Улицы Земляного города
Реферат на тему “Улицы Земляного города”
Оглавление
Введение
Основная часть
Пречистенская (Кропоткинская) набережная
Остоженка (Метростроевская улица)
Пречистенка (Кропоткинская улица)
Старый Арбат
Улица Поварская (Воровского)
Улица Большая Никитская (Герцена)
Улица Малая Никитская(Качалова)
Спиридоновка (улица Алексея Толстого)
Малая Бронная
Тверская (улица Горького)
Малая Дмитровка (улица Чехова)
Заключение
Литература
Введение
Земляным городом называется часть Москвы, расположенная между Бульварным и Садовым кольцом к северу от Москвы-реки. [3]
К XV веку, когда посады вокруг московского “града” стали сливаться в единый пояс поселений – будущий Белый город, окружающая их территория была еще слабо заселена. Здесь были неудобные для жилья места – Козье болото, из которого вытекал Черторый, Пески (у современных улицы Арбат и Большого Каретного переулка) и другие. Большая часть земли на северо-западе принадлежала Новинскому монастырю и селу Сущеву и была занята полями и лугами. В XIV-XV вв. на высокий, крутой склон за устьем Яузы переселились подальше от разраставшихся посадов ремесленники, имевшие дело с огнем, – гончары и кузнецы. Там же появилось несколько небольших монастырей. Несколько позже стала заселяться местность за Чертольем – районом при устье Черторыя, примыкавшая к Занеглименью. В середине XVI в. на западе уже сложился посад со многими улицами. [3]
Новый передел владений после отмены опричнины, пожар и разорение Москвы татарами в 1571 г. и продолжавшийся рост населения уменьшили разницу между старыми и новыми посадами. Одновременно с постройкой Белого города окружающая территория была защищена мощной деревянной стеной на земляном валу (1591-1592). В Смутное время стены сгорели. Вал был отремонтирован и увенчан новой стеной, но название “Земляной город” успело закрепиться как обозначение всего охваченного им пояса Москвы. [3]
Заселение территории вокруг Белого города завершилось в основном лишь к первой половине XVII века. В расселении внутри Земляного города наблюдается зависимость от прилегающих частей Белого города. Запад сохранился как периферия Занеглименья и продолжал заполняться усадьбами бояр и дворян; здесь же было расположено большинство дворцовых обслуживающих слобод, а по ближе к валу и вдоль больших улиц – стрелецкие, охраняющие город. На востоке преобладали ремесленные слободы. [3]
Внутренняя планировка Земляного города даже на поздних планах Москвы XVII в. изображалась условно и обобщенно. Это позволяет думать, что она еще не ощущалась устойчивой, за исключением основных радиальных улиц, обычно проездов к воротам Белого города. Изменчивость могла быть связана с частым переделом владений и с нестойкостью деревянной застройки, периодически выгоравшей. После указов Петра I, согласно которым стрелецкие полки распускались и отменялось прикрепление ремесленников к слободам, характер заселения изменился: значительно облегчилась и стала массовым явлением скупка мелких дворов под обширные усадьбы. Деревянное строительство еще преобладало; каменными были только церкви и палаты в богатых усадьбах. [3]
Районы между улицами представляли два типа. Вокруг Арбата, Поварской, Сретенки и Патриаршего пруда преобладали дворы слободского характера с мелкой деревянной застройкой. Здесь жили в это время небогатые купцы, чиновники и ремесленники. В других районах сложилась традиция крупного усадебного заселения. [3]
Деревянная застройка Земляного города часто выгорала целыми районами. Этим пользовались градостроители, чтобы выпрямить и расширить проезды. Там это было сделать легче, чем в каменных кварталах центра города. Период послепожарного восстановления Москвы усилил различие застройки Земляного города и центра. Все, кто не мог вновь строить каменные дома или содержать огромные родовые дворцы, перебирались из Белого города в Земляной, где разрешалось деревянное строительство. Пожар 1812 г. послужил поводом для улучшения уличной сети и расширения проездов. [3]
В первые послепожарные десятилетия в Земляном городе строились в основном деревянные дома, однако в 1838 г. деревянное строительство было запрещено по линии бульваров и на некоторых улицах. В 1856 г. запрещение распространилось на все улицы, кроме Воронцова поля. Каменное строительство до середины XIX в. развивалось в основном засчет застройки улиц двух-трехэтажными доходными зданиями. [3]
К началу XX в. различия между отдельными районами земляного города сгладились. Он стал сплошной жилой полосой вокруг делового центра города. Здесь почти не было крупных учреждений. [3]
По всей территории Земляного города стали строиться многоэтажные доходные дома, как правило стоящие поодиночке. В советские годы, особенно с 1930-х годов, продолжалось строительство многоэтажных домов. [3]
В реферате я расскажу о западной части Земляного города (до Малой Дмитровки).
Основная часть
Пречистенская (Кропоткинская) набережная
Пречистенская (бывшая Кропоткинская) набережная тянется по левому берегу реки Москвы от Соймоновского проезда до Крымского моста. Длина ее – 1107 метров, средняя ширина – 23 метра. Кропоткинской она названа в 1921 г. в память известного революционнера-анархиста П.А.Кропоткина. [1]
В глубокой древности левый берег реки Москвы был почти не застроен до теперешней Остоженки. Здесь находились заливные луга, на которых паслись кони великих князей и стояли стога свежескошенного сена; по ним вся местность называлась “Остожьем”. [2]
В XII-XIII вв. по берегу шла большая военная и торговая дорога из Киева и Смоленска в Ростов Великий, Суздаль и Владимир. На ней, у современного Хилкова переулка, лежало небольшое село Киевец, вероятно населенное киевлянами, перешедшими на постоянное жительство в Москву. [2]
В XVII в. в селе уже стояла церковь Николы с дворами причта на берегу. За нею спускался к реке обширный царский “Остоженный конюшенный двор”. Ближе к современному Соймоновскому проезду раскидывался обширный “Лесной ряд”; лес и дрова пригонялись с верховьев реки Москвы. [1]
Со второй половины XVI в. “Остожье” было значительно застроено дворами опричников, а потом – знати, и на планах Москвы XVII в. мы видим уже спускающиеся с Остоженки к Москве-реке все современные переулки. В современном Обыденском переулке стояла церковь Ильи Обыденного (ее здание сохранилось до нашего времени). В XVIII в. здесь были построены богатые и обширные дворянские палаты, от которых к реке спускались сады. Набережная у реки, ниже современного Курсового переулка, почти не была застроена. [2]
По плану 1775 г. берег реки Москвы, выпячивающийся к юго-востоку, предположено было срезать по прямой линии, образовав остров. Набережную предполагалось насадить деревьями, образовав бульвар. Этот проект нанесен без изменения на планы 1789 и 1796 годов, но не осуществлен. [1]
После наводнения 1783 года, повредившего Большой Каменный мост, была устроена земляная плотина с Берсеневки на левый берег реки, но в 1786 г. она была размыта и частично заменена деревянной. [2]
В 1835 году, в связи с устройством судоходства по Москве-реке, была устроена новая деревянная Бабьегородская плотина, разбиравшаяся на время паводка. Она просуществовала до 1935 г. [2] На плане 1850 г. весь левый берег показан занятым дворами. Занята была и часть набережной между современнвми Коробейниковым переулком и Соймоновским проездом. [2]
У плотины было воздвигнуто водоподъемное здание. Поднимаемой им водой питались фонтаны на Арбатской, Тверской, Трубной площадях и у Петровских и Тверских ворот. В 1858 г. водокачка была использована для нескольких соседних фабрик. Позднее на набережной появилось каменное здание паровой водокачки. [2]
1
В 1933-1937 годах набережная была одета в гранит со стороны реки, заасфальтирована и освещена. [1]
В первой половине XIX в. большой дом с садом принадлежал знакомой Пушкина В. Я. Сольдан, которая в 1820 г. выстроила здесь громадный ампирный дом. В 1829 г. она передала его доктору Лодеру, устроившему здесь “Московское заведение искусственных минеральных вод”. [2]
В 1899-1901 годах по проекту В. М. Васнецова было построено здание картинной галереи И. Е. Цветкова (дом ( 29). В декорации фасада использованы мотивы древнерусского узорочья второй половины XVII века: колончатые наличники окон, бочкообразная форма крыши, сочетание красного кирпича, белокаменных деталей и многоцветных изразцов. Древнерусские детали использованы в несвойственной им симметричной композиции. Галерея функционировала до 1925 года, когда ее фонд был передан в Третьяковскую галерею. [3]
В 1906-1908 гг. рядом с ним, на углу современного Соймоновского проезда, был построен для купца Перцова каменный дом в былинно-сказочном стиле, по рисункам С. В. Малютина. Строил дом архитектор Шнауберт. [2]
Остоженка (Метростроевская улица)
Эта древняя улица, а сперва дорога, тянулась параллельно берегу Москвы-реки к Лужникам, а там по броду выходила на старый смоленский путь. Слева от нее простирались густые заливные луга, где после покосов стояли стога сена. По ним улица называлась Остожьем, в XVII-XVIII веках – Стоженкой, в XIX-XX вв. до 1935 года – Остоженкой. [2]
В 1328 г. здесь упоминается дворцовое село Семченское; в середине XVI в. Иван Грозный забрал эту местность в опричнину, с тех пор лучшие участки на ней заняли крупные дворяне; в XVII в. в середине улицы находилась старая Конюшенная слобода, в конце улицы была Стадная слобода, где жили “стадные конюхи”. Ближе к центру улицы стоял с XIV в. по 1547 год Алексеевский женский монастырь, который после пожара находился где-то еще, а в 1571 г. переселился в Чертолье. На его месте в 1584 г. был построен новый женский монастырь – Зачатьевский, поставленный царем Федором Ивановичем и его женой царицей Ириной. [1]
В 1612 г. на Остоженке находился стан князя Д. М. Пожарского. Отсюда начался разгром занявших Москву войск гетмана Хоткевича. [1]
В пожар 1812 г. многие дома на улице горели, но скоро были восстановлены. [1]
В середине XIX в. улица насчитывала 49 дворов, из которых почти 80 процентов принадлежало феодальной верхушке общества. Позже дворы знати перешли в казну или купеческие руки. Основное население улицы составляли мелкие торговцы и ремесленники, чиновники низших классов, студенты и небогатая служилая интеллигенция, снимавшие у купцов-домовладельцев дешевые квартиры. На Остоженке было немало трактиров. [2]
С удорожанием земли в центре города к началу XX в. на скромную улицу обратила внимание буржуазия. На месте старых и убогих домишек стали появляться огромные доходные дома и роскошные особняки. Однако в целом улица, утратив свой классический стародворянский облик, не успела приобрести и новый, буржуазный, а как бы остановилась на полпути. В ее застройке нет даже относительной целостности, архитектурные памятники насчитываются единицами. [2]
В апреле 1905 г. в трактире “Голубятня” собирались рабочие близлежащих типографий, подготавливая всеобщую стачку. “Неприметная”, “второстепенная” улица сумела опровергнуть эту репутацию, осенью 1917 г. превратившись в арену ожесточенных революционных боев. [1]
В 1933-1935 гг. улица была вскрыта на большую глубину для проведения метрополитена “открытым способом”. Работы были очень трудные: приходилось переводить все трубы, не нарушая их функций. Закончены они были в 1935 г. и на улице поставлен вестибюль станции метро “Парк культуры”. Улица была названа Метростроевской. [1]
Дома ( 17 и 19 построены в 1901-1902 гг. и отвечали вкусам заказчиков – богатых, но малокультурных купцов. Часть дома ( 19 в 1913 г. арендовал для лечебницы доктор Бакунин. В 1937 г. на ее базе открылась районная терапевтическая больница. [2]
2
Весьма интересен как яркий образец стиля модерн особняк архитектора Л. Кекушева под № 21. Он построен по проекту владельца в 1901-1902 годах; в строительстве участвовал И. С. Кузнецов. Облик здания строится на формах, заимствованных из средневековой европейской архитектуры. Многоярусная граненая островерхая башенка втиснута между сильно расчлененными основными объемами; их узкие вертикальные фасады – похожие, но не одинаковые – обращены в разные стороны. Уличный фасад был увенчан фигурой льва как эмблемой владельца (Кекушева звали Львом). Архитектор лишь отталкивается от исторических мотивов, стилизуя их в стиле модерна. Он утяжеляет пропорции,
подчеркивает глубину ниш и оконных проемов, превращая толщу стены в почти скульптурную массу. Это здание следует считать ранним образцом архитектуры “нео-стилей”, развившейся на рубеже 1910-х годов. Внутреннее решение дома типично для своего времени. Крупные, в основном парадные помещения обоих этажей группируются вокруг лестницы; над ними расположены жилые мансарды. Через несколько лет после постройки здание было продано, поэтому в литературе особняк известен также как “дом Смитского”. [3]
3
Участок № 38 занимает дом П. Д. Еропкина. Главный корпус здания, расположенный параллельно Остоженке, включает несколько корпусов палат, принадлежавших еще в 1760 г. разным владельцам. В 1770-х гг. на основе всех палат был выстроен двухэтажный дом сенатора, а позже генерал губернатора Москвы П. Д. Еропкина. План дома оказался чрезвычайно запутанным. На строгом классическом фасаде был помещен парадный подъезд с колоннами, несущими балкон второго этажа. В 1800-х гг. здание перешло к Коммерческому училищу, открытому в 1804 г. для обучения купеческих детей “началам правильной коммерции”. Дом был перестроен в послепожарные годы и значительно расширен пристройкой к западному торцу и надстройкой третьего этажа. Здание получило нынешний классический фасад с десятиколонным портиком. При перестройке удалось упростить внутреннюю планировку здания; во втором этаже западной пристройки был устроен большой зал, торцы которого отделялись колоннами. После 1847 г. к западному торцу здания было пристроено крыло по линии Померанцева переулка, предназначенное для классов или спален воспитанников. Его простая архитектура сохраняет традиции позднего ампира. [3]
Образец подлинного ампира – поэтический особнячок с гербом дворян Всеволжских (№ 49). Одноэтажный деревянный дом с каменным задним крылом построен в 1820-х годах в глубине узкого, вытянутого участка и отделен от улицы [?1]металлической оградой ампирного рисунка. Главный фасад оформлен шестиколонным портиком с нарядным лепным декором. Небольшие размеры дома и характер портика, огражденного балюстрадой, придают зданию камерный оттенок. Внутри дом сохранил планировку и оформление части помещений: парадной анфилады, включающей спальню с колоннами и просторную уютную гостиную, выходящую в сад позади дома. [2]
Пречистенка (Кропоткинская улица)
Улица родилась в начале XVI века как дорога от Чертольских ворот к Новодевичьему монастырю. Царь Алексей Михайлович, отец Петра I, в 1658 г. переименовал Большую Чертольскую улицу, как она поначалу называлась, в Пречистенку, так как Новодевичий монастырь славился иконой Пречистой девы. Кропоткинской улица была названа в 1921 году в память известного революционнера-анархиста П. А. Кропоткина, родившегося в переулке близ этой улицы. [1]
Со времен опричнины Ивана Грозного за Чертольскими воротами стояли дворы знатных людей. К концу XVII в. они вытеснили многие дворы слобожан, а в 1699 году, когда Петр I упразднил стрелецкие полки, и Зубовская стрелецкая слобода стала заниматься людьми других слобод. Со второй половины XVIII в. среди домовладельцев стали преобладать богатая дворянская знать, для которой лучшие архитекторы построили роскошные особняки. В конце XVIII – начале XIX в. Пречистенка и ее переулки стали самой аристократической частью Москвы. [2]
В пожар 1812 г. улица сильно пострадала, однако быстро отстроилась, приобретя новую красу. После 1860-х дома и земельные участки стали переходить от скудеющего дворянства к богатеющей буржуазии. Многое было перестроено до неузнаваемости. В начале XX в. над малоэтажными особняками кое-где взметнулись громады буржуазных доходных домов. В декабре 1905 г. Пречистенка была перегорожена баррикадами, однако вскоре царские войска пробились по ней к Зубовской площади. В 1917 г. улица стала ареной особо ожесточенных сражений. [1]
После революции улица внешне изменилась мало. Кое-где появились новые дома и скверы. С улицы были сняты трамвайные пути, мостовая – заасфальтирована. В 1990 г. улице вернули прежнее имя. [1]
4
В доме № 11 расположен музей Л. Н. Толстого. Первоначально здесь была усадьба, построенная А. Г. Григорьевым в 1817-1822 гг. для А. В. Лопухина. В ансамбль усадьбы входят главное здание, примыкающая к нему белокаменная ограда и одноэтажный флигель во дворе. Небольшой корпус, примыкающий к флигелю со стороны ворот, выстроен в 1896 г. по проекту А. А. Остроградского. Главный дом является одним из наиболее характерных памятников ампирного жилого строительства в Москве. Одноэтажное деревянное здание на каменном полуподвале стоит по линии улицы. Фасад с шестиколонным портиком в центре воспринимается на узкой улице преимущественно в резком ракурсе, что делает его более компактным. Простая композиция фасада обогащена окнами с крупными веерными замками по сторонам портика и богатым набором гипсовых декоративных деталей. С большим мастерством выполнена тончайшая лепка карнизов. С 1920 г. в здании размещен музей Л. Н. Толстого. В 1972 г. в саду установлен памятник Толстому, созданный С. Д. Меркуровым в 1912 г. [2]
В доме № 12 по Пречистенке находится музей А. С. Пушкина. Ансамбль, сооруженный к 1815 г. на месте сгоревшей усадьбы князя Барятинского, является одним из лучших образцов ампирной жилой застройки Москвы. Усадьба включает главный дом, жилой корпус по Хрущевскому переулку, построенный около 1797 года, служебные корпуса, арку въезда, сад и ограду вдоль улицы, а также палаты XVII века. Деревянный одноэтажный главный дом построен в 1814 г. А. Г. Григорьевым. Автором создана очень эффектная композиция здания с двумя парадными фасадами, из которых уличный подчеркнут выступающим центром На садовом фасаде помещена терраса. Богатый лепной декор включает львиную маску, созданную Г. Т. Замараевым для Московского университета. Внутренняя планировка сохранилась – анфилада зал вдоль фасадов и обращенные во двор и в сад пониженные жилые помещения первого этажа, каменный подъезд с парадной лестницей. В здании с 1961 г. после капитальных реставрационных работ размещается музей А. С. Пушкина. Каменное двухэтажное здание имеет характерный для конца XVIII в. фасад с вертикальными нишами, соединяющими окна первого и второго этажей. Ограда с парадным въездом, оформленная белокаменными полуколоннами и аркой ворот, возможно, осталась от усадьбы XVIII века. [3]
5
Дом под № 19 построен в 1780-х гг. в усадьбе князей Долгоруких. Его сложный ансамбль развернут по линии улицы. Главный корпус со строгим крупным портиком соединялся колонными галереями на арках с боковыми флигелями, уличные торцы которых были выделены тройными итальянскими окнами и балконами. Дом горел в 1812 г. и отстраивался до 1847 года. На боковых крыльях появился измельченный лепной декор и пилястры. В 1869 г. для учрежденного здесь учебного заведения к зданию были пристроены со двора два трехэтажных корпуса, что исказило первоначальную объемную композицию. Основой внутренней планировки является протяженная анфилада зал второго этажа, богато и разнообразно декорированных. [3]
Старый Арбат
Название улицы дошло до нас от 1493 года, когда здесь от оставленной в церкви Николы на Песках свечи начался пожар, от которого выгорела почти вся Москва. [2]
Существуют несколько версий происхождения слова “Арбат”. В его основе может лежать слово “горбат”, отражающее кривизну местности, или татарское слово ”арба”. Возможно также, что слово “Арбат” – арабское, означает “пригороды”, которыми действительно являлась эта местность в ХIV-XVI веках. Вероятно, его занесли к нам купцы из Сурожа, современного Судака в Крыму, торговавшие с Персией, Аравией и другими странами. Приезжали они в Москву еще в 1356 году. “Арбатом” называлась тогда не только современная улица, но и вся местность от Кремля до теперешнего Садового кольца. Официально название “Арбат” с конца XVIII века осталось только за современным Арбатом. [1,4]
В XV-XVI веках по Арбату шла Смоленская дорога, сперва от Новодевичьего монастыря по Плющихе, потом из Дорогомилова. Торговля Москвы со Смоленском была очень оживленной, особенно после возвращения Москве Смоленска в 1522 году; по улице стояло много дворов, церквей и лавок. Часто улица видела русские войска, отправлявшиеся на защиту западных рубежей страны, видела и нашествие на Москву восточных. Южных и западных соседей. В связи с этим на улице и к северу от нее в XVI веке были поселены два стрелецких полка: один – посреди улицы, другой – в конце ее. В XVII веке в конце улицы, по южной ее стороне, был поселен и третий стрелецкий полк. Кроме стрельцов, на улице и в ближайших к ней переулках в это время жили дворцовые плотники, мастера серебряного дела, Денежного двора. [1]
При пожаре 1736 года конец улицы сильно погорел. В это время ширина ее здесь была от 5 до 9 сажень. На погоревших местах ее расширили до 9 сажень. [2]
Ко второй половине XVIII века дворянство вытеснило с Арбата купцов и ремесленников, и улица стала аристократической. В 1812 году Арбат горел, но быстро возродился, сохранив почти прежний контингент жителей. [1]
Во второй половине XIX века на дворянский Арбат повела решительное наступление крепнущая московская буржуазия. Тихий Арбат оживился, стал суетливым, шумным, деловитым: облик его быстро начал меняться. Во всех домах появились магазины и лавки. В 1880 году по узкому Арбату впервые прозвенела конка, в 1908 году ее сменил трамвай, в 1935 году замененный троллейбусом. [1]
В 80-е годы нашего века старинную улицу было решено превратить в заповедную, пешеходную – первую в Москве. Для этого с нее убрали транспорт, по-новому замостили, убрав тротуары, обновили фасады домов в соответствии с их первоначальным обликом, установили высокие гроздевые фонари. [2]
Дом № 25, построенный Р. А. Гедике в 1871 году, принадлежал Обществу русских врачей, которое в благотворительных целях открыло в нем лечебницу, аптеку, существующую до сих пор, и учредило для своих членов медицинскую библиотеку. Многоэтажные доходные дома № 27 и № 29 – детища предреволюционной архитектуры, каких на Арбате в те годы было особенно много.
За Кривоарбатским переулком, на участке № 37 расположена городская усадьба начала XIX века. В основе существующего ансамбля находится небольшая усадьба, в 1806 г. принадлежавшая А. А. Всеволжскому, а вскоре перешла к В. А. Бобринскому. Уже тогда по линии улицы стоял каменный дом, выстроенный намного раньше. В 1810-х гг. вокруг двора появились каменные службы. Со стороны переулка – слева и сзади – усадьбу окружали два владения, выгоревшие в 1812 г. и присоединенные к ней в 1820-х. Заднее владение вскоре опять отделилось, а на углу улицы и переулка был устроен сад. В 1825-1827 гг. дом и службы были расширены и заняли почти весь периметр двора. Пристройки к торцам дома удлинили его уличный фасад, а левая из них, сильно вытянутая в глубину, отделила двор от сада и образовала второй фасад усадьбы. Г-образный дом с вытянутым левым крылом воспринимается как единый монументальный массив, причем фасад крыла обработан богаче, чем уличный. Причудливый ритм окон, сгруппированных в три сложных композиции, подчеркнут тремя крупными пятнами лепного декора. Существующая обработка зданий выполнена до 1834 года. В это время владение числилось за княгиней Е. С. Гагариной (до замужества – Семеновой), известной трагической актрисой. В конце XIX в. здесь разместился Военно-окружной суд. [3]
6
Улица Поварская (Воровского)
Еще в XII-XIV вв. эта тихая неширокая улица, продолжая Знаменку, была частью важной торговой дороги от Кремля к Великому Новгороду. В XVII в. улица была занята дворами царских поваров, откуда и произошло название Поварская, продержавшееся до 1923 года. Другое название она получила в честь советского дипломата В. В. Воровского. [1]
В XV-XVI веках, когда дорога переместилась на Большую Никитскую, цари и вельможи продолжали ездить в Новгород и обратно по Поварской. При Иване Грозном улица находилась в опричнине и была заселена князьями и дворянами, дворы которых оставались здесь между дворами царских поваров. При Петре I поварскую слободу упразднили и улицей полностью завладела родовитая знать. Вплоть до 1917 г. Поварская считалась самой аристократической улицей в Москве. В конце XIX - начале XX в. на тихой, благоустроенной улице рядом с “дворянскими гнездами” появились доходные дома и роскошные особняки наиболее преуспевших представителей буржуазии. [2]
Древнейшее здание на улице – церковь Симеона Столпника на Поварской, иначе именуемая Веденской (№ 5). Она построена в 1676-1679 годах. Возведенный из большемерного кирпича белокаменный храм принадлежит к традиционному типу посадских церквей. Он интересен своей симметричной объемной композицией. Главный кубический объем с алтарем увенчан пятиглавием под двумя рядами кокошников. На западе композиция завершена шатровой колокольней, открытый первый ярус которой служит входом в церковь. Разная высота отдельных частей здания придает храму живописный силуэт. Обращенный к улице северный фасад выделен массивным крыльцом входа в главную церковь и небольшим порталом трапезной. Внутреннее пространство церкви объединено широким проемом между главным храмом и трапезной, пространство которой зрительно увеличено открытыми в нее приделами: они отделены от трапезной лишь двумя столбами, на которые опираются своды. В западной стене внутристенная лестница ведет на верхний ярус колокольни. [3]
7
8
Дом № 30, принадлежавший В. Н. Охотникову, состоит из нескольких разновременных частей. В 1832 г. для купца Селиверстова на углу квартала был выстроен небольшой каменный дом с подвалом. В 1838 г. вплотную к его двору для генерал-майора К. П. Офросимова построен каменный одноэтажный особняк в простых ампирных формах. В середине XIX в. оба владения перешли к Охотниковым, при которых здания были объединены. В 1892 г., при В. Н. Охотникове, они перестроены по проекту Каминского, причем дом Офросимова сохранил основную планировку и даже обработку парадного фасада в первом этаже; сохранились и сводчатые подвалы. Угловая часть превращена в башню с глухим нижним ярусом, двухколонной лоджией и высоким куполом. Частично сохранился декор конца XIX в. – лепнина, роспись, а также широкая мраморная лестница. Сейчас участок отдан музыкальному институту имени Гнесиных, выросшему из основанной в 1895 г. сестрами Гнесиными музыкальной школы. [3]
Улица Большая Никитская (Герцена)
Часть улицы между Никитскими воротами и площадью Восстания имеет в длину 801 метр при средней ширине в 21,8 метра. В XV-XVI веках главная дорога от Кремля к Великому Новгороду через Волоколамск переместилась на линию современной улицы Герцена. Образовавшаяся в начале дороги улица стала именоваться Волоцкой или Новгородской. В XVII-XVIII веках она стала называться Царицыной улицей – по двору царицы Натальи Нарышкиной, матери Петра I, находившемуся в Столовом переулке. [1]
Улица застроена в конце XVI века. Но тогда она начиналась лишь у Мерзляковского переулка. Между ним и Никитскими воротами в стене Белого города была площадь с рвом перед крепостной стеной, по которому протекал ручей Черторый, берущий начало у Патриарших прудов. В 1627 г. на этой площади был построен монастырь Федора Студита. [2]
В XVII и особенно в XVIII веках улица, которую к тому времени назвали Никитской, все более заселялась дворянской знатью. Особое богатство землевладельцев обусловило обширность их домов и капитальность строений. Вероятно, поэтому улица Герцена сохранила большое количество прочных зданий XVII века, которые позднейшие владельцы считали выгоднее перестраивать и надстраивать, нежели заменять новыми. [2]
В советское время узкая, плотно застроенная улица не подверглась коренной реконструкции, но в ряде мест утратила старые строения и пополнилась несколькими капитальными зданиями. Имя Герцена ее присвоено в 1920 году. [1]
Здание № 36 по Б. Никитской – церковь Вознесения за Никитскими воротами (“Большое Вознесение”). Церковь начали строить в 1798 г. рядом с небольшой Вознесенской церковью 1685 года по завещанию Г. А. Потемкина на территории его двора. Известно, что в 1805 г. уже приступили к внутренней отделке трапезной, но основное здание до пожара 1812 г. не было закончено. По продольной оси предполагалось поставить колокольню, соединенную с трапезной двухъярусной галереей, прорезанной проездом на месте нынешнего переулка, однако выстроена была лишь примыкающая к трапезной часть галереи. В период постройки этого здания, чтобы отличить его от старой церкви и еще одной церкви Вознесения на Никитской (здание № 18), возникло название “Большое Вознесение”. В 1827 г. Ф. М. Шестаков начал переделывать и достраивать церковь, обгоревшую в 1812 году. В 1830 г. О. И. Бове изменил его проект, дополнив его мощными четырехколонными портиками на северном и южном фасадах, чтобы сделать здание более величественным. Колокольня так и не была построена, поэтому в 1831 году, когда разбирали старую церковь, ее колокольню сохранили, и она просуществовала еще сто лет. Строительство завершилось в 1848 году, уже после смерти Шестакова. В наше время были пробиты дополнительные окна и уничтожена наружная лестница у северного портика. Обработка интерьеров полностью утрачена. Архитектура церкви очень полно воплощает принципы позднего ампира. Очень крупный масштаб, подчеркнуто лаконичные объемы и почти полное отсутствие декора создают образ огромной монументальной силы. [3]
11
Каменный трехэтажный особняк под № 54, выстроенный для А. В. Лопатиной в 1876 г. П. П. Геппенером по проекту А. С. Каминского, является одним из ранних образцов применения псевдорусскоого “стиля” в архитектуре жилого дома. Приемы предыдущей эпохи сочетаются здесь с псевдорусскими наличниками, угловыми колоннами, высокой шатровой кровлей. Основным мотивом оформления парадного фасада является сплошная цветная керамическая облицовка, имитирующая вышивку крестом. Третий этаж трактован как древнерусские “чердаки” над венчающим карнизом. В тех же мотивах выполнена ограда по линии улицы. [3]
Улица Малая Никитская(Качалова)
10
Свое название улица получила не случайно: она как бы дублирует Большую Никитскую на отрезке от Никитских ворот до Садового кольца. С 1949 по 1991 г. она называлась улицей Качалова память об артисте МХАТа В. И. Качалове. [1]
Зародилась Малая Никитская еще в XVI веке. Удивительна ее несвойственная древним московским улицам прямизна. Длина ее около 800 метров. [1]
Тихую, укромную улицу издревле облюбовали представители знатных боярских, а потом дворянских родов. В пожар 1712 года улица, почти сплошь застроенная деревянными домами и службами, сильно погорела от взрыва находившегося рядом Гранатного двора. Не меньший пожар был на ней и в 1752 году. В давние времена улица заканчивалась Вспольем, то есть началом простиравшегося от нынешнего Вспольного переулка поля. Только в первые десятилетия прошлого века М. Никитскую застроили до Садового кольца. Во второй половине XVIII в. улица превратилась в “дворянское гнездо”. В конце XIX - начале XX в. она стала любимой улицей трудовой интеллигенции. [1]
Левую сторону улицы в большинстве занимают владения, выходящие фасадами на Малую Никитскую. В доме № 6 расположен дом-музей Горького. Особняк построен в 1900-1902 гг. по проекту Ф. О. Шехтеля для С. П. Рябинушского – известного московского миллионера, собирателя икон. Дом известен как один из лучших памятников русского модерна. Низкая уличная ограда здания позволяет свободно воспринимать весь его объем. Гладкие стены, четкие угловые грани, крупные, почти квадратные окна, повторяющие пропорции основных выступов, горизонталь сильно вынесенного карниза – все это создает ощущение лаконичной и строгой геометричности здания. На светлой облицовке стен выделяется широкая лента мозаики с излюбленным в то время изображением бледно-лиловых ирисов. Планировка дома ассоциируется с древнерусским принципом компоновки здания из отдельных палат. Крупные помещения обоих этажей свободно группируются вокруг парадной лестницы. Простота этой планировки обогащена характерной для модерна слитностью пространства: широкие арочные проемы вместо дверей, ширма-витраж в вестибюле и т. д. Опоры и ограждение главной лестницы созданы как единое скульптурное произведение. Богатое и разнообразное освещение – верхний стеклянный фонарь, угловой витраж, арки вестибюля и столовой – усиливает ее выразительность, превращая лестницу в центр и основу композиции интерьера. Все детали здания – решетки ограды и балконов, витражи и осветительные приборы, наличники дверей, паркет, лепной декор – прорисованы с подчеркнутой остротой. В интерьере богато использованы сочетания полированной меди, различных сортов дерева, окрашенного и белого стекла. С 1936 г. здесь Дом-музей М. Горького. [3]
12
13
Усадьба под № 12 создана в конце XVIII в. На рубеже XVIII-XIX вв. она принадлежала А. Н. Долгорукому, со второй половины XIX в. до 1917 г. – Бобринским. Кроме главного дома в глубине парадного двора и двух боковых флигелей, соединенных с ним полуциркульными в плане декоративными стенками, ансамбль включал первоначально два флигеля, выходивших на линию Гранатного переулка. В 1889 г. на их местах построены существующие трехэтажные дома по проекту М. И. Никифорова. Двор отделен от улицы оградой с воротами. Широкий парадный двор украшен скульптурами “Парис” и “Елена”, перенесенными сюда в 1947 г. из Музея архитектуры. Главный дом – каменное трехэтажное здание дворцового типа – включает в центральной части более раннюю постройку. Его можно отнести к середине XVIII века. Середина фасада выделена многофигурным барельефом над богато декорированными окнами второго этажа. Монументальный масштаб и одновременно тонкий рисунок всех деталей фасада определяют облик здания. После 1812 г. декор был частично изменен; к тому же времени относится широкий кованый зонтик подъезда. Интерьер главного дома сохранил первоначальную планировку; богатая декоративная обработка парадных помещений выполнена после 1812 года. Боковые флигели с каменным нижним и деревянным этажами, стоящие торцом к улице, перестроены в 1820-х годах; они полностью сохранили обработку фасадов и первоначальный интерьер. Стенки между домом и флигелями, обработанные колоннами, нишами и нарядными балюстрадами подчеркивают дворцовый характер ансамбля. Ограда с воротами относится к первой половине XIX века. [3]
Спиридоновка (улица Алексея Толстого)
С 1945 по 1990 г. улица называлась в честь проживавшего на ней, в доме № 2, писателя А. Н. Толстого. До этого она называлась Спиридоньевской по местному храму святого Спиридона. Возникла улица еще при Иване Грозном – в середине XVI века. В то время здесь было “загородье” – пустынная болотная местность, “Козье болото”. Вокруг церкви Спиридона в XVII в. располагалась патриаршья Козья слобода, а ближе к Никитским воротам – Ново-Никитская слобода государевых тяглецов, в начале XVIII в. исчезнувшая. [1]
После пожара 1712 года, когда сгорел от взрыва находившийся рядом Гранатный двор, улица заселилась людьми разного чина и звания. В начале XVIII в. улица входила на обширную площадь перед Никитскими воротами, но к 1739 г. площадь была застроена и улица получила выход на Малую Никитскую. [1]
В пожар 1812 г. все дома на улице, исключительно деревянные, сгорели, дворы переменили владельцев, и последние построили новые дома, но опять деревянные. На плане Москвы 1850 г. мы видим выходящими на улицу лишь три каменных дома и каменную церковь Спиридона. В XIX в. Спиридоновка вышла на Садово-Кудринскую улицу. [2]
14
Особняк под № 17 построен в 1893-1898 гг. по проекту Ф. О. Шехтеля для известного миллионера-мецената Саввы Морозова на месте дома поэта И. И. Дмитриева, выстроенного в 1814-1815 гг. А. Л. Виттенбергом. На огромном участке, прежде почти целиком занятом садом, свободно разместилось не только крупное здание, отодвинутое от линии улицы, но и труппа жилых и служебных построек в глубине двора; сохранилась часть сада. Дом Морозова был первой попыткой Шехтеля создать принципиально новый архитектурный образ, отлича-ющийся от обычной тогда эклектики художественной цельностью и функциональностью построения. Автор использовал строгие геометрические формы и выразительность английской готики. Композиционное богатство здания складывается из простых элементов. Развернутый вдоль улицы двухэтажный дом за сквозной нарядной оградой имеет фасад, представительный при всей своей ассиметричности. В нем господствует угловая башнеобразная часть, отмечающая поворот от въезда во двор к мощной открытой арке парадного подъезда. С другой стороны здания создана более камерная, уютно замкнутая живописная композиция, обращенная к саду. Готические мотивы, подчеркнутые гладью стены, придают зданию необычную для этой эпохи строгость. Хорош сохранившиеся парадные интерьеры особняка были задуманы в контрасте с суровым наружным обликом здания. Богатая деревянная резьба лестниц и потолков, цветные витражи в огромных окнах, тяжелые драпировки, камины и светильники как бы воссоздают романтический мир рыцарского средневековья. В пространство парадной лестницы включена скульптура М. А. Врубеля “Роберт и Бертрам”. Им же выполнен эскиз витража для лестницы и три панно в гостиной: “Утро”, “День” и “Вечер”. В 1912 г. владение перешло к М. П. Рябушинскому. [3]
15
Монументальный, облицованный черным гранитом дом № 30 построен в 1909-1912 гг. по проекту И. В. Жолтовского на участке, прежде занятом усадьбой с небольшим деревянным домом по линии Спиридоновки. С 1907 г. усадьба принадлежала купцу Г. А. Тарасову. Здания дома и служб, сплошным периметром охватывающие участок воссоздают образ городских дворцов эпохи Возрождения. Формы уличных фасадов скопированы с дворца Тьене в Виченце. При этом изменены пропорции этажей, так что укрупненный нижний этаж подчеркивает впечатление массивности здания. Главным является фасад по Спиридоновке. Он выглядит особенно цельным благодаря отсутствию входов. Между этажами по-латински вырезано имя владельца. В боковом фасаде расположен въезд во двор. Широкому пространству проезда, разделенному рядами столбов, отвечает расположенная по его оси через двор арка маленького обособленного дворика. Холодноватой парадностью отличаются главные помещения дома, преимущественно крупные, простых форм. Большинство росписей выполнены И. И. Нивинским и Е. Е. Лансере. Репрезентативность здания, “узнаваемость” в нем великих образцов повышали ценность его архитектуры в эпоху его создания. [3]
16
Малая Бронная
Малая Бронная – одна из больших радиальных улиц Москвы, тянется от Тверского бульвара до Садово-Кудринской улицы почти на километр. Название исполнено смысла: некогда в этих местах располагалась Бронная слобода, в которую Иван Грозный поселил бронников – мастеров, изготовлявших металлические панцири, всякого рода холодное оружие. Названа она Малой потому, что примыкает к Большой Бронной улице, которая сейчас на 200 метров короче Малой, но сто с небольшим лет назад была почти вдвое длиннее ее. Название же улиц Большая и Малая Бронные идет от XVIII века. [1]
В конце XVII века Бронная слобода изменила состав своего населения – бронники стали кузнецами, оружейниками и прочими мастерами казенных заводов, но все еще находились в ведении Оружейной палаты. Многие из них переселились в другие места, а их место заняли люди других профессий. Дворы большей частью были маленькие, с деревянными строениями по улице и близ нее, с огородами позади. Даже церковь Вознесения до начала XVIII века была деревянной. Большой пожар Москвы 1737 года уничтожил все дворы улицы, но и после него она застроилась почти исключительно деревянными строениями. В пожар 1812 года дома на улице снова сгорели, сохранилась только каменная церковь Вознесения. После пожара характер застройки меняется: появляется много каменных домов с дешевыми квартирами, в которых охотно селится студенчество. Наряду со студентами там ютились ремесленники, мелкие чиновники и торговцы, люди малоимущие, нередко обездоленные. [2]
После пожара Малая Бронная была продолжена далее, но только до Ермолаевского переулка, так как за последним к Земляному валу (Садово-Кудринской улице) еще в 1850 году ее продолжал Банный переулок. В 1882 году улица включила в себя Банный переулок и дошла до Садово-Кудринской. [1]
Начало левой стороны Малой Бронной отмечает сверкающий белыми стенами дом № 1(1987 год, архитектор З. М. Розенфельд). Некогда сюда выходила местная святыня – храм Воскресения. Он стоял в правой части двора школы, построенной на участке № 124 в 1936 году. От углового дома № 27 открывается вид на обширную площадь с Патриаршим прудом посередине. Это один из заповедных старомосковских уголков. Дома № 26 и 28 выделяются двухцветной – красной и белой – кладкой, напоминая о традициях древней русской архитектуры.
17
18
Дом № 32 (1912 год, архитектор И. Г. Кондратенко)любопытен причудливой обработкой фасада, в которой автор попытался использовать для современного здания красочные элементы древнерусской архитектуры. Здесь, у своих знакомых Крешковых бывал М. А. Булгаков. [3]
Тверская (улица Горького)
Тверская улица(с 1932 по 1990 г. улица Горького) возникла в начале дороги, соединявшей в XIV в. Москву с Тверью. Тогда вокруг нее были только поля. [1]
В XVII в. это была уже улица знати. На ней также стояли дворы Стрелецкой слободы с церковью Благовещения. В это время улица была местом парадных въездов в Москву иностранных посольств. Она имела, как и сейчас, около 600 метров длины. [1]
С XVIII в. по улице пролегла дорога из Москвы в Петербург, что обусловило ее значимость и парадность. После пожара на Тверской в 1773 г. улица продолжала застраиваться красивыми каменными домами знати. [2]
После пожара 1812 года, захватившего почти всю правую сторону улицы, а левую – только в конце, она вновь была застроена хорошими домами. В 1820 г. по улице стали ходить дилижансы из Петербурга в Москву и обратно и ходили до открытия в 1851 г. Петербургско-Московской (Октябрьской) железной дороги. В 1852 г. по Тверской прошла первая в Москве конка, замененная в XX в. электрическим трамваем. [1]
19
Дом под № 21 выстроен на территории усадьбы, известной с XVI века. Тогда она принадлежала государеву дьяку М. Г. Мисюрю-Мунехину, а в XVII в. это был загородный двор князя Н. И. Одоевского. с 1777 г. участком владел А. М. Херасков (брат поэта М. М. Хераскова). После 1780 г. он выстроил в глубине двора каменный дом – центральную часть ныне существующего здания. За домом был расположен огромный парк. В 1786 г. к участку присоединен небольшой двор справа по улице. В начале XIX в. владение переходит к Л. К. Разумовскому и начинает перестраиваться по проекту А. А. Менеласа. В 1811 г. к старому дому было пристроено левое крыло. После войны 1812 г. строительство возобновилось только в 1814 году. До 1817 г. появилось правое крыло и ограда парадного двора по линии улицы, завершив типичную для зрелого классицизма строго симметричную композицию усадьбы со скругленным парадным двором. Фасады дома были обработаны в характерных для ампира приемах. Был создан строгий восьмиколонный портик, опирающийся на мощные арки на уровне первого этажа. Ритм тонкого лепного декора несколько облегчает суровую пластическую мощь здания. Торжественность ансамбля усиливает ограда по линии улицы с двумя симметричными въездами и калитками. Строгие белокаменные калитки и ворота завершаются фигурами львов. Внутренняя отделка помещений отличалась роскошью. Сохранились мраморные лестницы с коваными решетками, мраморные колонны, несущие своды. Дом имел сход в сад в виде широкого отлогого пандуса на каменных столбах, на котором стояли каменные вазы. В последующие годы здание претерпело ряд переделок: в 1872 г. был надстроен третий этаж над северным флигелем, в 1899 г. сделан проезд в полукруглой части южного крыла. В начале XX в. флигель стал четырехэтажным, а для постройки торговых помещений по линии улицы была снята ограда парадного двора (восстановлена в 1920-х). Тогда же были пристроены боковые крылья со стороны двора. При расширении Тверской торцы флигелей были срезаны и главный дом, стоящий в глубине двора, оказался ближе к линии улицы. С 1831 до 1917 г. в здании находился Московский Английский клуб, членами которого состояли самые богатые и знатные люди Москвы. В 1922 г. в залах дома была открыта выставка Красной Москвы, послужившая основой открытого здесь позже Музея Революции СССР. [3]
Малая Дмитровка (улица Чехова)
20
На месте Малой Дмитровки (с 1944 года до 1991 года улицы Чехова) до XVI века проходила большая торговая дорога из Москвы в Дмитров. После закрытия Дмитровских ворот в стене Белого города путники из Дмитрова вынуждены были проезжать Белый город через ближайшие Тверские ворота, стоявшие на нынешнем пересечении Тверской улицы с Бульварным кольцом. Поэтому дорога, а затем и улица сместились влево, тяготея к Тверским воротам. [1]
По западной стороне дороги в XVI веке стоял поселок воротников, сторожей при воротах Кремля и Китай-города На другой стороне дороги в XVI веке стояли дворы разросшейся большой Дмитровской слободы, находившейся на современной Большой Дмитровской (Пушкинской) улице, по которой тогда продолжалась Дмитровская дорога к центру города. Торговая дорога обогащала жителей Малой Дмитровской слободы, и число ее дворов за XVII век выросло с 40 в 1638 году до 200. В начале XVIII века на Малой Дмитровке стояли дворы уже именитых людей. В дальнейшем улица стала одной из аристократических, и только во второй половине XIX века, вместо знати и дворянства, среди ее домовладельцев стали преобладать купцы. [1]
В связи с пожарами XVII – XVIII веков улица была постепенно расширена с 4,5 до 11,5 сажени и вместо дерева замощена булыжником. [2]
В 1880-х годах на ней появилась конка, а в 1899 году – первый в Москве электрический трамвай бельгийского общества. Он шел от Страстного монастыря до Бутырской заставы и далее в Петровский парк. [1]
На участке № 4 расположена церковь Рождества в Путинках. Она построена на месте первоначальной деревянной церкви. С 1639 по 1652 г. были сооружены церковь, состоящая из вытянутого с севера на юг четверика и прямоугольного алтарного объема, кубообразный придел Неопалимой купины с горкой кокошников и завершением в виде
22
21
шатра на барабане, двухъярусная, с высокими арками звона, колокольня между ними и небольшая трапезная. Богатая композиция этого небольшого, но оригинального комплекса объяснима тем, что он был построен в расчете на обзор с любой стороны. Живописный силуэт и разворот здания воспринимался как зрелищный акцент, созвучный “тройне” шатров, завершавших воротную башню Белого города. Существующая трапезная была выстроена в конце XVII века. Низкая постройка с шатровым крыльцом, выступившим на улицу, дополнила живописную композицию храма. Единство облика всего комплекса создается также его богатым декором, выполненным из специально формованного кирпича. Характер обработки шатров, сложные карнизы и кокошники продолжают традиции XVI века. Декор храма – яркое проявление архитектурного узорочья, которое стало отличительной чертой московского зодчества конца XVII века. Внешний вид церкви мало пострадал от переделок, исключая фасады трапезной, которая перестраивалась в XIX веке. Интерьеры церкви не сохранились. [3]
Дом № 6 по Малой Никитской построен в 1907-1908 гг. по проекту И. А. Иванова-Шица. Здание делится на две части; переднюю, развернутую вдоль улицы, с большим зрительным залом в центре и заднюю, замкнутую внутри глубокого двора. Здесь находились помещения купеческого клуба: гостиные, “карточные”, столовые, библиотека. В 1912-1914 гг. здание было расширено пристройкой к дальнему торцу по проекту В. Д. Адамовича. Фасад здания выполнен в парадных формах ранней неоклассики, в некоторых деталях еще связанной с модерном. Центральная колоннада заглублена между двумя мощными башнями. Тяжелую представительность этой симметричной композиции нарушают по-разному оформленные подъезды в выдвинутых вперед башнях. Несколько более свободно трактованы крылья фасада с чисто функциональными различиями в размещениями окон. Все части здания обильно украшены лепниной. Простые по форме интерьеры клуба были решены в стиле модерн. Вся отделка вплоть до осветительных приборов, мебели и рисунка тканей отличалась художественным единством. Эта декорация, частично сохранившаяся до нашего времени, создает впечатление своеобразного мрачноватого уюта. Резким контрастом основному зданию является архитектура задней пристройки в “стиле” неоклассицизма 1910-х. Ее наружная обработка и интерьеры выполнены в чистых, суховатых формах; в интерьерах, окрашенных в светлые тона, почти отсутствуют дорогие отделочные материалы. В 1936 здание занял Театр имени Ленинского комсомола, преобразованный из помещавшегося здесь же Театра рабочей молодежи. [3]
23
Заключение
В этом году мы отмечаем 850-летие нашего города. За эти годы Москва сильно выросла, и сейчас Земляной город, о котором я рассказал в реферате, занимает лишь небольшую часть ее территории. До XVII в. наш город был ограничен Садовым кольцом, поэтому именно в его центре сосредоточено наиболее ценное, что накопила Москва за столетия своей истории. Большинство архитектурных памятников XV-XVII вв. находятся на территории Земляного города. Его западная часть особенно богата ими, так как она в основном была заселена дворянами, строившими уникальные по своей архитектуре особняки.
Каждый дом – памятник культуры своего времени, поэтому очень жаль, что многие из них были утеряны в 1920-30-е годы. Печальные уроки прошлого заставляют глубже всматриваться в то, что уцелело, и больше ценить его. Именно исторически сложившийся разнородный архитектурный облик Москвы представляет собой “лицо” города и сохранить его – общий долг всех москвичей.
В реферате я рассказал только о наиболее крупных радиальных улицах западной части Земляного города и о нескольких памятниках архитектуры на каждой из них, потому что невозможно полностью описать их все. Более мелкие и менее известные улицы и переулки тоже очень важны для истории и архитектуры Москвы.
В процессе написания реферата я узнал очень много нового об истории и архитектуре Москвы. До работы над ним я знал очень мало о названиях московских улиц и их истории. Например, я узнал, что существует несколько версий происхождения слова “Арбат”, о котором я раньше не задумывался. Я узнал очень много нового для себя об архитектуре города, о ее разнообразии. На улицах Москвы соседствуют здания различных стилей и направлений архитектуры, и это создает особенный, неповторимый облик нашего города.
Литература
1. П. В. Сытин “Из истории московских улиц”;
Москва, Московский рабочий, 1952.
2. Ю. А. Федосюк “Москва в кольце Садовых”;
Москва, Московский рабочий, 1991.
3. В. Я. Либсон и К. М. Губельман “Памятники архитектуры Москвы.
Земляной город”; Москва, Искусство, 1989.
4. Я. Е. Бродский “Москва. Спутник туриста”;
Москва, Московский рабочий, 1987.
[?1]
22