Общая и производственная педагогика
Большую ценность в разъяснении и понимании изучаемого материала имеют таблицы, диаграммы, графики, карты и другие условно-схематические наглядные пособия. Они применяются в тех ситуациях, когда необходимо дать краткую, но емкую характеристику излагаемой проблемы. Такая наглядность помогает систематизировать, обогащать, сокращать или аккумулировать материал, более точно фиксировать значение научных понятий и их существенные связи, соотносить теоретическое постижение мира с эмпирическим опытом.
Практика показывает, что наибольшую трудность в усвоении материала составляет осмысление основных идей, тезисов, сути концептуально-понятийного знания. В этом отношении значительную помощь слушателям оказывает такое наглядное пособие, как схема. Возможность выделения в схеме главных сущностных связей в целом и определяет ее основную дидактическую ценность. Схемы целесообразно использовать при первоначальном ознакомлении слушателей с материалом; при изучении обширного материала, который трудно осмыслить в целом; для связи отдельных вопросов темы как единой проблемы; при рассмотрении материала, когда главным является его характеристика.
При анализе социальных процессов важное место занимают графики. Наглядное выражение знания в них достигается при помощи расположения кривой линии относительно осей координат и координатной сетки. Графики результативны при привлечении цифрового материала, когда ставится задача сравнения динамики развития двух или нескольких явлений (например, мирового потребления нефти и развития ресурсосбережения). Графики могут оказаться незаменимым средством при характеристике динамики социальных процессов (изменения социальной структуры общества и т. п.).
В пропагандистской практике широко используется образно-выразительная наглядность (наглядно-образные модели или представления, выработанные в современной науке, образ реально существующей вещи или явления), а также документальная наглядность (фотографии, копии важнейших документов).
Собирая информационный фонд наглядности, преподаватель должен помнить, что таблицы всегда содержат больше информации, чем диаграммы, графики, поскольку в них материал может быть представлен в большем количестве измерений, более разнообразно. В диаграммах, графиках, как правило, используются два измерения - по вертикали и по горизонтали. В таблицах данные можно сопоставлять в самых разных комбинациях. Однако графики, диаграммы несравнимо более наглядны, чем таблицы. Поэтому в информационном фонде необходимо иметь и таблицы, и графики, и диаграммы, которые подготавливаются на основе таблицы в зависимости от выбранного способа освещения материала. Таблицы, графики, диаграммы должны содержать информацию динамического характера, т. е. позволяющую рассматривать явления, объекты в движении, развитии, сравнении.
В информационном фонде ТСО обязательно должны быть звуковые пособия. Их использование легко и доступно для лекторов, поскольку современные переносные кассетные магнитофоны обеспечивают достаточно высокое качество звучания и необходимую звуковую возможность воспроизведения. Такие пособия, как правило, создаются на основе радио- и телепередач, записей, содержащихся на грампластинках. Особую эмоциональную реакцию обычно вызывают записи, сделанные самим лектором во время бесед, интервью, выступлений на собраниях в трудовых коллективах, на митингах, в процессе лекций, на концертах. Такие звуковые пособия способствуют созданию атмосферы доверительности, связи с жизнью, эффекта присутствия.
Эффективность использования ТСО зависит от целого ряда факторов, которые условно можно разделить на три основные группы: предметно-содержательные, технические и методические.
К предметно-содержательной группе факторов относятся содержание информативного материала, используемого при помощи технических средств передачи информации, его научный и идейно-теоретический уронвни. Техническую группу факторов составляют аппаратура и оборудование, при помощи которых передается информация слушателям во время занятия. К этой группе факторов следует отнести также оснащенность учебного помещения, возможность использовать те или другие ТСО. Методическая группа факторов представлена в основном логикой построения занятия, методами изложения материала, конкретными методическими приемами предъявлений информации с помощью технических средств. Только строгий учет и органическое единство всех указанных факторов могут обеспечить высокую эффективность использования технических средств, а также решение задач, стоящих перед преподавателем.
Обычно в практике своей работы пропагандист использует, главным образом, наиболее простые в эксплуатации технические устройства, часто расширяя их возможности путем применения различных способов и приемов предъявления информации.
Так, если сравнить указанные возможности кинопроектора и кадропроектора, то на первый взгляд предпочтение будет отдано кинопроектору. Главное его преимущество - в динамике предъявления информации. Это имеет значение, когда необходимо показать процесс, развитие какого-либо явления. Кадропроектор не может, на первый взгляд, сравниться в этом смысле с кинопроектором. Однако при определенных обстоятельствах и условиях средства статической проекции дают возможность весьма эффективно использовать их и для раскрытия сущности различных процессов, показать явление в развитии, что очень важно для усиления мировоззренческой и методологической стороны занятия. Достигается это путем применения способов “добавления” и “вычленения” информации. Освоение данных способов является необходимым элементом разработки методики использования ТСО.
Важнейшую роль при использовании ТСО играет взаимосвязь слов с демонстрируемыми изображениями или предъявляемыми фонограммами. Это очень важный элемент методического приема. Но именно он чаще всего является самым уязвимым местом в методической оснащенности лекторов, особенно начинающих.
Взаимосвязь слов преподавателя с предъявляемым с помощью ТСО информативным материалом неоднозначна в различных ситуациях. Скажем в кинолекции, где ведущую роль играют видеоряд и дикторский текст, эта взаимосвязь имеет иной характер, нежели на занятии, где на переднем плане - словесное изложение. Ее особенности зависят от многих причин и факторов: в какой момент, на каком этапе преподаватель включает в словесную ткань своего изложения наглядное изображение, какую функцию должно выполнить это изображение, насколько оно сложно или просто по своему графическому выражению или цветовому решению, в какой мере оно насыщено по содержанию, какой вид наглядности представлен на нем, при помощи какой аппаратуры предъявляется это изображение слушателям и т. д.
В отношении указанных причин и факторов возможны различные варианты взаимосвязи слова и изображения, но такая взаимосвязь должна быть обязательно. Каждое изображение на экране или фонограмму во время занятия следует сопровождать “словесным оформлением”, задача которого - органически “вписать” это изображение в логику занятия, ее структуру и содержание. В противном случае изображение либо “выпадает” из структуры занятия, либо, что еще хуже, разрушает эту структуру.
Каким же образом правильно связать демонстрацию изображения и словесное изложение материала? Прежде всего необходимо подготовить слушателей к появлению изображения и дать установку на его восприятие.
Например, если преподавателю необходимо по ходу занятия показать график или диаграмму, то нужно прежде сказать, какой процесс или явление рассматривается и что будет сейчас проиллюстрировано в виде графика или диаграммы. Хорошо, если в этом выступлении он обратит внимание слушателей на особенности изображения, которые следует иметь в виду.
Особое значение подобная установка на зрительное восприятие приобретает перед демонстрацией сложных структурно-логических схем, многокомпонентных диаграмм.
Следующим важным моментом в обеспечении взаимосвязи слова и изображения во время занятия является работа с самим изображением, с его содержанием и формой. При этом можно выделить некоторые основные правила.
Так, если демонстрируется диаграмма в виде окружности и секторов внутри этой окружности, необходимо предварительно объяснить слушателям, какие показатели отражает каждый сектор. Если эта диаграмма выполнена в цвете, нужно указать, каким показателям соответствует какой цвет, и только после этого приступить к анализу содержания диаграммы. Это же требование относится к так называемым фигурным диаграммам, где каждый показатель выражен в виде фигур. Если демонстрируется структурно-логическая схема, содержащая информацию в виде различных геометрических фигур, стрелок и т. д., необходимо по ходу анализа содержания схемы объяснить значение каждого из этих знаков, их смысловую функцию в содержании схемы.
Свою особенность имеет работа в том случае, когда сложная схема демонстрируется способом “добавления”. Здесь существенную роль играет момент добавления новой информации, ее расширение в виде, новых элементов изображения. Каждый переход должен сопровождаться словесным объяснением. Причем в данном случае внимательно следует подходить к выбору метода изложения материала.
При использовании объяснительно-иллюстрированного метода изложения материала графические изображения иллюстрируют сказанное. Поэтому обращаются к ним как к аргументу после того, когда словесно выразят нужное положение. В этом случае компоненты занятия связаны в виде отношения “слово-изображение”.
При проблемном методе изложения материала изображение становится опорным элементом размышления преподавателя совместно со слушателями. Причем можно специально обращаться к слушателям со словами: “Давайте посмотрим и подумаем...”. Здесь большое значение имеет противопоставление различных элементов изображения, и на основе этого противопоставления идет поиск, разворачиваются размышления ведущего с последующими выводами. В этом случае слово и изображение связаны в виде отношения “слово - изображение - слово”, а лектор, используя изображение, поднимает вопросы, которые подчеркивают противоречие или противопоставление, представленное на изображении.
Большую помощь в таком изложении оказывает полиэкранная система предъявления информации. Именно наличие двух или трех экранов дает возможность эффективно противопоставлять различную информацию. Если в распоряжении имеются два экрана, то можно сравнивать, сопоставлять различные показатели, положения, точки зрения, располагая их на этих экранах, а если три экрана, то такие противопоставления можно делать еще более наглядно и эффективно. Достигается это следующим приемом. На среднем экране помещается изображение (графическое или словесное) основного вопроса, по которому и проводится необходимое противопоставление. На левом демонстрируется одна точка зрения, на правом - другая, противоположная. Так усиливаются зрительный и смысловой эффекты противопоставления. Естественно, что анализ этих трех изображений ведущий проводит словесно.
В том случае, когда есть только один экран, решение описанной выше задачи осуществляется на одном изображении. Но строится это изображение из трех частей. В центре помещается предмет противопоставления (как правило, в словесном выражении), а слева и справа отражаются различные точки зрения. Причем предъявлять такое изображение на экране можно способом “добавления”, что дает возможность акцентировать внимание на каждом элементе изображения.
Все основные правила проецирования диафильмов и диапозитивов, описанные выше, применимы и к информационным пособиям, как кинофильмы и фонозаписи.
Одним из эффективных методических приемов использования ТСО является комплексное их применение. Суть такого приема заключается в том, что лектор последовательно обращается к различным видам ТСО: диапроекции, кинопроекции, звукозаписи и т. д. Это усиливает информативность занятия, ее познавательное и воспитательное значение.
Комплексно ТСО можно применить на занятии, посвященном пропаганде передового опыта: показать при помощи кино, фотографии или видеозаписи, скажем, бригаду, работающую по методу бригадного, арендного подряда, затем воспроизвести фонограмму интервью с членами бригады, в котором дать оценку передовому методу организации труда на производстве. Хорошо, если после этого при помощи диапроекции будут показаны диаграммы или графики, демонстрирующие экономический эффект от внедрения бригадного подряда. В заключение с помощью структурно-логической схемы целесообразно раскрыть сущность данного метода. Таким образом будет создана целостная картина понятия - от личностного выражения до сущности.
На каждом занятии в зависимости от его содержания, проблематики преобладают различные виды информативного материала для ТСО, следовательно, применяются и соответствующие методические приемы. Например, на занятиях методических семинаров, посвященных теоретическим проблемам науки, будут преобладать структурно-логические схемы, графики, т. е. так называемая условно-схематическая наглядность. В ходе занятий по пропаганде экономических знаний значительное место занимают статистические данные, а значит, отвечающие теме виды изображений, что требует использования определенных ТСО и специфических методических приемов.
Своеобразные требования возникают при использовании комплексов технических средств обучения, которые создаются для группового, а также индивидуального обучения. Комплексы технических средств программированного обучения делят на две группы: обучающие; контролирующие, призванные проверять знания слушателей.
Обучающие комплексы ТСО включают технические средства программированного обучения, обеспечивая реализацию операций обучения или самообучения. Учебно-методическое оснащение комплекса включает как учебный материал, так и алгоритмы организации деятельности слушателя по его усвоению, т. е. специальное программное обеспечение.
Контролирующие комплексы ТСО обеспечивают внешний контроль деятельности слушателя, а также самоконтроль собственных знаний, умений и навыков. Чаще всего при машинном (с применением ЭВМ) контроле знаний слушателям выдаются карточки с вопросами или вопросы высвечиваются на экранах технических устройств.
Отметим, что в структуру как обучающихся, так и контролирующих комплексов входят: диапроекторы, кино-, видео- и телевизионные системы, магнитофоны, учебная литература, различного вида ЭВМ. Работает это все на основе носителей иформации: слайдов, видеосюжетов, кинофрагментов, дискет, тестов контроля знаний и т. д.
Учебное помещение с находящимися там обучающими комплексами ТСО принято называть автоматизированным классом или программированным кабинетом. Контролирующие комплексы тоже принято объединять в кабинеты (классы) автоматизированного контроля.
Из программированных машин индивидуального пользования (типа КИСИ, “Репетитор МЭИ” и др.) весьма удобен и надежен комплекс “Репетитор МЭИ”, предназначенный для обучения и контроля знаний слушателей. Несколько таких устройств могут быть соединены с центральным пультом пропагандиста для проведения групповых занятий. По конструкции - это автономно управляемый диапроектор ( типа “Пеленг-700”) с проекцией учебной информации на встроенный полупрозрачный экран. Информация выдается слушателю на 35-мм кинопленке. Варианты формирования ответа: выборочный численно-кодированный, сопоставительный и последовательно-конструированный. Ввод ответа - клавишный. Реализуется линейная, разветвленная и комбинированная программы (емкость памяти: до1ОО кадров, размер 18 х 25 мм). Комплекс адаптируется к индивидуальным особенностям слушателей.
Электронный экзаменатор “Сибиряк” предназначен для использования в индивидуальной работе учебного процесса. Он может служить как для приема экзаменов с автоматической оценкой правильности введенных ответов, так и для самоконтроля в процессе самостоятельной подготовки слушателей к семинарам и собеседованиям. Контрольные вопросы предъявляются им в виде карточек. Для групповой работы широко применяются комплексы: “Ритм-2М”, ДС-1004, ДС-1007.
Дидактические материалы по контролю усвоения знаний представляют собой набор контролирующих тестов, выполненных либо на бумаге (контрольные карты), либо на пленке (контрольные кадры). В свою очередь тестом при контроле называется задание, применяемое для определения у обучаемого сформированных навыков и умений деятельности в процессе обучения. А система тестов представляет собой контролирующую программу.
Основные требования при составлении тестов можно изложить в такой последовательности: 1. Отдельные тесты и их группы должны охватывать наиболее существенные и важные вопросы, усвоение которых является необходимым в пределах объема пройденного материала. 2. Тестовые задания должны соответствовать тем целям, которые поставлены для организации и управления процессом обучения конкретного учебного занятия. 3. Каждый тест должен способствовать усвоению учебной информации соответствующего уровня (при контрольно-обучающей программе) или обеспечить проверку этого усвоения. 4. В содержании тестовых заданий не должно быть избыточной информации, отвлекающей внимание обучаемого от понимания существа задания. 5. Тесты, предназначенные для одновременного использования по нескольким вариантам, должны быть равнотрудными (эта характеристика связана с числом операций, которые определяют достижение успеха) и равносложными (понятие “сложный” тест связано со ступенью абстракции, на которой должна быть выполнена деятельность в тесте). 6. Тесты должны быть валидными (соответствовать смыслу и содержанию выявляемого признака). 7. При конструировании тестов всех уровней необходимо добиться их общепонятности (определенности) для обучаемых.
Важно, чтобы, читая тест, обучаемый хорошо понимал, какую деятельность он должен выполнять, какие знания продемонстрировать и в каком объеме. Чтобы добиться общепонятности тестов, их проверяют в последовательной серии экспериментов на обучаемых данной ступени обучения. 8. Взаимосвязь между тестами, ТСО, деятельностью преподавателя и обучаемого определяется согласно принятой дидактической программе.
Особое внимание привлекают тесты входного контроля, которые применяются, как правило, в начале изучения курса для определения исходного уровня знаний, навыков и умений. Только с их помощью можно предложить хороший план изучения проблемы, учитывающий индивидуальные особенности слушателя, цели и доступное учебно-методическое оснащение. Итоговые тесты дают возможность объективно оценить степень усвоения знаний, навыков. Это же позволяет осмыслить совместную деятельность преподавателя и слушателя, внести коррекцию для последующей практической деятельности.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ
Интенсификация учебы невозможна без использования эффективных форм и методов вовлечения обучающихся в учебный процесс и создания условий, при которых слушатели становятся его активными участниками. Чтобы сплотить людей, сделать их единомышленниками преподавателя или пропагандиста, он сам помимо глубоких профессиональных знаний должен владеть основами психологии.
Вместе с тем нетрудно заметить насколько разнообразны люди в любом коллективе. Они отличаются не только лицом или внешним видом, но и своими мыслями, поступками, оценками и суждениями. В то же время индивидуализация процесса обучения предполагает такую организацию занятий, при которой каждый слушатель группы включен в учебный процесс как личность.
Преподаватель должен постоянно поддерживать и закреплять интерес к обучению, заботиться о расширении и углублении интересов слушателей, с тем чтобы эти интересы стали устойчивыми и приобрели форму стремлений. Это поддержание и закрепление интереса к обучению зависит как от личности и увлеченности самого преподавателя, так и от его умения сочетать интересы слушателей с интересами обучения. Если преподаватель построит свою работу так, чтобы она затрагивала интересы слушателей, то ее эффективность намного возрастет. Давая задание слушателю, старайтесь, чтобы вопрос темы хотя бы в чем-то совпадал с его интересами. Когда увлеченный человек страстно и эмоционально говорит об объекте своего интереса, группа, заражаясь его энтузиазмом, воспринимает этот интерес как собственный.
Не бойтесь потратить лишнее время на неформальное общение со слушателями - это верный путь выявить структуру их интересов и в соответствии с ней организовать занятия. Ищите области, где интересы совпадают. Старайтесь вести диалог со слушателями в терминах их интересов.
Существенным мотивом, побуждающим человека к совершению того или иного поступка, являются его убеждения, которые психология рассматривает как систему осознанных потребностей личности. В процессе обучения каждый человек воспринимает информацию на основе сформировавшейся системы убеждений. Система убеждений представляет собой совокупность знаний об окружающем мире, идей, духовных ценностей, идеалов. Если эта система имеет упорядоченную и внутренне организованную структуру, то она рассматривается как мировоззрение человека.
Нужно вовремя занять четкую, обдуманную позицию по главным жизненным проблемам и ценностям. Сходная позиция и ориентация преподавателя и группы относительно общественных ценностей или предмета обсуждения создают благоприятные условия и усиливают познавательную способность группы. При доверительном и уважительном отношении к личности преподавателя обеспечивается эффективность восприятия.
В процессе обучения преподавателю необходимо учитывать и элементы обыденного сознания, которые предстают перед нами в виде стереотипов. Стереотип- это закрепленный в сознании способ восприятия и перестройки существующей действительности. Стереотипы могут быть положительными и ложными. Использование положительных стереотипов дает упрощенное, схематическое, иногда близкое к истинному, знание или представление о предмете. Любая схема, какой бы подробной она ни была, не может дать исчерпывающей информации о предмете и в известной степени может рассматриваться как стереотип. Вместе с тем схематизм позволяет выделить наиболее существенные моменты рассматриваемого явления и способствует лучшему восприятию учебного материала. В этом смысле он является составной частью процесса обучения.
Ложный стереотип искажает действительность и затрудняет восприятие материала, особенно если он отличается новизной. Наличие ложных стереотипов зависит в первую очередь от уровня образования человека, его профессиональной деятельности, немаловажную роль играет Эдесь и.возраст. Для успешной реализации задач производственно-экономического обучения разрушение ложного стереотипа является необходимым условием. Однако при этом необходимо учитывать прочность данных установок личности и не ждать быстрого освобождения человека от старых ложных стереотипов. Лучшим путем разрушения стереотипов является сама жизнь, конкретная практика. Вместе с тем человек очень трудно расстается с определенными представлениями, которые ему навязывались в течение десятилетий.
Учитывайте, что иногда человеку легче воспринять новое, чем отказаться от старых представлений. Чтобы эффективно вести процесс обучения, преподаватель прежде всего должен представлять, как происходит познавательный процесс. Этот процесс осуществляется посредством ощущения, восприятия и мышления.
Ощущения - это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материальной жизни. Этот процесс происходит через органы наших чувств, которые получают, отбирают, накапливают информацию и передают ее в мозг.
Следующим этапом познания является восприятие, т. е. отражение в сознании человека предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий. Поведение человека во многом зависит от того, как он воспринимает ситуацию, в которой находится. Поэтому восприятие является важным источником объяснения поведения человека. Однако изменяя восприятие той жизненной ситуации, в которой находится человек, можно изменить поведение этого человека. Так, формирование у слушателей современного экономического мышления разрушает старые стереотипы отчужденности работника от результатов своего труда и таким образом формирует совершенно иной тип его поведения в процессе производства, который отличается инициативностью и заинтересованностью в качественном труде.
Многочисленные примеры аренды в сельском хозяйстве наглядно демонстрируют, как новые условия хозяйствования меняют сознание и психологию людей. Появление у человека чувства хозяина резко повышает его ответственность за дело, заставляет искать и находить нестандартные и оригинальные решения иногда в таких сложных хозяйственных ситуациях, которые при традиционных формах ведения хозяйства считались бы “объективными причинами” невозможности выполнения плановых заданий.
Восприятие зависит от прошлого опыта человека. Преподавателю надо помнить, что на содержание восприятия оказывает также большое влияние установка личности. Дело в том, что большинство слушателей производственно-экономической учебы-люди, обладающие достаточно широким жизненным и трудовым опытом. С одной стороны, это способствует успешности обучения, а с другой - осложняет этот процесс. Дело в том, что как жизненный, так и производственный опыт имеет свои негативные и позитивные стороны. На занятиях это обстоятельство необходимо учитывать. Ведь основная масса обучаемых формировалась как специалисты и как личности в период застоя и несут на себе отпечаток данного периода. Это выражается в сложившихся стереотипах общественного поведения, пассивности общественной деятельности.
Хотя в настоящее время даны широкие права трудовому коллективу и его совету, тем не менее ни для кого не секрет, что эти права используются далеко не полностью. Многие работники еще не верят в возможность реального влияния на действия администрации. Аналогичная картина складывается при переходе предприятий на полный хозрасчет. Часть работающих не стремится повысить производительность своего труда, опасаясь пересмотра действующих норм. Именно этот отрицательный опыт прошлого значительно тормозит экономическое развитие нашей страны.
Использование восприятия в процессе обучения преподавателем может происходить как в ходе всего занятия, так и на отдельных его этапах. Так, чтобы обеспечить успешное восприятие нового учебного материала, обучающий должен подготовить слушателей, помочь связать их опыт с новым материалом.
Большое значение в восприятии учебного материала имеют наглядные средства обучения: пособия, схемы, оборудование, демонстрационные опыты. Однако наличие наглядных пособий и развешивание в аудитории различных схем само по себе дает небольшой эффект и даже отвлекает слушателей от общего хода учебного процесса. Использование этих средств обучения должно осуществляться в сочетании с объяснением преподавателя. Только тогда они помогают формированию у слушателей образа учебного материала в соответствии с задачами программы. Важное значение здесь имеет динамика предъявления наглядных пособий слушателям, последовательность их использования и даже их расположение. Так, наиболее важный для запоминания материал следует располагать в верхнем правом углу плоскости. Именно в этой части обзора должно находиться все, что предназначается для обязательного запоминания с точки зрения важности материала.
Большое значение имеет яркость, красочность. Данные признаки имеют ценность не сами по себе как таковые, а лишь в том случае, если они служат для выделения наиболее сущностных деталей сообщаемой информации. При этом необходимо помнить, что различный цвет оказывает неодинаковое воздействие на психоэмоциональное состояние человека. Психологи определили, что красный цвет возбуждающе действует на психику человека; оранжевый-способствует концентрации внимания; желтый-может вызывать тревожность, беспокойство; коричневый-угнетает; розовый - создает ощущение легкости. Причем в зависимости от расположения окрашиваемых плоскостей это воздействие может усиливаться или ослабляться.
Процесс восприятия и усвоения информации связан с психическим явлением запоминания. Психология различает три вида памяти: оперативную, кратковременную и долговременную.
Информация, полученная оперативной памятью, хранится в ней от нескольких секунд до нескольких десятков минут. Этот вид памяти обслуживает процесс восприятия словесной информации. В ходе этого процесса человек не просто следит за словами, а постепенно накапливает поступающую из речи информацию, компонует ее и преобразует в такую форму, которая воспринимается лучше всего.
Прогресс науки и техники влечет за собой колоссальную информационную нагрузку основных каналов связи человека с внешней средой-зрительного и слухового. Поэтому каждый преподаватель должен иметь логически четкую структуру своей речи, не перегружать ее второстепенными деталями, следить за ее темпом и своей дикцией '
Помните, что оптимальный темп речи- 120 слов в минуту. Используйте нумерацию своей информации: “Во-первых...” и т. д. Стремитесь ограничить информацию до объема необходимого и возможного для усвоения слушателями.
Не спешите! Лучше потерять часть информации, но обеспечить эффективное восприятие всего учебного материала. Не стремитесь ошеломить слушателей всей имеющейся у вас информацией. Ваш запас информации ведь тоже ограничен. Мысли, необходимые для фиксации и запоминания, предваряйте словами: “Итак...”, “Иначе говоря...”, “Теперь подведем итог...”. Снижение темпа речи может рассматриваться как сигнал к письменной фиксации.
Кратковременная память хранит информацию в течение 1-2 суток. Учитывая это, задачей преподавателя является выбор таких заданий слушателям, которые позволили бы им зафиксировать полученную информацию на бумаге, либо более детально ее обдумать. В результате этого часть информации может закрепиться в долговременной памяти, которая обеспечивает ее длительное хранение и накопление.
Именно долговременная память дает возможность знаний, формирует убеждения и установки личности, развивает умения и навыки. В долговременной памяти 40 % полученной информации хранится всю жизнь.
Познавательная деятельность начинается с ощущений и восприятия, за которыми следует осмысление или мышление. Весь свой материал мыслительная деятельность получает из одного источника-чувственного познания, т. е. из ощущений и восприятия. Это еще раз напоминает преподавателю о необходимости учитывать в своей педагогической деятельности все предшествующие мышлению этапы. Человеческое мышление - в каких бы формах оно ни осуществлялось - не существует вне языка. Поэтому современный процесс обучения, как процесс человеческого общения, можно рассматривать не только и не столько как простое изменение организации самого учебного процесса, а как эффективное средство развития мышления слушателей.
Умственное развитие человека совершается в процессе усвоения знаний, выработанных человечеством в ходе общественно-экономического развития. Мыслительная деятельность - это, с одной стороны, основа для усвоения знаний, а с другой - возможность получения новых знаний.
Человеческое мышление изучается двумя взаимодополняющими науками - психологией и логикой. К логическим формам мышления относятся понятия, суждения, умозаключения. * понятии отражаются общие, существенные и отличительные признаки предметов и явлений реальной жизни. Каждый слушатель производственно-экономического обучения обладает определенной совокупностью понятий по проблемам изучаемой программы, и одной из задач, стоящих перед преподавателем или пропагандистом, является выяснение существующих у слушателей понятий. Содержание понятий раскрывается в суждениях. Суждения всегда выражаются в словесной форме и отражают связь между предметами и явлениями или между их свойствами. Суждения могут быть выражены как устно, так и письменно. Последнее обстоятельство важно учитывать при составлении заданий слушателям в зависимости от их личностных черт.
В ходе суждения человек сталкивается с взаимосвязями процессов и явлений. В результате одного или нескольких суждений можно получить другое, рожденное исходными. Такая связь между понятиями, суждениями называется умозаключением.
Процесс мышления имеет познавательный результат, в качестве которого можно считать либо степень усвоения слушателем определенных знаний или приобретение навыков и умения, либо выполнение слушателем задания, либо наличие у него плана решения какой-то проблемы и т. д.
Процесс обучения - это всегда процесс общения. Для того чтобы процесс обучения был эффективен, недостаточно обладать профессиональными знаниями, необходимо уметь организовать этот процесс. Для этого преподаватель должен научиться управлять учебной группой, побуждать каждого члена группы участвовать в учебном процессе, постоянно владеть вниманием аудитории.
Внимание - это реакция психики человека на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую значимость. В нашем случае таким объектом является познавательная деятельность. Концентрация внимания направляет, усиливает восприятие, запоминание и мышление. В то же время отсутствие внимания приводит к обратному действию.
Внимание всегда сосредоточено на чем-то определенном. В ходе процесса обучения внимание слушателя направлено на учебный материал, который дает преподаватель. Степень концентрации внимания довольно легко установить по тому, что в данный момент учебного процесса делают слушатели: внимательно следят за содержанием учебного материала или читают газету, смотрят в окно.
Каждый преподаватель, имеющий даже небольшую педагогическую практику, убедился насколько сложно постоянно владеть вниманием аудитории. Социологические исследования показывают, что в каждый момент обучения говорящего слушает всего несколько человек. Если брать средний размер учебной группы 20-40 человек, то преподавателя слушают всего от 2 до 7 человек. Конечно, если преподаватель представляет собой яркую личность, обладает высоким профессиональным уровнем, то эта цифра может значительно возрасти.
Внимание может быть произвольным, непроизвольным и послепроизвольным. Произвольное внимание зависит от собственной воли человека, определяется его собственными интересами, убеждениями, сознанием долга.
Любой процесс обучения предполагает наличие произвольного внимания. Согласимся, что преподаватели, как и все люди, бывают разные и не всякий может полностью удовлетворить аудиторию. Тем не менее каждый слушатель должен получить необходимый объем знаний. В силу этого он включает произвольное внимание с тем, чтобы узнать и зафиксировать необходимую информацию.
Следует отметить, что чем больше соответствие информации преподавателя или пропагандиста интересам и целевым установкам слушателей, тем выше степень произвольного внимания.
Непроизвольное внимание не требует волевого усилия слушателя, а скорее зависит от мастерства и умения преподавателя. В большей степени это внимание определяется формой изложения материала.
Послепроизвольное внимание - это своеобразная трансформация произвольного внимания, при котором слушатель настолько захвачен происходящим действием, что от него не требуется волевых усилий.
Безусловно, знание видов внимания само по себе ничего не дает. Главное для преподавателя знать, каким образом он может удержать внимание аудитории.
Многие не раз наблюдали картину, когда в большой аудитории слушатели захвачены мастерством лектора. Но вот скрипнула входная дверь и почти все повернули голову. Действительно, достаточно кому-то заглянуть в аудиторию или уронить ручку, как от только что напряженного внимания не остается и следа. Дело не в преподавателе, а в свойствах человеческой психики.
В процессе обучения преподаватель довольно часто сталкивается со случаем потери произвольного внимания слушателей. Для его возвращения необходимо вызвать сначала непроизвольную форму внимания. Для привлечения непроизвольного внимания используются голосовые приемы, пауза, жест, движение.
Внимание привлекает не только повышение тона речи, но и внезапный переход на тихую речь. Для возвращения внимания используйте вопросы к аудитории: “Как вы думаете, что произойдет если...”, “Каким же образом происходит данный процесс?” и т. п. Можно прервать начатую фразу и привлечь внимание небольшим отступлением: “Да, чуть было не забыл...”, “Кстати,...” и т. п.
Обращение к наглядным средствам обучения, поднятие руки или пальца вверх, любые незапланированные жесты и движения возвращают внимание аудитории. Если вы часто возвращаете внимание слушателей, ищите причину в содержании учебного материала. Идеальным средством возвращения внимания является шутка.
Обучение всегда предполагает объединение обучающихся в учебную, т. е. организованную, группу. Учеба слушателей производственно-экономического обучения строится по производственному принципу, а учебные группы комплектуются из числа рабочих одной бригады, смены и т. д. По сути дела, учебная группа объединяет тот коллектив, который совместно решает производственные задачи. Нормальный человеческий коллектив, обладающий наибольшими производственными, образовательными и воспитательными возможностями,- это разновозрастный коллектив. Этот коллектив объединяет различных по квалификации и жизненному опыту работников.
Долгое время считалось, что наиболее благоприятным для обучения является коллектив примерно одной возрастной группы слушателей. В рамках традиционного подхода к процессу обучения это облегчало взаимодействие преподавателя со слушателями. Однако взаимодействие и сотрудничество обучаемых одного и того же возраста, как правило, оказывается небогатым по содержанию. Ведь люди одной возрастной группы обладают примерно одинаковыми знаниями, и таким образом, взаимообучение будет сравнительно бедным. Если же говорить о воспитательной функции процесса обучения, то разновозрастной коллектив приносит гораздо больший воспитательный эффект.
Даже не обладая достаточными знаниями в области психологии, можно заметить, что учебная группа состоит из совершенно различных не только по возрасту, но и по характеру, темпераменту людей. Неповторимое сочетание психологических особенностей человека является характерной стороной личности. Личность - это прежде всего живой, конкретный человек, со своими достоинствами и недостатками, сильными и слабыми сторонами, порожденными его активным участием в жизни общества, воспитанием, обучением.
Психологический склад личности, сочетание его психологических особенностей, несмотря на различия в его поведении в разных жизненных ситуациях и в различных социальных группах, при изменениях, связанных с возрастным развитием, остается в какой-то мере постоянным. Наиболее устойчивыми и присущими от рождения человеку психическими свойствами являются свойства темперамента. Психология традиционно выделяет четыре типа темпераментов: сангвиника-холерик, флегматик и меланхолик.
Сангвиник - в основе лежит сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы. Этот тип весьма практичен, легко и быстро адаптируется. Покладист и оптимистичен. Его ум широк, он склонен к обобщениям, но любит точность, основательность и объективность. К порученному делу относится ответственно.
В группе слушателей личность, обладающая таким типом темперамента, пользуется большим авторитетом и часто бывает неформальным лидером. Его мнением дорожат товарищи. Если преподаватель или пропагандист сумеет построить устойчивые и доброжелательные отношения с таким человеком и заслужить его доверие, то его поддержкой можно резко повысить эффективность процесса обучения. Не сумев найти правильной формы отношений с данным типом личности, преподаватель рискует потерять покой на занятиях, будучи вовлечен в затяжные, а порой и весьма трудные дискуссии.
Такому слушателю необходимо всегда отводить активную роль на занятиях - он в них просто незаменим. Если же преподавателю или пропагандисту удастся сделать его единомышленником, то группа может обрести своеобразного преподавателя-дублера.
Флегматик - в основе лежит сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы. Наиболее заметной чертой этого характера является скорее всего его сдержанность и, как следствие, исключительное спокойствие.
Флегматик относится к тем людям, чье приветствие всегда степенно, прохладно и лишено эмоций. Он не склонен к товариществу и предпочитает одиночество. Не разговорчив и сводит беседу к выяснению главного. Иногда позволяет себе бесстрастно пошутить. В работе любит порядок и выполняет ее спокойно и методично. Его любовь к чистоте может стать настоящей манией и превратиться в педантизм. Ум его работает медленно, но надежно, потому что эта медлительность объясняется желанием знать причины происходящего. Флегматика можно убедить только доводами.
Как слушатель, такой тип характера просто незаменим в обсуждении сложных спорных вопросов. Как правило, его аргументация отличается убедительностью и продуманностью, и если он заранее получил от преподавателя соответствующую установку и согласен с ней, можно не беспокоиться за серьезную поддержку на занятиях.
Холерик - в основе лежит сильный неуравновешенный, возбудимый тип нервной системы. Наиболее заметной чертой этого типа является сильная и беспорядочная эмоциональность. Он неустойчив, склонен к жестокости и подозрительности. Но он легко примиряется.
У него живой, но неметодичный ум, импульсивная и непостоянная активность. Его эмоции быстротечны. Он может работать лишь тогда, когда его желание совпадает с необходимостью, т. е. время от времени.
Он мало считается с прошлым и делает то, что ему удобно в данный момент. Он готов подчинить истину своим минутным настроениям и желаниям.
Его влияние на группу весьма слабо. Однако преподавателю или пропагандисту он может доставлять много хлопот неожиданными и эмоциональными выступлениями, не относящимися к изучаемому материалу. При этом на доводы преподавателя и своих товарищей он может бесконечно приводить массу бессистемных аргументов, перескакивая с одной темы на другую. Потеря времени на диалог с ним бывает весьма существенной и, как правило, бесполезной для процесса обучения. Чтобы включить такой тип характера в учебный процесс, целесообразно заоавлжь его готовить сообщения заранее. И где он незаменим, так это в самом начале дискуссии, когда эмоциональность служит катализатором дальнейших выступлений слушателей.
Меланхолик - в основе лежит слабый тип нервной системы. Наиболее заметной чертой его характера является инертность. Он никогда не делает больше того, что ему велено. Его ум незатейлив. Он с готовностью откладывает на завтра все, что можно сделать сегодня. Он редко смеется, часто и легко теряется, не доводит работу до конца. Лица, наделенные таким характером, наименее услужливы и наиболее безразличны к другим.
К сожалению, данный тип характера встречается довольно часто, и главной задачей преподавателя является постоянное, но кратковременное включение слушателя в процесс обучения. Это можно делать с помощью вопросов, требующих краткого ответа. С помощью данного приема слушатель, обладающий данным темпераментом, может адаптироваться к группе и в дальнейшем даже изменить определенные черты своего характера. Однако при общении с ним преподавателю требуется большое терпение и большая тактичность.
Следует иметь в виду, что чистые, отчетливые типы темперамента на практике встречаются достаточно редко. В действительности они сочетаются друг с другом в зависимости от большей или.меньшей степени влияния каждого из свойств темперамента. Кроме того, объективную оценку личности можно дать только, выяснив его жизненные позиции, мотивы, в которых проявляется его индивидуальность, и определив его психологический тип, и прежде всего рассмотрев его отношение к производству и распределению материальных благ. Так как группы производственно-экономического обучения формируются по производственному признаку, слушатели и пропагандист, как правило, достаточно четко оценивают личность своего товарища по работе.
Правда, преподаватель может столкнуться с элементами предубеждения слушателей к своему товарищу по работе. В этих случаях преподаватель, если он убежден в несправедливости оценки группой личности слушателя, просто обязан разрушить сложившийся стереотип отношений к этому человеку, определив его положительные качества и дать им проявиться в ходе учебного процесса. Оценивая приведенные выше психологические хара ктеристики, можно заметить, что в каждой из них сст1л как хорошие, так и плохие свойства. Следовательно, деление темпераментов на “плохие” и “хорошие” неправомерно. Каждый темперамент в одних условиях хорош и плох в других. Не определяет темперамент и социальной ценности человека. Один и тот же темперамент может встречаться как у выдающегося революционера, так и у махрового реакционера.
Безусловно, что психологический склад личности является важной стороной ее характеристики и обладает устойчивым постоянством. Тем не менее личность формируется в процессе активного взаимодействия с окружающим миром посредством своей деятельности и от производственно-экономического обучения может также зависеть формирование ее положительных качеств.
Каждая группа слушателей производственно-экономического обучения обладает стабильной официальной структурой. Однако сталкиваясь с аудиторией, любой преподаватель замечал, что наряду с официальной схемой в каждой группе складываются неформальные отношения'. Эти неформальные отношения могут возникнуть как в самой группе в процессе обучения, таки вне ее. Ведь члены группы работают вместе, встречаются в столовой, обсуждают что-то по дороге домой и т. д.
Таким образом, преподаватель или пропагандист сталкивается в реальной жизни с более или менее устойчивыми малыми группами в рамках стабильной структуры группы производственно-экономического обучения. Эти малые группы также неодинаковы. Например, между двумя слушателями может возникнуть чувство симпатии, однако наиболее сильный тип личности подчиняет другой. В этом случае именно через этот сильный тип личности другой связан с группой. Он, как правило, поддерживает своего товарища, иногда внутренне не соглашаясь с его мнением. Другой тип малой группы - три равных по своим личностным качествам человека, которые также симпатизируют друг другу. В формальной структуре группы они являются тесно связанным ядром. В определенных ситуациях это ядро может объединять других членов группы, активно воздействовать и формировать их мнение. В подавляющем большинстве случаев группа имеет неформального лидера, который в силу качеств своей личности пользуется большим авторитетом у членов группы, иногда превосходящим авторитет преподавателя и пропагандиста. При традиционном обучении, когда преподаватель стремился к авторитарному стилю проведения занятий, подобные люди доставляли ему немало хлопот. Однако если подойти к процессу обучения с современных позиций, т. е. как к равноценному обучению членов группы, то такая личность может стать исключительно ценным помощником в учебном процессе. Конечно, для этого в первую очередь необходимо выявить неформального лидера. Это не составляет большой сложности, и любой преподаватель и пропагандист в течение первых занятий может ответить на данный вопрос.
Несколько сложнее включить личность неформального лидера в учебный процесс. Это можно сделать следующим образом. Необходимо обратить внимание слушателей группы на положительные качества данного человека, признать его способность влиять на людей. Тем самым преподаватель продемонстрирует, во-первых, объективное отношение к личности не только данного человека, но и любого слушателя, что, конечно, в дальнейшем будет способствовать укреплению его авторитета, создаст атмосферу доверия. Во-вторых, тем самым подчеркивается готовность преподавателя сотрудничать со слушателями в процессе овладения знаниями, его желание стать их единомышленником.
Следующим этапом включения неформального лидера в активный процесс обучения является выбор такого рода занятий и работ, который бы заставил эту личность работать на процесс обучения. Для этого можно использовать просьбу подготовить достаточно серьезное сообщение или доклад, мотивируя ее тем, что у данного слушателя есть необходимые качества и способности для подобной серьезной работы.
Хорошим психологическим приемом может являться временное замещение неформальным лидером места преподавателя или пропагандиста на занятии. Для этого, не акцентируя внимание слушателей, можно попросить выступающего неформального лидера к столу преподавателя или пропагандиста, а самому через определенное время незаметно присоединиться к слушателям, сидя среди них. Практика показывает, что, очутившись на месте преподавателя или пропагандиста, данная личность, как правило, более взвешенно относится к своим словам, старается занимать объективную позицию.
Преподаватель должен иметь в виду, что, несмотря на большое влияние личности на группу слушателей, группа способна оказывать обратное влияние на эту личность. Любой, даже самый сильный лидер группы пытается своими действиями заслужить ее одобрение. Вместе с тем психология утверждает, что любая группа более консервативна и устойчива в стереотипах, чем отдельная личность. Мы знаем, что зачастую член группы, думающий или делающий "не как все", становится объектом социального давления. Последнее может принять форму молчаливого неодобрения, насмешки и т. п. Напротив, за соблюдение норм общепринятого группой поведения человек получает ее одобрение, согласие и даже престиж. Причем чем сильнее, сплоченнее сама группа, тем она более консервативна. Зачастую именно в таких группах новаторы воспринимаются как отклонение от нормы и вызывают всеобщее неодобрение.
Как мы видим, действия преподавателя и пропагандиста для эффективного обучения предполагают не только включение неформального лидера в процесс обучения, не только превращение его в единомышленника и помощника в учебном процессе, но и, что иногда значительно сложнее, разрушение устоявшихся представлений и стереотипов самой группы, которые могут значительно снизить эффективность обучения. В этом случае преподаватель должен сам искать или создавать лидера, малые группы, которые были бы способны разрушить монолитность консервативных представлений. В этом случае уже не обойтись назначением докладчика или выступающего. Преподавателю необходимо организовывать дискуссии, вокруг точек зрения которых слушатели могут объединяться в малые группы. Иногда данные дискуссии могут привести к достаточно бурным столкновениям, однако именно эти столкновения и вызывают к жизни новые идеи, разрушают старые представления.
В зависимости от цели, поставленной на занятии, преподаватель должен четко представлять для себя результат занятия. Совсем необязательно, чтобы столкновение между различными мнениями, выразителями которых являются малые группы, в конце занятия закончилось “примирением” сторон. В случае необходимости может целесообразнее перенести дискуссию на следующее занятие. В этом случае члены группы в промежутке между занятиями будут мысленно возвращаться к сложившейся ситуации, искать дополнительные аргументы к предстоящему спору с оппонентами. Опытный преподаватель и пропагандист никогда не разбирают всех проблем темы занятия. Более того, в конце занятия они, наоборот, выделяют неразобранную проблему, иногда придают ей даже определенную остроту, с тем чтобы слушатели попытались сформировать к другому занятию свое отношение к ней. Уже одно это является мощным стимулом к самообразованию слушателей.
Единственно, что должно стать правилом для преподавателя, так это подавление искушения решить проблему авторитарно. Обычно такое желание возникает у преподавателя и пропагандиста в том случае, когда он начинает терять контроль за ходом столкновения мнений, в дискуссии или споре между слушателями. Хотя управление конфликтной ситуацией на занятии дело исключительно сложное, тем не менее лучше столкновение мнений, чем авторитарная роль преподавателя, в противном случае, слушатели либо перестанут вообще высказывать свое мнение, либо это мнение будет подстраиваться под мнение преподавателя.
Установка преподавателя на сотрудничество со слушателями требует умения создавать условия и поощрять свободное выражение мнений и чувств, особенно малых групп и неформальных лидеров.
Вполне естественно, что каждый преподаватель и пропагандист должен не мешать говорить и уметь слушать. Хотелось бы обратить внимание на недостаток, очень распространенный в преподавательской среде. Если выступающий сделал паузу для поиска аргумента или просто нахождения наиболее удачного выражения, преподаватель, как правило, пытается помочь ему преодолеть молчание. Это психологически неверно, ибо слушатель сразу отключается от своей логики изложения и целиком перекладывает ее на преподавателя. В данном случае преподаватель оказывает ему “медвежью услугу”. Необходимо запастись терпением и дать возможность завершить слушателю свою мысль или выступление самостоятельно, без подсказки. Важным условием эффективного обучения является наличие необходимых материальных условий, проще говоря, подготовленного к занятиям помещения. Обязательным элементом его должна быть доска. Однако создание необходимого психологического климата зависит и от расположения стола и стульев. К сожалению, этот очень простой прием повышения эффективности обучения в практике пока используется редко. Столы и стулья могут расставляться по-разному в зависимости от формы проведения занятия. Если занятие проходит в виде лекции или беседы, то преподаватель занимает место лицом к слушателям, которые конспектируют или слушают изложение учебного материала, располагаясь в аудитории традиционно.
Однако для проведения активных форм занятий следует изменять расположение мебели. К примеру, “круглые столы” позволяют объединить людей, сократить дистанцию между преподавателем и слушателями. Если на занятии планируется провести дискуссию, то ее участников следует расположить лицом к лицу, посадив в середину сдвинутых столов лидеров данных групп. Правда, при данном расположении участники дискуссии, как правило, не ищут компромиссных путей, а скорее стремятся контраргументировать мнение противоположной стороны.
Более плодотворному общению способствует расположение столов и стульев треугольником, в основании которого отведено место преподавателю или лидеру. Таким образом, участники видят себя и преподавателя, им легко общаться и в то же время следить за реакцией преподавателя.
Прежде чем давать психологическую характеристику слушателей, преподавателю необходимо определить свой психологический склад личности. В этом случае объективная оценка своих слабых и сильных сторон позволит не только успешно управлять слушателями в процессе обучения, но и более эффективно контролировать свое поведение.
Каждый преподаватель обладает своими особенностями, определенным темпераментом. И, конечно же, нереально требовать от него полной бесстрастности при проведении занятий. Более того, практика показывает, что бесстрастность или отчужденное восприятие фактов не создает авторитет преподавателю или пропагандисту, не создает атмосферу доверия к нему со стороны слушателей. В результате бесстрастности преподавателя может даже сформироваться мнение о его безразличии к мнениям слушателей и вообще к своей деятельности. Поэтому выражение самого чувства эмоционального отношения к факту или явлению служит не только укреплению авторитета преподавателя, но и позволяет слушателям группы лучше осознать свои установки или суждения. Реакция преподавателя на проявление чувств слушателей, в первую очередь на коллективное чувство, всегда несет в себе информацию.
Раздражение - ответная реакция. Однако цель нашего совместного взаимного общения заключается в том, чтобы относиться к новым, непредвиденным раздражителям непредвзято и положительно. Неплохо помнить, что наша положительная деятельность вызывает такую же положительность и в других людях.
При этом преподаватель должен принимать проявляемые чувства слушателей, что совсем не означает их одобрения, согласия или неприятия их. Эти чувства следует принимать как факт, реально существующие вещи и всегда своевременно реагировать на них. Часто бывает, что в ходе спора преподавателя с неформальным лидером, выражающим коллективное мнение, последний в пылу эмоций высказывает суждение, которое большинство членов группы не разделяет. Поведение слушателей в этом случае бывает одинаковым: группа как бы замирает, и лидер не может побудить ее высказать свое мнение. В этом случае помогает прием, когда преподаватель предоставляет возможность каждому члену группы высказаться по поводу того, что он считает неправильным. При этом неформальный лидер выслушивает их и сам выражает такие же чувства, показывая тем самым, что он их понимает. Этим способом можно получить правильный ответ в решении той или иной проблемы в духе сотрудничества и свободного обсуждения.
Безусловно, что каждый преподаватель или пропагандист, даже имеющий небольшой педагогический стаж, имеет свои приемы вовлечения слушателей в учебный процесс.
ГЛАВА 8
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ
Педагогика живет и развивается на основе систематизированных данных ряда конкретных наук - психологии, логики, лингвистики, теории информации, физиологии и т. д. Эти науки изучают учебно-познавательную деятельность, практически-прикладную работу людей, механизмы и условия их продуктивного общения и взаимодействия. Результаты этого изучения педагогика использует и реализует в учебно-воспитательном процессе.
На наших глазах зарождается новая ветвь педагогической науки - педагогика производственно-экономического обучения. И как всякая молодая отрасль науки, она не только вправе, но и обязана впитывать в себя все ценное, что накопили более зрелые отрасли. Практически это означает, что педагогу производственно-экономического обучения трудящихся следует интересоваться практически всеми составными частями педагогики как системы наук, потому что либо в одном, либо в другом месте, но обязательно найдет он что-то важное и полезное и пополнит тем самым копилку своего личного опыта. Так постепенно станет набирать силу и совершенствоваться необходимая для педагога производственно- экономического обучения отрасль педагогической науки - профессиональная педагогика.
Профессиональная педагогика, ее предмет и задачи
В самом названии этой отрасли педагогики отражается ее специфика, назван объект воздействия, определены предмет специального анализа и, в какой-то степени, ее задачи. Главное предназначение профессиональной педагогики - теоретическое обеспечение процесса воспитания специалистов высшей квалификации, подготовки и переподготовки профессионалов высокого класса непосредственно на предприятиях, в объединениях или в специализированных учебных заведениях.
Объектом воздействия профессиональной педагогики выступает как правило, человек, уже обладающий определенным запасом знаний, с некоторым набором профессиональных навыков и умений, разного уровня совершенства от начального до достаточно высокого, однако допускающего дальнейший рост мастерства.
По мнению методистов, профессиональная педагогика касается следующих элементов:
педагога, главной фигуры учебно-воспитательного процесса. Педагогика поможет определить необходимые ему для успешной деятельности качества учителя и воспитателя и пути их формирования (как через систему повышения квалификации, так и путем самообразования);
слушателей, основного объекта воздействия. Педагогика посоветует, как комплектовать учебные группы, школы, семинары с учетом социально-психологических характеристик обучаемых, определять исходный уровень их знаний, навыков и умений, какой намечать конечный результат обучения и как отслеживать происходящие в сознании и поведении личности изменения;
содержания изучаемых предметов, дисциплин. Педагогика должна помочь отобрать главное, существенное, действительно необходимое для становления специалиста и убрать все случайное, второстепенное, несущественное, бесполезное;
методики обучения. Педагогика нацелит на применение активных форм и методов овладения знаниями, превращения их в убеждения, социально значимые мотивы и практические действия;
цели обучения, последнего в порядке перечисления, но первого по влиянию на содержание и характер учебного процесса составляющего элемента. Педагогика должна помочь формулированию целей активных, действенных, направленных на немедленную отдачу в ходе обучения, а не просветительских, созерцательных, малопродуктивных. И, конечно, педагогика должна помочь достижению этих целей.
Как трансформируются общие задачи профессиональной педагогики применительно к частному случаю - деятельности отдельного преподавателя ПЭО? Есть одно понятие, содержание которого как бы отражает такую трансформацию или суммарный итог решения важнейших задач, стоящих перед педагогом. Это понятие - педагогическая культура преподавателя. Если рассмотреть показатели, которыми определяется этот термин, то станет ясно, какие задачи нужно решать преподавателю, чтобы добиться ее высокого уровня. Педагогическая культура характеризуется: глубоким и основательным усвоением знаний в области теории педагогики; умением применять эти знания творчески, методически грамотно, эффективно; учетом особенностей взрослой трудовой аудитории слушателей, их интересов и опыта; способностью постоянно анализировать свою педагогическую практику и вносить коррективы в свои действия.
Процесс обучения. Его функции
Обучение - это целенаправленный, организованный процесс формирования у различных категорий работников общественно значимых профессиональных знаний, навыков и умений в конкретной области трудовой деятельности с учетом достижений научно-технического прогресса.
В обучении реализуются или, по крайней мере, должны реализоваться все важнейшие, основные функции педагогического процесса - образовательная, развивающая и воспитывающая.
Успешная реализация каждой из этих функций предполагает решение определенной группы задач обучения. Так, в группу образовательных задач входит формирование знаний, выработка специфических умений и, наконец, накопление необходимого личного опыта практической работы в той или иной области профессиональной деятельности. Даже простое перечисление задач свидетельствует о многозначности образовательной функции, и главная обязанность преподавателя в процессе решения этих задач состоит в том, чтобы не забыться, не увлечься одной какой-либо стороной образования. Получается, что следить нужно за выполнением всех задач практически одновременно. Это означает, что беспокоиться он должен а формировании системы профессиональных и экономических знаний, навыков и умений, причем связанных не с абстрактным теоретизированием, а с выполнением конкретных производственных программ и заданий. Поэтому для изучения должна отбираться только необходимая информация, способная реально помочь производству. Такой подход, конечно, отдает прагматизмом, но в его обосновании лежит здоровое начало-требование интенсификации производства.
Сложность и противоречивость педагогического процесса как раз и проистекают из необходимости обеспечить, с одной стороны, систему знаний, а с другой - выполнение производственных задач на практике. И выход из этого противоречия - в разумном соединении той и другой сторон, однако с сознательными педагогическими акцентами в области жизненных (читай - производственных) проблем.
Задачи общего развития обучаемого работника, трудящейся личности лежат в плоскости развития интеллектуальной, волевой и эмоциональной сфер человека, в плоскости формирования навыков учебно-познавательной деятельности и в области развития его разного рода способностей и продуманно взвешенных потребностей.
В центре группы задач профессиональной педагогики, касающихся второй функции - развития личности в процессе обучения,- находится обязанность обеспечить развитие у обучаемых необходимых качеств экономического и технического мышления, продуктивных навыков рационализаторской деятельности, действенных приемов и методов самообразования, т. е. умения рационально учиться и образовываться.
Воспитывающая функция производственно-экономического обучения связана с решением группы задач воспитательного характера. Здесь и задачи самого высокого социального звучания - формирование зрелого мировоззрения и важнейших личностных качеств, образующихся в процессе идейно-политического, нравственного и эстетического воздействия, трудового, правового, физического воспитания и т. д.
Для преподавателя ПЭО и всех его организаторов эти высокие задачи должны конкретизироваться в процессе воспитания у слушателей экономической культуры, социалистической предприимчивости и деловитости, чувства полноправного хозяина своего предприятия, коллективизма и социальной активности.
Разумеется, нельзя взять отдельно одну из перечисленных задач и пытаться только ее решить. Все они взаимосвязаны и реализуются в органическом единстве. Например, формирование определенных навыков самообразования связано с воспитанием у слушателей высоких волевых качеств, влияет на рост социальной ответственности за судьбу своего трудового коллектива и предприятия, что в свою очередь формирует чувство. хозяина. Это чувство заставляет действовать активно и деловито в русле социалистической предприимчивости, использовать свои знания и навыки для разработки рационализаторских предложений. Человек осознает необходимость учебы, вникает в тонкости экономической и технической политики, становится все более активным социально, решительнее и смелее участвует в постановке и разрешении конкретных производственных проблем.
Для успешного воспитания в процессе обучения (вместе с обучением, одновременно с ним) требуются некоторые благоприятные условия, над созданием которых, возможно, придется потрудиться кое-кому из преподавателей ПЭО. Их не так уж много, но они существенно важны. Это действенная положительная мотивация учебной деятельности (ее можно выразить словами -я очень, очень хочу учиться); обучение на высоком уровне интеллектуальных, волевых и даже физических трудностей (словесная формула - учиться, оказывается, очень тяжело); насыщенность всех занятий положительными эмоциональными переживаниями (формула - учиться тяжело, но очень и очень интересно, мне нравится); высокая степень активности обучаемых (формула - больше выигрывает тот, кто более активен в учебе); осознание слушателями значения и сути учебного труда и необходимости учиться самим (формула-учиться очень нужно, причем деятельно, активно, и можно учиться самостоятельно).
Обучение - процесс двусторонний, в нем воедино сливаются преподавание и учение. Руководящая и организующая роль принадлежит обучающему - педагогу, пропагандисту, преподавателю ПЭО. Они и осуществляют одну сторону процесса обучения - преподавание. Вторая сторона этого процесса - учение, она реализуется в деятельности обучаемых, слушателей ПЭО. Большое значение при этом имеют такие качества слушателей, как активность и самостоятельность.
Хорошо, если слушатели сразу вступают в педагогический процесс с этими качествами. Но если их нет? Тогда задача преподавателя состоит в том, чтобы, действуя продуманно и педагогически грамотно, сформировать такие качества. Он создает благоприятные условия для их формирования, руководствуясь своими “словесными формулами”:
- я помогу тебе, чтобы ты очень захотел учиться;
- тебе учиться тяжело, но это временно, пока ты не “загорелся” идеей, мы ее найдем;
- тебе будет интересно учиться, если будешь работать интенсивно;
- я помогу тебе быть активным, но и ты помогай мне;
- я объясню тебе суть постоянной учебы, и ты все сможешь сделать сам.
Советская педагогика накопила ценный опыт создания таких условий, при которых успешно решаются указанные задачи. Данный опыт получил отражение в так называемой педагогике сотрудничества. За этим понятием стоит целое педагогическое направление, сторонники которого считают, что обучаемый должен овладевать знаниями, навыками и умениями, должен развиваться” воспитываться в процессе выполнения различных, внутренне взаимосвязанных видов деятельности, и прежде всего в сочетании общественно полезной, трудовой, учебно-познавательной и игровой. Это только кажется, что взрослые люди - народ серьезный и потому не любят играть. На самом деле все готовы включиться в игру и овладеть в заданных ею ситуациях необходимыми знаниями.
Сторонники педагогики сотрудничества делают процесс обучения и воспитания творческим, опираясь на демократические начала, совместную работу, реальное взаимодействие обучающего и обучаемых, преподавателя и слушателей. Опыт свидетельствует о том, что в выигрыше оказываются и педагоги, и их подопечные. У слушателей развивается желание и умение учиться, вырабатывается самостоятельность, ответственность за порученное дело, уверенность в личной способности справиться с любой учебной либо жизненной проблемой.
Дидактика, ее принципы и их отражение в ПЭО
Вспомним, что дидактика - это часть педагогической науки, раскрывающая в наиболее общем виде теоретические основы обучения и образования. В дидактике сформулированы и выражены эти основы в виде закономерностей и принципов обучения, задач и содержания образования, форм и методов преподавания и учения, стимулирования и контроля практически для всех систем обучения. Эти наиболее общие положения имеют отношение, стало быть, и к производственно- экономическому обучению.
Важнейшей составной частью дидактики являются принципы обучения. Это основные руководящие положения, отражающие закономерности педагогического процесса и ориентирующие преподавателя на эффективную организацию учебы, оптимальное применение в ней форм, методов и средств обучения слушателей, на целесообразный отбор содержания занятий.
К числу общедидактических принципов обучения относятся следующие:
направленность обучения - определяется комплексным решением задач образования, воспитания в духе социалистической сознательности и всестороннего развития личности;
тесная связь с жизнью - характеризуется выходом в практику социалистического строительства;
систематичность, последовательность, преемственность - обеспечиваются продуманной взаимосвязью и зависимостью учебных предметов, логикой их следования друг за другом и рядом с другими, повышением уровня проблемности в содержании дисциплин по мере продвижения от одной системы обучения к другой, от одного типа учебного заведения к другому;
доступность обучения - определяется уровнем познавательных возможностей обучаемых, необходимостью организации процесса учения слушателей в “зоне их ближайшего умственного развития”, когда уровень обучения ощутимо высок, но для обучаемых достижим;
наглядность обучения - обеспечивается включением в учебную деятельность различных видов восприятия информации, памяти, типов мышления и т. п.;
оптимальное сочетание словесных, наглядных, практических, репродуктивных и проблемных методов обучения - зависит от условий обучения, уровня подготовки обучаемых и педагогического мастерства преподавателя;
рациональное сочетание фронтальных групповых и индивидуальных форм обучения - достигается умелым чередованием коллективной учебно-воспитательной работы (сразу со всей группой обучаемых) и непосредственного воздействия на одного из обучаемых;
сознательность, активность, самостоятельность обучения - достигаются повышением ответственности обучаемых за результаты своей учебы и их раскрепощенностью в процессе познавательной, трудовой и игровой деятельности;
прочность, осознанность и действенность знаний и умений - обеспечиваются творческим отношением к учебно-воспитательному процессу как со стороны преподавателя, так и обучаемых.
Перечисленные принципы, всю их совокупность не рекомендуется рассматривать как некий свод законов, как катехизис. Относиться к ним ко всем и к каждому в отдельности следует творчески, гибко, не шаблонно. И это прежде всего потому, что принципы всегда исторически конкретны, они должны читаться в конкретном социальном контексте, должны как можно полнее отражать реальные социальные потребности общества.
Указанные принципы вполне соответствуют ныне действующей концепции, так называемой традиционной концепции обучения и не очень-то совпадают с иными возможными подходами к обучению. Это значит, что отмеченные здесь принципы оказываются нужными, полезными, действенными при условии, когда процесс овладения знаниями проходит через этапы: восприятия; осмысления; запоминания; применения на практике.
Следовательно, знания изначально отделены от практических действий. Но те же принципы могут быть недостаточно действенными, если обучение строится на совершенно иной основе, когда знание и действие, действие и знание сливаются в едином процессе овладения материальным и духовным миром, выступающем нередко в виде профессионального мастерства. Тогда, например, вместо принципа “систематичность, последовательность, преемственность” должен действовать иной, можно сказать, прямо противоположный - принцип контрастности. Он реализуется в процессе предъявления слушателям изучаемого материала “по контрасту”, т. е. последовательно: легкий и трудный материал; легкий и трудный пример; задание и задачи и т. д.
Методы, формы и средства обучения
Методы обучения - это способы организации взаимосвязанной деятельности педагога и обучаемых в целях формирования знаний, навыков, умений, профессиональных, политических и нравственных качеств, необходимых для успешного выполнения производственных задач.
Советская педагогическая наука, точнее часть ее - Дидактика, выделяет три группы методов обучения:
организации учебно-познавательной деятельности обучаемых;
стимулирования учебно-познавательных процессов;
контроля за эффективностью этих процессов и в целом всей деятельности.
Первая группа вбирает в себя словесные, наглядные и практические методы обучения. Сюда относятся: лекция, беседа, рассказ, демонстрация наглядного материала, упражнения, выполнение практических заданий и т. д. Во вторую группу (методов стимулирования) включают: деловые игры, дискуссии, “мозговые атаки” и другие активизирующие процесс познания методы, а также поощрения, создание ситуаций психологического комфорта или дискомфорта в результате нравственных переживаний и эмоциональных волнений. Вместе с тем и первая группа должна использовать методы активного обучения: лекции-дискуссии, чтение лекций двумя преподавателями и др. К третьей группе (методов контроля) относят устную либо письменную проверку усвоенных знаний, приобретенных навыков и умений.
Современные классификации методов обучения
Методы организации учебно-познавательной деятельности обучаемых можно представить в качестве определенной схемы (табл. 8).
Таблица 8. Общая классификация методов обучения по способу организации материала
1. Устное изложение учебного материала
3. Показ (демонстрация)
5. Практическая работа
2. Обсуждение изуча>.'“<н<' териала
4. Упражнения
6. Самостоятельная 1.' обучаемого
На схеме четко видна взаимосвязь различных методов обучения. Так, наглядно видима возможность применения показа в сочетании с другими методами - устным изложением, обсуждением материала, упражнением и практическими заданиями. Вместе с тем просматривается зависимость каждого из названных методов с еще одним, часто называемым основным,- методом самостоятельной работы слушателей, хотя очень часто участники обучения им пренебрегают.
Таблица 9. Классификация методов обучения на основе дидактических задач
Существует вообще такое дидактическое положение, согласно которому успех обучения во многом зависит от оптимального сочетания методов, выбираемых в зависимости от задач занятия, содержания изучаемого материала, особенностей аудитории слушателей. Такого рода сочетания методов можно увидеть на специально подготовленной схеме (табл. 9).
Уже внутри каждого из названных методов можно обеспечить усвоение материала, продвигаясь от отдельных фактов, деталей к выводам, или от частного к общему. Такой путь усвоения называют индуктивным. Прямо противоположный ему путь, когда усвоение облегчается, если следуют от общих положений к частностям, называют дедуктивным. Выбор пути зависит от уровня подготовленности обучаемых, степени сложности изучаемого материала, конкретных задач занятия и условий его проведения.
Возможна и еще одна классификация методов обучения, характеризующая их с точки зрения такого показателя, как уровень проблемности. Поскольку проблем- кость в некоем зачаточном состоянии может существовать и существует и в традиционном обучении, постольку в общей схеме показаны методы как традиционного, Репродуктивного типа обучения, так и проблемного (табл. 10).
Таблица 10. Классификация методов обучения на основе уровня проблемности
В жизни, разумеется, все сложнее, чем на схеме и многие методы не будут так уж прямо соответствоват1 один другому, как это рекомендовано наукой. Тогд2 у преподавателя, опирающегося в основном на информационно-сообщающий метод, слушатели будут работать на высоком уровне проблемности, используя частично поисковый метод учения. Но может быть и наоборот - слушатели будут снижать уровень проблемност* учения при применении преподавателем методов проблемного преподавания наивысших уровней. Правда чаще всего чудес не бывает, а потому слушатели учатс? так интенсивно, инициативно и “проблемно”, как и) этому учат педагоги.
Оптимизация учебно-воспитательного процесса
Интенсификация производственных процессов зас тавляет задуматься над вопросами оптимизации обуче ния. Особенно важны эти вопросы для ПЭО, что объяс няется только двумя обстоятельствами - коротким сро ком обучения и необходимостью практической отдач) от обучаемых в ходе и особенно в конце обучения. Этап уже достаточно для того, чтобы обеспечить все услови) для оптимизации учебно-воспитательного процесса.
В чем состоит эта оптимизация? Чем она может про явить себя? В чем она выражается? На что следует обратить внимание при решении вопроса оптимизаци) обучения?
На наш взгляд, судить об оптимальности учебного процесса можно в том случае, когда мы достаточно объективно можем оценить результаты следующих этапов учебно-воспитательной работы:
обучаемые услышали все, что объяснили преподаватели;
обучаемые поняли то, что им объяснили;
они согласились с тем, что услышали;
обучаемые усвоили основное содержание изучаемого, услышанного, прочитанного;
они успешно применили полученное знание на практике.
Чтобы получить высокие результаты на каждом из этих этапов, важно заранее побеспокоиться о методическом обеспечении учебного процесса. Это значит, что надо определить, какие именно действия необходимо формировать у обучаемых. Более того, заранее обозначить, какими качествами должны обладать эти действия, особенно по показателям обобщенности, разумности, сознательности, критичности и т. д.
В дальнейшем же следует спланировать планомерное поэтапное формирование намеченных действий с четким контролем их качества со стороны преподавателя. Такого рода учебно-воспитательная работа лучше всего осуществляется во взаимодействии специалиста в области ПЭО и психолога, хорошо знающего учение о поэтапном формировании умственных действий, умеющего применять его на практике.
В целом для оптимизации учебно-воспитательного процесса важно ориентироваться, во-первых, на исходный уровень знаний, навыков и умений обучаемых, во-вторых, на необходимость учить их тому, что действительно требуется на производстве, в-третьих, правильно и грамотно выбирать формы и методы обучения.
Наличие этих качеств позволяет действовать ему не только как грамотному педагогу, но и как чуткому воспитателю.
Воспитательное воздействие преподавателя на личность обучаемого выражается в конечном счете в его нравственных качествах. Конечно, на нравственное развитие человека влияет вся социальная среда, все многочисленные факторы, включая характер производства, способы распределения материальных благ, материальное благосостояние народа, духовную жизнь общества, систему образования, культуру, здравоохранение, семейно-бытовые отношения, социально-психологический климат трудовых коллективов и т. д. И все же влияние педагога, учителя не сравнить ни с чем, если только педагог сам является яркой личностью.
Способ его общения с обучаемыми, умение четко и продуктивно организовать учебный процесс оказывают подчас более сильное воздействие на психику обучаемых, чем многочасовые нравоучения. Не случайно справедливо говорят: “Беспорядок в цехе порождает беспорядок в сознании”. Опытный педагог всегда учит так, что сам процесс учебы воспитывает, формирует организованную и высоконравственную личность.
14