Взаимодействие личности и общества в теории З.Фрейда

План :
1.З.Фрейд и школа психоанализ .
2.Уровни сознания .
3.Структура личности .
4.Принцип удовольствия и реальности.
5.Проблема столкновения Оно и Я.
6. Проблема взаимодействия человека и общества.
7.Вывод.

В 1902 году было основано общество " Психологические среды "(The Psychological Wednesday Society ) , которое посещал только избранный круг интелеллектуальнных последователей З.Фрейда . В 1908 году эта организация была переименована в Венское психоаналитическое общество . Многие из коллег Фрейда , бывшие членами этого общества , стали известными психоаналитиками .
Сам Зигмунд Фрейд , врач психиатр , привёл к тому , что психологи во второй половине XIX века , когда психология стала самостоятельной научной дисциплиной , он поставил сознание не в центр жизни человека , а сравнил её с айсбергом . Он выдвинул теорию : люди находятся в состоянии беспрестранного конфликта , истоки которой лежат в другой , более обширной сфере психической жизни – в неосознаваемых побуждениях . И поле боя , назвал психику .
Термин “Психоанализ” рассматривается , как соединение теории с терапией и с оценкой личности , пронизывает все аспекты представлений Фрейда о человеческом поведении . Однако под всем этим лежит подход З.Фрейда к личности .
Рассмотрим сначала его взгляды на организацию психики , уровни сознания .
В психической жизни можно выделить 3 уровня : сознание , предсознательное и бессознательное .
1 Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний , которые мы осознаём в данный момент времени . З.Фрейда настаивал , что незначительная часть психической жизни (мысли , восприятие , чувства , память) входят в сферу сознания . Что бы в данный момент времени не переживалось в сознаниичеловека . Это следует рассматривать как результат процесса избирательной сортировки в значительной степени регулируемыми внешними сигналами . Более того , определённое содержание осознаётся лишь в течение короткого периода времени , а затем быстро погружается на уровень предсознательного или бессознательного , по мере того , как внимание человека перемещается на другие сигналы . Сознание охватывает только малый процент всей информации , хранящейся в мозге .
2. Область предсознательного , включает в себя весь опыт , который не осознаётся в данный момент , но может легко вернуться в сознание . Предсознательное наводит мосты между осознаваемыми и неосознаваемыми областями психического .
3. Самая глубокая и значительная область человеческого разума – это бессознательное . Бессознательное представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания , которые настолько угрожают сознанию , что были подавленны и вытеснены в область бессознательного . Неосознаваемый материал во многом определяет наше повседневное функционирование .
Фрейд придал концепции бессознательной жизни эмпирический статус . В частности он подчёркивал , что бессознательное следует рассматривать , как реальность , которую можно продемонстрировать и проверить . Действительно значимые аспекты поведения человека оформляются и направляются импульсами и побуждениями , всецело находящимися вне сферы сознания . Если начинают осознаваться или открыто выражаться в поведении , это встречает сильное внутреннее сопротивление индивидуума .
Позже Фрейд ввёл в анатомию личности три основных структуры : Ид , Эго и Суперэго . Взаимосвязь между этими личностными структурами и уровнями сознания изображены в виде диаграммы .

Показал , что сфера Ид полностью неосознаваемая , в то время как Эго и Суперэго действуют на всех трёх уровняхсознания . Сознание охватывает все три личностные структуры , хотя основная его часть сформирована импульсами , исходящими от Ид .
Ид по Фрейду означает примитивные , инстинктивные и врождённые аспекты личности . Оно целиком функционирует в бессознательном и тесно связано с инстинктивными биологическими побуждениями , которое наполняют наше поведение энергией . Ид – нечто тёмное , не знающее законов , не подчиняющееся правилам . Оно выражает первичный принцип всей человеческий жизни – немедленную разрядку психической энергии , производимой биологически обусловленными побуждениями ( особено сексуальными и агрессивными ) . Последние , когда они сдерживаются и не находят разрядки, создают напряжение в личностном функционировании. Поскольку Ид не ведает страха и тревоги , оно не прибегает к предосторожностям в выражении своей цели , этот факт , как полагал Фрейд , может представлять опасность для индивидуума и для общества .
Эго – это компонент психического аппарата , ответственный за принятие решений . Эго стремиться выразить и удовлетворить желания Ид в соответствии с ограничениями налагаемыми внешним миром . Эго помогает обеспечит безопасность и самосохранение организма . В борьбе за выживание как против внешнего социального мира , так и инстинктивных потребностей Ид . Эго должно дифференцировать между событиями в психическом плане и реальными событиями во внешнем мире . Эго является “исполнительным” органом личности и областью протекания интеллектуальных процессов и решения проблем.
Суперэго – это интернализованные общественные нормы и стандарты поведения, полученные в процессе “социализации”. Суперэго , пытается полностью затормозить любые общественно осуждаемые импульсы , со стороны Ид , пытаясь направить человека к абсолютному совершенству в мыслях , словах и поступках .
Психоаналитическая теория основывается на представлении , что поведение человека активизируется единой энергией , согласно закону сохранения энергии (то естьона может переходить из одного состояния в другое , но количество её остаётся при этом тем же самым ) и мотивация человека полностью основана на энергии возбуждения , производимыми телесными потребностями , выраженными в виде желаний , называются инстинктами .
Фрейд назвал две основные их группы : инстинктов жизни и смерти .1) Первая группа включает наиболее существенные , сексуальные инстинкты . Энергия сексуальных инстинктов – это определённое количество энергии , находящая разрядку только в сексуальном поведении . 2) Вторая группа – лежит в основе всех проявлений жёсткости и агрессии . Он полагал , что инстинкты подчиняются принципу энтропии , согласно которой любая энергетическая система стремиться к сохранению динамического равновесия .
В психоаналитической теории немедленная разрядка напряжения получила название принцип удовольствия , его господство может быть отмечено в том , что психический аппарат удерживает имеющееся в нём количество напряжения . Но если бы принцип удовольствия управлял течением психического процесса , то большинство наших психических процессов вели к удовольствию , в том время как наш опыт противоречит этому . следовательно , в душе имеется тенденция к господству принципа удовольствия , которому противоречит принцип реальности , который не оставляет конечной цели – достижения удовольствия , откладывает возможности удовлетворения и временно терпит неудовольствие .
Но потребность может быть вытеснена или удовлетворено окольным путями. Но вопреки принципу константности возбуждение удерживается . И как правило оно проявляться различными способами , например во снах ,именно из-за этого они рассматриваются , как проистекание от психических возбуждений и тех душевных сил , которые не могут свободно проявляться .
Мы получаем общее представление о взгляде Фрейда на личность , он показывает , что человек в основе своей биологическое существо и вся его деятельность направлена и организована внутренним возбуждением на удовлетворение своих инстинктов . Но общество , его взаимодействие и организация основано на социальных нормах , принципах и правилах , и для того чтобы сосуществовать в обществе , личность должна заменять принцип удовольствия на принцип реальности , что в последствии может привести к неудовлетворённости и ростройству психики. А зная , что энергия никуда не пропадает , а просто переходит в её другие виды , мы можем получить проявление агрессии взамен на отверженное чувство любви .
Проблема взаимодействия личности и общества продолжается до сегодняшних дней , и я думаю будет актуальной пока есть понятие “ощество” с его сложившемся укладом .

Список используемой литературы :

1.З.Фрейд “Психология бессознательного” Новосибирск 1997г.
2.Л.Хьелл , Д.Зиглер “Теории личности”. Санкт-Петербург.1997г
3. З.Фрейд “Психоаналитические этюды” /Составление Донского, Круглянского. М. 1997г.
4.Франц Александер, Шелтон Селесник “Человек и его душа”. М. 1995г.