Храм Христа Спасителя
I.)Вступление.
II.)Основная часть.
1)Этапы проектирования (1813-1832 года)
а.)Первый конкурс.
б.)Проект А. Витберга и его судьба.
в.)Второй конкурс.
2)Закладка и строительство. Архитектурный облик и стилевые особенности.
а.)Место храма в городе.
б.)Проект К. Тона - главного архитектора собора.
в.)Скульптура на фасадах.
г.)Живопись в интерьерах.
3)Кафедральный собор во имя Христа Спасителя.
а.)Освящение собора.
б.)Открытие памятника Александру III.
в.)Жизнь храма до и после революции.
г.)Всероссийский поместный собор. Дело Патриарха Тихона.
4)История гибели храма.
а.) «Декрет о памятниках» республики и его реализация.
б.) 1920-30е. Годы в жизни московских монастырей и храмов.
в.) История проектирования дворца Советов.
г.) Взрыв.
д.)После взрыва.
5)Храм Христа Спасителя в наше время.
а.) Воссоздание храма.
ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ В МОСКВЕ
ВЧЕРА И СЕГОДНЯ.
Здания, как и люди, имеют свою неповторимую индивидуальность. У каждого из них своя судьба. Жизнь одних складывается на редкость удачно и счастливо, у других - течёт ровно и спокойно, судьба третьих бывает драматичной. Жизнь кафедрального собора - таков официальный статус храма Христа Спасителя в Москве - была яркой, бурной и поистине трагической.
Мысль о строительстве храма родилась в ходе Отечественной войны с Наполеоном, и связана с победой, определившей не только дальнейшую судьбу страны, но во многом повлиявшей на развитие мировой истории.
Храм Христа Спасителя создавался как благодарственный храм - памятник Христу-Спасителю России, призванный увековечить в памяти грядущих поколений муки, жертвы и великий подвиг народа.
В храме Христа Спасителя проходили все главные юбилеи и торжества. Здесь отмечались такие крупные события как празднование 500-летия со дня рождения Сергия Радонежского, гоголевские дни, приуроченные ко дню открытия памятника великому писателю.
В стенах собора исполнялась музыка П. И. Чайковского и П. Г. Чеснокова, звучал голос прекрасных русских певцов Ф. И. Шаляпина и К. В, Розова.
После революции в храме Христа проходил чрезвычайный иерархичный съезд, а затем Всероссийский Поместный Собор.
Только своеобразием нашей истории можно объяснить невероятный факт, что памятник такого высокого нравственного значения был разрушен.
I Этапы проектирования.
1 Конкурс.
Строительство храма Христа Спасителя было самой крупной и значительной попыткой создания общероссийского монумента.
Участники конкурсных проектов храма Х.С. вдохновлялись тремя главными образцами: Первый - собор святого Петра в Риме (1508-1614) - главный храм всего мира. Второй - столь же популярный образец Пантеон в Риме - один из самых великих памятников архитектуры древнего Рима ( ок. 125г. н. э. ). Пантеон в переводе с Латинского - храм, посвящённый всем богам. Третий - источник подражания менее конкретен. Обращение к нему связано с внутренними процессами эволюции стиля классицизм.
В проектах храма Христа, над которым А. Н. Ворохин работал в 1813году, можно различить не менее семи вариантов. Их можно объединить в две основные группы.
К первой относятся круглые в плане сооружения, перекрытые одним большим куполом. В этих проектах как бы соединили основные композиционные принципы Пантеона и собора святого Петра. Ко второй - пятиглавые крестообразные, в плане постройки. Крест вписан в круг или квадрат с округлёнными углами. Основу композиции проекта составляет схема характерная для второй группы проектов храмов Х. С. Воронихина.
Проект Воронихина не мог быть принят к исполнению не только из-за смерти архитектора, но и потому, что он фиксировал зарождение нового, а не выражал максимальной полнотой общепринятое.
Именно поэтому победа на проект храма Христа Спасителя достаётся А. Л. Витбергу.
Проект А. Витберга и его судьба.
Работа Витберга над проектом храма Х. С. Делится на два этапа - до и после зарождения идеи тройственного храма. Каждый из этапов представлен многими вариантами, которые однако, сводятся к нескольким основным схемам. Ранние проекты представляют квадратное, а затем крестообразное в плане здания, увенчанное куполом на барабане или без него. На втором этапе проектирования окончательно оформился необычный для круга идей классицизма филосовско - религиозный замысел.
«Главнейший замысел» Витберга о храме сводится к трём положениям: «1-е, чтобы он соответствовал величию России; 2-е, чтобы свободно от подражания имел нечто самобытное, стиль строгой оригинальной архитектуры; 3-е, чтобы все части храма выражали духовную идею живого храма.
Храм должен быть тройственным, т.е. храм тела, храм души и храм духа...
Закладкой храма над проектом не закончилось. Окончательный вариант был представлен в 1825 году. По этому варианту однокупольный храм представляется в квадратном плане с вещественными 12-колонными портиками под треугольными фронтами.
Церемония закладки храма Х. С, совершилась 12 октября 1817 года. Храм был заложен на Воробьёвых горах.
Второй конкурс.
В 1821 году комиссия по строению храма дала разрешение на начало земляных работ. Строительство, задуманное с размахом, большим, чем большой Кремлёвский дворец закончилось для зодчества трагично. Начатые работы в 1826 году были прекращены. В 1835 году Витберг был сослан в Вятку.
II Закладка и строительство. Архитектурный облик и стилевые особенности.
Москва 1830-1840 годов. Место храма в городе.
Итак закончился второй тур конкурса, где лучшим был признан проект К. А. Тона. Характерно, что все предложения Тона в выборе места для будущего собора, обладают одной общей чертой. Он предлагает сооружать новый храм на месте существующих церквей или монастырей.
В императорском указе о строительстве храма Христа Спасителя на новом месте отмечалось, что выбранная для него территория Алексеевского монастыря имеет достоинства прежнего места и лишена недостатков - находится среди города и положением своим подобно первому.
Здания Ал. Монастыря и церкви Всех святых были сломаны, началось выемка земли под орнамент. 27 июля началась кладка фундамента из камня.
10 сентября 1839 года оказалось возможным приступить к торжественной закладке храма.
Над строительством второго храма Христа Спасителя постоянно висела тревожная тень неблагополучной судьбы первого.
Предметы закладки первого храма Христа Спасителя с Воробьёвых гор были перенесены в Успенский собор Московского кремля.
Проект К. Тона - главного архитектора собора.
Передача проектирования храма Христа Спасителя Константину Андреевичу Тона сразу сделала молодого мало известного архитектора знаменитым.
Храм Христа Спасителя спроектирован Тоном по образцу древнерусской соборной церкви, т.е. наиболее величественного и одновременно традиционного, восходившего к византийским образцам типа пяти-купольного, четырёхстолбного, с характерным перекрытием: каждая перекрытая сводом часть получила прямое выражение на фасаде в виде криволинейного завершения.
Тон придал храму Хр. Сп. Ещё одну особенность опоясывающую основной объём церкви - крытою галерею. В проекте Тона галерея двухъярусная.
Плану здания в виде равноконечного креста соответствуют одинаковые по облику фасада. Различаются фасады только тематикой расположенной на поверхности стен скульптуры.
В 1851 году Тон внёс ещё несколько принципиальных изменений в проект: окружил окна барабана большой главы купола оградой.
В 1858 году - окончился первый, очень важный этап строительства храма. В ходе строительства изменения вносились не только в облик и отделку фасадов, но и в проект окружения храма.
Скульптура на фасадах.
Храм Христа Спасителя один из самых грандиозных в истории не только отечественного, но и мирового искусства, примеров синтеза разных видов изобразительного искусства.
Всю работу по выбору сюжетов для скульптурных композиций на фасадах и живописных интерьерах, но также отбору надписей, помещённых, как снаружи, так и внутри храма, вели высшие духовные иерархи, главным образом московские митрополиты.
Работа над горельефами ещё до окончания строительства храма и снятия лесов в 1846 году продолжилась без малого 20-лет, до 1863 года.
Главным фасадом христианского храма всегда считался западным. Скульптуры наверху,в медальонах изображали в центре Хр. Сп., благословляющего входящих в храм. По сторонам его в боковых медальонах расположились святые покровители императоров. На арке средних ворот были сделаны ангелы с распростёртыми крыльями.
Тему, связанную с событиями, причиной которых явилось построение храма, продолжали многофигурные композиции.
На южной стороне храма, в направлении, где происходили решающие битвы за Москву и стороны, откуда совершались на неё набеги, были изображены святые и композиции, имевшие прямое отношение к событиям Отечественной войны 1812 года. Внизу по сторонам арок трёх крылец южного фасада находились изображения событий и персонажей Ветхого Завета.
Восточный фасад храма Христа Спасителя с алтарём был обращён к Кремлю. В центре восточного фасада наверху в медальоне помещался образ Владимирской Божьей Матери, как память о Бородинской битве.
На северном фасаде, обращённым на Волохочку, находились рельефы с изображением национальных святых - распространителей христианства на Руси, хранителей её от врагов и их помощников в битвах, дни празднования которые совпали с важнейшими битвами войны с Наполеоном.
Скульптуры по сторонам арок боковых ворот на сев. Фасаде напоминали об истории христианства на Руси. Около оконных арок на сев. Фасаде внизу изображены: у правого окна святой апостол Андрей и святой великомученик Георгий.
Всего для фасадов храма Христа было исполнено 60-горельефов из них внизу - 8 многофигурных и 40 фигур по сторонам входов и окон, 12 икон в верхней части фасадов храма. Большая часть работ была выполнена скульптором А. В. Логановеким. Наименьший объём работ для храма Христа был выполнен Петром Карловичем Клодтом.
В скульптурных композициях храма Христа Спасителя присутствует совершенно неизвестная более раннему времени правдивость облика и одежды персонажей не только отечественной истории (патриархов, князей, воинов), но и библейских, ветхозаветных рассказов.
Входные двери храма Христа Спасителя были также покрыты скульптурой и богатым орнаментальным декором. Их обращение наружу стороны были выполнены из бронзы и украшены рельефами по эскизам Ф. П. Толстого.
В медальоны верхних гостей всех 12 дверей и в больших и в малых, выделялись скульптурные изображения. В больших центральных дверях их значительно больше чем в малых.
Основная тема рельефов Ф. П. Толстого - русские святые. Скульпторы также изображали Христа Спасителя и святых - небесных покровителей царской фамилии.
Живопись в интерьерах.
Основным определяющим композицию интерьера элементом служит подкупольное пространство. Главенство подкупольного пространства выражено не только центральным положением, но и высотой.
Проект интерьера храма впервые был пересмотрен в 1854 году, когда решено было отказаться от отделки интерьера в стиле классицизма, выполнив его в соответствии с характером фасадов в византийском стиле.
Исполнение нового проекта принадлежало помощнику главного архиепископа Александру Ивановичу Рязанову.
В храме Христа был возрождён своеобразный поясной принцип размещения росписей, типичных для древнерусского храма.
Нижние части стен храма были облицованы мрамором.
Итогом колоссальных трудов проектировщиков, живописцев и строителей явился великолепный, богатый и праздничный интерьер. После долгого перерыва создатели храма возродили золотые фоны. Получил широкое распространение приём использования многоцветных орнаментов на золотом фоне.
Перед вошедшим в храм Христа Спасителя открывалось грандиозное и величественное зрелище. Прямо по оси главного входа в восточной ветви креста находился уникальный иконостас в виде беломраморной восьмигранной часовни.
Высота иконостаса храма Хр. Сп. составляла вместе с шатром 26,6 м.. В нижнем ярусе иконостаса находилось икона с изображением Вседержителя. Второй ярус также по традиции был посвящён Господним и Богородичным праздникам. Иконы 3-его яруса изображали новозаветную церковь, четвёртый - ветхозаветную - праотцов и пророков.
Росписи главного алтаря изображали священные картины, повествовавшие о Рождении Спасителя и событиях последних дней его жизни на земле.
На своде алтаря был изображен Святой Дух в виде голубя, окруженный сиянием, семью божественными его дарами и группами серафимов.
Росписи центрального подкупольного пространства посвящены идее божественного миро устройства.
В своде главного купола находилось изображение Господа Саваофа, благословляющего обеими руками, имевшего в лоне Сына Божия, а на груди Духа Святого в виде голубя, т.е. изображение триединого Бога.
Стены и своды хор храма Хр. Сп. Были сверху донизу покрыты росписями. Здесь размещались два придела. Южный- во имя спасителя и чудотворца Николая и северный придел в честь св. Александра Невского, посвященного трем императорам.
В 1856 году было создано православное «православное иконописание». Руководители класса православного иконописания был назначен был назначен Т.А.Нефф.
Центральное подкупольное пространство и малые купола отведены изображению Бога, ниже - изображение земной жизни Христа, в ветвеме креста появляются иконы Богоматери и святых.
Нижний коридор - наименее значимая в священном пространстве храма часть, предназначался он для увековечивания событий и действующих лиц русской истории. Живопись в нижнем коридоре представлена иконами в киотах, соотносящиеся с важнейшими событиями 1812-1814 годов. Стены и пол коридора, как и всего храма, облицевали ценными породами мрамора.
Пол храма, включая верхний и нижний обходы, был выложен из ценных пород камня - лабрадора, сиошенского мрамора и разных пород итальянского мрамора, создавший очень нарядный красивый рисунок. Перед иконостасом пол поднимался на семь ступенек, образуя солею, отделенную от остальной части храма бронзовой решеткой.
Во втором храме Христа Спасителя в глубине алтаря, у его восточной стены находилось горничное место. Там помещалось выполненное из мрамора по проекту архитектора В. А. Косова величественное и нарядное архиерейское кресло. Равное по высоте цокольной части алтаря, кресло составляло с нею единое целое.
Для освящения середины храма в дни праздничных и торжественных богослужений было устроено освещение в 148 свечей, расположенных в три яруса. В восьми малых хорных арках западного, северного и южного крыльев - восемь люстр в 43 свечи.
III Кафедральный собор во имя Христа Спасителя.
Освящение собора.
Освящение храма Христа Спасителя положило начало новому, продолжавшимися без малого полвека, периоду его жизни. Он начал функционировать, как один из главных соборов в Москве.
Первоначально планировалось закончить строительство храма Хр. Сп. В 1880 году, приурочив его к 500-летию Куликовской битвы, 400-летию свержения татарского ига и 25-летию царствования Александра II. Однако из-за того, что коронование состоялось не в 1855 году, а в 1856 году, освящение храма перенесли на 1881 год. Однако затем произошло непредвиденное: 1 марта 1881 года бомбой, брошенной народовольцем Гриневицким, император был смертельно ранен и вскоре скончался. Коронация Александра III происходила два года спустя со дня убийства его отца - в мае 1883 года.
26 мая 1883 года впервые зазвонили колокола собора. С первым ударом колокола начались водоосвящения, совершавшиеся епископом Можайским и викарием московской епархии - Михаилом.
Торжество происходило не только в храме Хр. Сп.. В него оказалось вовлечена большая часть территории Москвы. В храме Хр. Сп. Готовили к Крестовому ходу храмовые иконы Рождества Христова, св. Николая и св. Александра Невского.
Затем состоялось освящение престола храма Христа Спасителя. По окончанию Крестового хода и освящения алтаря, все находившееся в храме Хр. Сп. во главе с императором опустились на колени при звоне колоколов. Началась божественная литургия.
После освящения храма Христа Спасителя, в нем начались регулярные службы. С 1883 года храм Христа Спасителя стал неотъемлемой частью духовной жизни столицы.
Открытие памятника Александру III.
Цветаев предлагает избрать для памятника Александру III форму скульптурного монумента и поставить его в сквере перед храмом Христа Спасителя как наиболее подходящем для этого месте.
Памятник Александру III был освящен и торжественно открыт 30 мая 1912 года. В этом же году торжественно отмечался столетний юбилей Отечественной войны 1812 года.
Памятник изображал императора восседающим на троне со всеми царскими регалиями - со скипетром и державой в руках, с короной и порфирой - пурпурной мантией монарха. На пьедестале была высечена надпись: «Благочестивейшему Самодержавнейшему Великому Государю нашему императору Александру Александровичу Всея России. 1881 - 1884».
Устройство памятника повлекло за собой изменение и обогащение общего ансамбля храма Христа Спасителя.
Жизнь храма до и после революции.
В 1870 году в связи с открытием Политехнической выставки началось обновление центра Москвы.
Прилегающая к храму Христа Спасителя местность интенсивно застраивалась и обновлялась. Вокруг него и рядом с ним появлялись новые крупные общественные здания. Храм занял теперь особое положение в панораме Москвы. Вокруг храма появились прекрасно спланированные цветники, новая набережная, красивые фонари, ставшие неотъемлемой частью архитектурного ансамбля площади. Появились новые виды городского транспорта.
Храм Христа Спасителя был оживленным местом города. Церковь играла огромную роль в жизни дореволюционной России. Москва не случайно славилась своими «сорока сороками» церквей.
Сразу после освящения храм Христа Спасителя превратился в один из главных центров религиозной жизни Москвы. Рождество Христово, отмечаемое 25 декабря по старому стилю (7 января по новому) было главным престольным праздником в храме Христа Спасителя.
Жизнь храма Христа Спасителя составляла неотъемлемую часть не только религиозной жизни Москвы и ее быта. Она была также частью ее культуры и общественно-политической жизни.
Духовенство храма Христа Спасителя создало при нем библиотеку. С храмом Христа Спасителя оказалось неразрывно связанным имя великого русского певца, первым получившего сан «Великого архидьякона» - Константина Васильевича Розова.
Летом 1915 года, во время отступления русской армии, 8июля в Москве прошел целый ряд Крестных ходов на площадях. В московских церквах и в храме Христа Спасителя проходил сбор средств в поддержку армии.
Всероссийский Поместный собор. Дело Патриарха Тихона.
Вторая половина жизни храма Христа Спасителя - время революции, гражданской войны и последующие 20-30 года были особенно бурными и напряжёнными.
После избрания Тихона митрополитом Московским, судьба его тесно переплетается с храмом Христа Спасителя. Поместный собор начался с божественной литургии, которую отслужил Тихон. Всероссийский Поместный собор превратился в постоянно действующую политическую силу, активно сотрудничавшую Временным правительством.
Среди молящихся в храме Хр. Сп. распространялось, принятое всероссийским Поместным собором, 1 сентября 1917 года обращение «по поводу угрожающей войны».
11 (24) марта 1918 года патриарх утвердил «Братство храма Христа Спасителя».
Братство находилось под покровительством Тихона.
Декрет об отделении церкви от государства поставил служителей храма Христа в тяжёлое материальное положение.
Последние полтора десятилетия жизни храма проходили в условиях всеужестачавшегося гонения и террора против церкви.
Собравшийся 3 мая 1923 годя в Москве Поместный собор, заявил, что «считает Тихона предателем церкви и объявляет его лишённым сана и монашества».
На следующий день делегация собора вручила Тихону резолюцию. Тихон не принял её, написав на тексте « Отвергаю, как неканоническое деяние».
В 1922 году патриарх был арестован и год находился под домашним арестом.
В ночь с 7 на 8 апреля 1925 года патриарх Тихон скончался.
Последние два года своей жизни он не служил в храме Христа Спасителя. Духовенство его примкнуло к Живой церкви, и в силу этого храм опустел.
В середине 1920 годов началось медленное угасание храма Хр. Сп..
Храм всё больше превращался в музей, главной функцией его постепенно становилась музейная и просветительская.
IV История гибели храма.
«Декрет о памятниках республики» и его реализация.
История гибели храма Христа Спасителя началась за полтора десятилетия до его физического уничтожения (вскоре после революции был снесен памятник Александру III ).
12 апреля на заседании Совета Народных Комиссаров был принят «Декрет о памятниках республики». Прямым продолжением Декрета явилось постановление от 17 июля 1918 года «О постановке в Москве 50 памятников великим людям в области революции и общественной деятельности, в области философии, литературы, науки и исскуства».
Были снесены и разобраны Казанский собор на Красной площади, Триумфальная арка, Красные ворота, Сухарева башня и десятки других уникальных сооружений.
1920 - 1930 годы в жизни московских монастырей и храмов.
Разрушение храма Христа Спасителя было подготовлено предшествующими событиями и стало одним из многих проявлений трагедии русской православной церкви.
Процесс разрушения храмов и монастырей, начавшийся в середине 1920 годов, нарастал постепенно.
Вскоре началось тотальное разрушение московских храмов. В первой половине 1929 года в стране закрылись более 400 храмов.
18 июля 1931 года «Известия» опубликовали Постановление Совета Строительства Дворца Советов о сооружении в Москве на месте храма Христа Спасителя Дворца Советов.
История проектирования Дворца Советов.
Было задумано соорудить на месте храма Хр. Сп. грандиозное здание, которое одновременно будет памятником Ленину, Коминтерну и образованию Союза ССР.
Заседание, на котором было принято решение о сносе храма Христа, состоялось 2 июня 1931 года.
Судьба храма Христа Спасителя была решена. До трагического финала оставалось не более, чем полгода.
Строительство Дворца Советов, начавшееся в 1937 году, не суждено было завершиться. К 1939 году закончилась кладка фундамента, высотной части, главного входа и стороны, обращённой к Волхонке. Однако вскоре недостроенное здание пришлось разобрать. После оккупации Донбаса в 1942 году стальные конструкции Дворца Советов были использованы для сооружения мостов на железной дороге.
В 1957 году Государственный Комитет Совета Министров СССР по делам строительства и архитектуры объявили новый конкурс на проект Дворца Советов, который теперь решено было соорудить на Ленинских горах. Дальнейшие проектирования в 1960 году было решено прекратить. В том же году на месте бывшего храма Христа Спасителя и разнообразных фундаментов Дворца Советов начал функционировать плавательный бассейн «Москва».
Взрыв.
Сразу же после публикации в «Известиях» постановления о конкурсе на Дворец Советов, началась подготовка к разборке храма Христа Спасителя.
Разборке храма предшествовала, продолжавшаяся в течении месяца работа. В итоге был составлен очень небольшой список подлежащий сохранению памятников. Наибольшее внимание в нём уделено скульптуре и живописи.
18 августа 1931 года на месте храма Христа Спасителя начались работы по его разборке.
Сначала были сняты четыре малые главы храма. Затем настала очередь центральной. Около храма можно было увидеть надломленную верхушку главы, лишённой позолоченной облицовки, с покосившемся крестом; гигантский металлический остов купола; сброшенная на землю от собственной тяжести колокольня с умолкнувшими навеки колоколами; огромные каменные блоки; лишившееся ступеней, лестницы; валяющихся на земле скульптур с затянутым на шее канатом; мраморные доски, содержащие летопись Отечественной войны 1912 года, выломанные из стен и подготовленные к отправке на склады.
Ровно в двенадцать часов дня 5 декабря 1931 года раздался первый взрыв: рухнул один из пилонов, на которых держался большой купол здания. Через полчаса другим взрывом был обрушен второй пилон, а ещё через четверть часа и остальные. Последующими взрывами были обрушены внутренние стены и часть наружных.
Через несколько дней были снесены остальные здания.
После взрыва.
.... « Минута в минуту раздался удар взрыва, над храмом поднялась вверх громадная красно-чёрная туча пыли, гари и мелкого щебня, скрывая собою всё; она медленно, большими клубами, колеблясь, вздымалась кверху, постепенно расходилась в небе громадным зонтом над всей площадью. Постепенно под ним просветилось чистое пространство: а где же храм? - Поверженный, он лежал громадной горой битого щебня и огромных обломков стен, столбов и сводов, переброшенных с места наместо невероятной силой взрывной волны. Над этой горой битого кирпича одиноко валялся угол соборно стены с не обвалившейся, каким-то чудом частью углового купола, как бы срезанного острым ножом.....
Но жизнь храма Хр. Сп. продолжалась и после смерти. Продолжалась в немногих сохранившихся фрагментах и эскизах, хранящихся в хранилищах музеев.
Многие русские писатели посвящали храму Христа Спасителя свои стихотворения:
Прощай, хранитель русской славы.
Великолепный храм Христа
Наш великан золотоглавый,
Что над столицею блистал.
По гениальной мысли Тона
Ты был величии простой,
Твоя гигантская корона
Горел солнцем над Москвой.
С тобой умолкли отголоски
И с ними главных имена
Кутузов и Барклай-де-Толли
Граф Витгенштейн, Багратион
Не смог сломить на бранном поле
Вас даже сам Наполеон.
Давыдов, Рингер и Сеславин,
Тучков, Раевский, Боговуд -
Кто вам по храбрости был равен
Пускай подобных назовут!
Над этой гордостью московской
Трудилось много мастеров
Нефор, Верещагин, Логановский,
Толстой, Бруни и Васнецов.
Маковский, Марков - это те,
Кто расписали образами
Храм в несказанной красоте.
Мне жаль художников и зодчих,
Большой сорокалетний труд
И помириться мысль не хочет,
Что храм Спасителя снесут.
Нет ничего для нас святого!
И разве это не позор,
Что, «шапка золота литого»
Легла на плаху под топор!
Прощай, хранитель Русской славы.
Великолепный храм Христа
Наш великан золотоглавый
Что над столицею блистал!
V Храм Христа Спасителя в наше время.
Воссоздание храма.
В 1994 году правительством Москвы было принято решение о воссоздании храма Христа Спасителя в прежних архитектурных формах. Закладка состоялась 8 января 1995 года.
В стилобат ной части разместился зал Соборов Русской православной церкви. Стены храма возведены на стены монотонного железнобитонного каркаса с наружной обкладкой кирпичом и облицовкой мрамором; главы на основе металлического каркаса.
Проект был подготовлен Денисовым и инженером Фадеевым.
В комплексе храма Христа Спасителя в 94-1995 году вблизи набережной Москвы - реки был сооружён деревянно-шатровый храм - часовня во имя иконы Богоматери.
11