Анкетирование

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
1. Социологический исследовательский проект. 3
2. Опрос. 4
2.1. Социологическая анкета как инструмент сбора информации. 6
2.1.1.Композиция анкеты. 7
2.2. Интервью. 10
2.2.1.Факторы смещения или искажения информации при интервьюировании. 11
3.Основные преимущества анкетирования и интервьюирования. 12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 14
ВВЕДЕНИЕ
Превращение отечественной социологии в одно из ведущих направлений современной научной мысли и деятельности обуславливает резкое возрастание требований к социологическому образованию и профессиональной подготовке социологов. Проблема заключается в том, что многие научные каноны в освоении методов остаются для обучающихся чистой теорией. Задача заключается в том, чтобы унифицировать многообразный развивающийся аппарат современной социологии и дать возможность социологам и широкой научной общественности ознакомится с методикой прикладной социологии. Усиление практической стороны обучения в отработке профессиональных приемов, навыков и умений социологического исследования ориентирует на необходимость сопровождения изучения прикладной социологии демонстрацией образов процедурно-методического инструментария, наглядными представлениями технологии в рамках логической структуры реализации социологического исследовательского проекта.
1. Социологический исследовательский проект.
Социологическое исследование – это инструмент социологического изучения социальных явлений в их конкретном состоянии с помощью методов, позволяющих производить количественные и качественные сборы, измерения, обобщения, анализ социологической информации.
Социологический исследовательский проект – это система научно – исследовательских процедур, методов, методик поэтапного изучения социальных явлений на основе фактологических данных.
Но так как темой нашей работы является анкетирование и интервью, мы не станем описывать все этапы изучения социальных явлений, а сразу перейдем к методам сбора данных, в т.ч. к проведению опроса
2. Опрос.
При разработке метода сбора социологических данных происходит перевод теоретического уровня исследовательской проблемы на уровень эмпирического описания и анализа. Это обеспечивает основу для проверки рабочих гипотез и получения нового теоретического знания.
Одним из таких методов сбора социологических данных является опрос.
Опрос представляет собой вопросно-ответный метод сбора социологических данных, при котором источником информации выступает словесное сообщение людей.
Приоритетность опроса:
* слабая обеспеченность изучаемого предета исследования статистической и документальной информацией;
* исследуемые явления мало доступны непосредственному наблюдению.
Варианты опроса (по формам контакта):
* личный или опосредованный (раздаточный, почтовый, прессовый, телефонный);
* индивидуальный или групповой;
* свободный или формализированный, фокусированный (направленный);
* устный или письменный;
* сплошной или выборочный;
* по месту жительства или работы, временные целевые аудитории.
Основные элементы опроса:
* социолог, конструирующий инструментарий;
* анкетер или интервьюер;
* анкета или план интервью;
* ситуация опроса;
* респондент;
* социальная реальность.
Основные фазы опроса:
1. Адаптация:
* обращение;
* начало опроса.
2. сбор основной информации.
3. Завершение опроса.
Вопросы различаются:
1. По содержанию (о событиях и фактах или о мотивах, оценках, мнениях);
2. По форме (прямые или косвенные);
3. По структуре (открытые или закрытые);
4. По функциям (ловушки или фильтрующие (контрольные), или основные (контактные)).
Разновидности опроса:
1. Анкетирование – опосредственный, письменный опрос;
2. Интервью – непосредственный, устный опрос;
3. Экспертный опрос – опрос компетентных лиц;
4. Социометрический опрос – выявление социально- психологических проявлений межличностных отношений.

2.1. Социологическая анкета как инструмент сбора информации.

Анкета (расследование) является одним из условий получения объективно значимых результатов о различного рода опросах населения. Поэтому разработке анкеты социологи придают особое значение. Созданию нкеты предшествует длительный этап разработки программы исследований, так как в анкету закладываются гипотезы, сформулированные задачи, которые предстоит решить в ходе социологического исследования.
Следует помнить, что при разработке анкеты исследования встречаются трудности, которые социолог непременно должен себе представлять. Если не учитывать особенностей формулировки вопросов в анкете, то даже при соблюдении всех остальных требований методики социологического исследования можно получить ошибочные результаты.


2.1.1.Композиция анкеты.

1. Титульный лист;
2. Водная часть;
3. Основная (содержательная часть);
4. Социально – демографическая часть.
Примечание: титульный лист можно исполнять вместе с вводной частью.

В вводной части описывается цель исследования, характер использования результатов, а также способ заполнения анкеты.
Следует также проанализировать вводную часть:
1. Наличие и правильность обращения респонденту.
2. Удалось ли кратко и ясно показать цель опроса?
3. Сделано ли указание на то, как будет использоваться результат опроса?
Примечание: Не рекомендуется использовать обращения или неясные формулировки указаний, например типа: «Ваши ответы будут использоваться в чисто научных целях», так как респонденты ждут практической отдачи от своего участия в опросе.
4. Не забыли ли в сделать указание на анонимность опроса?
Примечание: Надо иметь ввиду, что сам по себе термин «анонимность» носит некоторый психологический оттенок. Поэтому лучше его не использовать.
5. Есть ли указание на то, что делать опрашиваемым с полностью заполненной анкетой?
6. Не забили ли вы поблагодарить опрашиваемых за их работу?
7. Удалось ли с помощью вводной части заинтересовать опрашиваемых участвовать в опросе?
Основная часть анкеты содержит блоки вопросов к опрашиваемым.
Вопросы могут быть открытыми или закрытыми. В первом случае опрашиваемый сам формулирует свой ответ на поставленный социологом вопрос. Например: «Как вы провели свой выходной день?» Ответы: «Ходил в кино», «Был на вечеринке» и т.д.
Ответы на закрытые вопросы, сформулированные социологом, представляют собой «меню» для выбора опрашиваемого. Например тот же самый вопрос можно «сделать» закрытым: «Как вы провели свой выходной день?» Ответы: «Положительно», «Отрицательно». В этом случае опрашиваемый отмечает то вариант ответа, который наиболее отвечает его установка.
Структура и последовательность вопросов в анкете по сути дела представляют собой установку социолога на развитие коммуникации с опрашиваемым: пробуждение интереса, завоевание доверия, подтверждение уверенности опрашиваемых в своих возможностях, дальнейшее поддержание беседы.
Как правило, хорошо разработанная анкета может быть заполнена опрашиваемым в течение не более 30 минут. В дальнейшем наступает психологический порог утомляемости и внимание к заполняемой анкете значительно снижается.
В социально – демографической части содержаться блоки вопросов о социально – демографических характеристиках респондента – это «паспортичка» об объективном положении и статусе опрашиваемого. Она необходима для анализа собранных данных, для оценки представительности собранных результатов, проведения сравнительных исследований и т.д.
2.2. Интервью.
Интервью – это метод получения информации по определенной теме путем непосредственного целенаправленного диалога интервьюера с респондентом.
1. Неформализированное интервью – это свободный диалог по определенной теме, когда вопросы (открытые) формулируются в контексте обращения и формы фиксации ответов нестандартизированы.
2. Полуформализированное – в ходе диалога задаются заранее заготовленные вопросы по теме и дополнительные.
3. Формализированное – вопросы задаются по заранее подготовленному вопроснику с использованием карточек «закрытых вопросов» (анкета – интервью»), не допуская изменений в формулировке и порядке постановки вопросов.
2.2.1.Факторы смещения или искажения информации при интервьюировании.
1. Влияние индивидуальных особенностей интервьюера.
1.1. различия в возрасте.
1.2. различия пола.
1.3.различия национальной принадлежности и профессии.
1.4. негативное влияние фигуры, одежды, прически.
1.5.различия образовательного уровня.
1.6.различия в мировоззренческих взглядах и установках интервьюера и опрашиваемого.
2. Стиль поведения интервьюера.
2.1. демонстрация собственной точки зрения.
2.2. реакция на ответы и поведение опрашиваемого.
2.3.демонстраци чувства превосходства над опрашиваемым.
3. Неправильный выбор места интервьюера.
4. Неправильный выбор времени для интервьюирования
5. Неадекватное восприятие интервьюера и опрашиваемым.
6. Чрезмерная длительность интервью.
7. Запись беседы при помощи технических средств без разрешения опрашиваемого.
3.Основные преимущества анкетирования и интервьюирования.
анкетирование
интервьюирование
1. анкетный опрос дает массовую представительную картину об изучаемом предмете
1. интервью позволяет осуществлять наблюдение за поведением небольшого числа опрашиваемых
2. на респондента не оказывают «возмущающего» влияния личность интервьюера, его собственные установки и взгляды.
2. в интервью может быть создана более откровенная неформальная обстановка, атмосфера доверия.
3. отсутствие интервьюера формирует у опрашиваемого ощущение большей анонимности, поэтому приводит к более обоснованным ответам.
3. общение интервьюера с опрашиваемым обеспечивает более серьезное отношение респондента к опросу.
4. при заполнении анкет респондент подбирает для себя наиболее подходящее время и скорость заполнения анкеты.
4. Личный контакт интервьюера с опрашиваемым обеспечивает получение ответов на все вопросы, в то время как при анкетировании возможны пропуски вопросов.
5. анкетирование может быть проведено кадрами, не обладающими высокой квалификацией.
5. интервью может вестись как по заранее разработанным вопросам, так и свободно.
6. с помощью анкетирования можно собрать информацию за более короткий срок.
6. при использовании интервью существует уверенность, что на вопросы отвечает именно тот индивид, который определен требованиями выборки.

В отличие от анкетера, роль интервьюера (реестр навыков и умений) за время короткого инструктажа освоить невозможно. Требуется подбор соответствующих людей и обучение особенностям интервью.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Капитонов Э.А. Социология XX века, Ростов – на - Дону: издательство «Феникс», 1996 г. – 512 с.
2. Харчева В. Основы социологии. Учебник для срдних специальных учебных заведений. М.: «Логос», 1997. – 304 с.: ил.