История конфликта в Таджикистане
До 1920 года территория нынешнего Таджикистана входила в состав Бухарского эмирата. 14 октября 1924 г. была образована автономия в составе соседнего Узбекистана. 5 декабря 1929 года Таджикистан получил государственный статус и вошел в состав Союза ССР на правах республики. Но граница была проведена таким образом, что около миллиона узбеков оказались на таджикской территории и почти два миллиона таджиков в Узбекистане. До этого времени, за исключением государства Саманидов в IХ-Х веках, когда был завершен процесс сложения этнического ядра таджиков. у таджикского народа не было своей национальной государственности.
Первые партийные кадры Таджикистана формировались из южан, представителей Каратегина (район Припамирья), Памира и частично Куляба. Именно горцы, которым новая власть дала возможность изменить свой замкнутый образ жизни, стали опорой большевистской политики. Лишь Каратегин остался под мусульманским влиянием, что сказалось и на современной ситуации в Таджикистане.
В 1937 году первое революционное таджикское правительство (южане) было полностью расстреляно. К представителям ходжентской элиты влась перешла лишь после 2-ой мировой войны.
Ходжент (бывший Ленинабад) - родовое гнездо ходжей, теократической (мусульманской) элиты. Дисциплинированность и взаимоподдержка помогали клану вести “грамотную” кадровую политику и удерживать власть вплоть до 80-х годов. Но борьба за власть привела к вхождению в коммунистическую номенклатуру памирцев и кулябцев.
Куляб, самый южный регион страны, не подвержен мусульманскому консерватизму, быстро воспринял новые ценности, но его представители всегда довольствовались второстепенными ролями в партийном руководстве, а сам регион всегда был одним из беднейших.
Памирцы - жители Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО) - имеют отличные от других регионов Таджикистана этнос, культуру, язык и у них нет ортодоксальной религиозности.
Наукой и культурой в Таджикистане ведали выходцы из Самарканда и Бухары.
Развал СССР сопровождался разрушением экономики республики, которая ранее подпитывалась из союзного бюджета. После распада Советского Союза “табель о рангах” дал первую трещину, южные таджики заявили о своих правах. С 1990 г. началось противостояние между властями и нарождающейся оппозицией, но отсуствие единого лидера и межрелигиональные противоречия не позволили объединить народ. В феврале 1990 г. в результате массовых беспорядков в Душанбе погибли 22 человека.
С начала конфликта идеология обслуживала междоусобную войну. Южане использовали исламскую и демократическую политическую терминологию, в основе которой все же лежала идея национального возрождения, на севере Ленинабад правил под красными знаменами.
Оппозиционые силы были разнородны по своему составу и, соответственно, по устремлениям. С одной стороны, приверженцы в той или иной степени либерально-демократической ориентации, с другой, исламисты, часть которых не скрывала, что их цель - превращение страны в исламское государство, по образу и подобию Ирана. На первоначальном этапе оба эти течения выступили единым фронтом. Исламские и демократические движения получили поддержку в горных районах Памира на востоке и в районе Курган-Тюбе на юге, на границе с Афганистаном. Кулябцы и промышленно развитый северный район встали на сторону номенклатуры.
Русские и узбеки активного участия в политических разборках не принимали.
Многолетняя вражда между памирцами и кулябцами с началом политической борьбы привела к тяжелому кровавому конфликту.
Своеобразие противостояния в Таджикистане в том, что по разные стороны баррикад оказались представители одной этнической группы, исповедующей одну и ту же религию. Верующие таджики - мусульмане-сунниты, припамирские таджики - исмаилиты (ветвь шиизма, отвергающая всякий фундаментализм).
Особую пагубную роль сыграл специфический для Таджикистана фактор - клановость, который с успехом заменил этнические и религиозные мотивы.2/
2. КЛЮЧЕВАЯ ПРОБЛЕМА КОНФЛИКТА
Противоборство с оппозицей - это все же производная от главной проблемы.
На политической карте Таджикистана выделяются пять регионов. Это традиционно сложившаяся региональная схема, особенности которой учитывались советской властью. В руководители республики выдвигались выходцы из экономически сильной Ленинабадской области. Она доминировала в своеобразной иерархии регионов Таджикистана.
Кто должен управлять республикой, в какой пропорции регионы должны быть представлены во властных структурах? Так же как и в соседнем Афганистане, формирование политической элиты, отражающей не узкорегиональные и этнические, а общенациональные интересы, является условием мира и стабильности. Если региональные лидеры не договорятся, Таджикистан может исчезнуть с карты и распасться на зоны влияния больших государств.
Несомненно, первую скрипку в Таджикистане играет Россия, накачивающая своего союзника кредитами и военной помощью. Нынешнее правительство и президет Рахмонов пришли к власти при поддержке Москвы и Ташкента. Но расстановка сил за последние два-три года коренным образом изменилась. Сегодня можно говорить о двух геополитических осях: Душанбе-Москва-Ашхабад-Тегеран и Ташкент-таджикская оппозиция.
Москва пытается сохранить пророссийское руководство Таджикистана; Ташкент (а к его позиции примыкают Бишкек и Алма-Ата) выступает за компромисс Душанбе и оппозиции. При этом Ташкент был бы не прочь иметь в Душанбе лояльное к Узбекистану руководство, учитывающее его интересы.
Наихудший вариант развития - “афганизация” Таджикистана, при этом пограничные с Узбекистаном районы могут стать буферной зоной и оказаться под контролем могучего соседа.
3. СОБЫТИЯ В ТАДЖИКИСТАНЕ (1990-1997 гг.)
29 ноября 1990 г. в Таджикистане впервые введен пост президента.
30 ноября 1990 г. первым президентом Таджикской ССР избран К. Махкамов.
На организованных оппозицией многочисленных митингах в августе 1991 года выдвигались требования: отставка президента, роспуск компартии, пересмотр закона о запрещении исламской парии возрождения, принятого в 1990 г. и др.
31 августа 1991 г. на внеочередной сессии Верховного Совета Таджикской ССР обсуждался вопрос о политической ситуации в республике и позиции руководства республики в связи с государственным переворотом в СССР. Депутаты ВС солидаризировались с оппозицией и выразили недоверие президенту К. Махкамову, и он подал в отставку.
9 сентября 1991 г. была провозглашена государственная независимость Республики Таджикистан.
10 сентября 1991 г. был принят закон “О выборах Президента Республики Таджикистан” и 24 ноября 1991 г. президентом был избран Рахмон Набиев.
В конце марта 1992 г. многодневные непрекращающиеся митинги представителей оппозиции и сторонников президента привели к дестабилизации социально-политической ситуации в республике и без того находящейся в тяжелом экономическом положении.
К концу апреля 1992 г. митинговый беспредел охватил всю столицу. В город стали прибывать автоколонны из других районов Таджикистана. Сторонники правительства стали создавать батальоны национальной гвардии, что привело к бесконтрольной раздаче оружия. Сторонники оппозиции, в свою очередь, стали создавать отряды самообороны для охраны порядка.
В мае 1992 г. внутри правительства наметился раскол. Лидеры оппозициии поставили вопрос о создании временного коалиционного правительства. В рамках оппозиции доминирующее положение заняла Исламская партия возрождения.
Высшее мусульманское руководство (казиат) республики поддержало сторонников исламского фундаментализма, ратующих за создание в Таджикистане исламского государства. Тогда мусульманские сунниты Кулябской области создали независимые структуры духовной власти. Идеи автокефалии охватили и духовенство Ленинабадской и Курган-Тюбинской областей, где также наметились разногласия с казиатом.
К концу лета митинговое противостояние переросло в кровавые столкновения между противоборствующими группировками. Оппозиция и митингующие выступили против подписания российско-таджикского договора о дружбе и сотрудничестве, предполагаемого ввода миротворческих сил СНГ на территорию республики, требовали отставки Президента и создания временного государственного совета. 7 сентября 1992 г. под давлением вооруженных формирований оппозиции Рахмон Набиев был вынужден оставить свой пост.
Политическая борьба из Душанбе переместилась в провинцию. Вооруженное противоборство началось в областном центре Курган-Тюбе, где во время митинга перед зданием облисполкома столкнулись две вооруженные группировки, что привело к многочисленным человеческим жертвам.
В Курган-Тюбе боевые действия привели к применению артиллерии и танков. По заявлению российских официальных лиц использованные в ходе столкновений танки были захвачены на базах российских войск.
С июня по сентябрь 1992 г. в результате гражданской войны было убито 2 тысячи человек и 200 тысяч таджиков стали беженцами. Было разрушено более 120 тысяч жилых домов, административных зданий, школ и детских садов.
27 ноября 1992 г. сессия Верховного Совета Республики Таджикистан приняла решение об отказе от президентского правления.
Однако в конце 1992 года “исламско-демократическое правительство” пало, Народный фронт, костяк которого составляли выходцы из Кулябской области, вы вытеснил оппозицию в Афганистан. Это была война южан с южанами, в результате которой северяне должны были взять реванш. Исполнители превратились в хозяев положения. Началась всеобщая “кулябизация”, вызвавшая недовольство вчерашних союзников - гиссарцев и ленинабедцев.
Общий ущерб, нанесенный национальной экономике за два года в результате вооруженных столкновений и разрыва торговых связей, превысил 500 млрд. руб. Из общей численности таджиков в 3,5 млн. человек, таджикский народ потерял в гражданской войне 100 тыс. человек. В настоящее время 840 тыс. таджикских беженцев проживают в государствах СНГ, а 60 тыс. - в Афганистане.
21 июня 1993 г. судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда республики приняла решение о запрещении деятельности Демократической партии Таджикистана, Исламской партии возрождения, народного движения “Растохез”, общества “Лаъли бадахшон”. В определении суда подчеркивалось, что материалами дела полностью доказана виновность оппозиционных партий и движений в нарушении собственных программ и уставов, попытке насильственного свержения конституционного строя в республике, взятии в заложники народных депутатов, разжигании межнациональной и этнической розни, приведшей к гражданской войне и тысячам жертв среди мирных жителей, а также в создании военизированных формирований.
3.1. МЕЖТАДЖИКСКИЕ ПЕРЕГОВОРЫ ПОД ЭГИДОЙ ООН
В августе 1993 г. в ответ на просьбу правительства Таджикистана генеральный секретарь ООН направил в Душанбе миссию ООН по установлению фактов в связи с продолжающимся насилием в Таджикистане, обострением кризиса на таджикско-афганской границе и опасности возникновения конфликта, чреватого угрозой миру и стабильности в Средней Азии и за ее пределами.
6-19 апреля 1994 г. в Москве состоялся первый раунд межтаджикских переговоров под эгидой ООН при активном содействии России. Основная цель переговоров, а именно, начало политического диалога между правительством Таджикистана и оппозицией, была достигнута.
18-28 июня 1994 г. в Тегеране состоялся второй раунд межтаджикских переговоров о национальном примирении. Главная цель - заключение соглашения о прекращении боевых действий. В Тегеран прибыли представители Афганистана, Ирана, Казахстана, Киргизии, Пакистана, России, Узбекистана и СБСЕ.
17 сентября 1994 г. делегации таджикского правительства и оппозиции заключили в иранской столице соглашение о временном прекращении огня и других враждебных действий на таджикско-афганской границе на период переговоров. Также было принято совместное коммюнике по итогам межтаджикских консультаций по национальному примирению.
20 октября-1 ноября 1994 г. в Исламабаде прошел третий раунд переговоров. В качестве наблюдателей присутствовали представителии России, Пакистана, Ирана, Казахстана, Киргизии, Узбекистана. По завершении переговоров обе стороны согласились продлить соглашение о временном прекращении огня и других враждебных действией на таджикско-афганской границе и внутри страны до 6 февраля 1995 г. По согласованию сторон-участниц конфликта соглашение о прекращении огня в республике было продлено до 26 апреля 1995 г.
20 июля 1994 г. сессия Верховного Совета Республики Таджикистан одобрила в целом проект новой Конституции республики. Согласно принятому
закону был назначен референдум по принятию Конституции Республики Таджикистан и общенародные выборы Президента Таджикистана.
6 ноября 1994 г. Президентом Таджикистана стал Эмомали Рахмонов.
Таджикская оппозиция в выборах участия не принимала.
16 декабря 1994 г. Совет Безопасности ООН принял резолюцию об учреждении Миссии ООН в Таджикистане для осуществления контроля за выполнением соглашения о прекращении огня. Миссия ООН должна осуществлять свою работу при тесном взаимодействии с Коллективными миротворческими силами СНГ в Таджикистане.
Четвертый раунд межтаджикских переговоров должен был состояться 15 января 1995 г. в Москве, однако переговоры не состоялись.
К числу крупных событий 1996 года мировые средства массовой информации не отнесли заключение в декабре в Москве межтаджикских соглашений. Неоднократные встречи на высшем уровне, достигнутые договоренности, а потом их нарушение создали устойчивое скептическое отношение вообще к проблематике урегулирования межтаджикского конфликта.
Впрочем, московские соглашения, качественно отличные от других подобных им, заложили основы взаимного доверия между оппонентами. Декабрьская встреча в Москве выявила важную деталь: как непосредственные участники конфликта, так и заинтересованные в его решении государства устали от войны. Война не только истощила таджикское общество, но и привела к серьезной трансформации его структуры, вызвала глубокие перемены в регионах, связаннные с замещением одних элит другими на вершине пирамиды государственной власти. Нельзя однозначно определить их как негативные или позитивные, но то, что они отразятся на послевоенном устройстве таджикского государства, не вызывает сомнений.
4. НОВЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕАЛИИ ТАДЖИКИСТАНА
Постсоветский кризис власти привел Таджикистан к трагическим событиям 1992 года. В условиях “внезапной” независимости, выбора моделей развития государства власть оказалась неспособной адаптироваться к новым условиям, не проявила даже минимальную волю к выживанию. Президент Рахмон Набиев, выходец из Ленинабадской области, сильный хозяйственник и организатор советского времени, продемонстрировал полную растерянность. Утрата доверия народа и в результате - утрата власти стали не только личной трагедией Набиева, но и трагедией всей Ленинабадской области.
В период существования СССР принадлежность любого чиновника к Ленинабадской области (а еще лучше - к Ходженту) создавала условия для быстрого служебного роста. С развалом СССР новая политическая ситуация потребовала от ленинабодцев недюжинных усилий в развернувшейся борьбе за власть, к чему, за малым исключением, они оказались не готовы. Лидеры страны отодвинули ленинабадцев на второй план.
Следует заметить, что понятие “север Таджикистана” довольно относительное, так как у жителей области нет четко выраженного чувства региональной общности. Приспосабливаемость некоторых “руководителей с севера” практически к любым политическим режимам независимо от их ориентированности, еще одна примечательная черта ленинабадцев. Карьерные интересы оказываются выше региональной или этнической общности.
Открытые и бескомпромиссные кулябцы и оппозиция, отстоявшие в борьбе свое право на часть власти, рассматривают поведение северян как приспособленческое, а порой и как предательское. Вот почему вероятность консолидации кулябцев и каратегинцев (оплот оппозиции) в ближайшем будущем достаточно высока. Их сближают не только исторические судьбы, но и особый дух воина, выработавшийся в течение четырех лет вооруженного противостояния.
Ленинабадцам же, при несомненном опережающем социально-экономическом развитии их региона, в новой иерархии власти будет отведена, видимо, второстепенная роль.
Новые парадигмы в системе государственного строительства Таджикистана - явление вполне закономерное. Как показывает историческая практика, в условиях становления новых государств на политической пирамиде оказываются те региональные группы, которые проявляют неибольшую активность и волю в борьбе за власть. До недавнего времени внутренним безотказным механизмом, обеспечивающим это лидерство, была стройная ходжентская клановая система, которая будучи логическим продолжением партгосноменклатуры, обеспечивала подбор руководителей и формировала команду поддержки. Однако новые экономические отношения стали разваливать отлаженную клановую машину. Появились молодые богатые люди, заявившие о собственных притязаниях на власть, пока правда на местном уровне. Главный их недостаток - отсутствие политического опыта, вследствие чего они пока не способны заявить о притязаниях на власть в стране.
4.1. ПРЕЗИДЕНТ
Появление на политической арене в ноябре 1992 г. неизвестного руководителя совхозе Эмомали Рахмонова можно назвать историческим парадоксом. Несвязанный ранее с высокими постами в партийно-советской системе, без опыта даже элементарных аппаратных интриг, Рахмонов был выдвинут победившим в гражданской войне Народным фронтом на должность председателя таджикского парламента, а фактически руководителя государства. За четыре года Рахмонов сумел заложить основы независимого государства. Созданы вертикальная структура власти, национальная армия, госаппарат. Качество нового государственноого механизма можно оцевать по-разному, но то, что он действует - факт бесспорный. Рахмонов, апеллируя к народу, его национальным чувствам, смог умножить число своих сторонников и вырос в прагматичного, уверенного политика.
Но вхождение Рахмонова во власть было сопряжено с рядом серьезных ошибок, к наиболее значительным из которых относятся:
- введение во властные структуры вчерашних боевиков Народного фрона, которые привнесли в правительство и другие госорганы собственное миропонимание, свои законы и специфические взаимоотношения, что в конечном итоге не могло не ударить по авторитету власти и стало причиной растущего недовольства кулябцами со стороны других этнорегиональных групп;
- приход во власть боевиков повлек за собой массовое изгнание профессионалов, что отразилось на экономике страны, резко ослабило производство и нанесло непоправимый урон духовной жизни общества. Интеллект не вписался и, видимо, еще не скоро впишется в новую, в определенной степени уникальную, систему государственной власти сегодняшнего Таджикистана.
Путь мира, на котором сегодня находится президент Рахмонов, безусловно, предполагает исправление этих да и других ошибок, ибо они станут самым серьезным препятствием на пути создания цивилизованного государства.
4.2. ОППОЗИЦИЯ
Объединенная таджикская оппозиция (ОТО) образца 1997 года значительно отличается от исламской оппозиции 1991-1992 годов (это при том, что лидеры - прежние). Явно умеренными стали исламские лозунги. Сегодня ОТО не ставит своей целью создание в Таджикистане исламского государства, не претендует на всю полносту власти в стране. ОТО проявила себя как военная сила, с которой нельзя не считаться. Оппозиция получила признание международных организаций. Главное - ОТО освободила свои ряды от наиболее одиозных фируг, которые не только дискредитировали ее идеалы, но и создали ей экстремистский образ. ОТО не только вела четыре года партизанскую войну, она одновременно готовила кадры. Ее направленцы обучаются в ведущих учебных заведениях Ближнего, Среднего Востока и Запада. Большая часть сторонников оппозиции из числа таджикских беженцев неплохо усвоила законы рынка и владеет собственными фирмами и предприятиями в Москве, Волгограде, Астрахани, Санкт-Петербурге, Минске, Алма-Ате, Ашхабаде.
Сторонники оппозиции главным образом - каратегинцы. С переходом основных военных формирований ОТО из Афганистана в районы горного Каратегина. Этот регион вновь становится форпостом таджикской оппозиции. В то же время ее позиции слабы на севере и в Гиссарской группе районов.
Поведение лидеров ОТО в ближайшее время в значительной степени будет определять как характер их взаимоотношений с официальным Душанбе, так и ситуацию в стране. Попытка исламизации горного Каратегина (в 1992 г. была провозглашена Гармская исламская республика) может привести к новому витку гражданской войны. Альтернатива - в цивилизованном включении региона в государственные структуры, развитии аграрного сектора.
Не так давно в политическую лексику Таджикистана вошел термин “внутренняя оппозиция”, который однако очень скоро наполнился реальным содержанием. Блок “Народное возрождение”, как ни парадоксально, стал большей головной болью для правительства, нежели для ОТО. Это при том, что блок с первого дня заявил о конструктивной оппозиции властям и предложил президенту Рахмонову провести трехстороннюю встречу с участием руководства ОТО. Власти не ответили на предложение блока, просчитав видимо, что согласие будет способствовать росту популярности лидера блока экс-премьер-министра А. Абдулладжанова. Необычность этой ситуации в том, что именно участие в президентских выборах 1994 г. Адбулладжанова сделало его главным врагом Рахмонова, но обеспечило альтернативность выборам и их международное признание. Возвращение Адбулладжанова во власть было бы связано с новым усилением Ленинабадской области и перераспределением полномочий, а значит возможностей в сферах
производства, потребления, контроля за внешнеэкономическими ресурсами.
Миротворчество не выносит полутонов. Опыт урегулирования практически любых конфликтов демонстрирует обязательность участия в них всех сторон, причем все стороны должны быть удовлетворены. Иначе полного мира достичь невозможно. Сделав первый шаг на пути к миру, президент Рахмонов обязан сделать и второй и, найдя компромисс с последним из своих оппонентов, использовать его широкие возможности для послевоенного возрождения страны.
РОССИЙСКИЕ ВОЙСКА В ТАДЖИКИСТАНЕ
Принято считать противоборствующими сторонами правительственные войска и формирования таджикской оппозиции. Однако в республике дислоцируются 201-я мотострелковая дивизия, принимавшая участие в боевых действиях против таджикской оппозиции в 1992-93 гг., и группа погранвойск России, а также примерно по одному батальону от Киргизии, Казахстана, Узбекистана, которые охраняют отведенные им участки таджикско-афганской границы.
30 сентября 1994 г. Эмомали Рахмонов выступил на Генеральной Ассамблее ООН с инициативой придать силам СНГ в Таджикистане статус “миротворческих сил под эгидой ООН”. 17 февраля 1995 г. в обращении к Совету Безопасности ООН президенты России, Казахстана, Киргизии и Узбекистана предложили предоставить свои подразделения, входящие в состав Коалиционных миротворческих сил СНГ, в качестве миротворческих сил ООН.
В то время как Россия играет роль посредника в мирных переговорах оппозиции и официального Душанбе, российские пограничники и боевики оппозиции фактически являются воюющими сторонами. Боеспособность же правительственных формирований Таджикистана оценивается российскими специалистами как низкая.
У российских пограничников в Таджикистане шесть погранотрядов. Протяженность таджикско-афганской границы 1387 км. Российская погрангруппа охраняет 1099 км.
Специфика пограничной службы на территории чужого государства довольно непростая. Офицеры в основном российские, контрактники. Пограничники срочной службы исключительно таджики, в основном парни исключительно из “лояльных” районов Душанбе. Жителей воинствующего Памира здесь нет. Соотношение между русскими и таджиками в отряде - примерно 10:90.2/
Боеготовность группы российских погранвойск требует постоянного наращивания. Оперативные данные свидетельствуют, что происходит широкомасштабная подготовка перехода боевиков через таджикско-афганскую границу. С сопредельной стороны выдвигаются крупные вооруженные группировки. Причем находится это в прямой зависимости от реалий внутриполитической борьбы в самом Таджикистане. По существуу боевики сегодняшней оппозиции - это в значительной мере те самые просочившиеся через границу “Душманы”, но в отличие от таджикских ребят из кишлаков., провоевавшие 10-15 лет в самом Афганистане. По другой “тропе” идет оружие, есть и наркобизнес. Только с начала 1996 г. на таджикско-афганской границе задержано свыше 2 тонн наркотиков. Нетрудно догадаться, что если сегдня эту границу оголить (нынешняя погрангруппировка там 16,5 тысяч человек, из которых 12,5 тысяч таджиков), вся эта стреляющая и отравляющая зараза в одночасье хлынет в Россию.
5. УРОКИ ТАДЖИКСКОГО КОНФЛИКТА
Таджикский конфликт преподал несколько поучительных уроков, которые в сжатой форме можно было бы изложить следующим образом:
1) продолжение конфликта грозит полной дезинтеграцией государства и разрушением государственного аппарата;
2) ни одна региональная или политическая группа не может полностью доминировать в системе государственной власти. Стабильность и порядок можно обеспечить только при условии участия всех регионов и этит в управлении страной;
3) полная и окончательная победа одной из сторон над оппонентом мало реальна. Необходим компромисс;
4) все регионы страны взаимозависимы не только с точки зрения экономической и хозяйственной кооперации, единой финансово-бюджетной системы. В условиях самостоятельности - и с позиции необходимости коллективной защиты, обеспечения безопасности перед вызовом со стороны экстремистких, террористических и наркопреступных организаций.
Перевороты будут повторяться как в калейдоскопе, выдвигая в разных комбинациях различных мятежных командиров, пока не будет достигнут регионально-клановый компромисс (включая проблему таджикской оппозиции, политической реабилитации гармцев и памирцев). Как показывает практика соседних Киргизии, Узбекистана, Казахстана, правило здесь одно. Срабатывает закон восточного базара: цена должна устраивать и покупателей, и торговцев. В переводе на политический язык это означает, что центральная власть должна потесниться и дать место регионам и оппозиции.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Электронный банк данных ИНФО-ТАСС. Материалы ИТАР-ТАСС 1987-1997.
2. Запись беседы со специальным представителем генерального секретаря ООН в Республике Таджикистан, главой миссии наблюдателей ООН в РТ Гердом Дитрихом Мерремем. “Межтаджикский конфликт может быть разрешен только мирным путем”. “Красная звезда”, 11.09.96.
3. Санобар Шерматова. “Кто, с кем и за что воюет в Таджикистане”. “Московские новости”, N 6, 11-18 февраля 1996 г.
4. А. Ларенок, В. Потапов. “С кем мы там воюем?”. “Труд”, 21.12.96.
5. Рахим Хасанов. “Новые политические реалии Таджикистана”. “Независимая газета”, 29.01.97.
6. Галина Гриднева. “Психологически было очень тяжело”. “Тассовец”, N 4, 15-28 февраля 1997.