Экологическое воспитание учащихся начальных классов сельской школы в процессе кружковой работы
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
1.1 ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В РАБОТЕ СО ШКОЛЬНИКАМИ.
1.2 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
1.3 ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ РАБОТА С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ.
1.4. ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
ГЛАВА II. ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ.
2.1. КРУЖКОВАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
2.2. ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ КРУЖКА «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» В ПЕРЕХВАЛЬСКОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ ДАНКОВСКОГО РАЙОНА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
ЛИТЕРАТУРА.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Введение.
Проблема экологического воспитания является в настоящее время актуальной.
До определенного времени воздействие человека сглаживалось процессами происходящими в биосфере, но в настоящее время человек стоит на грани экологического кризиса.
На межправительственной конференции в Рио-де-Жанейро в 1992 году были поставлены задачи среди которых важнейшими являются:
принятие практических первоочередных мер по выходу из кризиса;
воспитание экологической культуры подрастающего поколения с целью предотвращения повторения сложившейся ситуации.
Эти задачи нашли отражение и в Постановлении Правительства Российской Федерации №1208 «О мерах по улучшению экологического образования населения» от 3 ноября 1994 г., в котором экологическое образование и воспитание школьников определяется как приоритетное направление работы школы. Проблема формирования экологической культуры школьников достаточно полно разработана в теории и практике современной школы.
Методические основы формирования экологической культуры школьников разработана в трудах академика Н.Н. Моисеева. Человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной сферой. Его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап школьного обучения, когда стихийные знания о культуре взаимоотношений с природной средой систематизируются и обобщаются.
Психологи (А.Н. Леонтьев) отмечают, что у детей младшего школьного возраста может быть сформирована готовность к правильному взаимодействию с окружающей природой. Она включает: эмоциональную сторону ? восприимчивость к миру природы, чувство удивления, восторженности, эмоционально-положительное отношение к ее объектам, мотивам поведения, деловую готовность ? возможность реализовать свои знания в разнообразных нестандартных учебных и внеучебных ситуациях, желание участвовать в альтруистической деятельности, зачатки «внутренних» мотивов поведения как предпосылки бескорыстия и эмпатии (чувства сопереживания, сочувствия); интеллектуальную готовность ? определенный уровень информированности детей о природе, возрастной уровень эрудиции и познавательных интересов, осознание себя как носителя экологической культуры. Известно, что в педагогическом процессе взаимодействуют три главных компонента: «знания-отношения-поведения».
При этом более актуальными для младших школьников являются эмоциональные переживания, связанные с процессом общения с объектом природы, а также разнообразная деятельность в ней.
Особенности формирования у младших школьников любви и бережного отношения к природе раскрыты в работах Т.А. Бобылевой, Л.Д. Бобылевой, А.В. Миронова, А.А. Плешакова, Л.П. Салеевой и др.
Проблемы экологического воспитания разработаны в работах И.Д. Зверева, А.Н. Захлебного, Б.Т. Лихачева, Н.М. Мамедова, Л.П. Салеевой, И.Т. Суравегиной и других. Этими авторами раскрываются цели, задачи, принципы, условия экологического воспитания.
Характеристику средств, форм и методов экологического находим в работах А.Н. Захлебного, Н.А. Городецкой, Н.В. Добрецовой, А.В. Миронова.
Психолого-педагогическое обоснование нашей проблемы отражено в работах Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, А.П. Сидельковского, П.М. Якобсона и других.
О значении краеведческого материала в воспитательной работе писали в своих трудах Т.А. Бабакова, Л.П. Салеева и другие.
Однако, несмотря на обилие, достаточное освещение в литературе проблем экологического воспитания учащихся начальных классов, использование возможностей кружковой работы являются недостаточно разработанной. Поэтому мы поставили своей целью разработку программы работы экологического кружка для младших школьников.
Нашей проблемой стало выяснение педагогических условий формирования экологической культуры младших школьников в ходе работы кружка «Юный эколог».
Нами была выдвинута гипотеза: систематическая работа с младшими школьниками по экологическому воспитанию в рамках кружка «Юный эколог» способствует:
-формированию экологической и общей культуры учащихся начальных классов;
-повышению уровня знаний младших школьников;
-углублению мотивации и активизации деятельности учащихся в природе.
Нами определены следующие задачи исследования:
1. Анализ научной и методической литературы по проблеме.
2. Проведение педагогического эксперимента.
3. Разработка программы работы кружка «Юный эколог» для младших школьников.
4. Разработка пакета методического обеспечения для реализации плана работы кружка.
В ходе работы использованы следующие методы:
-анализ научной, методической и популярной литературы;
-обобщение и анализ опыта работы учителей;
-анкетирование;
-статистическая обработка данных.
Исследование проводилось в 2 этапа:
1) 1997-98 учебный год. Определение проблемы, гипотезы, изучение литературы, разработка и проведение констатирующего эксперимента.
2) 1998-99 учебный год. Разработка программы работы кружка «Юный эколог» для младших школьников в условиях сельской школы, проведение формирующего эксперимента и литературное оформление дипломной работы.
Исследование проводилось в Перехвальской средней школе Данковского района Липецкой области.
Глава I. Теоретические основы экологического
воспитания младших школьников.
1.1 Экологическое воспитание приоритетное направление в работе со школьниками.
Для глубокого и прочного осознания экологических понятий, сложных глобальных, региональных и локальных природоохранных проблем особенно важен их исторический аспект. Известно, что современная острота экологических ситуаций имеет исторические корни, обусловлена потерей лучших народных традиций, утрат нравственных основ гуманизма, любви, сострадания, бережного отношения к родной земле.
По мнению Б.Т. Лихачева, экология личности - проблема, выдвинутая реалиями конца xx в., принявшими глобальный, угрожающий жизни на земле характер. Но ее истоки - в давней, уходящей глубокими корнями в историю человечества, представлениях о смысле бытия, обязанностей и правах человека.
В истории философских и педагогических идей, в системах образования и воспитания неоднократно предпринимались попытки построить содержание образования с позиции космоземного всеединства.
Начиная с Я.А. Коменского, официальный статус получает принцип природосообразности. Но однозначного его понимания не было. Я.А. Каменский рассматривал человека как органическую часть природы, живущую по ее законам, развивающеюся согласно циклам времен года. Ж.Ж. Руссо усматривал в человеке совершенное творение Бога. Чтобы сохраниться таковым, человек должен вернуться в природу, к чистоте и непосредственности ее отношений. Он первый понял опасность цивилизации и призвал: «Назад, к природе!» общество восприняло это как недомыслие и чудачество. И.Г. Песталоцци видел в человеке сущностные силы, которые успешно развиваются лишь в условиях, максимально приближенных к природе к принципу природосообразности. А. Дистервег добавляет принцип культуросообразности. К.Д. Уминский реализовал принцип природосообразности в нескольких направлениях. Одно из них состоит в глубоком познании природы самого ребенка, его анатомии, физиологии, психологии, другое - в приближении содержания и организации педагогического процесса к природе, третье - в организации воспитания на народные традиции и обычаи. Л.Н.Толстой считал совершенной саморазвивающуюся природу ребенка, в природной среде видел идеальные условия проявления человеческой натуры, усматривал в естественном трудовом цикле взаимодействия человека с природой идеал образа жизни. Выдающиеся советские педагоги А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский не мыслили себе организации здорового и целесообразного педагогического процесса вне природы, вне нравственных, эстетических взаимосвязей с ней. В.А. Сухомлинский понимал, что знания и навыки сами по себе не воспитывают. При изменении традиционно-потребительского отношения к природе, изменяются убеждения, деятельность ученика строится в постоянном общении с природой и работой над гармонизацией нарушенной биосферы.
В настоящее время работа над проблемами экологического воспитания продолжается. Ряд исследователей, отмечает, что нередко экологическое воспитание осуществляется не комплексно, а односторонне, без использования всех возможностей.
В настоящее время необходимо говорить о формировании экологической культуры, как социально необходимого нравственного качества личности.
Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. считают, что экологическая культура - научно-технический прогресс и экологическое образование (Советская педагогика-1985-№ 12-С 10-12) утверждение в сознании и деятельности людей принципов природопользования;
Формирование навыков и умений решать те или иные хозяйственно-экологические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья человека. Она выступает одним из целостных свойств личности, которое обуславливает направленность ее жизнедеятельности, накладывает свой отпечаток на мировоззрение.
Экологическая культура проявляется в ответственном отношении к природе как к всеобщему условию и предпосылки материального производства, к объекту и предмету труда, естественной среде жизнедеятельности человека. Разные ученые (Л.Д. Бобылева, А.Н. Захлебный, А.В. Миронов, Л.П. Печко) выделяют разные компоненты этого качества.
Экологическая культура по мнению А.Н. Захлебного - это утверждение в сознании и деятельности человека принципов природопользования, обладание навыками и умениями решать социально-экономические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья людей.
Л.П. Печко считает, что экологическая культура включает:
- культуру познавательной деятельности учащихся по освоению опыта человечества в отношении к природе как к источнику материальных ценностей, основе экологических условий жизни, объекту эмоциональных, в том числе и эстетических, переживаний. Успешность этой деятельности обусловлена развитием нравственных черт личности по отношению к природной среде на основе формирования умений принимать альтернативные решения;
-культуру труда, формирующуюся в процессе трудовой деятельности. При этом учитываются экологические, эстетические и социальные критерии при выполнении конкретных дел в различных областях природопользования;
- культуру духовного общения с природой. Здесь важно развивать эстетические эмоции, умение оценивать эстетические достоинства как естественной, так и преобразованной природной сферы. Экологическая культура, указывает Л.Д. Бобылева, включает следующие основные компоненты:
-интерес к природе;
-знания о природе и ее охране;
-эстетические и нравственные чувства к природе;
-позитивная деятельность в природе;
-мотивы, определяющие поступки детей в природе.
Экологическая культура как качество личности должна формироваться в системе непрерывного экологического воспитания, основными звеньями которой, оказывающими существенное влияние на ребенка в младшем школьном возрасте, являются:
- семья;
- детские дошкольные учреждения;
- школа;
- внешкольные воспитательные учреждения;
- средства массовой информации;
- самовоспитание.
Ведущую роль в воспитании ребенка младшего школьного возраста играет школа, организующая прогресс формирования экологической культуры, включающий в себя две стороны: учебную и внеучебную работу. Компонентами процесса экологического воспитания являются: цели, принципы, задачи, содержание, методы, формы, средства, условия, результаты, цель. Основным компонентом любого процесса является целеполагание. А.Н. Захлебный считает, что целью экологического образования и воспитания являются формирование системы научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения школьников к окружающей среде во всех видах их деятельности, формирование экологической культуры И.Т. Суравегина определяет цель экологического образования как «формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе нового мышления.» Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране своей местности. В основе построения современных факультативных занятий с экологической направленностью по мнению Л.П. Салеевой должны лежать следующие целевые установки:
-формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде жизни, труда и отдыха человека;
- развитие умений воспринимать окружающий мир посредством орган чувств и направленного интереса и способности к причинному объяснению при анализе факторов и явлений окружающей действительности;
- обучение младших школьников методам познания окружающего мира;
- воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали.
В системе экологического воспитания Л.В. Моисеева2 выделяет ряд основополагающих принципов:
1. Междисциплинарность:
- экологизации предметов, т.е. внедрение экологических идей в содержание и методы обучения отдельных предметов;
- интегрированные экологические модули. Комплексные межпредметные знания экологического содержания.
2. Единство познания, переживания и действия:
- целостные ориентации личности;
- мотивы деятельности;
- природоохранная деятельность.
3. Педагогическое целенаправленное общение школьников с окружающей средой (природой).
4. Взаимосвязь глобального, национального и локального (краеведческого) уровней экологических проблем.
5. Принцип альтернативности и прогностичности.
Исходя из цели и руководствуясь принципами, воспитатели ставят перед собой задачи, основной из которых являются преодоление у учащихся утилитарно-потребительского отношения к природе, в формировании естественного отношения к ней в связи со сферами сознания: научной, идеологической, художественной, нравственной, которые составляют основу научного мировоззрения. И.Т. Суравегина, В.М. Сенкевич, Т.В. Кучер считают, что цель экологического образования достигается по мере решения следующих задач в их единстве: обучения-формирования системы об экологических проблемах современности и путях их решения; развития системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценка состояния и улучшению окружающей среды своей местности; воспитания-формирования мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни; стремления к активной деятельности по охране окружающей среды; интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как универсальной ценности), нравственного(воли и настойчивости, ответственности) развития личности. А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина1 считают, что формирование ответственного отношения к природной среде связано с решением ряда образовательных и воспитательных задач. Последние предполагают формирование потребности общения с живой природой, интереса к познанию ее законов; формирование установок и мотивов деятельности, направленных на осознание универсальной ценности природы; формирование убеждений в необходимости сбережения природы, заботы о сохранении своего здоровья и здоровья других людей как общественной ценности; потребности участия в труде по изучению и охране природы, пропаганде экологических идей.
Воспитательные задачи тесно связаны с образовательными, которые включают формирование:
1. Системы научных знаний о единстве человека, общества и природопользования как материальной основы научно-технического прогресса.
2. Системы идеологических, нравственных и эстетических ценностных экологических ориентаций.
3. Умений использовать моральные и правовые принципы, нормы и правила экологически грамотного отношения к окружающей природе в реальном поведении.
4. Умений использовать знания о способах охраны природы и бережного к ней отношения в трудовой, общественно полезной и пропагандистской деятельности.
И.Д. Зверев считает, что основной задачей экологического образования является теоретическое освоение школьниками знаний о природе, ее особенностях, деятельности в ней человека, об экологических проблемах и путях их решения в производстве, быту, в процессе отдыха.
Б.Т. Лихачев методы и формы экологического образования и воспитания условно разделяет на несколько групп. Это: школьные и внешкольные методы формирования сознания и развития мышления, научение умениям и навыкам практически направленной деятельности, развитие нравственно-правовой ответственности, эстетического отношения к действительности, нравственного самосовершенствования.
А.Н. Захлебный считает, что при разработке экологической программы особое значение приобретает изучение школьника как личности, факторов его обучения и воспитания.
По существу, это предполагает построение модели экологического образования. Развитие свойств личности, характеризующих ее отношение к общественным явлениям, имеет аналоги и в формировании свойств, которые определяют отношение человека к природе, что показано в схеме 1. (Приложение 11) В данной схеме А.Н. Захлебный представляет примерную модель формирования ответственного отношения к природной среде.
Модель состоит из четырех блоков. И первом — названы важнейшие факторы, которые определяют формирование свойств личности, ее мировоззренческие взгляды, убеждения, поступки. Исследованиями психологов установлено, что любому действию человека должно предшествовать образование двух психологических феноменов — готовности и способности действовать. Очевидно, ответственное отношение к природной среде обусловлено образованием таких свойств личности, как готовность и способность к практическим действиям по ее бережному использованию, Защите и улучшению. Готовность действовать определяет психологическую установку человека к совершению того или иного поступка и, как свойство личности, развивается под влиянием ряда факторов, в частности, потребностей и ценностных ориентаций по отношению к объектам окружающей природной и социальной среды. Потребности в ценностные ориентации выступают мотивационной основой, формирующей цели деятельности человека, его поступки.
Понятие «ответственность» предполагает необходимость за что-то отвечать. Это делает необходимым в воспитательном процессе последовательно развивать аксиологические знания о тех объектах и процессах в окружающей природной среде, которые требуют ответственного отношения . По существу, все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений выступает в качестве предметных ценностей или объектов ценностного отношения. Для решения задач экологического образования особое значение приобретают ценности: экологическое качество окружающей человека среды (естественной, преобразовательной, искусственной), природные ресурсы и изделия из них; эталоны и уникальные объекты естественной природы; памятники культуры. Все эти объекты окружающей Среды являются ценностями, удовлетворяющие разнообразные потребности человека (и общества): практические, познавательные, эстетические, нравственные.
Вторым фактором, определяющим готовность человека к деятельности, является его идеал отношения (и поведения) к природной среде. Идеал выступает как образ цели поведения или деятельности человека. Идеал отношения к природе — это поведение, при котором гармонически сочетаются общественные и личные интересы. Гуманизм — характерная черта идеала поведения в природной среде. Он определяет уважение к человеку, к общественным потребностям. Из идеала выводятся требования общества к личности, на их основе вырабатываются критерии оценки ее поступков. Развитие у школьников оценочных суждений выступает важным фактором в воспитании готовности и способности действовать по зашите природной среды. Оценка — это отражение явлений действительности с точки зрения духовного мира, интересов, потребностей, целей личности. Моральная ответственность — сложная характеристика личности. В основе ее лежат нравственные убеждения, которые психологи рассматривают как моральные принципы, ставшие мотивами поведения человека. В нравственном убеждении принято различать: познавательный компонент — знание о моральной норме; отношение к этому знанию — уверенность в его правильности и необходимости реализовать его в своих действиях; потребность и готовность поступать в соответствии с этими знаниями. Для совершения ответственного поступка необходима сформированность и такого свойства личности, как способность действовать. Это свойство включает не только знание о том, как действовать, но и волю, настойчивость, активность в достижении цели. Эти качества проявляются в конкретных ситуациях и разных сочетаниях.
Автор обращает внимание на то, что во втором блоке рассматриваемой модели показано проявление свойств личности ученика в конкретных видах деятельности и поведения. Об ответственном отношении свидетельствует:
— культура индивидуального поведения в природном окружении;
— активное участие в общественно полезном труде по защите, уходу и улучшению окружающей Среды, в пропаганде идей охраны природы.
В третьем блоке модели А.Н. Захлебный показывает «каналы», через которые педагог воздействует на личность ученика, его чувства и интеллект.
Используя социальный опыт человечества, который закреплен в научных знаниях, педагог постепенно развивает интеллектуальные способности личности, формирует ее мировоззрение, видение научной картины мира. Именно в результате интеллектуального развития формируется представление об исторической неизбежности возникновения проблем охраны природы и установлении гармонического взаимодействия с природой. Сочетание эмоционального, интеллектуального и эстетического восприятия окружающей природной Среды — основа научного понимания многообразной ценности природы, что формирует необходимую мировоззренческую позицию личности.
В четвертый блок модели автором включены педагогические средства, с помощью которых осуществляется природоохранительное образование личности. Это учебное содержание, методы, наглядные средства, формы организации воспитательного процесса.
Модель факторов, определяющих формирование у школьников ответственного отношения к природе представлена в приложении.
1.2 Педагогические основы формирования экологической культуры.
В своей статье “Экология личности” Б.Т. Лихачев1 раскрывает содержание понятия “Экология личности и культуры общества”, которое может быть рассмотрено единство соответственно развитых сознания, эмоционально-психических состояний. Ядром такого сознания особым образом ориентированная умственная аналитико-синтезирующая способность человека, гарантирующая научно обоснованное включение в природу, жизнь общества, имел в виду сохранения их равновесия. Эстетическое воспитание обеспечивает познание природы во всей ее естественной и эстетической целостности. Воображение выступает как психический прогресс предвидения последствий вмешательства в жизнь природы и общества. Чувствование основано на созидательно-бессознательном стремлении единению с природой. В содержание экологического сознания включается и утилитарно-практическое поведение. Должным образом направленная воля предполагает способность к решительному отказу от намеченных действий в случае возможности непредсказуемых последствий.
Экологическая культура человека органично связана с личностью в целом, ее различными сторонами и качествами, она возникает как новое психическое образование. Естественнонаучная образованность обеспечивает познание закономерностей природы, связей между нею и человеком. Философская — дает возможность осмыслить назначение человека. Политическая — обеспечивает должное равновесие между хозяйственной деятельностью и природными ресурсами. Правовая — удерживает в рамках закона регулируемые взаимодействия. Нравственная — одухотворяет эти отношения. Эстетическая — создает возможность для переживаний восторга и наслаждения. Культура труда и хозяйственной деятельности направляет усилия человека в русло природоохранной целесообразности.
Такое широкое понимание культуры личности, продиктованное реалиями конца xx столетия, предполагает развитие ряда смежных научных направлений. Среди них Б.Т. Лихачев выделяет такие, как экологическая психология и педагогика, экологическая психофизиогигиена. Первая найдет свой специфический предмет в изучении становления и развития психических состояний, обеспечивающих осознание и ощущение себя частью природы, формирование установки и мотивации на взаимополезное, взаимооздоровляющее взаимодействие. Возможно, она станет основой для экологически ориентированной педагогики как особой научной дисциплины, направления поиска, максимально отвечающих принципу природосообразности в его современном звучании. На их базе могут быть разработаны рекомендации по организации образа жизни ребенка, преодолению кризисных явлений, связанных с нарушением экологического равновесия (кислородное голодание, задержки в развитии, вспышки агрессивности и жестокости в отношении к животным и друг другу и т.д.). Педагоги говорят о необходимости экологической терапии и разработки путей и средств возвращения ребенка в биологически и психологически благоприятную среду обитания, предложить специальные игровые, творческие, деловые ситуации общения и деятельности, снимающие напряжение, возрождающие нормальное функционирование психики и организма в целом. Академик Б.Т. Лихачев отмечает, что экологическое сознание требует подкрепления чувством, эмоционально целостным, глубоко нравственным отношением к природе, обществу, людям. Вся нравственная направленность ребенка должна быть ориентирована на развитие таких чувств и состояний, как любовь, волнение совести, переживание общения с природой и людьми в качестве высшего счастья. Природа вненравственна, она по ту сторону добра и зла. Ее величие и спокойствие помогают осознать свое место в ней. Необходимо развить чувствование гармонии, способность восторженного отношения, переживания прекрасного, восхитительного, возвышенного.
Педагоги отмечают, что экологическая культура личности немыслима вне ее практического отношения к действительности, которое формируется на основе совместных усилий учителей и учащихся. Речь идет о создании надежной психологической установки на экологически обоснованное включение в природу, ноосферу, в жизнь общества. Это должно быть связанно с развитием природы самого ребенка, его способностей, физических и интеллектуальных сил, с воспитанием трудолюбия, бережного отношения, предприимчивости и хозяйственности. Важно умения и навыки охранительной и защитительной, психо- и физиотерапевтической деятельности (лесоводства, садоводства, огородничества и др.), в области зоотерапии, аутотренинга, налаживания оздоровительного общения. Естественной основой процесса такого воспитания являются объективно складывающиеся в различные возрастные периоды отношения ребенка с окружающей средой. У детей дошкольного и младшего школьного возраста они реализуются на бессознательной основе. Малыши, не отдавая себе отчета, не отделяются от внешней среды, ощущают себя естественной частью природы. Между детьми, животными и растениями устанавливаются интуитивное взаимоощущение и даже взаимопонимание. Ребенок открыт, чтобы воспринимать и присваивать экологические правила этих отношений, превращать их в свои привычки. Таким образом, экологическая культура в современных условиях является одним из ведущих компонентов личности. Она может рассматриваться как главный системообразующий фактор, способствующий образованию в человеке подлинной интеллигентности и цивилизованности.
1.3 Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками.
Результатом краеведческого подхода в экологическом образовании младших школьников является осознание детьми разнообразия связей между живой и неживой природой, между живыми организмами, обитающими в своем крае, многопланового значения природы, потребность общения с родной природой, бережное отношение к живому.
Комплексный характер взаимодействия человека с природой в условиях родного края и возникающих при этом экологических проблем определяют объекты эколого-краеведческой работы со школьниками. К ним относятся: природа, хозяйство, население, история, искусство края, рассматриваемые с точки зрения взаимодействия общества и природы. Эти объекты можно конкретизировать следующим образом: природа — типичные и редкие виды организмов, типичные природные сообщества; охраняемые территории, памятники природы, природные ресурсы края; хозяйство — местные промышленные предприятия, использующие природные ресурсы и влияющие на окружающую среду; предприятия, производящие сельскохозяйственную продукцию, службы благоустройства; население — особенности экологической культуры местного населения, отношение к окружающей природной среде учащихся школы; искусство — произведения профессионального искусства; народные промыслы, связанные с использованием природных материалов; легенды, сказки, игры, танцы, песни местного населения с природными сюжетами; история — происхождение обычаев и традиций отношения к природе; происхождение названий населенных пунктов и других географических объектов; развитие природоохранной деятельности взрослых и школьников в крае.
Конечно, перечень конкретных объектов экологического краеведения может быть значительно шире, здесь важно показать их разнообразие, а это, в свою очередь, оживит эколого-краеведческую работу с учениками начальной школы, обеспечит комплексный подход в деле.
Т.А. Бабакова считает, что школьное краеведение имеет две взаимосвязанные стороны — краепознание и краестроительство (последнее, к сожалению, часто упускается). При проведении эколого-краеведческой работы необходимо помнить оба эти условия, так как только в процессе практической деятельности по сохранению и улучшению окружающей Среды формируется бережное отношение, а затем и ответственное отношение к природе.
Взаимосвязь двух сторон краеведения осуществляется при организации различных видов деятельности учащихся — познавательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной, художественно-эстетитечской, трудовой — в их совокупности. Т.А. Бабакова рекомендует познавательную деятельность связывать приобретением и совершенствованием знаний, получаемых учащимися от учителей в виде информации, выполнение опытов и наблюдений, чтение краеведческой литературы, выполнение заданий учителя на применение знаний. Ценностно-ориентационная деятельность направлена на осознание учениками многостороннего значения природы для населения края и необходимости в связи с этим сохранения и улучшения природной среды. При этом природные объекты оцениваются с точки зрения для природы человека. Данный вид деятельности связан с анализом значения (оценкой) изучаемых объектов и обоснованием своей точки зрения.
По мнению педагогов коммуникативная деятельность предполагает активность самих учеников, что проявляется, например, при подготовке и выполнении сообщений в классе; при коллективном планировании и обсуждении результатов практических природоохранных дел. Художественно-эстетическая деятельность заключается в восприятии эстетических свойств природных объектов и произведений искусства (изобразительного, музыкального, литературного, декоративно-прикладного, зодчества, Устного народного творчества), а также в создании художественных образов, связанных с природными объектами и отношением людей к природе. Разнообразны и формы художественного творчества учащихся: выполнение рисунков, плакатов, сочинений, посвященных природе родного края и отдельным ее объектам; сочинение и оформление экологических сказок; участие в подготовке спектаклей экологического содержания; изготовление поделок из природного материала и др. При этом желательно использовать произведения искусства местных авторов, однако можно применять и работы других мастеров, если в них отражены изучаемые объекты природы.
Трудовая природоохранная деятельность связана с сохранением и улучшением окружающей среды. Реально возможности такой деятельности, несмотря на кажущееся разнообразие конкретных проявлений, ограничены преимущественно благоустройством своего класса и школы, ее территории. Сюда входят: озеленение класса и разведение комнатных растений, уход за ними, уборка территории школы, перекопка газонов, посев семян цветочных и древесно-кустарниковых пород, уход за растениями на пришкольном участке (полив, прополка, сбор насекомых-вредителей), очистка родников и т.п.
Включение учеников в различные виды деятельности в процессе эколого-краеведческой работы соответствует деятельностно-личностному подходу в образовании и воспитании, причем следует иметь в виду, что при выделении отдельных видов деятельности есть некоторая условность. Так, познавательная деятельность является инвариантной стороной любой деятельности; усвоение учениками тех или иных знаний (познание) осуществляется в процессе общения с учителем и т.п. Осознание специфики каждого деятельности и их взаимосвязи позволяют учителю более эффективно осуществлять эколого-краеведческую работу с учащимися.
1.4. Внеклассная работа по формированию экологической культуры младших школьников.
Экологическое образование обладает такими особенностями, как актуализация идеи К. Маркса о неразрывной связи физической и духовной жизни человека с природой; рассмотрение экологических проблем в системе глобальных проблем современности; направленность на цели охраны природы: сбережение генофонда биосферы, сохранение гигиенических и эстетических достоинств окружающей Среды, рациональное использование природных ресурсов. Содержание экологического образования имеет сложный состав, усвоение которого школьниками требует не только классной, но и большой внеклассной работы.
Внеклассная работа определяется педагогами как та деятельность, которая выполняется во внеурочное время и на основе интереса и самодеятельности учащихся. При определении содержания внеклассной работы необходимо исходить из таких принципов, как связь с жизнью, с проблемами, которые решает страна, область, район; соответствие содержания внеклассной работы возрасту учащихся, особенностями их умственного развития и интересов.
Краеведческий принцип во внеклассной работе по формированию экологической культуры младших школьников является ведущим.
Исследование школьниками реальной жизни в процессе внеклассной работы, экологическое краеведение дает материал для обсуждения разнообразных жизненных ситуаций в природной среде, особенно поведения людей, где результат не соответствует желанному. Это позволяет школьникам извлекать уроки на будущее, изменять цели своей деятельности, принимать решение в соответствии с убеждениями. Естественнонаучные знания при этом обосновывают оптимальные способы поведения и действий в окружающей среде.
Внеклассная работа создает условия для приобретения опыта принятия экологических решений на основе полученных знаний и в соответствии со сформированными ценностями подходами и ориентациями: как и где проложить тропу, оборудовать стоянку; стоит ли украшать машины дикорастущими растениями; как ходить по лугу, лесу, как относиться к их живым обитателям; как вести себя в природе, если встретится дикое животное.
Велика роль внеклассной работы в приобщении школьников к самостоятельной работе, которую они могут проводить в соответствии с той скоростью усвоения, которая им более свойственна, что делает более продуктивным процесс становления личности. При этом ученик может обратиться к эксперименту, кратковременному и долговременному наблюдению, исследованию связей человека с природой в течении длительного срока с фиксацией на фотопленке, в рисунках, схемах и других документах. Все это делает исследования природной Среды и ее охраны привлекательными и интересными.
Формирование экологической культуры младших школьников возможно только при условии взаимосвязи различных типов и видов внеклассной деятельности. Разнообразная деятельность дает возможность школьникам овладеть глубокими знаниями о связях человека с природой, увидеть экологические проблемы в реальной жизни, научиться простейшим умениям по охране природы.
Разнообразная деятельность учащихся реализуется во всех типах внеклассных занятий: индивидуальных, групповых, массовых. Индивидуальные занятия предполагают выполнение учащимися наблюдений как отдельных видов растений, животных, грибов и т.д., так и природных сообществ, расположенных в окрестностях школы, о взаимном влиянии человека и живой природы. В индивидуальных занятиях наиболее ценны те наблюдения, которые приводят школьника к выводам о значении живых организмов в жизни человека, оценке их состояния на обследуемой территории и порождают желание своим трудом улучшить окружающую человека среду: озеленить улицу, очистить участок леса от сушняка, подкормить птиц зимой.
Индивидуальная работа тесно связана с приобщением младших школьников к чтению и обсуждению книг и статей в журналах об охране природы.
Групповая внеклассная работа наиболее успешно протекает в кружках. В них занимаются школьники, проявляющие наибольший интерес к изучению взаимосвязей человека с живой природой.
В формировании экологической культуры младших школьников огромную роль играют массовые внеклассные занятия: праздники, утренники, ролевые игры на экологические темы.
Выводы по I главе:
1. Проблемы экологического воспитания младших школьников является актуальной и достаточно в научной и методической литературе.
2. Кружковая работа по формированию экономической культуры младших школьников не находит широкого применения в практике работы школы.
3. Уровень экологической культуры младших школьников недостаточно высокий.
Глава II. Опыт организации кружковой
работы с младшими школьниками.
2.1. Кружковая работа в системе экологического воспитания младших школьников.
Для групповой экологической работы с учащимися начальных классов наиболее целесообразной является кружковая работа. Программа экологического кружка должна отражать все аспекты содержания экологического образования:
- научно-познавательного;
- ценностного;
- нормативного;
- практически-деятельностного.
Научно-познавательный аспект содержания, развивающий интерес младших школьников к проблемам окружающей среды и формирующий представление о научной картине мира, может быть представлен материалом, раскрывающим свойства предметов и явлений, их многообразие, связи между ними.
Трудно вычленить какие-то отдельные вопросы, развивающие научно познавательный аспект содержания: для младших школьников весь комплекс знаний об окружающей среде окрашен интересом, что очень важно в деле формирования отношения детей к своему дому ? природно-социальному окружению.
Ценностный аспект содержания призван раскрыть детям многогранную значимость изучаемых объектов в жизни природы и человека. До сих пор в практике обучения младших школьников нередко преобладала трактовка ценности с утилитарно-практических позиций, что обедняло отношение детей к окружающему, снижало их любознательность, эстетическую отзывчивость, милосердие, сочувствие, сопереживание
Нормативный аспект содержания экологического образования - это правила (предписания и запреты) поведения человека и его деятельности в природном и социальном окружении. Следование общечеловеческим нормам морали ? показатель общей культуры поведения каждого человека в отношениях между людьми, с природными объектами, к своему здоровью и здоровью окружающих людей и т.п. Основы экологической культуры, как и любой другой, закладываются в детском возрасте. Вот почему именно в начальной школе необходимо уделять особое внимание раскрытию этого аспекта содержания.
Традиционное представление о ребенке младшего школьного возраста, слепо повторяющего поведение взрослого человека, в последнее время претерпевает существенные изменения. Ребенок этого возраста ? не только объект воздействия взрослых, но и деятельный субъект воспитания. Поэтому при разработке нормативного аспекта содержания важно учитывать, что младший школьник должен понимать, осознавать правила своего поведения в отношениях с окружающей средой, чтобы самому определить необходимость соответствующих действий в конкретной ситуации.
Практически - деятельностный аспект содержания играет не менее важную роль в экологическом образовании, чем нормативный аспект. Практическая деятельность - конечный результат формирующихся отношений, критерий развивающего сознания и чувств. В то же время в деятельности формируются и закладываются сами отношения человека с окружающим миром. Однако младший школьник в силу ограниченных физических возможностей мало вовлечен в деятельность природоохранительного характера. Опыт показывает, что объем и содержание практического участия детей в защите и благоустройстве окружающей среды своего села может быть значительно шире: это уборка школьного помещения, уход за собой, за домашними животными, живущими в живых уголках школы, практические дела в естественных и искусственных сообществах (прополка сорняков, полив растений, очистка от мусора) и много других важных дел. Следует учитывать, что организация практической деятельности в младшем школьном возрасте имеет свои особенности: детей надо научить, что и как делать. Например, как экологически грамотно подкармливать зимующих птиц, собирать грибы, ягоды, лекарственные растения, соблюдать правила личной гигиены при уходе за кошками и собаками.
В содержании экологического образования в начальной школе должны найти отражение материалы из различных отделов экологии. Наибольшие возможности для этого имеет раздел по экологии биологических систем. Особый интерес у младших школьников вызывает материал об отношениях живых организмов со средой обитания. Содержание этого раздела близко и понятно детям: оно дает представление о многообразии обитателей природы, о том, как они приспосабливаются к условиям жизни (к сезонным изменениям, к условиям обитания, к взаимоотношениям собой и человеком), где живут, какое влияние оказывает на них человек и его деятельность и как уменьшить вредное воздействие этой деятельности на сохранение многообразия видов растений и животных.
Естественно, в содержании должны найти отражение знания о местах обитания живых организмов: о их домах - природных сообществах, в которых протекает их жизнедеятельность и которые тысячами нитей связаны с жизнью человека.
В содержании экологического образования многоаспектно должны быть представлены знания о человеке и обществе и их связях с окружающей средой.
Младших школьников нужно подвести к выводу, что от состояния окружающей среды зависит состояние здоровья человека, а поэтому оберегать эстетические, экологические, санитарно-гигиенические качества окружающей среды ? значит заботиться о здоровье человека, его нормальной жизнедеятельности. На начальном этапе обучения имеется возможность познакомить детей с предметами, созданными трудом человека, со средой населенных мест, что позволит показать роль труда в преобразовании природного окружения, как с положительной так и с отрицательной сторон, и на основании этого наметить пути гармонизации (оптимизации) отношений человека с природным и социальным окружением.
Несмотря на то, что младшие школьники, естественно, не знают достаточно глубоко промышленного и сельскохозяйственного производства, не могут судить в полном объеме о физическом и химическом загрязнении окружающей среды, отдельные вкрапления таких знаний должны иметь место в занятиях кружковой работы по экологическому воспитанию, Например, при знакомстве с дорогами и транспортом в селе есть возможность показать, что дороги сокращают места обитания растений и животных, что транспорт отрицательно влияет на здоровье людей; при изучении природных сообществ можно раскрыть влияние на них деятельности людей, при изучении водоемов ? влияние деятельности человека на чистоту вод и меры по их защите.
Факты о загрязнении и оскудении вод, воздуха сельской сферы, в которой живут дети, вызывает у них тревогу и стремление сохранить их красоту и качества, важные для жизни организмов, в том числе и человека. Таким образом, в содержании программы экологического кружка могут быть прослежены несколько содержательных линий:
- человек - природное существо и член общества;
- многообразие природного и социо-культурного окружения человека;
- экологические взаимодействия живых организмов с окружающей средой;
- труд и поведение человека в окружающей среде.
Успех работы кружка зависит от того, как учитель сочетает деятельность учащихся в стенах школы с изучением природной среды в окрестностях школы или села. Так, органической составной частью кружковой работы по теме «Экология села» может стать прокладка экологической тропинки. Прокладка тропинки связана с изучением окружающей школу природы: поиск точек обзора эстетически привлекательных ландшафтов, выбор информационно емких экскурсионных объектов, связанных с взаимодействием общества и природы, разработка схемы маршрута, составление плана местности.
Кружковая работа позволяет использовать большое многообразие форм и методов работы. Одним из важнейших средств является игра. В игре в наибольшей степени школьник психологически готовится к реальным экологическим ситуациям, учится понимать отношение к природе людей, выполняющих различные роли в зависимости от профессии и должности, овладевает приемами общения со сверстниками.
Младшие школьники с удовольствием исполняют «роли» охраняемых видов животных, растений или грибов, при этом каждый вид устами школьника рассказывает о значении его в природе и жизни человека и обосновывает необходимость его сохранения.
Разнообразные виды внеклассной работы в экологическом кружке взаимно дополняют друг друга, обогащая процесс обучения и воспитания младших школьников.
Для выявления уровня экологической культуры младших школьников в Перехвальской средней школы Данковского района Липецкой области во 2 классе, нами был проведен констатирующий эксперимент.
Детям были предложены вопросы анкеты. При этом метод анкетирования использовался в сочетании с методом интервью.
Анкета
1. Что такое природа?
2. Что природа дает человеку?
3. Назовите охраняемые растения нашей местности.
4. Какие животные занесены в Красную книгу нашей страны?
5. Какие насекомые появляются весной первыми?
6. Что такое «фотоохота»?
7. Назовите лекарственные растения.
8. Как вы оцениваете состояние окружающей среды в вашей местности?
9. Как человек разрушает природу?
10. Что могут сделать дети для охраны природы?
Данные полученные в ходе анкетирования, представляют в графиках и диаграммах.(Приложение № 4-10)
Ответы учащихся 2 класса на вопрос «Что такое природа?» Как видно из графика (приложение № 1), большинство учащихся не имеют полного представления, о том что такое природа. Среди компонентов природы учащиеся называли растения, животных, почву, человека; в то же время не были названы ? воздух и вода.
Ответы учащихся 2 класса на вопрос «Что природа дает человеку?». Приведенные данные (приложение № 2) свидетельствуют, что большинство учащихся на этот вопрос не дали ответа. Лишь некоторые называют птицу, лекарства, одежду, мебель. Однако никто не назвал топливо, чистый воздух.
Следующая диаграмма иллюстрирует ответы учащихся на вопрос «Назовите охраняемые растения нашей местности». Данные диаграммы (приложение № 3) свидетельствуют о недостаточной осведомленности учащихся об охраняемых растениях своей местности. Среди ответов учащихся следует отметить значительное количество неверных (например: одуванчик, подорожник и другие).60 % учащихся не смогли ответить на поставленный вопрос.
Ответы учащихся 2 класса на вопрос «Какие животные занесены в Красную книгу нашей страны?». Как видно из графика (приложение № 4), большинство учащихся не имеют представление об охраняемых животных нашей страны. Были названы охраняемые животные такие, как бобр, беркут, олень и в то же время многие учащиеся не дали полных и точных ответов.
Ответы учащихся на вопрос «Какие насекомые появляются весной первыми?». Как показывают результаты анкетирования (приложение № 5), учащиеся не смогли ответить на этот вопрос, так как целенаправленные фенологические наблюдения под руководством учителя ими не проводятся.
Ответы учащихся 2 класса на вопрос «Что такое «фотоохота?».Приведенные данные (приложение № 6) говорят о том, что большинство учащихся не знают, что существует в природе безопасный вид охоты ? фотоохота.
Ответы учащихся 2 класса на вопрос: «Как вы оцениваете состояние окружающей среды в вашей местности?». Как видно из графика (приложение № 8), большинство учащихся оценивают состояние природы как удовлетворительное, однако значительное количество учащихся считают его неудовлетворительным. Это связано с ухудшением экологической обстановки и с большой информированностью школьников об экологических проблемах.
Ответы учащихся 2 класса на вопрос: «Как человек разрушает природу?» Приведенные данные (приложение № 9) свидетельствуют, что учащиеся недостаточно полно осознают пагубное влияние человека на природу.
Ответы учащихся на вопрос: «Что могут сделать дети для охраны природы?» Как видно из графика (приложение № 10), не все учащиеся знают, что они могут сделать для охраны природы. Большинство школьников отмечают ограждение муравейников, посадка деревьев, что связано с положением школы в лесу.
Анализ полученных данных убедило нас в том, что уровень экологической культуры младших школьников, особенно такого его компонента, как экологические знания очень низок. В связи с этим нами было сделано предположение о том, что целенаправленная систематическая работа по формированию экологической культуры школьников может повысить эффективность формирования у школьников бережного отношения к природе.
2.2. Опыт организации кружка «Юный эколог» в Перехвальской средней школе Данковского района Липецкой области.
Проанализировав теорию и опыт, накопленный в области экологического образования, мы разработали и предлагаем программу экологического воспитания младших школьников в рамках кружка «Юный эколог». Программа составлена из расчета один раз в неделю.
При построении авторской программы кружковой работы мы сочли целесообразным заострить внимание на четырех основных направлениях работы:
- познавательном;
- познавательно-развлекательном;
- практическом;
- исследовательском.
сентябрь
Утренник «Мир вокруг нас» Театрализованное представление на экологическую тему: «Новые приключения Маши и Вити». Работа над проектом «Мое дерево». Выставка детских рисунков на экологическую тему: «Давайте сохраним планету». Путешествие по экологической тропинке (I часть).
октябрь
Беседа «Перелетные птицы. Их охрана». Праздник «Золотая волшебница осень». Конкурс на лучший осенний букет. Операция «Большие дела маленьких рук» (Сбор корма для птиц). Экскурсия «Удивительное рядом». Фенологические наблюдения «Осенние явления».
ноябрь
Путешествие за капелькой воды. Проблема чистой воды и здоровье человека. Утренник «В гостях у жителей подводного царства». Операция «Малые реки» (рейд в пойму реки Дон). Опыт «Волшебница вода».
декабрь
Спектакль «Зачем зимой снег». Утренник «Здравствуй, гостья - зима». Подготовка материалов для экологической тропинки. Конкурс рисунков «Снежные узоры». Опыты «Почему идет снег?» «Почему снег бывает разным?»
январь
Беседа «Лиственные и хвойные растения зимой». Викторина «Что растет в моем краю». Работа над проектом «Мое дерево». Путешествие на родину комнатных растений. Уход за комнатными растениями. Опыт «Защитные свойства снега» (роль снега на растения зимой).
февраль Беседа «Охраняемые животные Липецкой области». Устный журнал «Зимующие птицы. Кто как проводит зиму». Операция «Синица» - изготовление и развешивание кормушек, подкормка птиц. Экскурсия «Следы. Фенологические наблюдения.»
март
Дидактическая игра «Первоцветы. Узнай растение по листу». Беседа «Встреча пернатых друзей». Праздник весны. Конкурс «Птичий КВН». Очистка аллеи от сушняка. Операция «Скворец» - изготовление птичьих гнездовий. Опыт со срезанными ветками.
апрель
Беседа «Что мы знаем о насекомых и их охране.» Чтение и обсуждение книг и статей в журналах о природе и ее охране. Экологическая игра «Пестрый мир насекомых». Операция «Муравей». Экскурсия на луг. Фенологические наблюдения.
май
Турнир-викторина «Охраняемые растения Липецкой области. Игра-путешествие «По лесным тропинкам». Работа по проекту «Мое дерево». Озеленение школьного двора. Путешествие по экологической тропинке (II часть). Лекарственные растения.
Познавательное направление работы кружка включало цикл познавательных мероприятий (использовались следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины), которые способствовали более глубокому расширению экологических знаний младших школьников.
Познавательно-развлекательное направление работы ставило целью знакомства учащихся начальных классов с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это - тетрализованные представления на экологическую тему, праздники, утренники, устные журналы, экологические игры, игры-путешествия.
Изучение растительного и животного мира, почв, водоемов, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (практическое направление работы кружка «Юный эколог») - посадкой деревьев и кустарников, охраной уникальных и редких цветов, озеленением класса, охраной муравейников, подкормкой птиц, способствовало привитию бережного отношения младших школьников к родной природе.
Исследовательское направление работы кружка осуществляется в рамках следующих мероприятий: экскурсий, фенологических наблюдений, опытов которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.
Программа может быть реализована при проведении внеучебной воспитательной работы, в рамках кружка; программа рассчитана на младших школьников.
Предлагаемая программа обеспечена пакетом методических разработок. Ее апробация проводилась на базе 2 класса Перехвальской средней школы. В ходе работы кружка нами был использован проект «Мое дерево» Н.А.Рыжовой.1
Большую роль в экологическом образовании и воспитании школьников любого возраста, в том числе и младших, играет практическая, исследовательская работа в природных условиях. Теоретические знания, полученные учеником на уроках, должны стать базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов и явлений, для проведения собственных исследований, наблюдений, умения обобщить результаты своих наблюдений, способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению. Часто дети изучают природу только по книгам, могут определить названия растений, животных, изображенных на картинках, но не узнают их в природе. Хотя бы частному решению проблемы, считает может помочь исследовательская работа младших школьников в рамках экологических проектов. Учащиеся младших классов с удовольствием и большим интересом участвуют в такой работе, естественно, на доступном для них уровне. Проект «Мое дерево» подразумевает выполнение детьми исследовательской работы, проведения наблюдений, обобщение результатов исследований в самой разнообразной форме и составление рекомендации по проблеме. В качестве объекта исследований детей выбрано дерево. Деревья играют большую роль в нашей жизни. Они окружают нас постоянно, однако большинство детей и взрослых не обращают на них внимание. Опыт показывает, что дети младшего возраста часто не воспринимают деревья как живые объекты. В то же время дерево ? прекрасный объект для фенологических наблюдений. На примере дерева могут быть рассмотрены взаимосвязи растений с окружающей средой. Состояние деревьев, их внешний облик отражают экологическую обстановку, в которой они обитают. Важно и то, что деревья ? довольно крупные объекты, поэтому ребенку легче, чем небольшие растения, представить дерево своим другом.
Проект включает три этапа работы. Первый этап ? подготовительный. На этом этапе объясняется цель , задачи проекта , проводятся беседы, дискуссии, экскурсии; определяется объект исследований. Каждый ученик выбирает дерево, которое ему нравится. Одно из условий ? дерево должно находиться в доступном для ребенка месте, чтобы обеспечить возможность регулярных наблюдений. Кроме того, оно должно расти в безопасном месте, вдали от проезжей части, чтобы ребенок мог приходить к нему сам. Многие школьники выбирают для исследований деревья, которые, видны из окон их домов, растут во дворе дома. У большинства детей сформировано представления о том, что главное дерево нашей страны ? береза. Однако для сравнения результатов важно проводить наблюдения за разными деревьями. В результате среди объектов наблюдений оказались рябина, яблоня, черемуха, груша, вишня, ива.
Важной задачей работы в рамках проекта ? воспитание эмоционального отношения к деревьям, общение с ними на равных. Поскольку дерево ? друг, ребенок сам выбирает для него имя. Анализ детских работ показал, что все придуманные имена деревьев можно разделить на несколько групп. Первая ? обычные, «человеческие» имена ? Саша, Аннушка, Аленушка и т.п. Возможно, в этом случае детям хотелось, чтобы у их деревьев были такие же имена, как у них самих или у их друзей. Тем самым они подчеркивают свое отношение к дереву, как к другу. Вторая группа имен ? это придуманные слова, отражающие определенную характеристику дерева: дерево по имени «Среднекан» названо так потому, что оно и не великан, и не малыш, а нечто среднее между ними. В третьей группе имена деревьев отражают их особенности, но при этом дети использовали уже существующие слова: Красавица, Белянка (береза) Ежик (ель), Невеста (яблоня в цвету). Анализ детских рассказов о своем дереве показывал, что детям нравится называть деревья придуманными именами, а не ботаническим названием. Таким образом они подчеркивают свое личное отношение к дереву, выделяют его среди остальных.
Экологический проект «Мое дерево» может стать семейным проектом. Для этого необходимо познакомить родителей с целями и задачами работы по проекту. Родители могут помочь ребенку выбрать дерево, ухаживать за ним, рассказать историю его появления.
Подготовительный этап включает оформление специальной тетради «Мое дерево», в которую ученики заносят результаты своих наблюдений не только в виде кратких записей, но и в виде рисунков. Например, они рисуют портрет своего дерева в разное время года.
Исследовательский этап состоит из ряда заданий: «Знакомство с деревом», «Изучение кроны, листьев», «Изучение коры, ствола», «Изучение плодов, семян», «Изучение животных, связанных с деревом» и др. Каждое задание, в свою очередь, состоит из комплекса вопросов. Ниже приводится пример одного из заданий ? «Изучение ствола, коры».
1. Найди место, где ствол дерева шире (уже) всего.
2. Погладь кору дерева. Какая она: твердая, мокрая, сухая? Есть ли на ней трещины? В каком месте их больше всего? Может ли кто-нибудь жить в этих трещинах? Примечание. При ответе на эти вопросы школьники даже отмечали, как изменяется кора после дождя. Некоторые дети, считали, что кора их дерева «средняя», так как она «не шершавая и не гладкая».Ответы ребят показали, что исследования дети проводили с большим интересом и на детальном уровне, в разное время года.
3. Понюхай кору. Что напоминает тебе это запах? Всегда ли одинаково пахнет кора дерева?
Примечание. Школьники отмечали запах коры в разное время года, при разных погодных условиях. Ответы были следующими: «лимоном», «подсолнечным маслом и грибами», «апельсином», «травой», «лесом», «листвой», «яблоками», «свежими огурцами».
4. Есть ли дупла на деревьях? Может кто-нибудь в них жить?
5. Есть ли на коре дерева мхи, лишайники? Много их или мало? Рассмотри их внимательно и постарайся нарисовать в тетради.
6. Есть ли на стволе грибы?
7. Есть ли на коре дерева следы, оставленные человеком: ободранная кора, царапина от ножа и т.п. Как вы считаете, смогло дерево залечить эти раны?
Помимо чисто исследовательских заданий, ребята выполняли ряд дополнительных работ, направленных на развитие образного мышления, эмоционального отношения к природе. Например, им предлагалось определить «настроение» дерева, нарисовать портреты дерева, с разным настроением. Во время выполнения задания дети отмечали, что «настроение» их дерева бывает: грустное, веселое, счастливое, бодрое, печальное, молчаливое, шутливое, задумчивое. Параллельно с проведением исследований дети участвуют в практической деятельности по уходу за своим деревом, сажают рядом с ним другие растения, чтобы «дереву не было скучно и одиноко», делают кормушки для птиц.
Третий этап – обобщение материалов – включает написание детьми сочинений о дереве, выполнение ряда рисунков, чтение литературы по теме.
Ниже приводятся примеры сочинений учащихся.
«Мое дерево дружит с рябиной, которая живет в другом дворе. Каждую ночь они подходят к забору и разговаривают. Ветра нет, а они качаются. Иногда они уходят в другой конец двора, где забор сломан, а утром возвращаются на свои места. Кажется, что деревья неживые, но на самом деле они живые». (Написала Ульянова Таня)
«У меня есть любимые деревья. Это два могучих тополя. Они растут во дворе. Рядом с ними лежит снег, глубина его десять сантиметров. Есть проталины, уже видна трава. Кора у деревьев очень толстая, а запах – прихода весны. Моим деревьям нужна вода, земля, солнце, почва. Им нужен воздух» (Написал Гаджиев Борис)
Наблюдения в природе играют особую роль в формировании положительного отношения школьников к природе.
Окружающая природа – непосредственный источник, из которого дети черпают свои первые впечатления. Ребенок впервые сталкивается с миром зверей, птиц, насекомых и растений. Он с удивлением и интересом рассматривает жука и бабочку, следит за стремительным полетом птицы и распускающейся веточкой.
Наблюдение окружающей действительности оказывают глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка. В процессе наблюдения у ребенка включены все анализаторы: зрительный – ребенок видит размеры, цвет исследуемого объекта: слуховой – ребенок слышит шум ветра, плеск воды в реке, стук капель дождя, шелест листвы, журчанье ручейка – все это приятно для слуха ребенка. Вкус позволяет тонко различать – сладкий вкус меда и соленый вкус морской воды, вкус родниковой воды и луговой клубники. Осязание – это вторые глаза ребенка. Ощупывая предметы природы, ребенок чувствует все шероховатости коры дерева, гладкости гальки, крупинки речного песка и чешуйки шишек. А запахи! Море запахов, которое волнует воображение ребенка. Запах тополиных почек после дождя, запах весны, запах теплой земли, нагретой от солнца. Недаром К.Д. Ушинский писал, что ребенок «мыслит формами, красками, звуками». Процесс наблюдения можно условно разделить на четыре этапа, каждый из которых служит достижению общей цели всего наблюдения. Рассмотрим каждый этап в отдельности (по А.В. Васильевой).
Первый этап – подготовительный. Цель его – вызвать у детей интерес к объекту наблюдения. Достигается это различными приемами: краткая беседа ориентирует на новое (что дети узнают о предмете, на что обратить внимание); обращение к имеющемуся личному опыту детей (вспомнить, видел ли предмет, где видел, каким он был тогда, что знает о нем); показ диафильма, иллюстраций, готовящих детей к восприятию объекта. На данном этапе учитель указывает цель и задачи наблюдения и дает задание к предстоящему наблюдению. Этот этап может непосредственно предшествовать началу наблюдения, а иногда – несколько отстоять по времени от начала самого наблюдения.
Второй этап. В начале наблюдения произвольное внимание требуется направить и сосредоточить на наблюдательном объекте, поддержать интерес, вызванный еще на первом этапе.
Известный прием возбуждения произвольного внимания у младших школьников – использование сюрпризности, загадочности, неожиданности. Но этого не всегда достаточно. Можно применить такие приемы, которые вызвали бы волевые усилия, умственное напряжение и способствовали бы удержанию произвольного внимания в течение определенного времени. Хорошо для этой цели использовать художественный образ, загадку, поговорку, стихотворение, показ и пояснение иллюстраций, вопросы и указания. Все эти приемы направлены в первую очередь, на постановку перед ребенком определенной умственной задачи. Поиски решения этой задачи организуют, направляют и удерживают внимание ребенка на наблюдательном объекте.
Третий этап – основной момент всего процесса наблюдения. Он самый длительный по времени. В результате обследования предмета у ребенка должно сформироваться точное и четкое представление о нем. Задача данного наблюдения заключается также в том, чтобы показать детям приемы правильного последовательного обследования и помочь их усвоить. Этот этап (по своему содержанию и роли наблюдения) можно условно разграничить на три части. Первая часть – обследование предмета или явления в целом. Как правило, дети обращаются к обследованию отдельных деталей и частей предмета. Учитывая эту особенность восприятия, целесообразно подобрать предмету такую характеристику, которая сразу бы направляла внимание ребят к целостному восприятию предмета. Молча созерцать предмет дети могут несколько секунд. Молчаливое восприятие должно быть не стихийным, целеустремленным – таким его делает направляющее слово педагога (вопрос, указание). Вторая часть – анализ обследуемого предмета. Учитель направляет внимание ребенка на особенности предмета. Мы заметили, что младшие школьники сравнительно легко выделяют части предмета и несколько затруднены в выделении его свойств. Части и свойства предмета являются его признаками, которые ребенок должен вычленить, понять и на этой основе сформировать представление о предмете в целом. Выделяя существенные признаки, ребенок учится определять принадлежность предмета к той или иной группе, по характерным признакам, учится отличать его от других однородных предметов. Следует подчеркнуть, что младшие школьники способны вычленить и различить несколько признаков в воспринимаемом предмете ил явлении. Если воспринимаемы предмет малоизвестен детям, то развернутый анализ его проводится при непосредственном участии самого учителя, руководство и помощь которого при этом способствует большей тонкости анализирующего восприятия.
Учитель направляет внимание детей на выделение тех свойств предмета, которые у него были общими с целой группой однородных предметов. Через восприятие одного предмета дети познают свойства, присущие всем предметам такого рода, в результате чего у них формируется обобщенное представление типичного строения, окраски, формы и других признаков предмета. По мере участвования навыков анализа умение наблюдать принимает все более самостоятельный характер. Третья часть – обследование интерпретирующее, раскрывающее те только чувственно воспринимаемые свойства, но и на их основе абстрактные свойства предметов и явлений в их существенных взаимосвязях. Цель этой части наблюдения – отнесение данного предмета к определенной группе однородных предметов, а также установление причинных связей и отношений между наблюдаемыми предметами и явлениями, их частями и свойствами.
С этой целью учитель привлекает и использует в наблюдении детей их личный сенсорный опыт, полученными ими ранее (самостоятельно или под руководством учителя). Четвертый этап – заключительный. Цель его – в подведении итогов и закреплении полученных представлений и знаний о предметах и явлениях, а также в оценке тех способов обследования предметов, которыми дети пользовались.
Как показывает опыт работы, при однородном восприятии даже однократном восприятии даже обученный ребенок не всегда умеет четко выделить отдельные признаки предмета, его части, их названия. Поэтому необходимо повторное наблюдение, способствующее прохождению нервных импульсов теми же путями, по которым они протекали в процессе первичного восприятия. Правильное построение структуры наблюдения, обучения детей приемам обследования является основой работы по развитию умения наблюдать и воспитанию наблюдательности.
Учитель руководит процессом наблюдения и воспитания детей в соответствии с обобщенной схемой обследования предмета.
Примерная схема наблюдения животного.
В процессе восприятия дети, следуя указанию учителя (или самостоятельно), отмечают:
1. Особенности внешнего вида животного в целом и отдельных его частей. Выделяют и называют отличительные и сходные признаки внешнего вида наблюдаемого объекта сравнительно с другим хорошо известным им однотипным животным.
2. Особенности в поведении животного: повадки, движения, голос и другие жизненные проявления (образ жизни и питание на воле и в неволе). По этим признакам сравниваем с уже известным однотипным животным, отличая и сходство, и различия.
3. Особенности и роль данного животного в жизни человека.
4. Интерпретация воспринимаемого в свете имеющегося личного опыта и знаний.
Результаты работы по программе
экологического воспитания младших школьников.
Формирующий эксперимент проводимый по нашей программе во 2 классе Перехвальской средней школы Данковского района Липецкой области показал, что дети стали больше интересоваться природой, у них расширились экологические знания. Учащиеся стали более эмоционально воспринимать природу и произведения искусства о природе. Так, например, Таня Ульянова прочитала и рассказала своим товарищам сказку А. Дитриха и Г. Юрмина «Разноцветная речка» о вреде, который приносят промышленные заводы, загрязняя наши речки и озера. А Женя Фролов повесил кормушку и поделился со своими друзьями наблюдениями о том, какие птицы прилетали к его искусственной столовой. В заключении формирующего эксперимента нами был проведен повторный срез. Детям были предложены вопросы анкеты (см. гл. II. 2.1.) Данные повторного среза показали, что после занятий заметно выросло количество полных ответов и снизилось количество неправильных ответов.
Ответы учащихся 2 класса на вопрос: Что такое природа?
Как видно из графика (приложение №1), большинство учащихся дали достаточно точные и полные ответы на данный вопрос. Среди компонентов природы школьники наиболее часто называли воздух, растения, воду, животных, человека.
Ответы учащихся 2 класса на вопрос: Что природа дает человеку?
Приведенные данные свидетельствуют, что большинство учащихся дали правильные ответы на этот вопрос (приложение №2)
Следующая диаграмма иллюстрирует ответы учащихся 2 класса на вопрос: Назовите охраняемые растения нашей местности (приложение №3). Полученные ответы позволяют делать вывод о том, что занятия по программе привели к повышению уровня знаний об охраняемых растениях. Уменьшилось количество неточных ответов, многие растения, называвшиеся до занятий одним – двумя школьниками, стали известны большинству школьников.
Ответы учащихся 2 класса на вопрос: Какие животные занесены в Красную книгу нашей страны? Как видно из графика (приложение №4), большинство учащихся назвали охраняемых животных.
Ответы учащихся 2 класса на вопрос: Какие насекомые появляются весной первыми? Как показывают результаты анкетирования (приложение №5), целенаправленные систематические фенологические наблюдения под руководством учителя способствовали расширению знаний учащихся по данному вопросу.
Ответы учащихся 2 класса на вопрос: Что такое «фотоохота»? (приложение №6). Приведенные данные говорят о том, что многие учащиеся познакомились на занятиях кружка с безопасным видом охоты в природе – фотоохотой.
Ответы учащихся 2 класса на вопрос: Назовите лекарственные растения. Как видно из графика, большинство учащихся узнали достаточное число видов лекарственных растений (об этом свидетельствуют графики и диаграммы – приложение №7).
Ответы учащихся 2 класса на вопрос: Как вы оцениваете состояние окружающей среды в вашей местности? Как видно из графика (приложение №8), у большинства школьников расширились знания об экологической обстановке в своей местности.
Ответы учащихся 2 класса на вопрос: Как человек разрушает природу? Приведенные данные свидетельствуют (приложение №9), что школьники узнали о многочисленной деятельности человека на природу.
Ответы учащихся 2 класса на вопрос: Что могут сделать дети для охраны природы? Как видно из графика (приложение №10), большинство учащихся осознают свою роль в охране и восстановлении природной среды.
Приведенные данные свидетельствуют об эффективности практической работы с учащимися в формировании экологической культуры. По результатам анкетирования можно сделать вывод, что работа по программе достигает цели при правильной ее реализации. Изменение отношения школьников к природе выразилось в повышении интереса к проблемам ее охраны.
Выводы по II главе:
1. Кружковая работа является оптимальной формой работы по формированию экологической культуры младших школьников.
2. Система работы с учащимися начальных классов значительно расширяет и углубляет их знания о природе, формирует эмоциональную восприимчивость.
3. Кружковая работа формирует практические умения по оказанию помощи природе, знакомит с разнообразной деятельностью по оказанию помощи природе.
Заключение.
Сложившаяся экологическая обстановка в мире ставит перед человеком важную задачу – сохранение экологических условий жизни в биосфере. В связи с этим остро встает вопрос об экологической грамотности и экологической культуре нынешнего и будущего поколений. У нынешнего поколения эти показатели находятся на крайне низком уровне. Улучшить ситуацию можно за счет экологического воспитания подрастающего поколения, которое должно проводится высококвалифицированными, экологически грамотными педагогами, вооруженные помимо специальных знаний, рядом эффективных методик, позволяющих комплексно воздействуя на личность ребенка, развивать все компоненты экологической культуры как качества личности в части общей культуры человека. Проблема экологического воспитания достаточно освещена в работах известных ученых. Определены цели, задачи, принципы, средства, формы и методы, а также содержание экологического воспитания. Однако систематическая работа по экологическому воспитанию младших школьников не ведется. Поэтому целью нашего исследования стала разработка программы кружковой работы экологического воспитания младших школьников, позволяющей полнее реализовать возможности экологического воспитания.
Проделанная работа привела к следующим выводам:
1. экологическое воспитание школьников – приоритетное направление в работе школы, осуществляющееся с учетом возраста учащихся, имеющее конечной целью формирование экологической культуры.
2. Теоретические основы экологического воспитания младших школьников достаточно разработаны в научной и методической литературе.
3. Несмотря на оживление работы по экологическому воспитанию в школах, ее уровень, как правило, остается достаточно низким.
4. Для систематизации работы необходима программа экологического воспитания младших школьников, обеспечивающая организацию познавательной, познавательно-развлекательной, практической и исследовательской деятельности учащихся, использование и сочетание инновационных и традиционных форм, активных методов и приемов работы, непрерывность и последовательность в изложении материала.
5. При проведении эксперимента у школьников не только повысился уровень экологических знаний, но и в значительной степени изменилась мотивация поступков в природе, а также интересы учащихся.
6. Целенаправленная систематическая работа по экологическому воспитанию, проводимая в рамках специально разработанной программы кружка «Юный эколог», способствует значительному повышению экологической культуры школьников.
Подготовка дипломной работы убедила меня в большой важности разработки специальной программы, направленной на повышение экологической культуры учащихся начальных классов сельских школ.
Литература.
1. Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения. – М.: Агропромидат, 1989. – 383с.
2. Астафьев В.И., Черданцева А.Ф. Советы по домоводству. – Минск: Пламя, 1993. – 412с.
3. Афанасьева Е. Экология не знает границ // Юный натуралист. – 1990. - №1. – С.30-32.
4. Бабанова Т.А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками // Начальная школа. – 1993. - №9. – С. 16-17.
5. Барабанщикова Н.В. Здравствуй, лето // Начальная школа. – 1996. №6. – С.56-58.
6. Барковская О.М. Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания // Начальная школа. – 1994. - №2. – С.32-33.
7. Бобылева Л.Д. Практическая направленность экологического воспитания младших школьников // Реализация практической направленности в учебном процессе начальных классов школы: Межвуз. сб. науч. тр. – Владимир, 1989. – С.77-83.
8. Бобылева Л.Д. Повышение эффективности экологического воспитания // Биология в школе. – 1996. - №3. – С. 57-59.
9. Большакова М.Д. Модели для ознакомления младших школьников с комнатными растениями // Начальная школа. – 1996. - №3. – С.48-49.
10. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы// Начальная школа. – 1997. - №4. – С.20-24.
11. Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и ее охрана: Книга для учащихся – М.: Просвещение, 1985. – 192с.
12. Гробова Т. Амариллис // Юный натуралист. – 1991. - №10. –С.35-37.
13. Данилов В.И. Галичья гора – Воронеж, 1975. – 19с.
14. Дерим-Олгу Е.Н. Кукушка // Юный натуралист. – 1991. - №6. – С.28-31.
15. Дерим-Олгу Е.Н., Фролова Н.А. Материалы для проведения экскурсий на водоем // Начальная школа. – 1994. - №4. – С.34-38.
16. Дерим-Олгу Е.Н., Фролова Н.А. Материалы к проведению экскурсий в смешанный лес // Начальная школа. – 1992. - №3 – С.36-40.
17. Дуденко И.Б. Историко-краеведческий подход в экологическом образовании школьников // Советская педагогика. – 1989. - №9. – С.28-32.
18. Желтов Н.М. Край родной навек любимый – Тамбов, 1981. – 26с.
19. Запартович Б.Б., Криворучко Э.Н, Соловьева Л.М. С любовью к природе – М.: Педагогика, 1983. – 232с.
20. Захлебный А.Н. Общее и экологическое образование: единство целей и принципов реализации // Советская педагогика. – 1984. - №9. – С.16-22.
21. Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы – М.: Педагогика, 1981. – 184с.
22. Захлебный А.Н. Состав понятий межпредметных связей в школьном природоохранительном просвещении // Межпредметные связи в школьном природоохранительном просвещении – М., 1976. С.20-28.
23. Захлебный А.Н., Зверев И.Д., Суравегина И.Т. Охрана природы в школьном курсе биологии – М.: Просвещение, 1977. – 206с.
24. Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Научно-технический прогресс и экологическое образование // Советская педагогика. – 1985. - №12. – С.10-12.
25. Зверев И.Д. Экогласность и образование // Советская педагогика. – 1991. - №1. – С.9-11.
26. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования. – М., 1980. – 24с.
27. Зверев И.Д. Цели природоохранительного просвещения в школе // Краеведческая работа в школе – М., 1974. – С.3-10.
28. Иванов П.В. Современное школьное краеведение // Советская педагогика. – 1990. №10. – С. 27-30.
29. Камышев Н.С., Хмелев К.Ф. Растительный покров Липецкой области – Воронеж, 1972. – 49с.
30. Лихачев Б.Т. Экология личности // Педагогика. – 1993. - №2. – С.19-21.
31. Мазуренко М. Где пряталась весна // Юный натуралист. – 1992. - №2-3. – С.1-4.
32. Медведев В.А. Знаете ли вы свой край? – Воронеж, 1982. – 54с.
33. Моисеева Л.В., Кастунов И.Р. Диагностика уровня экологических знаний и сформированности экологических отношений у школьников / Министерство образования Российской Федерации; УГПИ Науч. пед. центр «Уникум». – Екатеринбург, 1993. – 148с.
34. Непомнящий Н. Кошачья леди // Начальная школа. – 1991. -№10.–С.1-6.
35. Отношение школьников к природе / Под ред.: Зверева И.Д., Суравегиной И.Т. – М.: Педагогика, 1988. – 128с.
36. Печко Л.П. Воспитание у школьников эстетического отношения к природе // Советская педагогика. – 1987. - №3. – С.29-32.
37. Пыльнева Т.Г. Экология и география Липецкого края. – Липецк, 1992. – С.87-96.
38. Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии – М.: Топикал, 1994. – С.132-184.
39. Рахилин В.К. Лесные богатства СССР – М.: Просвещение, 1981. – 29с.
40. Рыжова Н.А. Экологический проект: Мое дерево // Начальная школа. – 1997. - №4. – С.48-52.
41. Сайдакова Л.А. Мир вокруг нас // Начальная школа. – 1993. - №9. – С.40-42.
42. Салеева Л.П. Использование игровых ситуаций при обучении младших школьников с целью формирования бережного отношения к природе // Ролевые игры по охране природы в средней школе – М., 1977. – С.14-39.
43. Салеева Л.П. Формирование бережного отношения младших школьников к природе. – М., 1978. – 49с.
44. Семенов Д. Скромное обоняние колючек // Начальная школа. – 1992. - №2-3. – С.36-41.
45. Сенкевич В.М. Экологическое образование: интеграция научных знаний и образных представлений // Советская педагогика. – 1989. - №5. – С.15-19.
46. Сосновский И.П. Редкие и исчезающие животные. – М.: Лесная промышленность, 1987. – 48с.
47. Сотник В.Ф. Кладовая здоровья – М.: Экология, 1991. – 34с.
48. Суравегина И.Т. Методическая система экологического образования //Советская педагогика. – 1988. - №9. – С.31-34.
49. Суравегина И.Т., Енкевич В.М. Экология и мир: Метод. пособ. для учит. – М.: Новая школа, 1994. – 126с.
50. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М., Кучер Т.В. Экологическое образование в школе // Советская педагогика. – 1990. - №12. – С.12-14.
51. Филатова Л.М. По страницам Красной книги // Начальная школа. – 1991. - №11. – С.49-52.
52. Харитонов Н. Ловя дуновения // Юный натуралист. – 1991. - №4. – С.26-28.
53. Хохрякова О. Яд для неприятеля // Юный натуралист. – 1991. - №8 – С.40-43.
54. Шкарбан И.В. Экологические проблемы в системе содержания общего образования // Советская педагогика. – 1981. - №7. – С. 83-85.