Состав всех царских комитетов
I. Пореформенная Россия (1861-1917).
1. Предпосылки падения крепостного права
2. Изменения в общественном строе
3. Комитеты по крестьянским вопросам
II. Манифест Александра II об отмене крепостного права.
III. Аграрная реформа П.А. Столыпина.
«К середине XIX века старые производственные отношения в России пришли в явное несоответствие с развитием экономики, как в сельском хозяйстве, так и в промышленности. Это несоответствие стало проявляться давно, и оно могло бы тянуться еще очень долго, если бы в недрах феодальной формации не развивались ростки, а затем и сильные элементы новых капиталистических отношений, которые подрывали устои крепостничества. Происходили одновременно два процесса: кризис феодализма и рост капитализма. Развитие этих процессов в течении первой половины XIX века вызывало непримиримый конфликт и в области базиса — производственных отношений, и в области политической надстройки»1.
Кризис феодально-крепостного строя России, обострившийся в результате обострения в Крымской войне, мог быть преодолен лишь проведением коренных реформ, основной из которых являлась отмена крепостного права. Именно крепостное право служило главным тормозом развития рыночных отношений в стране, препятствовало формированию полноценных рынков труда, капиталов, товаров. Свободный наем рабочей силы, свобода предпринимательства и торговли на базе частной собственности требовали полного обновления российского законодательства, освобождения его от феодально-крепостнических пут, приведения в соответствие с законодательством передовых западных стран.
Эти реформы были проведены в царствование императора Александра II (1855-1881 гг.).
Выступая 30 марта 1856 г. перед предводителями московского дворянства, и убеждая их в необходимости отмены крепостного права, император сказал, что «лучше начать уничтожать крепостное право сверху, нежели дождаться того времени, когда оно начнется само собой уничтожаться снизу».
1857-1858 Открытие губернских комитетов по крестьянскому вопросу. «Работа этих губернских комитетов составила первое крупное звено в ходе разработки крестьянской реформы, давшей в конце концов положительные результаты».
«В состав губернских комитетов дворянство каждого уезда выбирало по два члена, и, сверх того, правительство назначало в каждый комитет по два члена из числа местных помещиков, известных своим сочувственным отношением к освобождению крестьян».
А. А. Корнилов.
8 января 1858 г. Секретный комитет преобразован в главный комитет по крестьянскому делу.
Постепенно преобразования крепостного состояния превратились в основу внутренней политики страны. К делам Главного комитета активно подключился решительно настроенный брат императора Константин Николаевич, за которым стояла сплоченная команда молодых либеральных реформаторов.
17 февраля 1859 г. – 10 октября 1860 г.
Образованы редакционные комиссии для составления систематического свода.
Для рассмотрения записок, поданных Александру II, с проектами освобождения крестьян, 3 января 1857 г. был создан Секретный комитет, в состав которого вошли министры и сановники предшествовавшего царствования. В числе сторонников реформы были В. С. Ланской и Я. И. Ростовцев.
20 ноября и 5 декабря 1857 г. виленскому и петербургскому генерал-губернаторам императором направлены рескрипты. Они послужили официальным началом проведения крестьянской реформы. В этих трех губерниях работали комиссии по составлению инвентарей. Рескрипт разрешал дворянам составить проекты по улучшению крестьянского быта. Проекты были основаны на том, что помещикам сохраняют собственность на землю, а крестьяне выкупают свою усадебную оседлость и необходимое количество пахотной земли.
Главный комитет вынужден был принять новые программные требования об обязательном наделении крестьян полевой и усадебной землей за выкуп, о выработке общего положения для всех губерний с поправками для отдельных местностей. Тем не менее местные значения были очень значительны: черноземные комитеты требовали снизить нормы наделения крестьян землей, нечерноземные настаивали на увеличении выкупной суммы, степные были заинтересованы в длительном сроке временных повинностей, чтобы крестьяне не разбежались при наличии свободных казенных земель.
Твердо решив произвести реформу сверху, правительство пыталось ликвидировать малейшие лазейки в законодательстве, препятствующие осуществлению его планов. 2 марта 1858 года был издан Указ о запрещении помещикам переводить крестьян в дворовые.
С 17 февраля 1859 г. по 10 октября 1860 г. работали редакционные комиссии, они были образованы для систематического свода проектов губернских комитетов. Для участия в работах были вызваны из 45 губерний представители дворян землевладельцев. Составленные в редакционных комиссиях положения поступили в Главные комитет, а потом в Государственный совет. Проработав без отдыха 20 месяцев, они выработали проекты 16-ти различных положений с объяснительными записками и указателями.
В марте 1859 г. была учреждена комиссия М.А. Милютина (товарищ министра внутренних дел) для разработки законопроекта о «хозяйственно-распорядительном управлении в уезде».
Безболезненное преобразование фискальной системы являлось одной из главных целей правительства, для чего была учреждена комиссия по пересмотру податей и налогов.
28 января 1861 года. Начло рассмотрения в Государственном совете проекта положения о крестьянах.
«Кода началось рассмотрение дела в Государственном совете, причем на ознакомление с ним членам совета дано было лишь 10 дней, заседания совета были открыты самим императором Александром. И действительно, члены Государственного Совета уже к 17 февраля успели закончить рассмотрение всего дела. Государь по каждому вопросу немедленно давал свои резолюции, присоединяясь к мнению большинства или меньшинства. При этом ему нередко приходилось соглашаться с мнением 8 против 35 голосов, чтобы поддержать решение Редакционных комиссий. В конце концов он поддержал их по всем пунктам».
А. А. Корнилов
Последние препятствия на пути реформы были устранены: император решился.
«В результате подготовленная реформа носила компромиссный характер и была направлена, с одной стороны, на сохранение помещичьего землевладения, а с другой — обеспечивала в целом сохранение за крестьянами их дореформенных наделов земли за выкуп.
Проект крестьянской реформы предусматривал:
— освобождение крестьян от крепостной зависимости;
— сохранение помещичьей собственности на землю;
— сохранение за крестьянами их дореформенных земельных наделов сначала в пользовании (за выполнение повинностей в положении временнообязанных), а после выкупа — в собственности;
— выделение государством средств на выкупную операцию с последующим погашением долга крестьянами;
— в роли землепользователя и собственника в основном выступал не отдельный крестьянин, а крестьянская община в целом;
— в целях предотвращения обвальной пролетаризации крестьянам запрещалось отказываться от земельных наделов в течение первых девяти лет;
— введение местного самоуправления»2.
— 19 февраля 1861 года царь подписал манифест об отмене крепостного права и утвердил «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». В центральном и местных положениях регламентировались порядок и условия освобождения крестьян и передачи им земельных наделов.
В соответствии с новыми законами крепостное право помещиков на крестьян отменялось навсегда и крестьяне объявлялись свободными сельскими обывателями с наделением их гражданскими правами и свободами — свободой вступления в брак, самостоятельного заключения договоров, правом обращения в суд, заниматься предпринимательством и торговлей, поступать на службу, в учебные заведения, отлучаться с места жительства, переходить в другие сословия.
Вместе с тем реформа не уровняла крестьян с помещиками в их гражданских правах (неравноправие сословий сохранялось), она лишь перевела их из крепостных в разряд так называемых податных сословий, облагаемых подушной и другими податями на основе круговой поруки. А это означало, что каждое податное общество отвечало за всех своих членов, обладало правом удерживать их в своей среде, ограничивало их свободу передвижения и свободу выбора занятий, так как для перехода из одной податной группы в другую требовалось получение увольнительного приговора. В отличие от дворянства, духовенства и купечества крестьяне платили подушную подать, другие налоги и сборы, давали рекрутов, могли быть подвергнуты телесным наказаниям.
Экономические взаимоотношения между помещиками и их бывшими крестьянами регламентировались местными положениями. Земля, на которой жили и работали крестьяне, признавалась собственностью помещиков. Поэтому, чтобы освободить крестьян с землей, надо было эту землю у помещиков выкупить. Наделение землей происходило по добровольному соглашению между крестьянами и помещиками. Землей наделялись лишь лица мужского пола. При этом территория страны была поделена на три зоны: нечерноземную, черноземную и степную, а каждая зона — на «местности».
Пока крестьяне пользовались наделами, не выкупив их, они признавались «временнообязанными» и несли определенные повинности в пользу помещиков, размер которых определялся уставными грамотами.
Выкупной договор между помещиком и крестьянином (крестьянской общиной) утверждался мировым посредником, после чего все прежние отношения между помещиком и крестьянином прекращались и крестьянин (крестьянская община) становились собственниками. Размер выкупной суммы определялся не фактической стоимостью земли, а суммой оброка, которую помещик получал до реформы.
Крестьяне выплачивали часть выкупной суммы, а остальную сумму помещики получали из казны, ее крестьяне (крестьянская община) должны были вместе с процентами возвращать государству в течение сорока девяти лет. Для кредитования реформы были образованы Крестьянский и Дворянский банки.
Освобождение удельных и государственных крестьян произошло на более выгодных условиях, чем помещичьих. Они получили наделы в большем размере, а дворовые освобождались без земли и получали только свободу.
Вышедшие из крепостной зависимости крестьяне каждого села объединялись в сельское общество. В целях управления и суда несколько сельских обществ образовывали волость. В селах и волостях крестьянам было предоставлено самоуправление. Органом самоуправления сельского общества был сход, на котором крестьяне выбирали на три года сельского старосту и сборщика податей. Органом самоуправления волости также был сход, на котором выбирали волостное правление во главе с волостным старостой и волостных судей для решения дел о маловажных проступках и тяжбах крестьян.
В сельских обществах было введено общинное пользование полевой землей, при котором крестьянское общество периодически осуществляло передел земли между семьями в соответствии со своими обычаями, распределяло повинности и платило подати на основе круговой поруки. Таким образом, крестьянская реформа 1861г. расчистила поле для развития рыночных отношений, заложила фундамент демократических преобразований во всех сферах жизни России. Основными недостатками реформы были:
— половинчатость реформы, сохранение феодальных пережитков и прежде всего помещичьего землевладения. При проведении реформы исходили из интересов помещиков, в результате чего количество земли, полученной крестьянами по реформе, уменьшилось по сравнению с тем, которыми они пользовались до реформы;
— несмотря на получение личной свободы, экономическая свобода крестьянина непосильными выкупными платежами, общинным мироустройством и круговой порукой: уйти из общины можно было, лишь выплатив половину оставшегося долга и при гарантии, что другую выплатит община. Все это тормозило и препятствовало развитию рыночных отношений в стране;
— крестьянское сословие продолжало оставаться на самом низу социальной иерархии, несло основную часть тягот и государственных повинностей, а крестьяне были в наибольшей степени ущемлены в политических и экономических правах.
Изменения в государственном механизме, происшедшие в эпоху реформ, явились шагом по пути превращения феодальной монархии в буржуазную. Развитие Российского государства во второй половине XIX в. проходит как бы два основных этапа. Вначале проводятся буржуазные реформы 60-70-ых годов. В 80-ые устанавливается жестокий полицейский режим, предпринимаются попытки отказаться от основных положений буржуазных реформ.
В 1861 г. был создан новый высший орган — Совет министров, представителем которого считался император. Комитет министров сохранялся, но он рассматривал главным образом текущие дела. Совету министров поручалось рассмотрение наиболее важных государственных вопросов. В его состав входили министры, начальники главных управлений, председатель Комитета министров, председатель Государственного совета, другие высшие чиновники. Несмотря на свое название, Совет министров не являлся правительством. Он имел только совещательное значение. Никакой самостоятельностью в решении вопросов государственного управления Совет министров не обладал.
Ослабевает значение Государственного совета, члены которого назначались пожизненно и вели себя иногда относительно независимо, что не нравилось Александру III. Он при решении большинства государственных вопросов опирался на Комитет министров, который и становится в это время основным совещательным органом.
«Высшим судебным органом страны продолжал оставаться Сенат. Он постепенно превращался в своеобразную богадельню. В него назначались потерявшие способность к работе в других сферах государственного управления высшие и средние чиновники. В Сенате они, получая солидные денежные вознаграждения, практически ничего не делали"».3
После крестьянской реформы 1861 г. усилилась роль Министерства финансов. На него возлагалось проведение выкупных операций по всей стране. В связи с этим в составе Министерства финансов создается специальное Главное выкупное учреждение, которое и наблюдало за тем, чтобы крестьяне своевременно выплачивали долги за полученные ими земельные наделы.
Поскольку Россия вступила на путь капиталистического развития, то требовалось усиление деятельности правительственных органов по руководству промышленностью и торговлей. Возникла необходимость поощрять развитие частного капитала. Эта деятельность называлась попечительством. В аппарате Министерства финансов образовался департамент торговли и мануфактур.
Закономерности экономического развития заставляли самодержавие принимать меры по строительству в стране железных дорог.
В начале данного периода продолжало функционировать 3-е отделение канцелярии царя. В качестве вспомогательного органа в 1862 г. образовалась Следственная комиссия по делам о распространении революционных воззваний. Материалы этой комиссии послужили основой для организации ряда политических судебных процессов.
В 70-ых годах главная задача 3-го отделения состояла в ведении дознаний по делам народников. Необходимо было усилить органы политического сыска, поскольку народники упорно продолжали преследовать царя, готовя его убийство.
Обстановка требовала усиления охраны самодержавного строя. 3-е отделение явно не справлялось со своей основной задачей. В связи с этим возникла необходимость перестройки всей системы полицейских органов.
Реформы 60-70 годов в области самоуправления дают буржуазии реальную власть на местах при всех ограничениях и преградах, которые ставило законодательство. Главная идея изменений в местном управлении состояла во введении или расширении принципа самоуправления.
В марте 1863 г. специально созданная комиссия подготовила окончательные проекты положения о земских учреждениях и временных правилах для них.
1 января 1864 г. было утверждено «Положение о губернских и уездных земских учреждениях».
По закону роль распорядительных органов выполняли губернские и уездные земские собрания, члены которых избирались по трем избирательным группам, называемым куриями. Прежде всего, избирались уездные земские собрания.
К первой избирательной курии относились уездные помещики, владевшие землей определенных размеров, которые устанавливались в зависимости от местности. Нормы колебались от 200 до 800 десятин. В первую курию входили не только помещики, но также крупные торговцы и промышленники, имевшие в уезде предприятия стоимостью не менее 15 тыс. рублей либо с оборотом не менее 6 тыс. руб. в год. Тем самым буржуазия получала доступ в первую курию.
Второй была городская курия. В ней получали избирательное право городские жители, имевшие купеческие свидетельства, владельцы торгово-промышленных предприятий в черте города с оборотом не менее 6 тыс. руб., а также владельцы недвижимого имущества стоимостью от 500 до 3 тыс. руб. в зависимости от величины города. Избирательные права по первым двум куриям имело лишь незначительное меньшинство населения.
В крестьянской курии избирательным правом пользовались все крестьяне-домохозяева, но не непосредственно. Вначале на волостных сходах избирались выборщики данного уезда, которые затем выбирали гласных уездного земского собрания.
Поскольку от каждой курии избиралось примерное равное число гласных, то крестьяне всегда оказывались в меньшинстве. На первых же выборах в 29 губерниях гласных уездных земских собраний из дворян было 42%, из крестьян — 38%. Выборы в губернские земские собрания проводились гласными уездных земских собраний. Распределение количества гласных по куриям оказалось еще больше в пользу имущих классов. По тем же 29 губерниям дворяне получили 74%, крестьяне — 11%.
В исполнительных органах земских учреждений (губернских и уездных земских управах) преобладали помещики.
Компетенция земских учреждений ограничивалась местными хозяйственными и некоторыми культурными вопросами. Они заботились о состоянии путей сообщения, занимались организацией медицинского обслуживания населения, строительством и материальным обеспечением школ.
Земства действовали под строгим контролем правительственных органов в лице губернатора и местной полиции. Губернатор мог приостановить любое постановление земства по мотивам нарушения законов либо по соображениям противоречия государственным интересам, что могло истолковываться как угодно. Сенат принял специальные постановления, запрещавшие сношения земств друг с другом.
Царизм боялся объединенных согласованных действий земств, они были возможны только через государственные органы.
Земствам запрещалось публиковать свои постановления и отчеты без разрешения губернатора. Правительство опасалось земств, так как в них концентрировались оппозиционные царизму либеральные слои общества.
В 1890 г. была проведена контрреформа, изменившая порядок выборов в земства. Сохранились три курии, но в первой курии вводился сословный принцип: могли избираться и быть избранными только помещики-дворяне (потомственные и личные). Тем самым уменьшилось представительство буржуазии в земсвах. Существенные изменения произошли в крестьянской курии. Отныне крестьяне выбирали только кандидатов в уездные земские собрания. Губернатор из числа избранных кандидатов назначал гласных. Усилился надзор за составом и деятельностью земств со стороны администрации.
Отмена крепостного права потребовала кардинального обновления государственного аппарата России в направлении постепенного реформирования абсолютной монархии в конституционную.
«Крестьяне составляли в начале ХХ в. около 80% населения России. И после отмены крепостного права они продолжали оставаться низшим неравноправным сословием. В деревне сохранялись многие пережитки крепостного строя: отработки, круговая порука, община, выкупные платежи, волостное управление и др.»4.
Революция 1905-1907 гг. всколыхнула многомиллионные массы крестьян. Если в 1900-1904 гг. было 426 выступлений крестьян против помещиков, то в 1905-1907 гг. 4681, то есть их число увеличилось более чем в 10 раз.
В связи с развитием крестьянского движения весной и осенью 1905 года, охватившего свыше 1/3 уездов Центральной России, возник Всероссийский крестьянский союз. Он сформировался на учредительном съезде, состоявшемся 31 июля-1 августа 1905 года и представлявшем 22 губернии.
Съезд потребовал передачи всей земли в «общую собственность», с предоставлением права пользования землей тем, кто ее обрабатывает.
Революционное движение и борьба крестьян вынудили царское правительство еще до первой русской революции отменить некоторые наиболее одиозные остатки крепостнической системы. Так в марте 1903 года была отменена круговая порука в сельской общине; в августе 1904 года были отменены телесные наказания крестьян, применявшиеся по приговорам волостных судов. Под влиянием революции 3 ноября 1905 года был опубликован царский манифест «Об улучшении благосостояния и облегчения положения крестьянского населения». В связи с этим манифестом с 1 января 1906 г. выкупные платежи уменьшались наполовину, а с 1 января 1907 г. взимание их полностью отменялось. Предусматривалось введение более льготных условий для выдачи ссуд из Крестьянского поземельного банка для покупки земли крестьянами.
В мае 1905 г. издается указ «Об учреждении Комитета по земельным делам в составе Главного управления землеустройства и земледелия». В его состав входили министр двора, внутренних дел, финансов, юстиции и государственного контроля. Комитет осуществлял общее руководство земельными делами и земельным кредитом, заслушивал отчеты земельных банков.
Указ «Об уменьшении и последующем прекращении всех платежей с крестьян» и Указ «Об облегчении задачи Крестьянского Поземельного банка по содействию к увеличению площади землевладения малоземельных крестьян», вводивший кредитование с разрешения Министерства финансов и погашение задолженности крестьян за счет выкупных платежей, поступивших в банк.
Под прямым воздействием первой русской революции 5 октября 1906 г. был подписан Указ «Об отмене некоторых ограничений в правах сельских обывателей и других лиц бывших податных состояний». Этим Указом декларировалось представление всем российским подданным (кроме инородцев) одинаковых прав относительно государственной службы; крестьяне не должны были представлять при их поступлении на государственную службу, в учебные заведения «увольнительные», выдававшиеся сельскими обществами; могли свободно избирать место жительства; крестьянам разрешалось обязываться векселями.
«Революция 1905-1907 гг. показала несостоятельность ставки самодержавия на патриархальность, царистские иллюзии крестьянства. Крестьянство приняло активное участие в революционной борьбе. Царское правительство в этих условиях решило (по инициативе министра внутренних дел, а позднее председателя Совета министров — Столыпина) осуществить мероприятия, направленные на укрепление кулачества, то есть сельской буржуазии»5.
Перед правительством, возглавляемым Столыпиным, стояла задача разрешить три группы противоречий, выявившихся в ходе первой русской революции, между:
1) либеральным обществом и самодержавной властью царя;
2) непривилегированными «низами» и привилегированной элитой (так называемые крестьянский и рабочий вопросы);
3) общероссийским центром и национальными окраинами.
Разрешить противоречия предполагалось через коренную модернизацию экономики (прежде всего аграрного сектора) и частичное реформирование социальных отношений и госаппарата.
Для решения всего комплекса задач Столыпиным был избран путь консервативно-либерального реформаторства, осуществляемого совместными усилиями правительства и умеренно-либеральной части общества (представленной правоцентристским большинством III Государственной Думы).
Важнейшим элементом третьеиюньского политического режима и основным гарантом успешного осуществления намеченных реформ являлась личность Петра Аркадьевича Столыпина. По словам одного из его ближайших помощников — С. Е. Крыжановского — Столыпин первым сумел найти опору не только в силе власти, но и в мнении страны, увидевшей в нем устроителя жизни и защитника от смуты. В лице его впервые предстал перед обществом вместо привычного типа министра-бюрократа, плывущего по течению в погоне за собственным благополучием, новый героический образ вождя, двигающего жизнь и увлекающего ее за собою…»6
По новому положению о выборах абсолютное большинство мест в III Государственной Думе должны были получить представители землевладельческой и городской элиты (49 и 15% соответственно от общего числа выборщиков). Число крестьянских выборщиков сокращалось вдвое. Городские избиратели подразделялись на две курии, из которых первой включавшей сливки домовладельческой и торгово-промышленной буржуазии, предоставлялось почти в полтора раза больше мест в губернском избирательном собрании, чем второй. Среди рабочих права голоса получали лишь квартиросъемщики. Самостоятельные рабочие курии, обладавшие правом избрания одного обязательного депутата, сохранялись только в 6 губерниях. Резко сокращалось представительство национальных окраин. Общее число депутатов уменьшилось с 524 до 442.
Основными задачами правительственной политики Столыпин полагал сохранение Россией своей целостности и великодержавного статуса с одновременным превращением ее в «государство правовое».
Помимо создания работоспособной Думы, ключевым моментом преобразования явилась аграрная реформа, начало которой положил принятый 9 ноября 1906 г. Указ «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования», ставший (с некоторыми поправками) законом 14 июня 1910 г. «Каждый крестьянин получал право выходить из общины и укреплять находящуюся в его пользовании надельную землю в личную собственность. Кроме того, он мог потребовать сведения всех своих земельных участков к одному месту без переносов (отруб), либо с переносом (хутор) усадьбы."7 29 мая 1911 г. был принят Закон о землеустройстве, по которому частными собственниками автоматически объявлялись крестьяне тех общин, в которых был произведен комплекс землеустроительных мероприятий.
Важными составляющими аграрной реформы явились политика переселения, деятельность Крестьянского банка, а также агрономическая помощь модернизирующим свое хозяйство крестьянам. Для утоления «земельного голода» были выделены 9 млн. десятин государственных, а также закуплены несколько миллионов десятин частновладельческих земель. Учреждался земельный, мелиоративный и переселенческий кредит. Всего за 1906-1913 гг. на нужды крестьянского землеустройства из казны было выделено 1,5 млрд. руб.
«Несмотря на очевидные трудности, с которыми столкнулась аграрная реформа (нехватка средств, агротехнического персонала, схематизм, неумелые действия представителей власти, неонародническое сопротивление реформе со стороны некоторых земств, психологическая неподготовленность значительной части крестьянства, сложности с переселением за Урал и т. п.), в целом она развивалась успешно. Хотя к началу мировой войны из общины вышло немногим более 25%, а количество перешедших к хуторам и отрубам крестьянских хозяйств составило примерно 10% от их совокупного числа, общий импульс, приданный аграрному сектору столыпинской реформой, был настолько мощным, что к 1915 г. валовый сбор зерна в России вырос по сравнению с началом века в 1,7 раза.»8
Важнейшим следствием реформы явились качественный сдвиг в психологии как крестьян, так и земских правительственных кругов, а также повсеместный подъем прагматизма и профессионализма, определивший собой дух третьеиюньской эпохи. Невзирая на объективную болезненность процесса крестьянского землеустройства и связанный с этим рост социальной напряженности внутри общины в целом, вплоть до Февральской революции российская деревня оставалась политически стабильной.
В тесной связи с аграрными преобразованиями стояли задуманные Столыпиным реформы системы местного самоуправления, административного управления и суда.
Фундаментом государственной пирамиды призвано было стать бессословное волостное земство, ключевой фигурой в котором, по мысли Столыпина, должен был со временем явиться крепкий крестьянин-предприниматель. Компетенция местных органов самоуправления расширялась, а отношение к ним административных властей предполагалось свести к «надзору» за законностью их действий.
Предполагалось упразднить институт земских начальников и лишить уездных предводителей дворянства административных функций, заменив тех и других назначаемыми МВД участковыми комиссарами и начальниками уездного управления соответственно. Планировалось создание административного суда, рассматривающего жалобы на должностных лиц.
Жандармская полиция объединялась с общей, причем с жандармов следовало снять обязанности по производству политических дознаний. На место земских начальников и сословного волостного суда становился упраздненный в пероид контрреформ, избираемый всем населением местности мировой суд.
Предусматривалась европеизация уголовного процесса: «допущение защиты на предварительном следствии, введение состязательного начала в обряде предания суду, установление институтов условного осуждения и условного досрочного освобождения и т. п.»
Рабочий вопрос предполагалось разрешить как посредством легализации экономических стачек и профсоюзов, так и при помощи государственного страхования и законодательного упорядочения условий труда.
Реформа образования основывалась на идее преемственности низшей средней и высшей школы. При этом брался курс на постепенное введение всеобщего начального образования.
Намечалось введение подоходного налога и некоторое усиление налогообложения состоятельных классов.
Особое внимание уделялось восстановлению военного могущества Российской империи, подорванного неудачной войной с Японией.
Составляющей правительственного курса остались репрессии против революционно-террористического подполья. По приговорам судов в 1906-1910 гг. было казнено более 3925 человек (от революционного террора в 1906-1907 гг. погибло 4126 должностных лиц).
Наиболее спорной частью столыпинской программы явилась так называемая «политика русского национализма». По мысли Столыпина, данная политика должна была предохранить реформируемую Россию от распада.
Развитие органов самоуправления на окраинах, следовало, по мнению Столыпина, выделить русско-населенные территории.
Там, где русское население находилось в меньшинстве, следовало искусственным путем расширить его представительство в органах самоуправления.
Крайне левых возмущали стремления Столыпина расширить, посредством политики национализма, географию существования земств, и вытеснить сословную солидарность дворян солидарностью всех «православнорусских», что на деле означало постепенный отказ от сословных привилегий.
Подавляющее большинство намеченных Столыпиным реформ (за исключением аграрной и отчасти военной) осталось нереализованным.
Но эта реформа призвана была усилить капиталистическое развитие российской деревни, а следовательно, и всего общества, что послужило бы серьезно экономическому и политическому прогрессу России.
Литература:
1. Чистякова О.И. История отечественного государства и права. ч I – М. БЕК, 1996 – 368.
2. Титов Ю.П. История государства и права России. М.: Былина. 1996 – 401.
3. Тюкавкина В. Г. История СССР 1861 – 1917 гг. М.: Просвещение. 1990 – 462.
4. Исаев И. О. История государства и права России. М.: Юрист. 1996 – 454.
5. Рыбас С., Тараканова Л. Реформатор. М.: Недра. – 1991 – 206.
1 Тюкавкина В.Г. История СССР 1861-1917. М., «Просвещение» - 1990. с.5
2 Титов Ю. П. История государства и права России. М.: «Былина» 1996г. — с. 212
3 Чистякова О. И. История отечественного государства и права. с. 272
4 Титов Ю. П. История государства и права России. М.: 1996 г. с. 240
5 Титов Ю. П. История государства и права России. с. 241
6 Леонов С. В. История России. Уч. пособие – М.: Владос, 1995 г. – 472 с –41 с
7 Чистякова О. И. История отечественного государства и права. М.: 1996 –с 291
8 Тюковкина В. Г. История ССР. М.: Просвещение. 1990 с. 31