Педагогическая аксиология и современный учебно-воспитательный процесс
ПРОЦЕСС
АННОТАЦИЯ
Педагогическая аксиология стала пользоваться вниманием исследователей лишь в последние годы. Происходящие в обществе перемены активизировали поиск новых, жизненно важных ценностей для молодежи, научное их обоснование, а также методики ассимиляции их современным учебно-воспитательным процессам.
В статье рассматривается и обосновывается комплекс важнейших для современной школы познавательных нравственных, эстетических и других ценностей. Намечаются рекомендации дальнейшей их разработки и внедрения в практику современной школы (0,8 п.л.).
Статья адресована школьным работникам всех уровней, студентам, аспирантам, преподавателям вузов гуманитарных дисциплин.
Педагогический процесс всегда связан с освоением важнейших для растущего человека ценностей. Выработанные человечеством идеалы и ценности, по мнению В.А.Сухомлинского, в условиях школы становятся богатством личности воспитанников. «Я добиваюсь того - писал он, - чтобы нравственные ценности, созданные и завоеванные человечеством в прошлом и получившие расцвет в наши дни, стали духовным богатством каждого ребенка».
Школа несет воспитаннику комплекс важнейших ценностей, над которыми он размышляет, дает им оценочное осмысление и которые затем осваивает. От ценностей всеобщих к конкретным ценностям, их широте и разнообразию в опыте школьника - именно это становится наиболее существенным моментом в формировании его личности.
С педагогической точки зрения ценностями следует считать то, что полезно для жизни школьника, что способствует развитию и совершенствованию его личности. «Ценностью может быть как явление внешнего мира (предмет, вещь, событие, поступок), так и факт мысли (идея, образ, научная концепция).
Весь учебно-воспитательный процесс должен быть проникнут идеей полезности для ученика, что вполне согласуется с мыслями, которые в свое время высказал Я.А.Коменский: «Противоядие невежеству является образование, которым в школах должны быть напитаны души молодых людей... Оно будет истинным, если преподаются и изучаются предметы, только полезные для жизни». У ребенка возрастает интерес к ценности за счет того, что он начинает понимать жизненную необходимость в ней.
Направленность личности человека на те или иные ценности создают ему совершенно своеобразный облик. «Жизнь сама по себе - ни благо, ни зло, - справедливо замечает на этот счет. М.Монтень, - она вместилище и блага, и зла, смотря по тому, во что вы сами превратили ее». По его мнению, необходимо видеть прежде всего вечные, непреходящие ценности, которыми жили люди в прошлом и будут жить в будущем. «Если вы прожили один единственный день, вы видели уже все... это солнце, это луна, это звезды, это устройство вселенной - все это то же, от чего вкусили пращуры ваши и что взрастит ваших потомков».
О содержательной стороне жизненно важных для человека ценностей издавна велись споры, при этом с переменными успехом победу одерживали представители самых различных направлений и взглядов. В древнейшие времена приверженцами «своих» ценностей были стоики, эпикурейцы, спартанцы, в более поздние времена - представители различных религиозных верований, гедонисты, альтруисты, мазохисты и т.д.
Иногда привязанность к одним ценностям вела их носителей не только к яростному неприятию других ценностей, но и суровой, непримиримой борьбе с теми, кто их проповедовал. Побежденные нередко расплачивались жизнью за несогласие жить ценностями победителей.
Зная о ценностных противоречиях, лучшие умы человечества всегда пытались найти разумный выход из этого, примирить враждующих, научить людей жить в соответствии с высшей мудростью и рассудочностью. Так родилась идея выработки единого подхода к уяснению ценностных сущности окружающей действительности, конкретной вещи, явления, поступка с точки зрения их полезности или бесполезности для людей и человека. «Если бы человек был мудр, он расценивал бы всякую вещь в зависимости от того, насколько она полезна и нужна ему в жизни».1
Сторонником такого подхода к выявлению значимых для человека ценностей был Я.А. Коменский. «Истинная мудрость, - говорил он, - заключается в том, чтобы судить о вещах справедливо, чтобы считать каждую вещь только такой, какая она есть на самом деле, не стремиться к пустому, как будто бы оно было драгоценным, или не отбрасывать драгоценного, принимая его за пустое, не порицать того, что заслуживает похвалы и не восхвалять заслуживающего порицания».
Сам Коменский всегда заботился о ценностях, которые давали бы и человеку, и обществу больше «света, порядка, мира и спокойствия». «Цель не будет достигнута, -предупреждает он,- если души всех не будут подготовлены ко всему, что предстоит в жизни». Наиболее важными для растущего человека в младшем возрасте, по его мнению, являются такие ценности: благочестие, умеренность, опрятность, почтительность, предупредительность, стремление к праве и справедливость, благотворительность, трудолюбие, терпение, деликатность и готовность служить старшим, умение держать себя с достоинством. Кроме того, ряд познавательных ценностей из физики, оптики, астрономии, географии, истории, экономики, арифметики, грамматики и др.наук.
В более старшем возрасте для ребенка важны, по мнению Каменского, такие ценности как воздержание, умеренность, гигиена, послушание, правдивость, радушие, стремление к деятельности, умение молчать, терпение, услужливость, вежливость, приветливость, понятие о том, что является приличным и что неприличным и др.
В России выбору необходимых для школы ценностей много внимания уделял К.Д. Ушинский. Современная школа, отмечал он, основывается на отживших, схоластических ценностях, «притупляющих» умственную деятельность школьников и «уродующих» их нравственность. Ребенок не только не развивается, но скорее вянет от «мертвящего прикосновения» такой школы. Главная причина, по его мнению, - формализм как педагогической науки, так, и педагогической практики. «Небольшая мудрость и не большой труд написать: тому-то учить, тому-то не учить, то существенно полезно, это совсем бесполезно и даже вредно во всех возможных отношениях - умственном, нравственном, религиозном, эстетическом, политическом и т.д. Но написать и предписать еще не значит сделать дело: в продолжении последних лет несколько раз менялись у нас подобные предписания и кончилось совершенной путаницей».
Ценности, на которые должна ориентироваться российская школа, подчеркивает Ушинский, обязаны отражать потребности народа, и должны быть не только тщательно продуманными, но и самобытными. «Чтобы повести народное образование прямым и верным путем надобно смотреть не на то, что нужно для Германии, Франции, Англии и т.д...., а на то, что нужно России в ее современном состоянии, что согласно с ходом ее истории, с духом и потребностями народа. Не одного круга ученых, не одного сословия, не одной литературной или какой-нибудь партии, а всего народа от мала до велика».
В дореволюционный период вопрос о содержании школьных ценностей так и не был решен. Путаница и неразбериха с ценностями продолжается и в первые послереволюционные годы. «Советское воспитание, -пишет А.С. Макаренко в эти годы, - не представляет ничего ни революционного, ни советского, ни просто даже разумного... Наши педагоги просто не знают, что они должны делать, как держать себя, а наши воспитанники просто живут в наших детских домах, то есть едят, спят, кое-как убирают после себя. Картина очень печальная».
Размышляя о том, что именно должно стать содержанием жизни воспитанников, Макаренко отмечает необходимость формирования у них верного отношения ко всему комплексу жизненно важных ценностей, позволяющих «прожить как можно дольше и как можно радостнее. Надо уметь видеть прелесть сегодняшнего и завтрашнего дня и жить этой прелестью. В этом и заключается мудрость жизни...».
Все важнейшие ценности А.С. Макаренко объединяет общим понятием «человеческой культуры», куда по его мнению, непременно должны войти образованность, дисциплина, чувство долга, понятие о чести, вежливость, доброта, умение владеть собой, влиять на других, умение быть веселым, бодрым, подтянутым, способным бороться и строить, способным жить и любить..., быть счастливым.2 Перенос внимания с ценностей формальных на ценности «здравого смысла» - дисциплины, порядка, практического дела стало значительным достижением воспитательной системы А.С. Макаренко.
Эффективность методики Макаренко накрепко связана и с систематическим ценностным исследованием личности каждого воспитанника. В характеристиках, написанных рукой Макаренко на воспитанников, мы насчитали около 90 необходимых, по его мнению, для личности выпускника ценностей. Среди них на первом месте - работоспособность, культура поведения, честность, следующие: лень, грубость, отсутствие определенной цели в жизни, плохие способности, малокультурность, нежелание учиться и др.
Как показывают исследования, в большинстве современных работ по педагогике вопрос о школьных ценностях также находится под пристальным вниманием авторов. По мнению многих из них, главной задачей школы является развитие у воспитанников не только правильного представления о всех важнейших для них ценностей, входящих в понятие «культура человечества», но и умелого освоения тех из них, которые составляют основу их личности.
В связи с происходящими социально-политическими переменами в стране, вопрос о ценностном содержании учебно-воспитательного процесса в особенности обострился. В средствах массовой информации на эту тему появилась немало высказываний, прошло несколько дискуссий, состоялись круглые столы с участием ведущих педагогов страны В центре внимания все тот же не решенный вопрос о разумном, научно обоснованном отборе ценностей для школьников, а также связанный с ним вопрос о том, как эти ценности «встроить в школу, как довести их до каждого учителя, а затем и каждого ученика».
Как видим, в школе, стоящей на пороге значительных перемен, по сей день сохраняется полная неясность, на основании чего и как
перестраивать педагогический процесс. «Уже первые попытки перейти от вульгарно-классового, пролеткультовского подхода к общечеловеческим ценностям привели к сумятице во всех программах воспитания. Если здесь действовать непродуманно, то произойдет очередное шараханье из крайности в крайность».
Участники одного из круглых столов, определяя, что из уже выработанных человечеством ценностей является главным для современной школы, назвали: социальную справедливость, доброту, порядочность, совестливость (Г.Н. Филонов), борьбу за мир, труд, семью (А.С. Капто), здоровый образ жизни, стремление к долголетию, милосердие, нравственное и физическое совершенство, заботу об окружающем и окружающих (Г.В. Куцев), культ предков, благоговейное отношение к прошлому (Е.А. Ямбург) и др.
Нам представляется, что вопрос наполнения школьных программ конкретными ценностями должен решаться не с точки зрения их простой исторической значимости для людей, а с точки зрения современной, продиктованной самой жизнью потребности школьника в них. В самом слове «ценность» заложена идея ее сегодняшней полезности для растущего человека. Ценным для него становиться все то, что может стать жизненно важным капиталом в его теперешней и дальнейшей жизни.
В связи с этим необходим более продуманный подход к отбору ценностей как в содержательном так и количественном отношении. Идея полезности позволяет наилучшим образом наполнить учебные планы, предметные программы, учебники такими ценностями, которые апробированы многолетней школьной практикой, дополнить их такими, которых там до сих пор не было, но в которых очень нуждается современный ученик.
Эта же идея позволяет положить конец перегруженности школьных программ и учебников второстепенным, бесполезным, ничего не значащим для развития личности ученика материалом.
Полезность должна сочетаться с разумным объемом ценности, который устанавливается с учетом возрастных и индивидуальных возможностей, особенностей учащихся. Он должен соответствовать требованиям доступности и посильности для школьника.
Реализации необходимого комплекса ценностей в учебно-воспитательном процессе будет способствовать научно обоснованная систематизация их, о чем пока должным образом не задумывались ни педагогическая наука, ни школьная практика. Систематизация строится на основе ясных и строгих критериев, что поможет исключить разрозненность ценностей, стать им для учащихся на протяжении всего обучения в школе обоснованным минимумом мировой культуры.
Необходимо четко представить себе, что каждый школьный предмет- это, по существу, лишь часть ценностей от всего комплекса уже созданных человечествам научных, художественных, этических, эстетических и других ценностей и исходить в работе с учеником именно из этого, не позволяя гипертрофировать значимость одних и недооценку других предметов. Все они в основе своей взаимосвязаны гуманистическим началом и направлены на формирование у школьника всестороннего жизненного опыта, высокой культуры, взаимопонимания с другими людьми. Л.Н. Толстой в связи с этим справедливо замечает: «Из всех наук, которые человек может и должен знать, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».
Нет необходимости уточнять, какую громадную роль в этом процессе сыграет творческий подход учителя к делу. Именно творческий подход поможет ему научиться уяснять сущность и актуальность ценностей в жизни, в программах и учебниках, давать им необходимое оценочное обоснование. Такая работа вполне по силам думающему, и заинтересованному в успехе дела учителю.
Осваивая ценность, ученик в той или иной мере сам становится комплексной ценностью, что также требует педагогически целесообразного осмысления, оценки с точки зрения объема, глубины и других показателей наличия ценности в его личности. Ценностное содержание личности ученика должно быть заботой всех
причастных к делу воспитания людей: родителей, учителей, наставников, воспитателей. К сожалению, как показывают наблюдения, это самое уязвимое место педагогического процесса. Традиционно здесь все сводится лишь к оценке знаний, о жизненной значимости которых ученик порой не имеет никакого представления. Если выявление уровня достижений ученика не соотносится к конкретной ценностью или ценностями, то разговор об этих достижениях будет всегда субъективным и расплывчатым. Знания, не превращенные усилиями педагогов в ценности и не освоенные учеником именно как ценности, легко забываются и никогда не становятся смыслообразующим фактором.
Разговор о ценностях должен быть составной частью каждого этапа работы с воспитанником. Нельзя забыть о словах известного американского философа Лео Ворда: «Как только мы уничтожаем ценности, мы уничтожаем воспитание». По его мнению, сама «жизнь является полем выбора ценностей». Неопределенность ценностей, их объема и характера потребления учеником на руку лишь
недостаточно подготовленному педагогу. В таких условиях он получает негласную возможность (и почти всегда пользуется такой возможностью) «подправлять» содержание учебного и воспитательного материала под свой уровень ценностного развития. Истолкование материала, оценочное его осмысление ведется таким
наставником с учетом своего «вкуса», своих пристрастий, симпатий к чему-то или, наоборот, ярко выраженных антипатий.
По настоящему осмысленная ценность и понимается, и принимается учеником гораздо скорее. У ребенка возрастает интерес к ней за счет того, что он начинает понимать жизненную необходимость в ней. Об этом еще в 18 в. Говорил Феофан Прокопович. Ученик, по его мнению, должен хорошо понимать, чего можно «достигнуть через сие или иное учение». Надо, «чтобы ученики видели берег, к которому плывут, и лучшую охоту бы возымели, и познали бы повседневную прибыль свою, також и недостатки».
Ценность обнаруживается тогда, когда ставится цель обнаружить ее. Для этого необходима вдумчивая, аналитическая работа учителя. Содержание изучаемого материала следует соотнести с тем, что это даст воспитаннику и не станет ли это простым для него времяпрепровождением. Постепенно надо развивать у себя навыки стремительного различия ценностей в любом учебном материале, каким бы абстрактным и трудным он ни казался на первый взгляд.
Сотрудничая с учеником, следует также добиваться того, чтобы осваиваемая ценность высоко ценилась им; только в этом случае она переходит в его потребность. Если же у ребенка не сформировалось положительное отношение к ценности, у него не возникает желание присваивать ее. Незаинтересованное отношение к сути усваиваемого, а нередко и полное отсутствие какого-либо отношения - главная причина низкой эффективности образовательного процесса. Оценочная позиция учащихся в этом случае - это позиция неверия в жизненную значимость усваиваемых ценностей, в их тесную связь с действительностью. «Тогда и появляется именно то, что принято называть формализмом знаний».
Отсутствие у многих учащихся высокой оценки усваиваемых ценностей является существенным недостатком современного педагогического процесса. Говорить об успешном присвоении школьником познавательных ценностей на том основании, что он узнал о них, не имеет смысла.
К сожалению, школа, как и прежде, продолжает ориентироваться лишь на знания ученика, но никак не на
всестороннее обогащение его личности жизненно важными для него ценностями. «Оставив в стороне древо жизни, мы беспорядочно стремимся к одному только древу познания».
Актуальной задачей современной школы остается задача точного определения того поименного ряда школьных ценностей, которые необходимы для всестороннего развития и совершенствования личности воспитанника. Отталкиваться при этом необходимо от основных, исторически сложившихся групп ценностей:
1) материальные ценности - все то, чем располагает сама школа, окружающая среда, семья, общество в целом.
Формирование у учащихся разумного отношения к ним - одна из важнейших задач современной школы. Неслучайно в последние годы в учебно-воспитательный процесс введены такие курсы как экономическое, экологическое, семейное воспитание, предусматривающие формирование у школьников правильного отношения прежде всего к ценностям материальной культуры;
нравственные ценности - духовное наследие, утверждающее на земле возвышенные идеалы добра и справедливости, о которых так тщательно заботились педагоги от А.Я. Коменского до В.А. Сухомлинского.
Если ко времени окончания школы, изучив множество предметов, ученик так и не научился различать, что есть добро и зло, что такое хорошо и что такое плохо, то вне всякого сомнения, поставленная школой цель по формированию нравственных качеств личности не достигнута;
3) научно-познавательные ценности - все то, что связано с познанием истины, формированием правильных оценочных представлений об окружающем мире, другом человеке, самом себе.
4) художественно-эстетические ценности - группа ценностей
известных человечеству с древнейших времен, связанных не только с образным восприятием окружающего, но и развитием у человека на основе катарсиса потребности жить по законам красоты.
5) ценности физической культуры и гигиены - все то, что предусматривает физическое совершенство человека и его здоровье, умение поддерживать и сохранять в здоровом теле здоровый дух.
Педагогическая аксиология в значительной степени изменяет характер сотрудничества учителя с учеником. В центре внимания оказываются не просто знания, умения, навыки или формирование каких-то привычек у ученика, а целый комплекса жизненно важных ценностей, формирование у него потребности присваивать их, жить ими. Школа начинает непосредственно учить воспитанника умению уверенно ориентироваться в окружающем мире, в совершенстве различать качественную, в частности, ценностную его неоднородность. Степень развития у школьника такого умения становится одним из важнейших показателей уровня его воспитанности.
Ценностная зрелость самого педагога определяет эффективность сотрудничества с учащимися в освоении необходимых им ценностей, желание или нежелание следовать примеру педагога, целеустремленно работать над собой. Управление усилиями и возможностями воспитанников остается в руках умелого, хорошо подготовленного в аксиологическом отношении наставника. И это должно стать в современном педагогическом процессе не случайным, а систематическим и целенаправленным делом.