Система политологии
Общественная жизнь представлена многочисленными и взаимосвязанными сферами. Крупнейшие из них - экономическая, социальная, политическая, духовная. Данные системы изучаются соответствующими общественными науками.
Предназначением политической сферы (системы) общества в отличие от экономической, социальной и духовной, а также всех других является организация и осуществления государственного управления обществом в целом (от общегосударственного уровня до самых мелких структур в государственном управленческом комплексе). Эта система привлекает в той или иной степени внимание представителей различных общественных наук - экономической теории, права, социологии, психологии и других. Однако специально и комплексно, в составе всех слагаемых политической системы ее изучает только одна наука - политология.
Политология - наука об управлении государством в самом широком смысле, то есть наука о политической системе общества.
Структура политической системы.
В составе полит системы общества функционируют в тесной взаимосвязи четыре крупные подсистемы: институциональная, регулирующая, коммуникативная и политико-идеологическая.
Институциональная подсистема включает политические институты и, прежде всего, формы политического правления (республика, монархия), политические режимы (демократический, тоталитарный, авторитарный и др.), органы зак-ной, исп-ной и судебной власти, политические партии и движения, многочисленные общественные организации, избирательную систему и др. Этой подсистеме принадлежит ключевая роль в политической системе. Именно здесь создается нормативно-правовая, определяющая условия, возможности и границы функционирования всей политической системы.
Регулирующая подсистема базируясь на принятых в обществе политико-правовых нормах, отраженных в конституции страны и других законодательных актах, регулирует формирование и деятельность полит институтов и функционирование полит системы общества в целом. Исходной базой, на которую опирается данная система, являются не только политико-правовые нормы, но и национальные, исторически сложившиеся обычаи и традиции, господствующие в обществе политические взгляды, убеждения, принципы, воздействующие на политическую систему общества.
Коммуникативная подсистема представляет собой совокупность отношений, возникающих в процессе функционирования полит системы общества. Это прежде всего отношения по поводу управления обществом. Субъектами этих отношений являются полит институты и организации, полит лидеры, представители полит элиты, граждане. Это также отношения, связанные с борьбой за полит власть: ее завоевание, удержание, реализацию.
Политико-идеологическая подсистема включает полит концепции, теории, взгляды. Они лежат в основе создания и развития общественно-полит институтов, политико-правовых норм, совершенствования полит отношений и всей полит системы.
Данная структура (четыре подсистемы) прослеживается в полит системе любого общества, однако в конкретных условиях разных государств перечисленные подсистемы создаются и функционируют в различных формах. В связи с данным обстоятельством важно подчеркнуть, что политология изучает, во-первых, общие для всех политических систем характеристики и, во-вторых, специфические формы их проявления в различных странах.
Некоторые функции полит системы.
Главная функция полит системы общества - управление обществом, функция полит руководства государством. Она проявляется в определении стратегических целей и перспектив общественного развития, в выработке и реализации полит курса.
Интегративная функция преследует цель консолидации общественно-политического строя, достижения динамической стабильности общества в целом и составляющих его систем.
Регулятивная функция направлена на упорядочение и регламентацию полит поведения и полит отношений в государстве. Она связана с выработкой и обоснованием эталонов общественно приемлемого поведения людей.
Основные вопросы и проблемы, изучаемые политологией.
Центральная тема науки - политическая власть: ее сущность, принципы, формы, основания (источники), ресурсы, проблемы легитимности, полит институты, проблемы разделения властей и т д.
Второй комплекс рассматриваемых в политологии вопросов связан с гос-вом, как полит институтом: формы гос-ва, полит режимы, гражданское общество.
Третий комплекс - полит лидерство, полит элита, то есть субъекты полит власти, ее носители.
Четвертый комплекс - полит партии и движения.
Пятый комплекс - совр избирательные системы.
Шестой комплекс - полит процесс, его содержание, структура и формы, особенности принятия и реализации управленческих решений.
Седьмой комплекс - полит культура общества, ее формирование и развитие.
Задачи политологии.
Главной целью политологии как научной дисциплины явл изучение структуры и функционирования полит системы общества. Реализация этой цели осуществляется посредством решения ряда задач. Главными из них явл:
* исследование общих и специфических условий возникновения и развития полит системы общества в целом и сост его полит институтов, полит отношений, полит процессов;
* создание и совершенствование механизма, позволяющего находить оптимальную корректировку полит системы в целом и ее основных элементов;
* анализ причин возникновения кризисных ситуаций в развитии полит системы и путей их урегулирования;
* аргументированное объяснение происходящих полит процессов, причин их возникновения, роли в развитии общества;
* выработка практических рекомендаций по созданию условий стабильного развития полит системы общества.
Политическая система и политика.
Политика - социальная деят в полит сфере общества, направленная главным образом на достижение, удержание, укрепление и реализацию власти.
Полит система - одна из крупнейших сфер жизни общества. Политика - это деятельность, важная, необходимая, сложнейшая. Ее невозможно понять и осмыслить вне полит системы общества. В определенном смысле политика есть функция полит системы, а также средство и механизм ее функционирования. Некоторые специалисты говорят, что политика - это наука, другие утверждают, что это искусство. Правы и те и другие.
Приемы, подходы и методы, используемые в политологии.
Институциональный подход ориентирован на изучение полит институтов: гос-ва, его органов, правит программ и др средств регулирования полит деят, полит партий и иных общ организаций.
Сравнительный подход направлен на сравнительный анализ различных полит систем (разных стран), а также элементов этих систем: парламентов, партийных и избирательных систем, форм правления и полит режимов.
Исторический подход основан на изучении полит явлений в их развитии.
Социологический подход направлен на выяснение зависимости полит процессов от развития общества в целом, от его соц структуры, от системы эк отношений, от идеологии и полит культуры общества.
Нормативно-ценностный подход - выяснение значения для общества тех или иных полит процессов, их роли в повышении благосостояния общества, в реализации свободы и справедливости.
Системный подход - полит система рассматривается в своей организации как целостная и саморегулирующаяся.
Функциональный подход - анализируются те конкретные механизмы, кот позволяют полит системе достигать самосохранения и приспособления к окружающей общественной среде.
Функционально-структурный анализ исходит из рассмотрения полит системы общества в качестве целостной системы с взаимосвязанными элементами.
Бихевиористский подход основывается на рассмотрении полит системы как организма, функционирующего по своим законам, имеющего свою внутреннюю логику развития.
Антропологический подход базируется на обосновании политики природой человека.
Также в политологии широко используются эмпирические приемы анализа: анкетирование, наблюдение, анализ статистического материала.
Существуют и два общих концептуальных методологических подхода - диалектика и синергетика (предполагает, что каждая частная ситуация создает свои собственные причинно-образующие факторы, кот не всегда вписываются в известные закономерности).
Политическая власть.
Определение власти. В своем общем значении понятие “власть” означает право и возможность одних повелевать, распоряжаться и управлять другими; способность и возможность одних осуществлять свою волю по отношению к другим, оказывать определяющее влияние на их поведение и деятельность, используя при этом авторитет, право, насилие и др средства.
Полит власть имеет ряд особенностей. Ее отличительными признаками явл:
* верховенство, обязательность ее решений для всего общества, и всех других видов власти;
* всеобщность, то есть публичность. Это означает, что полит власть действует на основе права от имени всего общества;
* легальность в использовании силы и других средств властвования в пределах страны;
* моноцентричность, то есть существование общегосударственного центра (системы властных органов) принятия решений;
* широчайший спектр используемых средств для завоевания, удержания и реализации власти.
Легитимность политической власти. Легитимность власти - это общественное признание, доверие и поддержка, кот оказывают ей общество, народ.
В науку понятие “легитимность власти” впервые было введено Максом Вебером. Он выделил три основных источника (основания) законности, правомерности полит власти:
* в соответствии с традицией (монархия);
* харизматический тип (в связи с огромной популярностью и культом личности полит деятеля);
* рационально-правовой тип - эта власть признается народом потому, что она опирается на рациональные, признаваемые им законы.
Структура политической власти. Как и любое отношение полит власть предполагает как минимум две стороны. На одной стороне - властвующие (субъект). На другой стороне - подвластные, подчиненные (объект).
Ресурсы политической власти. Среди них экономические, социальные, силовые, информационные и др.
Экономические ресурсы нужны и для завоевания власти, и для реализации ее целей, и для ее поддержания.
Силовые ресурсы выполняют функцию обеспечения обороны страны, охраны внутреннего порядка, в том числе обеспечения безопасности полит власти, недопущение каких-либо поползновений на власть в целях ее свержения.
Социальные ресурсы. Социальная политика в больших современных западных странах строится таким образом, что в сохранении существующей полит власти заинтересовано большинство населения: здесь широкая система страхования, высокий уровень пенсионного обеспечения, широко развита система благотворительных организаций и т д.
Информационные ресурсы - это средства массовой информации.
Основные функции, формы и уровни полит власти. Основная функция полит власти - управление, руководство обществом в целом и каждой его сферой. Она заключается в постоянном разрешении противоречия между необходимостью порядка в обществе и различными интересами разных слоев, национальных и других групп, отдельных личностей.
Вторая функция - функция оптимизации самой полит системы, приспособление ее институтов к целям, задачам и самой сути тех сил, кот пришли к власти.
Третья функция - обеспечение стабильности в стране.
Существуют две формы полит власти: индивидуальная и институализированная.
В системе полит власти различают три функциональных взаимодействующих ее уровня:
* высший уровень - макрополит система высших органов власти;
* средний, или промежуточный уровень - это аппарат полит власти среднего звена, бюрократия разных рангов;
* третий уровень - это микроуровень полит власти. Он включает непосредственное полит общение людей, малых групп.
Политическое лидерство.
Полит лидер - это не просто человек, кот руководит полит процессами, осуществляет функции по управлению обществом, полит организацией или движением. Полит лидер - это тот, кто способен изменять ход событий и направленность полит процессов.
С понятием “полит лидер” связано понятие “полит лидерство”. Это механизм и конкретные способы реализации власти. Полит лидерство представляет собой высший уровень лидерства, поскольку оно отражает полит процессы и отношения в высших структурах власти, фиксирует властные отношения между субъектом и объектом политики на вершине полит пирамиды.
Факторы, определяющие характер полит лидерства.
Полит лидерство - понятие многомерное. Однако три его аспекта явл определяющими. Это:
* личностные черты лидеров;
* инструменты осуществления ими власти;
* ситуация, с кот сталкивается лидер.
Комбинация этих трех аспектов во многом определяет становление полит лидера, эффективность и результативность его деятельности.
Всю совок отличительных черт, характеризующих лидеров можно объединить в три большие группы: природные, нравственные, профессиональные качества.
Природные качества: сила характера, воля, магнетизм личности, решительность, гипнотические способности, тонкая интуиция.
Нравственные качества: благородство, честность, верность общественному долгу, заботу о людях, об общественном благе и справедливости.
Профессиональные качества: аналитические способности, умение быстро и точно ориентироваться в обстановке, аргументировано противостоять чужому мнению, полит мудрость, компетентность, профессионализм в принятии полит решений.
Инструменты власти - условное название. Речь идет о том, на что может опираться полит лидер в достижении пост им целей. Это - полит партии, зак органы, суды, бюрократический аппарат, СМИ, то есть все то, что может создать условия для контактов полит лидера с народными массами.
Ситуация, с кот сталкивается полит лидер, может быть спокойной, но чаще бывает кризисной, сложной. При этом уровень интенсивности кризисной ситуации различен. В соответствии с ситуацией возникают разные проблемы и принимаются разные решения выхода из кризиса.
Типология полит лидеров. Одним из обобщающих критериев для типологии полит лидеров явл цели, кот они ставят, и воздействие, оказываемое ими на общество. В связи с этим выделяют три типа полит лидеров:
* позиция консерваторов состоит в сохранении статус-кво общества. Соответственно вся активность лидера, его программа и все его действия направлены на обоснование необходимости сохранения общества в его современном виде;
* реформаторы стремятся к радикальному преобразованию общественного устройства посредством проведения широкомасштабного реформирования, прежде всего властных структур;
* революционеры ставят целью переход к принципиально иной общественной системе.
Еще одним критерием явл легитимность власти. В связи с этим выделяют три типа: традиционное лидерство, лидерство на основе закона, харизматическое лидерство.
Лидеров можно еще разделить на демократических и авторитарных.
Функции, выполняемые полит лидерами, во многом предопределяются теми целями, кот они ставят, и той ситуацией, средой (экономической и полит), в кот им приходится действовать. Ситуация, как правило, бывает кризисная, а цель - программа действий и ее воплощение в жизнь. Исходя из этого выделяют три следующие функции, выполняемые полит лидерами в целях решения задач обеспечения выхода страны из тупика:
* аналитическая функция, или функция постановки диагноза;
* функция разработки программы действий;
* функция мобилизации страны на выполнение принятой программы.
Современные тенденции в развитии полит лидерства.
Первая тенденция - резкое возрастание ответственности полит лидеров за судьбы людей, за настоящее и будущее народов и гос-в, кот они управляют.
Вторая тенденция - возрастание роли и влияния неформальных полит лидеров.
Третья тенденция - концентрация активности лидеров на экономических и социальных проблемах.
Четвертая тенденция - уменьшение вероятности в современных условиях появления полит лидеров-героев.
Пятая тенденция - сокращение границ власти полит лидера.
Современные теории полит лидерства.
Теория черт. В ней основное внимание уделяется личностным качествам лидеров. Перечисляются десятки качеств, которыми в идеале должен обладать лидер. Он лишь раскрывает способности, заложенные в нем природой от рождения, и уже в детстве можно предсказать, что этот человек будет лидером.
Ситуационная концепция. Они рассматривают лидерство как функцию ситуации, то есть как поведение лидера, кот вполне подходит для одной ситуации и может быть полностью непригодно для другой. Появление лидера - результат места, времени и обстоятельств. Великий лидер чувствует ситуацию и знает, как позволить ей развиваться до точки, когда ее он может использовать.
Политическая элита.
Понятие “политическая элита”. Это определенная группа, слой общества, кот концентрирует в своих руках гос власть и занимает властные посты, управляя обществом. В основном это профессиональные политики высокого ранга, наделенные властными функциями и полномочиями. Это также высшие гос служащие, профессионально подготовленные к участию в разработке и реализации полит программ, в выработке стратегии общественного развития.
По объему властных функций различают: высшую (непоср окружение президента, премьер-министра, спикера парламента, руководители органов гос власти, ведущих полит партий), среднюю (парламентарии, сенаторы, депутаты, губернаторы, мэры и т д.) и административную (высший слой гос служащих, занимающих высшие позиции в министерствах, департаментах и др органах гос управления) элиты.
Функции политической элиты.
На первом месте стоит стратегическая функция. Ее содержание заключается в разработке стратегии и тактики развития общества, определении полит программы действий.
Коммуникативная функция предусматривает эффективное представление, выражение и отражение в полит программах интересов и потребностей различных соц групп и слоев населения и реализацию их в практических действиях.
Организаторская функция. Полит элита во все времена сталкивалась и будет сталкиваться с необходимостью организовывать массы. Среди потенциальных полит элит наиболее эффективными будут те, кот в большей мере способны обеспечить поддержку своих программ массами. Эта функция предусматривает осуществление на практике выработанного курса, воплощение полит решений в жизнь.
Интегративная функция состоит в укреплении стабильности общества, устойчивости его полит и эк систем, в недопущении конфликтов, непримиримых антагонизмов, острых противоречий, деформации полит структур. Важными содержательными элементами этой функции явл: сплочение различных слоев населения, гармонизация их соц интересов, достижение консенсуса, сотрудничества и тесного полит взаимодействия всех сил в обществе.
Механизм формирования политической элиты.
В мире существуют две тенденции в формировании и воспроизводстве полит элиты.
Первая типична для государств с недемократическими режимами и характеризуется закрытостью, узкой соц базой формирования кругом лиц, осуществляющих отбор.
Вторая типична для демократических гос-в и прямо противоположна первой.
Властвующая элита: понятие и структура. Кроме полит элиты, властвующая элита включает также экономическую, культурную, идеологическую, научную, информационную и военную элиты.
Экономическая элита - соц слой, включающий представителей крупного капитал, крупных собственников.
Идеологическая, информационная элита - ведущие представители гуманитарных наук, образования, СМИ, кот выполняют в обществе функцию формирования мировоззренческих позиций, ценностных ориентаций, идей и убеждений людей.
Военная элита. Степень ее влияния на общественную жизнь определяется уровнем милитаризации страны, характером полит режима.
Культурная элита включает наиболее авторитетных и влиятельных деятелей искусства, просвещения, литературы, представителей творческой интеллигенции.
Научная элита включает наиболее одаренную часть интеллектуальной элиты. Ее роль определяется степенью воздействия на такие процессы, как развитие науки и техники, научный и технический прогресс.
Теории элит.
Макевиалистская школа (Г.Моска, В.Парето). любому обществу присуща элитарность. В основе этого лежит факт естественных различий людей: физических, психологических, умственных, моральных. Эта элита характеризуется особыми полит и организаторскими качествами. Массы признают право элиты на власть. Элиты сменяют друг друга в ходе борьбы за власть, поскольку добровольно власть никто не уступает.
Теория элитной демократии (Р.Даль, С.Липсет). понимание демократии как конкурентной борьбы претендентов на руководство обществом во время изб кампаний. Элита не властвует, а осуществляет руководство массами с их добровольного согласия, посредством свободных выборов.
Ценностные теории (В.Ропке, Ортега-и-Гассет). Элита - это слой общества, наделенный высокими способностями к управлению. Элита есть результат в большей степени ест отбора лиц с выдающимися качествами и способностями управлять обществом. Формирование элиты не противоречит принципам демократии. Социальное равенство людей должно пониматься как равенство возможностей.
Концепции плюрализма элит(С.Келлер, О.Штаммер, Д.Рисмен). элита множественна. Ни одна входящая в нее группа не способна оказать решающего воздействия на все области жизни одновременно. В условиях демократии власть распределена между различными группами элит, кот оказывают влияние на принятие решений, отстаивая свои интересы. Конкуренция предотвращает формирование целостной элитарной группы и делает возможным контроль со стороны масс.
Леволиберальные концепции (Р.Миллс). общество управляется исключительно одной властвующей элитой. Возможности демокр институтов (выборы, референдумы) незначительны.
Государство как политический институт.
Основные элементы гос-ва: территория, население, власть.
Государство - основной институт полит системы общества, создаваемый для организации и управления жизнью определенного населения на определенной территории с помощью гос власти, имеющей обязательный характер для всех его граждан.
Функции гос-ва. Внутренние:
* охрана сущ полит строя, соц-полит структуры общества, порядка и зак-сти, защита прав человека;
* хоз-орг, общ-эк;
* социальная;
* культурно-воспитательная.
Внешние:
* оборона страны;
* защита интересов на межд арене.
Формы государственного устройства.
По формам правления государства делятся на:
* монархии (конституционная, абсолютная);
* республики (парламентская, президентская).
В соответствии с национально-территориальной организацией гос-ва подразделяются на:
* унитарные;
* федеративные;
* конфедерации.
По полит режиму гос-ва делятся на:
* демократические;
* недемократические.
Новые тенденции в развитии современных гос-в.
* стремление к созданию подлинно демократического, правового гос-ва;
* демократическая ограниченность суверенитета гос-ва, кот идет на смену абсолютному суверенитету;
* децентрализация гос власти;
* интеграция эк и полит жизни с одной стороны и оживление национальных движений и дробление уже существующих гос-в - с другой;
* стремление иметь собственную идеологию, объединяющую общество;
* сокращение бюрократического аппарата и уменьшение расходов на его содержание.
Гражданское общество.
Гражданское общество - это формирующаяся и развивающаяся в демокр гос-вах человеческая общность, представленная 1) сетью добровольно образовавшихся негос структур (объединения, организации, ассоциации и т д.) во всех сферах жизнедеятельности общества и 2) совокупностью негос отношений - эк, полит, соц, духовных, религ и др.
Причины возникновения гражданского общества.
Первая причина связана с частной собственностью. Именно частная собственность во всем разнообразии ее конкретных форм делает существование гражд общества необходимым.
Вторая причина тесно связана с первой. Речь идет о свободной рыночной экономике, в кот в одиночку выжить труднее.
Третья причина связана с тем, что гос-во призвано максимально удовлетворять интересы и потребности своих граждан. Они многочисленны и разнообразны. Различные объединения и ассоциации аккумулируют и обобщают похожие интересы.
Основная функция гражд общества - наиболее полное удовлетворение материальных, соц и духовных потребностей общества.
Структура гражд общества и осн направления его активности.
Гражданское общество структурно представлено своими организациями и объединениями во всех общественных сферах. Наибольшая их часть приходится на эк, соц-полит и духовную сферы.
Цели объединений в эк сфере:
* защита интересов и прав входящих в эти организации предприятий;
* всемерное содействие укреплению эк позиций (на внутреннем и внешнем рынках) предприятий, входящих в организации;
* организация общественного контроля за соблюдением антимонопольного зак-ва и правил добросовестной конкуренции;
* проведение в рамках объединения хоз и коммерческой деятельности (учреждение фондов);
* повышение профессионализма и деловой квалификации предпринимателей.
Соц-полит сфера гражд общества включает: общественно-полит организации и движения; различные формы общественной активности граждан (митинги, собрания, забастовки); органы общественного самоуправления по месту жительства или в трудовых коллективах; негос СМИ.
Духовная сфера призвана обеспечить свободу мысли, слова, реальную возможность высказать свое мнение, самостоятельность и независимость творческих объединений.
Полит партии и партийные системы.
Задача полит партий - превратить множество частных интересов отдельных граждан, соц слоев, заинтересованных групп в их совокупный полит интерес.
Понятие “полит партия”. Полит партия - это организованная группа единомышленников, представляющая интересы части народа и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания полит власти или участия в ее осуществлении.
Функции и структура. Важнейшими функциями принято считать следующие:
* соц представительства;
* соц интеграции и социализации;
* борьбы за власть;
* полит рекрутирования, формирования правящей элиты;
* разработки и осуществления полит курса.
Партии имеют сложную внутреннюю структуру:
* высший лидер и штаб, выполняющий руководящую роль;
* стабильный бюрократический аппарат, исполняющий приказы руководящей группы;
* активные члены партии, участвующие в ее жизни, не входящие в бюрократию;
* пассивные члены партии, кот примыкая к ней, лишь в незначительной степени участвуют в ее деятельности;
* лица, кот поддерживают партию, не являясь ее членами и меценаты.
Классификация полит партий. Классифицировать партии можно по многим критериям.
Массовые партии имеют сложную орг структуру и весьма многочисленных последователей. Преимущественным источником финансирования явл членские взносы. Центр парт власти находится не в парламенте, а в самой партии.
Кадровые партии немногочисленны, и состоят из пользующихся авторитетом деятелей. Членство в такой партии аморфно, отсутствует механизм приема, нет фиксированных членских взносов. Кадровые партии действуют преимущ в период изб кампаний.
Мобилизующие партии. Их цель - мобилизовать население на выполнение каких-либо задач.
Патронажные партии создают преимущества для лидера и его окружения.
Классово-сословные партии направляют свою деятельность на защиту интересов определенных соц слоев или групп.
По отношению к сущ действительности партии подразделяются на консервативные, реформистские и революционные.
Есть партии с индивидуальным или коллективным членством.
По месту в полит системе - правящие и оппозиционные.
По характеру полит действий - умеренные, радикальные и экстремистские.
По месту в полит спектре - левые, центристские и правые.
Партийные системы. В зависимости от положения полит партий в полит системе, взаимодействия между ними, типа самих полит партий складывается партийная система, под которой понимается совок всех полит партий, действующих в данной стране, их взаимоотношения друг с другом.
Итальянский политолог Дж.Сартори предлагает семиступенчатую классификацию:
* система с одной партией;
* система с партией, осуществляющей гегемонию;
* система с преобладающей партией;
* двухпартийная система;
* система ограниченного плюрализма;
* система крайнего плюрализма;
* система атомизирования.
Классификацию Сартори целесообразно дополнить двухпартийной модифицированной системой. Именно такая система существует в Германии, где ведущие партии ХДС/ХСС и СДПГ могут сформировать правительство, только вступив в блок со Свободными демократами.
Общественно-политические движения. Одной из форм современного выявления и реализации полит интересов опред групп и отдельных граждан общества явл общ-полит движения. В движения включаются граждане, не удовлетворенные деятельностью тех или иных партий, не желающие ограничивать себя уставными нормами и программными целями полит партий, а также лица со спонтанными, неявно выраженными соц-полит интересами.
Полит движение представляет собой солидарную полит активность большой группы граждан, направленную на достижение какой-либо значительной полит цели.
Избирательные системы.
Избирательная система - это совок правил, приемов и процессов, обеспечивающих и регулирующих легитимное становление гос представительных органов полит власти. В каждой стране избирательная система формируется на основе зак-ва, кот детализирует основные положения относительно данной системы, зафиксированные в конституции страны.
Типы избирательных систем. Существуют два основных типа изб систем: мажоритарная и пропорциональная.
Мажоритарная характер тем, что избранным в тот или иной выборный орган считается кандидат (список кандидатов), набравший предусмотренное законом большинство голосов. Большинство бывает разным. Существуют изб системы, требующие абсолютного большинства (50% + 1 голос и более). Мажорит система относит большинства означает, что побеждает на выборах тот, кто набирает голосов больше, чем каждый из его соперников.
Пропорциональная система означает, что мандаты распределяются четко пропорционально числу поданных голосов. Существуют два вида пропорциональных систем:
* пропорциональная система на общегос уровне. В этом случае изб голосуют за полит партии в масштабах всей страны. Изб округа не выделяются;
* система, основывающаяся на многомандатных округах. В этом случае депутатские мандаты распределяются на основе влияния полит партий в изб округах.
Политическая культура.
Полит культура - неотъемлемая часть общенациональной культуры. Это прежде всего полит опыт человечества, соц общностей, больших и малых соц групп, полученный в ходе исторического развития. Существуя в определенных формах, этот опыт оказывает воздействие на формирование полит сознания людей и в конечном счете выражается в их полит ориентациях и установках, кот, в свою очередь, определяют полит поведение людей.
Функции полит культуры.
Познавательная функция - формирование у граждан необходимых общ-полит знаний, взглядов, убеждений и полит компетентности.
Интегративная - достижение на базе общепринятых полит-культ ценностей согласия в рамках существующей полит системы и избранного обществом полит строя.
Коммуникативная функция позволяет установить связь между участниками полит процесса как “по горизонтали”, так и “по вертикали” в соответствии с иерархией полит системы.
С коммуникативной тесно связана функция обеспечения соц прогресса. Это означает, что полит культура создает условия для эффективного развития полит системы и общества в целом.
Нормативно-регулятивная функция закл в формировании и закреплении в общественном сознании необходимых полит ценностей, установок, целей, мотивов и норм поведения.
Воспитательная функция дает возможность сформировать личность, гражданина.
Полит субкультуры. Полит культура общества не может быть абсолютно однородной. Разнообразие интересов различных общностей порождает отличающиеся друг от друга модели полит культуры - субкультуры, кот существуют во всех странах. Среди наиболее значимых в политологии выделяются следующие типы субкультур: региональные, социоэкономические, этнолингвистические, религиозные, возрастные.
Типология полит культуры. Дифференциация полит культур осущ в соответствии с тем или иным критерием.
Один из критериев - степень согласованности во взаимодействии полит субкультур в той или иной стране. На этом основании можно выделить два типа полит культуры: интегрированную (однородную) и фрагментарную (разнородную).
Другим критерием выделения типов полит культуры явл базовые ценности, на кот ориентируется та или иная общность в полит деятельности или в полит процессе. В соответствии с этим можно выделить три типа полит культуры.
Культура высокой гражданственности. Базовая ценность - человек с его потребностями и интересами. Полит система в целом и все ее структурные элементы носят демокр характер. Людям присуще чувство ответственности за все происходящее, а потому высока полит активность участников полит процесса.
Элитарная полит культура. Базовая полит ценность - власть или властные структуры (гос-во, элиты). Человек выступает как средство для достижения цели, кот ставит полит элита.
Архаическая полит культура. Главная ценность - интересы этноса, к кот они принадлежат (род, племя, нация). Здесь индивид не осознает себя как личность и не отделяет себя от этнической общности.
В качестве еще одного критерия выступает ориентация общества на те или иные регулятивные механизмы в рамках полит системы (рынок, гос-во). Приоритетное использование того или иного механизма в полит жизни порождает соотв типы полит культуры - рыночной или бюрократической.
Основные пути формирования полит культуры. Условием формирования полит культуры людей явл их включенность в полит процесс, взаимодействие с полит реальностью. С полит системой взаимодействуют различные сферы общественной жизни, все они в той или иной степени участвуют в формировании полит культуры, определяют осн направления этого процесса. Ими явл: целенаправленная образовательно-просветительская, духовно-идеологическая деятельность гос-ва, полит партий, общественных организаций и движений, церкви, СМИ, воздействие бизнеса, науки, образовательных учреждений, семьи, трудового коллектива, клубов и организаций по интересам.
Факторы, влияющие на формирование полит культуры. Известно, что страны, имеющие аналогичные соц-полит системы, могут значительно отличаться друг от друга в полит-культ отношении. Эти различия предопределены, помимо всего прочего, и так наз “внешними”, неполитическими, факторами: спецификой исторического развития, геополит положения страны и в особенности экономическими факторами.
Современные концепции полит культуры.
Психологический подход (школа Г.Алмонда): полит культура рассматривается как набор психологических ориентаций на соц-полит объекты и процессы.
Комплексный, обобщающий подход (Д.Мервик, Р.Такер, Л.Диттмер): полит культуре приписывается все происходящее в политике. Она либо идентифицируется с полит системой, либо сводится к полит отношениям, а в конечном счете не имеет специфического содержания.
Объективистская (нормативная) трактовка (Л.Пай, Д.Пол). полит культура определяется как совок принятых полит системой норм и образцов полит поведения.
Эвристическая концепция (С.Хантингтон): полит культура понимается как гипотетическая нормативная модель желаемого поведения.