Юрий Долгорукий - основатель Москвы
Летописи и иностранные хроники упоминают более 300 древнерусских городов и крепостей. Среди них Лавреньтьевской летописью под 1147 г. впервые названа Москва.
Москва возникла в пору расцвета Древней Руси, когда Владимир Мономах направил своего сына Юрия наместником северо-восточного края, связанного торговыми путями со Смоленском, Новгородом, Полоцком и с соседней мусульманской Булгарией. Москва как город складывалась в кругу ранее известных местных центров, таких, как Ростов, Суздаль, Ярославль, Владимир. Москву Юрий велел укрепить деревянной крепостью — Кремлём. Она стала одним из важных княжеских центров Владимиро-Суздальской Руси. Во время смут князей новая крепость была и сборным пунктом их войск, и объектом их взаимных споров.
Образ князя Юрия мы можем представить себе по немногочисленным художественным и историческим произведениям: романам Д. Еремина “Кремлёвский холм”, П. Загребельного “Смерть в Киеве”, по историческим трудам Н. М. Карамзина, А. О. Ишимовой.
2. Образ князя Юрия в художественной и исторической литературе.
Образ Юрия Долгорукого в Литературе имеет неоднозначную оценку. Князь Юрий, первый правитель богатого края и основатель Москвы, явно обнаружил стремление к единодержавию на Руси, пытаясь распространить свою власть на главные города севера и юга страны — Новгород и даже Киев. За это он и получил прозвище Долгорукий.
Н. М. Карамзин в своей “Истории государства российского” описывает его так: “... Георгий (Юрий) властолюбивый, но беспечный, прозванный Долгоруким, знаменит в нашей Истории гражданским образованием восточного края древней России, в коем он провёл все цветущие лета своей жизни. Распространив там Веру Христианскую, сей Князь строил церкви в Суздале, Владимире, на берегах Нерли..., оживил дикие мёртвые пустыни знамениями человеческой деятельности; основал новые селения и города... Но Георгий не имел добродетелей великого отца; не прославил себя в летописях ни одним подвигом великодушия, ни одним действием добросердечия, свойственного Мономахову племени. Скромные летописцы наши редко говорят о злых качествах государей, усердно хваля добрые; но Георгий без сомнения отличался первыми, когда, будучи сыном Князя столь любимого, не умел заслужить любви народной. Мы видели, что он играл святостию клятв и волновал изнурённую внутриннеми несогласиями Россию для выгод своего честолюбия. Одним словом, народ Киевский столь ненавидел Долгорукого, что узнав о кончине его, разграбил дворец и сельский дом Княжеский... Граждане, не хотев, кажется, чтобы и тело Георгиево лежало вместе с Мономаховым, погребли оное вне города, в Берестовской Обители Спаса...”
Судя по описанию Карамзина князь Юрий, несмотря на ряд полезных для государства дел: основание Москвы, хозяйственное укрепление Суздальского порубежья, постройка церквей и пр., был ничем не лучше многих других князей: был честолюбив, стремился всеми правдами и неправдами получить верховную власть в Киеве, не пользовался любовью народа.
Но вот совершенно другое мнение. П. Загребельный во введении к своему роману “Смерть в Киеве” пишет: “Князь Юрий Долгорукий известен как основатель Москвы. Уже за одно это он заслуживает вечной благодарности потомков. Хотя, к сожалению, летописцы, а позднее феодально-буржуазные историки... не были справедливы в отношении Юрия Долгорукого и сделали всё для того, чтобы обесславить его.
Факты же свидетельствуют о том, что Долгорукий был одним из выразителей народного стремления к единству нашей земли, боролся за это досамой смерти.
Боярство и церковники всячески мешали Долгорукому в его деятельности, выставляя против него таких послушных им князей, как Изяслав Киевский. Они не останавливались перед тягчайшими преступлениями, лишь бы опозорить Долгорукого, не допустить его в Киев...”
Положительное отношение автора к князю Юрий совершенно очевидно. В таком же ключе изображается Долгорукий и в романе. У Загребельного Юрий — мудрый правитель, простой, весёлый человек, он запанибрата обращается со своими людьми и поэтому любим и уважаем ими. Юрий деятелен: он не сидит без дела в Суздале, он постоянно в походе где-нибудь в непролазной глуши, куда по выражению главного героя романа лекаря Дулеба может забраться “либо дурак, либо князь”.
Также в положительном свете изображает Юрия Долгорукого Д. Еремин в романе “Кремлёвский холм”. Но необходимо отметить, что Юрий из “Кремлёвского холма” немного отличается от Юрия из “Смерти в Киеве”. В романе Еремина Долгорукий менее похож на простого человека. Здесь Юрий действительно Князь. Он строг, но справедлив. Узнав, что сборщик налогов Федот вопреки княжескому указу прогонял бродяг с поселения да ещё и требовал с них дань, он очень рассердился — Федот был снят с почётного места и чуть не поплатился жизнью.
Кроме того Юрий был мудрым политиком. В романе рассказывается о борьбе Долгорукого с боярами. Рассуждая на эту тему, он говорит, что в этой борьбе победит только тот князь, который будет сильнее бояр в экономическом, а не только в военном плане. “Нельзя с боярами сечься, — говорит Князь, — и язык руки вяжет, и от речей голова летит!”. Юрий считал, что тот князь который только и знает, что сидеть в стольном городе да наращивать дружину, в скором времени либо станет марионеткой в руках бояр, либо будет выжит ими. Долгорукого, как человека гордого, такая перспектива никак не устраивала. Поэтому Юрий всячески старался укрепить свой удел: строил новые города и крепости, развивал ремёсла, заселял глухие районы пленёнными в походах мужиками. Долгорукий любил свой народ, так как понимал, что именно от него и идёт благосостояние и сила князя и государства. Именно благодаря “строительной программе” Юрия Долгорукого и была заложена Москва.
3. Обстоятельства образования Москвы.
Обстоятельства образования Москвы очень подробно описываются в романе Еремина “Кремлёвский холм”. Писатель описывает события так.
Юрию давно приглянулся холм у слияния Москвы-реки и Неглинки. Он решил, что это прекрасное место для нового города как в военном, так и в экономическом плане: по Москве-реке купцы возили зерно и другие товары. Но всё осложнялось тем, что на месте будущего города стояла усадьба боярина Кучки, который на предложение Князя продать их ответил категорическим отказом. Юрий не стал применять никаких мер по отношению к боярину, а дал приказ на границе его имений начинать заготовку материалов и начинать строительство города.
И вот на границе имения Кучки заслышался весёлый стук топоров, стал расти строительный посёлок. Старый боярин прекрасно понимал, что новый город скоро разрастётся и влияние князя в этом районе будет больше чем его, боярина, даже если он и не продаст князю своих земель.
Другими врагами князя на московской территории были язычники. Несмотря на то, что Русь официально приняла христианство, власть волхвов была ещё очень сильна, особенно в глуши.
Главари волхвов Клыч и Жом беспрекословно подчинялись боярину Кучке, так как Кучка всячески поддерживал их влияние на простой народ. Теперь это влияние пригодилось боярину для его зловещего плана.
И вот по наущению Кучки Клыч и Жом повели свою оголодавшую “паству” грабить новопостроенный посёлок, а боярин преспокойно отправился в Суздаль.
Толпа голодных ворвалась в посёлок, стала убивать всех его жителей, не жалея никого, поджигать здания, разграблять запасы. Но не успели они закончить своё чёрное дело, как появилась дружина Юрия с ним самим во главе. Князь ехал узнать, как идёт строительство. Половина мародёров разбежалась, а главарей князь собственноручно разрубил мечом на глазах у другой половины. Один из главарей перед смертью назвал имя Кучки как организатора погрома. Князь в гневе послал своего сына Андрея привести боярина на княжескую расправу...
4. Заключение.
Памятник Юрий Долгорукому стоит в самом центре Москвы. Гордо взирает князь со своего бронзового коня на результаты трудов своих. Велико влияние Москвы не только в России, но и во всём мире. За свои 850 лет много видела она и трудовых, и ратных подвигов. Ни монгольские, ни наполеоновские, ни гитлеровские войска не смогли покорить её. Не лучшие времена переживает сегодня Москва, как и вся Россия, но именно с неё началось возрождение страны: восстанавливаются храмы, строятся новые жилые кварталы, торговые центры. Быть москвичом сегодня не только почётно, звание москвича обязывает принимать активное участие в возрождении России.
5. Используемая литература.
1. П. Загребельный “Смерть в Киеве”;
2. Д. Еремин “Кремлёвский холм”;
3. Н. М. Карамзин “История государства российского”;
4. “Москва. Иллюстрированная история” под ред. Пашуто В. Т.;
5. А. О. Ишимова “История России в рассказах для детей”.
4