Информационное оружие и войны

Информационное оружие и информационные войны
Сейчас много говорят об информационном оружии и новом лице войны. Основной тезис
состоит в том, что войну можно вести более профессионально и "цивилизованно".
Вместо того, чтобы вводить в стан противника танки врага можно ослабить более
эффективно и даже жестоко, аккуратно нарушая складывающийся у него
информационный механизм управления, вскрывая финансовые коммуникации, направляя
в желательно для нападающего русло развитие информационной сферы путем внедрения
устаревших информационных технологий.
С переходом от индустриального общества к информационному и соответствующим
развитием информационных технологий значительное внимание уделяется новейшим
видам так называемого “гуманного оружия” (“несмертельным видам оружия и
технологий войн”). К ним относятся информационное, психотронное, экономическое,
консциентальное оружие и пр. Особое место среди них занимает информационное
оружие и технологии ведения информационной войны. Об их значимости
свидетельствует то, что США создали информационные войска и уже третий год
выпускаются подразделения кибервоинов. Сегодня в директивах Министерства обороны
США подробно излагается порядок подготовки к информационным войнам. По своей
результативности информационное оружие сопоставимо с оружием массового
поражения. Спектр действия информационного оружия может простираться от
нанесения вреда психическому здоровью людей до внесения вирусов в компьютерные
сети и уничтожения информации. Пентагон на суперкомпьютерах моделирует варианты
возможных войн в XXI столетии с использованием методов и технологии
“несмертельного оружия”.
В вооруженных силах НАТО, особенно США, значительное внимание уделяется роли
“несмертельного оружия” и технологий, прежде всего информационному оружию и
психолого-пропагандистским операциям в войнах XXI века, которые существенно
изменяют характер применения сухопутных, военно-воздушных и военно-морских сил
на ТВД и геополитического и цивилизационного противоборства основных центров
формирующегося многополярного мира.
Отличие видов и технологий “несмертельного оружия” от обычного военного оружия
состоит в том, что оно акцентирует внимание на использовании алгоритмов и
технологий, концентрирующих в себе базовые знания, направленных на поражение
противника. Информационная война по сути олицетворяет собой войну цивилизаций за
выживание в условиях постоянно сокращающихся ресурсов. Информационное оружие
поражает сознание человека, разрушает способы и формы идентификации личности по
отношению к фиксированным общностям, оно трансформирует матрицу памяти индивида,
создавая личность с заранее заданными параметрами (тип сознания, искусственные
потребности, формы самоопределения и т.д.), удовлетворяющих требования
агрессора, выводит из строя системы управления государства-противника и его
вооруженных сил.
Доказано, что наибольшие потери вооруженные силы несут от применения против них
“несилового” информационного оружие и, в первую очередь, от воздействия
поражающих элементов, действующих на системы управления и психику человека.
Информационное и консциентальное оружие воздействует на “идеальные” объекты
(знаковые системы) или их материальные носители.
В настоящее время осуществляется глобальная информационно-культурная и
информационно-идеологическая экспансия Запада, осуществляемая по мировым
телекоммуникационным сетям (например, Internet) и через средства массовой
информации. Многие страны вынуждены принимать специальные меры для защиты своих
сограждан, своей культуры, традиций и духовных ценностей от чуждого
информационного влияния. Возникает необходимость защиты национальных
информационных ресурсов и сохранения конфиденциальности информационного обмена
по мировым открытым сетям, так как на этой почве могут возникать политическая и
экономическая конфронтация государств, новые кризисы в международных отношениях.
Поэтому информационная безопасность, информационная война и информационное
оружие в настоящее время оказались в центре всеобщего внимания.
Информационным оружием называются средства:
уничтожения, искажения или хищения информационных массивов;
преодоления систем защиты;
ограничения допуска законных пользователей;
дезорганизации работы технических средств, компьютерных систем.
Атакующим информационным оружием сегодня можно назвать:
компьютерные вирусы, способные размножаться, внедряться в программы,
передаваться по линиям связи, сетям передачи данных, выводить из строя системы
управления и т. п.;
логические бомбы - программные закладные устройства, которые заранее внедряют
в информационно-управляющие центры военной или гражданской инфраструктуры,
чтобы по сигналу или в установленное время привести их в действие;
средства подавления информационного обмена в телекоммуникационных сетях,
фальсификация информации в каналах государственного и военного управления;
средства нейтрализации тестовых программ;
различного рода ошибки, сознательно вводимые противником в программное
обеспечение объекта.
Универсальность, скрытность, многовариантность форм программно-аппаратной
реализации, радикальность воздействия, достаточный выбор времени и места
применения, наконец, экономичность делают информационное оружие чрезвычайно
опасным: оно легко маскируется под средства защиты, например, интеллектуальной
собственности; оно позволяет даже вести наступательные действия анонимно, без
объявления войны.
Нормальная жизнедеятельность общественного организма целиком определяется
уровнем развития, качеством функционирования и безопасностью информационной
среды. Производство и управление, оборона и связь, транспорт и энергетика,
финансы, наука и образование, средства массовой информации - все зависит от
интенсивности информационного обмена, полноты, своевременности, достоверности
информации. Именноинформационная инфраструктура общества - мишень
информационного оружия. Но в первую очередь новое оружие нацелено на вооруженные
силы, предприятия оборонного комплекса, структуры, ответственные за внешнюю и
внутреннюю безопасность страны. Высокая степень централизации структур
государственного управления российской экономикой может привести к гибельным
последствиям в результате информационной агрессии. Темпы совершенствования
информационного оружия (как, впрочем, и любого вида атакующего вооружения)
превышают темпы развития технологий защиты. Поэтому задача нейтрализации
информационного оружия, отражения угрозы его применения должна рассматриваться
как одна из приоритетных задач в обеспечении национальной безопасности страны.
Мировые информационные сети и информационное оружие
В настоящее время во всем мире стоит вопрос защиты национальных информационных
ресурсов в связи с расширением доступа к ним через открытые информационные сети
типа Internet. Кроме того, что повсеместно увеличивается число компьютерных
преступлений, реальной стала угроза информационных атак на более высоком уровне
для достижения политических и экономических целей.
Пропаганда информационного оружия активно ведется в США, и эти пропагандистские
мероприятия связаны со стратегическими инициативами создания Национальной и
Глобальной информационных инфраструктур, так как основу практически всех
направлений международной и внутренней политики США составляет идея лидерства
этой страны в мире. Технологические достижения США совместно с сильной и
динамичной экономикой позволяют демонстрировать могущество страны.
Информационное оружие, базирующееся на самых передовых информационных и
телекоммуникационных технологиях, способствует решению этой задачи. Уязвимость
национальных информационных ресурсов стран, обеспечивающих своим пользователям
работу в мировых сетях, - вещь обоюдоострая. Информационные ресурсы взаимно
уязвимы. В докладе Объединенной комиссии по безопасности, созданной по
распоряжению министра обороны и директора ЦРУ в США в июне 1993 года и
завершившей свою работу в феврале 1994 года, говорится: "...Уже признано, что
сети передачи данных превращаются в поле битвы будущего. Информационное оружие,
стратегию и тактику применения которого еще предстоит тщательно разработать,
будет использоваться с "электронными скоростями" при обороне и нападении.
Информационные технологии позволят обеспечить разрешение геополитических
кризисов, не производя ни одного выстрела. Наша политика обеспечения
национальной безопасности и процедуры ее реализации должны быть направлены на
защиту наших возможностей по ведению информационных войн и на создание всех
необходимых условий для воспрещения противоборствующим США государствам вести
такие войны...".
Считается, что для предотвращения или нейтрализации последствий применения
информационного оружия необходимо принять следующие меры:
защита материально-технических объектов, составляющих физическую основу
информационных ресурсов;
обеспечение нормального и бесперебойного функционирования баз и банков данных;

защита информации от несанкционированного доступа, искажения или уничтожения;
сохранение качества информации (своевременности, точности, полноты и
необходимой доступности).
Создание технологий обнаружения воздействий на информацию, в том числе в
открытых сетях, - это естественная защитная реакция на появление нового оружия.
Экономическую и научно-техническую политику подключения государства к мировым
открытым сетям следует рассматривать прежде решив вопрос национальной
информационной безопасности. Будучи открытой, ориентированной на соблюдение
законных прав граждан на информацию и интеллектуальную собственность, эта
политика должна предусматривать защиту сетевого оборудования на территории
страны от проникновения в него скрытых элементов информационного оружия. Это
особенно важно сегодня, когда осуществляются массовые закупки зарубежных
информационных технологий. Очевидно, что без подключения к мировому
информационному пространству страну ожидает экономическое отставание.
Оперативный доступ к информационным и вычислительным ресурсам, поддерживаемым
сетью Internet дает возможность преодоления международной экономической и
культурной изоляции, преодоления внутренней дезинтеграции, развития социальной
инфраструктуры.
Однако следует учитывать, что участие России в международных системах
телекоммуникаций и информационного обмена невозможно без комплексного решения
проблем информационной безопасности. Особенно остро проблемы защиты собственных
информационных ресурсов в открытых сетях встают перед странами, которые
технологически отстают в области информационных и телекоммуникационных
технологий от США или Западной Европы. Сегодняшнее состояние российской
экономики, неразвитость информационной инфраструктуры, неподготовленность
российских пользователей к эффективной работе в сетях открытого информационного
обмена не позволяют реализовать полноценное участие страны в таких сетях и
пользоваться всеми возможностями новых технологий. Поэтому необходимо активное
участие России в проектах развития мировых информационных сетей, в работе
международных организаций, общественных комитетов и комиссий этого направления.
Кроме того, должен соблюдаться принцип постепенности вхождения России в
международные сети в соответствии с действительными потребностями,
экономическими и технологическими возможностями.
Запретить разработку и использование информационного оружия невозможно.
Ограничить усилия многих стран по формированию единого глобального
информационного пространства также нереально. Однако Россия может выступить
инициатором заключения разумных соглашений, опирающихся на международное право и
минимизирующих угрозу применения информационного оружия.
Практические мероприятия программного характера по защите от информационного
оружия:
Организация мониторинга и прогнозирования потребностей экономических и других
структур в различных видах информационного обмена через международные сети.
Возможно создание специализированной структуры для контроля трансграничного
обмена, в том числе посредством Internet; координация мер государственных и
негосударственных ведомств по предотвращению угроз информационной безопасности в
открытых сетях; организация международного сотрудничества.
Разработка государственной программы совершенствования информационных
технологий, обеспечивающих подключение национальных и корпоративных сетей к
мировым открытым сетям при соблюдении требований безопасности информационных
ресурсов.
Организация системы комплексной подготовки и повышения квалификации массовых
пользователей и специалистов по информационной безопасности для работы в мировых
информационных сетях.
Разработка национального законодательства в части правил обращения с
информационными ресурсами, регламента прав, обязанностей и ответственности
пользователей открытых мировых сетей. Установление перечня информации, не
подлежащей передаче по открытым сетям, и обеспечение контроля за соблюдением
установленного статуса информации. Активное участие в разработке международного
законодательства и нормативно-правового обеспечения функционирования мировых
открытых сетей.
Консциентальная война.
Мир вступил в новый этап борьбы - конкуренции форм организации сознаний, где
предметом поражения и уничтожения являются определенные типы сознаний. В
результате консциентальной войны определенные типы сознаний просто должны быть
уничтожены, перестать существовать, их не должно быть. А носители этих сознаний,
наоборот, могут быть сохранены, если они откажутся от форм сознания - предметов
разрушения и поражения. Типы сознаний - предметы поражения в консциентальной
войне - должны быть вытеснены за рамки цивилизационно допустимых и приемлемых
форм.
Уничтожение определенных типов сознания предполагает разрушение и
переорганизацию общностей, которые конституируют данный тип сознания.
Можно выделить пять основных способов поражения и разрушения сознания в
консциентальной войне:
1. Поражение нейро-мозгового субстрата, снижающее уровень функционирования
сознания, может происходить на основе действия химических веществ, длительного
отравления воздуха, пищи, направленных радиационных воздействий;
2. Понижение уровня организации информационно-коммуникативной среды на основе ее
дезинтеграции и примитивизации, в которой функционирует и "живет" сознание;
3. Оккультное воздействие на организацию сознания на основе направленной
передачи мыслеформ субъекту поражения;
4. Специальная организация и распространение по каналам коммуникации образов и
текстов, которые разрушают работу сознания (условно может быть обозначено как
психотропное оружие);
5. Разрушение способов и форм идентификации личности по отношению к
фиксированным общностям, приводящее к смене форм самоопределения и к
деперсонализации.
Прежде всего этот тип воздействий по смене и преобразованию типов
имиджидентификаций (глубинного отождествления с той или иной позицией,
представленной конкретным образом) и аутентизаций (чувства личной подлинности)
осуществляют средства массовой информации, и прежде всего, телевидение. Именно в
этой области происходят сегодня все основные действия по разрушению
российско-русского постсоветского сознания.
Основная цель консциентальной войны: диаспоризация российского народа,
фрагментация региональных и социально-стратовых общностей на основе слома всех
существующих имиджидентификаций
Конечная цель использования консциентального оружия это изымание людей из
сложившихся форм мегаобщностей. Разрушение народа и превращение его в население
происходит за счет того, что никто больше не хочет связывать и соотносить себя с
тем полиэтносом, к которому до этого принадлежал. Разрушение сложившихся
имиджиндентификаций нацелено на разрушение механизмов включения человека в
естественно сложившиеся и существующие общности и замена этих
эволюционно-естественно сложившихся общностей одной полностью искусственной -
общностью зрителей вокруг телевизора. Неважно, как человек при этом относитесь к
тому, что он видит и слышит с экрана телевизора, важно, чтобы он был постоянным
телезрителем, поскольку в этом случае на него можно направленно и устойчиво
воздействовать.
Консциентальное оружие может быть использовано в самых разных войнах в основной
важнейшей функции. Эта основная его функция состоит в том, чтобы разложить и
уничтожить народ данной страны, чтобы он перестал существовать как народ,
разбившись на индивидов-граждан всего мира или на какие-то другие аморфные
группы с диффузными основаниями их выделения.
Консциентальная война не может быть осуществлена в условиях обычной регулярной
войны, когда требования к организации сознания являются достаточно жесткими и
самоопределение людей очевидно всякому внешнему наблюдателю с точки зрения
противостояния противоборствующих государств. В этих условиях консциентальная
война будет помогать противнику выявлять людей с отсутствующими принципами,
склонных к предательству. А вот в условиях формального мира и так называемых
локальных войн консциентальная война весьма эффективна.
Правовые аспекты информационной безопасности
Задачи построения гражданского общества в РФ как общества информационного,
возрастание роли информации, информационных ресурсов и технологий в развитии
граждан, общества и государства в XXI веке, выводят вопросы информационной
безопасности на первый план в системе обеспечения национальной безопасности.
“Укрепление информационной безопасности” названо в концепции национальной
безопасности РФ, утвержденной Указом Президента Российской Федерации 17 декабря
1997 г. в числе важнейших долгосрочных задач государственной власти России.
Понятие и структура информационной безопасности
Соотнося определение информационной безопасности, данное в Федеральном законе
“Об участии в международном информационном обмене” (ст. 2) с понятием
“безопасность”, данном в Законе РФ “О безопасности” (ст. 1) под информационной
безопасностью понимается: “состояние защищенности жизненно важных интересов
личности, общества и государства в информационной сфере от внутренних и внешних
угроз”. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 84) Президент РФ определяет
основные направления внутренней и внешней политики, в том числе в области
информационной безопасности. Исходя из анализа Программы действий на 1996-2000
годы, ежегодных Посланий Президента Федеральному Собранию РФ (1994-1998 гг.) и
Концепции национальной безопасности РФ, утвержденной Указом Президента РФ № 1300
от 17.12.1997 г., определены основные интересы и угрозы им в информационной
сфере, основные задачи и принципы государственной политики по обеспечению
информационной безопасности.
Жизненно важными интересами в информационной сфере являются:
а) для личности:
соблюдение конституционных прав и свобод граждан на поиск, получение,
передачу, производство и распространение объективной информации;
реализация права граждан на неприкосновенность своей частной жизни;
обеспечение права граждан на защиту своего здоровья от неосознаваемой
человеком вредной информации.
б) для общества:
построение информационного общества;
защита национальных духовных ценностей, пропаганда национального культурного
наследия, норм морали и общественной нравственности;
предотвращение манипулированием массовым сознанием;
приоритетное развитие современных телекоммуникационных технологий, сохранение
и развитие отечественного научного и производственного потенциала;
в) для государства:
защита интересов личности и общества;
формирование институтов общественного контроля за органами государственной
власти;
формирование системы подготовки, принятия и реализации решений в органах
государственной власти, обеспечивающей баланс интересов личности, общества и
государства;
защита государственных информационных систем, в том числе государственных
информационных ресурсов.
Основные угрозы жизненно важным интересам личности, общества и государства в
информационной сфере включают в себя:
а) внутренние:
отставание России от ведущих стран мира по уровню информатизации;
ослабление роли русского языка как государственного языка Российской
Федерации;
размывание единого правового пространства страны вследствие принятия
субъектами РФ нормативных правовых
актов, противоречащих Конституции РФ и федеральному законодательству;
разрушение единого информационного и духовного пространства России,
активизация различного рода религиозных сект, наносящих значительный ущерб
духовной жизни общества, несущих прямую опасность для жизни и здоровья
граждан;
отсутствие четко сформулированной информационной политики, отвечающей
национальным целям, ценностям и интересам;
б) внешние:
целенаправленное вмешательство и проникновение в деятельность и развитие
информационных систем РФ;
стремление сократить использование русского языка как средства общения за
пределами России;
попытки не допустить Россию участвовать на равноправной основе в международном
информационном обмене;
подготовка к информационным войнам и использование информационного оружия.
Для защиты заявленных интересов от вероятных угроз в информационной сфере
государство определяет задачи по обеспечению информационной безопасности.
К основным задачам в сфере обеспечения информационной безопасности можно отнести
следующие:
формирование и реализация единой государственной политики по обеспечению
защиты национальных интересов от угроз в информационной сфере;
совершенствование законодательства Российской федерации в сфере обеспечения
информационной безопасности;
координация деятельности органов государственной власти по обеспечению
информационной безопасности;
установление необходимого баланса между потребностью в свободном обмене
информацией и допустимыми ограничениями ее распространения;
совершенствование информационной структуры, ускорение развития новых
информационных технологий и их широкое распространение, унификация средств
поиска, сбора, хранения, обработки и анализа информации с учетом вхождения
России в глобальную информационную инфраструктуру;
развитие отечественной индустрии телекоммуникационных и информационных
средств, их приоритетное по сравнению с зарубежными аналогами распространение
на внутреннем рынке;
защита государственных информационных ресурсов и, прежде всего, в федеральных
органах государственной власти, на предприятиях оборонного комплекса;
духовное возрождение России;
обеспечение сохранности и защиты культурного и исторического наследия (в том
числе музейных, архивных, библиотечных фондов, основных историко-культурных
объектов);
сохранение традиционных духовных ценностей при важнейшей роли в этой
деятельности Русской православной церкви и церквей других конфессий;
пропаганда через средства массовой информации национальных культур народов
России, духовно-нравственных, исторических традиций и норм общественной жизни
и передового опыта такой работы;
повышение роли русского языка как государственного языка и языка
межгосударственного общения народов России и государств - участников СНГ;
создание оптимальных экономических условий для осуществления важнейших видов
творческой деятельности.