Основы конституционного строя РФ
2. Экономическая основа народовластия.
3. Политическая основа народовластия.
Понятие основ конституционного строя как конституционно-правового института.
Конституционный строй – это форма (или способ) организации государства, которая обеспечивает подчинение его праву и характеризует его как конституционное государство.
Ведущее место среди правовых норм, регулирующих конституционный строй России, принадлежит нормам Конституции Российской Федерации. Это обусловлено тем, что Конституция наделена высшей юридической силой и является базой текущего законодательства.
Ведущую роль среди них играют нормы, закрепляющие главные устои Российского государства, в которых находят выражение его гуманная сущность, принадлежность к семье демократических стран. В качестве главных устоев выступают основы конституционного строя, которые призваны обеспечивать Российской Федерации характер конституционного государства.
Под основами конституционного строя Российской Федерации понимаются главные устои государства, его основные принципы, которые призваны обеспечить Российской Федерации характер конституционного государства.1
В Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года содержится отдельная глава (1), посвященная основам конституционного строя Российской Федерации, охватывающая довольно широкий круг конституционно регулируемых общественных отношений.
Основы конституционного строя, согласно Конституции Российской Федерации (ст. 1), составляют прежде всего демократизм, выражающийся в народном суверенитете, разделении властей, идеологическом и политическом многообразии, признании и гарантировании местного самоуправления; правовое государство, воплощением которого и является конституционное государство; признание государством человека, его прав и свобод высшей ценностью; социальное рыночное хозяйство, в рамках которого в основном осуществляются производство и распределение товаров и благ.
С этими основами, характерными для правового государства, сегодня неразрывно связаны и такие основы, как социальное государство, главной задачей которого является претворение в жизнь закрепленных правом принципов социального равенства, а также светское государство, дополняющее принцип идеологического и политического многообразия многообразием духовным.
К основам конституционного строя, закрепленным Конституцией Российской Федерации, относятся и федерализм, суверенность Российского государства, и республиканская форма правления. Они не определяющие для характеристики России как конституционного государства. Ведь конституционными государствами являются и республики в составе российской Федерации, хотя они не федеративные и не суверенные государства.
Каждый конституционный принцип существует не сам по себе. В совокупности они конституируют государство и должны рассматриваться только во взаимосвязи. Эти принципы могут дополнять и корректировать друг друга, а следовательно, все они находятся во взаимозависимости.
Закрепляя основы конституционного строя Российской Федерации, Конституция регулирует не все, а наиболее важные общественные отношения, характеризующие российскую государственность. Совокупность правовых норм, регулирующих эти отношения, образует государственно-правовой институт “Основы конституционного строя Российской Федерации”, занимающий ведущее место в системе государственного права России.
Конституционная форма закрепления основ конституционного строя имеет важное значение. Она обеспечивает провозглашение этих основ от имени народов России их государственной волей. Тем самым подчеркиваются особая значимость конституционных основ, верховенство и обязательность для всех субъектов правоотношений, обеспечивается их активное воздействие на правовое регулирование всей системы общественных отношений. Поэтому закрепленные в Конституции основы конституционного строя образуют фундамент всего правового регулирования государственной и общественной жизни России, определяют в юридической форме те важнейшие качества связи, которые свойственны ее организации.
Именно благодаря конституционному закреплению основ конституционного строя в систему их гарантий включаются как материальные, политические, социальные, так и правовые аспекты. В силу этого их реализация должна обеспечиваться Российским государством.
Закрепление в действующей Конституции Российской Федерации основ конституционного строя отнюдь не означает, что тем самым автоматически обеспечивается конституционный характер Российского государства. Для решения этой задачи требуется реализация на практике конституционных основ. В этом смысле Российская Федерация находится лишь на самом начальном этапе решения поставленной задачи.
Экономическая основа народовластия.
В Конституции Российской Федерации отсутствует напрямую формулировка, определяющая экономическую основу Российского демократического государства. Однако в ч. 1 ст. 8 Конституции указывается, что в “Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности”. И далее, в ч. 2 ст. 8 данной Конституции мы читаем – “В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности”.
В Российской Федерации действует также Закон “ О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках” от 22 марта 1991г.2
Таким образом экономическую основу конституционного строя Российской Федерации составляет находящееся в стадии становления социальное рыночное хозяйство, в рамках которого производство и распределение товаров и благ осуществляется в основном посредством рыночных отношений, участниками которых выступают частные субъекты хозяйствования, находящиеся между собой в отношениях конкуренции. Российская Федерация поддерживает эту конкуренцию, а также принимает меры к предотвращению монопольных привилегий и осуществляет соответствующий контроль.
В указанном выше Законе “О конкуренции...” определяются организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монопольной деятельности и недобросовестной конкуренции. Этот Закон направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков, на борьбу с местным сепаратизмом.
В ст. 9 Конституции устанавливается, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Они используются и охраняются Российской Федерацией как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В Конституции закреплено, что в частной собственности вправе иметь землю граждане и их объединения. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц ( ст. 36).
Конституция Российской Федерации устанавливает в ст. 35, что “В Российской Федерации иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами вправе каждый. Никто не может быть лишен своего имущества кроме как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения”.
В Российской Федерации отношения собственности, не предусмотренные Конституцией, регулируются Гражданским кодексом и иными законодательными актами Российской Федерации, а также законодательными актами республик в составе Российской Федерации, а также законодательствами республик в составе Российской федерации, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, изданными в пределах их полномочий.
Политическая основа народовластия.
В соответствии со Статьей 1 Конституции Российской Федерации Российская Федерация есть демократическое государство. Его демократизм находит выражение прежде в обеспечении в нем: народовластия; разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; идеологического и политического многообразия; местного самоуправления.
Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия, или, иначе говоря, демократическим государством (народовластие в переводе с древнегреческого – демократия).
Каждая из двух категорий “народ” и “власть”, составляющих понятие “народовластие”, представляет собой сложное явление и требует специального рассмотрения.
С юридической точки зрения слово “народ” отождествляется с понятием “граждане” и определяется как принадлежность данной, ассоциированной в рамках единого государства, совокупности людей к соответствующему государству.
Власть представляет собой возможность распоряжаться или управлять кем-либо и чем-либо, подчинять своей воле других.
С возникновением государства возникает и государственная власть, выступающая как один из существенных признаков государства. Государственная власть имеет в качестве своих основных элементов общую волю и силу, способную обеспечить подчинение ей всех членов общества.
Государственную власть характеризует суверенитет государства. Он проявляется в верховенстве государственной власти, ее единстве и независимости.
Государственная власть не совпадает непосредственно с населением и осуществляется особым аппаратом. Таким аппаратом является государственный аппарат, представляющий собой совокупность государственных учреждений, посредством которых реализуются функции государства.
Государственная власть – не единственная форма власти народа. Другой ее формой является местное самоуправление. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
В демократическом государстве единственным источником власти и ее носителем выступает народ. Признание народа в качестве верховного носителя всей власти является выражением народного суверенитета. Народный суверенитет означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, использует исключительно в своих собственных интересах. Народный суверенитет неделим, имеет и может иметь только одного субъекта – народ.
Народ Российской Федерации осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 3 Конституции Российской Федерации).
В зависимости от формы волеизъявления народа различаются представительная и непосредственная демократия.
Представительная демократия – осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют: весь город, население, проживающее на той или иной территории.
Выборное представительство – важнейшее средство обеспечения подлинного народовластия. Его образуют избираемые народом государственные органы и органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления включают в себя представительные органы, органы управления (местная администрация), а также различные органы территориального общественного самоуправления населения.
Непосредственная демократия – форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения. “Высшим непосредственным выражением власти народа, – указывается в Конституции Российской Федерации (ст.), – являются референдум и свободные выборы”.
Согласно Федеральному конституционному закону от 7 июля 1995 г. “О референдуме Российской Федерации”4, референдум – всенародное голосование граждан Российской Федерации по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Референдум Российской Федерации проводится на всей территории Российской Федерации.
Библиография.
1. Конституция Российской Федерации. М., 1993. Гл. I.
2. Комментарии к Конституции Российской Федерации. М., 1994.
3. Федеральное конституционное право России. Основные источники. М., 1996.
4. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право Российской Федерации. М., 1995.
5. Румянцев О. Г. Основы Конституционного строя России. М., 1994.
1 КозловаЕ. И., Кутафин О. Е. Конституционное право Российской Федерации. М., 1995. С. 8.
2 Румянцев О. Г. Основы конституционного строя России. М., 1994. С. 152.
3 Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Указ соч. С. 35.
4 Из кн. Федеральное конституционное право России. М., 1996.