Политическое лидерство

Содержание

1) Характеристика сути и содержания политического лидерства.
2) Сущность и характарные особенности политического лидера.
3) Ключевые качества и способности современного политика и
лидера.
4) Оценка трудностей и проблем на пути формирования лидеров
и реализации лидерами своего призвания.
5) Политические технологии лидеров.

1) Характеристика сути и содержания политического лидерства.

Среди основных и самых важных проблем общественного развития в
современном мире, особенно в России, на первом месте стоит проблема
политического лидерства - поиска и выдвижения на решающие политиче-
ские и государтвенные посты новых людей, способных на преобрвзование
государства в лучшую сторону и на проведение политики улучшающей
жизнь населения страны.
Проблема политического лидерсва возникает только при наличии опре-
деленных политических условий и политических свобод. Ее непременными
предпосылками являются: политический плюрализм, многопартийногсть, а
так же внутрипартийная и внутрипарламентская деятельность (фракцион-
ная). Когда идет непрерывная интеллектуальная политическая борьба
людей, принадлежащих к тем или иным партиям и фракциям, отражающим
те или иные социальные интересы иустремления, тех или иных групп
людей.
Отсутствие условий необходимых для появления проблемы политического
лидерства, исключает появление новых политических лидеров демократи-
ческим путем. Ярким примером этому являются Тоталитаризм и Авторита-
ризм.
В условиях Тоталитаризма и Авторитаризма политических лидеров как
таковых не существует, есть только диктаторы и номенклатура. Проры-
вающаяся к власти не по законам лидерства, а по своим номенклатурым
законам. В этих условиях нет явной оппозиции, поэтому конкуренция за
лидерство существует только внутри номенклатуры.
Именно пэтому политическое лидерство как теоритический и практический
феномен оказалось в центре нашего внимания лишь в конце 80-х годов.
Когда начались альтернативные выборы в Советы союзного, республикан-
ского и месного уровней. Соответственно с этого времени проблема ока-
залась и в центре внимания отечественной политологии. От этой точки
отсчета и раасматривают проблему отечественного политического лидер-
ства, процесс формирования политического лидера, методы реализации
лидерами своего призвания. Именно так ставят и рассматривают проблему
отечественные политологи.

2) Сущность и характерные особенности политического лидера.

История изучения политического лидерства представляет собой пример
обширного многобразия подходов. Одни исследователи определяют поли-
тическое лидерство - как " влияние ", другие - как " управление ",
третьи - как " принятие решений ", а четвертые признают лидерами
только " новаторв ", тех, кто " ведет вперед ", а руководителей, уп-
равляющих продолжают называть чиновниками, бюрократами.
Но проблему политического лидерства нельзя рассматривать однобоко,
политический лидер, по моему мнению, сочетает в себе все эти качества.

В политологии начиная с М. Вебера, политических руководителей делили
на три типа : традиционных, легальных и харизматических в зависимости
от того на чем основываются их претензии на власть ( авторитет ).

1. Традиционные лидеры ( вожди ) - опираются на вековые традиции ни
у кого не вызывающие сомнений. ( Хонейни - Иран )

2. Легальные лидеры - должны получить власть законным путем. ( Буш,
Миттеран, Ельцин )

3. Харизматические лидеры - они стоят осбняком, их власть ( скорее-
- авторитет ) опираются не на внешнюю силу, а на некое необычное
личное качество, которое М. Вебер называет " Харизмой " ( в раннехри-
стианской литературе этот термин обозначает " боговдохновленность " ).
Это качество не имеет четко выраженного содержания, но оно достато-
чно для того, чтобы у харизматического лидера были последователи,
желающие вручить ему политическую власть. ( Жириновский, Томиньский -
Польша, Ляфонтен - Германия )

Существуют четыре собирательных образа лидеров : " знаменосец ",
" служитель ", " торговец ", " пожарник ".

1. Лидер - ЗНАМЕНОСЕЦ -- отличается собственным видением действи-
тельности, имеет цель, увлекает за собой людей, определяет характер
происходящего, его темп,формирует политическую проблематику.

2. Лидер - СЛУЖИТЕЛЬ -- выражает интересы своих приверженцев. Он
действует от их имени, и задачи приверженцев являются для такого
лидера центральными.

3. Лидер - ТОРГОВЕЦ -- основывает свои отношения с избирателями на
способности убедить избирателей в своей стратегии, пойти на какие-то
уступки, тем самым добиться поддержания своей политики.

4. Лидер - ПОЖАРНИК -- реагирует на требования масс, вызванные
конкретной ситуацией, что и определяет его действия по тушению по-
жаров.

Согласно самой распространенной в совремменной науке концепции
политического лидерства, поведение лидера представляет собой резу-
льтат взаимодействия двух начал : его действий ( и проявляемых в
ни свойств его личности ) и объективной обстановки.
Значение обстановки определяется тремя факторами :

1. Она оказывает влияние на формирование личности лидера.

2. Она ставит пред ним прблемы.

3. Она ставит условия, в которых лидеру придется эти проблемы
решать, в частности круг его потенциальных противников и сторон-
ников.

3) Ключевые качества и способности современного политика и лидера.

Говоря о проблемах лидерства в России нужно особо отметить то, что
до недавнего времени в обществе, в науке и политике провозглашался
тезис о " решающей роли народных масс ". Из этого можно сделать
вывод что роль политического лидера является " вторичной ". Следо-
вательно в " социалистическом " обществе лидер должен был подчи-
няться интересам рабочего класса, крестьянства и интеллегенции.
Но на лицо явное противоречие этим высказованиям и предположениям.
Достаточно вспомнить феномен культа личности И. Cталина, факты выд-
вижения на руководящие посты власти М. Хрущева, Л. Брежнева, К.
Черненко и многоих других. А так же Факты выдвижения " лидеров "
республиканского, районного и областного масштабов.
История нам ясно показывает какими были политические лидеры во
времена СССР. Атеперь мы рассмотрим какие качества и способности
необходимы совремменному лидеру.

ПЕРВЫМ и необходимым качеством политического лидера является его
способность квалифицированно аккумулировать и адекватно выражать в
своей деятельности интересы широких масс.

Л. Троцкий в книге " Что такое СССР и куда он идет " писал, например,
что Февральская революция подняла к власти Керенского и Церетели не
потому, что они были " умнее " и " ловчее ", чем царская клика, а
потому, что они представляли, по крайней мере временно, революционные
народные массы. Большевики победили мелкобуржуазную демократию не
личным превосходством вождей, а новым сочетанием социальных сил :
пролетариату, в соответствии с теорией Ленина, удалось, наконец,
повести за собой неудовлетваренных крестьян против буржуазии.

ВТОРОЙ решающей способностью лидера, отличающей его от вожака, яв-
ляется его инновационность, то есть способность постоянно выдвигать
новые идеи, или комбинировать и совершенствовать их. От политического
лидера требуется не просто сбор и инвентаризация интересов масс, и
потакание этим интересам, а именно их новаторское осмысление, раз-
витие и коррекция.
Инновационность, конструктивность мышления политика рельефнее всего
проявляются в его политческом кредо, выраженном в программе, плат-
форме. Все знаменитые политические лидеры вошли в историю, благодаря
новшеству, оригинальности своих политических программ ( Рузвельт,
Кеннеди, Шескар, Д'Эстен, Ленин и др. ).
Альфой и омегой сильной инновационной платформы является главная,
рельефно обозначенная цель, способная оптимально объеденить интересы
самых различных групп и общественных объединений.
Политическая программа лидера должна быть сильна мотивационно, она
должна давать четкий ответ избирателю : какие преимущества, экономи-
ческие, социальные и духовные блага обретает он лично, его семья,
коллектив в случае успешного осуществления платформы лидера.

ТРЕТЬИМ важнейшим качеством должна быть политическая информирован-
ность лидера.
Политическая информация описывает прежде всего состояние и ожидания
различных социальных групп и институтов, по которым можно судить о
тенднциях развитя их взаимоотношений между собой, с государством и
различными общественными институтами. Поэтому ни " мелкая ", дробная
информация, характеризующая случайные факты жизни, ни " сверх -
крупная ", валовая, описывающая общество в целом и по регионам, ниесть
политическая информация. Подитическая информация должна служить прежде
всего тому, что бы не проглядеть стыки интересов социальных групп,
регионов, наций и государств в целом.

ЧЕТВЕРТОЕ важнейшее качество - лексикон политического лидера.
Нынешний профессионалный лексикон политических лидеров очень густо
окрашен современными терминами, без глубокого их понимания. К тому же
большенство людей не понимает его ( лексикон ) не понимает. Много еще
в политическом лексиконе слов призванных заклеймить противника, выя -
вить врага, размежеваться с оппонентом.
За рубежом быстро развивается герменевтика с помощю которой анализи-
руется язык, политические тезисы, терминологический багаж политичес-
ких лидеров. У нас это пока еще в самом начале развития.

ПЯТОЕ качество - чувство политического времени.
В прошлом веке у теоретиков политики весьма важной чертой лидера счи-
талось его способность чувствовать политическое время. Выражалось это
ростой формулой : " Быть политиком - значит своевременно принимать
меры ". Опыт девятнадцатого века показал, что компромис - царь поли-
тики - весьма капризное существо. Лидер, идущий на компромис раньше
определенного времени, теряет авторитет. Лидер идущий на компромис с
опозданием теряет инициативу и может потерпеть поражение ( Горбачев и
Прибалтика ).
Поэтому, в выйгреше те лидеры, которые остро чувствуют ход политиче-
ского времени и все делают вовремя.
Стоит политическому лидеру непочувствовать изменения политических
условий, конъюктуры, к которой он уже не в состоянии приспособиться,
и он становиться либо посмешищем, либо бедствием для своей партии,
страны

4) Оценка трудностей и проблем на пути формирования лидеров и
реализации лидерами своего призвания.

Политическое лидерство - это политическое руководство, управление,
движение во главе процессов, событий.
В большинстве случаев эту миссию выполняют люди с набором осбых
качеств, несвойственных среднему уровню населения страны, полити -
ческих, личностных, деловых, можно сказать, качеств лидерских.
ЛИДЕР ПОЛИТИЧЕСКИЙ - глава государства, руководитель политической
партии, общественной организации, движения.
В настоящее время особое внимание обращается на лидерство на раз -
личных уровнях государства, общества, розличных коллективах, а так
же коллективное лидерство.
Без глубокого знания проблем уровня жизни, интересов различных
общностей людей, общественного мнения трудно претендовать на роль
политика даже местного масштаба.
Положение лидера вынуждает его быть очень аккуратным в повседневной
и политической жизни, ибо его дела, поступки, поведение, качества
постоянно на виду и все это болле строго оценивается людьми, и от
этого во многом зависят успех или неудача той партии, того курса,
того направления которому он служит.
Претендента на лидерство подстерегает так же опастность полного
растворения, ябсолютной индентификации себя с этими интересами. В
таком случае это уже не лидер, а просто вожак.
Вожак - это тот, кто аккумулировал сиюминутные интересы, запросы
определенного социального строя, чаще - толпы, и не смог пойти
дальше, глубже этих поверхностных запросов.
Вожак - это тот, кто не в состоянии оторваться, превзойти самые
низшие слои общественного сознания. Если " номенклатурщик " - это
послушный рупор " верхов ", то вожак не менее послушный рупор
" низов ". Потакание же " низам " не менее разрушительно прес -
мыкания перед " верхами ". Это ведет к Охлократии - власти толпы.
Беспределу и разрушению уже существующего социального строя, вплоть
до распада государства.
В тоже время очевидно, что политический лидер должен опираться на ту
или иную организацию, будь то партия, союз, ассоциация и т.д. Лидер
должен опираться на решающие звенья политической системы, иначе
невозможно его продвижение по политической лестнице до самых ее высот.
Но в тоже время сама политическая система не должна зависеть от личных
качеств политического лидера, его слабостей и достоинств. Иначе эта
система не будет демократичной, а скорее всего будет прообразом будущей
диктатуы. Все политические формирования, институты, и прежде всего
государственные, призваны во время присекать негативные устремления
тех или иных деятелей, а в случае необходимости - заменять их новыми
роководителями, отвечающим потребностям общества, требованиям законов
и нравственности.
Опасность для политического лидера также представляет собой и
негативизм, обвинение и бичевание " врагов ".
Прошедшее время подтвердило необходимость выдвижения на руководящие
посты политических лидеров нового, демократического типа способных
вести подлииную борьбу за влияние в среде граждан, доказывающих свою
способность управлять словом и делом.
Наиболее характерная ошибка современных лидеров - это подмена цели
средствами ее достижения. Так было в истории не раз, это история
продолжается и в современных условиях. И на макро- и на микроуровнях.
ЦЕЛЬ - блгосостояние и свободное развитие народа, а средства - это
демократизация и рынок. Но сейчас эти средства рассматриваются в
качестве цели.
Без сомнения ясно что глубокая разработка механизмов достижения
поставленных целей является важнейшим элементом деятельности поли -
тического лидера, но совершенно недопустимо смешение целей и средств.
Но если в первые годы перестройки симпатии общества привлекали люди
слова, образно мыслящие, владеющие ораторским искусством, то сейчас
взгляды общества обратились к людям дела, практических поступков -
- подлинным выразителям политических интересов народа.

4) Политические технологии лидеров.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛИГИЯ - это сумма ( система ) последовательных,
целенаправленных, заведомо эффективных в действии, направленных на
достижение необходимого политического результата.

Популярной во всем мире политической технологией является такой ее
вид как политический маркетинг. Он появился в США немногим белее
полувека назад когда, Д. Эйзенхауэр первым из лидеров прибег к услугам
рекламного агенства, для организации предвыборной компании.
Политический маркетинг - это не совсем агитация с ее бесситемным,
научно не проработанным воздействием одинаковыми средствами на все
социальные группы. И уж совсем не реклама предполагающая приукрашива-
ние качеств претендентов, а то и наделение их несуществующими добро -
детелями.
Политический маркетинг - это прежде всего грамотное, корректное и
целенаправленное выявление и подчеркивание различным социальным и
национальным группам именно тех реальных качеств и достоинств претен-
дента налидерство, к которым эти группы проявляют особый интарес.
Особый анализ показывает, что не только к качествам лидера, но и к
средствам агитации за него у народа разная реакция. Студенты, на -
пример, появляют особый интерес к листовкам ; на пенсионерав про -
изводит впечатление лично адресованные им обращения кандидатов. На
всех без исключения действует гипноз телевидения.
Политический маркетинг определяет кому, что и как говорить ( разу-
меется, в рамках своих убеждений ), посредством какихформ общаться
с избирателями.
В странах с развитыми демократическими традициями на политический
маркетинг тратят ежегодно миллиарды долларов. Считается что без
маркетинга любой лидер обречен. Политолог Д. И. Выдрин проводил
эксперимент по политическому маркетингу в Москве. Оказалось, что
маркетинговая деятельность повышает шансы претендента в 1.7 раза.

Второй вид технологий политического лидера - выборная инженерия.
Это профессиональное сравнительное исследование различных выборных
округов и соответствующее маневрирование претендента.
В зарубежной политологии считается, что для правильного маневриро -
вания претендента в лидеры в избирательных округах необходимо изучить
следующие факторы :

1. Социально - экономические условия в данном округе.

2. Уровень политической культуры, характер политических традиций
различных социальных групп округа.

3. Особенности политической структуры в регионе ( количество
различных партий, клубов, авторитет других претендентов ).

4. Активность общественно - политических организаций и объединений.

Но не всегда эти моменты надо исследовать, ибо устойчивые связи
повторяются.
Россия вообще страна особая и мнения здесь могут быть абсолютно
полярными в разные моменты времени.

Третий вид - отношение лидеров к конкурентам.
Здесь надо иметь ввиду, что политика это не только отношение между
классами, социальными и национальными группами по поводу власти, но и
отношения по эффективному использованию всех форм и видов власти, по
поводу рационального управления ключевыми общественными процессами.
Возможно многие проблемы ине возникали бы между лидерами различного
ранга, если бы обе стороны не подозревали друг друга в стремленн к
узурпации власти.
Поэтому здесь надо руководствоваться не вопросом : " А не претендуете
ли вы на власть ? ", а вопросом : " Каковы ваши способности, компетен-
тность в общественно - политических делах ".
Как правило, лидер, поносящий своего конкурента недозволенными методами
и средствами проигрывает.

Дж. Буш убедительно говорит об этом в своей автобиографии, выделяя 4
правила лидерства :

1. Какой бы ожесточенной ни была борьба по любой проблеме, некогда не
прибегайте к личным выпадам.

2. Выполняйте " домашнее задание ". Вы не можете лидировать, если
заранее не знаете того, о чем будете говорить.

3. Используйте вашу власть лидера для убеждения, а не для запугивания.

4. Будьте внимательны к нуждам ваших коллег, даже нсли они находятся в
самом низу тотемного столба.

6) Заключение.

Лидерство и лидеры - сфера деликатная и тонкая. В ней легко нарушить
меру, сорваться в области неудач, деже впасть в крайности - то ли
черезмерно преувеличить роль лидера, то ли серьезно недооценить лидера,
его возможности, способности, не воспользоваться ими. Тут многое зави-
сит и от непосредственного окружения, " команды ", круга помощников,
советников, экспертов, консультантов и т. д. Естественно, что каждый
и должен и вправе ирать свою роль и не поддаваться искушениям политики
и власти.
Переход к демократизации политической жизни вовсе еще не застраховы-
вает от той же возможности сполсти к культу личности. Мы знаем, что
многму научил россиян культ личности Сталина. Но трудно сказать, что
уже все выводы сделаны, что все уроки извлечены.

Проблемы лидерства обострились в связи с общей политизацией жизни,
нынешним усилением политического соперничества и политической борьбы.
Необузданные политические амбиции, притязания, популизм могут приносить
существенный урон.
Все большее значение в наше время приобретают прблемы формирования
" команды " лидера и вовлдечение в активную деятельность молодых
лидеров.
И из всех проблем главная - это служение лидеров России и россиянам.