Воспитание внимания у подростков на уроке физкультуры

ТЕМА

ВОСПИТАНИЕ ВНИМАНИЯ У ПОДРОСТКОВ НА УРОКЕ ФИЗКУЛЬТУРЫ


1. ВНИМАНИЕ КАК ДИНАМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИ-
КА ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК НЕОБХОДИМАЯ ЕЕ СТОРОНА

Вниманием называется процесс избирательного сосредото-
чения сознания на предметах и явлениях внешнего мира, дейс-
твиях, образах, мыслях и чувствах самого человека.
Внимание не имеет своего собственного содержания. Оно
всегда включено в другие психические процессы: ощущения и
восприятия, представления, память, мышление, воображение,
эмоции и чувства, проявления воли. Внимание включено и в
практические, в частности двигательные действия людей, в их
поведенческие акты - поступки, Это обеспечивает ясность и
отчетливость отражении действительности, что является одним
из необходимых условий успешности любой деятельности.

1.1 ВИДЫ ВНИМАНИЯ

Различают внимание внешнее и внутреннее, произвольное
(преднамеренное), непроизвольное (непреднамеренное) и пос-
лепроизвольное.
Внешним вниманием называется направленность сознания на
предметы и явлевия внешней среды (природной и социальной), в
которой существует человек, и на свои собственные внешние
действия и поступки.
Внутренним вниманием называется направленность сознания
на явления и состояния внутренней среды организма.
Соотношение внешнего и внутреннего внимания играет важ-
ную роль во взаимодействии человека с окружающим миром, дру-
гими людьми, в познании им самого себя, в умении управлять
собой.
Если внешнее и внутреннее внимание характеризуется раз-
личной направленностью сознания, то внимание произвольное,
непроизвольное и послепроизвольное различается по признаку
соотношения с целью деятельности. При произвольном вниманни
сосредоточенность сознания определяется целью деятельности и
конкретными задачами, вытекающими из ее требований и изменя-
ющихся условий. Вот простой пример. На уроке литературы учи-
тель рассказывает о создании
С Пушкиным поэмы <Медный всадник>. В данном случае за-
дача школьников - понять и запомнить, сколь нелегким был
творческий путь великого поэта и сколь выразительной получи-
лась у него картина замыслов Петра о создании новой столицы
России - будущего Петербурга. Здесь внимание их включено в
восприятие речи учителя. Затем учитель вызывает одного из
учеников и предлагает прочесть из поэмы отрывок <На берегу
пустынных волн стоял он дум великих полн>. Перед учеником
стоит задача воспроизвести определенную часть поэмы, читая
ее вслух. Здесь внимание включено в процесс выразительного
чтения перед слушателями и сосредоточено уже, с одной сторо-
ны, на точности передачи слов текста, с другой - на эмоцио-
нальной передаче их смысла.
Аналогичные примеры могут быть взяты из практики обуче-
ния технике движения на уроках физической культуры, из уро-
ков по другим предметам. В них отчетливо выступает организу-
ющая и регулирующая роль произвольного внимания. Оно возни-
кает и сохраняется легко в силу интереса, вызываемого самой
деятельностью, высокой художественностью ее предмета.
Произвольное внимание нередко требует проявления воле-
вых усилий. Это отметил еще К. Маркс, анализируя процесс
труда. Он писал: "Кроме напряжения тех органов, которыми вы-
полняется труд, в течение всего времени труда необходима це-
лесообразная воля, выражающаяся во внимании, и притом необ-
ходима тем более, чем меньше труд увлекает рабочего своим
содержанием и способом исполнении, следовательно чем меньше
рабочий наслаждается трудом как игрой физических и интеллек-
туальных сил". В таких случаях человеку приходится преодоле-
вать себя, лишь усилием воли он может заставить себя сосре-
доточить внимание и взяться за работу. В жизни они встреча-
ются сплошь и рядом. Скажем, ученику приходится заставить
себя сосредоточиться на подготовке уроков вопреки желанию
смотреть по телевизору хоккейный матч. Таким образом, произ-
вольное сосредоточение сознания на процессах обучения, тру-
да, тренировочных занятий обусловлено в основном целями, за-
дачами, требованиями деятельности и пониманием необходимости
ее выполнения. Волевые же усилия мобилизуют на достижение
цели, помогают отвлекаться, способствуют длительному сохра-
нению внимания.
Н е п р о и з в о л ь н о е внимание возникает без
предварительно поставленной цели - как реакция на сильный
звук (скажем, сигнал сирены <Скорой помощи>), яркий свет
(например, движущаяся электрореклама о новом кинофильме),
новизну предмета (новая марка автомобиля, новая форма маски
вратаря хоккейной команды, новая книга в витрине магазина).
Предметом непроизвольного внимания становится любой нео-
жиданый раздражитель (например, гимнаст, впервые неожиданно
для зрителей и участников соревнований закончивший комбина-
цию тройным сальто после больших оборотов на перекладине).
При всех неожиданностях внимание сосредоточивается на корот-
кий срок. Но непроизвольное внимание может удерживаться и
длительно - в тех случаях, когда восприятие предмета, даже
мысль о нем, вызывает живой интерес, окрашивается положи-
тельными эмоциями удовольствия, удивления, восхищения и др,
Так может приковать внимание учащихся преподаватель, инте-
ресно, эмоционально, с выдумкой проводящий урок. Это говорит
о том, что непроизвольное внимание может быть вызвано специ-
ально, с целью достижения положительного результата деятель-
ности, в данном случае урока.
Следовательно, внимание являетсся не только фактором,
огранизующим психическую деятельность, но и само может регу-
лироваться извне, в частности в педагогическом процессе.
П о с л е п р о и з в о л ь н о е внимание возникает
вслед за произвольным. Это значит, что человек сначала сос-
редоточивает сознание на каком-то предмете или деятельности,
иногда с помощью немалых волевых усилий, затем сам процесс
рассматривания предмета или сама деятельность вызывает на-
растающий интерес, и внимание продолжает удерживаться уже
без всякого усилия.
Так было однажды с человеком, никогда не игравшим в шах-
маты. Он оказался в условиях, когда нечего было читать. На
столе лежало руководство к шахматной игре. Он взял книгу,
полистал, отложил. Снова взял. Стал бегло прочитывать неко-
торые страницы. Незаметно для себя задержался на одной из
них, все внимательнее и внимательнее стал вникать в содержа-
ние. Кончилось тем, что он вышел из комнаты (дело было в
гостинице), попросил шахматную доску, фигуры и с увлечением
начал уже практически постигать азы игры в шахматы. У него
возникло устойчивое послепроизвольное внимание.
Все три вида внимания - это динамичные процессы, свя-
занные взаимными переходами, но всегда какой-то из них на
какое-то время становится преобладающим.

1.2. СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ

Свойствами внимания называются особенности его проявле-
ния. К ним относятся: объем, концентрация, устойчивость, пе-
реключение и распределение внимания.
Объем внимания характеризуется количеством запоминаемого
и воспроизводимого материала. Во множестве экспериментов лю-
дям различного возраста предлагалась в течение 0,1 сек.
воспринять ряд из 12 букв, а затем записать те, которые они
смогли запомнить. Оказалось, что у взрослых в среднем объем
внимания составляет всего 4 - б букв. У детей он еще меньше.
3начит, объем внимания ограничен. Однако его можно увеличить
путем упражнения или придавая воспринимаемым предметам смыс-
ловые связи (например, объединяя буквы в слова).
К о н ц е н т р а ц и я внимания - свойство, выражающе-
еся полной поглощенностью предметом, явлением, мыслями, пе-
реживаниями, действиями, на которых сосредоточено сознание
человека.
При наличии такой сосредоточенности человек становится
высокопомехоустойчивым. Лишь с трудом его можно отвлечь от
мыслей, в которые он погружен.
Ярко выраженная концентрация внимания, как показывают
исследования, отмечается, например, у гимнастов, тяжелоатле-
тов, прыгунов в воду, метателей и прыгунов-легкоатлетов пе-
ред самым началом упражнения.
Устойчивость внимания - способность длительно быть сос-
редоточенным на определенном предмете или на одном и том же
деле. Она измеряется временем сосредоточения при условии
сохранения отчетливости отражения в сознании предмета или
процесса деятельности. Устойчивость внимания зависит от це-
лого ряда причин: значимости дела, интереса к нему, подго-
товленности рабочего места, навыков. Она имеет существенное
значение для достижения успехов в учении, труде и спорте.
П е р е к л ю ч е н и е внимания выражается в произ-
вольном, сознательном перемещении его с одного предмета на
другой, в быстром переходе от одной деятельности к другой.
Оно диктуется самим ходом деятельности, возникновением или
постановкой новых ее задач.
Это свойство внимания имеет важное значение во многих
профессиях и но многих видах спорта, особенно в спортивных
играх. Здесь речь идет о переключениях внимания в рамках од-
ной деятельности и на фоне его устойчивости на протяжении
всей игры, т. е. в особо сложной ситуации. Иная ситуация,
скажем, при переходе от урока физической культуры в шкале к
уроку математики. Но для некоторых учеников переключение
внимания здесь оказывается даже более трудным, чем в рамках
одной игровой деятельности.
Не следует смешивать переключение внимания с о т в л е
ч е - и и е м, которое выражается в непроизвольном переносе
сосредоточенности сознания на что-то другое либо в снижении
интенсивности сосредоточенности. Это проявляется в кратков-
ременных колебаниях внимания. Они особенно заметны при сос-
редоточении на раздражителях пороговой силы (скажем, на ти-
кании наручных часов - оно слышится то более, то менее от-
четливо).
Отвлечение внимания еще ярче выражено при восприятии
конкурирующих изображений (рис. 4.). Если поставить задачу
смотреть все время на нарисованный профиль, то изображение
часто будет сменяться видением вазы. Такие отвлечения длятся
мгновения.
Истинное отвлечение является следствием многих причин.
Ими могут быть невыработанная устойчивость внимания, сниже-
ние интереса к работе, утомление (особенно при ее монотонном
характере) и др. Противодействовать отвлечению могут краткие
перерывы в работе, физкультпаузы и др.
Р а с п р е д е л е н и е внимания - свойство, благода-
ря которому возможно выполнение двух или более действий (ви-
дов деятельности) одновременно, но только в том случае, ког-
да одни действия привычны для человека и осуществляются хотя
и под контролем сознания, но в значительной мере автоматизи-
рованно.
Способность распределять внимание имеет важное значение
для любого учителя и спортивного тренера. Умение рассказы-
вать (показывать) содержание учебного материала и в то же
время наблюдать за действиями, поведением занимающихся - од-
но из основных педагогических умений. Эта способность воспи-
тывается главным образом в процессе накопления опыта в опре-
деленном виде деятельности.
Свойства внимания проявляются в зависимости от условий
и требований деятельности либо раздельно (например, при ра-
боте с микроскопом необходима только концентрация внимания
на фоне его устойчивости), либо в различных сочетаниях. Но
есть такие виды деятельности, в которых нужны все свойства
внимания. Например, у вратаря хоккейной команды в течение
всего матча внимание должно быть сосредоточено только на иг-
ре. Его концентрация имеет естественные спады по ходу игры.
Но после каждого из них оно должно с прежней и даже с боль-
шей интенсивностью быть привлечено к игре. В различные ее
моменты вратарю необходимы и распределение, и переключение,
и достаточно широкий объем внимания. Столь же разносторонне
проявляется внимание и у полевых игроков в те несколько де-
сятков секунд, иногда в т. минуты, которые они находятся в
игре.

1.3. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ВНИМАНИЯ

Физиологические механизмы внимания очень сложны. К ним
относится в первую очередь ориентировочно-исследовательский
рефлекс. Его И. П. Павлов назвал рефлексом <что такое? >. Он
служит основой непроизвольного внимания и возникает при
действии неожиданных и новых раздражителей. Но главным в ме-
ханизмах внимания является образование в коре больших полу-
шарий головного мозга очагов <оптимального возбуждения> (по
И. П. Павлову) и открытое А. А. Ухтомским явление доминанты
(от глагола доминировать, т. е. господствовать). А. А. Ух-
томским же введено понятие р а б о ч е й д о м и н а н т ы.
Оно обозначает, что возникающие в коре головного мозга очаги
доминирующих возбуждений не ограничиваются какими-то изоли-
рованными пунктами, а образуют сложные системы возбужденных
зон к о н с т е лл я ц и и (созвездия), которые служат физи-
ологическим механизмом внимания. Нельзя не отметить также
значения в механизмах внимания (особенно произвольного) вто-
росигнальных влияний, а также взаимодействия коры и подкор-
ковых образований.
Р а с с е я н о с т ь - особое состояние человека, при
котором он не может сосредоточить внимание на определенном
предмете, на речи другого человека, на своих мыслях, дейс-
твиях и др. Причинами рассеянности могут быть: глубокое не-
гативное переживание (потрясение), болезнь и др. Рассеян-
ность бывает кажущейся: человек не замечает окружающего, не
отвечает на обращения к нему, что-то забывает. На самом деле
это не рассеянность, а только сосредоточенность на своих
мыслях, чувствах, т.е. яркое проявление внутреннего внима-
ния.

2. ОСОБЕННОСТИ ВИДОВ И СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ У ПОД-
РОСТКОВ НА УРОКАХ ФИЗКУЛЬТУРЫ

Как я уже сказал, внимание неразрывно связано с другими
психическими процессами, протекающими у подростков на уроках
физкультуры. Причем, я считаю, что внимание наиболее сильно
связано с наблюдением.
Наблюдение - целенаправленный процесс осмысленного
восприятия предметов и явлений. Главными предметами такого
восприятия для спортсменов являются они сами и их противни-
ки. В процесс наблюдения непременно включено внимание. Оно
характеризуется высокой устойчивостью и в зависимости от
особенностей предмета наблюдения другими свойствами: сосре-
доточенностью, распределенностью, переключаемостыо. Система-
тическое упражнение в наблюдении за противником, партнером
по команде, за самим собой и изменяющейся обстановкой сорев-
нований приводит к тому, что наблюдение и внимание становят-
ся свойствами личности спортсмена -- н а б л юд а т е л ь н
о с т ь ю и в н и м а т е л ь н о с т ь ю. Наблюдательностью
называется умение подмечать малозаметные признаки или осо-
бенности предметов и явлений, имеющие значение для познания
их сущности. Внимательность, как избирательная направлен-
ность сознания на предмет наблюдения, неотделимая сторона
наблюдательности.
Процесс наблюдения на учебно-тренировочных занятиях и
соревнованиях служит основным каналом познания спортсменом
самого себя, партнеров и особенно противников с целью разга-
дывания их тактических замыслов и реализации собственных
тактических действий. Например, в специальном исследовании,
проведенном на борцах, установлена важность создания на ос-
нове наблюдения образа противника. В структуру образа входят
знания о технике, тактике, стиле ведения поединка, опытности
борца, о его физических качествах (силе, быстроте, выносли-
вости, ловкости), об эмоционально-волевых особенностях (со-
ревновательном на строении, смелости, решительности, настой-
чивости, упорстве) и др. В оценке перечисленных характерис-
тик больше всего затруднений вызывают эмоционально-волевые
особенности, и тем в большей мере, чем ниже спортивная ква-
лификация оценивающего борца. Составленный на основе наблю-
дения образ противника сопоставляется с представлением
спортсмена о себе самом. Это позволяет наметить тактический
план действия в предстоящей схватке с данным противником.
Наблюдение ведется в ходе соревновательного поединка с
целью разгадать отдельные намерения противника и уяснить его
тактический план в целом. Ориентирами при этом служат стати-
ческие признаки (поза, дистанция, характер захватов и др.),
динамические (сила, скорость, темп и ритм действий, маневри-
рование по ковру и др.), функциональные (характер дыхания,
своевременность реакций, мимика и др.) и результативные (ак-
тивность, число удачных и неудачных действий, предупреждений
и др.). На основании такой текущей информации в тактические
действия вносятся коррекции по ходу схватки.
В другом исследовании изучались различные признаки об-
манных и истинных действий у боксеров. С помощью наблюдения
боксеры научаются различать их в подготовительные моменты и
в момент выполнения действия. В первом случае они ориентиру-
ются на дистанцию (она при подготовке финтов больше, чем при
подготовке истинных действий), на характер стойки боксера
(открытая-закрытая) и на выражение лица (например, один из
боксеров перед истинным ударом непроизвольно сводит брови).
Данная информация позволяет корректировать тактические дейс-
твия уже в каждом боевом эпизоде.
Таковы назначение и роль наблюдательности и вниматель-
ности и в других видах спорта, особенно в спортивных играх,
где необходимо еще заботиться о согласованности собственных
действий с действиями партнеров. Наблюдательность и внима-
тельность теснейшим образом связаны с антиципацией и такти-
ческим мышлением спортсменов.

3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

В физическом воспитании и спорте, как в любой другой
деятельности, внимание является обязательным компонентом.
Без этого деятельность не может быть продуктивной. Однако в
условиях учебных занятий, спортивной тренировки, соревнова-
ний формы проявления и функционирования внимания не одинако-
вы.
В учебных и тренировочных занятиях, конечно, есть та
или иная общая цель. Однако основное значение имеют вытекаю-
щие из общей цели частные задачи. Они связаны с овладением
спортивной техникой, развитием физических, волевых, мораль-
ных качеств, разучиванием определенных тактических комбина-
ций и др. Конкретными задачами, которые ставит учитель, тре-
нер или сам спортсмен, и определяется направленность созна-
ния - внимание занимающихся. Например, на занятиях по легкой
атлетике разучивается техника прыжка в длину с разбега. Учи-
тель ставит перед группой старших школьников задачу: совер-
шенствовать технику отталкивания. Тем самым он определяет и
направленность сознания занимающихся на восприятие собствен-
ных движений в момент отталкивания. Вслед за тем учитель
ставит новую задачу: овладеть координацией движений в фазе
полета. Этим он направляет внимание учеников на восприятие
собственных движений в полете. Все шло хорошо. Но у двух че-
ловек почему-то с движениями в полете не ладилось. Учитель,
выясняя причины, установил, что эти два ученика решали в
каждой попытке другую, свою, задачу: они были сосредоточены
на выполнении отталкивания, которое им не удавалось.
Эти факты не только определяют значение задачи в нап-
равленности и проявлении внимания. Они говорят о том, что,
поставив задачу перед учащимися, необходимо убедиться, что
она принята всеми.
В условиях с о р е в н о в а н и й направленность соз-
нания соревнующихся определяется уже не частными учебными и
воспитательными задачами, а главной целью - достижением воз-
можно более высокого спортивного результата. Особенность же
проявления внимания зависит от специфических для каждого ви-
да спорта условий деятельности.
Это можно проследить, сравнив, например, два вида спор-
та - стрельбу и футбол.
В соревнованиях по стрельбе особое значение имеют такие
свойства внимания, как его концентрация и устойчивость. НО
линии огня одновременно находятся несколько стрелков. Каждый
из них производит выстрелы в своем темпе. Казалось бы, для
любого из них <чужие> выстрелы должны служить фактором, от-
рицательно влияющим на концентрацию внимания. Но данные ус-
ловия для стрелков - постоянно действующий, привычный фак-
тор. Концентрация же внимания столь интенсивна, что они, как
правило, даже не слышат выстрелов соседей. Нужно, правда,
оговориться, что это относится к спортсменам, находящимся в
состоянии полной готовности к соревнованиям.
Совершенно иначе все обстоит в футболе. Объективные ус-
ловия игры таковы, что от игроков постоянно требуется прояв-
ление всех свойств внимания.
Прежде всего это относится к полной сосредоточенности
на процессе игры в целом. Внимание футболистов динамично.
Игра требует его распределения, при котором в сознании отра-
жаются и противники, и партнеры, и мяч, и границы поля, и
ворота, а также частых переключений, изменяющегося объема,
варьирующей устойчивости. Внимание включено в процесс наг-
лядно действенного мышления при решении тактических задач.
Внимание каждого игрока фиксируется и на самом себе с целью
контроля и саморегуляции собственных действий, поступков,
самочувствия.
Таким образом, внимание в физическом воспитании и спор-
те - один из важных факторов успешности деятельности. Но ус-
ловия деятельности, требующие проявления внимания, в то же
время способствуют его развитию.




ЛИТЕРАТУРА

1. Психология, Под. ред. Пуни А.Ц., М.:1984.
2. Хрестоматия по психологии, Под. ред. Петровского
А.В., М.: 1987.
3. Фресс, Поль, Экспериментальная психология.
4. Кляйн, Ганс, Внимание и спорт, М.:1996.