Бычий остров - прародина олимпийских богов и ристалище для героев Эллады

Бычий остров - прародина олимпийских богов и ристалище для героев Эллады

Критские быки в лабиринте истории

Научный обозреватель Веле Штылвелд

Греция ...Эллада... Слова, известные во всем мире как синонимы слов – демократия, культура, искусство, философия, олимпийские игры. Крит – самый крупный и самый южный остров Греции, а также самая южная точка Европы. Остров Крит появился несколько миллионов лет назад в результате затопления суши водами Средиземного моря. На поверхности остались только вершины гор. Об острове Крит, "людьми изобильном", где "разные слышатся языки" в "девяноста великих городах", повествует Гомер в XIX песне "Одиссеи". По некоторым гипотезам, суша, ушедшая под воду, была той самой Атлантидой, о которой писал Платон.

На острове Крит развилась одна из древнейших цивилизаций – минойская (2800 – 1150 гг. до н.э.). На протяжении 16 веков минойцы воздвигали великолепные дворцы-города: Кноссос, Фестов, Малья, Закрос. Взрыв вулкана на о. Санторин (1450 г. до н. э.) прерывает развитие минойской цивилизации и, возможно, является причиной гибели легендарной Атлантиды.

Древнейшие греческие мифы рассказывают, что здесь, в одной из пещер был рожден и вскормлен Великий Зевс, который и стал отцом первых царей Крита. Еще за 4-5 тыс. до н. э. на острове жили современники египетских богов. Как и в Египте, на Крите были родовые общины, занимавшиеся земледелием, скотоводством и рыболовством. Об этом рассказали орудия из шлифованного камня. Не зря, видно, мифы изображают Зевса пещерным жителем, вскормленным козой. Когда Зевс победил Крона и принял на себя бремя власти, беззащитная Европа осталась на Крите одна со своими маленькими сыновьями. Чтобы обеспечить их безопасность, Зевс дал им могучего телохранителя – медного великана Тала, выкованного по его поручению Гефестом. Утром, днем и вечером обходил он Крит дозором и огромными каменными глыбами топил все приближающиеся корабли. Если же их было несколько, Тал гостеприимно давал чужеземцам возможность высадиться на берег, становился в костер, раскалялся в нем докрасна и заключал их в свои жаркие объятия. Главными соперниками Миноса были гегемоны моря – финикийцы, но он, сын финикиянки, похищенной его отцом, отважно бросил им вызов. Тал выполнял сразу две функции: заманивал на Крит и уничтожал соперников Миноса и охранял остров от вторжений. Возможно, мифотворца вдохновило здесь то, что Крит лежит в сейсмическом поясе и нередко подвергается землетрясениям. Потопление кораблей каменными глыбами напоминает эпизод с Одиссеем и Полифемом (сыном Посейдона и тоже великаном), и это может навести на мысль об общности источника. При раскопках в Кноссе археолог Эванс обратил внимание на совершенно уникальное обстоятельство: город не имел стен. Позднее этот факт был установлен и в некоторых других городах Крита. По-видимому, Тал неплохо справлялся со своими обязанностями.

Цивилизацию Крита отличал культ священного быка. (Тавромахия – бой с быком, и по сей день популярна в Испании и Латинской Америке)... Приняв облик прекрасного мощного быка, Зевс похитил дочь финикийского царя красавицу Европу и, переплыв море, доставил ее на своей спине на остров Крит, где и сделал своей женой, Дети Зевса и Европы – Минос, Сарпедон и Радамант – стали правителями Крита. Вопрос о личности Миноса настолько запутан, что трудно сказать, имел ли он вообще какой-нибудь реальный прототип.

Цивилизация Крита, названная в честь легендарного царя Миноса минойской, возникшая на острове – была не земледельческой, а морской. Крит поддерживал тесные контакты с Египтом: Кефтиу – Крит – очень часто упоминается в египетских папирусах, с Двуречьем: на Крите найдены характерные месопотамские печати-цилиндры, и возможно, и с третьей великой цивилизацией Востока, – протоиндийской. В трудах античных авторов, таких как Геродот, Диодор, Аристотель, Платон, Фукидид, говорится о правлении царя Миноса на Крите – мудрого и дальновидного правителя, строившего города и дворцы, издавшего первые писаные законы. Минос царствовал с 9-летнего возраста. Во время его правления принадлежностью к Криту гордились как особым отличием. Плутарх упоминает о суровых, но справедливых законах Миноса и пишет, что некоторые из них послужили Ликургу основой для создания законов Спарты. Геродот считает Миноса царем критских ахейцев, известных еще Гомеру, и упоминает о его походах в Сирию и Египет. “Когда-то Минос, – вспоминает Платон, – заставил жителей Аттики платить тяжелую дань, так как он имел большую власть на море, а у афинян тогда еще не было, как теперь, военных кораблей, да и в стране было немного корабельного леса”.

Здесь же творил великий мастер Дедал, ставший учителем античных скульпторов, художников и умельцев. С ним связывается строительство многоэтажных каменных домов, изобретение отвеса, рубанка, ватерпаса, движущихся статуй и других полезных вещей, воздвижение в Кноссе храма Зевса. По приказу Миноса Дедал воздвиг в столице Крита, городе Кноссе, удивительное сооружение – Лабиринт где обитал Минотавр – "бык Миноса" – чудовище с бычьей головой и телом человека, питавшееся человечьим мясом. Человек, попавший в Лабиринт, либо погибал от голода и жажды, заблудившись в его ходах, либо становился жертвой чудовища.

Одна из легенд говорит о том, что еще до прибытия Дедала на Крит жена Миноса Пасифая сошлась с самим Посейдоном в облике морского быка, и родилось у нее существо с человечьим туловищем и головой быка. Его назвали Астерий (Звездный), но в историю он вошел под именем Минотавра, что означает “бык Миноса”. Так критяне стали родственниками Посейдона, безраздельными властителями морей, а в критские легенды пришел ещё один бык – Минотавр, и он остался в них до конца существования царства.

У Миноса был любимый сын Андрогей – умный, ловкий, красивый, неизменный чемпион Крита во всех спортивных состязаниях. Однажды Минос послал его в Афины на только что учрежденные Эгеем Панафинейские игры. Андрогей стал чемпионом и в Афинах, но Эгей, не в силах быть свидетелем поражения своего сына Тесея, убил чужеземца в припадке зависти. В отместку Минос покорил и разрушил 7 главных городов Эллады и наложил на них страшную контрибуцию: каждые девять лет они должны были отправлять из Афин на Крит 7 своих лучших девушек и столько же юношей (по паре от каждого покоренного города) на съедение Минотавру. Это продолжалось до тех пор, пока Тесей не избавил мир от чудовища, убив его в поединке.

“Все критяне – лгуны”. До второй половины XIX в. этой фразой философа и жреца, причисляемого иногда к семерке греческих мудрецов, Эпименида ограничивались в основном наши знания о Критском царстве. Мифы на первый взгляд подтверждали это высказывание: Минотавр, Тал, Лабиринт – все это явные сказки, верить им нельзя. Выдающийся английский археолог Артур Эванс, посвятил свою жизнь изучению прошлого. Как к хранителю музея в Оксфорде, к нему попала редкая печать, подарок одного англичанина, путешествовавшего по Греции. Эванс приехал в Афины, и обнаружил еще несколько подобного же рода печатей, покрытых изображениями фантастических существ и непонятными знаками. Все владельцы печатей единогласно утверждали, что добыли их на острове Крит. Сюда-то и направился Эванс. И с той поры вся его долгая жизнь, а прожил он 92 года, была связана с Критом. Сначала он собрал множество предметов, относящихся к эпохе воспетого Гомером царства Миноса. Древние печати и геммы, за которыми он охотился, были любимыми украшениями и амулетами крестьян и крестьянок, живущих на Крите. В марте 1900 г. он начал раскопки древней столицы Крита – города Кносс... и открыл легендарный Лабиринт царя Миноса! – руины монументального сооружения, имевшего несколько этажей.

Дворец состоял из большого числа помещений, выбраться из которых, не зная дороги, как из огромной ловушки, было нелегко – отсюда и родилась легенда о лабиринте. Гигантский дворец царей Кносса был главным центром могучей Критской державы, средоточием ее административной, хозяйственной, художественной и политической жизни. Площадь дворца-лабиринта равна 16 тыс. кв. м – для описания его самому Эвансу понадобилось четыре объемистых тома. Во дворец вела широкая каменная лестница, по бокам ее располагались колонны своеобразной и очень красивой формы: они расширяются не книзу, а кверху. Во дворце имелись тронный зал, парадные помещения, комнаты для отдыха, бассейны, хозяйственные помещения и водопровод, первый в Европе. Стены украшали изумительные по мастерству исполнения фрески, воскрешающие картины жизни и быта подданных царя Миноса.

Имелись в Лабиринте и кладовые, где хранились когда-то зерно, оливковое масло, вино. Огромные сосуды, пифосы, достигали роста человека. Найденные при раскопках дворца вазы, кубки, чаши из камня, металла, глины были не просто предметами домашнего обихода: их украшали великолепные красочные росписи. Большое внимание уделялось и самой форме сосуда: вазы, как правило, делались в форме цветка на стебле, чаши имели вид раскрытых бутонов. Неподалеку от Лабиринта располагались монументальные гробницы владык Крита, а также жилища знати, которые в миниатюре повторяют царский дворец, подобно тому, как египетская знать стремилась повторить пирамиды фараонов.

Крит фигурировал во многих античных мифах и легендах. Миф о царе Миносе и Минотавре, как показали раскопки, отражал реальные события: зависимость ахейской Греции от Крита, а затем победу эллинов над великой морской державой. В числе подвигов, совершенных Гераклом, есть и одоление Критского быка, изрыгавшего пламя: весьма вероятно, что это не только отражение победы греков в борьбе с критянами, но и катастрофы, постигшей Крит. Ко времени разрушения минойской цивилизации относится миф о том, что в стаде Миноса был особый бык, столь прекрасный, что царь опрометчиво обязался принести его в жертву Посейдону. Но когда подошло время жертвы, ему стало жалко расстаться с чудесным животным, и он заклал на алтаре другого быка. Разгневанный Посейдон наслал на быка бешенство, и обезумевшее животное, изрытая из пасти пламя, носилось по Криту до тех пор, пока не разорило остров. Оно продолжало наводить ужас на критян, пока его не поймал Геракл и не увез в Микены к царю Эврисфею. Но Эврисфей отпустил его на свободу, после чего истосковавшийся в неволе бык переключил свое внимание на Аттику и изрядно опустошил ее. Вот этого-то быка и поймал Тесей на Марафонском поле, укротил и принес в жертву Аполлону в Дельфах – Афины навсегда освободились от ига обессиленного Крита. Погиб флот, были разрушены корабельные стоянки Гераклей и Амнисий близ Кносса, многие города и дворцы. Пострадал и кносский дворец Миноса – символ и гордость Крита. Эванс обнаружил на его стенах следы пожара. Дедалу удается бежать с Крита и обрести убежище в Сицилии, не подвластной Миносу. Местом гибели самого Миноса миф называет Сицилию. Миносу пришлось даже осаждать ее, чтобы вернуть Дедала: с ним критяне связывали представления о своем расцвете и благополучии. Дальнейшие легенды рисуют безотрадную картину.

А печальный конец античного мифа о Тале, или Талосе, медном великане, подаренном Зевсом своему сыну Миносу для охраны острова Крит, состоит в том, что Медее удалось умертвить великана. Некоторые исследователи возводят и другой античный миф об огнедышащем чудовище Тифоне и фрагменты из "Войны титанов" Гесиода к "рассказу оставшихся в живых свидетелей катастрофы", постигшей Крит и Санторин.

Конец Критского царства реконструировали достаточно полно. В 1500 г. до н. э. началось первое извержение вулкана на острове Санторин (Тира), в 130 км от Крита. Мощная волна извержений прошла по всему Средиземноморью. В 1470 г. до н. э. Критское царство было разрушено сильнейшим землетрясением. Погибли дворцы, города, изменился рельеф. А еще 70 лет на обессиленный остров ворвались воинственные племена ахейцев, вскоре вытесненные оттуда ионянами, а затем дорийцами.

“Через три поколения после смерти Миноса (исторически через 100 лет – Веле ШТЫЛВЕЛД), – разразилась Троянская война, когда критяне оказались верными союзниками и мстителями Менелая. А после возвращения из-под Трои на острове начались голод и мор людей и скота, пока Крит вторично не опустел; теперь же на острове живет уже третье критское население вместе с остатками прежних жителей” – напишет отец истории Геродот, (10, VII, 171).

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.statya.ru/