Танцевально-двигательная терапия
Танцевально-двигательная терапия (ТДТ) является областью психотерапии. Как отдельное направление она оформилась примерно в50-70-е годы ХХ века вначале в США, а затем в 60-80-е годы в Великобритании, Германии и Израиле. В 80-90-е годы ТДТ получила свое развитие в других странахЕвропы, Азии, в Австралии и в России. Официальным годом рождения ТДТ в России можно считать 1995, когда была создана Ассоциация танцевально-двигательнойтерапии (АТДТ) в Москве. Понятно, что неофициально все началось гораздо раньше.
ТДТ - это междисциплинарная область, она существует на стыке психотерапии и танцевального искусства. Кроме того, онатесно связана со многими другими областями знания. Среди них: анатомия, физиология, психофизиология, кинезиология, нейропсихология, самые разные теориидвижения и танца, психология и т.д., - т.е. практически все, что можно отнести к областям знания о теле, движении, танце, психике, о творческом процессе итворческом выражении.
ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ТДТ
Невозможно понять суть ТДТ, не обращаясь к основным источникам, которые питают ее как отдельную школу психотерапии. Всвязи с этим следует выделить четыре исторических аспекта:
1. Первый - это развитие науки, и прежде всего психоаналитических школ, связанных соткрытием З. Фрейдом психической реальности и рассмотрением психики как динамики сознательных и бессознательных процессов в онтогенезе человека. З.Фрейд дал толчок развитию глубинной психологии, где можно выделить три основных школы:
- Психоанализ З.Фрейда;
- Индивидуальную психологию А.Адлера;
- Аналитическую психологию К.Г.Юнга.
К 40-50-м годам психоаналитические направления достаточно укрепились в психотерапии как альтернатива традиционному гипнозу.Появилось множество других школ, которые либо опровергали, либо развивали эти основные теории и практики - таким образом внося неоценимый вклад в общеепонимание психологических законов.
ТДТ рождалась, уже опираясь на традиции и новые психотерапевтические школы и направления. Танце-терапевты (в зависимости отсвоих склонностей и общей психотерапевтической подготовки и опыта) могли использовать универсальный язык движения для соотнесения и сопоставления своейпрактики с любыми психологическими концепциями. ТДТ своего рода мета-уровень, способный провести параллель и объединить знания, опыт и концепции различныхпсихотерапевтических направлений. В то же время ТДТ развивает свою теорию, основанную на представлении о психосоматическом единстве.
2. Начало века стало эпохой модерна в искусстве: пробовались новые формы, новые принципы.Танец также вышел за рамки привычного. В России из танцевальных новаторов известна Айседора Дункан. Она была неповторима как исполнительница и выражалаименно те идеи, которые были знаменем модернистского искусства. Она не создала своей школы. Основание новых танцевальных форм, танцевальной педагогики связанос другими именами. И прежде всего стоит выделить австрийского танцовщика, хореографа и философа Рудольфа фон Лабана. Он был выдающимся педагогом и теоретикомдвижения и танца. Именно Р. Лабан претворял в жизнь принцип ценности индивидуального выражения в танце. Отказавшись от привычного балетного тренажа,он разработал свой подход к обучению и постановке движенческой техники, которая позволяла максимально раскрыть индивидуальные особенности выражения каждоготанцовщика. Кроме того, он создал систему записи и описания любого человеческого движения (как ноты для записи музыки), которая в настоящее времяявляется теоретической основой и способом анализа и диагностики в ТДТ. Его учение в 60-70-е годы было развито Ирмгард Бартениефф, которая разработалаособую систему упражнений ("Основы Бартениефф" 1))гармонизирующую движение и обучающую правильному и экономичному использованию тела в движении. В настоящее время Лабан-анализ и Основы Бартениефф являютсясоставной частью методологии ТДТ, а также ее отдельным направлением.
Немецкая танцовщица и хореограф Мери Вигман стала основоположницей танцевального экспрессионизма. Ее больше всего интересоваличеловеческие аффекты. Эмоциональное переживание рождало телесную форму и определяло качество движения. В балете же наоборот, набор определенных формслужит выражению различных содержаний. Мери Вигман привнесла в танцевальную педагогику и балетмейстерское искусство импровизацию.
Танцевальная импровизация - это способы спонтанного движения. Когда человек спонтанно двигается, он выражает себя оченьточно и честно: в спонтанном движении могут материализоваться бессознательные стороны личности. Бессознательное может стать видимым, обрести форму, такимобразом человек способен воссоединиться с потерянными частями себя, своими психологическими ресурсами. И если осознать это, то открывается возможность ксамопознанию и обретению большей личностной целостности и интегрированности - а это основная часть и цель психотерапевтического процесса. Т.е. оказалось, что самаимпровизация сталкивала танцовщиков и педагогов с целительной силой танца.
Не случайно, что все первые танце-терапевты были учениками Р.Лабана и М.Вигман или их последователей.
Например, Мэриан Чейс имела собственную студию. И постепенно ее интерес все больше смещался с исполнительского искусства напроцесс исследования индивидуальности в танцевальной импровизации. Она видела, что ее студенты раскрывались и менялись как личности, становясь все болеецелостными, все более самими собой. Есть легенда, что среди ее учеников были люди, одновременно находившиеся в психотерапии. И психотерапевты обратиливнимание на улучшение состояния своих пациентов, что было связано с занятиями у М.Чейс. Постепенно некоторые психотерапевты стали направлять своих пациентов назанятия по танцевальной импровизации в ее студию. И в 1946 году Мэриан Чейс была официально приглашена на работу в психиатрическую больницу им. Св.Элизабетв Вашингтоне (округ Колумбия), где в тесном сотрудничестве с психиатрами и родился ее метод. Вероятно, эту дату и можно считать днем рождения ТДТ. Следуетупомянуть, что эта клиника - одна из самых передовых психиатрических больниц в США. Она известна своим гуманистическим подходом в психиатрии и по сей деньостается новатором в применении терапий творческим выражением в психиатрическом лечении. Среди пионеров ТДТ следует также упомянуть Труди Шуп, Мери Уайтхаус иЛилиан Эспенак.
3. Стоит отдельно сказать о Вильгельме Райхе и его учении о мышечно-эмоциональных блокахи характерном панцире. Он был одним из самых талантливых учеников З.Фрейда, который первым среди аналитиков обратил внимание не только на то, чтоговорит пациент, но и прежде всего, как он говорит. Райх считал, что невыраженные эмоциональные переживания не исчезают, а остаются в мышцах и"застревают" там в виде мышечных блоков. Эмоции в виде мышечных зажимов, годами оставаясь в теле невыраженными и неосознанными, образуютмышечный панцирь, или характерный панцирь, который отражает способы психологических защит (часто патогенных) и структуру характера,сформировавшуюся под их действием.
В.Райх, будучи аналитиком, предложил не просто вербальный анализ, он непосредственно воздействовал на мышечные блоки, чтобыосвободить их и скрытые в них эмоции и на этой основе анализировать ситуации, отношения с людьми, вызвавшими эти чувства и переживания.
ТДТ обращается к этому пониманию психосоматических механизмов, сформулированному В.Райхом, но практически не использует егометодов работы.
4. Нельзя не упомянуть о полностью утерянном в современной цивилизации изначальномпредназначении танца и о древних целительских практиках, где танец был неотъемлемым атрибутом.
У первобытных людей еще до появления языка движение, жесты были средством коммуникации. И в первых человеческих общинахтанец был одним из главных составляющих общинной жизни: как индивидуальный способ выражения (страха, печали, радости и т.д.), так и способ передачикультурного наследия. До сих пор в племенах аборигенов вместо вопроса: "Из какого ты племени?" спрашивают: "Какой танец ты исполняешь?"
Танец сопровождал все ритуалы (рождение, свадьба, смерть и т.д.), все праздники и торжества, события повседневной жизни (охота,рыбалка и пр.), военные походы. Именно в танце человек передавал свое отношение к неведомому и непознанному, к природе, выражал свою связь со Вселенной и сбогами и духами. Танец служил средством духовной и целительской практики. И в основе этого - не эстетическая форма, а выражение Сокровенного в человеке.
И ТДТ после многих и многих веков отношения к танцу как к форме элитного искусства возвращает ему его первозданный смысл: неважно как ты двигаешься, важно, что ты ощущаешь, чувствуешь и думаешь, важно, что ты выражаешь своим танцем. Ведь тело - это единственное,что в человеке не лжет и может помочь ему раскрыть и выразить себя во всей своей полноте и истине.
Абрахам Маслоу говорил, что "...так же, как человек имеет инстинктивные потребности, которые являются частью егобиологической природы, он имеет и высшие потребности, например, потребность быть значимым, потребность в уважении и потребность в свободесамовыражения".2) Еслиперевести это на язык танце-терапии - это потребность быть видимым, что возможно только в движении.
Итак, суммируя вышесказанное, танце-терапевты обращаются к целительной силе танца, к силе творческого выражения в движении, атакже используют достижения современной танцевальной педагогики и обращаются к исследованиям движения и к опыту различных психотерапевтических школ (преждевсего психодинамической, экзистенциальной, гуманистической и трансперсональной).
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ЗАДАЧИ ТДТ
1. Тело и психика связаны нераздельно и оказывают постоянное взаимное влияние друг на друга. Для танце-терапевта аксиома то, что тело - зеркало души, адвижение - это выражение человеческого "Я". Делая более гибким тело, мы делаем более гибкой и душу, и наоборот.
Следовательно, задача терапии - достичь самоосознавания, исследуя реакции тела и его действия.
2. Танец - это коммуникация, которая осуществляется на трех уровнях: с самим собой, сдругими людьми и с миром.
Таким образом, задачей будет формирование безопасного пространства, терапевтических отношений, чтобы анализируя отношенияс терапевтом и/или с другими людьми, если это групповая работа, человек мог бы найти более эффективные способы взаимодействия в окружающей его среде.
3. Холистический принцип, т.е. принцип целостности, где триада мысли-чувства-поведение рассматривается как единое целое и изменения в одномаспекте влекут изменения в двух других.
Задача - найти способ соответствия друг другу мыслей, чувств и действия. Часто человек думает одно, чувствует другое, аделает третье, что является отражением какого-то внутреннего конфликта. Здесь исследуется, как мысль, чувство и движение могут выражать какое-то односодержание, а также анализируется, что в личной истории привело к такому разделению внутри, т.е. к потере внутренней целостности.
4. Тело воспринимается как процесс, а не как предмет, объект или субъект. Слово"процесс" подчеркивает, что мы имеем дело не с данностью, статикой, а с чем-то постоянно изменяющимся. Суть такого процесса лучше всего отражает одиниз принципов Дао: способность видеть статику в движении и движение в статике.
Мы научились контролировать тело, придавать ему определенные формы, вид, сдерживать его и думаем, что оно останетсябезответным, не даст никакой обратной реакции. А потом возникают не всегда объяснимые симптомы, боли, появляется постоянно ощущаемое напряжение в теле,скованность, спектр движения становится все более ограниченным.
Задача: следуя процессу человека (можно сказать, его психосоматическому Дао), танце-терапевт помогает освободить и раскрытьинформацию, которая лежит в основе симптомов, болей, разного рода телесных дискомфортов и ограничений в движении - человек учится понимать язык своеготела и таким образом восстанавливает диалог с самим собой. Также эта работа развивает способность использовать движение и танец для выражения полногоспектра чувств и находить конструктивные способы отношения со своими чувствами без отрицания и подавления (которое было бы деструктивно для психологическогоздоровья).
5. Обращение к творческим ресурсам человека как к неиссякаемому источнику жизненной силы исозидательной энергии.
Задача: развитие самоуважения самопринятия и глубинного доверия к себе и к жизненному процессу, развитие постоянногоконтакта со своими жизненными ресурсами. Здесь ТДТ обращается непосредственно к творческому танцу: это моменты исследования и выражения эмоциональногоматериала (снов, фантазий, воспоминаний) посредством символического движения.
КТО ОБРАЩАЕТСЯ К ТАНЦЕ-ТЕРАПЕВТУ?
Это прежде всего люди (их иногда называют кинестетиками), для которых движение является способом переработки информации.Им, чтобы полностью что-нибудь понять, необходимо ощутить это в теле и найти выражение этому в движении. Для них движение - это способ самовыражения,самопознания и развития.
Это также могут быть люди другого склада (можно выделить аудиальный тип или визуальный), которые на определенном этапе своейжизни стали понимать, что для того, чтобы решить свою проблему, им надо обратиться к своему телу, научиться понимать его язык и вступать с ним вдиалог.
Их всех может объединять то, что в определенный момент эти люди могут чувствовать, что они не целостны, что они потеряликонтакт с собой или хотели бы изменить качество этого контакта. Психологически потеря контакта с собой тождественна потере контакта с телом.
ЧТО ПРИВОДИТ К ПОТЕРЕ КОНТАКТА С ТЕЛОМ ?
Стромстэд3)следующим образом отвечает на этот вопрос:
- Любого рода физическое, эмоциональное и/или психологическое насилие.
- Ранние детские болезни, трудные роды, дефекты при рождении, травмы тела, полученные на самом раннем этапе жизни.
- Другие травмы тела, включая несчастные случаи и хирургические вмешательства.
- Плохие ранние объектные отношения, где "отзеркаливание" родителями, так необходимое ребенку для развитияздорового ощущения себя, было неадекватным.
- Неадекватные или нарушенные границы в межличностных отношениях членов семьи.
- Чувство стыда и критика, которые родители проецируют на ребенка (когда взрослые не в ладах со своим телом). Также этичувства могут быть вызваны отвергающим или вторгающимся родителем.
- Раннее оставление или игнорирование ребенка. Ощущение ребенком того, что его тело или качество его жизненности несоответствует культурному идеалу или семейному паттерну-стилю.
- Религиозное обесценивание чувственности, потребности и роли тела как наиглавнейшей основы нашего восприятия, точкизрения и доступа к миру ощущений.
- Выживание в катастрофах, таких как холокост, стихийные бедствия, войны. (см. T.Stromsted "Re-inhabiting the femalebody" / Somatics(r). 1994-1995. V.10. N1. P.18-27.)
Итак, ТДТ - это огромная область.Для ТДТ нет ограничений по возрасту или по нозологии. Ограничением являются только ограничениясамих танце-терапевтов (в зависимости от их специализации).
В России ТДТ изначально развивалась как вид групп личностного роста для взрослых. Сейчас спектр ее применения значительнорасширился. Существует групповая и индивидуальная работа с детьми и взрослыми, с помощью которой можно решить свои личностные проблемы, связанные сотношениями с другими людьми, тревогами и страхами, кризисными жизненными ситуациями, потерей жизненного смысла, непониманием себя. Также существуетсемейная ТДТ, где можно решить семейные проблемы; есть детские группы для дошкольников и школьников, развивающие творческие способности, коммуникативныенавыки ребенка, помогающие подготовиться и адаптироваться в школе. Существуют уникальные программы для детей (детско-родительские группы), корректирующиедисгармоническое развитие ребенка (такие как задержка психического развития, минимальная мозговая дисфункция и т.д.); в группах и индивидуально ведетсяработа с людьми, страдающими расстройствами питания (анорексия, булимия, навязчивое переедание - классификация по DSM IV-R); с психогенно обусловленными телеснымисимптомами и другими психосоматическими нарушениями. ТДТ используется как способ подготовки супружеских пар к родительствованию перед родами, а также дляпослеродовой поддержки - специальные группы для малышей от 0 до 3 лет и их мам.
Начинает развиваться работа с людьми, страдающими посттравматическими расстройствами, с детьми-инвалидами, беженцами.
ТДТ в России пока еще очень новая специализация. Ассоциация ТДТ (АТДТ) постепенно предпринимает шаги для развития этой профессиипри поддержке Американской танце-терапевтической ассоциации (ADTA), Европейской рабочей группы по профессиональному развитию ТДТ (это совет руководителей 12учебных ТДТ-программ в Европе) и Международной ассоциации терапий творческим выражением (IEATA). С 1995 года существует 4-летняя обучающая программа по ТДТи в Москве. В 1999 году открылась ТДТ-специализация в Институте практической психологии и психоанализа.