Особенности агитационных компаний.

На этапе агитационной компании реализуются планы и стратегические замыслы, созданные на подготовительном этапе. Компания может быть направлена, на создание положительного имиджа кандидата, так и на разрушение имиджа соперников. В целом этот этап состоит из совокупности различных мероприятий, на которых используется определенный набор методов агитационного воздействия.
Агитационные листовки. Также существуют настенные и предназначены для раздачи в руки, агитационные и презентационные, сигнально-информационные.
Существуют следующие виды настенных листовок:
1.Ориентирующие на борьбу – первая часть создает образ врага или негативную установку на восприятие оппонента. Основная часть: указывает путь борьбы с врагом или формирует положительное восприятие кандидата.
2.Биографические – с изложением краткой биографии кандидата, создающие желаемый образ последнего.
3.Програмные – с кратким изложением программы.
Агитационная листовка для раздачи избирателям зачастую содержит еще минимум полезной информации (листовки с экологическими телефонами, правилами поведения в экстренных ситуациях и тд.).
Характерной особенностью листовок является доминирующие желание закрепить образкандидата с помощью «ключевых сигналов» (портреты, сопровожденные фразой типа «это наш кандидат», «это свой человек»), как показала практика лучше воспринимались небольшие по размеру, доходчивые по содержанию, адресные цветные листовки.
Агитация на страницах печати. Спец выпуски газет. Через печать осуществлялось формирование определенного имиджа кандидата в депутаты (его человеческое лицо – образование, карьера, хобби, образ хорошего семьянина, заслуги перед жителями города/области, республики, фото с политическими лидерами). Специальный выпуск газеты представляет собой особый вид агитационной продукции, соединяющийв себе достоинства листовки, плаката и газеты. С одной стороны он позволяет кратко представить кандидата в виде лозунгов, афоризмов, большой фотографией, с другой стороны имеется возможность представить интересующемуся избирателю развернутую программу. Специальные выпуски газет позволяют кандидату в депутаты в достаточной степени полно изложить свои взгляды, вести развернутый монолог с избирателями.
Перед разработкой избирательных компаний стоят четыре вопроса касающихся использования специальных выпусков газет.
1.Необходимость применения данного вида агитации, его роль в избирательной компании;
2.Выбор типа спец выпуска, либо на базе уже существующего издания, либо издание оригинальной газеты, определение его объема, формата тиража;
3.Содержание, оформление спец выпуска;
4.Количество спец выпусков, время выхода, способы распространения.
В идеале в ходе избирательной кампании должны быть задействованы все каналы коммуникации, по которым к избирателям может попасть информация о кандидатах на выборные должности. Однако на практике не всегда существуют возможности для этого, приходится выбирать наиболее эффективные, для конкретных обстоятельств проведения кампания, средства агитации, выбирать каналы коммуникации пользующиеся наибольшей популярностью у населения, через которые возможно более полно донести информацию о кандидате, при минимуме затрат.

Необходимость применения данного средства агитации, роль в избирательной кампании.

Решение о применении спец выпуска принимается в зависимости от уровня выборов, общих характеристик округа, где происходят выборы, степенираспространения СМИ, в том числе и электронных, особенностей электората.
Необходимо отметить, что на выборах любого уровня кем либо из кандидатов используется в предвыборной борьбе спец выпуски, в зависимости от уровня выборов, изменяется их роль в избирательной кампании. С точки зрения уровня выборов роль спец выпусков меняется следующим образом.
1.Местные выборы в представительские органы власти субъектов федерации и органы местного самоуправления. Размер округов колеблется от 17 до 70тыс. избирателей, тираж спец выпуска соответственно 6000-25000 экземпляров. Организационно доставка не вызывает особых проблем. В случае выборов в сельской местности, либо в районах, где принимаются не все каналы, значение спец выпусков возрастает.
2.В избирательных компаниях с возрастанием уровня выборов повышается значение электронных СМИ, эта тенденция характерна для стран с устоявшейся демократией, так и для России. Роль спец выпусков на общефедеральном уровне гораздо скромнее, в основном из-за технических сложностей – чтобы газета «сработала» она должна попасть в каждую квартиру.
3.Избирательная кампания по выборам глав администрации крупных городов и субъектов федерации занимают промежуточное положение между федеральными и региональными выборами. С одной стороны уже значительна роль электронных СМИ, с другой спец выпуски газет не отошли окончательно на задний план. О роли спец выпусков свидетельствует факт их использования, так во время выборов Губернатора Саратовской области, командой Д.Ф. Аяцкова было издано три спец выпуска газет «Саратовские вести», «Заря молодежи», «Саратовская мэрия», общим тиражом 600тыс. экземпляров.
В зависимости от географического расположения округов изменяются многие его характеристики, непосредственно влияющие на характер использования специальных выпусков газет. Географические округа делятся на городские и сельские, ниже приведены их основные особенности.
Городские округа.
1.Центральные (многоэтажная застройка).
* высокая концентрация населения;
* высокая насыщенность электронными СМИ;
* высокий образовательный уровень
* довольно высокий уровень достатка;
* значительное количество подписных изданий;
2.Окраины.
* средняя концентрация населения;
* более низкая, по сравнению с центральными районами, насыщенность электронными СМИ;
* более низкий уровень достатка;
* меньшее количество выписываемых изданий;
* более низкий образовательный уровень.
Сельские округа.
* низкая концентрация населения, большие расстояния между избирательными участками;
* низкая насыщенность электронными и печатными СМИ. Общеизвестное – снижение уровня жизни и возросшая стоимость подписки сильно сократили тиражи всех газет, особенно это, заметно в сельской местности. На селе единственным источником информации является телевидение и радио. К тому же многие телевизионные программы на селе просто не принимаются, да и количество телевизионных приемников гораздо меньше чем в городе. Поэтому для селян приход любой газеты – событие.
* Низкий уровень достатка;
* Низкий образовательный уровень;
* Доверие к прессе существующее по сию пору, особенно в деревнях, на окраинах городов усиливает влияние данного вида агитации.
Соответственно в зависимости от того, в каком округе баллотируется кандидат меняется роль спец выпуска, требования предъявляемые к его содержанию, оформлению.
Использование телевидения во время избирательных компаний.
Как везде в мире проправительственные партии во время выборов практически оккупируют все государственные каналы, оппозиционные же партии к ним не допускаются, к тому же деятельность правительственного телевидения не подконтрольна избирательным комиссиям. Достаточно привести один пример, во время выборов депутатов Госдумы в 1995г. было отказано в предоставлении бесплатного телеэфира кандидатам в одномандатных округах г. Москвы на московском телевизионном канале. Ни решение судебной палаты, ни обращение центризбиркома в прокуратуру, и федеральную службу по телевидению и радиовещанию не возымели действия, бесплатный эфир предоставлялся только кандидатам, входящих в так называемый «список мэрии». Практически неизвестны у нас такие формы телеагитации, как теледебаты и ток-шоу.
Роль телевидения колеблется в зависимости от уровня выборов. Наименьшее влияние на ход избирательной кампании телевидение оказывает при выборах местного значения, в основном из-за дороговизны и менталитета избирателей. Использование отдельными кандидатами в депутаты телевидения в своей избирательной кампании диктуется в основном специфическими особенностями. Например, Л.Ббаранова сделала ставку на ТВ из-за того, что в силу своего служебного имела неограниченный доступ к этому ресурсу. Наибольшее влияние телевизионная агитация имеет на президентских и парламентских выборах.
«От двери к двери». Наиболее дорогостоящая и наиболее эффективная (при соответствующей организации) акция. На протяжении выборов агитаторы обходят поквартирно свои участки от 1 до 3 раз, их задача обойти все квартиры и убедить максимальное количество избирателей проголосовать за своего кандидата. В процессе работы агитаторы вступают в контакт с жителями, стараются расположить их к себе, раздают агитационную продукцию, выясняют настроение избирателей, формируют благоприятный образ кандидата. В случае необходимости они также занимаются организацией встреч с кандидатом или его доверенными лицами. Акция может носить как агитационный, так и контрагитационный характер. По опыту работы – наибольшая эффективность, если на каждые 500 избирателей приходится один агитатор. Отсюда ее дороговизна, при выборах в государственную думу численность округа 500-600 тыс. избирателей, соответственно агитаторов надо порядка тысячи человек. На выборах в государственную думу только коммунисты смогли полноценно использовать возможность этой акции, т.к. обладали необходимыми для этого ресурсами – людьми, членами КПРФ готовыми работать бесплатно, «за идею». Ни один другой блок (даже НДР) не обладал такими возможностями.
Адресная предвыборная реклама вызывала неоднозначную реакцию. Так, например, в некоторых регионах за два дня до выборов жители получали лично им адресованные открытки с призывом голосовать за НДР и подписью В.С. Черномырдина. Акция вызвала отрицательную реакцию, многими была воспринята как вмешательство в личную жизнь, более того пожилые люди испугались за свое имущество, узнав, что избирательное объединение располагает такими сведениями. Аналогичный же прием, примененный кандидатами объединения по одномандатным округам, дал положительный эффект, представив кандидата другом премьер министра, а значит хорошим лоббистом местных интересов.
В зависимости от фантазии, а порою недостатка средств, избирательные объединениями используются нестандартные акции. Достаточно широко используются листовки в виде отрывного талона с наказом поддержать ту или иную кандидатуру, предполагается, что передать ее надо представителю кандидата в день выборов.
День выборов. Этот день чрезвычайно важен, недаром широко распространена поговорка «неважно как проголосуют, важно, как подсчитают». Все выборы проводимые у нас с 1990г. отмечены фальсификациями, по данным В. Суховольского во время выборов Президента РСФСР в 1991г. было сфальсифицировано 4 миллиона; во время референдума 25 апреля 1993г. 7-8 миллионов; во время выборов в государственную думу 12 декабря 1993г. - 9 миллионов голосов. По выборам 1995г. данных нет, размеры фальсификаций на них были не меньшими. В настоящий момент известны шесть основных видов фальсификаций:
* подбрасывание бюллетеней;
* принуждение к голосованию;
* порча бюллетеней, поданных за нежелательного кандидата;
* перестановка результатов голосования, голоса поданные за кандидата А приписываются кандидату Б;
* подмена бюллетеней;
* изъятие бюллетеней заполненных в пользу нежелательного кандидата;
* манипуляция с численностью избирателей;
Для недопущения подобных деяний, вообще и в отношении своей партии в частности в день выборов на участки выставляются наблюдатели и члены избирательных комиссий, с правом совещательного голоса которых имеют право назначать претенденты на депутатские мандаты. Однако, не смотря на казалось бы очевидную необходимость контроля за ходом выборов, большинствокандидатов, партий, предвыборных блоков, объединений не выставляют своих наблюдателей на избирательные участки. Кроме КПРФ.