Становление абсолютной монархии в России (конец XVII – перв. четверть XVIII вв.)

ПЛАН

Введение
Часть 1. Отмирание сословно-представительных учреждений и вызревание предпосылок абсолютизма
Часть 2. Формирование мощного бюрократического аппарата, регулярной армии и регламентация всех проявлений общественной жизни
Часть 3. Публично-правовые принципы абсолютизма
Заключение
Список использованной литературы


ВВЕДЕНИЕ

В истории России есть отрезок времени, который должен заслуживать большего внимания, если мы говорим об абсолютизме. Так как, во второй половине XVII – первой четверти XVIII вв. – это период поднятия классовой борьбы, кризиса господствующей формы религиозной идеологии, острой борьбы за власть в верхах и, наконец, утверждения абсолютизма.
Раскрытие темы «Становление абсолютизма в России» предполагает освещение основных элементов этой темы, указанных в пунктах плана. Во-первых, это предпосылки возникновения абсолютизма, то есть причины, приведшие к смене характера монархии с сословно-представительной на абсолютную. Во второй части контрольной работы автор рассмотрит процесс бюрократизации государственного аппарата, происходивший в вышеуказанном хронологическом периоде. Третья часть работы посвящена определению политико-правовых принципов, концепций и доктрин абсолютизма.
Рассматривая тему становления абсолютизма в России я использовал литературу, указанную в тематике контрольных работ по истории отечественного государства и права. В основном я пользовался такими изданиями как: «Абсолютизм в России», «История государства и права России» Краснова Ю.К., «История государства и права СССР» (под ред. Ю.П. Титова). Из числа дополнительной литературы использована статья М.Я. Волкова «О становлении абсолютизма в России», помещенная в журнале «История СССР», № 1 за 1970 г.

Часть 1. Отмирание сословно-представительных учреждений и вызревание предпосылок абсолютизма.
Абсолютная монархия является такой формой правления, когда монарху юридически принадлежит вся полнота государственной власти в стране. Его власть не ограничена каким-либо органом, он ни перед кем не отвечает и никому в своей деятельности не подконтролен. Фактически, абсолютная монархия представляет собой государственную форму диктатуры класса феодалов. Для возникновения абсолютной монархии необходимо наличие экономических, социальных и политических предпосылок.
В исторической науке существует ряд точек зрения на то, что послужило предпосылками возникновения абсолютизма. Так, М.Я. Волков считает, «… что объективные условия для возникновения абсолютизма в России возникли вследствие не одного, … а двух основных социально-экономических процессов, составлявших в переходный период (новый период) две неразрывные стороны общего социально-экономического развития России. Один из этих процессов – развитие феодальной системы хозяйства и старых отношений, и другой – развитие в недрах позднего феодализма капиталистических отношений и формирование класса буржуазии. Их развитие определяет соотношение классовых сил, от которого в свою очередь, зависит исход классовых и внутриполитических конфликтов».1 По мнению автора работы, М.Я. Волков предлагает традиционный для того времени марксистско-ленинский поход к изучению исторических явлений, но это вовсе не означает, что рассмотрение проблемы в таком аспекте является неправильным. Действительно, в параллельно с становлением абсолютизма в России идет генезис буржуазных отношений, появляются первые мануфактуры.
«В начальный период становления абсолютизма в России монарх в борьбе с боярской аристократией опирается и на верхи посада. В XVII в. наблюдаются определенные противоречия между феодалами и посадским населением. Так, Соборное Уложение 1649 г. удовлетворило требование посадского населения о ликвидации конкурирующих с посадом, так называемых, «белых» слобод, принадлежащим светским и духовным феодалам».2
Нарождавшийся абсолютизм в целях реализации своих внешних и внутренних задач поощрял развитие торговли и промышленности, особенно в первой четверти XVIII в. Проблема обеспечения возникающих мануфактур рабочей силой решалась путем приписки к ним государственных крестьян. Кроме того, разрешалось покупать крестьян с землей при обязательном условии использования труда на мануфактурах.
Установление абсолютизма в России было вызвано и внешнеполитическими причинами: необходимостью борьбы за экономическую и политическую независимость страны, за выход к морю. Абсолютная монархия оказалась более приспособленной к решению этих задач, нежели сословно-представительная монархия. Так, двадцатипятилетняя Ливонская война (1558-1583) закончилась поражением России, а абсолютная монархия в результате Северной войны (1700-1721 гг.) блестяще справилась с решением этой проблемы.
«Абсолютизм возник и развивался в специальных условиях существования крепостного права и сельской общины, подвергнутой уже значительному разложению. Определенную роль в становлении абсолютизма сыграла и политика царей, направленная на уситление своей власти».3
Итак, абсолютизм в России возник во второй половине XVII в. Именно с этого времени перестали созываться Земские соборы, которые в определенной степени ограничивали власть царя. Теперь он уже обходился без них. Однако еще проходили государственные совещания с представителями отдельных сословий по вопросам: о ценах на товары, о денежной системе, об условиях договора о торговле с армянскими купцами, о местничестве (1660, 1662, 1667, 1682 гг.). Укрепилась приказная система управления, подчиненная непосредственно царю. Было создано постоянное царское войско. Монарх стал менее зависимым от дворянского войска, которое, например, в 1681 г. насчитывало лишь 6000 чел. В то же время постоянное войско состояло из 82000 стрельцов, рейтаров, драгун, солдат.
Царь приобрел значительную финансовую самостоятельность, получая доходы от своих вотчин, сбора подати с покоренных народов, от таможенных сборов, возросших в связи с развитием торговли. Важное значение имели налоги (стрелецкие, ямские и т.д.), царская монополия на изготовление и продаже водки, пива, меда. Это давало возможность создавать и содержать государственный аппарат, о котором пойдет речь в следующей части контрольной работы.
С ослаблением экономической и политической роли бояр снизилось значение Боярской думы. Изменился и ее состав, пополнившийся дворянами. Так, в 1688 г. из 62 членов Боярской дуемы лишь 28 принадлежали к старым боярским родам, остальные же были выходцами из дворян и даже из купечества. «Боярская дума редко созывалась, ее место стала занимать, так называемая «Тайная» или «Ближняя», дума из небольшого числа близких к царю лиц, с которыми он решал остальные вопросы. Об упадке Боярской думы свидетельствовало резкое увеличение именных указов, изданных царем без совещания с думой. Царь Алексей Михайлович издал 588 именных указов, в то время как указов одобренных Боярской думой, - лишь 49».4
Таким образом, возникновение абсолютной монархии было вызвано ходом общественно-экономического развития, зарождением буржуазных отношений, усилением классовых противоречий и классовой борьбы, внешнеполитическим положением России в то время. В целом возникновение абсолютизма в России было таким же закономерным явлением, как и в других странах (Англии, Франции, Германии). Однако между абсолютными монархиями различных государств имеются как общие черты, так и особенные, определяемые конкретными условиями развития каждой страны. Так, в России и во Франции абсолютизм существовал в завершенном виде, то есть в системе государственных органов не было такого органа, который мог бы ограничивать власть монарха. Для этого абсолютизма характерна высокая степень централизации государственной власти, наличие чиновничьего аппарата, многочисленной армии.

Часть 2. Формирование мощного бюрократического аппарата, регулярной армии и регламентация всех проявлений общественной жизни.
В результате развития товарно-денежных отношений и других причин, обозначенных выше возникла возможность содержать громоздкий бюрократический государственный аппарат и многочисленную армию. В XVII в. происходит возрастание роли поместного хозяйства в экономике страны и соответственно подъем политического значения дворянства. В период становления абсолютизма монарх опирался на дворянство в борьбе с боярской и церковной оппозицией, выступившей против усиления царской власти. Абсолютизм делал все, чтобы консолидировать класс феодалов, укрепить тем самым свою социальную базу. Этому во многом способствовали начатое еще в Соборном Уложении 1649 г. уравнение в правовом положении поместья и вотчины, завершенное в 1714 г. Указом Петра I о единонаследии, а также отмена местничества в 1682 г. и издание в 1722 г. Табеля о рангах. В результате светские феодалы были превращены в единое сословие, получившее при Петре I название «шляхетства», а в дальнейшем именуемое дворянством. Все командные должности в государственном аппарате замещались представителями дворянства.
«Укрепление господства феодалов, а также положения купечества шло за счет нещадной эксплуатации трудящихся масс и приводило к обострению классовой борьбы с стране. Восстания крестьян, выступления низов посадского населения, борьба угнетенных народов – все это заставило господствующий класс перейти к созданию абсолютной монархии, при которой он мог эффективнее подавлять любые выступления народа».5 Для этого абсолютистское государство широко использовало армию, полицию и суд, и другие государственные органы. Обстоятельством, способствовавшим окончательному становлению абсолютизма, была борьба внутри самого господствующего класса феодалов, между духовными и светскими феодалами, между боярами и дворянами. Автор контрольной работы полагает, что основной функцией армии было все-таки не внутреннее поддержание порядка как это следует из классового подхода к проблеме, а внешняя (охрана границ, защита от нападения, ведение войн), которая прямо следует из особенностей исследуемого хронологического отрезка.
Одной из характерных сторон оформления абсолютистского государства является бюрократизация государственного аппарата. Складывание бюрократического аппарата имело два направления: «1) Создание системы управления со сложной структурой подчиненности учреждений, строгим разделением функций управления, единоличным решением вопросов при коллегиальности их подготовки; системы, приводившей к господству канцелярии, в котором главным было бумажная переписка, а не само дело … ; 2) Создание привилегированного круга, осуществляющего это управление, то есть слоя чиновничества, подчиненного только верховной власти, целиком зависевшего от нее в своем служебном положении и имущественном обеспечении. Чиновничья каста в известной степени пользовалась привилегиями господствующих классов, однако, после своего оформления не входила в их состав, так как не состояла во главе производства. Это придавало бюрократическому аппарату видимость надклассовости».6
Бюрократизация управленческого аппарата России на протяжении XVI-XVIII вв. шла параллельно с перерастанием централизованного государства в абсолютистское и зависела от этого процесса. Складывание бюрократической касты в России в указанный период было неразрывно связано с судьбой служивого населения, с его постепенным оформлением из привилегированного сословия в господствующий класс дворянства, из состава которого обособлялась бюрократическая группа.
Формирование чиновничества как касты охватывает в основном XVI-XVIII вв. и может быть разбито на два периода: 1) период служивой бюрократии с середины XVI по начало XVIII вв.; 2) период дворянской бюрократии с начала XVIII в.
«В XVII в. происходит дальнейшая централизация и бюрократизация органов центрального и местного управления. Расцвет приказной системы в центре и введение воеводского управления на местах и создали к концу века предпосылки для образования аппарата абсолютистского государства».7 На протяжении XVII в. сохранялись две основные группы лиц, занятых в системе государственных учреждений: во-первых, это были представители старой знати и разных слоев служивого населения, несшие как военную, так и гражданскую службу; во-вторых, приказные люди, являвшиеся специалистами в области приказного делопроизводства.
Оплата труда чиновничества была достаточно высокой. Для крупного и части среднего дворянства, находившегося на государственной службе, это жалование, как правило, являлось только как дополнение к основным доходам от крепостнического хозяйства. Несколько в ином положении оказалось среднее местное (а также столичное) чиновничество. В отправлении гражданской службы в местных органах, по свидетельству современников принимало участие, как прежде среднее дворянство, доходность имений которого была невысока и государственное жалование, для которых составляло значительную часть их бюджета. Наконец, государственное жалование стало в конце XVIII в. основным средством существования для чиновников (не имевших земельной собственности) и канцелярских служащих.
Таким образом, абсолютистское государство смогло оформить и взять на службу армию и бюрократический аппарат в связи с тем, что эти две структуры были экономически привязаны к государству и без него существовать не могли.

Часть 3. Публично-правовые принципы абсолютизма.
«XVIII век в России в духовной сфере – век секуляризации. В это время возникает самостоятельная светская культура, уже не имеющая связи с церковным сознанием. С другой стороны, в самом церковном сознании в это время происходит глубокий перелом. Церковное сознание отрывается от мечты о священной миссии государства, уходит в более напряженное искание церковной правды».8 Тем не менее, официальная доктрина абсолютизма включала традиционное теологическое обоснование царской власти. Власть монарха рассматривалась как божественное поручение, но основным способом обоснования петровских реформ были ссылки на общее благо.
Раскрытие политико-правовых принципов абсолютизма в России предполагает анализ концепций абсолютистской власти. Так, одним из первых теоретиков абсолютизма в России был священнослужитель Феофан Прокопович (1681-1736 гг.). Впервые в истории русской политико-правовой мысли Прокопович обозначил проблему происхождения государства. То обстоятельство, что эта проблема решалась им со ссылками на Божий промысел в значительной мере предопределялось необходимостью считаться с официальным обоснованием абсолютизма, содержащим богословские доводы, а также с официальным положением самого Прокоповича как одного из церковных патриархов. «Права самодержца, по Прокоповичу, неограниченны и абсолютны. Он имеет право и должен регулировать все стороны жизни и быта, в т.ч. «всякие обряды гражданские и церковные, перемены обычаев, употребление платьев, домов, чины и церемонии в пированиях и погребениях и прочее и прочее». Подданные же «должны без прекословия и роптания все от самодержца повелеваемое творить»».9
Крупным идеологом абсолютизма был другой государственный деятель России Василий Никитич Татищев (1686-1750 гг.). Защита и обстоятельное обоснование самодержавия в концепции Татищева соединялись с мечтой о внедрении в систему органов власти чего-то вроде представительных дворянских учреждений, чтобы наладить законодательство, компетентное решение дел центрального правления, пресекать фаворитизм, казнокрадство, взяточничество в верхних звеньях государственного аппарата. Он активно участвовал в разработке одного из проектов создания при императрице Анне I Иоанновне дворянских по составу представительных «правительств», участвующих в подготовке законопроектов, в назначении высших должностных лиц, в повседневном контроле за деятельностью высших органов управления.
Во второй половине XVIII в. завершилось законодательное оформление крепостничества. Первые годы правления Екатерины II ознаменованы разработкой новой официальной идеологии. Становление этой идеологии проходило под сильным влиянием идей Просвещения Западной Европы, особенно Франции.
Определенный вклад в развитие политических и правовых взглядов в этот период внесла сама Екатерина II. В 1767 г. была созвана комиссия для сочинения проекта нового Уложения, в котором были представлены все сословия, кроме крепостных крестьян. Екатерина II подготовила для этой комиссии обширный «Наказ», три четверти которого воспроизводили фразы, идеи и тексты западноевропейских просветителей, преимущественно Ш.Л. Монтескье и Ч. Беккариа. В «Наказе» содержался ряд демократических идей: равенство граждан, заключающееся в подчинении общим для всех законам, свобода как зависимость только от закона, ограничение государственной власти пределами ею положенными, власть законов и др. Однако всему задуманному не суждено было осуществиться, прежде всего потому, что для эпохи «просвещенного абсолютизма» характерно расхождение между словом и делом – попыткой воспринять передовые для того времени идеи и стремлением укрепить феодально-крепостнические учреждения.
Характерной чертой «просвещенного абсолютизма» стала возможность критики монархического формы правления. Н.М. Панин и Д.И. Фонвизин в своих проектах предлагали «ограничить самовластие твердыми аристократическими институциями», создать ограниченную – по образцу Швеции – монархии, реформировать Сенат или учредить при монархе императорский совет, установить в России «законы непреложные, законы фундаментальные, непременные государственные законы».
Подводя итог данной части работы следует сказать, что все-таки базисным принципом российского абсолютизма оставался принцип неограниченной власти монарха, который и получил свое практическое воплощение в законодательстве того времени.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Все предпосылки перехода России от сословно-представительной монархической формы правления к абсолютной монархии можно разделить на две больших условных группы: социально-экономические и внешнеполитические. Содержанием социально-экономических предпосылок являлось прежде всего внутриклассовая борьба происходившая в период становления абсолютизма; сущностные характеристики внешнеполитических причин реформирования формы правления заключались, во-первых, в увеличении военных побед при абсолютизме, а, во-вторых, в изменении качественных основ этих побед.
Одной из положительных черт абсолютистского государства является то, что в отличие от сословно-представительного оно начинает проводить политику бюрократизации государственного аппарата, набирать людей на государственную или военную службу, причем люди получают за работу установленное жалованье.
Политико-правовая доктрина абсолютизма менялась с изменением характера абсолютистского направления. В период становления абсолютизм нуждался в поддержке. И такая поддержка была оказана приданием ему сакрального, теологического характера, выраженного в том, что носитель абсолютной власти – монарх – это «проводитель воли Божьей». Со временем сакральность стала заменятся законность, в период «просвещенного абсолютизма» при Екатерине II Великой, когда расцвет абсолютизма достиг своего апогея, заговорили о теории общественного договора, о возможности ограничения монархии, но реальных шагов в этом направлении не было сделано, прежде всего потому, что одной из функций любой политической системы, в т.ч. и системы абсолютной монархии является самосохранение.

Список использованной литературы.
1. Волков М.Я. О становлении абсолютизма в России. // История СССР,1970. - № 1.
2. Демидова Н.Ф. Бюрократизация государственного аппарата абсолютизма в XVII-XVIII вв. // Абсолютизм в России (Сборник статей). – М.,1963.
3. Исаев И.А. История государства и права России. – М.,1995.
4. История государства и права СССР (под ред. Ю.П. Титова). – Часть 1. – М.,1988.
5. Краснов Ю.К. История государства и права России. – М.,1997.
1 Волков М.Я. О становлении абсолютизма в России. // История СССР,1970. - № 1. – с. 90.
2 История государства и права СССР (под ред. Ю.П. Титова). – Часть 1. – М.,1988. – с. 255.
3 Исаев И.А. История государства и права России. – М.,1995. – с. 110.
4 История государства и права СССР (под ред. Ю.П. Титова). – Часть 1. – М.,1988. – с. 258.
5 История государства и права СССР (под ред. Ю.П. Титова). – Часть 1. – М.,1988. – с. 256.
6 Демидова Н.Ф. Бюрократизация государственного аппарата абсолютизма в XVII-XVIII вв. // Абсолютизм в России. (Сборник статей). – М.,1963. – с. 206.
7 Демидова Н.Ф. Бюрократизация государственного аппарата абсолютизма в XVII-XVIII вв. // Абсолютизм в России. (Сборник статей). – М.,1963. – с. 211.
8 Краснов Ю.К. История государства и права России. – М.,1997. – с. 128.
9 Краснов Ю.К. История государства и права России. – М.,1997. – с. 131.