И.И. Рерберг – мастер архитектуры
Родился Иван Иванович Рерберг 4 октября (по новому стилю) 1869 года в Москве. Среди его предков было немало высокоодаренных людей. Согласно семейному преданию, при Петре I датский кораблестроитель Рерберг был приглашен в Россию и поселился в Прибалтике. По данным документов конца царствования Петра I в адмиралтействе Ревеля (ныне Таллин) работало 300 "мастеровых людей", в том числе корабельный мастер с подмастерьем и двумя учениками. Несколько других мастеров и помощников (например, матовый, конопатный) и целый штат "рядовых" рабочих. Вероятно, упомянутым кораблестроителя, затем окончил созданный за три года до этого Институт инженеров путей сообщений. В дальнейшем он был заместителем председателя комиссии по постройке Исаакиевского собора в Петербурге. Дядя Ивана Ивановича Петр Федорович был профессиональным военным, участником героической обороны Севастополя (в 1854 -1855 гг.). Отец, Иван Федорорович, инженер путей сообщений, крупный организатор железнодорожного транспорта, автор капитальных печатных трудов. По окончании кадетского корпуса, а затем военного училища Иван Иванович был направлен в саперный батальон. После этого поступил в Петербургскую военно-инженерную академию. Основа его интересов в студенческие годы служили не военно-оборонительные сооружения, а строительство транспортных, гидротехнических и других объектов. Он прошел, как полагалось в то время, на практике путь от каменщика и плотника до десятника строительных работ. Получив 1896 году звание военного инженера, Иван Иванович участвовал в строительстве крупного паровозостроительного и механического завода в Харькове, что позволило ему овладеть передовыми для того времени методами строительства.
С конца 1897 года И.И. Рерберг участвовал в строительстве грандиозного и величественного здания Музея изящных искусств в Москве (ныне музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина) в качестве одного из двух заместителей его автора и строителя архитектора Р.И. Клейна.
Возведение этого уникального здания, воплотившего многие архитектурные и технические сооружения рубежа 19-20 столетий, творческое общение с крупными архитекторами, учеными и инженерами, участвовавшими в проектировании здания, явились для Рерберга замечательной школой опыта и мастерства. По его предложению была создана эффективная отопительно-вентиляционное система здания. Основатель музея профессор московского университета И.В. Цветаев часто адресовал письма по вопросам строительства непосредственно И.И. Рербергу.
Сохранились копия удостоверения, выданному Рербергу и подписанного директором и ученым секретарем музея: "Администрация Музея изящных искусств удостоверяет, что инженер Иван Иванович Рерберг состоял заместителем и помощником строителя этого музея в Москве с 1897 по 1909 годов и в заслугу за его деятельности был награжден званием пожизненного безвозмездного архитектора здания музея". И. И. Рерберг продолжал работу над музеем до 1912 года, то есть до полного окончания всех работ его открытия.
Став признанным специалистом, Иван Иванович еще в период строительства музея участвовал в реставрационно-ремонтных работах здания манежа 1904 году. Он руководил также возведением ряда зданий по проекту Р.И. Клейна: универмага "Мюр и Мерелиз"(ныне ЦУМ, 1907-1908 годах) здание клинике на Малой Пироговской улице, корпуса Московского университета, выходящего торцовым фасадом на проспекте Маркса рядом со старым университетским зданием (ныне Московский геологоразведочной институт), жилых, учебных и других зданий.
В самом конце 19 века началась самостоятельная творческая деятельность И.И. Рерберга. С середины 1900-1910 годов он развернул активную проектную работу, в том числе в соавторстве с архитекторами. Одним из первых осуществленных проектов был патронный завод вблизи Сущевского вала (не сохранился). В 1906 году Рерберг разработал проект самого большого в Москве пятиэтажного "дома дешевых квартир для семейных" на Второй Мещанской улице (ныне Гиляровского, дом 27) на средства, завещанные богатым московским купцом. В докладе, сделанном в Московском архитектурном обществе, действительным членом которым он состоял, Иван Иванович отметил, что работу над проектом он начал с ознакомления с тяжелыми условиями жизни городской бедноты, которая должна иметь "неотъемлемое право на ограждение от несправедливой судьбы". Этот необычны по планировке дом, был заселен в 1909 году и получил положительную оценку3 в печати. В 1960-е годы здания было полностью реконструировано и передано Российскому союзу потребительских обществ.
Еще более крупную постройку Иван Иванович осуществил в самом центре Москвы. Идущая от Красной площади торговая Ильинская улица упиралась в массивную каменную башню с воротами китай-городской стены (не сохранились). На участке между стеной и стоящей на Ильинке очень богатой по своему архитектурному убранству большой крест 17 века (не сохранились). Северное страховое общество решило построить комплекс доходных зданий конторского и торгово-складского назначения. На объявленном Московском архитектурном общество конкурс было поддано 22 проекта. Весной 1909 года жури присудило одну из двух первых премий авторам проекта под девизом "Центр" - петербургскому архитектору М.М. Перетятковичу и И.И. Рербергу. Решая задачу сочетания новых, отвечающих эстетическим требованиям начла двадцатого века зданий с сооружениями прошло, авторы акцентировы торцы зданий, выходящие на Ильинку, высокой башней с куполом- ротондой. Был удачно использован весь участок, предусмотрен удобный внутриквартальный проезд между пятиэтажными корпусами, соединенными переходом на уровня четвертого и пятого этажей. В процессе подготовки и осуществления строительства, в котором принимал участие В.К. Олтаржевский, И.И. Рерберг значительно доработал проект с целью достижения большей четкости и отточености архитектурного облика в формах нового для того времени стиля - неоклассицизма, на которых он возлагал большие надежды. Существенная роль в их формировании принадлежит отдельным деталям и лепным украшениям. Это была одна из типичных попыток сочетать приемы проектирования, характерные для начала двадцатого века, с архитектурными формами первой трети 19-ого века, свободно их видоизменяя. Строительство зданий было завершено в 1911 году. Куранты на башне были хорошо видны над уступом башни Ильинских ворот со стороны площади и сквера. Как отмечалось в издававшемся тогда ежегоднике "Архитектурная Москва", "по монументальности и красоте это одно из лучших произведений современной московской архитектуры". Здесь сейчас помещается Комитет народного контроля СССР и другие советские и партийные органы.
В формах русского ампира, характерных для пушкинского времени, Рерберг разработал и осуществил по заказу Общества поощрения трудолюбия проект здания женской гимназии (до сих пор сохранился проектный проект здания). Пропорции и детали фасада, интерьера здания, возведенного в 1911-1912 годах в Большом Казенном переулке (ныне школа №330), отличаются изяществом.
Из других построек этого времени отметим красный бывший особняк Н.В. Урусова на Новокузнецкой улице, 12, торговый пассаж, существовавший на месте нового здания ЦУМа, двух этажного здания Московоско-Брестского технического железнодорожного училища возле Белорусского вокзала, трехэтажное здание ремесленного училища на 1-ой Миусской улицы, которое в настоящее время входит в состав корпусов Московского химико-технологического института имени Д.И. Менделеева, инфекционные корпуса Московского военного госпиталя в Лефортове и другие.
Ежегодник "Архитектурная Москва" писал в 1911 году: "Иван Иванович Рерберг принадлежит к группе сравнительно молодых, но очень популярных строителей". Начиная с 1910 года на всех проектах подпись Рерберга была первой, что соответствует его ведущей творческой роли среди соавторов. В отличие от гражданских инженеров, именовавшихся также инженерами- архитекторами, Иван Иванович несравненно глубже знал строительные конструкции и особенности их работы , а также ориентировался в технике строительного производства. Поэтому он смело применял железобетон и другие современные материалы, умело используя заложенные в них потенциальные возможности архитектурного формообразования.
В творчестве И.И. Рерберга ценили четкость и глубину проработки объемно-планировочных решений, умение вписаться в городской ансамбль. Эпоха. Породившая разброд в архитектурно-стилевых вопросах, наложила отпечаток творчество талантливого мастера, хотя он и сумел оградить себя от крайностей и бесплодных творческих увлечений, но его поиски в основном связаны с развитием неоклассицизма.
В самом начале века Иван Иванович жил на казенной квартире в Лефортове, затем вблизи Разгуляя, некоторое время в доме №6 по Доброслободскому переулку и около двадцати лет занимал часть двухэтажного особняка в Динисовом переулке, 6. Здесь он разрабатывал проекты, активно пополнял свою библиотеку, свободные часы отдавал акварельной живописи, а летом жил на даче Болшеве, где сочетал отдых с напряженной работой.
С 1906 года Рерберг в течение тринадцати лет преподал в Училище живописи, ваяния и зодчества и в Московском инженерном училеще (так назывался до 1913 года Московский институт инженеров железнодорожного транспорта); выступил инициатором обущения женщин на архитектурных курсах, учредителем и преподавателем которых был долгое время.
После того как Рерберг принял участия в работах по перестройке старого здания на Чистопрудном бульваре,6, для Правления Московско-Киевско-Воронежской железной дороги, он получил закан на проектирование и строительство грандиозного Брянского вокзала (с 1934 года - Киевский) на месте существовавшего деревянного.
При разработке проекта осуществленного при участии архитектора В.К. Олтаржевского, были использованы достижения мирового архитектурного опыта и практике применения большепролетных арочных покрытий над платформами. Основа творческих поисков определила положение вокзала вблизи Москвы-реки и оживленный радиальной городской магистрали, проходящей через Бородинский мост. Мост, построенный за год до рождения И.И. Рерберга по проекту его отца (совместно с инженером И.Ф. Кенигом), 1912-1913 годах, перед постройкой вокзала был заменен современным (архитектор Р.И. Клеин, инженер Н.И. Осколков).
Творческий процесс формирования облика вокзала был подобен обработке архитектурных форм комплекса Северного страхового общества. Неоднократно дорабатывался главный фасад с колоннадой на уровне высокого второго яруса, приобрели большое изящество фланкирующие его порталы - крыльца, башня высотой 51 метр была вынесена за пределы фасада, а его первоначальное архитектурные переработаны.
Наружный контур всего здания достигает почти 900 метров. Залы ожидания просторны и имеют большую высоту, площадь самого большого из них - центрального более 900 м2. Позади залов ожидания было четыре подъездных пути под стеклянным ангароподобным покрытием- дебаркадером. В качестве конструктивной основы этого покрытия шириной 47 метров, длиной 231 метр и высотой 30 метров Рерберг предусмотрел арки из крупных ажурных металлических элементов, попарно соединенных в верхней части. Их конструирование, изготовление и установку взяла на себя специализированная фирма Бари, главный инженер которой, выдающийся конструктор- механик В.Г. Шухов, не меняя принципиально конструкцию, рационализировал ее, что упростило изготовление и сократило стоимость. Шухова признают не только исполнителем, но и автор этого уникального покрытия.
Летом 1914 года состоялась церемония закладки здания. В выполнение декоративно-отделочных работ приняли участие скульпторы С.С. Алешин (скульптуры "Труд" и "Урожай" на главном фасаде и др.), Ф.И. Рерберг (участие в росписи плафонов) и другие мастера. Основные работы были завершены в 1917 году.
В 1920 году И.И. Рерберг провел дополнительные работы на Киевском вокзале, главным образом отделочные. Иван Иванович намечал создание большой площади, связывающей вокзал с городом. Современную площадь Киевского вокзала можно рассматривать как воплощение замыслов И.И. Рерберга.
Не безынтересно дальнейшая судьба этого крупного вокзального здания. В 1940 - 1945 годах к нему был пристроен в конце северного фланга корпус с кассовым залом и вестибюлем метро (по проекты Д.Н. Чечулина), а затем в самом здание проведены большие работы, насытившие интерьеры рядом новых деталей, однако не отвечающих рербергскому направлению. Реставрация 1979-1981 года была направлена обновление сложившейся отделки и архитектурных деталей. Одновременно были проведены ремонт и реконструкция металлического покрытия над перронами, несколько изменены конструкции и внешний вид кровли: ступенчатыми рядами уложено более 2800 щитов в виде металлических рамок и специального стекла повышенной стойкости, в том числе цветного.
В начале 1920-х годов Моссовет передал Киевскому вокзалу стоящие вблизи четырехэтажное жилое здание, построенное в 1882 году Иван Иванович перестроил его под железнодорожный привокзальный клуб, вскоре преобразованный в клуб имени А.И. Горбунова.
В годы гражданской войны строительная деятельность в Москве была весьма ограниченной, а первые организационные шаги носили специфический характер. Так, ведавший устройством противоэпидемических санпропускников на железных дорогах Комитет пропускных санитарных сооружениях был реорганизован в Особый комитет по строительству города Москвы (Оском). И.И. Рерберг начальник технического отдела этого комитета сочетал здесь организационно-техническую деятельность и проектной. Одной из работ Рерберга в этот период была частичная переработка проекта и завершения законсервированного 1915 года строительства пятиэтажного жилого дома, Хлебопродукта на Новинском бульваре (здание не сохранилось). Одновременно он построил деревянный павильон Хлебопродукта на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки 1923 года.
Более крупным заказом было проектирование и руководство надстройкой двумя этажами большого трехэтажного конторского здания Варваринского акционерного общества на Мясницкой улице, возведенного в 1890-х годах, а также проектирование и строительство новых корпусов во дворе. Здесь разместился созданный после гражданской войны Нефтяной синдикат СССР. В облике надстроенных этажей видны характерные черты творческого почерка Рерберга: при скупом пользование простых архитектурных деталей и отдельных лепных украшений достигнута необходимая увязка новой части фасада со старой, в равной степени отвечающей деловому назначению здания. Таким образом, И.И. Рерберг выполнял один из первых заказов столице по строительству жилых, административных и общественных зданий.
Учитывая присущее И.И. Рербергу бережное отношение к существующим произведениям зодчества, его пригласили выполнять обязанности архитектора три крупнейших столичных театра - Большой, Малый и Художественный. По свидетельству А.В. Щусева, он "много сделал работ для этих театров".
Первые из этих работ относились к Московскому Художественному театру, который благодаря энергии К.С. Станиславского в 20-е годах создавал свои филиалы, студии и другие "ответвления". Сохранился макет интерьеров одного из относившихся к театру зданий с эмблемой - с изображением чайки в узоре паркетного пола, выполненный по чертежам Рерберга в 1921 году.
Особое значение имеет участие И.И. Рерберга Большого театра. В результате сильной осадки фундаментов тяжелонагруженных внутренних стен здания пришло в аварийное состояние. 1921-1923 годах Иван Иванович руководил сложными и очень ответственными работами по устройству новых фундаментов, в то время как театр продолжал функционировать. Помимо перестройки фундаментов, Рерберг переделал наиболее деформировавшиеся перекрытия и перекосившееся ложи ярусов.
Через три года Иван Иванович сделал проект перепланировки фойе, репетиционных залов и некоторых артистических помещений, а также переустройство лестниц возле гардеробов. Проект был основан на глубоком изучении истории здания, результаты которого Рерберг опубликовал. Осуществление этого проекта велось под его постоянным руководство до 1932 года.
В 1925 году было составлено задание на проектирования здания Центрального телеграфа, включающего радио узел и междугороднюю телефонную станцию. Провели открытый конкурс, в котором участвовали многие известные архитекторы, а затем персонально было заказано еще два проекта, один из них И.И. Рербергу. Выполненный проект хорошо соответствовал всему комплексу функциональных заданий, а также требованием монументальности архитектурного решения. Несмотря на возражения представители нового творческого направления в архитектуре, этот проект был утвержден Моссовета в начале марта 1926 года, а 22 мая была совершена церемония закладки здания.
Проект здания Центрального телеграфа был разработан с большой тщательностью. Применением монолитного железобетонного каркаса и вынос всех четырех лестниц за пределы основного здания позволили устроить на разных этажах очень просторный помещения, общая площадь которых составила 40 тысяч м2 . Срезанные углы главного фасада обусловлены градостроительными возможностями. Благодаря одному из таких срезов здания хорошо "смотрелось" с тогда еще не реконструированной, узкой Тверской улицы. Срезая острый угол для устройства главного входа, Рерберг выполнил эту часть здания в виде широкой пятигранной башни, возвышающейся на десять метров над остальными фасадами. Башня оборудована вращающимся стеклянным глобусом. На приподнятой над тротуаром площадки перед входом два обелиска из серого гранита, несущие ажурную чугунную консольную раму в виде переплетения дубовых веток для подвески фонарей. В подобной манере выполнены решетки верхнего обрамления башни.
Для отделки фасадов использованы серый украинский гранит и декоративная штукатурка с включением крошки этого гранита. Автору проекта удалось удовлетворить требования задания: "Выявить при обработке фасадов не только производственной и общественный характер здания телеграфа и радио узла, но и придать ему монументальность, соответствующую городу Москве".
Строительство Центрального телеграфа было завершено в 1927 году. Оно ознаменовало начало реконструкции главной столичной магистрали, которая на этом участке были расширены улицы Белинского и Огарева - тоже 6,5 метра. После того кат Тверская улица подверглась реконструкции, значение Центрального телеграфа еще больше возросло.
К сожалению, полного списка проекта Рерберга нет, а о судьбе отдельных его работ, упоминание которых удалось найти, можно судить лишь с некоторой степени достоверности. Например, проект здания бывшей Торговой академии, очевидно, потому не был реализован, что для размещения этой организации 1920-х годов.
Из других проектов Рерберга можно назвать химическую лабораторию МГУ, дом Института локомотивостроения.
В разное время И.И. Рерберг проектировал также для других городов. По его проектам построены здания в Петербурге, Тюмени, в районе города Истры. В годы первой мировой войны, как военному инженеру, ему пришлось строить оборонительные укрепления. На выставке, приуроченной в 1-му Всесоэзному съезду по гражданскому и инженерному строительству (1926 год), демонстрировался его проект вокзала для Сочи.
Будучи мастером широкого диапазона, Иван Иванович всегда подчинял свое творчество реалистической основе архитектурно-градостроительных задач. Такое его ценное качество можно охарактеризовать словами В.Г. Белинского: "Он всегда держал свою энергическую фантазию в крепкой узде холодного ума".
С начала 1920-х гг. И.И. Рерберг вел активную педагогическую деятельность, в частности на факультете МВТУ читал курс сметного дела, насыщая лекции интересными примерами их своей практики.
Ивану Ивановичу часто приходилось выполнять различные ответственные поручения. В конце 1924 года, будучи членом комиссии, возглавляемой А.В. Луначарским, он вместе с другими крупнейшими советскими архитекторами разработал задание на конкурсное проектирование Мавзолея В.И. Ленина на красной площади. В 1931 году Рерберг вошел в состав комиссии по приемке самого большого для того времени жилого и общественного комплекса Москвы, включающего 500-квартирных жилой комплекс ЦИК и СНК СССР на улице Серафимовича.
О большом авторитете Рерберга свидетельствует частные обращения к нему за консультациями и помощью. В 1925 году, когда из дома Пашкова были вывезены этнографические коллекции и коллекции живописи упраздненного Румянцевского музея, а освободившиеся помещения переданы Государственной библиотеке имени В.И. Ленина, содействие И.И. рерберга. А.И. Щусева, И.П. Машкова и Е.В. Шервинского обеспечило проведение реставрации этого архитектурного шедевра.
Признавая большие заслуги И.И. Рерберга, Президиум ВЦИК летом 1932 года присвоил ему почетное звание заслуженного деятеля науки и техники РСФСР.
"Инженер Рерберг" - так он подписывал свои чертежи, будь то конструкции, планы и рисунки фасадов зданий или их архитектурных деталей. Это не только показатель скромности и авторитета: Иван Иванович, как никто другой, умел без суеты добиваться такой четкости и согласованности всех сторон проекта, что Неувязки просто исключались. Его подпись служила гарантией, как бы знаком качества. Добросовестно исполняя гражданский долг, сосредоточиваясь на решении наиболее актуальных для общества задач и никогда не прибегая к броским архитектурным эффектам, он внес большой вклад в развитие архитектуры и строительства Москвы.
Если отметить на плане города постройки Рерберга, можно заметить, как много их внутри Садового кольца, и за его пределами. Большая их часть сохранилась и корректно вписалась в городские архитектурные ансамбли.