Консультирование родителей по поводу проблем их детей
Введение
Консультирование родителей. Особенности подхода
Возрастные кризисы в период раннего и дошкольного детства
Консультирование
Проблемы учебного характера
Психологические причины отставания в учении
Консультирование и рекомендации по организации учебного процесса
Неврозы детей
Причины, следствия
Консультирование
Список использованной литературы
Введение
Психологическое консультирование родителей применяется при широком спектре возникающих проблем с их детьми: проблем учебного характера, поведенческого характера, эмоциональных проблем, возрастных кризисов, невротических синдромов и так далее.
Многие психологические проблемы детского возраста со временем полностью проходят, но при отсутствии должного содействия могут длиться несколько лет, причиняя ребенку значительные страдания и вызывая отклонения в развитии. В таких случаях целью консультирования обычно является создание условий для возможно более быстрого выздоровления, а в некоторых случаях – устранение проблемы, которая сама по себе не может исчезнуть.
Внимательная оценка природы психологических трудностей ребенка является важнейшим моментом. Психолог-консультант должен выявить действительный психологический механизм, лежащий в основе детских проблем, а не пытаться строить некий гипотетический механизм на основе одних только теоретических предположений или сообщения родителей. Психолог-консультант прислушивается к ребенку и предоставляет ему необходимую возможность для выражения собственных чувств и убеждений. Консультант дает ребенку возможность понять, что он его понимает и хочет ему помочь.
Консультирование родителей. Особенности подхода
Консультирование родителей по поводу проблем их детей всё шире используется в практике работы. Во многих случаях природа отклоняющегося поведения детей связана с семейной ситуацией. Поэтому я хочу в своём реферате акцентировать следующий момент. При консультировании всей семьи, при одновременном участии её в работе в центре внимания находится семейное взаимодействие, а не личная проблема ребенка. Конечно, разнообразные психологические проблемы в детском возрасте далеко не всегда происходят из-за внутрисемейных проблем.
Для того, чтобы облегчить общение и взаимопонимание в процессе консультирования, целесообразно реагировать на конкретные условия или обстоятельства, на чувства или выражаемые отношения, отражающиеся в рассказах о ситуациях или событиях.
Невербальное поведение родителей может дать ключ к пониманию их поведения и взаимоотношений с ребёнком в целом – то есть полезную информацию для процесса консультирования.
Психолог-консультант обращает особое внимание на те факторы семейной жизни, которые могли повлиять на возникновение проблем у ребёнка – нарушения коммуникации и взаимодействии внутри семьи (затруднения взаимопонимания между её членами, трудности в принятии общего решения, невозможность заставить других прислушиваться к себе и т.п.), нарушенные эмоциональные связи и т.д.
В таком случае, можно воспользоваться основными принципами взаимодействия родителей и детей, которые предлагают Р.Т. и Д. Байярд и которые лежат в основе специальных занятий-тренингов с родителями:
“Разлад и кризис к отношениях между вами и вашим ребенком представляет собой благоприятную возможность для вашего изменения и развития.
Вы и ваш ребенок – равноправные люди обладающие равными человеческими правами.
Ваш ребенок – компетентный н достойный человек.
Вы также компетентны, и нет такой ситуации, в которой вы были бы беспомощны, всегда существует что, что вы можете сделать, чтобы помочь себе.
Ваша задача состоит в том, чтобы осуществить, выразить ваше внутреннее Я и заботиться о нем.
Вы несете ответственность за то, что вы делаете.
Ваш ребенок несет ответственность за то, что делает он или она.
Если вы продвинулись до этого уровня, то теперь ваша задача сводится к тому, чтобы поддерживать эти установки. По существу они воплощаются в двух принципах:
1. Воспринимайте вашего ребенка как компетентного достойного человека.
2. Верьте в то, что он или она обладает необходимыми способностями, заслуживает доверия и отвечает за свои действия.
Передавайте это убеждение ему или ей при помощи:
1. Прямых обращений: “Я доверяю тебе самому принимать верные решения”.
2. Выслушивания с уважением, т. е. одновременно предполагая, что он или она может решить свои собственные проблемы.
3. Переживания радости и удовольствия от принятия решений ребенком.
Непосредственно ощущайте приемлемость и естественность отстаивания справедливого обращения с согласиться с этими принципами легко; научиться же жить в соответствии с ними во всех тех разнообразных ситуациях, которые преподносит вам жизнь, – трудно".
Исходной точкой консультирования должен являться настоящий момент. Это позволяет выделить и сразу обсудить нереалистичные ожидания родителя, выражающиеся, например, в запросах типа: “Хотим, чтобы наш ребёнок всегда слушался” и т.п. Предъявление таких нереалистичных ожиданий часто скрывает за собой бессознательный страх перед неспособностью справиться либо с собственными эмоциями при неизбежных разногласиях.
Говоря о нереалистичных ожиданиях родителей, нужно выделить типы неадекватных запросов к консультанту. Такие запросы содержат в себе предельное обобщение, установку на избегание проблемы вместо решения, невротическое стремление к идеализированному совершенству (перфекционизм), а также манипулятивные запросы об управлении чьим-то поведением.
Обязательно следует задать вопрос: “Когда перед Вашим ребёнком впервые возникла данная проблема?” Если родитель говорит, что она “была всегда”, то возможно, что впрошлом она не рассматривалась как препятствие, а некие существенные изменения в жизни повлекли её переоценку. Другой типичный вопрос, помогающий организовать ситуацию консультирования – “Каким вы видите результат от нашей совместной работы?”
В ходе сбора информации у консультанта в какой-то момент появляется общая гипотеза, включающая в себя представление о причине возникших проблем, которые могут быть скрыты от сознания родителя (и ребёнка), а также о возможных путях выхода из сложившейся ситуации.
Возрастные кризисы в период раннего и дошкольного детства
Кризис трёх лет. Первый симптом, которым характеризуется наступление кризиса, это возникновение таких проявлений в поведении ребенка, когда он не хочет чего-нибудь сделать только потому, что это предложил кто-то из взрослых, т. е. это реакция на само предложение взрослых. Стремление противоречить, стремление сделать наоборот по сравнению с тем, что ему говорят, есть негативизм в собственном смысле слова. Также характерны следующие симптомы: упрямство, своеволие. В поведении ребенка всё начинает носить в ряде отдельных проявлений протестующий характер, чего раньше не могло быть.
В семье с единственным ребенком встречается стремление к деспотизму. Ребенок старается вернуть то состояние, которое было в раннем детстве, когда фактически исполнялись все его желания, и стать господином положения. В семье же с несколькими детьми этот симптом выражается как симптом ревностипо отношению к младшим или старшим детям.
Кризис семи лет. Давно замечено, что ребенок при переходе от дошкольного к школьному возрасту очень резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении, чем прежде. Ребёнка 7 лет отличает прежде всего утрата детской непосредственности. Когда дошкольник вступает в кризис, он вдруг утрачивает наивность и непосредственность; в поведении, в отношениях с окружающими он становится не таким понятным во всех проявлениях, каким был до этого. В поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное. Утеря непосредственности означает привнесение в наши поступки интеллектуального момента, что является прямой противоположностью наивному и непосредственному действию, свойственному ребенку. В 7-летнем возрасте у ребёнка возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях.
Консультирование
Кризисы 1-го года, 3-х и 7-ми лет имеют очень важное значение для дальнейшего развития ребёнка. Поэтому очень важно, чтобы взрослые с пониманием и терпением относились к ребёнку в это время.
Психолог-консультант может рекомендовать родителям избегать крайностей в общении с ребёнком (“всё позволять” или “всё запрещать”). Он проводит действия по согласованию стиля поведения со всеми членами семьи. Родители не должны оставлять без внимания то, что происходит с ребёнком, но при этом им надо постараться объяснить ему, что у них и других родственников есть и другие дела, помимо заботы о нём. Здесь важно объяснить ребёнку, что в решении некоторых проблем он сам может помочь. Важно давать ребёнку выполнять самостоятельно задания, чтобы он почувствовал свою автономность. Нужно поощрять его инициативу, побуждать к ней. При этом ребёнок должен всегда чувствовать поддержку и одобрение значимого для него взрослого, должен быть установлен эмоциональный контакт.
Родителям нужно объяснить, что запреты и повышение голоса – весьма неэффективные средства воспитания. Консультант может предложить методы, как обходиться без них.
Когда ребёнок станет постарше, важно расширять круг знакомств ребёнка, чаще давать ему поручения, связанные с общением со сверстниками и другими взрослыми. При этом следует укреплять уверенность ребёнка в своих силах. Но надо помнить, что ребёнок в своём поведении и поступках подражает взрослым, и постараться подавать ему хороший личный пример.
Проблемы учебного характера. Психологические причины отставания в учёбе
Какие выделяются психологические причины вызывают отставание в учении? Важное значение имеет влияние семьи. Отмечаются такие частые причины неуспеваемости и отсева, как разлад в семье или её распад, грубость в отношениях, алкоголизм, антиобщественное поведение родителей, равнодушие родителей к детям и к их образованию ошибки в воспитании, неумелая помощь детям.
От того, что родители не вникают в содержание деятельности детей, они не могут, естественно, судить о ее качестве (видят только количество – много или мало сидит ребенок зауроками, хорошие или плохие отметки получает), поэтому они часто мешают воспитанию у детей адекватной самооценки. Заниженную оценку создают те родители, которые, желая в душе, чтобы их дети были самыми лучшими, самыми способными, и, видя отдельные неудачи детей, попрекают их:
“Ну вот, опять ты хуже всех, опять не сумел на “пятерку” написать работу",
“Ничего из тебя не выйдет, тупой ты у меня, не то, что другие дети” и т. п.
Другие, поддерживая завышенную самооценку сына или дочери, всегда готовы согласиться с тем, что в школе его/её не оценили по достоинству. Не разобрав сути дела, такие родители приходят в школу, чтобы предъявить претензии учителям.
Консультирование и рекомендации по организации учебного процесса
Психологическая готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование. Многое могут сделать для ребенка в этом отношении родители – первые и самые важные его воспитатели. Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями познавать. В нем заложен инстинкт познания и исследования мира. Психологически важно помочь ребёнку развить и реализовать свои возможности. Консультант разъясняет родителям, что не нужно здесь жалеть затраченного времени, т.к. оно многократно окупится, ибо целью работы является развитие познавательной самостоятельности их ребёнка.
Чтобы усилия родителей стали более эффективными, психолог-консультант может предложить им воспользоваться следующими советами:
1. Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Интерес – лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.
2. Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант.
3. Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса.
4. Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.
5. В занятиях с ребенком нужна мера. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время. Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.
6. Дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия. Поэтому, при проведении занятий лучше выбирать игровую форму.
7. Развивайте в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма; научите ребенка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: все это ему в школе.
8. Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.
Большинство родителей, у которых ребёнок приступил к школьному обучению, задаются вопросами об отношении к отметкам, о помощи в решении учебных заданий, о мнении педагога об их ребёнке и т.д. И некоторые родители нервно воспринимают оценки своих детей, как будто оценку ставят им. Виной тому подсознательное отношение к оценке ребёнка как к оценке их родительской успешности. Источником страхов родителей перед школой выступает и их собственный не всегда успешный школьный опыт.
Для родителей школа выступает как новая форма власти над их ребёнком, который является своеобразной частью самих родителей, причём незащищённой. Иногда родительские страхи перед школой, вынесенные из собственного детства, выливаются в жестокое и агрессивное отношение к детям. Часто родитель, взрослый человек, испытывая страх перед принижением своей роли, делает ребёнка ответственным за свою самооценку.
Речь об этих “родительских” проблемах в моём реферате заходит постольку, поскольку они напрямую способны повлиять на способность и интерес ребёнка к познанию, на мотивацию учебной деятельности, то есть могут возникнуть проблемы учебного характера.
При возникновении проблем подобного характера психолог-консультант может порекомендовать родителям, чей ребёнок находится ещё в начале школьного обучения, самим определиться в отношении собственных страхов перед школой. Например, если родитель испытывает страх или неловкость перед родительским собранием, то пусть попробует представить, что во время собрания его ребёнок сидит рядом с ним, видя и слыша то, что говорит классный руководитель. Присутствие его образа поддержит родителя в качестве его защитника и позволит в большей степени ощущать себя родителем, нежели функционером в этом разыгрывании социальных ролей.
Консультант должен довести до сведения родителей мысль, что задача на данном этапе состоит в обеспечении ребёнку атмосферы безопасного познания, вне зависимости от складывающихся отношений с учителями и табелем успеваемости. Психолог может направить их поведение на то, чтобы подчеркнуть независимость чувств к ребёнку и отношения взрослого к самому себе от тех оценок, что ребёнок приносит из школы в дневнике.
Психолог должен отслеживать, проводя анализ речи родителей, подобные псевдо-воспитательные формулировки:
“Мы с мамой будем тебя сильнее любить, если ты станешь отличником” и т.п.
Это ни что иное, как обычный шантаж. Наличие выражений в речи типа:
“А ты если бы любил нас с папой, то не учился на сплошные тройки с двойками”
–признак неадекватных описательных когниций, как сказал бы консультант, работающий в направлении когнитивно-рациональной терапии. Родитель соотносит школьную успеваемость своего ребёнка с отношением к себе. Такое воспитание задействует не познавательную сферу ребёнка, а эмоциональную, зарождая в нём иррациональный страх к школе как к учреждению, из-за которого он может лишиться доли родительской любви или своим поведением показать, будто не любит своих родителей в должной мере.
В итоге ребёнок научается скорее менять свои действия на чувства другого, а своими чувствами вызывать действия других. Консультант должен объяснить родителям, что если действия ребёнка не вознаграждаются ожидаемыми им чувствами взрослого, например, учителя в начальных классах, то у ребёнка может пропасть желание вообще что-то делать. И родители просто обязаны “додать” ребёнку свои чувства в его домашней учебной работе.
Консультант может разъяснить, как родители способны оказать своему ребёнку практическую педагогическую помощь по конкретным предметам, вызывающим у него трудности. Методика описана в литературе. Приведу её основные моменты здесь:
Материалом для индивидуальной помощи является домашнее задание. Это задание будет проверяться в школе и результат этого отразится на успеваемости, что поддерживает мотивацию ребёнка. Консультант объясняет родителям, что для ребёнка важно осознание того факта, что родители показывают ему, что они рады наличию у него познавательной активности, продолжая его любить независимо от его текущей школьной успеваемости.
В начальной школе рекомендуется ограничить время как на приготовление уроков, так и на время совместной работы (с родителем, педагогом или психологом). Взрослый договаривается с ребёнком,что они будут совместно работать с полной отдачей в течение 1,5 часов (например). Если они не успеют проработать все письменные задания, то оставшиеся взрослый выполняет сам, а ребёнок переписывает их в тетрадь. Смысл заключается в том, что объём задания, выполняемого за эти полтора часа, постоянно возрастает, а объём переписывания неуклонно снижается.
Психолог-консультант объясняет родителю, что тот в ходе индивидуальной помощи должен научиться исключать из своей речи оценочные высказывания типа “ну ты совсем глупый” или “я не понимаю, что здесь тебе может быть неясно” и т.д., которые лишь приводят к познавательной пассивности. При этом индивидуальная работа совершается в темпе, естественном и комфортном для ребёнка.
Неврозы детей
Причины и следствия
Вопрос о детских неврозах является актуальным. С каждым годом возрастает количество детей, которым поставлен диагноз какого-либо нервного заболевания. Если учесть, что невроз появляется ещё раньше, чем в школьном возрасте, и к школьному возрасту часть детей приходят с устойчивыми нервными нарушениями, то можно сделать печальные выводы. Опасность этого заболевания кроется в равнодушном или несоответствующем (лёгком) отношении.
По мнению А.И. Захарова, существуют несколько видов детских неврозов:
1. Невроз страха. Страхи мотивированы, как правило, боязнью, что может что-то произойти. Источником подобных страхов часто бывает мать, тревожная по характеру, боявшаяся этого в детстве. А.И. Захаров видит причину передачи материнских страхов в ролевой идентификации.
2. Неврастения. Перенапряжение возможностей ребенка, который оказывается не в силах соответствовать завышенным требованиям окружающих и заранее считает себя не способным справиться с любыми предстоящими трудностями. Чаще всего это происходит от неспособности родителей принять ребенка таким, каков он есть на самом деле; эти противоречия приводят ребенка к нервному перенапряжению, неврастении. Другой причиной подобного невроза может быть переключение внимания родителей на другого ребенка, появившегося в семье, неспособность самих родителей равномерно распределять внимание между всеми детьми в семье.
3. Истерический невроз. Его внешние проявления в чрезмерной капризности ребёнка, истериках. Причины возникновения такого поведения Захаров видит в непоследовательности в воспитании родителей и ближайшего окружения – бабушек и дедушек. Родители до определенного момента потакали возрастающим требованиям чада, но потом ввели ограничения, поступив непоследовательно – ведь ребенок не понимает смену логики родителей. Иной причиной истерического невроза Захаров называет полное отсутствие эмоционального внимания к ребёнку.
4. Невроз навязчивых состояний. По Захарову, характерен скорее для более старшего школьного возраста. Корни этого невроза – в нарушении семейных отношений: повышенная требовательность или принципиальность родителей, вопреки здравому смыслу. Родители требуют беспрекословного подчинения от ребенка, воспитание напоминает муштру. У детей в таких семьях возникает мнительность, боязнь нарушить требования родителей.
А.И. Захаров в своей работе указывает на возможную причину детских неврозов –несовершенство семейных отношений. Часто детские неврозы получают в виде наследства от своих собственных родителей, которые воспринимают собственного ребенка как шанс для воплощения собственных амбиций и нереализованных возможностей. Или же избыток неоправданного внимания родителей может породить в ребенке неуверенность в собственных силах, различные комплексы, так же может привести к возникновению невроза.
Консультирование
Психолог-консультант внушает родителям мысль, что никто от них не требует совершенства, все имеют право на ошибки, но многих из них можно было бы избежать, если для начала решить свои личностные проблемы и проблемы семейных взаимоотношений. Сложности семейных отношений не должны служить поводом для оправдания собственной невнимательности к своим же детям. Ясное понимание такого решения в будущем благотворно способствует психическому здоровью ребенка в семье.
Он подводит родителей к постепенному осознанию того, что полное осознание свей ответственности как родителя и воспитателя многим родителям помогло решить проблемы своей семьи и растить своих детей здоровыми в психологическом смысле слова. Дети, чувствуя в родителях прежде всего любовь, находя опору и понимание, гораздо легче проходят кризисные моменты своей жизни.
По-моему, консультант ещё должен отследить следующий момент в работе с родителями: насколько адекватно их отношение к возрасту ребенка, и соответствующие ли его возрасту предъявляются требования.
Заключение
Нередко встрече с консультантом может предшествовать долгое напряжение внутри семьи по поводу возникших отклонений у ребёнка в его поведении (эмоциональной сфере, учёбе и т.д.). У родителей формируется своя концепция проблемы; возникают вопросы, требующие скорого ответа. Общей задачей работы консультанта является расширение осознания членов семьи так, чтобы сама проблема, скрывающие её от осознания психические защитные механизмы, а также возможное решение стали осознанной основой для самоизменения.
Психологи-консультанты различных направлений используют при консультировании родителей довольно отличающиеся подходы. Консультирование может применяться, например, в комплексе с различными педагогическими методами, с методами бихевиорального тренинга или методами воздействия на среду.
Список использованной литературы:
1. А.И. Луньков. Как помочь ребёнку в учёбе в школе и дома. М, 1995.
2. В.К. Лосева, А.И. Луньков. Рассмотрим проблему… Диагностика переживаний детей и взрослых по их речи и рисункам. М, 1995.
3. В.К. Лосева, А.И. Луньков. Психосексуальное развитие ребёнка. М, 1995.
4. Р.Т. Байярд, Д. Байярд. Ваш беспокойный подросток. М, 1995.
5. А.И. Захаров. Неврозы у детей. СПб, 1996.
6. М. Раттер. Помощь трудным детям. М, 1987.
7. Ю.Е. Алешина. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М, 1993.
8. В.С. Мухина. Возрастная психология. М, 1998.
9. Л.А. Кулик, Н.И. Берестов. Семейное воспитание. М,1990.
10. А.А. Рояк. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. М, 1988.
11. Е.Е. Сапогова. Психологические особенности переходного периода в развитии детей 6-7 лет. М, 1986.