Комплексы психоразвивающих упражнений для работы с детьми логопедических групп


Удетейлогопедическихгрупп,какправило , интеллектнормальный . Оникри-
тичныксвоейречи ,большинствоизнихимеютнастойчивоестремлениек исправ-
лениюречевогонедостатка. Ноучастидетей , посравнениюсвозрастнойнормой,
наблюдаетсяснижениепознавательнойдеятельностиивходящихвееструктурупроцессов: меньшийобъемзапоминанияивоспроизведенияматериала , неустойчи-
востьвнимания , быстраяотвлекаемость , истощаемостьпсихическихпроцессов ,сни-
жениеуровняобобщенияиосмыслениядействительности; унихзатрудненаразвернутаясвязнаяречь . Состороныэмоционально- волевойсферытакженаблюдаетсярядособенностей: повышеннаявозбудимость , раздражительность или
общаязаторможенность , замкнутость , обидчивость , плаксивость , многократная
сменанастроенияидр.
Психолого- педагогическаякоррекцияречиудетейлогопедическихгруппдолжнавключатькомплексмероприятий , направленныхнаустранениенеблагопри-
ятноговоздействияуказанныхвышесоциальныхфакторов , наулучшениеобщего
психическогосостоянияребенка , наформированиеунегоинтересакречевому
общениюинеобходимыхнавыковповедения , наорганизациюправильногоречево-
говоспитания . Эффективностьпсихолого- педагогическойкоррекциибудетвомногомопределятьсяспециальнымизанятиямисребенком .
Программапсихокоррекционногозанятиявключаетвсебянесколькогрупп
упражненийиосуществляетсянаосноведанныхобследований .
Напервомэтапеотрабатываетсяречевое (фонационное )дыхание. Тренировка
начинаетсясприведенияребенкавсостояниепокояирасслаблениямышцплеч,
груднойклеткиирук , чтовозможновлюбомизтрехположений :стоя ,сидя, лежа.
1.Производитсябыстрыйбесшумныйвдох ,переходящийвдлительныйи спокой-
ныйвыдох. Отнаполнениялегкихвоздухомвовремявдохаотмечаетсядвижениестенкиживотаинижнихребервпереди в стороны ; навыдохеонипостепенно
занимаютсвоеисходноеположение.
2.Выдохнаправляетсякместамактивнойартикуляцииифокусируетсяводнойточке – нагубах . Длядостижения, азатемзакрепленияэтогонавыкагубыслегкавытягиваютсявперед , неизменяясвоегоположения. Приэтомдлительноислитно ( 3-6 раз )произносятсяспециальноподобранныезвуки, слоги ,словаифразытипа «у» , «о» , «ух», « ухо», «уж», « урок», « уснуть» , « утюг»,«уют», « ктооткого , тотв того», « чужуюбедурукамиразведу», «дружба дружбой , службаслужбой», « затрудчтут», « очиушейверней», «повиннуюголовумечнесечет»..
3.Различениенеречевыхзвуков, заранеезаписанныхнамагнитофоннуюпленку
илисоздаваемыхпсихологом. Ребенкапросятопределить, чтоимитирует
психологсвоимголосом . Этоможетбыть , например«стукчасов», « крик воро-
ны», «жужжаниежука» , «писккомара» и др.
4. Развитиефонематическогоанализа. Ребенкапросятопределить , какойодина-
выйзвуконслышитвсловах«сад», «маска», «лес» и.т.п.,и поднятьрукуесли
слышитзвук «с». Далее ребенокопределяетместозвука , например «с» , в словах
«нос», «пояс», «сапог», «песня». Послеэтогоребенкупредлагаетсяпридумать
слова, начинающиесясопределеннойбуквыисодержащие три- четырезвука.
Заключительноеупражнениесостоитвтом , чтопсихологпроизноситслова-
квазиомонимы,содержащиеисправляемыйзвук , аребенокрисует соответству-
ющийпредмет ( илиподбираетподходящую картинку). Предлагаютсяследую-
щиеслова: «уши-ужи», «крыша-крыса», «мишка-миска», «ложки-рожки», «рак-
лак», « пилот-пирог» и.т.п.
5. Развитиеобщеймоторнойактивности , целенаправленности и динамической
скоординированностидвижений. Ребенкапросятнесколькораз (3-5) хлопнуть
мячомобпол , считаяприэтом. Затем, оттолкнувмячотодногокраястола,
попробоватьпойматьегоудругогокрая. Далееребенкапросятпроскакать
поочереднонаправойилевойногах , напримеротстолакдвери. Упражнение
повторяется , ноуже сразворотом впрыжке. Послеэтого ,взависимостиот
возраста , ребенкапросятпословеснойинструкциипсихолога илиподражая
ему, произвольнонапрягатьмышцышеи, плеч, рук, азатемрасслаблятьих ,
свободнонаклоняяголову ,покачиваярукамиирасслабляякисти.
6. Расслаблениеартикуляторныхмышщ. Ребенок, подражаяпсихологу , пробует
произвольнонапрягатьмышщычелюстей , губ, языкасупоромвтвердоенебо,
мягкогонебапутемзевка ,лица ( нахмуриваниебровей , зажмуриваниеглаз ),
затемрасслаблятьмышцырта , нижнейчелюсти, губ. Обасостоянияребенок
пытантсявыдерживатьот 3 до 5 сек.
7. Развитиеречевогодыхания ( нижнереберноготипасдлительными нтенсивным
выдохом). Психологсцельюконтролякладетрукунанижниеотделыгрудной
клеткиребенкаиотрабатываетритмичноеглубокоедыханиес помощьюигры
«Спасательныйжилет». Вовремявдоха- «жилетнадувается»- нижниеотделы
груднойклеткиистенкаживотавыдвигаютсянаружуивширь; вовремя выдо-
ха – «вытащилипробку»- брюшныемышцыигруднаяклеткамедленновтяги-
ваютсядоисходногоположения. Далеевыполняетсяэтожеупражнение , нона
выдохеребенокпытаетсяпроизноситьзвук «ф» ( втечение 4-6с). Дляудлине-
нияиинтенсивностивыдохаребенокимитируетигрунадуховыхинструмен-
тах: « дуетвсвистокилирожок », « играетнагубнойгармошке». Длительность
выдохадоводитсядо6-8 с.

8. Упражнениянаразвитиевнимания.
№ 1 «Незнайкинынебылицы».
Незнайкасочинялисториии, но, какобычно, всеперепуталвних . Когдаон
сталрассказыватьсвоиисторииидрузьям , всегромкосмеялисьиговорили,
чтоэтогонебывает. Попробуйотгадать, чтонапуталНезнайка.
- Летомдевочкиимальчикинадеваюттеплыешапки , теплыесапоги , шу-
быиотправляютсякататьсянасанках.
- Веснойвсезвериготовятсякдолгойспячке.
- Осеньюнадеревьяхраспускаютсяярко-зеленыелисточки.
- Зимоймылюбимкупатьсяизагорать, любоватьсяцветамиисобирать
ягоды.
№ 2 «Цветик- семицветик »
Взрослыйрисуетцветокссемьюлепестками : красным, желтым, голубым,
розовым,коричневым, синим , оранжевым. Серединацветка- зеленая. Ребенку
предлагаетсязапомнитьэтотцветокинарисоватьточнотакойже.
№3 « Невнимательныйсадовник »
Садовникрешилпосадитьновыеплодовыедеревьявсаду , ноонбылочень
невнимательнымикупилнабазаре2лишнихпакетикассеменами. Помоги
садовникунайтилишниепакетики , еслинанихнаписано: «Яблоня», «Груша»
«Вишня», «Роза», «Слива», « Береза», « Персик».
№4« Паровозиксклоунами»
Вседетипревращаютсяв«поезд», вкоторомедут «клоуны». « Клоуны»лю-
бятбаловаться , веселиться , прыгать, поэтому «поезд» посигналувзрослого
( гудок )останавливается, « вагончики» разъезжаюютсявразныестороны, де-
типадают. Основнаязадача -припаденииибытьвнимательнымкокру-
жающимдетям , старатьсяихнезадеть. Послетогокак«поезд» отремонти-
руюют, играпродолжается.
№5« Летает -нелетает».

Детисадятсяилистановятсяполукругом. Ведущийназываетпредметы. Если
предметлетает- детиподнимаютруки. Еслинелетает – рукиудетейопущены.
Ведущийможетсознательноошибаться, умногихребятрукинепроизвольно , всилуподражания , будутподниматься. Необходимосвоевременноудержатьсяинеподниматьрук, когданазваннелетающийпредмет. Ктонеудержался – платитфант , которыйвконцеигрывыкупается.

9.Упражнениянаразвитиемышления.
№1 «Разрезныекартинки» ( складываниерисункаизегочастей)
Беретсялюбаяоткрытка ( лучшеиспользоватьизображениенеживогомира)
иразрезаетсянадверавныечасти . Ребенкапросятсоставитьее. Другая
начетыречастиитакдалее. Выполняязадание , ребенок ориентируетсяна
рисунок , изображенныйнаоткрытке . Покупныемозаикиипазлы помогают
детямсоотноситьформуицвет.

№.2 « Придумаемзагадку».
Логикапридумываниязагадоксложнадлядошкольников, поэтомуначинатьследуетсвнешнихпризнаковокружающихпредметов . Например : « Большой, круглый, полосатый, авнутрикрасный» ( арбуз).Затемдобавляютсяфункциональ-
ныепризнаки: «Шумит,ворчит , глотает , вседомаочищает» (пылесос).
Далеепредлагаютсясравненияилитературныезагадки . Например : «Крашено
Коромыслочерезрекуповисло»( радуга). Непонятныесловаобъясняются.
№3 « Чтолишнее?»
Взрослыйназываеттри( позжечетыре )предмета , одинизкоторыхнепод-
ходиткданнойклассификации. Например: огурец, яблоко, помидор ( овощи- фрукты ) ; стул, стол, шкаф , платье ( мебель- одежда). Ребеноквыделяет«лишний»
предметиобъясняетсвойвыбор. Хорошоиспользоватьвэтойигренаглядную
опору- картинкиипредметы.

10. Упражнениянаразвитиепамяти.

№1 « Телефон»
Вигреучаствуютнеменеетрехигроков .Словесноесообщениепередается
другдругу , покаононевернетсякпервомуигроку. Сообщениеможет состо-
ятьизодногослова, постепеннопревращаясьвдлинноепредложение.

№2 « Рассказыпокартинкам»
Ребенкупредлагаетсясоставитьрассказпокартинке . Используютсясмешныесюжеты, можноизкомиксов.

№3« Рассказыпопамяти»
Ребенкапросятрассказатьпросмотренныйнедавномультфильм.

№4« Слова»
Детипоочерединазываютслова , гдепоследняябуквапредыдущегослова
являетсяначаломследующего. Например: «арбуз-зонт-троллейбус...»

11.Упражнениянаразвитиеэмоционально-волевойсферы.

№1 « Орыбакеирыбке»
ВзрослыйчитаетотрывокизсказкиА.С.Пушкинаиликратко перессказы-
ваетэтусказку . Детивыбираютролистарика , старухи, золотойрыбки.
Остальныедетидержатсязаруки , изображаяморе ( поднимаютиопускают
сцепленныеруки).Можноиспользоватьмузыкальныйфон- морскиезвуки.
Взрослыйможетпредложитьдетямпродолжитьсказкупо-своемуилипере-
делатьее.

№2 «Воробьинаясемья»
Взрослыйрассказываетсказку, детиизображаютгероевсказкиспомощью
мимики, жестов, интонации.
«Жила-былавлесуворобьинаясемья: мама, папа,сын.Мамаулеталамошек
ловить, семьюкормить. А папа-воробейукреплялжилищеветочками, утеплял
мхом. Сынтожепомогалотцу, и этимвсегдахвасталсяпередсвоими друзья-
ми. Онвсемпыталсядоказать, чтоонсамыйловкийисильный. А с темкто
несоглашалсясним , воробышекссорилсяидажедрался. Как-торазмама
ипапаприлетеливгнездо, асынанет. Ониждалиегокобеду , новоробы-
шекнеприлетал. Родителисталиволноваться , несъелинекрошки. Папа-
воробейсердилсяиворчал, амамадажевсплакнула. Ведьонадумала, что с
еелюбимымсыночкомчто-тослучилось.Асыночекпоссорилсясдрузьями.
Взъерошенныйворобушекнаконец-топрилетелкродителям. Ив воробьи-
нойсемьебылсерьезныйразговор...( детичирикают, интонациямипередавая
чувствамамы , папы, сына). Воробышкупришлосьсознатьсявтом, чтоон
хвастаетсяидерется. Сынрассказалродителям , какемухотелосьдоказать
всем , какойонвзрослый. Воробышекобъяснял , чтооченьхотелбы ,чтобы
егородителигордилисьим, каксамымсильнымсыном. Новместорадости
игордостионувиделгрустьвихглазах. Воробышекпопросилпрощения ,
и родителиегопростили. Онинакормилисынавкуснойедой и, погладивпо
перышкам , ласковообъяснили , чтооченьлюбятего , и длянихонсамый
ловкийисильныйворобышеквовсемлесу».

№3 « Трипоросенка»
Взрослыйрассказываетпоследнюючастьсказки , авседетивыполняют
действиягероев (мимикой, пантомимикой, интонациями). Можно распреде-
литьролимеждудетьми, использоватьмаски.
№4 «Брыкающаясялошадка»
Вседетипревращаютсяв «лошадок » исвободноразмещаютсянаковре
( стоятнаколенях, опираясьополруками).Взрослыйчитаеттекстсказки.
«Жила-былалошадка , котораяоченьлюбилабрыкатьсяикапризничать.
Еймамаговорит: «Покушай , доченька, травкисвеженькой». «Нехочу, не
буду», - кричитлошадкаибрыкаетсяножками ( детивыполняютдейст-
вия). Папауговариваетлошадку : « Погуляй , поиграйнасолнышке». Не
хочу, непойду!»- отвечаетлошадкаиопятьбрыкается. Несмоглиугово-
ритьмамаспапойсвоюупрямуюдоченьку, оставилиеедома, асами
ушлиподелам. Лошадкаподумала, подумала ипошлагулятьодна. Ана-
встречуейхитрыйсерыйволк. Говоритволклошадке: « Неуходи, лошад-
ка, далековлес , тыещемаленькая». Лошадкаопятьупрямится: « Я не ма-
ленькая , кудахочу, тудаихожу!» Аволкуэтоинадобыло. Подождал
он, покалошадкавсамуючащулесазайдетикакнаброситсянанее
сзади. Лошадкадавайбрыкаться. Сначалаоднойножкойсильноударила
волка, затемдругойножкой. Апотомдвумяножкамивместетакстала
брыкаться , чтоволкубежалиниктоеготамбольшеневидел ( дети
выполняютвседействия ). Лошадкапересталаупрямитьсяикапризни-
чать, вырослаитеперьработаетвцирке , брыкаетсяножками, подбра-
сываетвысокомячикинарадостьзрителям».
12.Упражнениянаснятиепсихофизическогонапряжения.

№1. Игра « Подснежник» ( релаксационныйкомплекс)

1. Влесуподсугробомспряталсянежныйцветок. Онкрепкосложилсвои
лепестки , чтобынепогибнутьотхолода. Уснулдовесны ( детисадятся
накорточки , обнимаярукамиплечи, прижимаяголову).
2. Солнышкосталопригреватьсильнее. Лучикисолнцапостепенно пробуж-
даютцветок. Онмедленно растет , пробираясьсквозь снежныйсугроб
( детимедленноприподнимаютсяивстают).
3. Кругомлежитснег. Ласковоесолнышкотакдалеко , ацветочкуочень
хочетсяпочувствоватьтепло ( детитянутрукивверх, напрягаяпальцы,
поднимаясьнаноски).
4. Новотподснежниквырос, окреп (детиопускаютсянаступни ). Лепестки
сталираскрываться , наслаждаясьвесеннимтеплом. Цветокрадуется, гор-
дитсясвоейкрасотой ( детимедленноопускаютруки ,плечи , улыбают-
ся). «Этоя -первыйвесеннийцветокизовутменяподснежник »,- кива-
етонвсемголовой.
5. Новесенняяпогодакапризна . Подулветерок , и стал подснежникраска-
чиватьсявразныестороны( детираскачиваются). Цветочексклонялсявсе
нижеинижеисовсемлегнапроталину ( детиложатся наковер).
6. Побежалиручьи , водаподхватилаиунеслаподснежниквдлительное
сказочноепутешествие. Онплыветиудивляетсячудеснымвесенним
превращениям ( звучитприроднаямузыка, детилежатнаковре и «путе-
шествуют» с закрытымиглазами).
Когдацветокнапутешествуется , онприплыветв сказочнуюстрану ( дети
поднимаютсяирассказывают, чтовидели, чемуудивлялисьирадова-
лись).

№2 . Игра «Гусли-самогуды» ( релаксационно- танцевальный
комплекс).

1. Ведущийчитаеттекст. Детистоятсвободно.
Всказочномдворце,
Навысокомкрыльце,
Звучитгрозныйуказ,
Добрыммолодцамнаказ:
« Ктосумеетстанцевать
Так, как гуслинамвелят,
Тоти будетпомогать
Нашимцарствомуправлять.
Гусли, гусли- самогуды
Распеваютпеснивсюду.
Разготовывыдрузья,
Танцеватьнамвсемпора.
2. Звучитритмичнаямузыка . Ведущийчитаеттекст. Детистоят, « танцуют»
мышцыплечирук.
Вотимузыказвучит.
Анародвсеждет, стоит.
Ой , пустилисьплечивпляс.
Веселей, ещехотьраз!
Пальцы, локтискачутвместе,
Анародстоитнаместе.
Пляскасталазатухать ,
Тишемузыкаиграть.
3. Меняетсяритммузыки , « танцуют» мышцыног.
Ногисталипросыпаться,
Просыпаться, подниматься!
Пятки, пальцыиколени
Заплясаликакхотели.
Какимвеселоплясать!
Толькосталиуставать.
4. Меняетсяритммузыки , «танцуют» мышцыживота.
Радживотпоупражняться,
Научилсянапрягаться.
Вдохивыдох ,покрутись.
Лежебока, эй , проснись!
5.Меняетсяритммузыки , « танцуют» мышцы плеч.
Вотподнялисьнашиплечи.
Выше, выше, резче, резче.
Сталиплечи затихать,
Затихатьизасыпать.
6.Звучитспокойнаямузыка ,затемвновьменяетсяритм, «танцуют» мышцылица.
Щеки, носиквпляспошли.
Бровинежноподними,
Губывытянулисьвтрубку,
Потанцуйещеминутку.
7. Ведущийвыбираетребенка,которыйстарался , былвнимательным.
Ребенокзаказываетлюбыедвижениядлявсеготела.
Вновьнародстоитиждет.
Чтонаммузыкаспоет?
Ты, помощник, выходи,
Общийтанецзакажи.
Звучитритмичнаямузыка ,всетанцуют « заказанный»танец , выполняют
движения.Азатемведущийпредлагаетвсемдвигатьсяпособственному
желанию , так, какхочетсамотело.

8. Звучитспокойнаямузыка , детинесходясместаплавнодвигаютсяпод
нее. Послеэтогоможнопредложитьдетямлечьнаковер.
Атеперь, всеотдыхаем .
Отдыхаемимечтаем
Оволшебныхберегах,
Оневиданныхкраях.
Звучитспокойнаямузыкасприроднымизвуками. Детимечтают. « Гус-
ли-самогуды» замолкают, идетирассказывают (пожеланию ) освоих
образах- мечтах.