Декларация о государственном суверенитете Украины и ее историческое значение

Декларация о государственном суверенитете Украины и ее историческое значение

Верховный Совет УССР 16 июля 1990 г. принял исторический документ. — Декларацию о государственном суверенитете Украины.

Декларация - объявление, провозглашение, официальное заявление; обычно в форме Декларации провозглашаются основные принципы внешней или внутренней политики государства, программные положения политических партий, основные положения деятельности международных организаций в конкретной области международных, отношений.

1. Содержание Декларации о государственном суверенитете Украины.

Декларация состоит из преамбулы и 10 разделов.

1) В преамбуле подчеркивается, что Верховный Совет УССР провозглашает суверенитет Украины как «верховенство, самостоятельность, полноту и нераздельность власти республики в пределах ее территории, независимость и равноправие во внешних сношениях».

2) Одним из важных положений Декларации является положение о гражданстве. Украина имеет свое гражданство, где все равны перед законом, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, политических взглядов, религиозных убеждений, рода и характера занятий. Граждане всех национальностей составляют народ Украины.

3) Декларация провозглашала самостоятельность Украины. В документе подчеркивалось намерение создать банковскую, ценовую, финансовую, таможенную и налоговую системы, формировать государственный бюджет, а при необходимости ввести собственную денежную единицу.

4) В Декларации признана самостоятельность республики в решении вопросов науки, образования, культурного и духовного развития украинской нации.

5) Украина провозглашала свое намерение стать в будущем постоянно нейтральным государством, которое не будет принимать участия в военных блоках и обязывалась придерживаться трех неядерных принципов не применять, не производить и не приобретать ядерное оружие.

6) Декларация провозглашала право Украины непосредственно осуществлять отношения с другими государствами, заключать с ними договоры, обмениваться дипломатическими; консульскими, торговыми представительствами.

2. Историческое значение Декларации.

Историческое значение Декларации о государственном суверенитете Украины заключается в том, что она определила основные направления внутренней и внешней политики, экономического развития и государственного строительства. Этот документ представляет собой правовой фундамент для Конституции, законов Украины, определения позиции республики при заключении международных соглашений. В основе Декларации лежат демократические традиции украинского народа, которые развивались на протяжении веков.

Попытка государственного переворота в августе 1991 г. и реакция на нее в Украине.

1. Предпосылки попытки государственного переворота.

В начале 90-х гг. идея национального суверенитета охватила широкие общественные слои, в том числе и в Украине. Стараясь предотвратить распад советской империи, президент СССР М. Горбачев назначил на 20 августа 1991 г. процедуру подписания нового Союзного договора. Причем, если консерваторы в политбюро ЦК КПСС откровенно заявляли о необходимости сохранения унитарного по своей сути государства, то М. Горбачев старался сберечь СССР в виде «настоящей федерации". В этой ситуации Эстония, Латвия, Литва, Грузия и Молдова категорически отказались от любых переговоров об «обновлении Союза». Верховный Совет Украины, возглавляемый Л, Кравчуком, отклонил федеративную концепцию договора, выдвинув план трансформации Союза в конфедерацию.

2. Начало попытки переворота.

19 августа 1991 г., когда М. Горбачев пребывал на отдыхе на крымском курорте Форос, из Кремля на весь мир сообщили о его «болезни и невозможности дальнейшего выполнения обязанностей президента СССР». Полномочия главы государства переходили к вице-президенту Г. Янаеву. Власть брал на себя так называемый Государственный Комитет по Чрезвычайному Положению в СССР (ГКЧП). В его состав, кроме Г. Янаева, вошли также премьер-министр СССР В. Павлов, председатель КГБ В. Крючков, министр обороны Д. Язов и ряд других высших государственных лиц. Своей главной целью мятежники провозгласили «спасение единого государства».

3. События в Украине 19-21 августа 1991 г.

Украина, которая стала камнем преткновения на пути к замаскированному сохранению империи, была одним из важнейших объектов деятельности «гэкачепистов». В Киев срочно был командирован представитель заговорщиков генерал армии В. Варенников, который, заручившись поддержкой первого секретаря Компартии Украины С. Гуренко. старался склонить Л. Кравчука к признанию легитимности (законности) ГКЧП. Эти усилия оказались напрасными - хотя и не совсем последовательно и решительно, но все же Председатель Верховного Совета Украины осудил переворот и не признал правомочность распоряжений ГКЧП на территории Украины. Военные части, дислоцированные в Украине, а также милиция и другие силовые структуры не поддержали мятежников. Союз офицеров Украины предложил организовать отряды добровольцев для защиты украинского парламента, а также призвал военнослужащих - граждан Украины - не исполнять распоряжений ГКЧП. Ряд местных Советов, особенно в западных областях Украины, решительно и недвусмысленно выступили против узурпации власти кучкой мятежников и призвали население не признавать их. Фракция Народной Рады в украинском парламенте призвала народ к гражданскому неповиновению и к всеукраинской забастовке против наступления диктатуры. В обращении Львовского областного Совета к населению области содержался призыв «при попытке насильственного устранения демократически избранной народом власти ответить массовыми актами гражданского неповиновения». Харьковский горсовет квалифицировал деятельность ГКЧП как тягчайшее преступление. Из всех политических сил Украины только руководство Компартии стало на сторону мятежников. Уже 19 августа ЦК Компартии направил низовым организациям тайные шифротелеграмы, в которых призвал «принять меры к участию коммунистов в содействии Государственному Комитету по Чрезвычайному Положению в СССР». Между тем попытка штурма «Белого дома» в Москве в ночь с 20 на 21 августа, предпринятая ГКЧП, закончилась неудачей. Стало ясно, что путч потерпел поражение. 22 августа Президиум Верховного Совета УССР принял решение о созыве внеочередной сессии Верховного Совета. 24 августа Верховный Совет собрался и принял исторический документ - Акт провозглашения независимости Украины. Компартия Украины была запрещена.

Всеукраинский референдум и выборы Президента Украины

1 декабря 1991 г.; результаты и историческое значение.

События 1 декабря 1991 г. стали важнейшим этаком в государственном строительстве Украине, « корне изменил» ее внутреннее и международное положение.

Референдум - форма принятия законов или решение важнейших вопросов общественной или государственной жизни путем всенародного волеизъявления - голосования или опроса.

1. Референдум 1991 г.

В списки было занесено 37 млн. 886 тыс. граждан. В бюллетень по референдуму были включены текст Акта провозглашения независимости Украины, принятого Верховной Советом 24 августа 1991 г., и вопрос: «Подтверждаете ли вы Акт провозглашения независимости Украины?». В голосовании приняли участие 31 млн. 891,7 тыс. граждан, то есть 84,2% от общего количества включенных в списки. Из них на вопросы бюллетеня ответили «Да. подтверждаю» 28 млн. 804.1 тыс. граждан, или 90,3%. Положительный ответ дало население всех областей Украины, независимо от национальной принадлежности. Следовательно, за независимость проголосовали не только украинцы, но и представители других народов, которые проживают на территории Украины.

2. Выборы Президента Украины.

В один день с референдумом прошли и выборы Президента Украины. В голосовании по выборам Президента Украины приняли участие 31 млн. 892,4 тыс. человек. В избирательный бюллетень были включены:

1) Председатель Верховного Совета Украины Л. Кравчук,

2) председатель Львовского облсовета В. Чорновил;

3) председатель Украинской Республиканской партии Л. Лукьяненко,

4) заместитель председателя Верховного Совета Украины В. Гринев;

5) председатель Украинской Народной партии Л. Табурянский;

6) председатель Народной Рады в парламенте Украины И. Юхновский;

Несмотря на существенные различия в программах, все кандидаты поддерживали идею независимости Украины.

Президентом Украины стал Леонид Макарович Кравчук, за которого проголосовало 19 млн. 643,6 тыс. граждан (61,56% принявших участие в голосовании). Следовательно, Председателя Верховного Совета Украины поддержали более половины украинских избирателей. Его предвыборной программой была программа пяти «Д»: Государственность, Демократия, Благосостояние, Духовность, Доверие.

5 декабря 1991 г. на заседании Верховного Совета Украины Л. Кравчук принял присягу Президента Украины, изложил программные ориентиры своей политики в новом качестве. «Президент, - подчеркнул он, - получив власть от народа, должен служить ему и обеспечивать благосостояние, права и свободы каждого человека».

3. Значение референдума и выборов Президента Украины 1991 г.

• Референдум 1 декабря 1991 г. подтвердил Акт провозглашения независимости Украины, провозглашенный Верховным Советом. Если решение Верховного Совета мог отменить Верховный Совет второго созыва, то решение референдума отменить никто не мог.

• Решения референдума позволили Украине утвердиться на международной арене как независимому государству. До 1 декабря 1991 г. формально независимую Украину не признало ни одно государство. В течение декабря 1991 г. она была признана более 40 странами.

• Декабрьский референдум перечеркнул решение мартовского референдума о сохранении Союза ССР. его итоги создали правовую основу для преобразования декларированной независимости в реальную.

И референдум 1991 г., и президентские выборы подтвердили желание подавляющего большинства граждан Украины жить в независимом демократическом государстве, самостоятельно решать внутренние политические и экономические проблемы. Вековая мечта украинского народа о независимости обрела политическое оформление.

Молодое государство стало строить международные отношения на основе взаимного уважения суверенитета, независимости и территориальной целостности, невмешательства во внутренние дела, развития всесторонних политических, экономических и культурных связей.

Приоритеты внешней политики Украины на рубеже ХХ-ХХI вв.

1. Конституция Украины о внешней политике государства.

Почти 10 лет Украина является полноправным субъектом международных отношений. Конституцией Украины определен общий подход к внешней политике государства (Статья 18). Предусмотрено, что внешнеполитическая деятельность Украины направлена на обеспечение ее национальных интересов и безопасности путем поддержки мирного и взаимовыгодного сотрудничества с членами международного сообщества на основе общепризнанных принципов международного права. Соотношение между международным и национальным законодательством предусмотрено Статьей'9 таким образом, что существующие международные договоры, согласие на обязательность которых дала Верховная Рада Украины, являются частью национального законодательства Украины.

2. Национальные интересы Украины в сфере международных отношений.

«Основные направления внешней политики Украины», одобренные Верховной Радой 2 июля 1993 г., зафиксировали содержание национальных интересов Украины и задач ее внешней политики. Национальные интересы Украины в сфере международных отношений составляют три основные группы:

стратегические и геополитические интересы, связанные с обеспечением национальной безопасности Украины и защитой ее политической независимости;

экономические интересы, связанные с интеграцией Украины в мировое хозяйство;

региональные, субрегиональные, локальные интересы, связанные с обеспечением разнообразных специфических потребностей внутреннего развития Украины.

3. Основные задачи внешней политики Украины. С целью обеспечения национальных интересов Украины ее внешняя политика постоянно направляется на решение важнейших задач.

1) Утверждение и развитие Украины как независимого демократического государства.

2) Обеспечение стабильности международного положения Украины.

3) Сохранение территориальной целостности государства и неприкосновенности его границ.

4) Включение национального хозяйства в мировую экономическую систему для его полноценного экономического развития, обеспечения потребностей граждан и повышения благосостояния народа.

5) Защита прав и интересов граждан Украины, ее юридических лиц за границей, создание условий для поддержки контактов с зарубежными украинцами и выходцами из Украины, оказание им помощи в соответствии с международным правом.

6) Распространение в мире образа Украины как надежного и предсказуемого партнера.

4. Принципы внешней политики Украины.

Украинское государство реализует внешнюю политику на таких принципах:

1) Украина осуществляет открытую внешнюю политику и стремится к сотрудничеству со всеми заинтересованными партнерами, избегая зависимости от отдельных государств или групп государств;

2) Украина развивает свои двухсторонние и многосторонние отношения с другими государствами и международными организациями на основе принципов добровольности, взаимоуважения, равноправия, взаимной выгоды, невмешательства во внутренние дела:

3) Украина не является врагом ни одного государства;

4) Украина осуждает войну как средство национальной политики, придерживается принципа неприменения силы или угрозы силой и стремится к решению любых международных споров исключительно мирными средствами;

5) Украина не выдвигает территориальных претензий к соседним государствам и не признает территориальных претензий к себе;

6) Украина неуклонно придерживается международных стандартов прав человека, обеспечивает права национальных меньшинств, которые проживают на ее территории;

7) Украина исходит из того, что в современных условиях соблюдение прав человека не является только внутренним делом отдельных государств;

8) Украина руководствуется приматом права во внешней политике, признавая приоритет общепризнанных норм международного права перед нормами внутригосударственного права;

9) Украина в своей внешней политике опирается на фундаментальные общечеловеческие ценности и осуждает практику двойных стандартов в международных отношениях;

10) Украина считает себя, наравне со всеми другими бывшими советскими республиками, правопреемницей Союза ССР и не признает любых преимуществ и исключений из этого принципа для любого государства-правопреемника без оформления согласия всех этих государств.

5. Стратегия внешней политики Украины на современном этапе.

Президент Украины Л. Кучма в своей инаугурационной речи 30 ноября 1999

г. так определил стратегию внешней политики государства; «Международный

авторитет и имидж Украины будут определять два основных фактора.

Первый - как мы решаем внутренние проблемы.

Второй - насколько активно и осмысленно, с учетом национальных интересов мы будем адаптироваться к реалиям современного мира. Мира, который, интегрируясь, продолжает жить по законам конкуренции.

Ключевыми ориентирами в нашей внешней политике являются ее:

многовекторность;

прогнозируемоесть и стабильность;

сохранение внеблокового статуса Украины».