Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей младших школьников
Введение
Аналитическая часть
Анализ педагогической деятельности по развитию творческих способностей младших школьников, посредством фольклора.
Анализ внешних условий протекания педагогического процесса.
Проблемы и противоречия, возникшие в процессе педагогической деятельности.
Проектная часть.
Заключение.
Список литературы.
Приложение 1.
Результаты формирования певческих навыков и критерии оценок.
Приложение 2.
Результаты развития певческого голоса 1-2 класс.
Приложение 3.
Программа по фольклору.
Приложение 4.
Анкета.
Приложение 5.
Сценарии календарных праздников.
Приложение 6.
Альбом с фотографиями.
Приложение 7.
Дипломы.
Введение
Каждая образовательная область вносит свой вклад в формирование человека, который будет жить в новом тысячелетии.
Образовательная область искусство, предоставляет учащимся возможность осознать себя как духовно-значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира. Освоить непреходящие ценности культуры, перенять духовный опыт поколений.
Искусство с первых дней школьной жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, в его эстетической и нравственной сущности, развивает ассоциативное, образное мышление. Именно в искусстве школьник развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность.
В наше время с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека третьего тысячелетия, возрождение и расцвета культурных традиций народов России. Эту задачу по развитию личности ребенка помогает решить и кружковая работа, а в частности, занятия школьников по фольклору. Занятия по фольклору имеют в себе большие возможности для творческого развития школьников.
Анализируя детское продуктивное творчество, можем судить о качествах ребенка, его склонностях, интересах, о разнообразии способностей. творческая деятельность способна оказать преобразующее влияние на личность ребенка.
Теоретически основа толкования понятия детского творчества строится на признании наличия у детей врожденных задатков, которые независимо и спонтанно выявляются в деятельности детей. В раннем детстве уже складывается свободное творчество, отвечающее принципам свободы творчества.
Источником музыкального творчества считают жизненные явления, саму музыку, музыкальный опыт, которым овладел ребенок.
Процесс детского творчества вызывает у детей особое желание действовать в искренней и непринужденной обстановке в таких видах деятельности как игра, инсценировка, песня и др.
По своей природе детское творчество синтетично и часто носит импровизационный характер. Оно дает возможность значительно полнее судить об индивидуальных особенностях и своевременно выявить способности у детей.
Б.М. Теплов отмечает, что раннее вовлечение детей в творческую деятельность полезно для общего развития, вполне отвечает по потребностям и возможностям ребенка. У детей семи лет широко развивается самостоятельное творчество: музыкальное, театральное, литературное. Этой же точки зрения на значение результативной продуктивной деятельности, на роль творческого воображения и его особенностей придерживаются Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец. К. Головская доказывает в своем исследовании, что дети проявляют творчество в такой близкой им деятельности, как музыкальные игры, хороводы, пляски, пение, во всех видах музыкального творчества.
При занятиях творческой деятельностью развиваются творческие способности. Термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, определяется в литературе неоднозначно. Распространенным является определение:
Способности – это то, что не сводится к знаниям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.
Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес ученый Б.М. Теплов.
В понятие «способности» по его мысли, заключено три идеи.
Во-первых, под способностями разумеется индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.
Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности.
В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам и умениям, которые уже выработаны у данного человека.
Способности, считает Б.М. Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается на практике, со временем теряется, так как человек перестает ею пользоваться.
Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями, мы поддерживаем и развиваем дальше способности.
Различают общие (умственные способности – развитая память, совершенная речь, точность ручных движений и специальные способности, например, музыкальные). Они определяют успехи в специфических видах деятельности, для которой необходимы задатки определенного рода (в нашем случае – музыкальные) и их развитие. В эти задачи входят три основные музыкальные способности.
1. Ладовое чувство или эмоциональный перцептивный компонент музыкального слуха.
2. Способность к слуховому представлению, т.е. способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающая звуковысотные движения. Способность к слуховому представлению совместно с ладовым лежит в основе гармоничного слуха. Это способность образует основное ядро музыкального воображения.
3. Музыкально-ритмическое чувство, то есть способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить последний – это лежит в основе музыкальной отзывчивости на музыку, многоплановость и разнообразие видов деятельности, в которую одновременно включается школьник, выступает одним из условий комплексного и разностороннего развития его способности.
Основное требование к деятельности, развивающей способности – творческий характер деятельности. Развитие музыкальных творческих способностей – это выработка у ребенка стремления к проявлению собственной инициативы, музыкального таланта: стремление создать что-то новое, свое лучшее, стремление расширить кругозор, наполнить новым содержанием свои познания в области народной музыкальной культуры.
Цель аналитического отчета:
Анализ педагогических условий, способствующих развитию творческих музыкальных способностей.
Объектом наблюдения является процесс развития творческих музыкальных способностей у учащихся детского объединения по фольклору.
Предметом наблюдения – условия и результаты деятельности по развитию творческих музыкальных способностей.
Задача аналитического отчета:
Рассмотреть, как:
* Воспитание устойчивого интереса и любви к народному искусству способствует развитию творческих способностей учащихся.
* Воспитание у учащихся стремления к самовыражению посредством творческой деятельности способствует развитию творческих способностей.
* Освоение народного творчества через овладение учащимися навыками хорового народного пения, исполнительства народной хореографии способствует развитию музыкально-творческих способностей.
* Занятия в детском объединении по фольклору способствуют воспитанию эстетических чувств.
* Через фольклор можно решать воспитательные задачи.
Система знаний детского объединения по фольклору позволяет школьникам становиться эстетически развитыми людьми, имеющими необходимый объем знаний, умений и навыков, позволяющим им принять активное участие в культурной жизни общества.
В своей работе я опираюсь на принципы государственной политики в области образования, ст. 2 Федерального «Закона об образовании», где продекларирован гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей.
1. Аналитическая часть
1.1. Анализ результатов образовательного процесса по развитию творческих способностей младших школьников посредством фольклора.
В художественно-эстетическом образовании и воспитании учащегося значительную роль играет приобщение к народному музыкальному творчеству, к народной песенной культуре. Народное музыкальное творчество Н.В. Гоголь образно называл «звучащей историей», «звонкими живыми летописями».
Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайно, не секрет, что помимо экономических трудностей, Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Безжалостное отрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведет к бездуховности. Поэтому главной задачей своей деятельности вижу обогатить детей знаниями о народном музыкальном фольклоре.
Основой при формировании эстетического сознания школьников должны стать художественные ценности традиционной национальной культуры народа, источником и фундаментом которого является фольклор.
Фольклор – источник знаний о действительности, о человеке и средство формирования важнейших народных понятий о добре и зле, средство познания родного языка, родной речи через лучшие образцы народной песни. Фольклор формирует национальное мировоззрение, учит ребенка видеть мир глазами своего народа.
Существенную роль в этом играет работа детского объединения по фольклору, где проходят теоретические и практические занятия. Работа объединения ведется по программе, в основу которой положена программа государственного образца для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ и наработки Н. Егошиной, методиста филиала НТО ИРРО.
Данная программа решает следующие задачи:
* Создание условий для становления гражданских позиций личности.
* Развитие национального самосознания личности, как проявление общечеловеческих ценностей.
* Включение учащегося в такую систему деятельности и отношений, которая обогащает их положительный опыт.
Существенную роль в реализации этой программы играет работа детского объединения по фольклору, где проходят теоретические и практические занятия.
На занятиях фольклора проводится идея комплексного подхода в развитии детей – соединение музыки, хореографии, истории фольклора и необходимости психолого-педагогического изучения каждого ребенка. И в плане общения в коллективе, бережное отношение к каждому ребенку.
В основу обучения учащихся младшего школьного возраста положены педагогические принципы:
1. Гуманизация обучения, стоящая на том, что каждая личность неповторима, каждый ребенок – чудо.
2. Интерация различных видов искусства: музыки, хореографии, элементов театрализации, игры.
3. Широкое привлечение игровых технологий, интереса, как факторов педагогической свободы обучения.
4. Принципы гуманизации, необходимости постоянного духовно-нравственного, этического совершенствования.
Работа осуществляется в согласии с основными дидактическими принципами педагогики: учета склонностей, индивидуальных способностей, учета возрастных особенностей ребенка.
Цель программы: развитие творческих способностей детей, воспитание общей культуры учащихся, приобщение к народным традициям и обычаям, расширение музыкального кругозора учащихся.
Важнейшей задачей курса является развитие творческой личности, знающей свою культуру. В программе предусмотрены различные виды деятельности: игра, беседа, прослушивание музыки, пение, работа с музыкально-шумовыми инструментами, разучивание основ народного танца, театрализация игровых песен, работа над выразительностью речи, изготовление масок, посещение выставок, музеев, участие в концертной деятельности ДДТ с целью пропаганды народного творчества.
Обучение строится по 3 направлениям:
1. Знакомство с народно-обрядовой культурой России.
2. Вокально-хоровое обучение.
3. Хореография, обучение основам народного танца.
Учебно-творческая программа рассчитана на 2 года обучения.
В основе моей работы лежит один из принципов гуманистической педагогики: «Где для детей польза, там же для них должно быть и удовольствие» (Философ-гуманист М. Монтенко)
Возрастные особенности детей, с которыми я работаю таковы, что игра остается одним из любимейших видов деятельности. И этим я стараюсь умело пользоваться. Стараюсь разнообразнее включать ее в урок. Во время игры использую такие методы обучения:
1. упражнения по приобретению навыков самостоятельных действий в пении.
2. упражнения в самостоятельном подборе вариантов игр, танцевальных движений.
3. творческие задания как метод развития песенного, музыкально-игрового творчества.
Предпочитаю использовать народные игры с пением и движением. Почему они так необходимы на моих занятиях? Эти игры развивают интерес к пению, память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию. В играх такого плана дети учатся передавать в движении художественный образ. Но самое главное – через игру русская народная песня входит в быт семьи, в которой воспитываются мои учащиеся. В народных играх дети учатся общаться, приобщаются к народным традициям, проявляют взаимовыручку, знакомятся с малыми жанрами народного творчества.
Игровая деятельность на занятии позволяет решать следующие задачи:
* Развитие творческой индивидуальности.
* Эмоциональное развитие.
* Воспитание эстетических, патриотических чувств.
* Развитие музыкальных способностей.
* Развитие духовной сферы.
* Развитие самостоятельности, физическое развитие.
В своей работе я сталкиваюсь с детской пассивностью, закомплексованностью, неумением детей раскрыть свои возможности.
Я вела поиск новых захватывающих приемов для воспитания у детей устойчивого интереса к творчеству посредством личного примера, использования атрибутов, костюмов, показа. Я искала ответы на вопросы: «Как повысить творческую активность? Какова связь между творческой активностью и уровнем музыкальности ребенка?» И нашла ответ: необходимы захватывающие впечатления, а их можно получить в результате знакомства с лучшими литературными произведениями, которые стимулировали бы потребность детей в активном выражении чувств, придавали своеобразие музыкальному творчеству. Музыкально-творческая игра по сюжетам литературных произведений требует активной мысли, направленной на восприятие содержания произведения. Дети эмоционально воспринимают содержание, сочувствуют героям, отсюда и появляется стремление активно реализовать себя в игровых действиях.
Я предложила детям поставить музыкальную сказку «Теремок». В основу своей работы положила методику педагога-музыканта Н.А. Метлова. Эта работа помогла активизировать творческую активность ребят.
Га занятиях, посвященных устному народному творчеству, где через пословицы, поговорки, сказки ребята для себя раскрывают нравственно-этические понятия добра, зла, честности, уважение к старости, взаимопомощи. Дети по темам: «Труд», «Дружба» подбирали пословицы, поговорки, составляли ребусы, кроссворды, придумывали мелодии колыбельных песен и пели их куклам.
При знакомстве на уроках с прибаутками, календарным, потешным, игровым фольклором, обогащается внутренний мир ребенка. Дети с удовольствием поют приговорки, говорят и поют небылицы, отмечая красоту русского языка, яркость музыкальных образов, добрый юмор.
Эта творческая деятельность нашла свое отражение в фольклорном празднике «Пошутим – посмеемся» (приложение № 5). Знакомство детей с обрядами осеннего цикла обогатило ребят знаниями о старинных крестьянских обычаях, которые соблюдались земледельцами во время уборки урожая. Ребята использовали эти знания во время осеннего праздника «Жниво» (приложение № 5).
После изучения обрядов зимнего цикла дети с увлечением изготавливали «козу», которую потом «водили» с собой во время колядования в ДДТ и за его пределами, разучивали игровые сценки, играя роли, перевоплощались в героев, подбирали себе костюмы, пели колядки с добрыми пожеланиями на зимнем календарном празднике «Накануне Рождества» (приложение № 5). Готовясь к Масленице, дети изготовили чучело масленицы, затем сжигали его на костре (приложение № 5).
Знакомясь с обрядами летнего цикла, мы традиционно празднуем «Троицу», увлекая этим праздником детей, посещающих летний городской лагерь при ДДТ. Ребята плели венки, украшали разноцветными ленточками дерево березку, знакомились с обрядом «кумления». Готовясь к «Деревенским посиделкам» (приложение № 5), ребята подбирали частушки, поговорки, считалочки, небылицы, мальчики показали свое мастерство в игре на ложках, девочки – в рукоделии.
Совместная деятельность детей создавала общее эмоциональное переживание, ребята оказывали помощь друг другу при выполнении задания, сострадали, переживали неудачи и радовались успеху. Они становились терпимее, добрее, справедливее в оценке своих действий и поступков. При подготовке праздников происходило преображение робких, застенчивых детей в раскрепощенных, инициативных.
Деятельность детей была продуктивной, т.к. были определены ближние и дальние цели, на занятиях была создана ситуация творческого поиска и мотивов деятельности, что явилось своеобразным толчком, который выводит ребенка из состояния «инертного покоя» и способствует осуществлению творческой деятельности, которую они выполняют.
В этом случае работают такие стороны духовного мира ребенка, как воля, общее интеллектуальное развитие, мировоззренческие и нравственные убеждения. Чтобы интерес не пропадал, необходимо, чтобы разъяснение задания не противоречило желанию, только тогда учащиеся понимют необходимость и важность, желательность творческой деятельности (зачем и для чего это делаю?). перевожу внешнюю мотивацию на внутреннюю, делаю акцент на разъяснении важности, необходимости деятельности. Распределяю функции в соответствии с индивидуальными способностями и интересами, каждый выполняет то, что может.
К идее фольклорных праздников пришли не случайно. Современная жизнь с ее социальными противоречиями вызывает у ребенка чувства неверия, бессилия.
Источниками стресса служат негативные мысли и чувства. Основная защита от них только в положительных эмоциях, которые могут возникнуть только на празднике.
Цели праздника:
* Создать зону психологического комфорта.
* Развить творческие способности детей.
* Удовлетворить физические, интеллектуальные потребности.
* Приобщить к народным традициям.
Система праздников создает духовную общность детей и взрослых, ту почву, на которой развиваются человеческие чувства: любовь, доброта, взаимопомощь. При подготовке и проведении праздников происходит преображение робких детей в эмоциональных, инициативных. Они непроизвольно вовлекаются в процесс игры, что соответствует природе школьника, где ребенок органично познает новые музыкальные образы, приобретает умения, навыки, развивает фантазию. Причем, развитие творческих способностей происходит само собой в занимательной, увлекательной игровой форме.
На занятиях по фольклору наряду с изучением народно-обрядовой культуры России и Урала проводится вокально-хоровая работа.
Знакомились с певческой установкой пения сидя, стоя, вырабатывали навык вдоха, выдоха без звука, на отдельной гласной, на слове, на фразе, с использованием скороговорок, небольших попевок на 3-х звуках, вырабатывали мягкую атаку звука.
Для развития народной манеры пения
1) использовались скороговорки на звуках примарной зоны с движениями притопами и прихлопами. «В хороводе были мы», «Андрей-воробей»;
2) постепенное движение в диапазоне г.4. по полутонам.
Проводилась артикуляционная гимнастика по системе Емельянова:
1. Для подвижного языка, губ, щек, нёба.
2. Дикционные упражнения для мягкого нёба «Бегемот».
3. Упражнения-попевки «Скок-скок-поскок» в разных регистрах.
Благодаря этим упражнениям у учащихся начальных классов наблюдается правильное формирование певческих навыков, что сказывается на качестве пения. На первом году обучения происходит овладение элементарными действиями техники пения. На втором году – развития действий, стабилизация.
Из своего опыта я знаю, что процесс формирования певческих навыков зависит от индивидуальных особенностей детей, от певческой подготовки, с которой они пришли в детское объединение, что влияет на характер становления навыков и качество результатов обучения.
На первом году обучения происходит формирования певческих навыков. На втором году обучения я отмечаю, что формирование основных певческих навыков претерпевает изменение от некоторого улучшения по всем параметрам, к концу учебного года певческие навыки приобретают относительную устойчивость в чистоте интонирования, в способе звукообразования. Можно отметить, что степень развития музыкального слуха (мелодического) оказывает влияние на качество тембра голоса, способ звукообразования. На качество тембра влияет и навык дыхания. Правильное дыхание способствует чистоте интонирования.
Результаты формирования певческих навыков и критерии их оценки представлены в таблице 1 (приложение 1). Автор С. Гладкая сб. «Музыкальное воспитание в школе № 14».
На своих уроках я использую комплекс упражнений для постановки дыхания, разработанный Казанцевой М.Г., научным сотрудником Института Истории и Археологии РАН.
1. «пушинки» - легкий выдох, будто сдуваем пушинку.
2. «муха» или «пчела» - резкий выдох. Эти упражнения основные. Они способствуют умению управлять своим дыханием.
3. «маленький хомячок» - надуть щеки, разомкнуть зубы и быстро перекатывать воздух.
4. «тпрунюшки» - с силой выдыхаем воздух, копируя отфыркивание лошадей.
Эти упражнения для освобождения нижней челюсти.
Процесс формирования певческого голоса труден, т.к. младшие школьники еще не умеют анализировать поставленную задачу в целом. Но при правильном воспитании их певческая деятельность принимает особый характер управляемый, целенаправленный. Наиболее рациональным способом развития памяти является запоминание и частое повторение небольших заданий и постепенное их усложнение. Формирование певческих навыков строится на развитии образного мышления, способности общения. Этот процесс протекает интереснее, если ученики осознают свои ошибки и умеют отличать хороший результат от плохого. С этой целью после каждого концертного выступления мы делаем анализ ошибок, почему они были допущены и как их избежать в будущем.
Необходимо проводить диагностику результатов развития певческого голоса в течении учебного года.
Я проводила отслеживание результатов развития певческого голоса у группы детей в течение 2 лет обучения. Параметры и критерии оценок брала из сб. «Музыкальное воспитание в школе». Автор таблицы С. Гладкая. Ребята пришли ко мне в детское объединение в начале 1998-99 учебного года первоклассниками. Продиагностировав ребят в начале года, я отметила у 60% нечистое, фальшивое интонирование по всему диапазону, минимальный диапазон.
У 33% ребят отмечалось относительно чистое интонирование, четкая дикция. Только у одного ребенка было чистое интонирование, диапазон шире октавы..
В своей работе я использовала упражнение для голоса по методике Л.В. Шаминой. В результате работ у ребят стало наблюдаться правильное формирование певческих навыков, это сказалось положительно на качестве пения. В конце учебного года (в мае) при повторной диагностике я отметила снижение слабого результат до 33%, средний вырос и составил 47%, а хороший поднялся до 20%. Хороших результатов в чистоте интонирования добились еще двое детей.
В течение следующего учебного года мы с ребятами продолжали работать по той же методике Шаминой, использовали дикционные упражнения по системе Емельянова, уделяя упражнениям много времени на уроке. В конце учебного 1999-2000 года диагностика показала, что стало меньше ребят со средним уровнем развития певческого голоса – 40%, зато вырос хороший результат и составил 53%, а слабый упал до 7% (приложение № 2).
Результаты говорят о том, что за время обучения дети овладели певческими навыками чистого интонирования.
По результатам отслеживания видно, что происходил рост развития певческих навыков, что сказалось благотворно на развитии музыкальных способностей. Видя свои успехи, дети пробуют поступать в музыкальные школы. Анализ наблюдения за развитием певческих навыков позволил выявить и ряд недостатков:
* напряжение в пении,
* неправильную певческую установку,
* зажатость, неэмоциональность исполнения.
Работая с детьми по устранению недостатков по развитию певческих навыков, я использую метод соревнования между рядами. Каждый ряд старается спеть лучше, выполняя правила пения или требования к упражнению. Это активизирует их деятельность, повышает интерес к пению.
Большое внимание на своих уроках уделяю дикции. Одним из сложных навыков для младших школьников является чистота интонирования. Ребят с фальшивым пением сажу между чистоинтонирующими. Прошу их внимательно прислушиваться к пению соседей, занимаюсь индивидуально.
Работая над каждым ритмическим рисунком в песне использую метод ходьбы по кругу, отбивая притопом сильные доли, или хлопки в ритм мелодии.
Условия активизации певческих навыков:
* учащийся должен четко понимать, чего он должен добиться, выполняя задание
* знать, чего он достиг, выполняя то или иное упражнение
* повторение исполнения должно быть направлено на устранение ошибок, с осмыслением деятельности.
В методике обучения пению необходим индивидуальный подход к учащимся.
Стремиться к тому, чтобы дети со слабыми природными и средними музыкальными данными приобретали правильные навыки, как и дети, обладающие хорошими музыкальными данными.
Для выяснения уровня заинтересованности детей в занятиях объединения «Фольклорный ансамбль» я проводила проводила анкетирование на тему «Что тебя больше всего привлекает на занятии?». Анкета для детей 2 года обучения (приложение № 4). Нужно было выбрать один или два варианта ответов:
1. Беседы о народных традициях, обрядах.
2. Народные игры.
3. Принимать участие в концертной деятельности ДДТ.
4. Петь.
5. Танцевать.
Начало 1999-2000 учебного года Конец 1999-2000 учебного года
18% - 1 вариант 22% - 2 вариант 25% - 3 вариант 15% - 4 вариант 10% - 5 вариант 20% - 1 вариант 20% - 2 вариант 40% - 3 вариант 15% - 4 вариант 10% - 5 вариант
Результаты ответов на вопросы анкеты в приложении
Из ответов видно, что интерес сохраняется. Наибольшее предпочтение дети отдают концертной деятельности. Дети рассказывают о народных обрядах дома. Но, вместе с тем, отмечается слабая заинтересованность родителей занятиями в объединении, поэтому я планирую проведение семейных праздников.
Учащимся 5 классов на вопрос анкеты «Нравится ли тебе посещать занятия фольклорного объединения» нужно было выбрать один из трех вариантов ответов:
1. с желанием
2. без желания
4. затрудняюсь ответить.
Начало 1999-2000 учебного года Конец 1999-2000 учебного года
80% - 1 вариант 8% - 2 вариант 12% - 3 вариант 76% - 1 вариант 10% - 2 вариант 14% - 3 вариант
Из ответов детей видно, что интерес несколько снизился.
Проанализировав свою деятельность в межаттестационный период, я пришла к выводу, что
* у детей сформировалось представление об этнокультурной картине мира, народных традиций и обрядов;
* развивается понимание народной этики и ее роли;
* сформировался более высокий уровень культуры поведения и самореализации на празднике;
* выступая с концертными номерами, пропагандируют народное творчество, лучшие образцы народно-певческой культуры своего края, испытывая чувство уважения и гордости к искусству своего народа.
За время обучения учащиеся принимали участие в смотрах художественной самодеятельности среди образовательных учреждений города, и получили дипломы.
В 1997 г. получили Диплом I степени на фестивале «Изумрудинка». Были приглашены с концертной программой в Музей подносного промысла. Выступили с концертами в больнице, школах, детских приютах, в отделе соц.защиты, детском доме, детских садах, ДДТ. В 1998 г. были награждены Дипломом II степени на городском смотре фольклорных коллективов и Дипломом I степени на фестивале «Изумрудинка». Приняли участие в концертах ДДТ, района, города. В 1999 г. Диплом за участие в городском смотре фольклорных коллективов. В 200 г. Диплом за участие в фестивале «Изумрудинка» и Диплом участников городского смотра фольклорных коллективов. Фольклорный ансамбль является инициатором проведения фольклорных праздников ДДТ. Были проведены «Уральские вечёрки», «Деревенские посиделки», «Посиделки мастеров». «Русский сувенир», «Троица», «Емелины забавы», ставшие уже традиционными «Рождественские колядки». С ними мы выходили за пределы ДДТ – в детский приют, ОУ № 58. Фольклорный ансамбль «Ладушки» отмечен Благодарностью от Управления культуры Администрации города за активное участие в Новогодней кампании 1999-2000 г., награжден Благодарственным письмом от ОУ № 71 за участие во всех мероприятиях школы.
В ноябре 2000 г. я прошла обучение на курсах повышения квалификации в г.Екатеринбург по образовательной программе «Русский музыкальный фольклор». Получила удостоверение.
1.2. Анализ внешних условий протекания педагогического процесса.
Занятия детского объединения «Фольклорный ансамбль» проходят в ДДТ, что оказывает огромное влияние на формирование ценностно-ориентационной сферы детей, являющейся одной из составляющих результата образования.
Приобщение к устному народному творчеству идет через все сферы деятельности Дома детского творчества:
* детские объединения эстетического цикла
* концертные программы
* семейные праздники
* фестивали искусств, через программы Дома детского творчества.
Благотворно влияют на работу детского объединения конкурсы среди коллективов города, фестивали искусств, открытые выставки детского творчества, проводимые в ГДТЮ, ДК «Юбилейный», где встречаются дети, занятые одним видом творчества, могут посмотреть творчество других детских коллективов.
Стимулирующим фактором развития творческих способностей в объединении является участие в городских смотрах.
Принимая участие в них, дети познакомились с разнообразным песенным репертуаром, почувствовали, что они занимаются значимым делом. В них укрепилось чувство гордости за свое творчество.
1.3. Проблемы и противоречия, возникшие в процессе деятельности в межаттестационый период.
Проводя работу в межаттестационный период по развитию творческих способностей учащихся младшего школьного возраста посредством фольклора, я столкнулась с рядом проблем.
Проблема с набором в детское объединение мальчиков, пытаюсь решить ее более частым выходом с концертами в школу.
Неохотно идут в детское объединение учащиеся старших классов.
Незаинтересованность некоторых родителей. Эту проблему я пытаюсь решить укреплением связи с семьей, через оргянизацию семейных праздников.
Отсутствие в ДДТ хореографа и баяниста отрицательно сказывается на уровне образовательного процесса.
Слабая материальная база.
Проблема сохранения устойчивого контингента учащихся 5-7 классов.
У этих ребят снижается интерес к занятиям фольклором. Это объясняется возрастными особенностями детей.
На подростка оказывает влияние массовая молодежная культура. Занятия по фольклору не являются показателем признания в среде одноклассников. Это усложняет межличностные отношения.
В дальнейшей работе необходим подъем престижа детей, занимающихся фольклором.
Необходима целенаправленная пропаганда. Для этого я планирую ввести в ход занятий активные формы работы учащихся:
1. Сбор материалов культурного наследия семьи (частушки, песни, обряды из семьи).
2. Выступления с сообщениями.
3. Обсуждение репертуара.
Исходя из анализа педагогической деятельности в межаттестационный период и выявленной проблемы поставлена цель деятельности в следующий межаттестационный период: «Сохранение и укрепление мотивации и интереса к занятиям по фольклору».
2. Проектная часть.
3. Заключение.
В сегодняшней социальной ситуации в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей пропаганда народного творчества приобретает более сильное значение.
Разве отточенное веками, сохранившееся в сотнях поколений народное творчество не является одной из высших духовных ценностей русского народа?
Сегодня возрастает ценность и значимость деятельности педагогов по пропаганде народного творчества. Деятельности во имя возрождения в ребенке чувства своей родной земли, связи со своим народом, ощущение счастья бытия и творчества.
Свою деятельность по развитию творческих способностей посредством музыкального фольклора считаю эффективной, так как она отвечает следующим требованиям:
1. Целенаправленность деятельности.
2. Учет возрастных особенностей учащихся.
3. Разнообразие форм и методов.
4. Творческий характер деятельности.
К сожалению, при всех позитивных результатах, существует проблема набора и сохранения устойчивого контингента ребят более старшего школьного возраста.
Уже к 7-му классу падает интерес к занятиям, это объясняется возрастными особенностями детей. На подростка большое влияние оказывает массовая молодежная культура. Занятия по фольклору не являются показателем уважения и признания в среде одноклассников. Необходимо поднимать престиж детей, занимающихся фольклором.
Приложение 4.
Анкета.
1. Нравится ли тебе посещать занятия фольклорного кружка:
1) с желанием;
2) без желания;
3) затрудняюсь ответить?
2. Что тебя больше всего привлекает на занятии:
1) беседы о народных праздниках, традициях, обрядах;
2) народные игры;
3) принимать участие в школьной деятельности;
4) петь;
5) танцевать?
3. Что нового для себя вы узнали на занятиях?
4. Любите ли вы выступать, принимать участие в концертах?
5. Какую трудность испытываете на занятиях (что получается, а что не получается)?
6. Как вы думаете, пригодятся ли вам знания, полученные в кружке в дальнейшей жизни?
7. Поете ли вы песни, разученные в кружке своим родителям?
8. Интересуются ли родители, чем вы занимаетесь на занятиях в кружке, что нового узнали?
9.
4.Список литературы:
1. Ветлугина Н.А. «Музыкальное развитие ребенка», М. Просвещение, 1988
2. Готовцев Г.А. «Мифология и фольклор». Программа и методические рекомендации. М. Новая школа 1993
3. Государственный образовательный стандарт (научно-региональный компонент образования). Ек. 1999
4. Кузьмина Н.В. «Способности, одаренность, талант учителя», Л. 1985
5. Мельников М.Н. «Детский фольклор и проблемы народной педагогики», Новосибирск, Просвещение 1987
6. «Мир детства. Младший школьник», М. Педагогика 1988
7. Назаров Л. «Введение в песенный фольклор», журнал «Народное творчество» №6, 1999, № 1, 2000
8. Немов Р.С. «Психология», М. Владивосток 1999
9. «Развитие творческой активности школьников», М. Педагогика 1991
10. Смирнов С. «Педагогика», Издательский центр, Академия 1998
11. Старикова К.Л. «У истоков народной мудрости», Екатеринбург, Св. область. Отделение пед. Общества 1994
12. Старикова К.Л. «Народные обряды и обрядовая поэзия», Екатеринбург, Св. область. Отделение пед. Общества 1994
13. Фомина Н.Н. «Народные праздники и программы с методическими рекомендациями организации уроков» 9-11 кл. 1991
14. Шамина Л. «Работа с самодеятельным коллективом», М. Музыка 1983
15. Журналы «Искусство в школе», «Музыка в школе», «Народное творчество» 1999, 2000