Государство

Государство - основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов и ассоциаций. Государство представляет собой центральный институт власти в обществе и концентрированное осуществление этой властью политики. Поэтому и в теоретическом, и в обыденном сознании, и в действительности все три явления - государство., власть и политика вполне естественно отождествляются. В политической философии и в политической науке вплоть до конца XIX в. по этой причине понятия государства и политики не различались. Понимание государства реально представляет собой одну из наиболее сложных задач политической мысли.
Теория государства охватывает три группы генетических и функциональных проблем, связанных с триединой основой происхождения, формирования и существования государства:
(1) общественной,
(2) классовой
(3) политико-правовой и организационно-структурной основой государственной деятельности ("государственным формализмом", по выражению Гегеля, т.е. с государства как политической формой).
В зависимости от акцента на одной из этих основ сложились три различных подхода к исследованию государства:
(1) политико-философский и политико-научный, идущий от античной традиции, сохранившийся и развивающийся по сей день, при котором государство рассматривается как средство решения "общих дел" (Республика) и регулирования отношений правителей (власти) и народа (общества), а также как средство, обеспечивающее политическую жизнь самого народа и человека (Аристотель);
(2) классовый как порождение разделения общества на классы и орудие классовой борьбы, согласно марксистской традиции: "Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы" (В.И.Ленин. ПСС. Т.39. С. 75) и определению Ф.Энгельсом государства как "...государства самого могущественного, экономически господствующего класса, который при помощи государства становится также политически господствующим классом и приобретает таким образом новые средства для подавления и эксплуатации угнетенного класса" (К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч. Т.21. С. 171);
(3) правовой и организационно-структурный - как "юридическое государство", источник права и закона, организующее жизнь общества и деятельность самого государства и его структур в системе политических и общественных отношений.
Т.обр., выделяются три ряда политических отношений, которые охватывает государство, и три его основные функции: организационная, управляющая, преследующая общие цели - сохранения и жизнедеятельности, достижения "общего блага", единства, установления порядка, регулирования взаимоотношений государства и народа, нации, этноса (почему Т.Гоббс и назвал государство "естественным телом", или "природным телом"); специфическая функция господства и подавления, и в этом смысле государство выступает не только как средство борьбы и усмирения, но и как источник конфликтов в отношениях между классами и государством и классами; и не менее специфическая функция "юридического государства" - создавать правовую систему и управлять ею, регулировать работу государственного аппарата и отношения государства и общества со всеми присущими ему общественными отношениями (социальными, экономическими, правовыми и пр.). При определении сущности государства и в соответствии с целью исследования неизбежными становятся тенденции: либо крен в сторону универсальных закономерностей, либо сведение проблемы к классовым проблемам и базисно-надстроечным категориям (см. "Политика и экономика"), либо уклон в сторону "политического юридизма", к правовой технике организации власти. Поскольку, однако, эти подходы не исключают друг друга и ведут лишь к пониманию разных аспектов такого сложного образования, как государство, их сочетание оказывается наиболее плодотворным.
Синтез различных представлений о государстве позволяет разрешить многие проблемы -соотношение государства, политической системы и общества, а значит, и проблемы единства государства и общества, правящих сил, происхождения государства, условий и направления его развития и т.д., в частности, важнейший вопрос о границах распространения государства в общественном пространстве страны, т.е., совпадают ли государство и общество и составляют одно целое, в котором возможно единство и государство охватывает всю совокупность общественных отношений, для чего служат созданные им системы идеологических, политических, правовых отношений, аппараты контроля, органы пресечения, административные структуры и т.д. государство тогда унитарно, т.е. единообразно, когда оно объединяет и унифицирует общество. В этом смысле и употребляется понятие "российское (или британское, французское и т.п.) государство", т.е. власть, страна и народ, их владения, территория и ее границы. В крайних случаях возникают основания для отождествления и собственности общества и государства в пользу последнего. Это, в частности, проблема средневекового и позднефеодального (абсолютистского или самодержавного) государства, в котором объединялось его двойное владение - властью над политическим пространством страны и над ее хозяйством (imperium и dominium). Это проблема и социалистического общества, которому так и не удалось реально разграничить единую по существу общественную (общенародную) и государственную собственность. Другое решение этого вопроса - признание государства центром политической системы, институтом власти, распространяющейся на общество и включенной в него в качестве особого социального института - политического класса (или общины), но не поглощающей общество. Тогда возможен анализ отношений власти, получившей структуру и форму государства, и общества, способного (при необходимых условиях) сплотиться в сообщество, т.е. определенное единство, народ. Суверенной становится не унитарная структура "государство - общество", а каждая из двух сторон - государства и общество. Единство такой, двусторонней (биполярной) структуры зиждется на равноправных, договорных отношениях между ними, т.е. достигается более сложным, но более эффективным образом. Общество относительно свободно от государства в своем развитии. государство оказывается более динамичным, более способным зволюционировать, легче переживать смену политических режимов, типов правления, перестройку конкретных структур власти. И в том и в другом толковании государства, как и в различных подходах к его объяснению, отражены реальные исторические типы гасударственного устройства совместной жизни людей. История государства позволяет проследить их чередование и изменение. государство возникает из предгосударственных форм власти вождя племени или союза племен (см. Вождизм), шамака, жреца вместе с образованием общества, т.е. упорядоченной совокупности людей, объединенных неприродными связями и отношениями, общими интересами и целями; далее вместе с общественным разделением труда, появлением частной собственности, социальной дифференциацией членов общества и образованием классов, а следовательно, вместе с отношениями имущественного, социального и функционального неравенства и возникновением политики, организующей и регулирующей общественные отношения и ее новой институциональной формы - власти с органами управления и контроля.
Таким образом государство - результат и фактор общественного развития, одновременного формирования политической и социальной организации общества. История государства - сложный и многообразный процесс, опосредованный многими историческими, региональными особенностями каждой эпохи, спецификой локальных цивилизаций (древневосточных, греко-римской, средневековых эпох на Востоке и на Западе), общественно-экономических формаций и др. факторами. Тем не менее возможна обобщенная генетическая и историческая схема эволюции государства, состоящая из нескольких основных этапов.
1 этап. На ранней стадии становления государства сохраняются остатки первобытной (военной) демократии, чередуются (в античной Европе) республиканские и монархические, деспотические режимы и формы правления. В неполно сформированном обществе резко дифференцируются не классовые структуры, а существуют членения на свободных и несвободных, т.е. на свободных граждан - членов общества, которые делятся в свою очередь на классы (родовая знать, свободные ремесленники, крестьяне, торговцы, воины, представители мира искусства -скульпторы, художники, поэты и т.п.) с очевидным делением на правящую верхушку общества и подчиненные низы (в Риме это деление на патрициев и плебеев и др.) и рабов, а также различные категории полусвободных (отпущенников и пр.). Это еще не сложившееся общество поскольку экономическая деятельность (основное производство, часть торговли и ремесел) была уделом несвободных, не входивших в общество, не имевших ни гражданских, ни политических прав. Две функции государства четко различаются - устройство "общих дел" в сообществе свободных (что не исключало и в нем регулирования социальных и классовых отношений) и господство - подавление по отношению к порабощенным в буквальном смысле слова. Вождизм, унаследованный от первобытных форм власти, закрепляется в монархических и имперских формах, переходящих и в следующий этап развития государства
II этап. Средние века и начало Нового времени (XVI в.). Сохраняется сильная деспотическая, монархическая власть с преобладающими отношениями господства и владения: страна и подданные (народ) - собственность монарха ("государевы люди"). Разрушенные (в Европе), но еще сохраняющиеся по типу отношений кровно-родственные связи порождают власть сеньореального вида, связывающую сеньора (господина) и его вассалов. Сильная деспотическая власть и государство отождествляются, доминирует абсолютистская, монархическая форма правления. На Востоке и на Западе сохраняются формы неэкономического принуждения (теоретик этого этапа - Н.Макиавелли). государство доминирует в обществе, как и дисциплина страха (Т. Гоббс). Начиная с ХШв. в Европе и на основе ее истории на протяжении последних трех столетий этого периода постепенно формируются предпосылки и основы государства Нового времени. Ведущим процессом развития государства уже в этот период стала концентрация власти на расширяющейся социальной и экономической базе, вплоть до заполнения всего пространства политических отношений. Этот процесс в свою очередь опирался на овладение властью государства принадлежащей ему территории (устранение полицентризма власти, феодальной разобщенности провинций, объединение земель) вместе с централизацией и концентрацией власти и ее прогрессирующей деперсонализацией, т.е. замену отношений личной вассальной преданности монарху и, в целом, отношений вассалитета организованным государственным аппаратом управления, в котором ведущую роль играли не отношения личной зависимости, а служебные отношения и функции, т.е. политическая организация власти. Более ранняя инициатива церкви - организовать политическое единство Запада и отдельных стран на религиозной основе после длительной борьбы светской и церковной власти была преодолена государственным строительством на экономической и социально-политической основе. Отсюда и возникает государственно-территориальная пространственная организация общества с институциональной, а не личной дисциплиной. К XVI в. процесс новой политической организации общества зашел уже достаточно далеко. К этому времени относится и появление самого понятия "государство", роль которого до того выполняли понятия "владения", "земли", "княжества", "королевства", "империи" и т.п., а в научной литературе - понятие "республики", т.е. "общее (или общественное) дело" от лат. res - вещь, дело и publika - общественная. Возникшее в философской политической мысли Европы, (крупнейшим представителем которой в середине века стал Т.Гоббс, автор концепции гражданского общества) противопоставление догосударственного состояния общества его цивилизованному состоянию стало новым политическим термином для обозначения политического государственного состояния общества или просто состояния. Латинское слово status (состояние) стало исходным для западноевропейских state (англ.), staat (нем.), etat (фр.), stalоит (ит.), estado (исп.) и т.д., сохранивших одновременно и значение "состояния". Прежнее понятие "республика" для обозначения государства, употреблявшееся еще во второй пол. XVI в., напр., у Ж.Бодена ("Шесть книг о республике", 1576 г.), а также и для монархического режима, приобрело современное значение республиканского строя, но смешение понятий сохранилось в современных переводах античного термина "республика" ("Республика" Платона, "О республике" Цицерона и название книги Бодена), который неточно переводится как "государство". В XVFI в. окончательно определяется понятие государства вне представлений о его устройстве или режиме (республика, деспотия, королевство, княжество и т.п.).
Ill этап. В то время, как на Востоке закреплялись монархические и имперские формы государства, стабилизировались архаические общественные структуры со значительной долей личной (рабской или крепостной) зависимости, неэкономическим принуждением, военно-феодальными политическими структурами власти и на значительных пространствах и у многих народов еще не существовало никаких развитых форм государственности, в Европе завершался процесс образования наций, формирования общенационального рынка, языковой и культурной консолидации большинства стран. XVII в. стал периодом подготовки гражданского общества со сформированными социальными и классовыми структурами, сложившимися товарно-денежными отношениями, изживавшимися остатками неэкономического принуждения. Среди многих исторических изменений этого процесса - формирование личности нового типа, выход из хаоса феодальных усобиц и межгосударственных войн и т.д. - одно из основных - образование равной государству, уравновешивающей его власть стороны политических отношений - общества суверенного народа, которое высвобождается из-под гнета государства и способно стать равным ему партнером, участником политического процесса и вступать в договорные (конституционные) отношения с центральной властью. Начавшаяся за много столетий до того борьба за права и свободы человека, равенство и равноправие общества получила новый импульс, ускоривший формирование и общества и государства Активизируется идея гражданского развития общества, (Т.Гоббс, ^Цж.Локк, в XVIII в. - Ж.Ж. Руссо, И.Кант и т.д.) и преобразования власти государства: абсолютизма как одной из его форм правом (ДжЛокк, И.Кант, В.Гумбольдт и др.), разумом и нравственностью (просветители XVIII в., И.Кант и др.) и ограничения правом самого государства (Дж.Локк, И.Кант, государстваВ.Гегель, конституционалисты Х1Х-ХХ вв., К.Ясперс и мн.др.), превращая его в правовое государства Однако полного -развития гражданские отношения и правовая государственность достигли много позже. Но становление государства Нового времени гражданская, культурная, экономическая консолидация и унификация общества оставались господствующей, но не единственной тенденцией, как и создание унитарного (единообразного) государства Не менее древней, хотя и доступной лишь отдельным, наиболее могущественным государственным образованиям традицией было создание многонациональных империй из главенствующего, центрального государства - метрополии и нескольких или многих присоединенных, присоединившихся или завоеванных стран или народов, не успевших построить собственную государственность либо утративших ее. Имперские образования нестойки, хотя могут просуществовать достаточно долго (Римская, Византийская, Российская империи, древние восточные и др. империи). Причины их распада многообразны (внешние завоевания, внутреннее социальное разложение, формационные социально-экономические перестройки и др.), однако в этих процессах неизменно обнаруживается тенденция к образованию национального государства, т.е. к выделению из имперского целого (союза, конгломерата государства либо колониальной структуры). Самостоятельное государство наиболее пригодно для развития этнической общности, консолидирующейся в нацию. Эта закономерность особенно отчетливо сказалась в XX в. - эпохе общемировой интенсификации общественного, экономического и, соответственно, национального развития, разрушившего последние империи. Но хотя время империй безвозвратно ушло (последняя, национал-социалистская попытка создать империю оказалась самой трагичной и безуспешной), проблема адекватности государственного, национального и социально-экономического развития остается актуальной для многонациональных и даже однонациональных государств с компактно проживающими национальными меньшинствами.
Отсюда и проблемы сепаратизма, неизбежно обостряющегося в современном мире, особенно там, где имеет место тот или иной вид неравенства (экономического, национального, культурного), разрушающего единство страны. Если имперское государство - отвергнутая историей альтернатива унитарному государству, то федеративное (см. Федерация) или конфедеративное (см. Конфедерация) устройство государства оказалось жизнеспособным и отвечающим требованиям общественного, политического, экономического и культурного развития. Мысль о преимуществе федеративной государственной структуры перед унитарной сформулирована еще в XVIII в. Ш.Монтескье. Она была реализована в конце того же века в США, после второй мировой войны - в Германии (ФРГ). Федеративные государства - наилучший выход из конфликта между унитарностью, господством центра и подчинением окраины, неравномерностью процессов развития, с одной стороны, и стремлением к национально-государственному обособлению частей уже сложившегося государства - с другой. Федерация в этом смысле - это реализация свободы и взаимодействия одновременно. Она становится прообразом следующей стадии общественного и политического развития -интеграции государства - экономической, политической, культурной, союза социально однородных и равноправных государств, объединения нового, неимперского типа, такого, как европейская интеграция. Она решает свободным, демократическим путем историческую проблему сильной, значительной, интегрированной и интернационализированной государственности, которую имперские государства пытались решить насильственным способом, усугубляя естественное неравенство народов и государств, которое существует в мире, превращая его в эксплуатацию одних государств другими, господствующими. Интегративные союзы также объединяют не равные в каком-то отношении государства - экономическом (ср. Португалию и Германию), территориальном (ср. Францию и Данию) и др. Но именно они могут сделать неравные государства равноправными и способствовать изживанию самого неравенства. Федеральные и конфедеральные государственные структуры - уже опробованный шаг к этой цели. Обособление и выход из федеративного или интегративного объединения могут быть оправданы либо его неэффективностью, разрушением в силу внутренних или внешних причин (социальная и экономическая неэффективность, политическая, культурная деградация, пораждение в войне и т.п.), либо выходом из интеграции народа, не успевшего самостоятельно пройти естественный исторический путь национально-государственного, экономического и культурного развития и наталкивающегося в рамках интеграции на препятствие такому развитию (зависимое состояние, крайнее неравенство уровней исторического процесса и т.п.). Однако во всех случаях, оправдано отделение или нет, оно отбрасывает страну на ранние этапы государственного развития.
IV (современный) этап эволюции государства отмечен расширением федеративных и конфедеративных процессов (вступление в федеративное объединение Германии, вслед за Швейцарией и США), борьбой за и против таких объединений (Югославия, бывш. СССР, некоторые страны на его территории) и появлением условий для новой, современной государственности и первых интеграции. Эти условия включают: углубление демократического процесса, создание основ гражданского общества и правового государства, нового, динамического типа социального и экономического развития на новой, быстро революционизирующейся материальной основе; формирование динамических, способных на быстрые и адекватные ответные реакции на изменение условий и окружения механизмов стабилизации государства, восстановление равновесия сил и порядка в обществе динамический тип политической стабилизации); стабильность государства благодаря равновесию власти и общества, возможность политического единства государства всех времен и типов характеризуется рядом устойчивых, общеисторических признаков и функций. К ним относятся: обязательное формирование правящих сил на той или иной социальной и классовой основе, процесс, который в современном государства имеет тенденцию демократизироваться путем расширения этой основы (за счет политических партий, общественных движений, выборных носителей власти и т.д.); наличие характерной политической организации - политической системы, структур центральной и периферийной власти и отношений между ними; обязательное расширение политического пространства государства за пределы государственной территории в связи с осуществлением его внешнеполитических функций; ряд обязательств перед страной и народом: поддерживать внутренний мир и порядок, защищать подвластную территорию, рейдировать классовые, социальные, национальные, экономические отношения, преследовать цели общего блага; ряд монопольных прав: монополия неэкономического принуждения, не допускающая принуждения и насилия со стороны частных лиц, отдельных групп и т.п., исключительное право издавать обязательные для всех законы, исключительное право эмиссии денежных знаков, право определять и взымать налоги и сборы, выпускать займы, осуществлять бюджетную политику, создавать, содержать и использовать вооруженные силы различного назначения и органы пресечения, право на осуществление внешней политики, право представлять государство за рубежом и др. Существование государства, проявление этих и др. признаков представляют собой осуществление совокупности необходимых функций, неизбежных для государства любого типа. Таковы функции защиты государственного строя; предотвращения и устранения социально опасных конфликтов; регулирования экономических и др. общественных отношений; осуществление общей для страны внутренней политики как системы ее конкретных проявлений - социальной, экономической, финансовой, научной, культурной, образовательной и пр. политики; внешнеполитические функции защиты интересов страны; функции обороны страны и ведения вооруженной борьбы и мн. др.
Методы, которыми осуществляются функции государства, применяемые им при этом средства, характер установленных в государстве социальных и иных отношений позволяют классифицировать разные виды государства, построить их типологию. Такой анализ исторически был самым ранним, с античных времен он служил для сопоставления государств различных типов и поисков лучших образов правления (Платон, Аристотель). Отсюда проистекают первые классификации демократических и недемократических режимов. В основе их лежат разные признаки: классовая природа правящих сил ("какому классу государство служит"), т.е. деление на рабовладельческое, феодальное, буржуазное, пролетарское государство; формы правления, т.е. организации правящей власти, - монархическое, республиканское государства, республики президентские, парламентские и т.п.; устройство политической организации - государство унитарное, федеративное, конфедеративное; политический режим - демократическое, авторитарное, тоталитарное государство, диктаторское, деспотическое, либеральное и пр. Эволюция государства - вопрос о его перспективах. Революционные потрясения, смены больших эпох изменяют типы государства, изменяют и развивают его функции, сменяют конкретные государственные формы - власти, режимы и т.п., но государство как политический институт остается. К.Маркс и марксизм в Х1Х-ХХ вв. поставили вопрос о будущем этого института как орудия классового господства, который станет ненужным (как и сама политика) в бесклассовом обществе и отомрет, когда такое общество возникнет. Установление пролетарской диктатуры после Октябрьской революции, а затем тоталитарной диктатуры привело не к отмиранию, а к укреплению государства и предельному умножению и укреплению его функций. Идея отмирания оказалась преждевременной и превратилась в догму. Для ее спасения была выдвинута известная теория "отмирания государства через его усиление". Идея отмирания становилась весьма абстрактной гипотезой, какой она была и у Маркса. Реально же общественная роль государства неуклонно возрастает в странах с любыми режимами и типами правления вместе с усложнением материальной и духовной жизни общества и ростом физических параметров политики - ее масштабов, технических средств, темпов и глубины ее изменений, аппаратов власти и т.д. Политическая мысль, исследовавшая проблемы единства и многообразия мира, давно готовила другую концепцию государства, которая и возникла в начале XX в. в движениях мондиализма и "федералистов мира", - идею интернационализма государства, создания мирового правительства, функцией которого было бы решение "общих дел" уже не отдельной страны, а человечества. Последующие события (интернационализация войн, которые стали мировыми, деканонизация, активизация международного разделения труда и его кооперации, возникновение глобальных проблем и т.д.) подтвердили тот факт, что мир объективно все более и более нуждается в организации и управлении, но инстанции мировой власти, которая могла бы его организовать, нет. Частично ее функции осуществляют региональные союзы государств -традиционная форма координации политики. На ее основе разработаны идеи регионализации мира, его членения на семь или меньшее число регионов с перспективой их внутренней интеграции (М.Гренье и др.), деление мира на Север и Юг (В.Брандт), Запад и Восток и т.д. Реальным путем интернационального развития государства на сей день стало его участие в расширяющейся системе международных организаций, в интернационализации демократического процесса, а также преодоление изоляционизма, отсталости и политической и идеологической защиты идеи особой исторической исключительности какой-либо страны.