глобальной стратегии компании. Зачастую эта же модель может способствовать решению оперативной задачи - оптимизации оборота сырья и товаров с целью сокращения запасов и времени складирования.
Ведущие специалисты теории экономики и логистики предлагают следующую модель многоэтапного планирования МТО:
1) Стратегическое планирование. Основано на долгосрочных прогнозах спроса, движения издержек, изменений хозяйственной среды и пределов загрузки производственных мощностей. Это позволяет осуществить оптимальную стратегию в области маркетинга, производства и Финансирования.
2) Тактическое планирование. Применяется в пределах временного периода от нескольких месяцев до одного года. Она помогает сформулировать взаимоувязан-
ные задачи по получению годовой прибыли для службы компании. а также разработать совокупность частных планов для оперативных служб закупки, производства, перевозок, содержания техники. и т.п. Тактическое планы легко поддаются пересмотру в течение года, по мере выявления реального спроса.
3) Оперативное планирование. Дает возможность распределить полученные заказы между различными производственными подразделениями так, чтобы обеспечить конкретное удовлетворение текущих потребностей. Физическое распределение готовых изделий улучшается благодаря внедрению схемы "склад-поставки". Разработка подобного интегрированного подхода к оптимизации управления материальными потоками представляет собой один из основных способов использования потенциала МТО в целях увеличения обшей конкурентоспособности.
4. Оперативное планирование МТО.
Теоретически планирование операций по МГО можно представить в виде схематичного деления на 5 в основном не связанных друг с другом элементов:
1) прогнозирование спроса;
2) планирование производства;
3) планирование физического распределения продукции;
4) планирование снабжения:
5) система оценок результатов функционирования
системы МТО.
Сюда же относятся две подсистемы : 1) учета и контроля выполнения заказов, поступающих от клиентов, и 2) учета и контроля выполнения заказов фирмы ее поставщиками. Элементы перечислены в хронологическом порядке выполнения соответствующих задач. Чем ниже место элемента ( см. рис. 1 ), тем короче временной горизонт осуществляемых данной службой операций.
Рассмотрим кратко каждый элемент.
Подосистема учета заказов Прогнозирование Подсистема учета заказов
клиентов и контроля их выполнения спроса поставщикам компании и контроля их выполнения
Планирование
сбыта
Планирование
производства
Составление
программ выпуска
на рынок
Составление программ потоков
и определение средств
Календарное Планирование
планирование снабжения
Составление программ
заказов
Календарное планирование
складских и транспортных
операций
Оценка результатов
функционирования
системы МТО
Рис. 1. Общая схема планирования МТО (распределение - производство-снабжение)
Прогнозирование спроса. На этом этапе производится анализ ретроспективы спроса, опираясь на учет и анализ заказов, полученных фирмой ранее ( в течение как можно более длительного срока). При этом следует параллельно произвести два вида работ: установить различия в типах продукции и, возможно, потребителей, а также выбрать из всей широкой гаммы существующих методов прогнозирования те, которые могут быть использованы в конкретных условиях. Третий этап сводится к тестированию и отбору подходящих методов составления прогноза с учетом полученных знаний о ретроспективе спроса и о типах товаров. Здесь также проводится сопоставление полученных результатов с реальным спросом, зафиксированным в течение данного периода.
Планирование производства. Специалисты в области автоматизации управления производством предлагают подход, вписывающийся в схему "планирование - исполнение - контроль". Суть его состоит в том, что система готовит планы, исполнение которых возлагается на различные службы: службу закупок, службу производства, службу оборудования и т. п. Затем реальные показатели сравниваются с плановыми для выявления и ликвидации расхождений. Этот метод основывается на двух основных принципах: 1) управление осуществляется на основе запланированных показателей, а не на экстраполированных данных: 2) в управлении учитывается взаимозависимость составляющих одного и того же готового изделия.
Планирование Физического распределения продукции (или МТО сбыта). Под системой МТО сбыта следует понимать сеть производящих услуги единиц, деятельность которых направлена на удовлетворение торгового спроса при заданном уровне издержек и качестве товаров. Эта деятельность осуществляется в рамках системы оперативного планирования, увязанной с производством товаров и с материальным снабжением.
Прежде всего на основе данных, полученных при прогнозировании спроса и в ходе учета заказов, разрабатывается общий план МТО сбыта. При этом устанавливается объем наличных ресурсов у внешних и внутренних поставщиков. Полученные цифры позволяют убедиться в том, что движение материальных потоков в должном объеме действительно может быть обеспечено в течение рассматриваемого периода.
Следующий этап процесса - разработка программ движения потоков изделий по всей распределительной сети, от производственных единиц до центров конечной продажи, даже до клиентуры. Эта стадия сопряжена с определением потребностей в складировании. Здесь же учитываются потребности в транспортных средствах.
На этой стадии составляется программа массовых перемещений товаров, а затем оптимизируются масштабы складских помещений и их географическое размещение. Календарный график подготовки товаров к отгрузке и поставок потребителю может быть разработан на основании рабочих программ, применяемых региональными центрами реализации.
Планирование транспортных операций способствует сокращению их издержек при одновременном поддержании заданного уровня услуги. Это достигается благодаря следующим мерам:
- оптимальное распределение перевозок по различным типам и видам товародвижения, отбор наиболее квалифицированных перевозчиков;
- оптимизация структуры парка транспортных средств, контроль над их использованием и содержанием;
- разработка маршрутов, позволяющих максимально полно использовать транспортные средства и рабочее время с соблюдением действующего социального законодательства;
- разработка ежедневного оптимального календарного графика маршрутов с составлением отчетов-прогнозов и отбором среди различных типов транспортных средств.
Планирование снабжения. Заключается в составлении заказ-нарядов на закупки с уточнением данных относительно количества закупаемых товаров, а также периодически заказов и штрафных санкций вследствие просроченных поставок. Типичный вариант оперативного планирования - составление программы снабжения под имеющиеся заказы с учетом ограничений со стороны наличных запасов в производстве и в торговой сети.
Оценка результатов функционирования системы МТО. Пели оценки результатов заключаются в следующем:
- информирование всех заинтересованных представителей руководства о достигнутых результатах, оцененных с точки зрения уровня производительности и издержек, а также окупаемости вложенных средств; соотнесение реальных показателей с плановыми с целью осуществления необходимых корректировок;
- обеспечение руководства и функциональных служб компании методом количественного выражения поставленных целей. Доведение соответствующих целевых показаний до каждого уровня управления:
- усиление взаимоувязки отдельных компонентов общего процесса планирования МТО на основе координации задач, стоящих перед различными участниками физического оборота;
- улучшение взаимодействия представителей различных уровней и эшелонов управления, а также развитие системы их стимулирования путем внедрения принципов управления по целям;
- обеспечение научно обоснованного принятия решений на базе моделирования основных возможных вариантов.
5. Планирование МТО на фирме "ПРИОР".
Фирма "ПРИОР" оптовое торгово-посредническое предприятие по продаже бытовой техники, кухонного оборудования и других хозяйственных товаров. Она занимается закупкой, доставкой до оптового склада, хранением, сбытом и доставкой проданного товара до потребителя указанных видов выше товаров. Товарооборот фирмы довольно высок, что составил зa 1994 год свыше 7 млрд. руб. Фирма имеет несколько отделов, таких как :
отдел закупок,
отдел маркетинга и прогнозирования сбыта. отдел рекламы и продаж, складское хозяйство, транспортно-экспедиционное хозяйство, финансовый и бухгалтерский отдел, отдел охраны фирмы.
Различные модели, применяемые в планировании и осуществлении МТО в фирме "ПРИОР" в значительной мере способствуют решению разнообразных задач в деятельности. Предприятие опирается на достаточно развитую и гибкую систему обработки данных и высококвалифицированный персонал. Фирма имеет на своем балансе 6 высокоэффективных персональных компьютеров марки IBM 486 PC/ AT, необходимого количества современной организационной техники и самое главное, молодых высококвалифицированных специалистов с высшим и средним специальным образованием в области экономики и торговли, желающих с наибольшей отдачей применять полученные знания на практике.
В настоящее время отечественный рынок бытовой техники как никогда очень насыщен, покупательная способность населения невысока, поэтому конкуренция среди продавцов каждым днем становится все жестче. В этих условиях главными факторами выживания торгующих фирм становится повышение прибылей от масштабов деятельности и снижения общефирменных затрат путем оптимизации материальных, денежных, транспортных и информационных потоков.
Всего лишь два-три года назад главная задача фирмы состояла в поисках и закупке более- менее "ходового товара", а в покупателях не испытывали недостатка и не было проблем с перевозкой товаров из-за низких транспортных тарифов. Поэтому в то время Фирма не уделяла должного внимания проблемам, которые ставит наука логистика. Но последующие годы нас столкнули с теми проблемами, которые являются обычными в нормальных рыночных условиях. Во-первых, возникла необходимость оперативного учета товарных запасов на складе, отгруженных потребителям, отгруженных поставщиками товаров нам и самое главное, оперативный учет всех заявок от наших клиентов на поставку товаров. Оперативный учет невозможен без компьютеризации в складском хозяйстве, которая способствует в свою очередь улучшению взаимодействия складского предприятия с аппаратом управления и отделами закупки и продаж фирмы. Но в нашей стране, хотя и множество поставщиков компьютеров и прикладных компьютерных программ, большое количество самих ЭВМ, у нас совершенно не развиты локальные вычислительные сети, не созданы банки баз данных и самое неприятное, это практическое отсутствие модем-ных связей между компьютерами из-за плачевного состояния телефонных каналов. Из-за плохого состояния телефонных кабелей отвратительно работают факсимильные связи между абонентами, что сильно затрудняют и затягивают процессы заключения контрактов и соглашений. Космическая телефонная связь с цифровой передачей информации, сотовая телефонная сеть в последнее время имеет место быть, но такие виды услуги настолько дороги, что большинству фирмам они просто не по карману.
Во-вторых, возникли проблемы с перевозками товаров. Раньше четко работала государственная железнодорожная служба: цена перевозок была довольно низкая при небольших сроках доставки. Но в последнее время железнодорожные тарифы выросли непропорционально инфляции, появились значительные задержки доставки грузов и потери, повреждения грузов из-за безответственности перевозчика. Поэтому в последние годы фирма больший объем перевозок осуществляет автомобильным транспортом. В дальнейшем планирует полностью перейти на этот вид транспорта. При высоких затратах на топливо, амортизационные отчисления и заработную плату водителей, фирма выигрывает в оперативности доставки товаров и от поставщиков, и покупателям, маневренности, надежности, что в конечном итоге приводит к ускорению оборачиваемости оборотных капиталов, росту репутации фирмы перед клиентами, к увеличению товарооборота и следовательно, прибылей.
В-третьих, в последние годы фирма довольно часто сталкивается с неритмичной работой производителей. Мы заранее заключаем договора с заводами -изготовителями сложнобытовых приборов, таких как холодильники, кухонные плиты и др. Из-за тяжелого экономического и финансового состояния, предприятия работают неритмично, приостанавливая на время выпуск той или другой продукции; за товар требуют предоплату, хотя это не является стопроцентной гарантией отгрузки товара. Иногда перечисленные средства фирмы надолго замораживаются на счетах недобросовестных производителей-монополистов, быстро инфлируя и выходя из оборота предприятия. При этом происходит рассогласование связей между поставщиками и потребителями, частично парализуется работа в отделах закупок и продаж. Фирма терпит убытки, включая и упущенные выгоды (что мы еще толком не научились считать).
В-четвертых, в стране качество банковских услуг невысокое. Банки перечисляют средства клиентов неоперативно, нередко в их деятельности случаются задержки денежных средств клиентов и разного рода нестыковки, что приводят к затягиванию процесса поставок и продаж товаров, выполнения и даже срыва условий контрактов.
В-пятых, последние годы в отечестве ознаменованы жесточайшей инфляцией, что приводит к хаосу в экономике и практически невозможности ни только стратегического, но и более менее достоверного оперативного планирования. Более всего мешает работе непредсказуемость и неуверенность в завтрашнем дне.
Как видно из вышеприведенных причин, в нашей фирме, несмотря на усилие оптимизировать всех процессов и экономить материальные, финансовые, трудовые ресурсы, полученные результаты невысокие. Логистика, формы и методы которой наиболее полно отвечают задачам глубокой и всесторонней интеграции производственно-хозяйственной деятельности и поиску оптимальных управленческих решений на различных этапах и уровнях управления, у нас еще не заняла свое должное место.
Но мировая практика создания логистических систем управления показала, что логистические принципы в управлении производством и предприятиями в настоящее время являются одним из магистральных направлений нормализации развития предприятий с целью усиления режимов экономии трудовых, материальных, денежных, энергетических ресурсов, повышения эффективности управления на разном уровне, обеспечения требуемого качества потребительских благ. Со временем и у нас логистика станем движущим фактором в экономике.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гордон M.П.,Тишкин Е.М.,Усков Н.С. Как осуществить экономическую доставку товара отечественному и зарубежному покупателю. Москва. "Транспорт" 1993.
2.Эрв Мате, Даниель Тиксье. Материально-техническое обеспечение деятельности предприятия. Москва. Прогресс. 1993