Исследование роли руководителя в повышении качества результатов деятельности ОУ

ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ РУКОВОДИТЕЛЯ В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОУ.


2.1. Организация исследования.
В любой сфере деятельности стремятся достичь максимально возможного качества этой деятельности. Естественно, что это наблюдается и в сфере образования, когда происходит переход от единообразной системы образования к разнообразной. Эта потребность определяется запросами общества и потребностями экономики в высоком уровне подготовленности молодежи.
Ориентация на высокие конечные результаты деятельности ОУ предъявляет новые требования к качественному уровню управления.
Руководитель должен уметь устанавливать цели ОУ и свои собственные, предвидеть миссию школы, разрабатывать планы, принимать управленческие решения, мотивировать коллектив на их реализацию, осуществлять руководство педагогическим коллективом; обладать способностью осуществлять мониторинг деятельности.
Повышение «качества образования» во многом зависит от того, насколько руководитель ОУ осознает необходимость обновления образования, улавливает специфику ситуации и своевременно вносит коррективы в управленческую деятельность.
Ориентация на качественное образование побуждают руководителей принимать нестандартные управленческие решения, по иному строить отношения с участниками образовательного процесса.
Задачи практической части дипломной работы были следующие:
- провести исследование по данной проблеме на базе ПУ-18 и ПУ-33 города Тюмени;
- выявить роль руководителя в повышении качества образовательного процесса;
- разработать рекомендации руководителям ОУ.
При исследовании были использованы следующие методы:
- анкетирование;
- анализ внутришкольных документов;
- интервьюрование;
- экспертная оценка.
В качестве объектов были выбраны учащиеся ПУ-18, в количестве 41 человек (из них 20 учащихся первого курса, 21 учащийся – второго курса) и учащиеся ПУ-33, в количестве 48 человек (из них 25 учащихся первого курса и 23 учащихся второго курса).

2.2. Планирование исследования.
Первый блок характеристик описывает факторы эффективности образовательных учреждений. Руководителям ПУ-18 и ПУ-33 были предложены нижеперечисленные факторы, каждый из которых предлагалось оценить (+). Если присутствует в работе ОУ; (-), если отсутствует.


ПУ-18 ПУ-33
1 Изучение социального заказа
2 Доступная система приема
3 Большой прием учащихся
4 Методы обучения, соответствующие запросам обучаемых
5 Дополнительные образовательные услуги
6 Дифференцированная и индивидуализированная работа с учащимися
7 Эффективная взаимосвязь с родителями и учащимися
8 Четкая организационная структура
9 Творческая управленческая команда
10 Делегирование полномочий
11 Текучка кадров
12 Высокий уровень подготовки педагогов как предметников
13 Постоянное повышение квалификации педагогов
14 Стремление педагогов к творческой, инновационной деятельности
15 Обобщение и распространение передового педагогического опыта
16 Педагоги с большим стажем, квалификационным разрядом
17 Наличие собственных авторских методик
18 Разработка программ развития ОУ
19 Высокие результаты экзаменов
20 Осуществление мониторинга и оценки деятельности
21 Психолого-педагогическая диагностика учащихся
22 Благоприятный морально-психологический климат в коллективе
23 Престиж ОУ
24 Внедрение новых педагогических технологий


То, мы видим, что все эти факторы в разной степени присутствуют в работе руководителя, но их необходимо учитывать для перевода образовательного учреждения из режима функционирования, в режим развития, тем самым, обеспечивая качество образования.
К важнейшим показателям, характеризующим качество образования, мы отнесли уровень успеваемости учащихся. Мы взяли средний оценочный балл за I полугодие.


Средний оценочный балл
Рус.яз. Литер Алгебра Геом. Истор. Физ. Хим. Ин.яз. Информ.
ПУ-18 1 курс
ПУ-33
1 курс

Средний оценочный балл
Рус.яз. Литер Алгебра Геом. Истор. Физ. Хим. Ин.яз. Информ.
ПУ-18 1 курс
ПУ-33
1 курс


Из данных графиков видно, что уровень успеваемости учащихся в разных образовательных учреждениях, и на разных курсах, различен. Причину можно искать в качестве преподавания предметов, в уровне овладения учащимися знаний по предмету, организации учебного процесса и многих других факторах.
Следующим этапом нашего исследования стал анкетный опрос среди учащихся, классных руководителей и родителей, с целью выявить степень осведомленности между участниками образовательного процесса.
Анкеты заполнили учащиеся (в количестве 41 человек), 2 классных руководителя и 39 родителей ПУ-18. И, учащиеся ( в количестве 48 человек), 2 классных руководителя и 43 родителя – ПУ-33.
Анкеты, заполненные учащимися, дали нам представление о личностных потребностях, запросах в области образования; самооценки; взаимоотношений в семье и т.п.
Анкеты, заполненные родителями, дали нам представление о социальном положении семьи, степени осведомленности учебной жизни ребенка, запросы в области образования и т.п.
Анкеты, заполненные классными руководителями, дали нам представление о личностных потребностях и возможностях учащихся, степени осведомленности семейного положения и степени влияния родителей на образовательный процесс.

Мы получили следующие результаты по ПУ-18:

Степень осведомленности Учащиеся Родители Классные руководители


По ПУ-33:

Степень осведомленности Учащиеся Родители Классные руководители


Данные исследования показали, что степень осведомленности между участниками образовательного процесса в ПУ-33 – высокая. То есть, родители принимают активное участие в школьной жизни детей, адекватно оценивают личностные качества и возможности детей. классные руководители информированы о семейной ситуации, активно сотрудничают с родителями.
Результаты по ПУ-18 менее утешительные и заставляют руководство образовательным учреждением задуматься над степенью информированности между участниками образовательного процесса.
Все сказанное в этой части главы было посвящено результатам деятельности ОУ. Немаловажную роль играет личность руководителя: его личностные качества и стиль руководства.
Психологи подразделяют всех руководителей по трем уровням:
1. Руководители первичного уровня: такие руководители обладают преимущественно сложившимися знаниями и навыками по специальности, т.е. четкое знание своих функций, обязаностей и полномочий.
2. Руководители среднего уровня проявляют гармоничное сочетание профессиональных и социально-коммуникативных качеств;
3. Руководитель верхнего уровня должен обладать преимущественно коммуникативно-концептуальными навыками.
Именно руководитель верхнего уровня должен возглавлять ОУ, т.е. человек, способный грамотно разработать концепцию развития школы, обладдающий высокими коммуникативными навыками.
В настоящее время в связи с повышением уровня требовательности к качеству образования, требования к руководителям возросли. Свойства личности, которыми, как нам кажется, должны обладать руководители, условно можно разделить на три группы.

Наименование группы Свойства личности Значение в работе
1. Интеллектуально-личностные свойства

Понятийное мышление, умение обобщать, различать, классифицировать. Склонность к продуманному риску.

Умение сформулировать проблему, вопросы, выделить главное умение и опыт прогнозирования событий, динамики


2. Эмоционально-волевые свойства

Позитивный настрой к окружающим, контактность и гибкость.

Способность привлекать к себе людей. Умение устанавливать, поддерживать и регулировать социальные контакты.


3. Социально- групповые качества

Достижение поставленных задач, мировоззренческая убежденность, ответственность

Умение распорядиться властью и ответственностью, авторская концепция управления, решения проблем.


В процессе данного исследования руководителям ОУ была предоставлена методика, позволяющая проанализировать свои возможности и личные ограничения в управленческой деятельности. Были получены следующие результаты (по десятибалльной системе) руководителя ПУ-18.
Сильные стороны управленца:
1. Умение обучать (10 баллов): способность и желание помогать другим развивать и расширять свои возможности.
2. Умение влиять на окружающих, понимание особенностей управленческой деятельности (9) баллов: способность обеспечивать участие и помощь со стороны окружающих или влиять на их решение; понимание мотивации работников, современные представления о роли руководителя.
3. Четкие ценности, умение наладить групповую работу (8 баллов): способность содействовать развитию и повышению эффективности коллектива, понимание своих личных ценностей, соответствующие условиям современной деловой жизни.
Личные ограничения:
1. Творческий подход (3 балла): отсутствие способности генерировать достаточно новые идеи и неумение их использовать.
2. Способность управлять собой (5 баллов): неспособность в полной мере использовать свое время, энергию, умения.
3. Способность руководить (6 баллов): не совсем развиты способности добиваться результата от работы подчиненных.
Это субъективный взгляд руководителя на свою деятельность, но тем не менее, он говорит о многом. У этого руководителя развиты очень важные качества для управления ОУ. Однако, недостаток творческого начала мешает достижению намеченных целей. Хотя причиной этому может быть и недостаток финансирования и скудная материальная база для внедрения новых идей в образовательный процесс.
На наш взгляд более важна экспертная оценка, сделанная педагогическим коллективом. В исследовании принимало участие 13 педагогов. 92% опрошенных считают, что руководитель требователен к людям, 85% отмечают трудолюбие, 62% считают, что руководитель пропагандирует и внедряет достижения педагогической работы и передового опыта, 46% считают, что руководитель не обладает выдержанностью. Сравнительные результаты можно представить в следующей таблице:

Способности Субъективное мнение Объективное мнение
Умение влиять на окружающих,
понимание особенностей
управленческой деятельности Развито Развито
Творческий подход, пропаганда
и внедрение достижений
педагогической работы и
передового опыта Не развит развит
Способность управлять собой Не развита Не развита
Умение обучать Развит Развито


Как видно, мнение совпадают, за исключением: учителя считают, что творческий потенциал в руководителе заложен, более того, такой подход им пропагандируется. Возможно такое противоречие возникает из-за разной степени вовлеченности в образовательный процесс.
Сейчас рассмотрим результаты исследования, сделанные руководителем ПУ-33.
Сильные стороны управления:
1. Умение влиять на окружающих, понимание особенностей управленческой деятельности (10 баллов);
2. Умение обучать (9 баллов);
3. Творческий подход (8 баллов);
Личностные ограничения:
1. Способность управлять собой (6 баллов);
2. Способность руководить (5 баллов): не совсем развиты способности добиваться результата о работы подчиненных;
3. Умение наладить групповую работу (4 балла): не способность в формировании эффективно работающей «команды».
У этого руководителя развиты очень важные качества для управления ОУ. Однако, неспособность сформировать эффективно работающий коллектив мешает достижению целей исследования.
В ходе экспертной оценки принимали участие 13 педагогов: 92% опрошенных считают, что директор требователен к людям, 77% отмечают трудолюбие, 92% отмечают, что директор обладает способностью руководить; 54% считают, что директору не хватает умения наладить групповую работу. Сравнительные результаты можно представить в следующей таблице:

Способности Субъективное мнение Объективное мнение
Умение влиять на окружающих,
понимание особенностей
управленческой деятельности Развито Развито
Способность руководить Не развито развито
Умение наладить групповую работу Не развито Не развито
Умение обучать Развито Развито


Как видно, субъективное мнение руководителя совпадает с экспертной оценкой, сделанной педагогическим коллективом, за исключением: учителя считают, что директор обладает способностью руководить, более того, отмечают эффективность руководства. Возможно такое противоречие возникает из-за неумения наладить групповую работу.