Психоаналитические теории детского развития

Теория Зигмунда Фрейда
В одной из старых книг о психоанализе приводятся слова А. Шопенгауэра о том, что человеческая душа -- это тугой узел, которыйневозможно развязать, и 3. Фрейд -- первый ученый, сделавший попытку распутать этот узел.
Психоанализ возник как метод лечения, но почти сразу же был воспринят как средство получения психологических фактов, которыестали основой психологической системы.
Анализ свободных ассоциаций пациентов привел 3. Фрейда к выводу, что болезни взрослой личности сводятся к переживаниям детства.Детские переживания, по 3. Фрейду, имеют сексуальную природу. Это чувство любви и ненависти к отцу или матери, ревность к брату или сестре и т.п. 3. Фрейдсчитал, что этот опыт оказывает неосознанное влияние на последующее поведение взрослого. Несмотря на то, что метод психоанализа был разработан на взрослыхиспытуемых и требует существенных дополнений для исследования детей, полученные 3. Фрейдом данные указывают на определяющую роль детского опыта в развитииличности. Проводя исследования, 3. Фрейд был удивлен неспособностью пациентов понимать значение своих воспоминаний, свободных ассоциаций и сновидений. То,что было ясно для самого 3. Фрейда, пациенты решительно отрицали. Пациенты думали и жили в одной системе координат, в то время как другой пласт их жизни-- уровень бессознательного -- крайне важный детерминант их поведения, отвергался ими как не существующий. Только после многих психоаналитическихсеансов пациенты начинали понимать неосознанное значение того, что они говорят и делают. Именно эти крайне важные, неосознанные детерминанты поведения сталидля 3. Фрейда предметом исследования. Два открытия 3. Фрейда -- открытие бессознательного и открытие сексуального начала -- составляют основу теоретической концепциипсихоанализа.
В первые годы своей работы 3. Фрейд представлял психическую жизнь состоящей из трех уровней: бессознательного,предсознательного и сознательного. Источником инстинктивного заряда, придающего поведению мотивационную силу, он считал бессознательное, насыщенное сексуальнойэнергией. 3. Фрейд обозначил ее термином "либидо". Эта сфера закрыта от сознания в силу запретов, налагаемых обществом. В предсознательном теснятсяпсихические переживания и образы, которые без особого труда могут стать предметом осознания. Сознание не пассивно отражает процессы, которые содержатсяв сфере бессознательного, но находится с ними в состоянии постоянного антагонизма, конфликта, вызванного необходимостью подавлять сексуальныевлечения. Первоначально эта схема и была приложена к объяснению клинических фактов, полученных в результате анализа поведения невротиков.
Позднее в работах ""Я" и "Оно"", "По ту сторону удовольствия" 3. Фрейдпредложил иную модель человеческой личности. Он утверждал, что личность состоит из трех основных компонентов:
"Оно", "Я" и "Сверх-Я". "Оно" -- наиболее примитивный компонент,носитель инстинктов, "бурлящий котел влечений". Будучи иррациональным и бессознательным, "Оно" подчиняется принципу удовольствия. Инстанция"Я" следует принципу реальности и учитывает особенности внешнего мира, его свойства и отношения. "Сверх-Я" служит носителем моральныхнорм. Эта часть личности выполняет роль критика и цензора. Если "Я" примет решение или совершит действие в угоду "Оно", но в противовес"Сверх-Я", то оно испытает наказание в виде чувства вины, укоров совести.
Поскольку требования к "Я" со стороны "Оно", "Сверх-Я" и реальности несовместимы, неизбежно егопребывание в ситуации конфликта, создающего невыносимое напряжение, от которого личность спасается с помощью специальных "защитных механизмов" --таких, например, как вытеснение, проекция, регрессия, сумбимация. Вытеснение означает непроизвольное устранение из сознания чувств, мыслей и стремлений кдействию. Проекция -- это перенос на другое лицо своих аффективных переживаний любви или ненависти. Регрессия -- соскальзывание на более примитивный уровеньповедения или мышления. Сублимация -- один из механизмов, благодаря которому запретная сексуальная энергия переносится на виды деятельности, приемлемые дляиндивида и общества, в котором он живет.
Личность, по 3. Фрейду,-- это взаимодействие взаимно побуждающих и сдерживающих сил. В психоанализе изучается природа этихсил и структуры, в соответствии с которыми это реципрокное взаимодействие осуществляется. Динамика личности определяется действием инстинктов. Онисостоят из четырех компонентов: побуждение; цель, т.е. достигнутое удовлетворение; объект, с помощью которого цель может быть достигнута;источник, в котором побуждение порождается. Одно из основных положений психоаналитического учения о развитии личности заключается в том, чтосексуальность и есть основной человеческий мотив. Важно подчеркнуть, что 3. Фрейд трактовал сексуальность очень широко. По его мнению, это все то, что доставляеттелесное удовольствие. Для маленького ребенка -- это ласки, прикосновения, поглаживания тела, обнимания, поцелуи, удовольствие от сосания, от освобождениякишечника, от теплой ванны и многое другое, без чего невозможна жизнь и что каждый младенец постоянно в той или иной мере получает от матери. В детствесексуальные чувства очень общи и диффузны. Инфантильная сексуальность предшествует взрослой сексуальности, но никогда не определяет полностьюсексуальные переживания взрослого.
Сексуальные влечения по 3. Фрейду носят амбивалентный характер. Существуют инстинкты жизни и смерти, следовательно,личности изначально свойственны конструктивные и деструктивные тенденции.
В соответствии со своей сексуальной теорией психики З.Фрейд все стадии психического развития человека сводит к стадиямпреобразования и перемещения по разным эрогенным зонам либидонозной иди сексуальной энергии.
Эрогенные зоны -- это области тела, чувствительные к стимулу; будучи стимулированы, вызывают удовлетворение либидонозных чувств.Каждая стадия имеет свою либидонозную зону, возбуждение которой создает либидонозное удовольствие. Перемещение этих зон создает последовательностьстадий психического развития. Таким образом, психоаналитические стадии -- это стадии психического генеза в течение жизни ребенка. В них отражено развитие"Оно", "Я", "Сверх-Я" и взаимовлияние между ними.
Оральная стадия (0-1 год). Оральная стадия характеризуется тем, что основной источник удовольствия, а, следовательно, ипотенциальной фрустрации, сосредоточивается на зоне активности, связанной с кормлением. Оральная стадия состоит из двух "фаз -- ранней и поздней,занимающих первый и второй полугодия жизни. Она характеризуется двумя последовательными либидонозными действиями (сосание и укус). Ведущая эрогенная область на этойстадии -- рот, орудие питания, сосания и первичного обследования предметов. Сосание, по 3. Фрейду, это тип сексуальных проявлений ребенка. Если бы младенецмог выразить свои переживания, то это было бы, несомненно, признание, что "сосание материнской Груди есть самая важная вещь в жизни".
Сначала сосание связано с пищевым наслаждением, но после некоторого времени сосание становится либидонозным действием, на почве которогозакрепляются инстинкты "Оно": ребенок иногда сосет в отсутствии пищи и даже сосет свой большой палец. Этот тип наслаждения в трактовке 3. Фрейдасовпадает с сексуальным наслаждением и находит предметы своего удовлетворения в стимуляции собственного тела. Поэтому эту стадию он называет аутоэротичной. Впервое полугодие жизни, считал 3. Фрейд, ребенок еще не отделяет свои ощущения от объекта, которым они были вызваны. Можно предположить, что мир ребенка --это мир без объектов. Ребенок живет в состоянии первичного нарциссизма, при котором он не осознает существования других объектов в мире. Глобальноебазисное нарциссическое состояние -- это сон, когда младенец ощущает тепло и не имеет никакого интереса к внешнему миру. Во второй фазе младенческого возрастау ребенка начинает формироваться представление о другом объекте (матери) как существе, независимом от пего. Можно заметить, что ребенок испытываетбеспокойство, когда мать уходит или вместо нее появляется незнакомый человек.
Внутриутробное существование человека, по 3. Фрейду, в противоположность большинству животных, относительно укорочено; насвет он появляется менее подготовленным, чем они. Тем самым усиливается влияние реального внешнего мира, развивается дифференциация "Я" и "Оно",повышаются опасности со стороны внешнего мира и чрезмерно вырастает значение объекта, который один может защитить от этих опасностей и как бы возместитьпотерянную внутриутробную жизнь. И этот объект -- мать. Биологическая связь с матерью вызывает потребность быть любимым, которая уже больше никогда непокидает человека. Разумеется, мать не может по первому требованию удовлетворять все желания младенца, при самом лучшем уходе неизбежныограничения. Они и есть источник дифференциации, выделения объекта. Таким образом, в начале жизни различение между внутренним и внешним, согласновзглядам З.Фрейда, достигается не на основе восприятия объективной реальности, а на основе переживания удовольствия и неудовольствия, связанных с действиямидругого человека.
Во второй половине оральной стадии с появлением зубов к сосанию добавляется укус, который придает действию агрессивныйхарактер, удовлетворяя либидонозную потребность ребенка. Мать не позволяет ребенку кусать свою грудь. Таким образом, стремление к наслаждению начинаетвступать в конфликт с реальностью. По 3. Фрейду, у новорожденного нет "Я". Эта психическая инстанция постепенно дифференцируется от его"Оно". Инстанция "Я" -- часть "Оно", модифицированная под прямым влиянием внешнего мира. Функционирование инстанции"Я" связано с принципом "удовлетворение -- отсутствие удовлетворения". Как только что отмечалось, первое познание ребенкомпредметов внешнего мира происходит через мать. При ее отсутствии ребенок испытывает состояние неудовлетворенности и благодаря этому начинает различать,выделять мать, так как отсутствие матери для него есть, прежде всего, отсутствие наслаждения. На этой стадии не существует еще инстанции"Сверх-Я", и "Я" ребенка находится в постоянном конфликте с "Оно". Недостаток удовлетворения желаний, потребностей ребенка наэтой стадии развития как бы "замораживает" определенное количество психической энергии, происходит фиксация либидо, что составляет препятствие длядальнейшего нормального развития. Ребенок, который не получает достаточно удовлетворения своих оральных потребностей, вынужден продолжать искатьзамещение для их удовлетворения и не может поэтому перейти на следующую стадию генетического развития.
Эти идеи 3. Фрейда послужили толчком к изучению критических периодов, в течение которых складываются благоприятные условия длярешения свойственной возрасту генетической задачи. Если она не решается, то ребенку гораздо труднее решать задачи следующего возрастного периода.
На оральной стадии фиксации либидо у человека, по мнению 3. Фрейда, формируются некоторые черты личности: ненасытность, жадность,требовательность, неудовлетворенность всем предлагаемым. Уже на оральной стадии, согласно его представлениям, люди делятся на оптимистов и пессимистов.
Анальная стадия (1-3 года), как и оральная, состоит из двух фаз. На этой стадии либидо концентрируется вокруг ануса,который становится объектом внимания ребенка, приучаемого к опрятности. Теперь детская сексуальность находит предмет своего удовлетворения в овладениифункциями дефекации, выделения. Здесь ребенок встречается со многими запретами, поэтому внешний мир выступает перед ним как барьер, который он долженпреодолеть, и развитие приобретает здесь конфликтный характер. По отношению к Поведению ребенка на этой стадии можно сказать, что полностью образованаинстанция "Я", и теперь она способна контролировать импульсы "Оно". "Я" ребенка научается разрешать конфликты, находякомпромиссы между стремлением к наслаждению и действительностью. Социальное принуждение, наказания родителей, страх потерять их любовь заставляют ребенкамысленно представлять себе, интериоризировать некоторые запреты. Таким образом, начинает формироваться "Сверх-Я" ребенка как часть его "Я",где в основном заложены авторитеты, влияние родителей и взрослых людей, которые играют очень важную роль в качестве воспитателей в жизни ребенка. Особенностихарактера, формирующиеся на анальной стадии, по мнению психоаналитиков,-- аккуратность, опрятность, пунктуальность; упрямство, скрытность, агрессивность;накопительство, экономность, склонность к коллекционированию. Все эти качества -- следствие разного отношения ребенка к естественным, телесным процессам,которые были объектом его внимания во время приучения к опрятности еще на доречевом уровне развития.
Фаллическая стадия (3-5 лет) характеризует высшую ступень детской сексуальности. Ведущей эрогенной зоной становятся генитальныеорганы. До сих пор детская сексуальность была аутоэротичной, теперь она становится предметной, то есть дети начинают испытывать сексуальнуюпривязанность к взрослым людям. Первые люди, которые привлекают внимание ребенка,-- это родители. Либидонозную привязанность к родителямпротивоположного пола 3. Фрейд назвал Эдиповым-комплексом для мальчиков и комплексом Электры для девочек, определив их как мотивационноаффективные отношенияребенка к родителю противоположного пола. В греческом мифе о царе Эдипе, убившем своего отца и женившемся на матери, скрыт, по мнению 3. Фрейда, ключ ксексуальному комплексу: мальчик испытывает влечение к матери, воспринимая отца как соперника, вызывающего одновременно и ненависть, и страх.
Разрешение, или освобождение от Эдипова комплекса совершается в конце этой стадии под влиянием страха кастрации, который, помнению 3. Фрейда, вынуждает мальчика отказаться от сексуального влечения к матери и идентифицировать себя с отцом. Посредством вытеснения этого комплексаполностью дифференцируется инстанция "Сверх-Я". Именно поэтому преодоление Эдипова комплекса играет важную роль в психическом развитииребенка. Таким образом, к концу фаллической стадии все три психические инстанции уже сформированы и находятся в постоянном конфликте друг с другом.Главную роль играет инстанция "Я". Она сохраняет память прошлого, действует на основе реалистического мышления. Однако эта инстанция должнатеперь бороться на два фронта: против разрушительных принципов "Оно" и одновременно против строгости "Сверх-Я". В этих условиях появляетсясостояние тревоги как сигнал для ребенка, предупреждающий о внутренних или внешних опасностях. В этой борьбе механизмами защиты "Я" становятсявытеснение и сублимация. По 3. Фрейду, самые важные периоды в жизни ребенка завершаются до пяти лет; именно в это время формируются главные структурыличности. По мнению 3. Фрейда, фаллической стадии соответствует зарождение таких черт личности, как самонаблюдение, благоразумие, рациональное мышление, ав дальнейшем утрирование мужского поведения с усиленной агрессивностью.
Латентная стадия (5-12 лет) характеризуется снижением полового интереса. Психическая инстанция "Я" полностьюконтролирует потребности "Оно"; будучи оторванной от сексуальной цели, энергия либидо переносится на освоение общечеловеческого опыта,закрепленного в науке и культуре, а также на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми за пределами семейного окружения.
Генитальная стадия (12- I8 лет) -- характеризуется возвращением детских сексуальных стремлений, теперь все бывшие эрогенные зоныобъединяются, и подросток, с точки зрения З.Фрейда, стремится к одной цели -- нормальному сексуальному общению. Однако, осуществление нормальногосексуального общения может быть затруднено, и тогда можно наблюдать в течение генитальной стадии феномены фиксации или регрессии к той или другой изпредыдущих стадий развития со всеми их особенностями. На этой стадии инстанция "Я" должна бороться против агрессивных импульсов "Оно",которые вновь дают о себе знать. Так, например, на этом этапе может вновь возникнуть Эдипов комплекс, который толкает юношу к гомосексуальности,предпочтительному выбору для общения лиц своего пола. Чтобы бороться против агрессивных импульсов "Оно", инстанция "Я" использует двановых механизма защиты. Это аскетизм и интеллектуализация. Аскетизм с помощью внутренних запретов тормозит этот феномен, а интеллектуализация сводит его кпростому представлению в воображении и таким путем позволяет подростку освободиться от этих навязчивых желаний.
Когда ребенок становится взрослым, его характер определяется процессом развития его "Оно", "Я" и"Сверх-Я" и их взаимодействиями. Нормальное развитие, по 3. Фрейду, происходите помощью механизма сублимации , а развитие, которое происходитпосредством механизмов вытеснения, регрессии или фиксации, рождает патологические характеры.
Описаны два наиболее ярких типа характера, формирующихся на этой стадии; психическая гомосексуальность и нарциссизм. Впсихоанализе психическую гомосексуальность не всегда рассматривают как грубое половое извращение. Это могут быть такие формы поведения, в которых любовь кдругому полу замещается товарищеской привязанностью, дружбой, общественной деятельностью в обществе лиц своего пола. Такие люди строят свою жизнь и поступки на основепредпочтения общества семье и создают тесные социальные связи в компаниях лиц своего пола. Второй тип сексуального характера -- нарциссизм. Он характерентем, что либидо личности как бы отнимается от объекта и направляется на самого себя. Нарциссическая личность рассматривает себя как объект своих сексуальныхстремлений; для нее внешние объекты удовольствия отступают на задний план, а главное место занимают самоудовлетворенность и самодовольство. Подобныехарактеры направляют свое внимание преимущественно на себя, свои действия, свои переживания.
В чем же секрет огромного влияния 3. Фрейда на всю современную психологию вплоть до наших дней? Во-первых, это динамическая концепцияразвития, во-вторых, это теория, которая показала, что для развития человека главное значение имеет другой человек, а не предметы, которые его окружают. Пословам современных американских психологов Дж. Уотсона и Г. Лидгрена, 3. Фрейд был впереди своего века и, подобно Ч. Дарвину, разрушил узкие, ригидные границыздравого смысла своего времени и расчистил новую территорию для изучения человеческого поведения.
"Необычайное развитие учения 3. Фрейда -- мы не ошибемся, если назовем этот успех необычайным,-- писал современник 3. ФрейдаОсвальд Бюмке,-- стало возможным только потому, что официальная наука была так далека от действительности; она, повидимому, так мало знала о действительныхдушевных переживаниях, что желающему узнать чтонибудь о "душевной жизни" подавала камень вместо хлеба". "Старая"мозаичная" экспериментальная психология исследовала лишь отдельные элементы душевной жизни и мало занималась их функциональным единством вреальной человеческой личности; она почти не изучала ее поступков, поведения, сложных переживаний и динамики," -- писал А. Р. Лурия.
Л. С. Выготский так оценивает историю психоанализа: "Идеи психоанализа родились из частных открытий в областиневрозов; был с несомненностью установлен факт подсознательной определяемое™ ряда психических явлений и факт скрытой сексуальности... Постепенно это частноеоткрытие, подтвержденное успехом терапевтического воздействия, ...было перенесено на ряд соседних областей -- на психопатологию обыденной жизни, надетскую психологию... Эта идея подчинила себе самые отдаленные ветви психологии... психологию искусства, этническую психологию... Сексуальностьпревратилась в метафизический принцип... Коммунизм и тотем, церковь и творчество Достоевского... -- все это переодетый и замаскированный пол, секс иничего больше".
Л. С. Выготский показал полезное и ценное, что есть в психоанализе, и то, что в нем лишнее и вредное. Так, он писал:"Найденное Фрейдом решение... я не объявил бы большим трактом в науке или дорогой для всех, но альпийской тропинкой над пропастями для свободных отголовокружения". В России такие люди были: И. Д. Ермаков, С. Н. Шпильрейн, В. Г. Шмидт и другие
Развитие классического психоанализа в работах Анны Фрейд
Анна Фрейд -- дочь Зигмунда Фрейда -- продолжила и развила классическую теорию и практику психоанализа. Получив педагогическоеобразование, она работала учительницей в школе для детей пациентов своего отца и с 1923 года начала собственную психоаналитическую практику. А.Фрейд -- автормногих трудов о закономерностях развития ребенка, о трудностях, с которыми приходится сталкиваться при его воспитании и обучении; о природе и причинахнарушений нормального развития и путях их компенсации.
В работе "Норма и патология детского развития" (1965) А. Фрейд указала истоки психоаналитического интереса кдетям. Она писала, что после выхода в свет книги ее отца "Три очерка по теории сексуальности" (1905), многие аналитики стали наблюдать своих детейи находить подтверждение всем отмеченным 3. Фрейдом особенностям детского развития: детской сексуальности, Эдипова и кастрационного комплексов. В этом направлениив 20-30-е годы педагогический факультет Венского психоаналитического института готовил воспитательниц детских садов и учителей. Тогда же известные ученые --психоаналитики (А. Айхорн, С. Бернфельд и др.) вели наблюдения за беспризорными детьми и юными правонарушителями. Во время и после второй мировой войны этиисследования продолжались в специализированных учреждениях, где в центре внимания были наблюдения за младенцами и детьми раннего возраста, лишеннымиродителей. Большой вклад в разработку психоаналитического изучения детства внесли Р. Спитц, Дж. Боулби, М. Риббл и др. Теоретические идеи развивали Э.Криз и X. Гартман.
Следуя традиции классического психоанализа, А. Фрейд разделяет личность на ее устойчивые составные части: бессознательное или"Оно", "Я", "Сверх-Я". Инстинктивная часть, в свою очередь, делится на сексуальную и агрессивную составляющие(психоаналитический закон биполярности). Развитие сексуального инстинкта определяется, как и в классическом психоанализе, последовательностьюлибидонозных фаз (оральная, анально-садистическая, фаллическая, латентная, предпубертатная, пубертатная). Соответствующие фазы развития агрессивностипроявляются в таких видах поведения, как кусание, плевание, цепляние (оральная агрессивность); разрушение и жестокость (проявление анального садизма);властолюбие, хвастовство, зазнайство (на фаллической стадии); дисоциальные начала (в предпубертатности и пубертатности). Для развития инстанции "Я"А. Фрейд также намечает приблизительную хронологию развития защитных механизмов: вытеснения, реактивные образования, проекции и переносы,сублимация, расщепление, регрессии и др. Анализируя развитие "Сверх-Я", А. Фрейд описывает идентификацию с родителями и интериоризациюродительского авторитета. Каждая фаза развития ребенка, по мнению А. Фрейд, есть результат разрешения конфликта между внутренними инстинктивными влечениямии ограничительными требованиями внешнего социального окружения. А. Фрейд считает, что, учитывая фазы, можно построить линии развития для бесконечногоколичества сфер детской жизни. Признанной заслугой А. Фрейд считается описание ею линии развития кормления от младенческой стадии до разумных привычек питаниявзрослых; линии развития опрятности от первоначальной воспитательной программы взрослого до автоматического овладения функциями выделения; линии развитияфизической самостоятельности, отношения к старшим и т. п. Особое внимание в психоанализе уделяется линии развития от инфантильной зависимости к взрослойполовой жизни.
С точки зрения А. Фрейд, не только выявление уровня развития, достигнутого по соответствующей линии, но и соотношение междувсеми линиями позволяют поставить диагноз и дать рекомендации для решения практических вопросов детского воспитания. При этом, подчеркивала она,несоответствие, дисгармонию между различными линиями не следует рассматривать как патологическое явление, так как рассогласования в темпе развития,наблюдающиеся у людей с самого раннего возраста, могут быть всего лишь вариациями в пределах нормы. Ступени от незрелости к зрелости, а нехронологический возраст, рассматриваются ею как показатели развития. Если рост происходит путем прогрессивного продвижения к более высокому уровню, тонормальное детское развитие, согласно взглядам А.Фрейд, идет скачками, не постепенно шаг за шагом, а вперед и снова назад с прогрессивными ирегрессивными процессами в их постоянном чередовании. Дети в ходе своего развития делают как бы два шага вперед и один назад.
В отличие от классического психоанализа, изучающего прежде всего скрытые от сознания психические явления, А. Фрейд однаиз первых в детской психоаналитической традиции распространяет основные положения 3. Фрейда на сферу сознания, изучая инстанцию "Я" личности.А. Фрейд рассматривает детское развитие как процесс постепенной социализации ребенка, подчиняющийся закону перехода от принципа удовольствия к принципуреальности.
Новорожденный, по ее мнению, знает лишь один закон, а именно -- принцип удовольствия, которому слепо подчинены все егопроявления. Однако, для осуществления таких телесных потребностей ребенка, как голод, сон, температурная регуляция, младенец полностью предоставленухаживающему за ним взрослому. И если поиск удовольствия -- "внутренний принцип" ребенка, то удовлетворение желаний зависит от внешнего мира.
Мать исполняет или отвергает желания ребенка и благодаря этой роли становится не только первым объектом любви, но также ипервым законодателем для ребенка. По мнению А.Фрейд, тот факт, что настроение матери оказывает на ребенка решающее влияние, принадлежит к самым раннимдостижениям психоанализа, то есть основополагающим выводам исследований взрослых пациентов. Наблюдения за детьми вновь подтверждают, что индивидуальныепристрастия и антипатии матери оказывают существенное влияние на развитие ребенка. "Быстрее всего развивается то, что больше всего нравится матери ичто ею оживленнее всего приветствуется; процесс развития замедляется там, где она остается равнодушной или скрывает свое одобрение",-- замечает А. Фрейд.
Несмотря на беспомощность, ребенку очень рано удается научиться проявлять определенные отношения к матери. Уже в этом раннемвозрасте можно различать детей послушных, "хороших", легко управляемых, и детей нетерпимых, своевольных, "тяжелых", которыебуйно протестуют против каждого требуемого от них ограничения.
Чем самостоятельнее становится ребенок в отношении еды, сна и т.д., считает А. Фрейд, тем более отходят на задний план телесныепотребности, уступая место новым инстинктивным желаниям. Ребенок стремится к их удовлетворению с тем же рвением, как прежде стремился к насыщению при чувствеголода. И снова он сталкивается с ограничениями, которые налагает на него внешний мир. Ребенок, естественно, стремится осуществить свои инстинктивные целибезотлагательно, не учитывая внешних обстоятельств, но это может стать опасным для его жизни, поэтому взрослый, хочет он того или нет, вынужден ограничиватьребенка. В результате этого несоответствия между внутренним и внешним, стремлением к удовольствию и учетом реальности все дети этого возраста, повыражению А. Фрейд, "запутаны" в постоянных сложностях внешнего мира и, естественно, непослушны, невежливы и упрямы.
По мнению А. Фрейд, шансы ребенка остаться психически здоровым во многом зависят от того, насколько его "Я"способно вынести лишения, то есть преодолеть неудовольствие. Для некоторых детей совершенно непереносима любая отсрочка или любое ограничениеудовлетворения желаний. Они отвечают реакциями гнева, ярости, нетерпения; ничто не может их удовлетворить, любые замещения отвергаются ими как недостаточные. Удругих детей те же самые ограничения не вызывают такого возмущения. Интересно, что подобные установки, возникая очень рано, сохраняются на долгие годы. А.Фрейд характеризует ребенка как незрелого до тех пор, пока инстинктивные желания и их осуществление разделены между ним и его окружением таким образом,что желания остаются на стороне ребенка, а решение об их удовлетворении или отказе -- на стороне внешнего мира. От этой моральной зависимости, которая длядетства вполне нормальна, начинается длинный и трудный путь развития к нормальному взрослому состоянию, когда зрелый человек, становясь "судьей всвоем деле", способен контролировать свои намерения, подвергать их рассудительному анализу и самостоятельно решать, нужно ли то или иноепобуждение отклонить, отложить или превратить в действие. Такая моральная независимость -- результат многочисленных внутренних столкновений.
В раннем детстве принцип удовольствия господствует без внутреннего сопротивления. У более старших детей он все еще владеет такимисторонами психики,как бессозна-.ельная и, отчасти, сознательная жизнь фантазий, сновидений и др. Тот, кто находится под властью принципаудовольствия, руководствуется в своих действиях исключительно своим стремлением к удовлетворению желаний. Лишь принцип реальности создает, по словам А. Фрейд,пространство для отсрочки, задержки и учета социального окружения и его требований. На этом основании можно предположить, что принцип удовольствия идесоциальное, или асоциальное поведение сплетены так же тесно, как принцип реальности и состоявшаяся социализация. Но все это не так просто, как кажетсяна первый взгляд.
А. Айхорн первым заметил, что беспризорные дети и юные преступники могут достичь высокой степени развития принципа реальности, неиспользуя его для социализации. Переход от принципа удовольствия к принципу реальности -- лишь предварительное условие социализации индивида. Продвижение кпринципу реальности само по себе еще не дает никакой уверенности, что индивид будет следовать социальным требованиям.
По мнению А. Фрейд, почти все нормальные элементы детской жизни, особенно такие, как жадность, корысть, ревность, пожеланиесмерти -- толкают ребенка в направлении десоциальности. Социализация -- это защита от них. Некоторые инстинктивные желания вытесняются из сознания, другиепереходят в свою противоположность (реакционные образования), направляются на другие цели (сублимация), сдвигаются с собственной персоны на другую (проекция)и т.д. С точки зрения А. Фрейд, между процессами развития и защитными процессами нет никакого внутреннего противоречия. Действительные противоречиялежат глубже -- они между желаниями индивида и его положением в обществе, поэтому невозможно гладкое протекание процесса социализации. Организациязащитного процесса -- это важная и необходимая составная часть развития "Я".
Продвижение ребенка от принципа удовольствия к принципу реальности не может наступить раньше, чем различные функции"Я" достигнутопределенных ступеней развития. Только после того, как начнет функционировать память, действия ребенка смогут осуществляться на основеопыта и предвидения. Без контроля реальности не существует различия между внутренним и внешним, фантазией и реальностью. Только приобретение речи делаетребенка членом человеческого общества. Логика, разумное мышление способствуют пониманию взаимосвязи причины и следствия, а приспособление к требованиямокружающего мира перестает быть простым подчинением -- оно становится осознанным и адекватным.
Становление принципа реальности, с одной стороны, и мыслительных процессов, с другой, открывает путь для новых механизмовсоциализации -- таких, как подражание, идентификация, интроекция, способствующих образованию инстанции "Сверх-Я". Формированиеэффективного "Сверх-Я" означает для ребенка решающий прогресс в социализации. Ребенок теперь способен не только подчиняться моральнымтребованиям своего социального окружения, но и "сам принимает в них участие и может чувствовать себя их представителем". Однако, эта внутренняяинстанция еще очень слаба и долгие годы нуждается в поддержке и опоре со стороны авторитетного лица (родители, учитель) и может легко разрушиться иззасильных переживаний и разочарования в нем.
Подражание, идентификация, интроекция -- необходимые предварительные условия для последующего вступления в социальное сообществовзрослых. Далее должны быть сделаны новые шаги "наружу": из семьи в школу, из школы в общественную жизнь. И каждый из этих шагов сопровождаетсяотказом от личных преимуществ, от "индивидуально-внимательного" отношения к себе. Так, внутри школьного класса существует одинаковый порядокдля всех учеников, хотя они как личности отличаются друг от друга. В общественной жизни все люди равны перед законом. "Законы жестки ибезличны, и их нарушение приводит к легальным санкциям, независимо от того, какие жертвы для индивида означает их применение, облегчает или осложняет этужертву его характер и интеллектуальный уровень",-- подчеркивает А. Фрейд. Однако, от нормального человека не требуется, чтобы он знал все общественныепредписания, принимал их и делал своими собственными; За исключением основополагающих правил морали от него ожидается, чтобы он признавалнеобходимость права и закона и в принципе был готов подчиняться им. В сравнении с нормой уголовный преступник похож на ребенка, который игнорирует авторитетродителей. Встречаются и такие люди, чьи моральные требования к себе самому строже и выше, чем от них ожидает окружающий мир. Их идеалы исходят изидентификации не с реальными родителями, а с идеализированным образом родителя. Как замечает А. Фрейд, такие люди ведут себя самоуверенно и моральнопревосходят своих ближних.
По глубокому убеждению А. Фрейд, о котором она неоднократно заявляет, негармоничное личностное развитие основывается на многихпричинах. Это и неравномерный прогресс по линиям развития, и неравномерно длящиеся регрессии, и особенности обособления внутренних инстанций друг отдруга, и формирование связей между ними, и многое другое. "При этих обстоятельствах не удивительно, что индивидуальные различия между людьми стольвелики, отклонения от прямой линии развития заходят так далеко и определения строгой нормы так неудовлетворительны. Постоянные взаимовлияния прогресса ирегресса приносят с собой бесчисленные вариации в рамках нормального развития",-- подчеркивала А. Фрейд.
Однажды на вопрос о том, что нормальный человек должен уметь делать хорошо, 3. Фрейд ответил: "Любить и трудиться".Позднее, как бы полемизируя с отцом, А. Фрейд пыталась ответить на вопрос о том, какое детское достижение заслуживает названия жизненно важного. Онаписала: "Игры, учение, свободная деятельность фантазии, тепло объектных отношений -- все являются важными дляребенка. Однако по значению их нельзясравнить с такими фундаментальными понятиями, как "способность любить" и "трудиться". Я возвращаюсь к более ранней гипотезе(1945) , когда я утверждаю, что только одна способность в детской жизни заслуживает этого положения, а именно способность нормально развиваться,проходить предписанные по плану ступени, формировать все стороны личности и выполнять соответствующим образом требования внешнего мира".

Литература

Учебник. Обуховой Л. Ф., доктор психологических наук "Детская (возрастная) психология"