Искусство психологического консультирования
I. Отличительной чертой консультанта является его особая чувствительность поотношению к людям, которая позволяет ему улавливать малейшие проявления характера, такие как интонация, поза, выражение лица, одежда, случайныедвижения тела. Предположительный вывод о личностной модели следует делать только на основании совокупности всех доступных и разнообразных факторов.
1. Манера подходить к кабинету.
* Твердый размеренный шаг – мужество
* Запинающаяся походка – нерешительность, робость, тайное желание избежать встречи с консультантом.
2. Рукопожатие.
* Вялое, краткое – словно говорит о том, что человек не желал этой встречи; такой человек либо робок со всеми, либо боится именно этой встречи.
* Грубоватое, крепкое рукопожатие – желание предстать этаким потомком мужественных первопроходцев, что само по себе может оказаться попыткой скрыть глубокое чувство неполноценности.
* Если выражает искреннее дружелюбие, – говорит о душевном здоровье личности.
3. Одежда.
* Неопрятность в одежде, неухоженные волосы, рваные шнурки ботинок и пр. – говорит само за себя. Если это постоянное явление – отсутствие всякого интереса к окружающим, если только на встрече с консультантом – неуважение.
* “Вылизанный до пят” – как правило, склонен придавать чрезмерное значение мелочам и в других сферах жизни.
4. Расстояние, на котором общается клиент.
* Придвигает свой стул поближе к консультанту – дружелюбие.
* Если разделяет существенное пространство, – есть невидимый барьер.
* Норма и признак идеального душевного здоровья – свободное движение навстречу, распахнутое отношение к жизни, то есть состояние объективной любви.
Кроме того, необходимо улавливать неприметные мускульные реакции человека наизменчивый поток его мыслей. Необходимо оценивать позы: клиент может нервничать – закидывает ногу на ногу, напряженно сжимает руки, держится скованно. В чтениихарактера большое значение имеет мимика (у вечно улыбающегося человека оптимизм наигранный, а тот, кто всегда демонстрирует безукоризненную выдержку, лишьприкрывает глубокую обеспокоенность своими проблемами). Чаще всего углы рта у невротиков опущены вниз, что удлиняет лицо, придавая выражение пессимизма;обычно такой человек медлителен в движениях, склонен к критическим и саркастическим замечаниям, весьма нерешителен. Взгляд напряженный, глаза широкооткрыты.
1. Интонация голоса.
* Отчетливый, ясный – искренность, твердость, мужественность.
* “Проникает в душу” – интерес к людям.
* Если человек мямлит, говорит неразборчиво – нет желания идти на контакт.
* Говорит медленно и контролирует себя – определенное психологическое напряжение.
* Усиленно возражает консультанту – не очень уверен в том, что сам говорит.
Следует обратить внимание на различные оговорки и забывчивости, – рассматриваются спозиции психоанализа.
1. В понимании личностной модели индивидуума важную роль играет его положение всемье.
* Старший ребенок в семье – развито чувство ответственности.
* Второй ребенок в семье – глубоко скрыты в подсознании все моменты, связанные соперничеством, непомерное честолюбие, привычка добиваться своего “с боем”.
* Младший ребенок – доброжелательное отношение к миру, ожидание любви, возможно – амбициозность и желание превзойти всех.
* Единственный ребенок – возможность избалованности, требовательность, иждивенческое отношение.
II. Исповедь и толкование. Отмечается характер речи пациента, логика изложенияпроблемы, основные фразы, преобладающие над остальными. После основной части исповеди перед консультантом стоит задача получения необходимой информации отсамого клиента. В ходе этого устанавливается мнение о личности пациента, о действительном запросе, складывается теория о возможных путях решения проблемы.На стадии исповеди слово принадлежит клиенту, сама по себе исповедь содержит элемент катарсиса, во время исповеди консультант подводит клиента к главнойпроблеме. Во время исповеди консультант не должен проявлять никаких признаков удивления или возмущения. Толкование – совместная работа консультанта иклиента. Консультант должен обладать способностью читать значение реакции клиента на его предположение. Задачи консультанта в процессе консультирования –объективно выслушать рассказ, помочь пациенту разобраться в формирующих факторах его личности, которые породили обсуждаемую проблему.
III. Трансформация личности – завершение и цель процесса консультирования. Напредыдущей стадии выясняется, что именно было неправильного в распределении напряжений в личностной модели. Необходимо, насколько возможно, корригироватьэти ложные жизненные установки и привести в норму личностные напряжения. Консультирование не предполагает раздачу советов. В отдельных случаяхпредпочтительнее изложить клиенту все возможные конструктивные варианты избавления от его проблемы. В других случаях следует прибегать к внушению – ононачинает взаимодействовать с уже оформившейся в подсознании тенденцией, и, в конечном итоге, подводит клиента к решению. Следующий фактор – утилизацияпереживаний клиента; консультант должен стремиться не столько избавить клиента от переживаний, сколько направить их в конструктивное русло. В редких случаяхможно прибегнуть к усилению переживаний. Необходимо установить связь между переживаниями и невротическими сторонами личностной модели клиента.