Роль учета в повышении экономической эффективности производственной деятельности
Теоретическая часть
1.ВЛИЯНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НА
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 5
2. ОПТИМИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОГО УЧЕТА ОСНОВНЫХ
СРЕДСТВ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Учет поступления основных средств 7
2.2. Финансовый учет износа основных средств 8
2.3. Финансовый учет аренды основных средств 10
3. РОЛЬ УЧЕТА ЗАТРАТ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 12
Практическая часть 19
Заключение 22
Список использованных источников 24
Введение
Сегодня, в условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики - предприятию. Именно на микроэкономическом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологий и реализации продукции.
Для решения некоторых из них на предприятии прибегают к методу учета, который представляет собой совокупность приемов первичного наблюдения (документация и инвентаризация), стоимостного измерения (оценка и калькуляция), текущей группировки (счета и двойная запись) итогового обобщения (баланс и отчетность) фактов хозяйственной деятельности.
Как известно, хозяйственная деятельность промышленного предприятия складывается из трех непрерывных взаимосвязанных хозяйственных процессов: снабжение (заготовления и приобретения материально-технических ресурсов), производства продукции и ее сбыта (реализации). Эти процессы осуществляются одновременно, для чего используется труд работников, основные и оборотные средства. Следовательно, важнейшие объекты учета на промышленном предприятии - основные и оборотные средства в их движении. Значение основных средств в общественном производстве определяется тем, какое место занимают орудия труда в развитии производительных сил и производственных отношений.
В данной работе будет сделана попытка проанализировать взаимодействие различных видов учета и экономики предприятия, будут проанализированы способы и пути оптимизации влияния различных видов учета на эффективность производственной деятельности предприятия.
Кроме того, в практической части работы представлены формы первичных документов, необходимых для ведения учета и отчетности производственной деятельности на предприятии.
Учитывая очевидную актуальность рассматриваемой проблематики, а также то обстоятельство, что производственная деятельность большинства предприятий республики в силу различного рода причин находиться в настоящее время в достаточно сложном положении, полагаю необходимым провести максимально подробное исследование рассматриваемых вопросов. Однако, к сожалению, рамки курсовой работы не позволяют этого сделать, но, на мой взгляд, в настоящей работе проведено изучение тематики на уровне, достаточном для ее дальнейшего применения в практической деятельности.
теоретическая часть
1.ВЛИЯНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Общепризнанно, что бухгалтерский учет на предприятии должен осуществляться по определенным правилам. Проблема заключается в установлении такой совокупности правил, реализация которых обеспечила бы максимальный эффект от ведения учета, т.е. формирование финансовой и управленческой информации, ее достоверность, доступность и полезность.
Теоретически возможны три подхода к установлению правил постановки бухгалтерского учета на предприятии: централизованный, децентрализованный и смешанный. [2, С.87]
При первом подходе ведение учета регламентируется из единого центра. Данный вариант реализовывался в условиях централизованно управляемой экономики.
Второй подход предполагает индивидуализацию правил бухгалтерского учета для каждого хозяйствующего субъекта. Данный подход неприемлем в современных условиях хозяйствования, т.к. введение этого подхода в практику позволит максимально учесть все процедуры, но затруднит деятельность предприятия с внешней стороны, т.е. это возникнут проблемы с внешними пользователями, такими, например, как налоговая инспекция.
Третий подход построен на сочетании первого и второго подходов Мировой опыт показывает, что при данном способе за централизованным регулированием остаются основополагающие правила и принципы, обеспечивающие доступность и полезность финансовой информации, а предприятие самостоятельно может вводить какие-либо дополнительные правила ведения бухгалтерского учета, исходя из своих потребностей.
Исходя из функций бухгалтерского учета: контрольная функция, обеспечение сохранности собственности, информационная функция, функция обратной связи и аналитическая функция; к ведению бухгалтерского учета на предприятии сложились следующие требования:
1) точность ведения бухгалтерского учета;
2) полнота ведения бухгалтерского учета;
3) своевременность отражения информации, т.е. отражение фактов хозяйственной деятельности в том периоде, когда они произошли, независимо от времени поступления или выплаты денег по этим фактам;
4) непротиворечивость данных бухгалтерского учета;
5) рациональность ведения бухгалтерского учета.
Таким образом, при выполнении требований к бухгалтерскому учету на предприятии можно добиться получения достоверной информации, которая необходима как и для внутренних пользователей информации, так и для внешних. [5, С.104]
Следует сказать, что в течение девяностых годов шла непрерывная работа по совершенствованию бухгалтерского учета в Республике Беларусь, применению международных стандартов и принятой в мировом сообществе финансовой отчетности.
В условиях нестабильности экономической ситуации более остро стоит вопрос о состоянии бухгалтерского учета на предприятии, т.к. многие предприятия выходят на международный рынок и это требует скорейшего усовершенствования нормативной базы бухгалтерского учета и налогового законодательства.
2. ОПТИМИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОГО УЧЕТА ОСНОВНЫХ
СРЕДСТВ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Учет поступления основных средств
Предприятие может получать основные средства безвозмездно от юридических и физических лиц, приобретать их за плату, в результате строительства новых объектов или реконструкции, расширения и технического перевооруження действующих производственных мощностей в порядке капитальных вложений на условиях текущей и долгосрочной аренды. На этапе образования предприятие может получить основные средства от участника (учредителя) в качестве его вклада в уставный капитал. [11, С.81]
Основные средства производственного назначения, полученные безвозмездно от юридических и физических лиц, относят на увеличение добавочного капитала. Расходы по доставке таких объектов не увеличивают их первоначальную стоимость; предприятие относит их на уменьшение фонда накопления за счет своей чистой прибыли или нераспределенной прибыли.
На этапе образования предприятие может получить основные средства от учредителя (участника) в качестве вклада в уставный капитал. Размер этого вклада указывают в учредительном договоре. В пределах данной суммы учредитель (участник) может внести свой вклад основными средствами. При передаче основных средств приводят их перечень, указывают их первоначальную стоимость, износ и цену соглашения, по которым их относят в счет уставного капитала. Одновременно должна быть передана вся техническая документация на эти объекты основных средств. Создаваемое предприятие приходует основные средства по их первоначальной стоимости, которая складывается из цены соглашения и суммы износа по полученным объектам. Как правило, учредитель принимает на себя все расходы по доставке на создаваемое предприятие объектов основных средств и установке их на месте использования либо потом предприятие-получатель возмещает эти расходы. Все должно быть надлежащим образом оформлено во избежание недоразумений в дальнейшем.
2.2. Финансовый учет износа основных средств
В процессе эксплуатации основные средства утрачивают свои технические свойства и качества - изнашиваются. Любые объекты, входящие в состав основных средств, кроме земли, подвержены физическому и моральному износу, то есть под влиянием физических сил, технических и экономических факторов они постепенно утрачивают свои свойства и приходят в негодность. Это значит, что они не могут выполнять свои функции из-за технических причин или экономической невыгодности. Физический износ можно частично восстановить, произведя ремонт, реконструируя и модернизируя основные средства. Однако со временем затраты на ремонт не окупаются, становятся бесполезными. [7, С.93]
Следует сказать, что моральный износ проявляется иначе, чем физический. Основные фонды по своей конструкции, производительности, расходам на обслуживание и эксплуатацию отстают от своих новейших аналогов. Главное в том, что они не способны выпускать продукцию такого качества, которую можно выпускать на более современной технике. Следовательно, периодически возникает необходимость заменять основные фонды, прежде всего их активную часть, новыми, более современными экземплярами.
Денежные средства, возмещающие затраты на приобретение и создание основных средств и направляемые на замену их износившихся экземпляров новыми, могут быть получены только из выручки за реализуемые товары и услуги. В стоимость товаров, поступающих в обращение, включается и частичное погашение стоимости действующих основных фондов. Экономический механизм постепенного переноса стоимости основных фондов на готовый продукт и накопление денежного фонда для замены изношенных экземпляров называется амортизацией. Процесс накопления амортизационного фонда отражается на счетах бухгалтерского учета.
Для учета износа (амортизированной стоимости) основных средств на предприятиях всех форм собственности предусмотрен пассивный, регулирующий счет, в развитие которого при необходимости открываются субсчета.
Предприятия обязаны ежемесячно начислять износ. Ежемесячно же суммы износа, начисленного по собственным и долгосрочно арендуемым основным средствам согласно установленным нормам, предприятие включает в издержки производства. Износ основных средств, занятых на строительстве, осуществляемом хозяйственным способом, относят на затраты по капитальным вложениям.
Если предприятие сдает отдельные объекты собственных средств в текущую аренду, то начисленный по ним износ оно включает в состав внереализационных потерь, а полученную арендную плату относит к внереализационным доходам. [10, С.69]
Износ основных средств начисляют в течение нормативного срока их службы (эксплуатации) или срока, за который балансовая стоимость основных средств полностью включена в издержки производства, после чего начисления прекращают.
2.3. Финансовый учет аренды основных средств
Аренда бывает следующих видов: текущая и долгосрочная. К долгосрочно арендуемым основным средствам предприятия относят объекты основных средств, которые (согласно договору аренды) по истечении срока аренды (или до его истечения) должны перейти в собственность предприятия или должны быть выкуплены при условии, что арендатор внесет всю выкупную цену.
Долгосрочно арендуемые основные средства предприятия арендаторы учитывают на одноименном счете, а задолженность перед арендодателем - на счете "Арендные обязательства". Предприятия-арендаторы возмещают арендодателям в соответствии с условием договора стоимость основных средств, начисляют и перечисляют проценты за аренду.
Аналитический учет долгосрочно арендуемых основных средств ведут по их видам, а в разрезе видов - по инвентарным объектам. Износ по этим основным средствам исчисляют в общеустановленном порядке и включают в издержки производства.
Если предприятие-арендатор допустит серьезные нарушения договорных условий, то долгосрочно арендуемые им основные средства могут быть востребованы арендодателем. Эти условия должны быть четко зафиксированы в договоре аренды. [4, С.86]
По окончании договора долгосрочной аренды (или при условии досрочного выкупа - полного расчета арендатора с арендодателем за основные средства) арендованные основные средства становятся собственностью предприятия-арендатора.
Что касается учета объектов основных средств, принятых в эксплуатацию на условиях текущей аренды, то такие объекты на балансе предприятия не учитываются. Они принимаются на забалансовый учет по счету "Арендованные основные средства". Объект числится в эксплуатации под инвентарным номером арендодателя. Износ по такому объекту предприятие-арендатор не начисляет. Сумму арендной платы оно включает в издержки производства. За нарушение сроков арендатор уплачивает пеню в размерах, предусмотренных договором, которую он относит на внереализационные потери.
3. РОЛЬ УЧЕТА ЗАТРАТ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Производство продукции на предприятии связано с определенными затратами или издержками. В процессе производства продукции затрачивается труд, используются средства труда, а также предметы труда. Все затраты предприятия на производство и реализацию продукции, выраженные в денежной форме, образуют себестоимость продукции. Себестоимость - важнейший показатель эффективного использования производственных ресурсов.
Цель учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции заключается в своевременном, полном и достоверном определении фактических затрат, связанных с производством и сбытом продукции, исчислении фактической себестоимости отдельных видов и всей продукции, контроле за использованием ресурсов и денежных средств. Непрерывный текущий учет издержек в местах возникновения затрат, повседневного выявления возможных отклонений от установленных норм, причин и виновников этих отклонений должен удовлетворять требованиям оперативного управления производством. [9, С.117]
В основе организации учета затрат на производство лежат следующие принципы:
* документирование затрат и полное их отражение на счетах учета производства;
* группировка затрат по объемам учета и местам их возникновения;
* согласованность объектов учета затрат с объектами калькулирования себестоимости продукции, показателей учета фактических затрат - с нормативными, плановыми и т д.;
* целесообразность расширения круга затрат, относящихся на объекты учета по прямому назначению;
* локализация затрат, вызываемых изготовлением определенной продукции;
* осуществление оперативного контроля за издержками производства и формированием себестоимости продукции.
Затраты, включаемые в себестоимость продукции, группируются в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам: материальные затраты; расходы на оплату труда; отчисления на социальные мероприятия, амортизацию основных фондов; другие затраты.
Организация учета расхода материалов в производстве начинается с отпуска их непосредственно на рабочие места для изготовления продукции. Организация учета использования материалов зависит от ряда факторов, в частности характера производства, видов производственного оборудования, сменности работы, порядка подачи материалов на рабочие места и т д. Поэтому в каждом отдельном случае требуется индивидуальный подход к организации учета использования материалов в зависимости от конкретных производственных условий. Для учета расхода материалов по направлению затрат применяют различные способы документирования: инвентарный и партионный. [1, С.93]
При инвентарном способе документирования расхода материалов фактический расход материалов на производство исчисляется с учетом остатков, не используемых на начало и конец месяца. С этой целью в конце отчетного периода производится инвентаризация остатков материалов. Для определения фактического расхода материалов производится расчет: к начальному остатку прибавляются отпущенные материалы и вычитаются конечные остатки материалов.
Методом учета партионного распределения материалов пользуются для выявления отклонения по каждой партии распределяемых наиболее дефицитных и дорогостоящих материалов. Учет распределения материалов по партиям обеспечивает достоверность учетной информации о количестве полученных и фактически израсходованных материалов, а также о количественных и стоимостных результатах распределения.
Учет при этом методе осуществляется на основании карт учета распределения материала, выписываемых на каждую партию материала. В указанные документы записываются количество материала, поданного к рабочему месту, количество заготовок, изготовленных из этой партии, а также количество полученных отходов и неиспользованного материала, возвращенного обратно по накладной.
Определение расхода материала по нормам осуществляется путем умножения количества изготовленных деталей на норму расхода, установленную на предприятии. Результат распределения (экономия, перерасход) устанавливается путем сопоставления количества фактически израсходованного материала с расходом по нормам.
Учет и контроль за расходованием материалов по отдельным исполнителям можно осуществлять в оперативном порядке при выдаче производственных заданий. В этом случае в наряд на сдельную работу или в другой первичный документ записывается количество выданного в работу материала. При приемке выполненных работ работник должен представить полное количество деталей или возвратить остаток неиспользованных материалов. Следует сказать, что в практической работе предприятий расход материальных ценностей оформляется на основании первичных документов, в которых указываются назначение расхода, наименование производственного подразделения, изделия или заказа, отчета об израсходованных материальных ценностях на производство. Если из однородных материальных ценностей изготавливают разные виды заказов или изделий, фактический их расход условно распределяется между этими заказами или изделиями.
Следует сказать, что на некоторых предприятиях, в зависимости от отраслевой принадлежности, применяется коэффициентный способ косвенного распределения израсходованных материальных ценностей. Данный способ для каждого вида и сорта однородных заказов, изделий устанавливает определенный коэффициент соотношения, начиная с единицы. Умножая эти коэффициенты на выпуск продукции, находят коэффициенто-числа, пропорционально которым разделяют израсходованные материальные ценности по видам изделий, заказам.
Возвратные отходы образуются при израсходовании материальных ценностей. С точки зрения возможного использования отходы могут быть возвратными и безвозвратными. Возвратные отходы - это такие отходы, которые могут быть использованы в дальнейшем, безвозвратные - такие, которые не могут быть использованы в дальнейшем технологическом цикле. [3, С.49]
Энергетические затраты в себестоимость продукции учитываются в составе косвенных расходов и не выделяются в самостоятельную статью калькулирования.
Основная заработная плата основных производственных рабочих, находящихся на сдельной оплате труда, как правило, относится непосредственно на соответствующие виды изделий, заказов или видов услуг.
К элементу отчисления на социальные страхования относятся обязательные отчисления по установленным законодательством нормам на государственное социальное страхование. Отчисления на социальное страхование распределяются пропорционально сумме основной и дополнительной заработных плат в установленном проценте. К элементу амортизации основных фондов относится сумма амортизационных отчислений на полное восстановление производственных фондов. На предприятиях, осуществляющих свою деятельность на условиях аренды, к элементу амортизации основных фондов - амортизационные отчисления на полное их обновление как по собственным, так и по арендованным основным фондам.
К данному элементу также относятся амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов (помещений), которые предоставляются бесплатно организациям (структурным подразделениям предприятия) общественного питания для обслуживания трудовых коллективов, а также от стоимости помещений и инвентаря, предоставленных медицинским учреждениям для организации медпунктов непосредственно на территории предприятия.
Затраты, связанные с производством и сбытом продукции (работ, услуг), при планировании, учете и калькулировании себестоимости группируются по статьям затрат. Перечень статей затрат, их состав и методы разделения по видам продукции (работ, услуг) определяются отраслевыми инструкциями по вопросам планирования, учета и калькуляции себестоимости продукции (работ, услуг) с учетом характера и структуры производства. Затраты на производство продукции включаются в себестоимость продукции того отчетного периода, к которому они относятся, не зависимо от времени оплаты - предыдущей (аренда) или последующей. Отдельные виды расходов по которым невозможно точно установить, к какому калькуляционному периоду они относятся, а также расходы в сезонных отраслях промышленности включаются в затраты производства в сметно-нормативном порядке. [6, С.122]
Непродуктивные потери и расходы отображаются в учете того отчетного периода, в котором они выявлены. Расходы, которые включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) в иностранной валюте, отображаются в национальной денежной единице в суммах, определяемых путем пересчета иностранной валюты по курсу Национального банка, действующему во время осуществления операций.
Сводный учет или обобщение затрат по калькуляционным статьям, элементам, цехам и видам изделий (заказов), видов услуг относятся к завершающему этапу затрат на производство.
Обобщение затрат происходит в определенной последовательности. В первую очередь на счета производства относятся все прямые затраты. Списание прямых затрат осуществляется на основании ведомостей распределения соответствующих издержек, составляемых по данным первичных документов, а также ведомостей начисления амортизации основных средств и износа малоценных и быстроизнашивающихся предметов.
Во вторую очередь распределяются услуги вспомогательных производств, а также косвенные расходы (общепроизводственные и общехозяйственные расходы, расходы по содержанию машин и оборудования). После этого списываются расходы будущих периодов и потери от брака.
Затем осуществляется подсчет производственных затрат по статьям, по видам изделий, кодам заказов, виду услуг, по отдельным структурным подразделениям и в целом по предприятию.
Следует сказать, что объектом учета затрат является отдельный заказ, открываемый на заранее установленное количество одинаковых изделий, или определенный объем выполненных работ или услуг. Производственные затраты собираются по отдельному заказу, а внутри его в разрезе установленной номенклатуры калькуляционных статей расходов. [1, С.97]
Фактическая себестоимость выпущенных изделий, выполненных работ или услуг по каждому заказу калькулируется по его окончании суммированием затрат на производство с учетом имевшего место возврата неиспользованных материальных ценностей и является не средней, а вполне определенной величиной. Калькулирование фактической себестоимости отдельных изделий осуществляется способом прямого расчета, то есть сумма всех затрат на производство делится на количество входящих в этот заказ изделий.
Необходимо подчеркнуть, что совершенствование хозяйственного механизма идет по пути полной самостоятельности предприятий. Документом, отражающим эффективность работы предприятия, может быть лицевой счет. Наиболее перспективной, с учетом широкого использования вычислительной техники, является последовательная замена учета фактических затрат нормативным учетом по отклонениям от нормативной информации (норм, нормативов и нормативных показателей), что значительно повысит эффективность в системе управления предприятием.
Практическая часть
В настоящем разделе будут приведены примеры учета на Минском моторном заводе (ММЗ). Выбор предприятия обусловлен тем обстоятельством, что данное предприятие является одним из немногих, которые при относительно стабильном производственном положении достаточно широко использует возможности оптимизации учета для повышения уровня эффективности производственной деятельности. В настоящее время этот процесс коснулся и сотрудничества ММЗ с зарубежными партнерами, например, с чешской фирмой "АЛТА".
Пример 1.
ММЗ получен объект, не требующий монтажа (первоначальная стоимость 10 млн. руб., износ 2 млн. руб.).
первоначальная стоимость
"Основные средства" 10 000 000 руб.
"Безвозмездно полученные ценности" 10 000 000 руб.
сумма износа
"Износ собственных основных средств" 2 000 000 руб.
Расходы по доставке основных средств полученных таким образом не увеличивают их первоначальную стоимость, они относятся на уменьшение сформированного на предприятии фонда накопления с кредитованием счетов "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", "Расчеты с бюжетом", "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", "Расчеты с персоналом по оплате труда", "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"; также за счет чистой прибыли предприятия.
ММЗ может получить основные средства как вклад в уставной капитал в пределах сумм, установленных в учредительном договоре. В счет уставного капитала основные средства относятся по цене соглашения. В таком случае расходы по доставке основных средств на предприятие несет учредитель и, по условиям учредительного договора, предприятие возмещает ему расходы.
Пример 2.
ММЗ приобретаются основные средства, не требующие монтажа. В этом случае, когда основные средства приобретены для производственных целей, они приходуются по стоимости приобретения без учета НДС, уплаченного при приобретении.
НДС при приобретении не определяется путем расчета, поэтому работники бухгалтерии завода следят за тем, чтобы при переводе средств продавцам, в расчетных документах (платежном требовании, платежном поручении, реестрах чеков, и т.п.) были выде????????????????????????????????????????????????????
??????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????? Сумму уплаченных налогов списывают ежемесячно равными долями.
Пример 3.
ММЗ принимает в эксплуатацию основные средства на условиях текущей аренды. По условиям текущей аренды основные средства не должны переходить в собственность арендатора по истечении аренды. Поэтому такие основные средства на балансе предприятия не учитываются, а принимаются на забалансовый счет "Арендованные основные средства". По таким объектам износ арендатором не начисляется. Сумма аренной платы без учета налогов включается в издержки производства. Арендная плата перечисляется в сроки, обусловленные договором.
Заключение
В условиях перехода предприятия к рынку значительно возрастает роль учета как важнейшего средства получения полной и достоверной информации об имуществе предприятия и его обязательствах и своевременного доведения этих сведений до пользователей.
В связи с расширением прав предприятий в области постановки и ведения различных видов учета возникает проблема оптимальной организации учета различных объектов: основных средств, процессов производства и реализации, расчетов, капитальных и финансовых вложений и др.
В настоящее время предприятия получают возможность проявления инициативы в области постановки и ведения всестороннего учета, что требует некоторых творческих способностей и много знаний для оптимизации учета.
Следует признать, что многое затрудняет деятельность по ведению учета: трудность перехода к современной системе и работы в условиях развивающихся рыночных отношений, недостаточность опыта работы в таких условиях, отсутствие положительных примеров, несовершенство и противоречивость подзаконных актов.
Законодательные органы республики стараются помочь предприятиям в учете основных средств. Примером такой помощи может служить установление стоимости основных средств, привязанной к плавающему показателю минимальной месячной оплаты труда. Думается, что совершенствование системы учета основных средств будет продолжено и в дальнейшем.
В результате проведенного изучения проблематики работы можно сделать следующие выводы:
- учет во всех его проявлениях играет одну из определяющих ролей в сфере повышения эффективности производственной деятельности предприятия;
- для учета основных средств предприятия вследствие их разнообразия по составу и назначению необходима классификация. Наиболее значимой является типовая классификация, на основании которой установлены нормы амортизации, в соответствие с ней ведется учет основных фондов, составляется отчетность о наличии и движении основных средств;
- независимо от организационно-правовой формы собственности предприятия, финансовый учет должен быть организован в разрезе инвентарных объектов, каждому из которых присваивается инвентарный номер;
- основные средства предприятия могут оцениваться как в натуральных, так и в стоимостных показателях. Последние являются базой для составления баланса и годового отчета и могут быть следующих видов: первоначальная, восстановительная и остаточная стоимость;
- аналитический учет, организованный с применением вычислительной техники, позволяет сократить трудоемкость, затраты времени, повысить качество контроля, обеспечивает быстрый доступ к информации на предприятии;
- особенностью учета основных средств предприятия является определение финансового результата по каждой конкретной операции с последующим его отнесением либо на прибыль, либо на убытки.
Список использованных источников:
1. Алимов В.К., Новиков А.А. Финансовый учет на промышленном предприятии. М., "Феникс", 2000.
2. Вещунова Н.Л., Фомина Л.Ф. Бухгалтерский учет на предприятиях различных форм собственности. М., "МАГИС", 1998.
3. Глушков И.Е. Бухгалтерский учет на современном предприятии, М., "ЭКОР", 1999.
4. Козлова Е.П., Парашутин Н.В. Бухгалтерский учет в промышленности. М., "Финансы и статистика", 1999.
5. Луговой В.А. Учет основных средств, нематериальных активов, долгосрочных инвестиций. М., "Инкосаудит", 1999.
6. Никитин А.В. Оптимизация учета на предприятии. Саратов, 1998.
7. Ольховский В.П., Володин Л.М. Организация и методика учета на промышленном предприятии. М., "Экономика", 1999.
8. Пинко В.А. Бухгалтерский учет основных средств и прочих необоротных активов. СПб., 2000.
9. Шмален Г. Основы и проблемы экономики предприятия, М., "Финансы и статистика", 1997.
10. Шнейдман Л.З. Основы формирования учетной политики предприятия в условиях к переходу к рынку. М., "Прогресс", 1999.
11. Яковлев К.А. Учет и отчетность на промышленном предприятии. СПб., "Нева", 1999.