Художественная культура Древней Греции в период архаики и ранней классики
8-6 века до н.э. были периодом значительного подъёма культуры древней Греции. Во многом эта культура была основана на достижениях старых рабовладельческих государств Востока. К началу 8 века или, быть может к несколько более раннему времени относится возникновение греческого алфавита, основанного на применении финикийских знаков. В 7 – 6 вв. начинается запись мифов греческой древности, обычное право постепенно оттесняется письменным законом, литературное творчество вступает в новый период своего развития. Существенные сдвиги происходят также в развитии изобразительных искусств и архитектуры.
К началу рассматриваемого периода уже успели сложиться религиозные верования, которые с большими или меньшими оговорками могут быть названы общими для всех греков. К концу этого периода в основных чертах складывается так называемая олимпийская религия. Семья олимпийских богов, возглавляемая отцом богов и людей – Зевсом, - это сколок патриархальной семьи времён распада первобытнообщинного строя. Все подчинённые Зевсу олимпийские боги связаны с ним узами кровного родства.
Здесь и супруга его Гера, и бог света златокудрый Аполлон с сестрой своей Артемидой заботящейся обо всём, что живёт на земле, растёт в лесу и в поле, и златая Афродита – олицетворение красоты и вечной юности. На Олимпе обитает бог войны, неистовый Арес, - сын громовержца Зевса и Геры. Свиреп и неистов грозный Арес, но победа не всегда сопутствует ему. Часто приходится Аресу уступать на поле битвы воинственной дочери Зевса Афине-Полладе. У трона Зевса стоит хранящая законы богиня Фемида.
Окружённый сонмом богов на Олимпе царит Зевс, охраняя порядок во всём мире.
Культ олимпийских богов в несколько изменённом виде продолжал существовать и в дальнейшем.
Важную роль в религиозной жизни всей Греции в 8-6 вв. играли храм Аполлона в Дельфах, храм Аполлона на Делосе – религиозный центр всех ионийских греков, храм Зевса в Олимпии и др.
8-6 века являются важным этапом в развитии греческого искусства. Наибольшего развития достигает архитектура. Среди архитектурных памятников этого периода первое место по своей художественной значительности занимали храмы. Древнейшие храмы были деревянными; черты деревянного зодчества сохранились и в позднейших каменных храмах. Постепенность перехода от дерева камню наглядно выступает на примере храма Геры в Олимпии, где дубовые колонны мало-помалу заменялись каменными.
Архитектура ранних греческих храмов отличалась суровостью. Достаточно посмотреть на храм Посейдона в Пестуме (начало 5 в. до н.э.), чтобы почувствовать мощь тесно стоящих колонн с нависшими тяжёлыми капителями и массивными каменными балками, которыми перекрыты колонны.
Вершина греческой архитектуры – Парфенон – храм богини Афины Парфенос.
К концу 7-го в. сложились два вида колонн, два основных типа так называемых архитектурных ордеров – дорический и ионический. Дорический стиль получил наибольшее распространение в Южной Италии и Сицилии.
В более строгом и мощном дорическом ордере несколько утончающиеся к верху колонны лишены баз, каннелюры на стволе колонны образуют при встрече острые рёбра, венчающая капитель состоит из круглой, несколько расширяющейся к верху части и лежащей на ней четырёх угольной плиты.
В отличие от дорической ионическая колонна имеет сложную профилированную базу, каннелюры её отделены друг от друга дорожками; характерным отличием её капители являются завитки, так называемые валюты. Фриз над колоннами представляет собой сплошной пояс или ленту, покрытую скульптурными изображениями. Выработанная греками система форм осталась важным средством художественной выразительности в архитектуре.
Лучшие памятники древнегреческой скульптуры также были созданы в 5 веке до н.э. Но до нас дошли и более ранние произведения – статуи 7 – 6 вв. до н.э. курос – статуя обнажённого мужчины и кура – женщины одетой в тунику. Вот описание одной из таких статуй: Курос (архаическая статуя атлета или бога); 6 век до н.э. Мрамор. Одна половина тела – зеркальное отражение другой. Скованные позы, вытянутые руки прижаты к мускулистому телу. Ни малейшего наклона или поворота головы, но губы открылись в улыбке. Улыбка словно изнутри освещает скульптуру выражением радости жизни.
Архаическая скульптура совершила громадный путь от примитивных идолов в виде столбов, увенчанных грубо схематичным изображением человеческой головы, до почти свободной передачи очертания тел в таких произведениях как скульптурная группа “гигантомании” (война богов и титанов), созданная афинскими мастерами в конце 6 века. Одно из наиболее ранних произведений ионийской художественной школы – так называемая делосская Артемида (7 век.) стоит ещё неподвижно лицом к зрителю, с опущенными вдоль тела руками. Сзади и сбоку фигура ограничена почти гладкими плоскостями, которые придают ей четырёхгранный характер.
Дальнейшее развитие скульптуры, достигшей высокого совершенства в изображении человеческого тела, определялась не только ростом профессионального мастерства древнегреческих ваятелей, но и особенностями общественной жизни в древнегреческом полисе.
Вершина греческой архитектуры – Парфенон – храм богини Афины Парфенос (Девы), построенный в 5 веке до н.э. зодчим Иктином и Калликратом в Афинах. Его белокаменный силуэт чётко вырисовывался на фоне неба. На первый взгляд Парфенон очень прост – мраморный четырёхугольник, окружённый невысокими дорическими колоннами. И всё-таки здание бесконечно величественно. Его секрет в исключительной ритмичности и гениальной соразмерности частей. Пропорции Парфенона рассчитаны так, что человек приближаясь к нему, чувствует себя выше, шире в плечах: греки стремились к тому, чтобы архитектура вселяла в человека бодрость и внушала уверенность в себе.