Культурологическая и сексуальная теория Фрейда

СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
1.ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ФРЕЙДА
1.1.ИНСТИНКТЫ. ВНУТРЕННЕЕ "ОНО"
1.2.КОНТРОЛЬ "Я"
1.3.СИСТЕМА "СВЕРХ-Я"
1.4."КОМПЛЕКС ЭДИПТА" И НАЧАЛО ТОТЕМИЗМА
1.5.ВНУТРЕННЯЯ ЗАМКНУТОСТЬ
2.КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ФРЕЙДА
2.1.РОЛЬ КУЛЬТУРЫ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
2.2.РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В КУЛЬТУРЕ
3.ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ФРЕЙДА
3.1.РЕЛИГИЯ КАК ОБЩЕСТВЕННЫЙ НЕВРОЗ
4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИМЕЧАНИЯ К ТЕКСТУ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- 2 -
МАТРОСОВ С.В.: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ И ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ФРЕЙДА
_ 31.ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ФРЕЙДА
Зигмунд Фрейд родился в 1856году.Онявляется
известным австрийским психиатром и психоаналитиком. От
простой психиатрии он,изучая неврозы больных, эволю-
ционировал к сложному психоанализу общества, культуры.
Итогом его научныхизысканийпослужилатеорияпси-
хосексуальногоразвития общества и индивида.В своем
мировоззренческом развитии Фрейд прошел оченьсложный
ипротиворечивыйпуть.Делая свои первые шаги в об-
ластипсихиатрии,онруководствовался постулатами
естественнонаучного материализма ХХ века,но как тво-
рец психоанализа ученый отошел от них в сторонуидеа-
листическо-иррационалистической "философии жизни" (Шо-
пенгауэр, Ницше и др.), под влиянием которой сложилось
представление об основополагающем значении для челове-
ческогоповедения"психическойэнергии", присущей
инстинктивно-физиологическимвлеченияминдивидов.В
психике человека Фрейд сначала выделял две относитель-
ноавтономные,нопостоянно взаимодействующие между
собой структуры бессознательного "оно" и сознательного
"Я",азатем добавил к ним "сверх Я" или "супер-эго"
(см. сноски на последней странице), которое внедряется
в"Я",но без специального анализа не осознается им.
По мнению Фрейда,причиной неврозаявляетсяособого
рода конфликт между "оно","Я" и "сверх Я".
В чем же заключается основной конфликт этихтрех
субстанций?Рассмотримкаждуюиз них в отдельности.
 11.1.ИНСТИНКТЫ. ВНУТРЕННЕЕ "ОНО"


- 3 -
Если считать,что человек - такое же детище при-
роды, как и остальные известные нам живые существа, то
он в определенной мере наделен теми же качествами, что
и они.Если считать,что животные не наделенытаким
разумом,какчеловек,то единственной точкой сопри-
косновения у них являются инстинкты.Какправило,у
человека выделяют два основных инстинкта: инстинкт са-
мосохранения иинстинктпродолжениярода,тоесть
размножения,которые, в свою очередь, складываются из
множестваинстинктивныхфакторов.Причемэти два
инстинктавзаимосвязаны.Кинстинкту самосохранения
относятся следующие подинстинкты: питание, рост, дыха-
ние,движения, то есть те необходимые жизненные функ-
ции,которые делают любой организм живым.Изначально
этифакторы были очень важны,но в связи с развитием
разума человека (Я) эти факторы какжизненнонеобходи-
мые утратили свое былое значение.Это произошло пото-
му,что у человека появились приспособления для добы-
ванияпищи,онстал использовать пищу не только для
того,чтобы утолить голод,но идляудовлетворения
свойственной только человеку алчности. Со временем пи-
ща стала доставаться ему все легче и легче,инаее
добычуонсталтратить все меньше и меньше времени.
Человексталстроитьдлясебяжилища и другие
приспособленяи по максимуму обезопасил себе жизнь.
Таким образом,инстинкт самосохраненияутратилсвою
значимость, и на первое место вышел инстинкт размноже-
ния,или, как называет его Фрейд, либидо. Такие чело-
веческие стремления, как агрессивность, желание выдви-


- 4 -
нуться,которые до этого относились кинстинктуса-
мосохранения,согласно второму закону диалектики, пе-
решли в другое качество,то есть они перешли к "либи-
до".Итак,в результате эволюции,основной движущей
силой в жизни человека стал инстинкт размножения.
 11.2.КОНТРОЛЬ "Я"
Согласно теории Фрейда,"оно" набрало свою изна-
чальную силу, но параллельно с этим развивалось и "я".
Человек отличается от своих меньших собратьев разумом.
В нашемслучаеразумомявляется"эго".Таккак
инстинкты, или "оно", служат всего лишь внутренним на-
полнителем,то можно сравнить "оно" с какой-либо жид-
костью,то есть в строго концентрированномсостоянии
"оно"находитьсяне может,потому что в этом случае
при сосредоточении одних инстинктов,человекизго-
мосапиенс превращается в гомовульгариус, то есть, поп-
росту говоря,в животное. Поэтому "я" или "эго" явля-
ются соответствующей оболочкой,сдерживающей инстинк-
ты.Именно на этом этапе возникают первыепротиворе-
чия.Так как все находится в развитии и покой относи-
телен,то,следовательно,"я" и "оно" изменяются во
времени,причем если "оно" уже определилось, то "я" в
ходе культурного развития продолжает расти. Если пред-
положить, что каждому предмету и явлению соответствует
свое время и свое место,то, следовательно, и челове-
ческой психике присуще свое место и время в общей при-
роде.Говоря проще,человеческую психику можно срав-
нитьс клеткой,где происходят соответствующие явле-
ния.Соответственно, оболочкой клетки является "я", а


- 5 -
внутреннимсодержанием "оно" ( в этом "оно" идут раз-
нообразные мелкие процессы ).Во времени клеткенадо
развиваться и,если внутреннее содержание уже сформи-
ровалось и претерпевает незначительныеизменения,то
наружнаяоболочкасразвитием культуры все растет и
утолщается.Наружу оболочка расти не может,таккак
там место занимают другие клетки (другие индивидуумы),
следовательно, оболочка растет внутрь, все более и бо-
лее сжимая внутреннее содержание "оно".Наконец, дав-
ление внутри становится столь велико,чтовнутреннее
содержание пытается разорвать наружную оболочку.Этот
внутренний конфликт и являетсяглавнымпротиворечием
между психосексуальным "оно" и контролирующем "я".Не
случайно с ростом иразвитиемкультурычеловечество
всечащеи чаще наблюдает в своей среде неврозы.Но
главная проблема в том,что человек не догадывается о
противоречии внутри себя.В ясном осознании "я" своих
запретных влечений,обеспечиваемом психоаналитической
дешифровкой смысла невротических симптомов,Фрейд ви-
делсредствовосстановленияпсихическогоздоровья.
Если говорить проще,то при помощи психоанализа обна-
руживается то место в психике,в которомнаблюдается
давление и образуется, так называемая, выпуклость. Об-
наружив это место и устранив в нем возникшеепротиво-
речие, человеку возвращается здоровая психика.
 11.3.СИСТЕМА "СВЕРХ-Я"
Теперь рассмотрим"супер-эго",или "сверх-Я".
"Сверх-Я"являетсянеотъемлемойчастью человеческой
психики.Так как человек живет вобществе,то оно


- 6 -
оказывает на него влияние. Вернемся к предложенным вы-
ше рассуждениям.Если человекпредставляетизсебя
систему(отдельную),то есть клетку,то клетка одна
существовать не может,она погибает (вычлените из ор-
ганизма отдельную клетку).Эти клетки образуют ткань,
та,в свою очередь,образует орган,апоследний-
систему органов,образующих большой, единый организм.
Так вот оболочки этих клетоксоединенымеждусобой.
Именно эта совокупность всех "Я" и образует "сверх-Я".
Можно сказать,что "сверх-Я" представляет собой сово-
купностьвсехобщественных отношений (контролирующих
поведение человека).
 11.4."КОМПЛЕКС ЭДИПТА" И НАЧАЛО ТОТЕМИЗМА
Теперь рассмотримвзаимодействие"Я","оно"и
"сверх-Я" на практике (на конкретном примере). Издавна
люди заметили,что инцест (кровосмешение) сказывается
на потомстве отрицательно.Для сохранения чистоты ге-
нотипаидальнейшей эволюции человечества инцест был
запрещен (религией,законодательством). Эту запретную
установку выдало "сверх-Я", или совокупность всех соз-
нательных параметров. "Я", подчиняясь этому закону об-
щества,сталоограничиватьинцестуозные побуждения.
Однако сексуальное влечение ребенка в раннемвозрасте
направлено на близких,а в большей степени,на мать,
так как она ближе всего к нему, то есть можно сказать,
чтовольно или невольно бессознательное "оно" создает
инцестуальные предпосылки, которые подавляются общест-
венной моралью. Вот тут-то и проявляется противоречие,
которое или со временем (с возрастом) разрешается, или


- 7 -
выливается в "Эдиптов комплекс".Так как на начальной
стадии ребенок видит отца своим соперником,то у него
появляется желание свергнуть тоталитарный режим своего
родителя или убить его.По обобщеннойтеорииФрейда
можно сказать,или, вернее, предположить, что в древ-
ности в определенной полигамной общине дети взбунтова-
лисьпротивнеограниченной власти отца и,сговорив-
шись,убилиегоисъели.Позже,постигнувсмысл
убийства,они испугались, что то же может произойти и
с ними. Тогда они разделили между собой сферы влияния,
икаждыйвсвоей новообразовавшейся семье установил
(обожествил) авторитарнуювластьмертвогоотца,то
есть сделал его символом тоталитаризма.Их дети обви-
няли в деспотии уже не их,асвоегомертвогодеда.
Позже символ отца в племенах заменили различные живот-
ные. Так возник тотемизм, одна из первых религий.
 11.5.ВНУТРЕННЯЯ ЗАМКНУТОСТЬ
Естественно, наоснованиивсеговышесказанного
можно сделать вывод о том,что мир движетсязасчет
противодействия "оно" и "Я" со "сверх-Я" (это действи-
тельно так),но тогда мы имеем все основанияутверж-
дать,что нет ни одного здорового человека, так как у
каждого индивида существуют противоречия, и дальнейшее
развитиекультуры приведет к социальному взрыву,ибо
внутреннее содержание, или "оно" прорвет наружную обо-
лочку.Это правильно,но дело в том,что в человеке
постоянно происходит разрядка внутрипсихическогофак-
тора.Этаразрядкаимеетдвапути.Первый из них
состоит в нормальном половом общении, которое дает вы-


- 8 -
ходинстинктам (но необходимо заметить,что общество
предопределило норму сексуального общения, и через эту
узкующельвыходитлишьнебольшоеколичество пси-
хосексуальной энергии).Второй фактор, который допол-
няет первый, является следующим: по второму закону ди-
алектики, невыраженная сексуальная энергия переходит в
другое качество,в частности в энергию социальную, то
есть человек делается социально активным. Если оба ка-
наладля выхода открыты,то индивид находится в нор-
мальном состоянии.Если не работает первый канал,то
всяэнергия переходит в социальную сферу.Если же не
работает первый канал,тоинстинкты,вытесненныев
бессознательное, могут привести к так называемому пси-
хическому взрыву или к неврозам,проявляемым всамых
различныхформах:отфонтомных болей до психических
расстройств,как то:мания преследования, паранойя и
др.Зачастую утраченный контроль за психикой приводит
к необратимым последствиям.Психоанализ помогает пре-
дотвратить их.
Естественно, мы описали упрощенную схему действия
психики.Организм человека,в частности его психика,
являются автономной,саморегулирующейсясистемойи,
пожалуй,главнымфактором искажения психики является
не конфликт между бессознательнымисознательным,а
воздействия "сверх-Я".






- 9 -
 _ 32.КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ФРЕЙДА
 12.1.РОЛЬ КУЛЬТУРЫ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
По своему замыслу и ближайшей цели фрейдизмори-
ентированнаизучение и излечение психики индивидов,
но он с самого начала заключал в себетенденциюобъ-
яснения общественного сознания в его настоящем и прош-
лом."Запреты",которые, как считал Фрейд, вытесняют
сексуальное влечение в сферу бессознательного и порож-
дают неврозы, были, в сущности, ни чем иным, как соци-
альными нормами нравственности и права,возникшими на
заре человеческой истории. Фрейд назвал их "культурны-
мизапретами"иполагал,что чрезвычайно важно вы-
яснить как,почему,при каких условиях они возникли,
утвердились,эволюционировали.Внимание ученого было
привлечено к проблемам формирования и сущности челове-
ческой культуры. Как писал сам Фрейд, он стремился су-
дить об общем развитии человечества посвоемуопыту,
приобретенному ... на пути изучения душевных процессов
отдельных лиц за все времяихразвитияотдетского
возрастадовзрослого.Переносяотдельные характе-
ристики с отдельногочеловеканавсечеловечество,
Фрейдпыталсятакимобразом понять процесс эволюции
общества.
Надо заметить, что Фрейд переносит на все челове-
чество психологические чертынепростоиндивида,а
невротика.На этом пути ученый выдвинул целый ряд ут-
верждений.По его мнению, во-первых, все люди в боль-
шей или меньшей степени являются невротиками.Во-вто-
рых,каждый ребенок в своеминдивидуальномразвитии


- 10 -
проходит фазу невроза. В-третьих, стадия невроза явля-
ется характерной и дляпервобытногочеловека.Через
нее проходят все народы в своем культурно-историческом
развитии. Рассматривая культуру сквозь призму невроти-
ческого сознания индивида, Фрейд квалифицировал ее как
систему запретов, блокирующих природные влечения чело-
века.По его мнению, вытеснение влечений - это мерило
достигнутого культурного уровня, а культурное развитие
человечестваявляется отречением от природных
страстей,удовлетворение которых гарантируетэлемен-
тарное наслаждение нашему "Я".
Следует подчеркнуть, что фрейдовский термин
"культура"вбольшинстве случаев оказывается равноз-
начным понятию "общество".В наиболее развернутом оп-
ределении "человеческой культуры" Фрейд указывает, что
"она охватываетвсеприобретенныелюдьмизнанияи
способы, чтобы господствовать над силами природы и до-
бывать блага для удовлетворениячеловеческихпотреб-
ностей",ив то же время она включает все институты,
регулирующие отношениямеждулюдьми,вособенности
распределения добываемых благ. Но надо заметить, что у
всех людей еще живы деструктивные, антисоциальные, ан-
тикультурныетрадицииичто эти стремления у значи-
тельного количества лиц настолько сильны,что опреде-
ляют их поведение среди других.
Можно сказать, что человек как бы находится между
двух огней. С одной стороны, культура угнетает челове-
ка,лишает его наслаждений (за это он и стремится из-
бавится от нее);с другой стороны,культура защищает


- 11 -
его от факторов окружающей среды,позволяет осваивать
все блага природы и пользоваться ими, а также делит их
между людьми. Итак, если человек отказывается от куль-
туры в пользу своих наслаждений,то он лишается защи-
ты,многих благ и может погибнуть. Если же он отказы-
вается от наслаждений в пользу культуры, то это тяжким
грузом ложится на егопсихику.Вкакуюжесторону
склонен человек? Конечно же, во вторую. Фрейд пишет об
этом так:"В силу этого всякая культурадолжнабыть
построенанапринуждении и на отказе от влечений,и
при ее понимании оказывается,что центр тяжести с ма-
териальныхинтересов передвинут на психику.Решающим
является вопрос,удастся ли и в какой мереуменьшить
для людей тяжесть жертвы,которая состоит в отказе от
своих влечений,примирит людей с теми жертвами, какие
им приходится неизбежно нести, и каким образом вознаг-
радить их за эти жертвы." Главнымостаетсявопросо
том, как заставить отрицательно настроенную толпу соб-
людать культурные догмы. Тут встает вопрос о роли лич-
ности в культуре.
 12.2.РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В КУЛЬТУРЕ
Как нельзя обойтись без принуждения ккультурной
работе,так же нельзя обойтись и без господства мень-
шинства (элиты) над массами, потому что массы костны и
недальновидны,они не любят отказываться от влечений,
не хотят прислушиваться к аргументам впользутакого
отказа,аиндивидуальные представители масс поощряют
друг в друге вседозволенностьираспущенность.Лишь
благодарявлиянию образцовых индивидов,признаваемых


- 12 -
ими в качестве вождей,они позволяют склонить себяк
напряженнойвнутренней работе самоотречения,от чего
зависит развитие культуры. Все это хорошо, если вождя-
мистановятсяличности с незаурядным пониманием этой
жизненной необходимости,сумевшие добиться господства
надсобственнымивлечениями.Нодля них существует
опасность,что,не желая утрачивать своеговлияния,
они начнут уступать массе больше,чем та им, и потому
нам представляется необходимым,чтобы они былинеза-
висимы от власти как распорядители средств власти.
Короче говоря, люди обладают двумя распространен-
нымисвойствами,ответственными за то,что институт
культуры может поддерживаться лишьвизвестноймере
насилием, а именно, люди, во-первых, не имеют спонтан-
ной любви к труду и, во-вторых, доводы разума бессиль-
ны против их страстей.


- 13 -
 _ 33.ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ФРЕЙДА
 13.1.РЕЛИГИЯ КАК ОБЩЕСТВЕННЫЙ НЕВРОЗ
Культурологические размышленияФрейданеизбежно
подвелиегок проблеме религии и оказались тесно пе-
реплетенными с решением этой проблемы.При рассмотре-
ниикультурных запретов Фрейд не мог не обратить вни-
мание на их связь с религиозными представлениями,тем
более теологи приписывали древнейшим нормам, регулиру-
ющим человеческую жизнь,божественноепроисхождение.
Издавна считалось, что вся человеческая культура стро-
ится на религиозной основе.Из этого вытекаетвывод,
чтопри падении падении религии деградирует и культу-
ра. Появление религии Фрейд рассматривает так: человек
слаб, и чтобы выжить, он должен отказаться от многого.
Человек должен войти в сообщество, которое в результа-
тесвоегоразвитияналагает запреты на его желания.
Как мы уже упоминали,чтобы выжить,личностьдолжна
отказаться от многих влечений. Нужен кто-то, способный
вознаградить человека за его жертву своими влечениями,
защититьего от проявлений природы и от посягательств
на него других индивидов общества.Встает вопрос: кто
жевыполнит все эти функции?В раннем детстве каждый
замечал влияние отцавсемье.Онобладалвластью,
устанавливал свои порядки, защищал семью. У ребенка по
отношению к отцу вырабатывается комплекс:онсчитает
отца сильным, добрым. Отец для него авторитет. Еще ре-
бенок ревнует отца к своей материипытаетсязанять
его место,но позже инцестуальные влечения утрачивают
свою силу,тогда как уважениеистрахпередотцом


- 14 -
остались. Такую же функцию выполняет и бог. Сначала из
тотема появился целый понтеон богов,а из них, в свою
очередь,выделился единый, могучий, карающий бог, ко-
торый потом стал добрым, справедливым богом. Итак, лю-
ди всю ответственность за антисоциальные поступки воз-
ложили на плечи бога,сделав его,таким образом, как
быгромоотводом.Люди надеются получить от бога воз-
награждение за свой отказ от влечений, и, наконец, ав-
торитетбога помогает им избавиться от внутрисоциаль-
ных противоречий. Мы видим, что религия является одной
изосновополагающихчастейкультуры.ОднакоФрейд
установил,что религия является массовым неврозом. На
основечего он сделал такие выводы?Дело в том,что
религия по многим своим положениям напоминает навязчи-
вое невротическое состояние.Так, например, если нев-
ротик боится не производить какие-то определенные дви-
жения, то любой истинно верующий человек так же боится
не выполнитькакой-либорелигиозныйобряд.Разница
заключаетсялишьвтом,что невротик не может объ-
яснить смысл своих постоянно повторяемых упражнений, а
верующий человек, в зависимости от своего познания те-
ологии, объясняет те или иные обряды. Таким образом, с
некоторымиоговорками,можно назвать религию общест-
венным неврозом.Тем не менее религияимеетположи-
тельное значение.Дело в том, что частный невроз куда
опасней общественного,так как он отрицательно влияет
на физическое состояние больного, тогда как данный об-
щественный невроз является совершенно безобидным. Так-
жерелигию можно назвать и антиневрозом,так как она


- 15 -
помогает растворять частные неврозы и сглаживать соци-
альныепротиворечия.И разрушение разрушение религии
ведет к резкому упадку культуры.Такое явление наблю-
далось в России после революции,хотя позже произошла
подмена веры.Для развитияобществанужныкакие-то
основы,испадением старых появляются новые.Так,
например,религиозную основу в России сменилакомму-
нистическая.Сейчас,в наше время, старые основы уже
рухнули,а новые еще не установились, и поэтому резко
возрослоастеническоесостояниеобщества,возросла
преступность, появилось больше сумасшедших, невротиков
и т.д.

- 16 -
 _ 34.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В целом,на взгляд некоторых обывателей,теория
Фрейдануждается во многих поправках (она не бесспор-
на),но все же Зигмунд Фрейдсделалбольшойшагв
оценкеипониманииразвития человеческого общества.
Создав теорию психоанализа,он также продвинулся впе-
редвпознаниичеловеческойпсихики и раскрытия ее
глубин.К нашему времени данная теория усовершенство-
валась.Она нашла много продолжателей.Многие совре-
менные психоаналитики активно используют работы Фрейда
всвоихисследованиях.Всвоейработе я попытался
раскрыть основные элементы психоанализа икультуроло-
гической теории Фрейда.Многие вопросы я не затронул,
а многие являются очень спорными,поэтому мое субъек-
тивноемнениеявляется лишь каплей в море вопросов и
работ, посвященных фрейдизму.



- 17 -
 2ПРИМЕЧАНИЯ К ТЕКСТУ
1.Бессознательное - действия человека, которые он
совершает, не отдаваясебеотчета,автоматически.
Бессознательный характерноситпсихическаядеятель-
ность во время сна,гипноза, лунатизма (см. "Толкова-
ние сновидений"/ З.Фрейд/ 1913 год/ 2 издание, Москва/
стр. 47). Бессознание, согласно первому закону диалек-
тики, являетсяантагонистом сознанию и является
вместилищем загнанных природных инстинктов.Бессозна-
тельное носит врожденный характер и определяет все по-
ведение человека.
2.Я - философское понятие,обозначающеесубъект
преднамеренных действий, в которых личность отдает се-
бе отчет и за которые она несет ответственность. Я яв-
ляется цензоромспонтанно возникающих животных влече-
ний. По мере развития цивилизации и общественных отно-
шений Яформируетсякультурой,то есть культурные и
моральные отношения в обществе влияют на каждого чело-
века и, сливаясь с ним, образуют субъективное Я.
3.Супер-эго -этоинтериорезированныекультур-
но-социальные нормы.
4.Приведенные здесь рассуждения относятся лишьк
раннему детству, так как оболочка, или "эго", растет и
развивается в детстве, а с возрастом "Я" и "оно" урав-
новешиваются, тоестьнаходятсявболее стабильном
состоянии. Но противоречия,заложенные в детстве,со
временем проявляют себя.
5.Царь Эдипт. Древнегреческая трагедия, в которой
ркассказывается отом,как царский сын Эдипт,чудом


- 18 -
спасшийся от смерти (егоотцупредсказали,чтоего
убьет егособственный сын,и он приказал убить Эдип-
та) и долго странствующий,возвращается на родинуи,
убив своего отца, женится на своей матери и становится
царем. Узнав о том, что он женился на своей матери, он
с горя ослепляет себя и уходит странствовать.
6.Хронос (бог времени вдревнегреческоймифоло-
гии) пожирал своих детей. Зевс, чудом спасшийся, вырос
и в борьбе,победив своего отца,серпомкастрировал
его.
7.Размножаясь, дети Адама и Евысовершалитакже
инцест, который позже был запрещен религией.
8.Эта идея Фрейда (проецирование психики на соци-
ально-культурную основу) подвергласьбурнойкрити-
ке,особенно со стороны марксистов.Но еслиопираться
на теорию Дарвина,то "филогинез есть повторение ото-
гинеза", тоестьиндивидуальноеразвитиеорганизма
повторяет развитие всего вида.Таким образом,наблю-
дая, как развивается человек,можно сказать, как раз-
вивается общество,иборазвитиечеловека в точности
повторяет развитие общества.
9.Наверное, это вызвано тем, что, чем больше раз-
виваеться культура, тем глубже загоняется вовнутрь че-
ловека сексуальное влечение, поэтому полноценные
представления об искомом предмете можно получить, лишь
сделав срез, где наиболее остро проявляются противоре-
чия.
10.До этого уже говорилось о появлении тотемизма.
Если взятьзаосновуто,чтодетив результате


- 19 -
действия инцестуозных влечений и антиотцовских настро-
ений убили своего отца,а позже испугались, что такое
может произойтии с ними (а может,ужаснулись своему
кощунству) и испугались содеянного, то понятно, почему
они сталипоклонятьсясвоемумертвомупредку и все
бремя власти возложили на него. Позже образ отца пере-
шел в образ животного.Чтобы снять стресс, это живот-
ное раз в год убивается племенем.
11.Под упражнениямиподразумеваются любые навяз-
чивые мысли и движения и действия.
12.Не следуетпутать общественный невроз с рево-
люционными взрывами.



- 20 -
 2СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Фрейд.З. Будущееоднойиллюзии//Сумерки богов/
Фрейд.З.- М.,1990.- С.94.
2.Фрейд.З. Толкование сновидений.- Ереван, 1991.- реп-
ринтное воспроизведение издания 1913 г.
3.Фрейд.З. Тотем и табу.- М.:Изд-во политической ли-
тературы, 1992.
4.Куликов.В.И., Хаценков.А.Ф.Современнаябуржуазная
философия и религия.- М.:Изд-вополит.литературы,
1977 г.
5.Алексеев.П.В, Большаков.А.В.и др. Хрестоматия:
Основы филосовских знаний.- М.:Изд-во полит. литера-
туры, 1982 г.