Психоанализ детства
В данной работе мы попытаемся частично осветить один из психологических подходов к пониманию детства - психоаналитический. Как известно, психоанализ был создан Зигмундом Фрейдом в начале нашего века. Начиная с его учения в психологической науки началось осознание важности детства для всей жизни человека и изучение, систематизация и обсуждения этого периода человеческой жизни. Впоследствии возникали самые разные психологические теории детства, некоторые из которых во многом или полностью противоположе-ны психоаналитической, однако почти все признают ее значимость. Например, Л. С. Выготский в своих работах (см. "Проблемы развития ВПФ", глава 1) во многом не соглашается с теорией Фрейда, однако, замечает ее значимость.
Ниже мы рассмотрим трех авторов, принадлежащих к психоаналитической школе, которые внесли свой вклад в понимание проблем детства в психологии. Это быдет, прежде всего, сам Зигмунд Фрейд - в своей теории и практике он, как правило, не занимался детьми, однако вся его теория неврозов вытекает из детских перживаний, что обуславливает насыщенность его работ информацией о его взглядах на детство. Второй автор, который представлен ниже - это Анна Фрейд, дочь Зигмунда. Ее теория интересна нам потому, что она, по сути дела, явилась основоположницей детского психоанализа. Наконец, завершит наш краткий обзор теория Эрика Эриксона , американского психоаналитика, который создал свою, эпигенетическую теорию развития человека. Этот психоаналитик уже довольно сильно отошел во многих своих положениях от ортодоксального психоанализа: однако, при этом, в отличии, например, от Фромма он остался в его рамках. Тем более интересно рассмотреть его теорию, понять таким образом развитие психоанализа. Итак, перейдем к конкретному материалу.
Классический психоанализ Зигмунда Фрейда.
Зигмунд Фрейд, основатель психоанализа - один из первых психологов, обративший внимание на проблему изучения детства. Изначально психоанализ развивался как метод лечения - исключительно практическое направление, но вскоре он стал богатым источником психологических фактов. В частности, нельзя было не заметить огромную роль детства, детских переживаний во всей дальнейшей жизни человека. Дальнейшие исследования и теоретические разработки привели Фрейда к тому, что эти детские переживания имеют сексуальную окраску и этот опыт оказывает неосознанное влияние на поведение и жизнь взрослого человека. Неосознанный опыт по Фрейду является содержанием одной из трех компонент челоеческой личности - бессознательного или “Оно”. Две другие компоненты - это “Я” и “Сверх-Я”. “Оно” - иррациональное начало в человеке, подчиняющееся принципу удовольствия, “Сверх-Я” - ограничивает влечения бессознательного, являясь носителем моральных норм, а “Я” следует принципу реальности и помогает субъекту действовать адекватно внешней ситуации. Как можно увидеть, содержанием “Оно” и “Сверх-Я” наполняется в детстве - “Оно”, как сказано выше, представляет бесознательные влечения, детерминированные детскими переживаниями, а “Сверх-Я” - родительское начало, цензора, критика, учителя, а представление о нормах, запретах, табу также закладывается в детстве.
1. Оральная стадия (0-1 год). Основная эрогенная зона - ротовая область, связанная с кормлением. Фрейд выделял в этой стадии 2 подстадии - ранюю и позднюю. Сексуальным проявлением ребенка на ранней подстадии является сосание, а на более поздней к нему добавляется укус. На данной стадии закрепляются основные, самые глубинные инстинкты “Оно”, “Я”, изначально отсутствуещее у ребенка, лишь на втором полугодии жизни ребенка начинает выделяться из “Оно”. Инстанция “Сверх-Я” на этой стадии еще отсутствует.
2. Анальная стадия (1-3 года). На второй стадии либидинозная энергия концентрируется вокруг ануса. Детская сексуальность, по мнению Фрейда, теперь удовлетворяется при помощи овладения процессами выделения. “Я” личности ребенка на этой стадии уже полностью сформирована, она начинает контролировать импульсы бессознательного. Под влиянием таких сил, как страх потерять родителей, страх наказания, социальное принуждение, начинает постепенно формироваться инстанция “Сверх-Я”.
3. Генитальная стадия (3-5 лет). По мнению Фрейда, это высшая ступень детской сексуальности. Важнейшей эрогенной зоной на этой ступени развитя ребенка становятся генитальные органы. Сексуальность перестает быть аутоэротичной, дети перешедшие на эту фазу развития начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям. Именно на этой стадии, как считал Фрейд, образуется Эдипов комплекс у мальчиков и комплекс Электы у девочек - суть их заключается в сексуальной привязанности ребенка к родителю противоположенного пола и восприятия второго родителя как соперника. При нормальном развитии разрешение этого комплекса, по Фрейду, происходит под влиянием страха кастрации, который заставляет мальчика отказаться от сексуального влечения к матери и идентифицировать себя с отцом. на этой стадии три инстанции личности человека заканчивают свое формирование.
4. Латентная стадия (5-12 лет). На этой стадии "Я" полностью контролирует "Оно", что обуславливает снижение полового интереса ребенка. Энергия либидо находит другие пути реализации - она переносится на освоение человеческого опыта, общение со сверстниками и взрослыми и т. п.
5. Генитальная стадия (12-18 лет). Повышается сексуальный интерес ребенка. По мнению Фрейда, на данной сталии нормальный подросток стремится к одной цели - нормальному сексуальному общению. В случае затруднений в реализации этой цели может наблюдаться регресс или фиксация на одной из предыдущих стадиях развития. На данном этапе "Я" должно сдерживать особенно агрессивные проявления и импульсы "Оно".
Когда ребенок становится взрослым (Фрейд не выделял такой стадии, мы позволем себе это для удобства изложения), его характер определяется развитием и взаимодействием трех основных инстанций. При нормальном развитии их нормальное взаимодействие может осуществляться, по мнению Фрейда, с помощью защитного механизма сублимации. Как писал впоследствии Э. Эриксон (речь о котором в дальнейшем), правильная и уместная сублимация необходима личности, чтобы нормально развиваться - это одно из важнейших и наиболее смелых положения Фрейдовской теории. Патологическое развите характеризуется наличием таких защитных механизмов, как вытеснение, регрессия, рационализация и т. п.
В основном Зигмуд Фрейд работал со взрослыми пациентами, однако, иногда он занимался и детьми. Один из наиболее известных, хрестоматийных примеров детского психоанализа у Фрейда - это фобия маленького Ганса ("Анализ фобии пятилетнего мальчика"). Рассмотрим кратко этот случай в качестве примера работы с ребенком в классическом психоанализе.
Болезнь мальчика заключалась в том, что он "обнаруживает весьма специфический страх, что его укусит белая лошадь". Фрейд замечает в своей работе, что различного рода страхи - очень рапостраненнное проявление неврозов. Он пишет, что различные фобии могут быть проявлением разнообразных неврозов, однако наиболее часто (как и в случае с Гансом) - это так называемая "истерия страха". Эта истерия страха, как правило, перерастает в фобию за исключением тех случаев, когда вытесненная энергия либидо конвертируется, а не остается свободной в виде страха. Для излечения от истерии страха пригоден лишь психоаналитический метод - только он позволяет открыть доступ к вытесненным желаниям ребенка и таким образм помочь ему. Фрейд достаточно подробно описывает ход болезни мальчика и процедуру аналитической работы с ним. Можно выделить следующие приемы, используемые в данном случае (как мы увидим в дальнейшем, эти приемы получили свое развитие в работах А. Фрейд):
Изучение сведений, сообщаемых родителями - они помогают понять возможные причины невроза, найти патогенные ситуации в прошлой жизни ребенка.
Анализ и интерпретация детских фантазий. Фрейд очень активно и смело интерпретирует все фантазии и высказывания мальчика, его поведение и поступки.
Постепенно аналитик приходит к пониманию причин болезни своего маленького пациента. Причина эта - Эдипов комплекс. Фрейд приходит к выводу, что белая лошадь для него символизирует отца, которого он на самом деле боится. Причина этого страха - в подавляемом сексуальном влечении к матери. Влечение это обостряется после рождения сестры - в результате этого маленькому Гансу мать начинает уделять меньше времени. До определенного момента нереализованная энергия либидо находит свой выход, сублимируется: мальчик возится с другими детьми на дчае, представляя, что это его собствнные дети. Но после переезда в город выход энергии закрывается - и как результат возникает фобия. В процессе работы Фрейд постепенно подводит Ганса к осознанию причин своей болезни.
Таким образом, в своей достаточно обширной теории (которая, на наш взгляд в наше время перестала быть сугубо психологической и является определенной философией), довольно подробно описал свои взгляды на развитие ребенка. Перейдем теперь к рассмотрению точки зрения его наследницы (и в прямом и в перносном смысле ) - и Анны Фрейд, которая сумела развить психоанализ именно в направлении детства, воплотив на практике теорию Зигмунда Фрейда.
Детский психоанализ Анны Фрейд
Одним из последователей Фрейда, развиваших по направление детского психоанализа, являетса его дочь Анна Фрейд. Она полностью сосредоточила свое внимание на проблемах и методах психоанализа, применяемого к детям. В своих лекциях , вышедших в последствии в виде отдельной книги "Введение в детский психоанализ, она рассмотрела следующие проблемы:
Ребенок, в отличии от взрослого, никогда не является инициатором начала анализа - решение о необходимости анализа всегда принимают его родители или другие окружающие его люди. По словам Анны Фрейд, некотоорые деттские психоаналитики (например Мелания Клейн) не считают это серьезным препятствием в работе, однако по ее мнению, вполне целесообразно постараться каким-нибудь образом вызвать в ребенке заинтересованность, готовность и согласие на лечение. Эту часть психоаналитической работы она выделяет в отдельный период детского психоанализа - подготовительный. В течение этого пероида непосредственно аналитической работы не ведется, просто происходит "перевод определенного нежелательного состояния в другое желательное состояние с помощью всех средств, которыми располагает взрослый в отношении к ребенку". Автор выделяет три предваритеельные условия, нобходимое для начала анализа: осознание болезни, доверие к аналитику и решение на анализ. В качестве примеров Анна приводит следующие случаи:
Одна ее шестилетняя пациентка сообщила ей: "Во мне сидит черт. Можно ли вынуть его?". Ответ был таков: да, можно, но если мы решим вместе это сделать, то придется выплонить множество не слишком приятных вещей. Девочка, подумав, согласилась - так было достигнуто соблюдение важного правила терапии - добровольное согласие пациента.
Другая пациентка, которую привели родители, согласилась работать вместе с психоаналитиком, стараясь приобрести союзника в борьбе с ними, подобно тому, как первая девочка старалась заполучить союзника в войне с "чертом".
Довольно часто ребенок не соглашается так просто работать с аналитиком. В таких случаях, по словам Анны Фрейд, имеет смысл в течении некоторого времени постараться добиться расположнения ребенка - в приведенном примере она описывает случай с десятилетним мальчиком, когда пришлось вначале добиваться просто интереса мальчика к личности терапевта, затем постараться показать, что общение может быть не только интересным, но и полезным и, наконец, дать понять , что подвергаться анализу означает получать многочисленные преимущества. После этого ребенок начинает осознавать действительную пользу проведения психоаналитической работы.
Таким образом, по мнению Анны Фрейд, первым и немаловажным отличием детского психоанализа от классической его формы является наличие особой, подготовительной стадии, на которой ребенок должен признать свою проблему и принять решение на анализ. По словам автора, "у маленького запущеного невротика вместо сознания болезни ... возникает чувство испорченности, которое становится ... мотивом для проведения анализа".
После такого вступления Анна Фрейд приступает к характеристики уже непосреддственной процедуры детского психоанализа. После того, как аналитику удалось завоевать доверие и расположение маленького пациента, возникает вопрос о методах и технических приемах, которые могут быть применены к ребенку в течение психоаналитической работы. Анна приводит 4 основных приема классического психоанализа и раасматривает их применительно к детскому:
Воспоминание пациента. В детском анализе не приходится сильно рассчитывать на собственные воспоминание ребенка. Маловероятно, что он сумеет рассказать аналитику достаточно о своей болезни. Поэтому автор предлагает активно собирать и использовать сведения использовать сведения от родителей. При этом надо учитывать все неточности и искажения, возможно обусловленные личностными мотивами.
Что касается толкования сновидений, то здесь, по мнению Анны Фрейд, вполне применимы те же приемы, что используются в работе со взрослыми людьми. Частота сновидений у редбенка не меньше, чем у взрослого. Анна расказывает, что в работе она сообщает малышу, что "само сновидение ничего не может сделать, каждую свою часть оно откуда-нибудь да взяло", а затем они вместе "отправляются на поиски". В эту же группу приемов выделяется анализ "снов на яву", мечты детей, которыми они делятся более охотно, чем взрослые пациенты. В книге приводится несколько ярких примеров таких детских фантазий, в которых очень явно просматриваетя связь с какой-то (тоже "просвечивающей") проблемой. Встречаютс также "сны на яву с продолжением" - фантазии, связанные по сюжету, которые ребенок рассказывает от сеанса к сеансу. В самых удачных случаях, аналитик может войти с ребенком в настолько тесный контакт в самом начале анализа, что он [ребенок] будет рассказывать ежедневно продолжение своего сна на яву, что является очень удобным и достоверным источникком информации об актуальном внутреннем состоянии ребенка. Еще один специфический для детского психоанализа прием - это изучение и толкование рисунков детей - дети охотно и много рисуют и, подчас, проявляют бессознательные желания, чувства именно в рисунках.
Касаясь метода свободных ассоциаций, Анна Фрейд замечает, что у ребенка, как правило, отсутствует готовность к ассоциированию. Именно по этому, по ее мнению, детский анализ считается (на момент написания книги) особенно трудной областью применения учения Зигмунда Фрейда. Однако, иногда можно "спровоцировать" ребенка давать неекоторые ассоциации. Так, например, в практике автора был случай, когда удалось разрешить проблему, используя метод свободных ассоциаций, когда девочку просили "сесть на корточки с закрытыми глазами на корточки и прислушаться к тому, что происходило в ней". Девочка, обладая (что важно) прекрасной зрительной памятью, охотно выполняла эту инструкцию и рассказывала все, что "приходдило на ум ". Уже в то время были попытки заменить свободные ассоциации игрой ( доктор Гельмут, Мелания Клейн). Как мы увидим ниже, эти методы получили широкое развитие, например, его активно применял в своей практике Эрик Эриксон.
Отдельное внимание уделяет Анна Фрейд роли переноса (или перенесения) как технического приема в детском психоанализе. Первое, что обращает на себя внимание, это, то, что необходимость заинтересовать ребенка перед началом анализа (см. пункт 1) с) означает, в переводе на аналитическую терминологию, создать положительное перенесение. Таким образом, положительное перенесение является необходимым условием с самого начала работы. Отрицательные же перенесения при детском анализе являюются, по словам автора, прежде всего препятствием, т. к. нормальная и продуктивная психоаналитическая работа с детьми возможна только при наличии положительного перенесения. Отрицательные же, сколь много материала они не давали, в детском анализе следует разрушать. Все элементы перенесения у ребенка, продолжает Анна, остаются лишь элементами, невроз перенесения как ттаковой у ребенка не возникает. Это обуславливается прежде всего тем, что ребенок, в отличии от взрослого, еще не разорвал теснейших отношений с родителями и, по сути дела, ему не за чем переносить свои отношения к родителям на другого человека. Кроме того, аналитик при работе с детьми недолжен оставаться безличным, как в классическом психоанализе, он, как уже неоднократноупоминалось, должен быть интересным, симпатичным ребенку. Это создает реакцию перенесения искусственно, а ничто искусственное не может стать по настоящему реальным.
В заключительной части своей книги Анна Фрейд подводит некоторый итог своим взглядам на особенности детского психоанализа. Она обращает внимание на различные тонкости пихоанализа, связанные, в основном, с незрелостью структуры личности ребенка. Например, в отличии от взрослого пациента, ребенок очень зависим в своих отношениях с окружающим миром и он (мир) оказывает намного большее влияние на протекание и механизм невроза. По мнению автора, большинство проблем маленького пациента так или иначе обусловлены незрелостью сверх-Я. Чтобы результативно провести анализ, как считает Анна, аналитик “должен суметь во время анализа с ребенком место его Я-идеала”. Ребенок согласится уступить место в своей внутренней, эмоциональной жизни новому “любовному объекту”. Таким образом, в детском психоанализе намечается явная связь с воспитанием - из-за слабости Я-идеала ребенка и его эмоциональной зависимости от внешнего мира он не способен самостоятельно сдерживать освобождающиеся побуждения и для этого ему нужен человек (психоаналитик), обладающие авторитетом в воспитательном отношении.
В заключение к данному разделу можно сказать, что, в отличии от предыдущего и последующего, он практически полностью посвящен приактическим проблемам детского психоанализа. На наш взгляд, это полезно потому, что рассмотрение и практик, и теории дает намного более полное представление о взглядах на практически любую психологическую проблему.
Эрик Эриксон
Эрик Эриксон - представитель неопсихоанализа, его социологического направления. В своей эпигенетической концепции развития личности он попытался соединить и установить взаимосвязи между общественно-историческими условиями формирования личности и ее собственной активности. По его мнению, энические и исторические особенности воспитания ребенка очень во многом определяют строение и функционирование личности. Чтобы понять эти культурные и исторические детерминанты, в своих исследованиях он рассматривал зрелую личность, а затем пытался найти истоки ее организации , строения и функционирования на предыдущих стадиях развития общества. Для понимания того, что Эриксон понимает под зрелой личностью, следует ввести термин "идентичность" личности - один из центральных во всей теории. Этот термин у Эриксона обозначает образ себя во всем многообразии отношений к миру с соответствующими формами поведения, который осознается личностью. Эта идентичность, по его мнению, формируется в течение всей жизни человека. Вот как говорит он об этом сам: "Растущий ребенок должен на каждом шагу извлекать оживляющее чувство реальности из сознавания того, что его индивидуальный путь овладевающего опыта ... является успешным вариантом групповой идентичности и находится в соответствии с пространством-временем и жизненным планом группы. Следует поддчеркнуть, что человек стремится к обретению идентичности: в самой его природе, по словам Эриксона, заложена потребность в психосоциальной идентичности.
Всю жизнь человека можно разбить на стадии развития личности. Это разбиение производится производится Эриксоном на основании смены специфических задач, выдвигаемых обществом (см. таблицу 1). Эти задачи могут решаться как положительно, так и отрицательно - в первом случае происходит нормальное развитие, во втором - ненормальное, именно в этом случае у человека могут возникать неврозы. В отличие от классиков психоанализа, Эриксон рассматривает развитие личности человека не только до полового созревания, но и на протяжении всех последующих лет его жизни. Переход с одной ступени на другую, по мнению автора, всегда сопровождается кризисами, которые, однако, далеко не всегда подразумевают мучительную борьбу, катастрофу и т. п, но вседа это "поворотный пункт, момент, решение и выбор между прогрессом и регрессом, интеграцией и задержкой". На основании этих (и ряда других) положений Эриксон строит так называемую эпигенетическую карту:
Стадии
Старость
интеграция/ разочаро-вание в жизни
Зрелость
Творчес-тво/ застой
Молодость
интим-ность/ изоляция
Подростковый возраст
Идентич-ность/ диффузия идентич-ности
Школьный возраст
Достиже-ние/ неполно-ценность
Возраст игры
Инициа-тивность/ чувство вины
Ранний возраст
автоно-мия/ сомнение, стыд
Младенчество
Доверие/ недове-рие миру
Примечание: в данной таблице все приведены в соответствии с книгой Л. Ф. Обуховой, а не “Детства и общества”, т. к., по нашему мнению, этот перевод более адекватен.
Безусловно следует отметить, что Эриксон активно практиковал детский психоанализ, развивая, в частности игровую терапию. По его мнению, игра в детском психоанализе играет не только диагностическую, но и собственно терапевтическую функцию.
Связи эти логически вполне понятны, например, модусам ретенции и элиминации сооветствуют модальности удерживания и отпускания - связь практически прямая.
Подводя итог, можно сказать, что Эриксон в своей теории сумел охватить многие особенности, связанные с социальной жизнью личности, которые не были охвачены в классическом психоанализе. Создавая свою психоаналитическую концепцию развития ребенка, он развил и, если можно так выразится, модифицировал представления психоаналитиков об этом периоде жизни человека. Как и Фрейд, он создал, на наш взгляд, более широкую теорию, чем только концепцию детства - как было уже сказано выше он в своих разработках выходил за пределы детства человека. Однако, в отличии от Фрейда Эриксон отталкивается от детства.
Заключение.
После рассмотрения нескольких психоаналитических взглядов на проблему детства мы можем подвести некоторые итоги. Все три концепции, безусловно, признают большую роль этого периода во всей последующей жизни человека. По мнению всех психоаналитиков, именно в детстве закладываются подавляющее большинство возможностей как для развития личности, так и для личностных проблем. Конечно, наиболее категоричен в этом вопросе Фрейд - он однозначно связывает все последующие неврозы с детскими психическими травмами, причем все значимые травмы связаны с сексуальной сферой жизни ребенка. Фрейд был первым ученым, открывший психическую сторону неврозов, ему было сложнее всех его последователей и критиков - это следует учитывать, подвергая его теорию критическому рассмотрению. Если рассмотреть более внимательно всех - прямых или косвенных его наследников - от Райха и Юнга до Перлза (который не был в психоаналитиком, однако многим обязан Фрейду и его учению - см. “Внутри и вне помойного ведра”), то становится видно, что все они так или иначе расширяли учение о бессознательном, добавляя все новые и новые детерминанты развития человека - Райх сконцентрировал свое внимание на телесной детерминации, Юнг ввел понятие коллективного бессознательного, Эриксон развивал социальный аспект детерминации психики и т. д. Таким образом за те без малого сто лет, что развивается психоанализ, его границы сильно расширились и, как мы уже замечал, он перестал быть просто терапевтической техникой, но в определенном смысле стал флософией. Особенно явно это проявляется в странах, где психоанализ процветает в наши дни (например в США ). Эрих Фромм, один из основоположников “гуманисти-ческого неопсихоанализа” в своей книге “Психоанализ и этика” замечает, что подчас фрейдовские идеи бессознательного воспринимаются так, что все поведение человека полностью детерминированы неосознаваемыми импульсами, что приводит к механистическому взгляду на человека, к отрицанию его сознательной активности и т. п.
Итак, заканчивая наше краткое рассмотрение (мы постоянно подчеркиваем неполность и кратость данного обзора - полноценное исследование превратилось бы в большую монографию) темы “Психоанализ детства” , мы хотим еще раз отметить, что психоанализ, безусловно, внес и , наерняка, еще внесет немалый вклад в понимание проблем детства, а, следовательно, и всей жизни человека.
Литература.
1. З. Фрейд “Психология бессознательного”
2. А. Фрейд “Введение в детский психоанализ”
3. А. Фрейд “Психология Я и защитные механизмы”
4. Анциферова “Эпигенетическая концепция Э. Эриксона” (в кн. “Принцип развития в психологии”)
5. Л . Ф. Обухова “Детская психология: теории, факты, проблемы”.