Государственное регулирование инфляции и безработицы

ИНФЛЯЦИЯ
В той или иной форме инфляция существовала всегда. И все же, несмотря на то, что об инфляции написано уже очень много, по этому вопросу по-прежнему нет единства мнений - ни в том, что касается ее причин, ни по поводу средств борьбы с нею.
Существует несколько определений инфляции, одни экономисты считают, что наиболее точным определением будет следующее -инфляция - это такая ситуация в экономике, при которой " слишком высокий спрос сталкивается с слишком небольшим предложением товаров ", другие считают, что можно дать более короткое, но вместе с тем более полное, по их мнению, определение, из которому следует, что " инфляция - это процесс длительного повышения цен " или " инфляция - это процесс продолжительного обесценения денег ". С определённой долей уверенности можно сказать, что все перечисленные определения достаточно точно отражают суть этого явления.
До недавнего времени существовало два глобальных подхода, связанных с двумя мировыми системами. Социализм предполагал прямое государственное регулирование, а капитализм- использование рыночных рычагов и методов косвенного регулирования.
Но было бы неправильно думать, что капитализм исключает прямое государственное регулирование. Так, например, в 1971 году по инициативе администрации Никсона в США впервые в послевоенные годы был установлен централизованный контроль над ценами.
Принято считать, что президент Р.Никсон был против установления прямого контроля над ценами и заработной платой. Однако непростое экономическое положение в стране и давление общественного мнения вынудили его пойти на крайние меры.
Не имея альтернативной программы косвенного регулирования экономики, Никсон вынужден был пойти на замораживание цен и заработной платы.
Следует отметить, что в краткосрочном плане прямое регулирование цен способствовало определенной стабилизации экономики США. Однако уже в ближайшие годы выявились отрицательные последствия централизованной модели регулирования. Замораживание цен и заработной платы ограничивало межотраслевой перелив капиталов, тормозило инвестиционную политику, снижало уровень де-
ловой активности, сдерживало рост доходов. Уже в мае 1974 года администрация Д. Форда отказалась от прямого контроля над ценами.
Прямое государственное регулирование цен осуществляется в настоящее время лишь в высоко монополизированных отраслях, подпадающих под юрисдикцию антитрестовского регулирования.
Нынешняя американская администрация, ограничивая прямое государственное вмешательство, делает упор на активное использование рыночных рычагов. Надо признать, что в целом подобный подход оказывал в последние годы стабилизирующее воздействие на развитие инфляционных процессов.
Теоретически инфляция может быть вызвана или изменениями спроса, или изменениями издержек.
В первом случае, когда происходит увеличение спроса (денег), в начале наблюдается лишь расширение производства, а затем - по достижении его предела - изменение уровня цен. Между двумя этими точками находится область, где одновременно возможны изменения и первого, и второго рода.
Во втором случае толчок развитию инфляционного процесса может быть получен со стороны издержек. Способность повышать цены независимо от колебаний спроса основывается на обладании определённой монополией. Например, используя свои возможности, профсоюзы могут повышать цену на рабочую силу, промышленность - уровень прибылей (повысив цены без увеличения заработной платы), а правительство - налоги.
После первого толчка, полученного со стороны спроса, в результате воздействия спроса на издержки происходит увеличение последних и они в свою очередь дают толчок инфляции. Начинается инфляция издержек.
Однако инфляция - это процесс, на который можно воздействовать, используя различные инструменты экономической политики.
Полностью отказаться от инфляции нельзя, т.к. избавление от инфляции потребовало бы отказа от краткосрочного регулирования экономики, в частности, отказа от использования инструментов денежной политики в целях воздействия на процентные ставки, курс акций, инвестиции и производство, без которого не обходится ни одно современное рыночное хозяйство. В передовых странах продолжают проводить краткосрочную денежную политику, а следовательно остаются ее инфляционные эффекты.
Основной целью антиинфляционной политики является цель сделать инфляцию управляемой, а ее уровень достаточно умеренным.
Проблема контроля над инфляцией сводится к использованию механизмов, способных ослабить и в конечном итоге прекратить действие силы, способствующей дальнейшему развитию инфляции.
Существует два возможных пути : использование жесткой политики или проведение определённой политики в области доходов. Если избран путь жесткой политики, то нет особой разницы в том, что именно будет предприниматься, как будут называться конкретные мероприятия : ограничение спроса или денежный контроль. Практически это означает одно и то же.
Одно из этих направлений политики не исключает другого : если речь идёт о контроле над инфляцией, то нет никаких причин препятствующих их совместному использованию.
Питер Браунинг в своей книге "ECONOMIC IMAGES" пишет : "Рациональность жесткой политики заключается в том, что вызванная сдвигами в величине издержек инфляция не будет развиваться слишком далеко, если политика правительства в области спроса не будет этому попустительствовать, а количество денег в обращении будет разумно регулироваться".
Политика в области доходов нацелена на то, чтобы объяснить работникам (профсоюзам), определяющим инфляционный спрос, что традиционная линия поведения в отношении заработной платы способствует развитию инфляции и, как следствие, негативно сказывается на их положении.
Сотрудничество профсоюзов могло бы свести трудности к минимуму. Чем скорее профсоюзы осознают, что жесткий контроль над денежным обращением - это "всерьёз и надолго" и что чрезмерные требования о повышении заработной платы могут лишь вызвать безработицу, тем легче будет решить эту проблему.
Рассматривая эти направления надо заметить, что не обязательно их раздельное использование, напротив, быть может их совместное применение даст наибольший эффект.
Выбрав антиинфляционную политику необходимо выбрать методы, через которые она будет реализована и ее долгосрочную и краткосрочную перcпективу.
Антиинфляционная стратегия - соединяет цели и методы долговременного характера, антиинфляционная тактика - на относительно небольшой период времени.
Одним из основных факторов, влияющих на инфляционные процессы являются инфляционные ожидания. Таким образом одной из важнейших задач будет задача переломить инфляционные ожидания. Эта задача выполнима при соблюдении следующих условий :
1. Укрепление механизмов рыночной системы (рациональная налоговая политика, ослабление таможенных и иных ограничений на ввоз импортной продукции, поощрение малого бизнеса, диверсификации производства и т. д. )
2. Существование правительства, исповедующего твердый курс на переход к управляемой инфляции и пользующегося поддержкой большинства населения.
Кроме того может проводиться долгосрочная денежная политика. Она предполагает введение жестких лимитов на ежегодный прирост денежной массы.
Чтобы политика была действительно антиинфляционной необходимо удерживать эти лимиты в течении продолжительного периода времени. Даже при временном отходе от антиинфляционного курса - происходит усиление инфляционных ожиданий и ее эффект резко снижается.
Ещё одной задачей является сокращение бюджетного дефицита с перспективой его полной ликвидации. Эта задача решается двумя основными путями : увеличение доходов или сокращение расходов государства, однако предпочтительнее второе. Дело в том, что усиление налогового пресса может лишь усилить инфляцию, хотя и принесет сиюминутный антидефицитный результат.
Без устранения дефицита бюджета любые попытки установить контроль над инфляцией нереальны, поскольку, как в большинстве стран, сталкивающихся с проблемой инфляции, так и в нашей стране одним из наиболее существенных факторов развития инфляции является дефицит бюджета.
Кроме того, одним из наиболее важных элементов антиинфляционной стратегии является совершенствование налоговой системы. Так как чрезмерный налоговый пресс не только способствует постоянному повышению цен, но и снижает деловую активность, что влияет на сокращение предложения и в итоге влечёт ещё больший рост цен.
Разрабатывая стратегию необходимо уделить внимание и тактике, позволяющей проводить регулирование в краткосрочной перспективе. К методам краткосрочного регулирования относятся :
- регулирование учётной ставки Центрального Банка ;
- регулирование нормы федеральных резервов ;
- проведение приватизации - появление на рынке большого числа акций отвлечёт часть инфляционного спроса, приватизация кроме того облегчит напряжение в расходной части бюджета ;
- выпуск государственных займов и т.д.
Надо заметить, что в нашей стране инфляция усиливается некоторыми специфичными факторами, среди которых, кроме дефицита бюджета, который характерен практически для любой страны, высокий уровень неплатежей.
Кризис неплатежей сужает предъявляемый спрос, что вынуждает производителей замедлять рост цен на свою продукцию, однако несмотря на это он не может являться положительным фактором, т. к. усиливает промышленный спад, который в свою очередь создаёт дефицит и поощряет рост цен.
Одним из методов борьбы с этим фактором может быть введение, развитие и совершенствование системы взаимозачёта и вексельной оплаты платёжных обязательств, а также совершенствование банковской системы, введение жестких санкций по отношению к банкам, задерживающим переводы платежей. Что касается предприятий не имеющих необходимых денежных средств (если отсутствие таковых не является причиной неплатежей), то в отношении их необходимо применять меры предусмотренные законодательством.
Кроме того одним из специфических факторов является задолженность государства перед отдельными отраслями, что напрягает бюджет и создает неблагоприятную социальную атмосферу.
Решить эту и другие проблемы не просто, практически невозможно без оздоровления экономики, без создания условий для нормального функционирования рынка.

БЕЗРАБОТИЦА

В современном рыночном хозяйстве обязательно должен существовать определенный оптимальный резерв работников, поддерживаться естественная норма безработицы. При этом исключаются как арифметически полная занятость, так и чрезмерно высокий уровень безработицы, имеющие отрицательные последствия.
В первом случае экономике грозит инфляция спроса, низкая эффективность производства, стагфляция и т.д. Во втором - явное недоиспользование трудового фактора производства, нарушение социально-экономических прав человека, негативное влияние на финансы государства, связанное с необходимостью содержания большого количества безработных, что в значительной мере напрягает бюджет и т.п.
Для того, чтобы верно оценить ситуацию в сфере занятости необходимо знать не только уровень безработицы, т. е. долю официально зарегистрированных полностью безработных в численности работоспособного населения, но и то, сколько времени они пребывают в таком состоянии.
Поэтому и исследования проблем занятости, и разработка соответствующей государственной политики ведутся на основе анализа уровня и продолжительности безработицы.
Но нередки ситуации, когда текущая безработица ниже естественной нормы или наоборот превышает естественную отметку.
Искусственно низкая безработица как правило является следствием ошибочной политики государства, его стремления любой ценой добиться полной занятости. Но цена эта может оказаться слишком высокой. Применяя средства макроэкономического регулирования, государство действует вопреки естественному ходу событий на рынке труда. Конечно в его обязанности входит помогать каждому, кто хочет и может работать, реализовать свое право на труд. А это совершенно не означает наделение чуть ли не любого человека гарантированным рабочим местом. В современном рыночном хозяйстве занятость становится по-настоящему полной и эффективной лишь тогда, когда текущий уровень безработицы близок к естественной норме, которая никогда не может быть равной нулю. И пытаться сделать обратное - значит нанести экономике ущерб.
Как пример неверной политики государства можно рассмотреть краткосрочное денежное регулирование, когда государство, не считаясь с тяжелыми инфляционными последствиями, систематически оказывает понижающее давление на процентные ставки, намереваясь таким образом стимулировать расширение производства и занятости. Богата такими примерами и наша экономика.
Можно выделить массированные государственные капиталовложения, дотации и субсидии, приводящие к росту дефицита бюджета, вызывающему дополнительную денежную эмиссию (декабрьский эмиссионный выброс был купирован январским изъятием денег из наличного обращения, но уже в феврале объем наличной эмиссии вновь составил весьма приличную сумму - 1,6 трлн. рублей), что провоцирует новый виток инфляции. Все эти действия носят сугубо инфляционный характер, ведут к сохранению в сущности излишних рабочих мест, поддержанию неестественно низкой безработицы.
Если государство поступает именно так, степень использования ресурсов становится слишком высокой. В этом случае в соответствии с кривой Филлипса весьма вероятна инфляция спроса.
Стремление работников сохранить свои реальные доходы приводит к увеличению заработной платы, но это повышение носит сугубо инфляционный характер так как становится фактором не потому, что, например, увеличился спрос на рабочую силу или сработали иные механизмы рынка труда, а потому, что произошел очередной скачёк цен. Возрастут издержки и, следовательно, не все рабочие смогут продолжать работу. Произойдёт рост безработицы.
Таким образом, пытаясь установить полную занятость, государство в состоянии добиться лишь кратковременного снижения уровня безработицы, за которым обязательно следует его рост. При этом продолжается раскрутка инфляционных процессов.
В целом можно сказать, что в каких бы формах не выступала государственная политика, направленная на поддержание искусственно низкой безработицы, достижение полной занятости, она в конце концов оканчивается стагфляцией.
Если же уровень безработицы слишком велик, то это значит, что правительство уделяет слишком много внимания снижению темпов инфляции и стремится к ее минимизации, что также носит отрицательный характер и плохо сказывается на экономике.
Стандартные подходы к решению проблемы безработицы, такие как создание или стимулирование создания рабочих мест, массовая переподготовка кадров не теряют своей актуальности нельзя забывать также и о социальной защите населения, иначе может последовать социальный взрыв непредсказуемых масштабов, но вместе с тем необходимо искать новые пути, использовать опыт, накопленный странами с развитой экономикой. Такими путями могут быть :
Перераспределение имеющегося спроса на труд путём стимулирования перехода предприятий на неполный рабочий день, неполную рабочую неделю и т.п. Предприятия, сделавшие шаги такого рода, должны поощряться налоговыми льготами : им следует снижать ставки налога на прибыль - хотя бы в той мере, чтобы компенсировать их затраты на включение в коллектив дополнительного числа работников.
Бюджетное субсидирование дополнительной рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может выглядеть как кредитование зарплаты дополнительно нанятых рабочих. Предприятия, расширяющие занятость по отношению к ее уровню в предшествующем году,
могут получить льготный кредит, соразмерный зарплате, уплаченной дополнительно занятым на производстве.
Снижение фактического предложения рабочей силы за счет снижения установленного законом пенсионного возраста ; этой же цели послужит и как можно более широкое развитие государственных переподготовки и повышения профессиональной квалификации.
Предоставление временных рабочих мест, которые не ориентированы на получение прибыли, а связаны с работами, выполняемыми в интересах общества, например санация бывших промышленных территорий, работы в области охраны окружающей среды и т.д.
Кардинальное реформирование переговорного процесса по установлению уровня заработной платы. Имеется в виду создание механизма выработки трехсторонних соглашений (работодатели -профсоюзы - государство), имеющих целью разумное ограничение роста заработной платы.
Использование зарубежного опыта,несмотря на прокламирование отдельными политиками и экономистами "своего пути" необходимо, при этом анализируя и адаптируя его к безусловно специфическим российским условиям.
К примеру, упомянутое выше кредитование государством дополнительно нанятых рабочих с первого взгляда носит расточительный характер, так как это должно увеличить дефицит бюджета и сказаться на увеличении темпов инфляции. Однако такая схема применялась в США в 1977 - 1978 и результаты были положительны. Кредитовалась заработная плата не более, чем 2 % прироста численности работников, причем абсолютная величина кредита не могла превышать $ 100 тыс. И при этом многим корпорациям столь скромное вспомоществование дало возможность создать до 50 новых рабочих мест.
Нельзя упускать из виду, что и сама безработица, и борьба с ней вещи очень дорогие. В США в 1980-х годах "цена" одного процентного пункта роста безработицы составляла, по данным комиссии Конгресса, примерно $ 75 млрд. недополученного ВНП и
$ 25 млрд. дополнительного бюджетного дефицита. Аналогичных данных по нашей стране пока нет, зато уже примерно известно чего стоит борьба с безработицей. По оценкам специалистов Минэкономики, возвращение одного безработного в ряды работающих обходится в нынешней России в 1,5 млн. рублей, а в Москве - в 2 млн.
Средств на борьбу с безработицей жалеть не следует по многим причинам. По крайней мере потому, что, как показывает мировая практика, предотвратить её разрастание можно с помощью затрат гораздо меньших, чем она потребует потом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ПРИ НАПИСАНИИ РЕФЕРАТА :
1. "Современные экономические теории - буржуазные концепции (ECONOMIC IMAGES)" Питер Браунинг, Москва "Экономика" 1987
2. "США : государство и рынок", Москва "Наука" 1991
3. Журнал "КоммерсантЪ" N 4,13,15 1994
4. "Введение в рыночную экономику" Лившиц А. Я.