Информационное оружие и информационные войны
С переходом от индустриального общества к информационному и соответствующим развитием информационных технологий значительное внимание уделяется новейшим видам так называемого “гуманного оружия” (“несмертельным видам оружия и технологий войн”). К ним относятся информационное, психотронное, экономическое, консциентальное оружие и пр. Особое место среди них занимает информационное оружие и технологии ведения информационной войны. Об их значимости свидетельствует то, что США создали информационные войска и уже третий год выпускаются подразделения кибервоинов. Сегодня в директивах Министерства обороны США подробно излагается порядок подготовки к информационным войнам. По своей результативности информационное оружие сопоставимо с оружием массового поражения. Спектр действия информационного оружия может простираться от нанесения вреда психическому здоровью людей до внесения вирусов в компьютерные сети и уничтожения информации. Пентагон на суперкомпьютерах моделирует варианты возможных войн в XXI столетии с использованием методов и технологии “несмертельного оружия”.
В вооруженных силах НАТО, особенно США, значительное внимание уделяется роли “несмертельного оружия” и технологий, прежде всего информационному оружию и психолого-пропагандистским операциям в войнах XXI века, которые существенно изменяют характер применения сухопутных, военно-воздушных и военно-морских сил на ТВД и геополитического и цивилизационного противоборства основных центров формирующегося многополярного мира.
Отличие видов и технологий “несмертельного оружия” от обычного военного оружия состоит в том, что оно акцентирует внимание на использовании алгоритмов и технологий, концентрирующих в себе базовые знания, направленных на поражение противника. Информационная война по сути олицетворяет собой войну цивилизаций за выживание в условиях постоянно сокращающихся ресурсов. Информационное оружие поражает сознание человека, разрушает способы и формы идентификации личности по отношению к фиксированным общностям, оно трансформирует матрицу памяти индивида, создавая личность с заранее заданными параметрами (тип сознания, искусственные потребности, формы самоопределения и т.д.), удовлетворяющих требования агрессора, выводит из строя системы управления государства-противника и его вооруженных сил.
Доказано, что наибольшие потери вооруженные силы несут от применения против них “несилового” информационного оружие и, в первую очередь, от воздействия поражающих элементов, действующих на системы управления и психику человека. Информационное и консциентальное оружие воздействует на “идеальные” объекты (знаковые системы) или их материальные носители.
В настоящее время осуществляется глобальная информационно-культурная и информационно-идеологическая экспансия Запада, осуществляемая по мировым телекоммуникационным сетям (например, Internet) и через средства массовой информации. Многие страны вынуждены принимать специальные меры для защиты своих сограждан, своей культуры, традиций и духовных ценностей от чуждого информационного влияния. Возникает необходимость защиты национальных информационных ресурсов и сохранения конфиденциальности информационного обмена по мировым открытым сетям, так как на этой почве могут возникать политическая и экономическая конфронтация государств, новые кризисы в международных отношениях. Поэтому информационная безопасность, информационная война и информационное оружие в настоящее время оказались в центре всеобщего внимания.
Информационным оружием называются средства:
* уничтожения, искажения или хищения информационных массивов;
* преодоления систем защиты;
* ограничения допуска законных пользователей;
* дезорганизации работы технических средств, компьютерных систем.
Атакующим информационным оружием сегодня можно назвать:
* компьютерные вирусы, способные размножаться, внедряться в программы, передаваться по линиям связи, сетям передачи данных, выводить из строя системы управления и т. п.;
* логические бомбы - программные закладные устройства, которые заранее внедряют в информационно-управляющие центры военной или гражданской инфраструктуры, чтобы по сигналу или в установленное время привести их в действие;
* средства подавления информационного обмена в телекоммуникационных сетях, фальсификация информации в каналах государственного и военного управления;
* средства нейтрализации тестовых программ;
* различного рода ошибки, сознательно вводимые противником в программное обеспечение объекта.
Универсальность, скрытность, многовариантность форм программно-аппаратной реализации, радикальность воздействия, достаточный выбор времени и места применения, наконец, экономичность делают информационное оружие чрезвычайно опасным: оно легко маскируется под средства защиты, например, интеллектуальной собственности; оно позволяет даже вести наступательные действия анонимно, без объявления войны.
Нормальная жизнедеятельность общественного организма целиком определяется уровнем развития, качеством функционирования и безопасностью информационной среды. Производство и управление, оборона и связь, транспорт и энергетика, финансы, наука и образование, средства массовой информации - все зависит от интенсивности информационного обмена, полноты, своевременности, достоверности информации. Именно информационная инфраструктура общества - мишень информационного оружия. Но в первую очередь новое оружие нацелено на вооруженные силы, предприятия оборонного комплекса, структуры, ответственные за внешнюю и внутреннюю безопасность страны. Высокая степень централизации структур государственного управления российской экономикой может привести к гибельным последствиям в результате информационной агрессии. Темпы совершенствования информационного оружия (как, впрочем, и любого вида атакующего вооружения) превышают темпы развития технологий защиты. Поэтому задача нейтрализации информационного оружия, отражения угрозы его применения должна рассматриваться как одна из приоритетных задач в обеспечении национальной безопасности страны.
Мировые информационные сети и информационное оружие
В настоящее время во всем мире стоит вопрос защиты национальных информационных ресурсов в связи с расширением доступа к ним через открытые информационные сети типа Internet. Кроме того, что повсеместно увеличивается число компьютерных преступлений, реальной стала угроза информационных атак на более высоком уровне для достижения политических и экономических целей.
Пропаганда информационного оружия активно ведется в США, и эти пропагандистские мероприятия связаны со стратегическими инициативами создания Национальной и Глобальной информационных инфраструктур, так как основу практически всех направлений международной и внутренней политики США составляет идея лидерства этой страны в мире. Технологические достижения США совместно с сильной и динамичной экономикой позволяют демонстрировать могущество страны. Информационное оружие, базирующееся на самых передовых информационных и телекоммуникационных технологиях, способствует решению этой задачи. Уязвимость национальных информационных ресурсов стран, обеспечивающих своим пользователям работу в мировых сетях, - вещь обоюдоострая. Информационные ресурсы взаимно уязвимы. В докладе Объединенной комиссии по безопасности, созданной по распоряжению министра обороны и директора ЦРУ в США в июне 1993 года и завершившей свою работу в феврале 1994 года, говорится: "...Уже признано, что сети передачи данных превращаются в поле битвы будущего. Информационное оружие, стратегию и тактику применения которого еще предстоит тщательно разработать, будет использоваться с "электронными скоростями" при обороне и нападении. Информационные технологии позволят обеспечить разрешение геополитических кризисов, не производя ни одного выстрела. Наша политика обеспечения национальной безопасности и процедуры ее реализации должны быть направлены на защиту наших возможностей по ведению информационных войн и на создание всех необходимых условий для воспрещения противоборствующим США государствам вести такие войны...".
Считается, что для предотвращения или нейтрализации последствий применения информационного оружия необходимо принять следующие меры:
* защита материально-технических объектов, составляющих физическую основу информационных ресурсов;
* обеспечение нормального и бесперебойного функционирования баз и банков данных;
* защита информации от несанкционированного доступа, искажения или уничтожения;
* сохранение качества информации (своевременности, точности, полноты и необходимой доступности).
Создание технологий обнаружения воздействий на информацию, в том числе в открытых сетях, - это естественная защитная реакция на появление нового оружия. Экономическую и научно-техническую политику подключения государства к мировым открытым сетям следует рассматривать прежде решив вопрос национальной информационной безопасности. Будучи открытой, ориентированной на соблюдение законных прав граждан на информацию и интеллектуальную собственность, эта политика должна предусматривать защиту сетевого оборудования на территории страны от проникновения в него скрытых элементов информационного оружия. Это особенно важно сегодня, когда осуществляются массовые закупки зарубежных информационных технологий. Очевидно, что без подключения к мировому информационному пространству страну ожидает экономическое отставание. Оперативный доступ к информационным и вычислительным ресурсам, поддерживаемым сетью Internet дает возможность преодоления международной экономической и культурной изоляции, преодоления внутренней дезинтеграции, развития социальной инфраструктуры. Однако следует учитывать, что участие России в международных системах телекоммуникаций и информационного обмена невозможно без комплексного решения проблем информационной безопасности. Особенно остро проблемы защиты собственных информационных ресурсов в открытых сетях встают перед странами, которые технологически отстают в области информационных и телекоммуникационных технологий от США или Западной Европы. Сегодняшнее состояние российской экономики, неразвитость информационной инфраструктуры, неподготовленность российских пользователей к эффективной работе в сетях открытого информационного обмена не позволяют реализовать полноценное участие страны в таких сетях и пользоваться всеми возможностями новых технологий. Поэтому необходимо активное участие России в проектах развития мировых информационных сетей, в работе международных организаций, общественных комитетов и комиссий этого направления. Кроме того, должен соблюдаться принцип постепенности вхождения России в международные сети в соответствии с действительными потребностями, экономическими и технологическими возможностями.
Запретить разработку и использование информационного оружия невозможно. Ограничить усилия многих стран по формированию единого глобального информационного пространства также нереально. Однако Россия может выступить инициатором заключения разумных соглашений, опирающихся на международное право и минимизирующих угрозу применения информационного оружия.
Практические мероприятия программного характера по защите от информационного оружия:
1. Организация мониторинга и прогнозирования потребностей экономических и других структур в различных видах информационного обмена через международные сети. Возможно создание специализированной структуры для контроля трансграничного обмена, в том числе посредством Internet; координация мер государственных и негосударственных ведомств по предотвращению угроз информационной безопасности в открытых сетях; организация международного сотрудничества.
2. Разработка государственной программы совершенствования информационных технологий, обеспечивающих подключение национальных и корпоративных сетей к мировым открытым сетям при соблюдении требований безопасности информационных ресурсов.
3. Организация системы комплексной подготовки и повышения квалификации массовых пользователей и специалистов по информационной безопасности для работы в мировых информационных сетях.
4. Разработка национального законодательства в части правил обращения с информационными ресурсами, регламента прав, обязанностей и ответственности пользователей открытых мировых сетей. Установление перечня информации, не подлежащей передаче по открытым сетям, и обеспечение контроля за соблюдением установленного статуса информации. Активное участие в разработке международного законодательства и нормативно-правового обеспечения функционирования мировых открытых сетей.
Консциентальная война.
Мир вступил в новый этап борьбы - конкуренции форм организации сознаний, где предметом поражения и уничтожения являются определенные типы сознаний. В результате консциентальной войны определенные типы сознаний просто должны быть уничтожены, перестать существовать, их не должно быть. А носители этих сознаний, наоборот, могут быть сохранены, если они откажутся от форм сознания - предметов разрушения и поражения. Типы сознаний - предметы поражения в консциентальной войне - должны быть вытеснены за рамки цивилизационно допустимых и приемлемых форм.
Уничтожение определенных типов сознания предполагает разрушение и переорганизацию общностей, которые конституируют данный тип сознания.
Можно выделить пять основных способов поражения и разрушения сознания в консциентальной войне:
1. Поражение нейро-мозгового субстрата, снижающее уровень функционирования сознания, может происходить на основе действия химических веществ, длительного отравления воздуха, пищи, направленных радиационных воздействий;
2. Понижение уровня организации информационно-коммуникативной среды на основе ее дезинтеграции и примитивизации, в которой функционирует и "живет" сознание;
3. Оккультное воздействие на организацию сознания на основе направленной передачи мыслеформ субъекту поражения;
4. Специальная организация и распространение по каналам коммуникации образов и текстов, которые разрушают работу сознания (условно может быть обозначено как психотропное оружие);
5. Разрушение способов и форм идентификации личности по отношению к фиксированным общностям, приводящее к смене форм самоопределения и к деперсонализации.
Прежде всего этот тип воздействий по смене и преобразованию типов имиджидентификаций (глубинного отождествления с той или иной позицией, представленной конкретным образом) и аутентизаций (чувства личной подлинности) осуществляют средства массовой информации, и прежде всего, телевидение. Именно в этой области происходят сегодня все основные действия по разрушению российско-русского постсоветского сознания.
Основная цель консциентальной войны: диаспоризация российского народа, фрагментация региональных и социально-стратовых общностей на основе слома всех существующих имиджидентификаций
Конечная цель использования консциентального оружия это изымание людей из сложившихся форм мегаобщностей. Разрушение народа и превращение его в население происходит за счет того, что никто больше не хочет связывать и соотносить себя с тем полиэтносом, к которому до этого принадлежал. Разрушение сложившихся имиджиндентификаций нацелено на разрушение механизмов включения человека в естественно сложившиеся и существующие общности и замена этих эволюционно-естественно сложившихся общностей одной полностью искусственной - общностью зрителей вокруг телевизора. Неважно, как человек при этом относитесь к тому, что он видит и слышит с экрана телевизора, важно, чтобы он был постоянным телезрителем, поскольку в этом случае на него можно направленно и устойчиво воздействовать.
Консциентальное оружие может быть использовано в самых разных войнах в основной важнейшей функции. Эта основная его функция состоит в том, чтобы разложить и уничтожить народ данной страны, чтобы он перестал существовать как народ, разбившись на индивидов-граждан всего мира или на какие-то другие аморфные группы с диффузными основаниями их выделения.
Консциентальная война не может быть осуществлена в условиях обычной регулярной войны, когда требования к организации сознания являются достаточно жесткими и самоопределение людей очевидно всякому внешнему наблюдателю с точки зрения противостояния противоборствующих государств. В этих условиях консциентальная война будет помогать противнику выявлять людей с отсутствующими принципами, склонных к предательству. А вот в условиях формального мира и так называемых локальных войн консциентальная война весьма эффективна.
Правовые аспекты информационной безопасности
Задачи построения гражданского общества в РФ как общества информационного, возрастание роли информации, информационных ресурсов и технологий в развитии граждан, общества и государства в XXI веке, выводят вопросы информационной безопасности на первый план в системе обеспечения национальной безопасности. “Укрепление информационной безопасности” названо в концепции национальной безопасности РФ, утвержденной Указом Президента Российской Федерации 17 декабря 1997 г. в числе важнейших долгосрочных задач государственной власти России.
Понятие и структура информационной безопасности
Соотнося определение информационной безопасности, данное в Федеральном законе “Об участии в международном информационном обмене” (ст. 2) с понятием “безопасность”, данном в Законе РФ “О безопасности” (ст. 1) под информационной безопасностью понимается: “состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства в информационной сфере от внутренних и внешних угроз”. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 84) Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики, в том числе в области информационной безопасности. Исходя из анализа Программы действий на 1996-2000 годы, ежегодных Посланий Президента Федеральному Собранию РФ (1994-1998 гг.) и Концепции национальной безопасности РФ, утвержденной Указом Президента РФ № 1300 от 17.12.1997 г., определены основные интересы и угрозы им в информационной сфере, основные задачи и принципы государственной политики по обеспечению информационной безопасности.
Жизненно важными интересами в информационной сфере являются:
а) для личности:
* соблюдение конституционных прав и свобод граждан на поиск, получение, передачу, производство и распространение объективной информации;
* реализация права граждан на неприкосновенность своей частной жизни;
* обеспечение права граждан на защиту своего здоровья от неосознаваемой человеком вредной информации.
б) для общества:
* построение информационного общества;
* защита национальных духовных ценностей, пропаганда национального культурного наследия, норм морали и общественной нравственности;
* предотвращение манипулированием массовым сознанием;
* приоритетное развитие современных телекоммуникационных технологий, сохранение и развитие отечественного научного и производственного потенциала;
в) для государства:
* защита интересов личности и общества;
* формирование институтов общественного контроля за органами государственной власти;
* формирование системы подготовки, принятия и реализации решений в органах государственной власти, обеспечивающей баланс интересов личности, общества и государства;
* защита государственных информационных систем, в том числе государственных информационных ресурсов.
Основные угрозы жизненно важным интересам личности, общества и государства в информационной сфере включают в себя:
а) внутренние:
* отставание России от ведущих стран мира по уровню информатизации;
* ослабление роли русского языка как государственного языка Российской Федерации;
* размывание единого правового пространства страны вследствие принятия субъектами РФ нормативных правовых
* актов, противоречащих Конституции РФ и федеральному законодательству;
* разрушение единого информационного и духовного пространства России, активизация различного рода религиозных сект, наносящих значительный ущерб духовной жизни общества, несущих прямую опасность для жизни и здоровья граждан;
* отсутствие четко сформулированной информационной политики, отвечающей национальным целям, ценностям и интересам;
б) внешние:
* целенаправленное вмешательство и проникновение в деятельность и развитие информационных систем РФ;
* стремление сократить использование русского языка как средства общения за пределами России;
* попытки не допустить Россию участвовать на равноправной основе в международном информационном обмене;
* подготовка к информационным войнам и использование информационного оружия.
Для защиты заявленных интересов от вероятных угроз в информационной сфере государство определяет задачи по обеспечению информационной безопасности.
К основным задачам в сфере обеспечения информационной безопасности можно отнести следующие:
* формирование и реализация единой государственной политики по обеспечению защиты национальных интересов от угроз в информационной сфере;
* совершенствование законодательства Российской федерации в сфере обеспечения информационной безопасности;
* координация деятельности органов государственной власти по обеспечению информационной безопасности;
* установление необходимого баланса между потребностью в свободном обмене информацией и допустимыми ограничениями ее распространения;
* совершенствование информационной структуры, ускорение развития новых информационных технологий и их широкое распространение, унификация средств поиска, сбора, хранения, обработки и анализа информации с учетом вхождения России в глобальную информационную инфраструктуру;
* развитие отечественной индустрии телекоммуникационных и информационных средств, их приоритетное по сравнению с зарубежными аналогами распространение на внутреннем рынке;
* защита государственных информационных ресурсов и, прежде всего, в федеральных органах государственной власти, на предприятиях оборонного комплекса;
* духовное возрождение России;
* обеспечение сохранности и защиты культурного и исторического наследия (в том числе музейных, архивных, библиотечных фондов, основных историко-культурных объектов);
* сохранение традиционных духовных ценностей при важнейшей роли в этой деятельности Русской православной церкви и церквей других конфессий;
* пропаганда через средства массовой информации национальных культур народов России, духовно-нравственных, исторических традиций и норм общественной жизни и передового опыта такой работы;
* повышение роли русского языка как государственного языка и языка межгосударственного общения народов России и государств - участников СНГ;
* создание оптимальных экономических условий для осуществления важнейших видов творческой деятельности.
*
Шкрабков В.Н.
10