Педагоги-новаторы
I. ВВЕДЕНИЕ 3
II. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ 4
НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ВОСПИТАНИЮ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА 4
Педагоги-новаторы и их концепции 5
Бондаревская Е.В. 6
Газман О.С. 7
Таланчук Н.М. 8
Воспитательные подходы 8
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
ЛИТЕРАТУРА 13
I. ВВЕДЕНИЕ
В современной ситуации необходим творческий поиск новых подходов, концептуальных путей и содержательных форм в работе с детьми.
Современные воспитательные концепции отличаются стремлением опираться на общечеловеческие ценности и цивилизованные формы жизнедеятельности во всех сферах. Во всех концепциях в той или иной мере присутствуют:
* Идеи гуманизации;
* Осуществление воспитания в контексте культуры;
* Создания открытых воспитательных систем;
* Возврата воспитания в семью;
* Поддержки и развития индивидуальности;
* Альтернативности и гибкости методов и организационных форм воспитания.
В психолого-педагогической науке ведется разработка проблем развития культуры личности, что подчеркивает ее теоретическую и практическую необходимость для реального учебно-воспитательного процесса.
Гуманистическая школа осуществляет решительный поворот к личности учащегося, он становится действительно субъектом своего развития, а не средством, с помощью которого педагоги реализуют отчужденные от данного индивида абстрактные планы и программы. Такая школа уважает личное достоинство каждого ученика, его индивидуальные жизненные цели, запросы и интересы, создает благоприятные условия для его самоопределения в развитии. Педагоги в такой школе ориентируются не только на подготовку воспитанника к будущей жизни, но на обеспечения полноценного проживания каждого возрастного этапа: детства, отрочества и юности – в соответствии с психическими особенностями развивающейся личности.
II. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ
НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ВОСПИТАНИЮ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА
Несколько лет назад была иллюзия: быстрая демократизация страны также приведет нас к высокому экономическому и культурному уровню, который достигнут в большинстве цивилизованных стран и в образовании, и в воспитании в том числе.
«Культура и богатство страны могут быть изменены простым критерием : в какой мере семья занимается воспитанием своих детей. Так, в Америке, Франции, Германии, в других развитых странах функции воспитания берет на себя семья. Она отвечает за ребенка перед законом и перед требованиями общественной морали, а школа решает те же проблемы лишь в учебном процессе и не несет ответственности за поведение школьников на улице» (12, с.33).
Жизнь показывает, что пройдет немало времени, пока в нашей стране ситуация в семье и в школе изменится кардинально.
Конечно, на уроке каждый учитель может сделать многое для пробуждения высоких духовных стремлений ребенка, дать примеры нравственного суждения, доброты и милосердия. И если бы семья, окружающая социальная действительность подтверждали переживаемое на уроках, о опыт общения с миром взрослых закреплял лучшие человеческие качества, то, пожалуй, этого было бы вполне достаточно для школьного воспитания.
«Однако нравственное состояние внешкольной среды, размывание моральных принципов в обществе, возникшее на зыбком фундаменте экономической разрухи, не могут дать необходимого питания для духовного здоровья человека. Свободный рынок приходит к нам с такими нравственными рецидивами, как стяжательство, воровство, взяточничество, организованная преступность. Под прикрытием деловитости предпринимательства зачастую понимается престиж крайнего эгоизма, оправдывается законность достижения целей любыми путями, возникает опасность уважения не честности, справедливости, а преклонения перед богатством, властью денег, «красивой жизнью», независимо от того, какой ценой это достигнуто. Так называемый переходный период уже дал нашим детям возможность познакомиться с полу порнографическим «искусством», нацелил на выбор сексуальной распущенности. В то время, когда стираются границы между добром и злом, между нравственным и безнравственным, взрослое общество, сознающее свою ответственность перед подрастающим поколением, не может оставить его без поддержки и помощи в трудный период самоопределения» (1, с. 7).
И учителя, и родители, и любой зрелый человек должен брать на себя задачу духовного наставничества. Тем более эту задачу должен решать профессионал – учитель, воспитатель, классный руководитель.
«Цели, как известно,бывают ближние и дальние. Можем ли мы говорить о всестороннем развитии как о самой близкой перспективе? Есть ли такие возможности у общества сейчас? Возможностей, чтобы каждый без исключения мог максимально развивать свои умственные и художественные способности, технические таланты, действительно овладеть физической и духовной культурой (а не просто познакомиться с ней), трудиться в той области, которая наиболее благоприятна для расцвета его личности и раскрытия творческого потенциала, - их пока нет» (3, с.21).
Заявляя всестороннее развитие личности в качестве цели воспитания, некоторые теоретики имели в виду лишь создание материальных условий для занятий детей той или иной деятельностью.
Нельзя не учесть и такой субъективный фактор, как желание и готовность самих учащихся развивать свои дарования и способности. Этот фактор формируется, конечно, в сумме результатов школьного и семейного воспитания. Но в первую очередь он является результатом воздействия общественной культуры. Она же, как известно, развивается десятилетиями, если не веками.
Поскольку, все сказанное выше показывает, что разработка темы в нашей стране началась не так давно, то и серьезных исследований в отечественной психолого-педагогической литературе по данной проблеме не так много, а зарубежные исследования, к сожалению, так малодоступны.
Педагоги-новаторы и их концепции
В настоящее время существуют несколько подходов к воспитанию:
1) Воспитание основывается на общечеловеческих ценностях (В.А. Караковский - один из основателей этой программы). В воспитании выделить вечные ценности: Земля - общий дом всего живого, семья - воспитывает свое поколение, отечество - уникальная родина каждого человека (изучение истории отечества, края, быта...), физического/умственного/душевного труда, ценность знаний, ценность культуры (духовной жизни, прекрасного), ценность мира, ценность человека - все в мире направлено на человека.
2) Демократический, гуманистический характер воспитания: идея взаимодействие полагает взаимопонимание, взаимоуважение, учитель должен идти от личности ребенка (советоваться, уважать права детей, их интересы, ученик - субъект воспитания), идея эмоционального стимулирования в процессе деятельности (знания, усвоенные без радости - плохо).
3) Культуроведческий подход рассматривает воспитание как процесс овладения культурой. Культура - наивысший уровень возможностей личности. Показатели культуры: широта кругозора, умение пользоваться знаниями, уровень сформированности мировоззрения. Мир цивилизованного человека - мир культуры, передача детям культуры прошлых поколений. Творческая активность человека. В школьном возрасте школьнику надо овладеть базовой культурой - гармония культуры знаний, культуры творческих действий, культуры чувств. Культура знаний: умение усваивать знания, умение работать с материалом, применять знания. Культура творческих действий: создавать новое на базе полученных знаний. Культура чувств и общений: адекватная реакция на что-то, умение выражать радость, умение вести себя, как выразить свои чувства, умение общаться без конфликтов. Содержание воспитания связано с содержанием культуры.
Интересные подходы, которые более всего отвечают возможностям обновления воспитательной деятельности в нашей стране представлены в концепциях Бондаревской Е.В., Газмана О.С., Таланчук Н.М. Рассмотрим их.
БОНДАРЕВСКАЯ Е.В.
«Бондаревская Е.В. (Ростов-на-Дону) выдвигает общую цель: воспитание как возрождение человека культуры и нравственности. В концепции для реализации цели определены содержательные базовые компоненты, которые включают:
* Интернализацию детьми универсальных общечеловеческих ценностей, сохранение совокупного духовного опыта человечества: диалог между различными культурами и народами; уважение к человеческой жизни, осознание ее неприкосновенности; свобода и ответственность;
* Овладение детьми основными сферами жизнедеятельности современного человека, гуманизирующими личность и отношения между людьми; художественное и техническое творчество; забота о здоровье и жилье; охрана природы и среды обитания; общение с родителями и друзьями; совместные экскурсии и путешествия; оказание помощи младшим и старшим и другое;
* Освоение материальных и духовных ценностей общечеловеческой и национальной культуры: научных, художественных, технических нравственных и воспроизводство в творческих видах деятельности;
* Формирование опыта гражданского поведения: участие в гражданских делах, проявление гражданских чувств, отстаивание прав человека, противодействие аморальным явлениям и другое;
* Накопление опыта эмоционально-насыщенных ситуаций гуманного поведения: организация детьми актов милосердия, проявление заботы о близких, уважение прав и достоинства других людей и другое;
* Овладение детьми ситуациями реальной ответственности, самостоятельности: принятия решений, свободный выбор поступков и ответственности за них, выбор способов саморегуляции поведения во всех сферах жизнедеятельности, овладение способами самовоспитания и совершенствования и другое» (41, с.30-31).
Реализация базового содержания воспитания опирается На принципы гуманизации и теснейшим образом связана с гуманитаризацией образования.
Важнейшими принципами реформирования педагогического образования должны быть: обращенность к общечеловеческим ценностям, обращенность к педагогической культуре, обращенность к детям, школе, обращенность к индивидуальности, творческому потенциалу учащегося.
1. Обращенность к общечеловеческим ценностям означает возвращение педагогического образования в лоно культуры, его гуманизацию, гуманитаризацию, создание экологически чистой культурно-образовательной среды, отношение к учащемуся, как свободному суверенному субъекту подготовки, ответственность школы за качество его подготовки. Основное содержание подготовки должна составлять отечественная и мировая культура. Вуз и школа должны иметь единое образовательное пространство.
2. Овладение учащимися базовыми основами культуры - фундаментальная задача общепедагогической подготовки. Культура рассматривается как динамическая система общечеловеческих ценностей, творческих способов деятельности и личностных достижений людей. Поэтому основные задачи становления и развития личности, как человека культуры состоят в том, чтобы ввести учащегося в мир культурных и общечеловеческих ценностей, оказать помощь в овладении базовыми основами культуры и развитии субъектных свойств личности, как человека культуры.
В качестве основных ценностей определяющих ориентации выделены:
* человеческие: социальная защита личности, помощь, поддержка его индивидуальности, творческого потенциала;
* духовные: совокупный опыт человечества, отраженный в филосовских теориях и способах мышления;
* практические: способы практической деятельности, проверенные практикой образовательно-воспитательной системы;
* личностные: способности, индивидуальные особенности личности, собственного жизнетворчества. Интренализация этих ценностей составляет мировую культуру.
Базовые компоненты культуры: гуманистическая позиция и личностные качества; философские теории и творческое мышление; опыт творческой деятельности, обоснование собственной деятельности как системы (дидактической); культура поведения, способы саморазвития и саморегуляция личности.
Система дисциплин и уровни подготовки. С учетом необходимости усвоения учащимися обозначенных компонентов культуры определена адекватная номенклатура дисциплин: основы культуры; деятельность и общение.
ГАЗМАН О.С.
Другой, интересный, на наш взгляд подход, изложен в концепции руководителя авторского коллектива Газмана О.С.
«Выдвинутая цель – обеспечить каждому школьнику базовое образование и культуру как основу для жизненного самоопределения. Основные задачи педагогической работы направлены на формирование способности личности к культурной самореализации, самоорганизации и самореабилитации. Основные направления воспитательной деятельности отражены в целевых программах.
* «Здоровье»;
* «Учение»;
* «Общение»;
* «Досуг»;
* «Семья».
При этом реализация программ происходит с обеспечением процессов самоопределения, самореализации, самоорганизации, самореабилитации, которые выступают важнейшими компонентами саморазвития личности и становятся основными направлениями педагогической работы» (16, с. 8-9).
ТАЛАНЧУК Н.М.
«Много интересных идей несет в себе оригинальная системно-социальная концепция школьного воспитания (автор Таланчук Н. М.). В основу концепции положен системно-ролевой подход к формированию личности. Отсюда задачи воспитания в интегрированном виде сводятся к подготовке подрастающего поколения к выполнению семейных, профессионально-трудовых, гражданских, геосоциальных и интерсоциальных и само регулятивных ролей.
Система ролей включает в себя:
o в сфере «Семья» – сыновне-дочернюю, супружескую, отцовскую, отцовско-материнскую; выдвигает задачи воспитания и самовоспитания – формирование супружеской, педагогической культуры, формирование чувства долга и ответственности перед родителями;
o в коллективе – профессионально-трудовой, экономическую, организаторско-управленческую, коммуникативную и другие задачи воспитания – формирование профессиональных знаний, умений, экономической, коммуникативной культуры и организаторских способностей;
o в сфере «Общества» – патриотическую, национально-интернациональную, политическую, правовую, нравственную и экологическую; задачи воспитания – формирование основных компонентов этих культур;
o в сфере «Мир» – геосоциальную и интерсоциальную;
o в сфере «Я – Сфера» - субъекта материальных и духовных потребностей, учения, самовоспитания, творчества, психорегулятивную; задачи воспитания выражаются в формировании здоровых потребностей, умении самообразования и самовоспитания, развития творческих способностей, умений ставить жизненные цели, саморегуляции» (19, с.5-6).
Воспитательные подходы
Идеи ненасилия породили интересные воспитательные подходы. Эти идеи все шире проникают в педагогику.
Ненасилие и насилие, – этические понятия, характеризующие способы отношения человека к миру в целом, к природе ко всему живому, к другим людям с позиции добра и зла как нравственных категорий, регулирующих его жизнедеятельность.
Насилие, как его обычно определяют, - форма принуждения со стороны первой группы людей (одного человека) по отношению к другой группе (одному человеку) с целью приобретения или сохранения определенных выгод и привилегий, завоевания политического или другого господства.
Насилие, как мы его понимаем, - это идеологический, жизненный этический принцип, в основе которого лежит признание ценности всего живого, человека и его существования, отрицающий принуждение как способ решения политических, экономических, нравственных, эстетических, этнических и межличностных проблем и конфликтов.
«Выделяют, по крайней мере, четыре сферы функционирования общественного сознания, где ненасилие выступает в качестве центрального момента мировоззренческой системы: религиозно-этическую, философско-этическую, общественно-политическую и психолого-педагогическую» (34, с.5).
В философско-этическом ключе концепция ненасилия анализируется с позиции отношения к злу. Здесь наибольшую известность получила теория Л.Н. Толстого «непротивления злу насилием». Суть ее состоит в том, чтобы бороться со злом в человеке, одновременно любя его и ненавидя его пороки. Именно любовь выступает у него как нравственный критерий. Чтобы получить любовь, необходимо одно – «… отучить себя от ненависти, презрения, неуважения, равнодушия ко всякому человеку. А это можно. Я сделал в этом отношении так мало, а уже как будто получил вперед незаслуженную награду» (61, с. 279).
В психолого-педагогическом плане концепция ненасилия реализовывалась и реализуется в теориях гуманистической педагогики и психологии. Наибольшую известность здесь приобрели взгляды К.Н. Вентцеля, А.Маслоу, К.Рождерса, Ж.-Ж.Руссо, В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого, Ш. Амонашвилли.
Концепция ненасилия в педагогики тесно связана с понятием «свобода». Понятие свободы является центральным в гуманистически ориентированной педагогики, однако понималось и понимается свобода в различных педагогических течениях по-разному.
Свобода как обращенность ребенка к собственному опыту. Одним из основоположников такого подхода является Жан-Жак Руссо. По его мнению, свобода – одно из естественных прав человека и никому не дано отбирать этого права. Ребенок должен сам извлекать уроки из естественных последствий своих поступков, что будет являться стимулом для возникновения правильного представления о том, как нужно вести себя в той или иной ситуации. Следовательно, воспитание – это ненасильственное воздействия взрослого, а средство свободной ориентации ребенка в окружающем мире.
«Свобода как самопроизвольная деятельность ребенка. Такая позиция поддерживается многими представителями свободного воспитания, которые исходят из посылок приоритета биологических факторов в развитии личности. В качестве яркого примера можно назвать М.Монтессори. Суть ее концепции состоит в том, что школа должна давать простор свободным и естественным проявлениям личности ребенка. Учитель не должен вмешиваться в деятельность ребенка, тем более настаивать на чем-то, заставлять прилагать усилия и тому подобное. По мнению Монтессори, все, что должно проявиться, проявиться, если этому не мешать. Фактически же получается, что ребенок не свободен, разве можно говорить о свободе, когда признается, что все заранее запрограммировано наследственностью» (53, с. 14-15).
Свобода как действие и самостоятельное творчество. Основы такого понимания свободы были заложены Л.Н.Толстым. Он выступает за признание прав ребенка, вмешательство воспитателя в развитие убеждений и характера детей. Основной акцент делается на естественно складывающуюся атмосферу сотрудничества между учителем и учеником, которое полностью исключает принуждение. В полной мере эти идеи реализованы в концепции К.Н.Вентцеля. В качестве основной цели воспитания он видит освобождение ребенка и представление ему всех положительных данных для развития его индивидуальности, его свободной личности. Говоря об основном методе воспитания, К.Н.Вентцель отмечает, что этот метод должен быть методом освобождения в ребенке творческих сил, методом пробуждения и поддержания в нем духа искания, исследования творчества.
Свобода как возможность осуществлять сознательные выборы. Современные теории гуманистической педагогики и психологии базируются на положении о свободе как возможности осуществлять выборы. По мнению К.Роджерса, это достигается лишь в том случае, если человек приобретает способность быть самим собой, прислушивается к себе, принимать себя, ориентироваться не на мнение других, а на собственный опыт, в то же время научиться понимать и принимать других. Нельзя людям навязывать что-либо, принуждая их делать то, что кажется кому-то необходимым.
На современном этапе в отечественной теории и практики такое понимание свободы можно найти у педагогов-наваторов (Ш.А.Амонашвили, И.П.Волков, Е.Н.Ильин, С.И.Лысенкова, В.Ф.Шаталов и другие). Практика их работы показала, что достичь высоких результатов в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения можно только в том случае, если максимально учитывать интересы детей, предоставлять им право свободного выбора, любить их и принимать их такими, какие они есть.
Таким образом, анализ различных подходов к проблеме свободы показал, что, несмотря на общепризнанность категории свободы в различных отраслях науки, понимание ее, в частности, в педагогике достаточно вариативно и отражает исходные концепции авторов.
Какие же задачи призвана решать педагогика ненасилия?
Здесь можно выделить два взаимосвязанных блока.
1. Задачи, связанные с воспитанием у подрастающих поколений духа ненасилия, что включает в свою очередь три направления:
> ненасильственное отношение к природе, ко всему живому;
> гуманное отношение к людям, в том числе и к самому себе, умение ненасильственными путями разрешать межличностные и внутриличностные конфликты, развитие способности к принятию и пониманию другого человека.
2. Задачи, связанные с гуманизацией процесса обучения и воспитания, взаимодействие взрослых и детей:
> гуманизация существующих форм и методов работы в учебных заведениях различного уровня системы взаимоотношений взрослых и детей;
> разработка и внедрение новых форм и методов педагогической деятельности, построенных на основе идей ненасилия;
> реформирование подготовки будущих педагогов в средних специальных и высших учебных заведениях, формирование у них таких личностных свойств и специальных умений, которые позволили бы им в дальнейшем воспитывать детей в духе ненасилия и работать самим без использования принуждения» (43, с. 6).
Особого внимания заслуживает вторая группа задач. Нельзя у ребенка сформулировать ненасильственное отношение к другим людям, если сама педагогика в своей основе продолжает оставаться на авторитарных позициях. Поэтому важно, чтобы был гуманизирован сам учебно-воспитательтный процесс, начиная с дошкольных учреждений и кончая высшей школой.
«Гуманизация – это переориентация с учебно-дисциплинарной модели педагогического взаимодействия на личностоно-ориентированную модель. У нас же даже в дошкольных учреждениях, как показали исследования одного из участников VIII международной конференции «Воспитание свободой независимой личности», до 35% воспитателей ориентированы на учебно-дисциплинарную модель, и лишь 16% - на личностную модель взаимодействия» (34, с. 55).
С теоретической точки зрения перспективы педагогики ненасилия в серьезном и глубоком изучении философских, религиозных, эстетических аспектов ненасилия, в разработке, в конечном итоге, развернутой концепции ненасилия.
В практическом отношении необходимость вести разработку комплексных программ по воспитанию и обучению в духе ненасилия, а также специальных программ по подготовке других учителей к этой работе, обеспечив их всем необходимыми методическими материалами.
Интересен подход: показать развитие личности ребенка в системе культуры. Такой подход в дипломной работе представлен исследователями М.Мид, Н.В.Крыловой, Т.Савицкой, Г.Батуриной, Мещеряковой и других.
Тому, что же такое культура поведения в обществе и как сформировать те или иные ее компоненты, называемые нами базовыми, посвящены исследования, которые мы тоже не обошли вниманием. К ним относятся работы З.А.Барышниковой, Л.Л.Романовой, Г.Батуриной, Т.Кузиной, Г.И.Железовской, И.С.Левшиной, М.И.Мещеряковой, Л.А.Николаевой, О.С.Богдановой, Р.Г.Гуровой, Е.И.Шимбаревой и других.
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Поиск путей повышения качества высшего педагогического образования, способов интеграции действующей системы в мировой педагогический опыт привел высшую педагогическую школу к необходимости перехода к многоуровневой системе образования. Отличие её от действующей состоит прежде всего в восстановлении человекообразующих и культуросозидательных функций педагогического образования, что предполагает приоритет образовательных программ над профессиональными, отказ от традиционного предметоцентризма, определение культурного ядра знаний, создание условий для творческой самореализации личности.
Целостный подход к решению этих и других проблем, возникающих при переходе к многоуровневой системе, предполагает разработку новой философии педагогического образования, в основе которой предположительно лежит целостный образ человека - выпускника педагогического университета, интегрированного в культуру и способного к культуросообразному устройству жизни собственной и своих учеников, характерными чертами которого являются свободомыслие, духовность, гуманность, креативность, адаптивность и др.
«Культура личности – это комплекс характеристик (знаний, качеств, привычек, способов достижения задуманного, ценностных ориентаций, творческих успехов), который позволяет личности жить в гармонии с общечеловеческой национальной культурой, развивать и общество, и индивидуальное своеобразие своей личности.
Каждая эпоха, каждый этап развития общества вносят свои акценты, новое содержание в культуру личности. Так, за долгие годы существования социализма наша педагогика стремилась сформировать всесторонне развитую, гармоническую личность. Возможно ли это? Мы не спорим с тем, что это идеал, к которому нужно стремиться, высшая цель воспитания, но на наш взгляд сформировать, или, точнее, помочь формированию гармонической личности – можно, а вот сформировать всесторонне гармонически развитую личность – нельзя. Это просто невозможно, это химерическая идея.
Куда более важнее сформировать у человека адекватное отношение к себе как социальной и биологической индивидуальности, к жизни как высшей ценности.
В связи с этим и должен вырабатываться базовый минимум, под которым понимается внешние и внутренние общекультурные предпосылки, необходимые для здорового неантагонического существования человека и окружающей его среды, условия их гармоничного развития.
Самоопределение предполагает и самостоятельность, и позиционную определенность, и программу действий для ее воплощения. Основным условием, обеспечивающим действие этого механизма. Его базой является наличие сфер самоопределения, выступающих обычно содержанием формирования мировоззрения. Таких сфер четыре – человек, общество, природа, интегрированные продукты человеческой деятельности. Воспитание должно обеспечивать гармонию человека с самим собой через определение им гармонии с другими людьми, обществом, природой, человеческой деятельностью. Именно достижение гармонии - такова веками вырабатываемая суть псих., нравственного здоровья человека.
ЛИТЕРАТУРА
1. Акимов М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. М., 1992.
2. Амонашвили Ш.А. В школу с шести лет. www.1september.ru/ru/
3. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа пе6дагогического процесса. М.Н., Университетское,1990.
4. Ангеловски К. Учителя и инновации. http://www.nalnet.ru/~sc16/DOC/obxarmet.php
5. Батурина Г., Кузина Т. Традиционная культура воспитания в национальной школе. Педагогика,1995,№2,с.122
6. Берхин Н.Б. Психолого-педагогическая специфика художественного образования школьников. http://www.chat.ru/~dksnev/sborniki.php
7. Беттельгейм Б. Образование и принцип реальности. Знание-сила. 1995, №4
8. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения. http://www.vspu.ru/Pedagogica/
9. Бодалев А.А., Рудкевич Л.А. О субъективных факторах творческой деятельности человека. Педагогика, 1995, №3, с.19.
10. Бондаревская Е.В. Ценностыне основания личностно ориентированного воспитания. Педагогика, 1995,№4 с.29.
11. Борисенков В.П., Краевский В.В., Кутьев В.О., Турбовский Я.С. Философия образования. Педагогика,1995, № 4 с.3
12. Возчиков В. Возрождение духовности. Педагогика, 1995, №5 С.123.
13. Газман О.С. Базовая культура и самоопределение личности. Базовая культура личности: теоретические и методологические проблемы. Сб.науч. тр. Под ред.Газманова О.С. М., Изд.АПН СССР, 1989, с.150 http://www.chat.ru/~dksnev/sborniki.php
14. Гараджа В.И. Культура, образование, религия. Педагогика,1995, № 5.
15. Железовская Г.И. Формирование интеллектуальной педагогической культуры. Педагогика, 1995, №2 с.55
16. Каган В. Где начинается «золотая клетка» (ребенок и психологическое насилие). Знание-сила, 1995, № 10,11
17. Как построить свое Я. http://www.yspu.yar.ru/vestnik/index.php
18. Квятковский Е.В. В поисках путей гуманизации литературно-художественного образования. Педагогика,1995,№6, с.41.
19. Лихачев Б.Т. Образование: идеология и политика. Педагогика,1995, №4, с.42
20. Маралов В.Г., Ситаров В.А., Педагогика ненасилия. http://runnet.dux.ru/enpp/newspapers/pg/pghome.php
21. Опыт разработки концепции воспитания. Р-на-Д.,1993, Ч.1 http://www.vspu.ru/Pedagogica/
22. Савитская Т. Ребенок в культуре ХХ века. Знание-сила,1995,№4
23. Советский энциклопедический словарь. Гл. ред. Прохоров А.В. М., Советская энциклопедия, 1987, с.1600
24. Стрельницкая Л.П. Образование и идеология. Педагогика,1995, №6, с.117.
25. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. http://www.yspu.yar.ru/vestnik/index.php
26. Толстой Л.Н. О народном образовании. Собрание соч. в 22-х т. Т.16. М.,1983.
14
13