Проверка и оценка знаний на уроках природоведения

Содержание
Введение. 2
Дидактические цели проверки знаний. 2
Организация проверки знаний. 3
Устная проверка знаний. 3
Работа с карточками. 5
Типы карточек, используемых на уроках природоведения. 5
Письменная проверка знания. 10
Пример письменной проверочной работы за 1 полугодие (2-ой класс) 10
Использование практических заданий при проверке знаний. 12
Заключение. 13
Литература. 14


Введение.
Проверка и оценка знаний учащихся на уроке — завершающий этап обучения. Основная цель этой составной части урока — определение качества усвоения учащимися учебного материала. Учитель имеет возможность убедиться в том, насколько эффективны организация урока, его содержание, методика проведения. Если учитель обнаруживает неудовлетворительные знания у значительной части учащихся, он стремится внести те или иные изменения в организацию и методику учебной работы, совершенствовать урок. Если же пробелы в знаниях носят индивидуальный характер, учитель организует дополнительную работу с отдельными учащимися.

Дидактические цели проверки знаний.
Требования, предъявляемые к организации проверки знаний, умений и навыков по природоведению, сводятся к следующему:
а) индивидуальному подходу к проверке знаний учащихся, во время которой преподаватель учитывает разный уровень их развития, не завышая и не занижая предъявляемых требований;
б) тщательной подготовке проверки знаний детей, определению ее цели, видов и форм на разных этапах урока;
в) подготовке вопросов для проверки знаний учащихся.
С целью формирования основ материалистического мировоззрения в процессе проверки знаний необходимо устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости. Например, только анализируя и сопоставляя полученные знания, учащиеся смогут ответить на следующие вопросы учителя: почему птицы улетают на юг? Почему мать-и-мачеха цветет рано весной? Почему белка не засыпает на зиму? Почему медведь зимой спит? Почему на южной стороне холма снег начинает таять раньше и быстрее? И т. д.
Необходимо, чтобы вопросы будили мысль учащихся, развивали их познавательные способности, заставляли думать, анализировать обобщать и сравнивать. Например, учитель может дать следующие задания: сравните растения степей и пустынь, выделите черты их сходства и различия, объясните, почему листья осенью у деревьев и кустарников опадают, и т. п.
При работе с картой необходимо ставить вопросы, требующие чтения карты: где проходит Северный морской путь? Какой океан омывает Евразию с запада? В каком направлении тянутся Уральские горы?
Полезно использовать вопросы, связанные с непосредственными наблюдениями учащихся, с практическими работами на местности, например как определяют на местности направление течения реки? Как определяют правый и левый берег реки? Какие птицы прилетают в нашу местность в октябре и ноябре? Какие растения первыми зацветают в нашей местности?
При проверке знаний необходимо использовать наглядные пособия картины, таблицы, натуральные объекты, экранные пособия. Желательно сочетать их друг с другом: карту с картиной, таблицу с коллекцией, гербарий с рисунком. Например, рассказывая о тундре, необходимо показать на карте территорию, которую она занимает, демонстрируя изучаемое полезное ископаемое, рассказать по таблице о его добыче.

Организация проверки знаний.
Устная проверка знаний.
Проверку знаний учащихся учитель осуществляет по-разному. Устная проверка может быть в форме фронтальной беседы, когда учитель задает вопросы всем учащимся. При этом происходит непосредственный контакт учителя с классом. При опросе кого-либо из учащихся все остальные должны внимательно следить за ответом, поправляя и дополняя его. Устная фронтальная проверка не позволяет установить всю глубину усвоенных понятий, но зато в течение короткого времени учитель уточняет, насколько весь класс усвоил основные представления об изучаемом объекте или явлении, умеют ли дети обобщать и систематизировать знания, устанавливать простейшие связи. При фронтальном опросе учитель выставляет оценки в конце урока.
Метод индивидуального опроса позволяет выявить систему природоведческих представлений и понятий, умение формулировать и высказывать свои мысли данным учеником. Основной вопрос, способствующий выявлению наиболее характерных, существенных сторон природного объекта или явления ставится всему классу. Ответ же на него дает определенный ученик. Дополнительные вопросы помогают выявить глубину понятий и знаний учащимися содержания основного вопроса. В III классе дополнительные задания связаны с показом тех или иных объектов по карте. Вспомогательные вопросы помогают учащимся дать их мыслям правильное направление. Учителю не следует прерывать ответ учащегося. Необходимо приучать весь класс внимательно слушать рассказ и не поднимать руки во время ответа товарища.
Очень важным при индивидуальном опросе является установление связи нового материала с изученным ранее, умение ученика связать его со своими наблюдениями. При этом необходимо учитывать, насколько самостоятельно они проведены и правильно ли сделаны выводы. Важно использовать вопросы, требующие сравнения, установления причинно-следственных связей, основных характерных признаков и свойств, выводов и обобщений. Плохо, когда учитель задает вопросы, требующие механического пересказывания текста учебника. Чтобы избежать этого, следует при устной проверке предлагать учащемуся пользоваться пособиями картой, картиной, таблицей, коллекцией, гербарием, рисунком, схемой.
Чтобы учащиеся научились выявлять главное во время ответа на вопрос, необходимо приучать их сначала рассказывать по плану, ограничивая ответ определенным его пунктом.
Индивидуальный устный опрос позволяет учителю проверить глубину усвоения материала, умение ученика связно, в логической последовательности изложить его. Но с другой стороны, этот вид опроса дает возможность выслушать всего одного-двух учеников, а учитывая, что занятие во II классе проходит только раз в неделю, это крайне непродуктивно. Поэтому учитель проводит индивидуальный устный опрос в сочетании с другими видами опроса. При этом в слушание ответа учитель включает учащихся всего класса, давая такое задание.
- внимательно слушать;
- задавать вопросы товарищу по тому материалу, который не будет им рассказан;
- дополнить и исправить ответ.
Если учитель не может оценить ответ ученика так, чтобы поставить отметку, он задает дополнительные вопросы.
Дополнительные вопросы для сильного ученика должны носить анализирующий характер, например, «Почему зимой идет снег, а осенью — дождь?». Ученику послабее можно предложить задание воспроизводящего характера, например, «Перечисли виды раннецветущих растений».
Фронтальный устный опрос дает возможность спросить довольно большое количество учащихся, но их ответы будут короткими. При этом логику повторения задает учитель. При фронтальном устном опросе происходит непосредственный контакт учителя с классом. Когда отвечает кто-либо из учащихся, все остальные должны внимательно следить за ответом, поправляя и дополняя его. Устная фронтальная проверка не позволяет установить всю глубину усвоенных понятий, но зато в течение короткого времени учитель уточняет, насколько весь класс усвоил основные представления об изучаемом объекте или явлении, умеют ли дети обобщать и систематизировать знания, устанавливать простейшие связи. При фронтальном опросе учитель выставляет оценки в конце урока.
Можно комбинировать различные виды опроса, используя при этом карточки. Например, это может проходить следующим образом. На уроке раздаются карточки 6-10 ученикам. Дети работают с карточками в течение времени, отведенного на опрос, примерно от 10 до 15 минут. В это время остальные учащиеся работают с учителем. Во II классе работа с учителем проводится сначала фронтально. Это дает возможность ученикам вспомнить и повторить предыдущий материал небольшими частями. После этого опрос проходит индивидуально в первую очередь спрашиваем ученика, хорошо знающего предмет, а затем ученика, более слабого по уровню. Это позволяет учителю приучить более слабых учащихся к активной работе на уроке и дает им возможность поверить в свои силы. классе постепенно подводим учащихся к тому, что начинать будем с индивидуального устного опроса (после раздачи карточек) – что позволит учителю проверить домашнюю подготовку учащихся, а затем переходим к фронтальной работе со всем классом, включая в активную деятельность и тех учеников, которые по каким-то причинам дома материал не доучили.
Работа с карточками.
Работе с карточками придается особое значение, так как такая проверка знаний дает возможность дифференцированно подойти к учащимся, проверить знания большого количества детей.
Карточки, которые предлагаются на уроках учащимся, могут быть очень разными по содержанию, объему, оформлению. Кроме того, следует сделать карточки для сильных, средних и слабых учащихся, что позволяет использовать «зону ближайшего развития» каждого ученика, а, соответственно, поверить в свои возможности всем учащимся класса. На вопросы карточек ученики отвечают письменно, поэтому каждую карточку учитель раздает ученикам вместе с чистым листом бумаги. Вопросы ученики не списывают, а только записывают номер карточки.
Типы карточек, используемых на уроках природоведения.
Первый тип карточек следует начать применять во 2 классе в начале учебного года. Методическая особенность при составлении этих карточек заключается в том, что ответы на вопросы не должны требовать больших письменных ответов (учащиеся еще медленно пишут).
№ 1. К теме «Части растений».
1. (Рисунок растения со всеми частями.) Подпиши части растения.
2. Подчеркни, что относится к неживой природе - мышь, камень, снег, дерево, солнце, ветер.
№ 2. К теме «Термометр».
1. (Рисунок термометра.) Подпиши части термометра.
2. Что означает каждое деление на термометре?
3. Запиши числами: пять градусов тепла, три градуса мороза, ноль градусов.
Второй тип карточек — карточки, в которых содержится по 2—4 вопроса, дающие возможность учителю проверить уровень усвоения материала по изученной теме и поставить отметки. Вопросы в карточках этого типа разные по уровню трудности, поэтому с их помощью мы имеем возможность индивидуально подойти к проверке каждого учащегося.
№ 1. К теме «Насекомые и птицы летом и осенью». — для слабого ученика
1. Перечисли 3—5 видов насекомых
2. Какие изменения происходят с насекомыми осенью?
3. С какими изменениями в неживой природе эти изменения связаны?
№ 2. К теме «Насекомые и птицы летом и осенью» — для среднего ученика;
1. Подпиши названия бабочек, изображенных на рисунке. (На рисунке изображены боярышница, крапивница, капустница, павлиний глаз).
2. Что ты знаешь о подготовке насекомых к зиме?
3. Какие из бабочек зимуют взрослыми?
№ 3. К теме «Растения и животные летом и осенью» — для сильного ученика.
1. Назови признаки насекомых.
2. Почему паук — это не насекомое?
3. Почему количество насекомых осенью уменьшается?
Третий тип карточек отличается от предыдущего вида тем, что требует меньше времени на написание ответа. Условно их можно назвать программированными В этих карточках можно помещать различное количество вопросов, заданий, ответ на которые предусматривается в виде выбора правильного ответа, который фиксируется или каким-то значком, например, «+», или написанием отдельных букв.
№ 1. К теме «Животные леса»
1. Из данного перечня видов птиц выдели насекомоядных и отметь буквой «н», хищных и отметь буквой «х», растительноядных и отметь буквой «р», питающихся смешанной пищей и отметь буквой «с»:

ястреб
чечетка
дятел
синица
клест
поползень
снегирь
орел
тетерев
глухарь
иволга
сойка
2. Выдели особенности каждой группы птиц.
Образец ответа. Насекомоядные птицы отличаются тонким, удлиненным клювом, которым захватывают насекомых. Поедают они самых различных насекомых, отыскивая их на деревьях и других растениях.
Хищные птицы имеют особое строение клюва, который заканчивается мощным крючком, и пальцы ног, которые заканчиваются мощными когтями. Все это помогает им схватывать и удерживать добычу. Питаются они грызунами, другими птицами, зайцами и др.
Растительноядные птицы имеют короткий, широкий клюв. Питаются плодами, семена ми, молодыми побегами.
Дятел, поползень, сойка питаются смешанной пищей, т. е. растительной и животной.
№ 2. К теме «Весенние изменения в неживой природе.
Выбери правильный ответ (Варианты ответов написаны на листочках, которые вкладываются в кармашки приклеенные на карточку Листочки, на которых написаны варианты ответов, сделаны из твердой бумаги, могут иметь разную форму, цвет, размеры)
1. Основное изменение весной в неживой природе. (варианты -похолодание, потепление). (Учащиеся выбирают правильный ответ и вставляют в кармашек)
2. Назови другие признаки весны в неживой природе.
Варианты ответа: Другие признаки осадки в виде дождя, ледоход и половодье, оттаяла почва, небо голубое, высокое.
Четвертый тип карточек — это карточки с дидактическими заданиями. В этих карточках помешаем тексты, читая и анализируя которые, учащиеся должны узнать, о ком или о чем говорится в этом тексте.
№ 1. К теме «Растения весной».
1. Подумай, какое это растение.
2. Еще не успел сойти снег, а на пригретых солнцем местах появляются желтые цветки с чешуйчатыми стебельками. И только когда растение отцветет, а ветер унесет легкие плодики с летучками из волосков, начинают разворачиваться крупные листья.
2. Ответь на следующие вопросы. Как называется это растение? По каким признакам ты узнал его? Почему оно так называется?
№ 2. К теме «Дикие животные зимой» (Карточка для сильного ученика)
1. О каком зверьке здесь говорится?
2. Как ты это узнал?
3. Если сможешь, нарисуй следы этого животного.
Сюда, под старый ореховый куст, он пришел под утро с «жиров» Там, тревожно прислушиваясь, он обгладывал молодые побеги ивы, осины да на се ново зной дороге лакомился застрявшими под кустами пучками душистых травинок. Пожировав, он начал петлять, потом отпрыгнул раз, другой в сторону, снова спетлял и залег под куст головой к ветру — уснул, не закрыв глаза.
Пятый вид карточек — карточки, содержащие задания, выполнение которых предполагает практические действия учащихся. У школьников эти карточки одни из самых любимых Само задание помещается прямо на карточке, или учитель дает его в качестве дополнения к карточке.
№ 1. К теме «Лиственные и хвойные растения зимой»
1. Перечисли известные тебе виды хвойных растений
2. Разложи листочки (хвоинки) хвойных растении на 3 группы: сосны обыкновенной, ели обыкновенной, сосны сибирской.
(Пакет со смешанными хвоинками)
3. Как ты их узнал?
№ 2. К теме «Растения летом и осенью»
1. Помоги Красной Шапочке разложить грибы на 2 группы: съедобные и несъедобные. Подпиши названия этих грибов. (Грибы, изображенные на карточках: белый гриб, лисичка, подосиновик, мухомор, бледная поганка, опята, сыроежка, желчный гриб).
2. Напиши основные правила, которые необходимо соблюдать, когда будешь собирать грибы.
Шестой тип карточек — карточки на организацию сравнения. Это карточки для сильных учащихся и позволяют учителю выяснить, как ученики умеют сравнивать, т. е. выделять различия и устанавливать сходство между изученными явлениями природы, объектами природы.
№ 1. К теме «Весна в природе»
Признаки Время года
Осень Весна
1. Основные признаки в неживой природе 2. Другие признаки в неживой природе 3. Основные изменения в мире растений 4. Основные изменения в мире животных Похолодание, часто идут дожди Хмурое, низкое небо, холодная почва Изменение окраски листьев, листопад, засыхают травянистые растения, растения готовятся к зиме Запас жира, линька Потепление, ледоход и половодье Небо голубое, высокое, оттаяла почва Сокодвижение, набухание почек, их распускание, цветение деревьев и кус-тарников, появление ра-ноцветущих трав Линька, рождение детенышей, некоторые просы-паются от спячки
Даны примерные варианты ответов

Особый тип карточек – это карточки, на которых помещены вопросы, помогающие ученикам составить связный рассказ по изученной теме. Такие карточки предлагаются учащимся, которым необходимо время, чтобы сосредоточиться, вспомнить домашнее задание, продумать последовательность рассказа, преодолеть робость. Эти карточки даются 2-3 ученикам в самом начале опроса, ученик 5-7 минут думает (в то время учитель работает, например, фронтально с классом), после чего его вызывают к доске.
№ 1. К теме «Насекомые и птицы летом и осенью».
1. Каких птиц называют перелетными?
2. Назови 5 видов перелетных птиц
3. Составь рассказ о животном, изображенном на иллюстрации, по плану (на иллюстрации изображен грач):
— название,
— опиши внешний вид размеры, окраску, особенности клюва,
— чем питается,
— где живет,
— какое значение имеет в природе,
— как необходимо к этому относиться?
Письменная проверка знания.
В редких случаях могут быть проведены небольшие письменные проверочные работы. Во II и особенно в III классе можно проводить индивидуальные и фронтальные ответы на вопросы, которые не требуют, развернутого письменного объяснения и связаны со знанием фактического материала. Продолжительность таких работ не должна превышать 5 мин. Например, у доски учащимся можно предложить такие задания: напишите названия растений тундры, основных животных пустыни, напишите, какие зерновые культуры сеют в вашей местности, какие свойства воды вы знаете и др.
Во II классе можно давать учащимся следующие задания: подчеркните названия животных, которые зимой спят (белка, заяц, медведь, лиса, еж, барсук, волк), съедобных грибов (под осиновик, подберезовик, моховик, мухомор, рыжик, бледная по ганка, сморчок).
Для успешного выполнения этих заданий многие учителя используют магнитную доску, набор аппликаций или рисунков тех или иных природных объектов.
Можно дать учащимся письменную работу, которая позволит проверить, как они ведут наблюдения. Так, во II классе по теме «Весенние явления в природе» учитель записывает на доске вопросы задания, а учащиеся, не переписывая, сразу отвечают на них, например назовите птиц, которые первыми прилетают весной в наши края, раннецветущие растения нашей местности (не более 5 названий), насекомых, которые появляются ранней весной. Такая письменная работа не отнимает много времени, но позволяет проверить знания сразу у всех учащихся.
В начальных классах хорошо осуществлять тематическую проверку природоведческих знаний, когда все учащиеся теми или иными способами проверяются по данной теме (даже в том случае, когда эта тема пройдена). Это дает возможность учителю иметь четкое представление о том, как учащиеся усвоили ту или иную тему (в журнале внизу можно обозначить основные темы и в этих графах выставлять оценки всем учащимся).
Пример письменной проверочной работы за 1 полугодие (2-ой класс)
1-ый вариант
1. Подчеркни одной чертой то, что относится к неживой природе, двумя - то что относится к живой природе.
Облако окунь звезда берега Луна мухомор
2. Запиши числами:
пятнадцать градусов мороза
восемь градусов тепла.
3. На уроке природоведения проделали опыт: опустили колбу горлышком в воду и стали нагревать колбу в ладонях. Увидели, что из колбы начали выходить пузырьки воздуха. О чем говорит этот опыт? Подчеркни правильный ответ.
1) Воздух плохо проводит тепло.
2) Воздух не имеет запаха.
3) При нагревании воздух расширяется.
4) При охлаждении воздух сжимается.
4. Впиши пропущенные слова:
Корни растении дышат, который содержится в почве. Они всасывают из почвы и растворенные в ней.
5. Что к чему приводит? Соедини линиями.

Вырубка лесов для строительства дач
Выброс выхлопных газов автомобилями
Истребление диких животных ради меха или мяса
Плохая очистка городских сточных вод
Загрязнение воздуха

Уменьшение количества лесов на Земле
Загрязнение водоемов

Исчезновение некоторых видов животных


2-ой вариант.
1. Подчеркни одной чертой то, что от носится к неживой природе двумя — то, что относится к живой природе.
Солнце ворона сосулька сосна камень подосиновик
2. Запиши числами:
семь градусов выше нуля
десять градусов ниже нуля
3. На уроке природоведения проделали опыт колбу с трубкой заполненную под крашенной водой поставили в тарелку со льдом. Увидели, что вода в трубке опускается. О чем говорит этот опыт? Подчеркни правильный ответ:
1) Вода растворяет некоторые вещества.
2) Воде бесцветна.
3) При нагревании вода расширяется.
4) При охлаждении вода сжимается.
4. Впиши пропущенные слова:
Растения укрепляют почву своими, защищают ее от действия потоков и от сильного.
5. Что к чему приводит? Соедини линиями.

Заготовка древесины.
Выброс дыма заводами и фабриками.
Неумеренная охота на диких зверей и птиц.
Слив сточных вод с заводов и фабрик.
Загрязнение воздуха.
Уменьшение количества лесов на Земле.
Загрязнение водоемов.

Исчезновение некоторых видов животных.


Использование практических заданий при проверке знаний.
Весьма важны вопросы, выявляющие и оценивающие умения учащихся применять свои знания на практике. На уроках природоведения имеются большие возможности для организации такого опроса по результатам систематических наблюдений за сезонными изменениями в природе «Дневник наблюдений» позволяет систематически проводить такую работу, применяя приобретенные практические умения и навыки. Так, в III классе в сентябре можно предложить учащимся следующие задания:
1. Выкопайте на школьной клумбе одно цветущее растение, посадите его в горшок и ухаживайте за ним. Результаты наблюдений записывайте.
2. Определите с помощью компаса, в каком направлении от вашего дома находится школа, магазин, сквер, лес.
3. Начертите схемы реки с притоками и озера.
4. Заполните сводную таблицу наблюдений.
Система практических работ и заданий имеет большое значение в проверке умений учащихся применять полученные знания на практике. Во II классе учащиеся могут показать части растения на живых объектах, выбрать те или иные веточки лиственных растений, продемонстрировать умение пользоваться термометром. В III классе учащиеся могут находить и показывать на карте географические объекты, читать карту по условным знакам, измерять расстояния между объектами. Давая в классе топографический диктант, учителя проверяют умение изображать направление на чертеже, знание условных обозначений и умение изображать их на бумаге. Учителя проверяют знания детей при демонстрации опытов индивидуально, когда опыт делает один из учеников, а остальные следят за его действиями, или фронтально, когда опыт проводит весь класс.
Во время проверки знаний учителя применяют работы графического характера, которые выражаются в умении изобразить объект природы схематично. Учащиеся рисуют схемы холма, реки, оврага, контуры различных деревьев, следов животных на снегу и т. п. Проверка знаний при помощи графических работ позволяет определить качество усвоения пройденного, осмысленность и умение выразить это наглядным образом.
Важно проводить проверку умений работать с простейшими приборами (компасом, термометром, флюгером). Проверка таких умений проводится не только в классе при выполнении практических заданий, но и во время домашней учебной работы, при проведении экскурсий, практических занятий на открытой местности, во время внеклассной работы.

Заключение.
Правильно организованная проверка знаний позволяет учителю постоянно видеть, знать и оценивать, как происходит формирование природоведческих представлений и понятий всего класса, а учащимся осознавать, как они продвигаются вперед в процессе усвоения учебного материала. В результате проверки накапливаются объективные оценки знаний детей, что имеет большое воспитательное значение.
Необходимо помнить, что в начальных классах нужно сочетать все виды проверки, отдавая на том или ином уроке наибольшее предпочтение одному из них, исходя из цели урока, его содержания и методов работы.
Трудности проверки знаний путем опроса связаны с тем, что по программе 1—3 во II классе всего один урок природоведения в неделю, а в III классе - по два. Поэтому лучше комбинировать на уроках различные виды опроса: опрос по карточкам (письменно), фронтальный и индивидуальный устный опрос. Каждый вид опроса в отдельности имеет свои преимущества и недостатки.
Выставляя оценку за четверть или год, учитель учитывает результаты своих наблюдений за повседневной работой школьника на уроках природоведения, устного его опроса, общий уровень теоретических знаний и умений применять их на практике (прежде всего при работе с «Дневником наблюдений» и проведении практических занятий).
Исходя из всего сказанного выше, можно сделать вывод, что учителям на уроках природоведения следует проводить опрос различными способами, сочетать опросы по карточкам, фронтальный и индивидуальный. Все это позволяет учителю повысить интерес учащихся к уроку, проверять знания программного материала у большой группы учащихся, накопить отметки, индивидуально подойти к каждому ученику в классе.

Литература.
1. В.П.Горщенко, В.С.Никитина. Методика изучения природоведы в начальной школе.
2. Клепина З.А.и др. Уроки природоведения во 2 классе.
3. Бельская Е.М. и др. Уроки природоведения в 3 классе.
4. Начальная школа. № 9, 1998
5. Начальная школа. № 2, 1992
6. Начальная школа. № 1, 1993
7. Начальная школа. № 6, 1994
8. Начальная школа. № 6, 1998
9. Начальная школа. № 11-12, 1998
10. Начальная школа (приложение к газете «1-ое сентября»). № 45, 1996
11. Начальная школа (приложение к газете «1-ое сентября»). № 19, 1997
1


14