Избранная рада и опричнина Ивана Грозного. Их влияние на развитие русской государственности в работах советских историков

Оглавление:
Ведение 3
1 ИЗБРАННАЯ РАДА 4
2.УКАЗ ОБ ОПРИЧНИНЕ. 5
3.ОПРИЧНАЯ ГРОЗА. 7
5.РАЗГРОМ ЗЕМСКОЙ ОППОЗИЦИИ. 10
6.НОВГОРОДСКИЙ РАЗГРОМ. 13
7.ПОСЛЕДНЕЕ ОПРИЧНОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО 15
8.ОТМЕНА ОПРИЧНИНЫ. 17
9.ИТОГИ ОПРИЧНИНЫ. 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 22
Ведение
Советские историки раскрыли классовую сущность опричнины, указывали её значение в укреплении военно-феодальной диктатуры, в подготовке закрепощений крестьян помещиками1 .Тем не менее "споры о значении опричнины и о ее влиянии на политическое развитие России далеко от своего завершения "2. До настоящего времени остается нерешенным и ряд конкретных моментов истории опричнины. В современной литературе о ней можно встретить буквально "полярные взаимно исключающие суждения по одному и тому же вопросу ".3 Так, например А. А. Зимин называет события 1575 - 1576 годов, связанные с воцарением Симеона Бекбогдановича " антиоопричниной ", рассматривает их" как окончательный разгром опричнины"4.К аналогичным рассуждениям приходит и историк Хорошкевич А.А. в своих исторических трудах.5 Р.Г.Скрынников толкует те же события как вторую "опричнину ", видит в ней возрождение опричных порядков .6 Не решён вопрос и о том, была ли в 1972 году опричнина отменена или нет. Многочисленные расхождения, как в общих, так и в конкретных толкованиях истории, историк Альшиц Д.Н. в своем труде " Опричнина и формирование аппарата власти самодержавия " объясняет "не в малой степени состоянием источниковой базы".7 Зимин А.А.:"Тщательное рассмотрение всех аргументов, привлекавшихся исследователями в качестве доказательств отмены опричнины приводит к заключению, что оснований, подтверждающих действительную отмену опричнины в 1972 году, не существует"8. Специальное исследование сочинений Генриха Штадена показывают, что: Во-первых, Штаден никогда не служил в опричнине, Во- вторых, его свидетельство об отмене опричнины не заслуживает никакого доверия".9 В 1575 году опричнина была переименована во "двор" и как свидетельство этому является тот факт, что РГ Скрынников в своём труде прямо упоминает об этом: «Дворовое правительство продолжало функционировать до конца жизни Ивана Грозного"10 Иван IV , борясь с мятежами и изменами феодальной знати, видел в них главную причину неудач своей политики. Он твердо стоял на позиции необходимости сильной самодержавной власти, основными препятствиями к установлению которой были боярско-княжеская оппозиция и боярские привилегии. Вопрос состоял в том, какими методами будет вестись борьба. Острота момента и общая неразвитость форм государственного аппарата, а также особенности характера царя, бывшего, по - видимому, человеком крайне неуравновешенным, привели к установлению опричнины.

1 ИЗБРАННАЯ РАДА
1545-1547 годах было осуществлено несколько мероприятий, призванных подчеркнуть переход всей полноты власти к юному государю: Иван Васильевич начал ходить в военные походы, женился на Анастасии Романовне Захарьиной, принял титул «царя».
следовательные неудачи попыток различных «боярских партий» навсегда утвердиться у верховной власти. Недовольство низших слоев служилого класса засильем временщиков у престола. Недостаточные способности молодого царя к управлению государством и необходимость проведения многих преобразований привели к созданию своеобразной правительственной группы компромисса между различными слоями господствующего класса, названной позднее князем Андреем Курбским с литовским манером «Избранная Рада». « ...Выдвинулось и стало около престола несколько дельных, благомыслящих и даровитых советников - Избранная рада»11.
оль наиболее ярких фигур в ее составе сыграли люди, не блиставшие знатностью и не связанные близким родством ни с царским домом, ни с одним из могущественных аристократических кланов. Следовательно, никто не боялся, что они захватят власть.
Итак, на политическую авансцену времен «Избранной Рады» выступили священник Благовещенского собора в Кремле Сильвестр и царский постельничий Алексей Федорович Адашев. Помимо них в «Избранную Раду» вошли князь Курлятев, князь Андрей Михайлович Курбский, дьяк Иван Михайлович Висковатый и некоторые другие представители аристократии.
Мнения ученых расходятся вопросу о целях данного кружка и о людях, в него входивших.
Платонов утверждает, что это была компания бояр, объединившихся с целью овладеть московской политикой и править ей по-своему, то есть «Избранная Рада» выражала интересы входивших в нее людей. « ...Частный кружок, созданный временщиками для их целей, и поставленный ими около царя не в виде учреждения, а как собрание «доброхотающих» друзей»12.
Другая группа ученых, в частности Зимин и Смирнов, считает, что данная группа бояр выражала интересы дворянства и дальновидных кругов боярства. «Избранная Рада ...явилась проводником дворянских интересов»13.
Всего десятилетие суждено было существовать «Избранной Раде». Но за этот краткий период государственное и социальное устройство России потерпело столь сильные изменения, каких не происходило за целые века спокойного развития. Возникла «Избранная Рада» не ранее 1549 года, а в 1560 году ее уже не существовало.
Исходя из этого, я считаю, что «Избранная Рада» носила продворянский характер. Выражать собственные интересы это объединение не могло, так как изменения, проведенные в государстве в 1550 годы слишком значительны, чтобы быть побочным продуктом деятельности, направленной на собственное процветание. Следовательно, как я думаю, вторая группа историков более верна в своих суждениях.
«Избранная Рада» разработала проект реформ. Одновременно свои челобитные подал царю публицист Иван Семенович Пересветов. Он советовал искать опору во дворянстве за счет бояр. В основу программы реформ были положены челобитные Пересветова.
Исходным моментом в проведении реформ стала речь Ивана IV 27 февраля 1549 года на заседании Боярской Думы, которая представляла основные направления государственной политики: давалась резко отрицательная оценка боярского правления, рассматривался вопрос о боярских детях и их интересах, которые страдали от «сил», «обид», «продаж» бояр при решении дел о землях и холопах и других «многих дел», а бояре же рассматривались источником «сил», «обид» и «продаж». Следовательно, реформы 50х годов носили продворянскую окраску.
«Исходным пунктом преобразований явилась критика боярских
злоупотреблений»14.
В результате речь Ивана IV дала толчок к проведению широкой программы правительственных преобразований.

2.УКАЗ ОБ ОПРИЧНИНЕ.
В обстановке внешнеполитических неудач 60-тых гг. XVI в. соратники царя настоятельно советовали установить в стране диктатуру и сокрушить оппозицию с помощью террора и насилия. Но в Русском государстве "ни одно крупное политическое решение не могло быть принято без утверждения в Боярской думе"11 . Между тем позиция думы и церковного руководства была известна и не сулила успеха предприятию . По этой причине царь вынужден был избрать совершенно
необычный способ действия. Стремясь навязать свою волю " совету крупных феодалов "15, он объявил об отречении от престола. Таким путем он рассчитывал "вырвать у думы согласие на введение в стране чрезвычайного положения."
Отречению Грозного предшествовали события самого драматического свойства. Вначале декабря 1564 г. царская семья стала готовиться к отъезду из Москвы. Иван IV" посещал столичные церкви и монастыри и усердно молился в них".16 К величайшему неудовольствию церковных властей он велел забрать и свести в Кремль самые почитаемые иконы. В воскресенье, 3 декабря, Грозный присутствовал на богослужении в кремлевском Успенском соборе. После окончания службы он трогательно простился с митрополитом, членами Боярской думы, дьяками, дворянами и столичными гостями. На площади перед Кремлем уже стояли "сотни нагруженных повозок под охраной нескольких сот вооруженных дворян. Царская семья покинула столицу, увозя с собой всю московскую "святость" и всю государственную казну, которые стали своего рода залогом в руках Грозного".17 Царский выезд был необычен. Ближние люди, сопровождавшие Ивана, получили приказ забрать с собой семьи. Оставшиеся в Москве бояре и духовенство находились в полном неведении о замыслах царя и "в недоумении и во унынии быша ,такому государьскому великому необычному подъему , и путного его шествия не ведамо куды бяша". Царский "поезд" скитался в окрестностях Москвы в течение нескольких недель, пока не достиг укрепленной Александровской слободы. Отсюда в начале января царь известил митрополита и думу о том , " от великие жалости сердца " он оставил свое государство и решил поселиться там, где " его, государя, бог наставит "18. Из слободы царь направил в Москву гонца с письмами к думе и горожанам. В то время, когда члены думы и епископы сошлись на митрополичьем дворе и выслушали известие о царской на них опале, дьяки собрали на площади большую толпу и объявили ей об отречении Грозного. В прокламации к горожанам царь просил , " чтобы они себе никоторого сумнения не держали , гневу на них и опалы никторые нет"19. Объявляя об опале власть имущим , царь как бы апеллировал к народу в своем давнем споре с боярами . Он не стесняясь говорил о притеснениях и обидах , причиненных народу " изменниками-боярами "20 .
Среди членов боярской думы, конечно же, были противники Грозного, пользовавшиеся большим влиянием. Но из-за общего негодования на "изменников" никто из них не осмелился поднять голос. Толпа на дворцовой площади прибывала час от часу , а ее поведение становилось все более угрожающим . Допущенные в митрополичьи покои представители купцов и горожан заявили , что останутся верны старой присяге , будут просить у царя защиты " от рук сильных " и готовы сами " потребить " всех государевых изменников " .
Под давлением обстоятельств Боярская дума не только не приняла отречение Грозного, но "вынужденна была обратиться к нему с верноподданническим ходатайством"21. Представители митрополита и бояре, не теряя времени, выехали в слободу. Царь допустил к себе духовных лиц и в переговорах с ними заявил, что его решение окончательно. Но потом он "уступил" слезным молениям близкого приятеля чудовского архимандрита Левкия и новгородского епископа Пимена. Затем в слободу были допущены руководители думы. Слобода производила впечатление военного лагеря. Бояр привели во дворец под сильной охраной, как явных врагов. Руководство думы просило царя сложить гнев и править государством, как ему "годно"22.
Ответная речь царя подробно изложена в записках опричников-иностранцев Таубе и Крузе.23 Сам по себе этот источник не внушает большого доверия. Но в нем фигурируют многие сюжеты, присутствующие в подлинном послании царя Курбскому.24 Царь заявил боярам, что они и прежде пытались погубить славную династию и теперь ежечасно готовы сделать это. В словах Ивана можно усмотреть прямой намек на заговоры в пользу Старицких. Как и в письме, Курбскому, царь охотнее всего касался таких тем, как "беззаконное боярское правление в годы его детства"25. В слободе Иван IV выдвинул новые обвинения против бояр. Он заявил, будто после смерти отца бояре хотели лишить его законных прав и сделать своим государем выходца из рода князей Горбатых-Шуйских. И этих людей он ежедневно вынужден видеть в числе тех ,кто причастен к правлению. Свою гневную речь Грозный заключил словами о том, что "изменники извели его жену и стремятся уничтожить его самого, но бог воспротивился этому и раскрыл их козни. Теперь он, царь, обязан принять меры, чтобы предупредить надвигающееся несчастье "26 . Когда царь под предлогом борьбы с заговором потребовал от бояр предоставления ему чрезвычайных полномочий, они ответили покорным согласием. Для выработки соглашения с думой царь оставил в слободе нескольких бояр, а остальных в тот же день отослал в столицу. На подготовку приговора об опричнине ушло более месяца. В середине февраля царь вернулся в Москву и представил на утверждение думе и священному собору текст приговора. В речи к собору Иван сказал, что для "охранения" своей жизни намерен "учинить" на своем государстве "опричнину" с двором, армией и территорией. Далее он заявил о передаче Московского государства (земщины) в управление Боярской думы и присвоении себе неограниченных полномочий и прав без совета с думой "опаляться" на "непослушных" бояр, казнить их и отбирать в казну "животы" и "статки" опальных.27 При этом царь особенно настаивал на необходимости покончить со злоупотреблениями властей и прочими несправедливостями. В этом, как ни парадоксально , заключался один из главнейших аргументов в пользу опричнины .
Правительство без труда добилось от собора одобрения подготовленного указа. Члены думы связали себя обещаниями в дни династического кризиса. Теперь им оставалось лишь верноподданнически поблагодарить царя за заботу о государстве.
Организованная по типу удельного княжества "опришнина" находилась в личном владении царя. Управляла опричниной особая Боярская дума . Формально ее возглавлял удельный князь молодой кабардинец Михаил Черкасский , брат царицы . Но "фактически всеми делами в думе распоряжались Плещеевы"28(бояре Алексей Басманов и Захарий Очин,кравчий Федор Басманов) и их друзья (Вяземский и Зайцев).29
В состав опричного "удела" вошло несколько крупных дворцовых волостей, которые должны были снабжать опричный дворец необходимыми продуктами, и обширные северные уезды (Вологда, Устюг Великий, Вага, Двина) с богатыми торговыми городами.30 Эти уезды служили основным источником доходов для опричной казны. Финансовые заботы побудили опричное правительство взять под свой контроль также главные центры солепромышленности: Старую Русу, Каргополь, Соль Галицкую, Балахну и Соль Вычегодскую. Своего рода соляная монополия стала "важнейшим средством финансовой эксплуатации 19/1 населения со стороны опричнины".31
3.ОПРИЧНАЯ ГРОЗА.
Царь забрал в опричнину Суздальский, Можайский и Вяземский уезды, а также около десятка других совсем мелких.32 Уездные дворяне были вызваны в Москву на смотр. Опричная дума во главе с Басмановым придирчиво допрашивала каждого о его происхождении, о родословной жены и дружеских связях. В опричнину отбирали худородных дворян, не знавшихся с боярами. Укомплектованное из незнатных дворян опричное войско должно было стать , по замыслу Грозного , надежным орудием в борьбе с феодально-аристократической оппозицией . При зачислении в государев удел каждый опричник клятвенно обещал" разоблачать опасные замыслы , грозившие царю, и не молчать обо всем дурном, что он узнает"33 . Опричникам запрещалось общаться с земщиной. Удельные вассалы царя носили черную одежду, сшитую из грубых тканей . Они привязывали к поясу у колчана некое подобие метлы, что символизировало стремление "вымести" из страны измену.
Опричная тысяча была создана как привилегированная личная гвардия царя. Служба с опричнине открывала широкие перспективы перед худородными дворянами34. Им увеличили земельные "оклады", для чего провели конфискацию земель у тех землевладельцев, которые не были приняты на опричную службу.
... В первые дни опричнины Москва стала свидетелем кровавых казней. По приказу царя опричные палачи обезглавили князя Горбатого, его 15-летнего сына и его тестя - П. П. Головина35 . Грозный недаром исправлял официальную историю своего царствования. Летописи заменили отсутствующие следственные материалы, скомпрометировав многих влиятельных приверженцев Старицких36. Но репрессии опричников в отношении них носили умеренный характер. Боярин князь И.А.Куракин и боярин князь Д.И.Немой -Оболенский , которых летописные приписки изображали руководителями заговора в пользу Старицких, были пострижены в монахи и заточены в монастырь. Разжалованный боярин князь С.В.Ростовский, некогда приговоренный к смертной казни, был схвачен на воеводстве в Нижнем Новгороде и убит. Голову убитого опричники привезли в Москву царю.37 Жертвами опричнины стали еще двое знатных дворян, не входивших ранее в думу: брат убитого ранее боярина Юрия Кашина-князь Иван - и князь Дмитрий Шевырев.
Очевидцы первых дней опричнины Таубе и Крузе отметили, что царские опричники форменным образом терроризировали обитателей княжеских гнезд. Опальных княжат хватали и увозили в ссылку, а членов их семей изгоняли из усадеб, и те должны были добираться в места поселения сами. Поскольку опальным запрещалось брать с собой что-либо из имущества, некоторые принуждены были кормиться в пути подаянием.
Власти не пожелали обременять себя заботами о содержании ссыльных и по этой причине решили наделить их землями в местах поселения на восточной окраине. Присланный из Москвы окольничий Н.В.Борисов произвел в 1565-1566 гг. описание всех наличных земель Казанского края, включая земли татарские, чувашские, мордовские и земли дворца. Распределением поместий ведала местная администрация, во главе которой Грозный поставил самых знатных и влиятельных лиц из числа ссыльных. Таким образом, вопросами о распределении казанских поместий занимались сами ссыльные. Несмотря на то, что для устройства опальных дворян были использованы земли Казанского и Свияжского уездов, «казанской землицы" не хватало для сколь-нибудь сносного обеспечения поселенцев38. Главные воеводы Казанского края - опальные бояре князья П.А.Куракин и А.И.Котырев-Ростовский при поместном "окладе" в 1000 четвертей пашни смогли получить не более 120-130 четвертей пашни и перелога. Прочие княжата должны были довольствоваться еще более меньшими поместьями. Некоторые дворяне были "испомещены всем родом"39. 12 князей Гагариных получили одно крохотное поместье на всех. Источники дают основание заключить, что ссыльные дворяне получали казанские поместья взамен старых земельных владений, а не в дополнение к ним40. Авторы официальной летописи определенно указывали на то, что ссылка дворян в Казанский край сопровождалась конфискацией их имущества. " А дворяне и дети боярские, - писал летописец, - которые дошли до государские опалы, и на тех (царь) опалу свою клал и животы их имал на себя".41 Достоверность летописного известия подтверждают подлинные приказные документы тех лет. Согласно данным официальной летописи, при учреждении опричнины были публично казнены пятеро. По размаху эти репрессии никак не соответствовали военным приготовлениям опричнины. Сколь бы влиятельными ни были казненные люди, царь мог уничтожить их без разделения государства и учреждения опричной гвардии. Факты , относящиеся к казанской ссылке, позволяют объяснить парадокс. Особая вооруженная сила понадобилась царю в тот момент, когда он замыслил осуществить широкую конфискацию княжеских земель42. Власти прекрасно сознавали, что незаконное с точки зрения традиций отчуждение вотчин без суда, без всякой провинности со стороны землевладельцев вызовет сильнейшее негодование, и готовились подавить противодействие знати вооруженной рукой. Опричные репрессии имели свои исторические корни. По мере дробления древней Ростово-Суздальской земли местная династия положила начало суздальскому, московскому, ростовскому, ярославскому и Стародубскому княжеским домам. Возвышение Москвы и объединение земель привели суздальскую знать на московскую службу .Покинув " великие княжения " и уделы, князья собрались в Москве , чтобы совместно управлять Русской землей . Младшая " братия " московских государей , полная зависти к правящей династии , плотной стеной окружила трон . Монархия стала пленницей аристократии. Старина надежно ограждала привилегии знати, поэтому начавшаяся в XVI в. перестройка43 системы управления неизбежно наталкивалась на ее сопротивление. Продворянски реформы 50-х годов не могли подорвать влияние суздальской знати .При Адашеве четыре суздальские княжеские фамилии (Шуйские, Ростовские, Ярославские , Стародубские) оказывали всестороннее влияние на политическое руководство страной. Они имели наибольшее представительство в Боярской думе (17 бояр и окольничих) и в большом числе служили в составе "государева двора"(265 князей)44. Суздальские князья сидели крупными гнездами на территории некогда принадлежавших им великих и удельных княжеств и продолжали владеть крупными земельными богатствами. В отличие от немногочисленных удельных князей преимущественно литовского происхождения коренная суздальская знать располагала прочными связями с дворянством.
Политические притязания суздальской знати внушали российским самодержцам наибольшие опасения. Неудивительно, что она стала главным объектом гонений в момент, когда Грозный предпринял попытку утвердить свою неограниченную власть .Первые опричные репрессии имели отчетливую антикняжескую направленность. Они отличались большой последовательностью . Казанская ссылка нанесла сильнейший удар суздальской знати. Учреждение опричнины повлекло за собой крушение княжеского землевладения . Катастрофа была столь велика, что никакие последующие амнистии и частичный возврат родовых земель опальным князьям не могли ликвидировать ее последствий.45


5.РАЗГРОМ ЗЕМСКОЙ ОППОЗИЦИИ.
После выступления земцов власти не только не отменили опричнину, но постарались укрепить её изнутри.46 Царь забрал в опричнину Костромской уезд. Численность опричного корпуса увеличилась с 1 до 1,5 тыс. человек. Правительство не только расширяло границы опричнины, но и укрепляло важнейшие опричные центры, строило замки и крепости. На расстоянии ружейного выстрела от кремлевской стены, за Неглинной, в течение полугода вырос мощный замок. Его окружали каменные стены высотою в три сажени. Выходившие к Кремлю ворота украшала фигура льва , раскрытая пасть которого была обращена в сторону земщины . Шпили замка венчали черные двуглавые орлы . Днем и ночью несколько сот опричных стрелков несли караулы на его стенах . Замок на Неглинной недолго казался царю надежным убежищем . В Москве он чувствовал себя неуютно . В его голове родился план основания собственной опричной столицы в Вологде. Там он задумал выстроить мощную каменную крепость наподобие московского Кремля. Опричные власти приступили к немедленному осуществлению этого плана. За несколько лет была возведена главная юго-восточная стена крепости с десятью каменными башнями. Около 300 пушек, отлитых на московском пушечном дворе, были доставлены в Вологду . 500 опричных стрельцов круглосуточно стерегли стены опричной столицы.47 Наборы дворян в опричную армию, строительство замка у стен Кремля, сооружение крепости в вологодском крае в значительном удалении от границ и прочие военные приготовления не имели цели укрепления обороны страны от внешних врагов. Все дело заключалось в том, что царь и опричники "боялись внутренней смуты и готовились вооруженной рукой подавить мятеж земских бояр"48
Будущее не внушало уверенности мнительному самодержцу. Призрак смуты породил в его душе тревогу за собственную безопасность. Перспектива вынужденного отречения казалась все более реальной, и царь должен был взвесить все шансы на спасение в случае неблагоприятного развития событий. В частности , Иван стал подумывать о монашеском клобуке . Будучи в Кириллове на богомолье, царь пригласил в уединенную келью нескольких старцев и в глубокой тайне поведал им о своих сокровенных помыслах . Грозный постарался убедить монахов в серьезности своих слов и
тотчас пожертвовал им крупную сумму с тем, чтобы ему отвели в стенах обители отдельную келью. Келья была приготовлена немедленно . Несмотря на все старания сохранить в тайне содержание кирилловской беседы , слухи о намерениях царя дошли до земщины и произвели там сильное впечатление. Влиятельным силам земщины пострижение Грозного казалось лучшим выходом из создавшегося положения. Они не питали более сомнений насчет того, что без удаления царя Ивана нечего думать об уничтожении опричнины. Опричная дума вернулась к прежним насильственным методам правления страной, но в её политике наметились признаки неуверенности и слабости. Неосторожными и двусмысленными речами в Кириллове царь дал богатую пищу для всевозможных толков в земщине, ободривших оппозицию. Всем памятно было первое отречение Грозного , и потому главным предметом споров в земщине стал вопрос , кто займет трон в случае , если царь оденется в монашескую рясу . Противники царя не желали видеть на престоле 13 - летнего наследника царевича Ивана , при котором отец мог в любой момент вновь взять бразды правления в свои руки. После наследника наибольшими правами на престол обладал Владимир Андреевич , внук Ивана III . Этот слабовольный и недалекий человек казался боярам приемлемым кандидатом . Они рассчитывали при нем вернуть себе прежнее влияние на дела государства.
Иван IV давно не доверял брату и пытался надежно оградить себя от его интриг. Он заточил в монастырь его волевую и энергичную мать, назначил в удел бояр, не вызывавших подозрений, наконец, отобрал у брата родовое Старицкое княжество и дал ему взамен Дмитров и несколько других городов.
Опричные гонения покончили со сторонниками Старицкого в Боярской думе. Теперь князь Владимир еще меньше , чем прежде, мог добиться царского титула при поддержке одних только своих приверженцев . В значительно большей мере судьба короны зависела от влиятельного боярства , возглавлявшего земщину. В периоды междуцарствий управление осуществляла Боярская дума, представителями которой выступали старшие бояре думы - конюшие. По традиции конюшие становились местоблюстителями до вступления на трон нового государя . Немудрено , что раздор между царем и боярами и слухи о возможном пострижении государя не только вызвали призрак династического кризиса , но и поставили в центр борьбы фигуру конюшего Челяднина-Федорова.
Между тем Грозный занят был своими военными планами. С наступлением осени он собрал все военные силы земщины и опричнины для нового вторжения в Ливонию . Поход начался , как вдруг царь отменил его , спешно покинул армию и на перекладных помчался в Москву . Причиной внезапного отъезда было известие о заговоре в земщине.
Сведения о заговоре противоречивы и запутанны. Многие современники знали о нем понаслышке . Но только двое - Г.Штаден и А.Шлихтинг - были очевидцами .Штаден несколько лет служил переводчиком в одном из земских приказов , лично знал " главу заговора" конюшего Челяднина и пользовался его расположением. Осведомленность его относительно настроений земщины не вызывает сомнений. По словам Штадена, у земских лопнуло терпение, они решили избрать на трон князя Владимира Андреевича, а царя с его опричниками истребить, и даже скрепили свой союз особой записью, но князь Владимир сам открыл царю, заговор и все, что замышляли и готовили земские. Шлихтинг, подобно Штадену, также служил переводчиком, но не в приказе, а в доме у личного медика царя. Вместе со своим господином он посещал опричный дворец и как переводчик участвовал в беседах доктора с Афанасием Вяземским , непосредственно руководившим расследованием заговора . Шлихтинг располагал самой обширной информацией , но он , дважды касаясь вопроса о земском заговоре , дал две противоположные и взаимоисключающие версии происшествия . В своей записке, озаглавленной «Новости", он изобразил Челяднина злонамеренным заговорщиком, а в более подробном "Сказании" назвал его жертвой тирана, неповинной даже в дурных помыслах. И Шлихтинг, и Штаден служили в опричнине и черпали сведения в опричных кругах, где взгляд на события подчинен, был предвзятой и сугубо официозной точке зрения. Противоположную версию передавали неофициальные летописи земского происхождения. Их авторы в отличие от опричников утверждали , что вина земцев сводилась к неосторожным разговорам : недовольные земские люди "уклонялись" в сторону князя Владимира Андреевича , лихие люди выдали их речи царю и недовольные "по грехом словесы своими, погибоша".
Выяснить, где кончались крамольные речи, и начинался подлинный заговор, никогда не удастся49. Недовольство земщины носило вполне реальный характер. Недовольные исчерпали легальные возможности борьбы с опричниной. Преследования убедили их , что царь не намерен отменить опричный режим . Тогда они втайне стали обсуждать вопрос о замене Грозного на троне . Рано или поздно противники царя должны были посвятить в свои планы единственного претендента , обладавшего законными правами на трон , князя Владимира Андреевича. Последний, оказавшись в двусмысленном положении, попытался спасти себя доносом. Во время похода в Ливонию он передал царю разговоры , которые вели в его присутствии недовольные бояре . Царь увидел в его словах непосредственную для себя угрозу , начало боярской крамолы , которой он боялся и давно ждал . Вероятно , показания князя Владимира не отличались большой определенностью и не могли служить достаточным основанием для обвинения Челяднина. Популярность конюшего в думе и столице была очень велика, и Иван решился отдать приказ о его казни только через год после "раскрытия" заговора. Не располагая уликами против "заговорщиков", царь прибегнул к провокации. По его приказу князь Владимир посетил ничего не подозревавшего Челяднина и по-дружески попросил его составить списки лиц , на поддержку которых он может рассчитывать . В списки Челяднина записались 30 человек , старавшихся снискать расположение претендента на трон . Все происходило в строгой тайне , и никто не ждал беды.
Коварно " изобличив " недовольных, царь приступил к разгрому "заговора". Опричники начали с того, что взыскали с конюшего огромную денежную контрибуцию и сослали его в Коломну50. Многие его сообщники были тотчас же казнены. Начался трехлетний период кровавого опричного террора, вошедшего в историю как "опричный террор"51. Под тяжестью террора умолкли московские летописи . Грозный затребовал к себе в слободу текущие летописные записи и черновики и , по - видимому , больше не вернул их Посольскому приказу . Опричнина положила конец культурной традиции , имевшей многовековую историю . Следы русского летописания затерялись в опричной Александровской слободе. ...Начавшиеся казни вызвали резкий протест со стороны высшего духовенства. Митрополит Филипп посетил царя и долго беседовал с ним наедине. Убедившись в тщетности увещаний, он выждал момент, когда царь со всей своей свитой явился на богослужение в кремлевский Успенский собор, и при большом стечении народа произнес проповедь о необходимости упразднить опричнину52. Это нарушило благочиние церковной службы и имело неблагоприятный для Грозного исход. На другой день о столкновении царя с митрополитом говорила вся столица. Открытый раздор с главой церкви ставил Грозного в исключительно трудное положение. Он вынужден был удалиться в слободу и заняться там подготовкой суда над Филиппом. Опричные власти поспешили вызвать из Новгорода преданного царю архиепископа Пимена, а затем направили в Соловки особую следственную комиссию, состоявшую из опричников и духовных лиц. Комиссия произвела розыск о жизни Филиппа в Соловецком монастыре и с помощью угроз и подкупа принудила нескольких монахов выступить с показаниями, порочившими их бывшего игумена. Вернувшись с Соловков, следственная комиссия представила боярам материалы о порочной жизни митрополита. К тому времени оппозиция в думе была обезглавлена террором, и никто не осмелился высказать вслух своих сомнений. Послушно следуя воле царя , земская боярская дума вынесла решение о суде над главою церкви . Чтобы запугать Филиппа , царь послал ему в монастырь зашитую в мешок голову его троюродного брата М.И.Колычева. Филиппа судили в присутствии Боярской думы и высшего духовенства. Филипп принужден был служить службу после того, как соборный суд вынес ему приговор. В середине службы в Успенский собор ворвались опричники . С Колычева содрали клобук и мантию , бросили его в простые сани и увезли его в Богоявленский монастырь. Признанный виновным в "скаредных делах", Колычев подлежал вечному заточению в монастырской тюрьме. Смолкли голоса недовольных в земщине . Не только заговорщиков , но и заподозренных в сочувствии им постигла суровая кара . Прошел год , и усиливавшийся террор поглотил не только противников опричнины, но и тех, кто стоял у ее колыбели.
6.НОВГОРОДСКИЙ РАЗГРОМ.
Тщательно наблюдая за положением дел в стране, Грозный повсюду видел признаки надвигающейся беды. В начале 1569 г. немногочисленный литовский отряд при загадочных обстоятельствах захватил важный опорный пункт обороны на северо-западе неприступную Изборскую крепость. Глухой ночью изменник Тетерин , переодевшись в опричную одежду , велел страже открыть ворота . После освобождения Изборска опричники объявили изборских подьячих сообщниками Тетерина и казнили их . Изборская измена бросила тень на всю приказную администрацию и жителей Новгорода и Пскова . Умножившиеся повсюду признаки недовольства вызвали подозрения насчет того, что Псков и Новгород при неблагоприятных обстоятельствах последуют примеру Изборска. К этому времени Иван IV получил подробную информацию о перевороте в Швеции, в результате которого его союзник Эрик XIV был, свергнут с престола. Шведские события усилили собственные страхи царя . Сходство ситуаций было разительным. Эрик XIV , по словам царских послов, казнил многих знатных дворян, после чего стал бояться "от своих бояр убийства". Подозрения и страхи по поводу изборских событий и шведские известия предрешили судьбу Старицких. Царь вознамерился покончить раз и навсегда с опасностью мятежа со стороны брата. Опричники задались целью доказать, будто князь Владимир замыслил отравить царя и всю его семью. Они арестовали дворцового повара и обвинили его в преступном сговоре с братом царя . При поваре "найден" был порошок , объявленный ядом , и крупная сумма денег , якобы переданная ему Владимиром Андреевичем. В те же самые дни лагерь Владимира Андреевича был внезапно окружен опричными войсками. Князь был доставлен в слободу к царю , где после очной ставки с дворцовым поваром и короткого разбирательства "дела" он был осужден на смерть. Из родственного лицемерия царь принудил брата к самоубийству53.
Учиненный после казни Старицкого разгром Новгорода ошеломил современников. В декабре 1569 г. царь созвал в Александровской слободе все опричное воинство и объявил ему весть о "великой измене" новгородцев54. Не мешкая войска, двинулись к Новгороду . 8 января 1570 г. царь прибыл в древний город55. На Волховском мосту его встречало духовенство с крестами и иконами. Но торжество было испорчено в первые же минуты. Царь назвал местного архиепископа изменником и отказался принять от него благословение . После службы царь велел страже схватить архиепископа Пимена и ограбить его подворье . Опричники ограбили Софийский собор , забрали драгоценную церковную утварь и иконы . В городе прошли повальные аресты . Опричники увезли арестованных в царский лагерь на Городище. Суд над главными новгородскими "заговорщиками" на Городище явился центральным эпизодом всего новгородского похода. Опричные следователи и судьи действовали ускоренными методами, но и при этом они не могли допросить, подвергнуть пыткам, провести очные ставки, записать показания и, наконец, казнить несколько сот людей за две-три недели. Всего вероятнее, суд на Городище продолжался три-четыре недели и завершился в конце января . С этого момента новгородское "дело" вступило во вторую фазу. Описав расправу на Городище , местный летописец замечает :"По скончании того государь с своими воинскими людьми начал ездити около Великого Новгорода по монастырям".56
Считая вину черного духовенства доказанной, царь решил посетить главнейшие из монастырей в окрестностях города для того, чтобы самолично присутствовать при изъятии казны, заблаговременно опечатанной опричниками. Опричники забирали деньги, грабили кельи, снимали колокола, громили монастырское хозяйство, секли скотину. В итоге опричного разгрома черное духовенство было ограблено до нитки. В опричную казну перешли бесценные сокровища Софийского дома . По данным новгородских летописей , опричники конфисковали казну также у 27 старейших монастырей . В некоторых из них Грозный побывал лично . Царский объезд занял самое малое , несколько дней , может быть, неделю . Участники опричного похода и новгородские авторы очевидцы единодушно свидетельствуют о том , что "новгородский посад жил своей обычной жизнью, пока царь занят был судом на Городище и монастырями."57 В это время нормально функционировали городские рынки, на которых опричники имели возможность продавать награбленное имущество. Положение изменилось после окончания суда и монастырского объезда. В эти дни опричники произвели форменное нападение на город. Они разграбили новгородский торг и поделили самое ценное из награбленного между собой . Простые товары , такие , как сало , воск , лен , они сваливали в большие кучи и сжигали . Ограблению подверглись не только торги , но и дома посадских людей . Опричники ломали ворота , выставляли двери, били окна. Горожан, которые пытались противиться насилию, убивали на месте.
Опричные санкции против посада преследовали две основные цели. Первая состояла в том , чтобы пополнить опричную казну , а вторая - в том , чтобы терроризировать низшие слои городского населения , подавить в нем все элементы недовольства , ослабить опасность народного возмущения . Бессмысленные и жестокие избиения ни в чем не повинного населения сделали само понятие опричнины синонимом произвола и беззакония. Разделавшись с новгородцами, опричное воинство двинулось к Пскову. Жители этого города поспешили выразить полную покорность. Вдоль улиц, по которым должен был проследовать царский кортеж, стояли столы с хлебом - солью. Царь не пощадил Пскова , но всю ярость обрушил на местное духовенство . Печорскому игумену , вышедшему навстречу царю с крестами и иконами, отрубили голову. Псковские церкви были ограблены до нитки. Опричники сняли с соборов и увезли в слободу колокола , забрали церковную утварь . Перед отъездом царь отдал город опричникам на разграбление . Но опричники не успели завершить начатое дело. Участники опричного похода сообщали, будто на улицах Пскова Грозный встретил юродивого, и тот подал ему совет ехать прочь из города, чтобы избежать большого несчастья. Блаженный будто бы поучал царя "ужасными словесы еже престати от велия кровопролития и не дерзнути еже грабити святыя божия церкви ". Не слушая юродивого, Иван велел снять колокол с Троицкого собора. В тот же час под царем пал конь . Пророчества Николы стали сбываться . Царь в ужасе бежал. Незадолго до опричного похода власти выселили из Пскова несколько сот семей, заподозренных в измене. Этих переселенцев опричники застали под Тверью и в Торжке . По приказу царя опричники перебили 220 мужчин с женами и детьми . Царя вполне удовлетворила эта резня , и потому он пощадил прочих жителей Пскова . Из Пскова Грозный уехал в Старицу , а оттуда в слободу . Карательный поход был окончен. Опричный разгром не затронул толщи сельского населения Новгорода. Разорение новгородской деревни началось задолго до нашествия опричников. Погром усугубил бедствие, но сам по себе он не мог быть причиной упадка Новгородской земли. Санкции против церкви и богатой торговой верхушки Новгорода продиктованы были, скорее всего, корыстными интересами опричной казны. Непрекращавшаяся война и дорогостоящие опричные затеи требовали от правительства огромных средств . Государственная казна была между тем пуста .Испытывая финансовую нужду , власти все чаще обращали взоры в сторону обладателя самых крупных богатств церкви. Но духовенство не желало поступаться своим имуществом . Суд над митрополитом Филиппом нанес сильнейший удар престижу церкви . Опричное правительство использовало это обстоятельство , чтобы наложить руку на богатства новгородской церкви . "Изменное дело" послужило удобным предлогом для ограбления новгородско-псковского архиепископства . Но опричнина вовсе не ставила целью подорвать влияние церкви Она не осмелилась посягнуть на главное церковное богатство - ее земли. Государев разгром нанес большой ущерб посадскому населению Новгорода, Пскова, Твери, Ладоги. Торговля Новгорода с западноевропейскими странами была подорвана на многие годы . Но санкции опричнины против посада носили скоротечный характер . Их целью было скорее устрашение , чем поголовное истребление населения .
7.ПОСЛЕДНЕЕ ОПРИЧНОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО
Стихийные катастрофы и татарские набеги приносили неописуемые бедствия. Но опричники были в глазах народа страшнее татар. Царь оправдывал опричнины необходимостью искоренить " неправду " бояр - правителей . На деле опричный режим привел к неслыханным злоупотреблениям . Как говорят очевидцы , земские суды получили от царя распоряжение , которое дало новое направление всему правосудию . Распоряжение гласило : " Судите праведно, наши виноваты не были бы ". Следуя таким указаниям, судьи перестали преследовать грабителей и воров из числа опричников. В годы опричнины процветали, как никогда, политические доносы. Опричник мог подать жалобу на земца , будто тот позорит его и всю опричнину . Земца в этом случае ждала тюрьма , а его имущество доставалось доносчику . В разоренной чумой и голодом стране , где по дорогам бродили нищие , а в городах не успевали хоронить мертвых , опричники безнаказанно грабили и убивали людей . Они обшарили все государство , на что царь не давал им согласия , повествует опричник Штаден . Разумеется , царь Иван не поощрял прямой разбой . Но он создал опричные привилегии и подчинил им право и суд . Он возвел кровавые погромы в ранг государственной политики . Следовательно , на нем лежала главная вина за беззакония опричнины . В конечном итоге погромы более всего деморализовали саму опричнину. Падение старого опричного руководства разрушило круговую поруку, связывавшую членов опричной думы. Состав думы пополнился земцами, многие из которых испытали злоупотребления опричнины. Члены новой опричной думы , по-видимому , стали сознавать опасность деморализации охранного корпуса . Опричники творили в земщине такие беззакония , что сам великий князь объявил наконец: " Довольно! ". Казнь Басманова ознаменовала конец целой полосы в истории опричнины. Подвергнув опале тех , кто создал опричнину , Царь велел подобрать жалобы земских дворян и расследовать самые вопиющие преступления опричников . Опричный боярин князь Темкин был предан суду за то , что он , взяв крупную сумму у митрополичьего дьяка , отказался вернуть долг и , чтобы избавиться от кредитора , убил его сына. Суд постановил наказать Темкина и конфисковать одну из его вотчин. Царь, любивший показную строгость, утвердил приговор суда. Помимо всего прочего Грозный примерно наказывал опричных , чтобы вернуть доверие земщины . Казни и судебные преследования расстроили механизм опричного управления . Штаден, посетивший главную резиденцию в Москве , был поражен царившим там настроением . " Когда я пришел на опричный двор , - повествует он , - все дела стояли без движения...бояре , которые сидели в опричных дворах , были прогнаны ; каждый , помня свою измену , заботился только о себе ".58 Попытки положить конец вопиющим злоупотреблениям на первых порах не затронули основ опричного режима , но проводились они с обычной для Грозного решительностью и беспощадностью и вызвали сильное недовольство в опричном корпусе. Опричному двору нужен был новый блестящий фасад, и царь постарался украсить его самыми аристократическими фамилиями России. В последние дни во главе опричной думы встал боярин князь И. А. Шуйский. Вместе с ним в опричной думе служила теперь знать самого высшего разбора : удельные князья Ф .М .Трубецкой и Н.Р.Одоевский , бояре князья П .Д .и С .Д .Пронские, боярин князь В .А .Сицкий, окольничий князь О .М .Щербатый , князь А .П .Хованский и пр. Почти все эти лица или их родственники подверглись преследованиям при Басманове. Подготовляя почву для окончательной расправы с опричной гвардией, царь Иван старался обеспечить себе поддержку тех сил, которые более всего пострадали от опричных порядков. Но все это не означало , что в опричнине в конечном итоге взяла верх высшая аристократия . Опричники Таубе и Крузе весьма метко характеризовали последнее опричное правительство , заметив , что при особе царя не осталось никого , кроме отъявленных палачей и молодых ротозеев. Представители высшей титулованной знати , появившиеся в опричнине , принадлежали ко второй категории : в большинстве своем это были люди сравнительно молодые . Их роль сводилась к внешнему представительству . Подлинными же руководителями опричной думы были Малюта Скуратов и его подчиненные , возглавлявшие сыскное ведомство. Царь, живший в постоянном страхе перед воображаемыми заговорами, слепо доверял своему главному сыщику Малюте и видел в нем всегдашнего спасителя. Скуратов помог Грозному расправиться со старой опричной гвардией. Знати имя Малюты Скуратова-Бельского было столь же ненавистно, как и имя основателя опричнины Басманова - Плещеева. Курбский желчно бранил царя за приближение "прегнуснодейных и богомерзких Бельских с товарыщи "," опришницов кровоядных" . Даже среди незнатных опричников Скуратов выделялся своим худородством . В списках думных дворян опричнины его имя стояло последним . Лишь накануне полной отмены опричнины , когда влияние Малюты достигло апогея , он получил назначение на пост дворового воеводы. Такие посты могли занимать исключительно представители родословной боярской знати. Успех Скуратова невозможно объяснить одним только расположением царя . Высокое назначение было , по-видимому , следствием того , что Малюта способствовал заключению брака Грозного с Марфой Собакиной и через этот брак породнился с царской семьей . Среди дочерей Бельского одна вышла замуж за двоюродного брата царя И .М.Глинского , другая - за будущего царя Б .Ф .Годунова , а третья за князя Д. И.Шуйского, брата будущего царя. Помощником Малюты в сыскном ведомстве был думный дворянин Василий Грязной Он также происходил из худородной семьи и начал службу у одного старицкого боярина " мало, что не в охотнике с собаками "После роспуска свиты В.А.Старицкого Грязной был зачислен в опричнину и попал из псарей в царские советники. Вместе с Малютой Грязной исполнял роль следователя в деле князя Владимира , а затем руководил разгромом Новгорода. Положение Грязного пошатнулось во время чистки опричной гвардии, когда казни поверглись его двоюродные братья. Василий избежал той же участи благодаря покровительству своего друга Малюты . Едва только Скуратов погиб , Грязной лишился думного чина и был сослан в небольшую крепость на крымской границе , где попал в плен к татарам . Письма из Крыма дают весьма точное представление о характере и достоинствах главного сподвижника Малюты. Неутомимый собутыльник царя, завоевавший его благосклонность застольными шутками, Васютка Грязной сочетал в себе качества шута и палача разом. Это был человек невероятно хвастливый, тщеславный и легкомысленный. Под стать Бельскому и Грязному был думный дворянин Роман Олферов - Нащекин, выдвинувшийся в самом конце опричнины. Несмотря на полную безграмотность , он стал по милости царя хранителем печати ( печатником ) и возглавил весь приказной аппарат опричнины . Однажды Олферов затеял местнический спор с земским казначеем князем Мосальским и , нимало не смущаясь , написал в своей челобитной царю : " Я, холоп твой, не ведаю, почему Мосальские князи и хто они ". Государственный казначей не только стерпел бесчестье , но и смиренно заявил , что " своего родства Мосальских князей не помнят " , " Роман-человек великой , а я человек молодой59 ... " В местническом деле безграмотный печатник предстает перед нами как " великий человек " опричнины .
8.ОТМЕНА ОПРИЧНИНЫ.

После сожжения Москвы в 1571 г. я правительство начало исподволь готовиться к упразднению опричных порядков. Угроза татарского вторжения ускорила слияние военных сил опричнины и земщины. Опричники стали получать общие назначения с земцами и нередко поступали под начальство старших земских воевод. Вскоре же власти приступили к устранению многочисленных перегородок между опричниной и земщиной в сфере административного управления . В начале 1572 г. царь объявил о восстановлении в Новгороде древнего наместнического управления и назначил главным наместником боярина И .Ф .Мстиславского . Опричный боярин П .Д .Пронский , возглавлявший до того администрацию Новгорода, был переведен из опричной половины в земскую в подчинение земцу Мстиславскому. Раздельному управлению Новгорода пришел конец, хотя формально деление Новгородской земли на две половины продолжало существовать. В связи с введением наместничества в Новгороде правительство провело объединение финансового управления страны , опричной и земской казны . Опричный печатник был переведен на земский Казенный двор и стал помощником земского казначея . Свезенные в Новгород сокровища были уложены в церковных подвалах на Ярославовом дворище , поступив в ведение единого казначейства. Замечательно , что описанные преобразования военного , административного и финансового порядка были осуществлены незадолго до вторжения татар в 1572 г . , когда перспектива неблагоприятного исхода войны казалась царю достаточно реальной . Именно в это время Иван отпраздновал свадьбу с Анной Колтовской и внес в черновик завещания распоряжения относительно новой жены. Работая над текстом завещания, Грозный включил в него короткую, но многозначительную фразу об опричнине: " А что если учинил опришнину, - записал он, - и то на воле детей моих Ивана и Федора, как им прибыльнее, и чинят, а образец им учинен готов ". Одной фразой царь выразил полное равнодушие к судьбе опричнины. Вопрос о дальнейшем существовании опричных порядков он целиком оставлял на усмотрение наследников. Множество признаков указывало на то, что опричные порядки доживают последние дни. Против обыкновения , власти в начале года не взяли в опричнину новые уезды . Остановилось строительство опричных крепостей . Грозный долго не решался отдать приказ о роспуске опричной гвардии. Известие о разгроме татар под Москвой, по-видимому, положило конец его колебаниям. Царь праздновал победу в течение двух недель . В Новгороде не умолкал колокольный звон . Во всех церквах служили торжественные молебны .
Забавы и пиры не мешали казням. Между рассказами о торжествах местный летописец поместил следующую лаконичную запись: " Того же лета царь православный многих своих детей боярских метал в Волхову - реку, с камением топил ". В Новгород царя сопровождали в 1572 г. особо доверенные дворяне из опричников. Они - то и стали жертвами царского гнева. Новое руководство старалось держать в страхе опричную гвардию в момент , когда роспуск опричного корпуса и ликвидация опричных привилегий были поставлены на повестку дня . С падением опричнины начался пересмотр служилого землевладения в опричных уездах . В наибольшей мере новая земельная перетасовка затронула верхушку опричнины , т . е . тех дворян , которые успели выслужить в опричнине чины и поместья, а также тех " иногородцев ", которых перевели в опричнину из других уездов. Они должны были расстаться с землями, конфискованными ранее у земских дворян. Масса местных служилых людей, перешедших в опричнину с уездом , вероятно , сохранила свои земли , но лишилась права на опричные " прибавки " . Так была упразднена главная привилегия опричнины: более высокие земельные оклады по сравнению с земскими .Поскольку мелкие и средние землевладельцы получали добавочные земли исключительно на поместном праве , новый земельный пересмотр в опричнине свелся к повторному перераспределению поместного фонда. Последним достойным завершением опричных деяний явился царский указ 1572 г. о запрещении употреблять самое название опричнины. Нарушителям указа грозило строгое наказание: " виновного обнажали по пояс и били кнутом на торгу ". Эта мера , казалось бы , свидетельствовала о полном искоренении опричных порядков и служила своеобразной оценкой опричнины со стороны Грозного и его " нового руководства " . Но более верным представляется другое объяснение . Власти боялись нежелательных толков и старались предотвратить критику ненавистных опричных порядков, принуждая всех к молчанию .
9.ИТОГИ ОПРИЧНИНЫ.
При своем учреждении опричнина имела резко выраженную антикняжескую направленность. Опалы, казни и конфискации, обрушившиеся на суздальскую знать в первые месяцы опричнины, ослабили политическое влияние аристократии и способствовали укреплению самодержавной монархии. Объективно подобные меры способствовали преодолению остатков феодальной раздробленности , глубочайшей основой которых было крупнейшее княжеско-боярское землевладение .
Однако опричная политика не была чем - то единым на протяжении семи лет ее существования, она не была подчинена ни субъективно, ни объективно единой цели, принципу или схеме. Следом за короткой полосой компромисса в 1566 г. пришло время массового террора в 1567-1570 гг. Стержнем политической истории опричнины стал чудовищный процесс над сторонниками двоюродного брата царя князя Владимира Андреевича, завершившийся разгромом Новгорода. Причиной террора явился не столько пресловутый новгородский сепаратизм, сколько стремление правителей, утративших поддержку правящих группировок господствующего класса, любой ценой удержать власть в своих руках. В обстановке массового террора , всеобщего страха и доносов аппарат насилия , созданный в опричнине , приобрел совершенно непомерное влияние на политическую структуру руководства . В конце концов адская машина террора ускользнула из - под контроля ее творцов. Последними жертвами опричнины оказались они сами. Традиционные представления о масштабах опричного террора нуждаются в пересмотре . Данные о гибели многих десятков тысяч людей крайне преувеличены . По синодику ( поминальному списку ) опальных , отразившему подлинные опричные документы , в годы массовых казней было уничтожено около 3-4 тыс. человек . Из них на долю дворянства приходилось не менее 600-700 человек , не считая членов их семей. Опричный террор ослабил влияние боярской аристократии, но он нанес также большой ущерб дворянству, церкви, высшей приказной бюрократии, т. е. тем социальным силам, которые служили наиболее прочной опорой монархии. С политической точки зрения террор против этих слоев был полной бессмыслицей. В России в XVI в. самодержавие было официальной доктриной и в известном смысле политической формой монархии ,53 хотя глава государства по существу не обладал неограниченной самодержавной властью. Монарх управлял страной совместно с советом крупных феодалов - Боярской думой и князьями церкви . Образование опричнины знаменовало собой своего рода верхушечный переворот , имевший целью утвердить принципы неограниченного правления . В опричнине царь смог осуществить такие меры, проведение которых в обычных условиях невозможно было без согласия на то думы и высшего духовенства. На время царь избавился от опеки со стороны боярской аристократии. Опричнина существенно сократила компетенцию думы , прежде всего в сфере внутреннего управления . В годы реформ дума постоянно выделяла семибоярщину , ведавшую столицей и всем государством в отсутствие царя . При Адашеве руководство семибоярщиной осуществляла титулованная знать . После введения опричнины царь изгнал княжат из московской боярской комиссии и заменил их нетитулованными боярами . Под конец опричнины бояре вовсе были удалены из московской комиссии. Отныне столицу " ведали " одни приказные люди . С упразднением семибоярщины была ликвидирована одна из самых важных привилегий Боярской думы . По традиции члены думы непосредственно возглавляли важнейшие приказы . Глава Конюшенного приказа - конюший - считался старшим боярином думы . После казни Челяднина - Федорова должность конюшего была фактически упразднена , а управление приказом перешло к ясельничим из дворян. В годы опричнины царь почти никогда не созывал думу в полном составе и перестал регулярно пополнять ее новыми членами . Боярская дума лишилась почти всех своих авторитетнейших членов. Ее численный состав резко сократился, влияние ослабло. Задолго до опричнины выдающийся дворянский публицист Иван Пересветов настоятельно советовал царю создать охрану наподобие янычарского войска и " обрушить грозу " на непокорных вельмож. Многое из того, о чем писал Пересветов, сбылось через полтора десятилетия. Опричная политика, хотя и имела точки соприкосновения с идеологией дворянских публицистов, на практике оказалась весьма далекой от идеальных замыслов. Террор опричнины обернулся не только против "вельмож", "ленивых и богатых ", но и против " простых воинников". Мечты дворянства о сильном монархе , правящем " с грозою " , стоящем " за великую правду ", воплотились в кровавом деспотизме и злоупотреблениях опричнины . В борьбе с непокорной боярской знатью монархия неизбежно должна была опираться на дворянство . Но этой цели она достигла не путем организации мелкого и среднего дворянства в целом, а путем организации привилегированной опричной гвардии, укомплектованной служилыми людьми нескольких " избранных " уездов и противостоящей всей остальной массе земского дворянства. Опричнина обнаружила тот факт, что в XVI в. среднее и мелкое дворянство еще не обладало ни моральными, ни политическими потенциями, ни достаточным образованием и влиянием, чтобы оттеснить боярскую аристократию и занять ее место. Свое выступление на исторической арене " худородные " дворяне ознаменовали лишь кровавыми бесчинствами , бессовестным грабежом и всякого рода злоупотреблениями . В опричнине окончательно сложился институт думных дворян . В связи с развитием приказной системы внутри Боярской думы образовалась курия думных дьяков. После опричнины политический вес приказной служилой бюрократии, несомненно, возрос. Высшие ее представители, занявшие место в думе, стали играть наряду с думным дворянством роль своеобразного противовеса боярской знати внутри думы. С появлением двух новых курий дума из чисто аристократического по своему составу учреждения постепенно стала превращаться в более представительный орган. Но развитию сословно - представительного начала в наибольшей мере способствовали земские соборы . Непременной частью любого собора XVI в . были Боярская дума и "священный собор " , т . е . князья церкви . Лишь в некоторых исключительных случаях власти приглашали для участия в работе собора представителей дворянства. Самым представительным собором середины XVI в. явился Земский собор 1566 г. (вошедший в историю под названием "Собор примирения"), созыв которого был связан с короткой полосой компромисса в истории опричнины. На этом соборе помимо дворян и приказной бюрократии присутствовали также столичные купцы . Опричное правительство неизменно покровительствовало крупному купеческому капиталу . Царь Иван заявил однажды английскому купцу Дженкинсону : " Мы знаем, что нужно выслушивать речи о купеческих делах, так как они опора нашей государственной казны... ". Царь пожаловал из опричнины громадные земельные владения купцам Строгановым и предоставил обширные привилегии английской купеческой компании. Именно в опричнине появились первые в русской истории концессии , предоставленные иностранному промышленному капиталу .Но монархия поддерживала купечество в той мере , в какой это ей было выгодно . Случалось, что опричные власти подвергали купцов прямому грабежу . Опричные погромы деморализовали жизнь общества , но не могли изменить основных тенденций общественного развития, отчетливо обнаружившихся в период реформ . Развитие приказной системы управления вело к усилению централизации . Возросло значение служилой дворянской бюрократии. Возникли более представительные соборы, органы будущей сословно-представительной монархии. Проведенные в начале опричнины земельные конфискации привели к известному ослаблению боярской аристократии и укреплению самодержавия . Террор оставил глубокий след в жизни русского общества . Но опричнина не изменила общей политической структуры монархии , не уничтожила значения думы как высшего органа государства, не поколебала местнических порядков , ограждавших привилегии знати . Опричнина дорого обошлась стране . Кровавая неразбериха террора унесла множество человеческих жизней. Погромы сопровождались уничтожением производительных сил . Бесчинства опричников были беспрецедентными и не имели оправданий .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вопреки распространённому мнению, опричнинная политика не была чем-то единым на протяжении её функционирования и никогда не отличалась последовательностью. При своём учреждении в 1565 году опричнина имела ярко выраженную антикняжескую направленность. Но "как мера антикняжеская "опричнина просуществовала около года. В 1566-1572 году опричные репрессии всей тяжестью обрушились на старомосковское дворянство и духовенство, т. е социальные слои, которые издавна служили наиболее прочной опорой монархии. Созданная в результате своеобразного верхушечного переворота опричнина избавила Грозного от традиционной опеки аристократической боярской думы. Под давлением обстоятельств и высшее духовенство санкционировали указ об опричнине, установившей в стране новый режим "Самодержавный " царь получил неограниченную право подвергать опале своих подданных, проводить земельные конфискации без согласия "Совета крупных феодалов "(Думы)."Государева светлость "- опричнина имела свою территорию, финансы, правительство, армию. Чтобы обеспечить опричников землями, власти провели конфискацию земель у тех суздальских, можайских землевладельцев которые не приняты, были на опричную службу. Выселение знати из опричных уездов и конфискация их вотчин позволили историкам усмотреть в опричнине крупную государственную реформу. Известный русский историк С.Ф. Платонов полагал, что в опричное управление были введены почти все центры княжеского землевладения и что опричнина произвела систематическую ломку этого землевладения. Под пером С.Ф. Платонова опричнина превращалась, таким образом, в продуманную и целенаправленную государственную реформу. Но гипотезу С.Ф. Платонова начисто разрушил академик Веселовский С.Б. ,доказавший, что в опричнину вошли преимущественно уезды с развитым поместным землевладением, в которых почти вовсе не было наследственных княжеских вотчин. Это открытие позволило С.Б. Веселовскому утверждать, что опричнина свелась к уничтожению лиц и не изменила общего порядка. Представление будто опричные меры были направлены против крупных феодалов, бояр и княжат, С.Б.Веселовский отверг как устаревший предрассудок. Нетрудно заметить, что и гипотеза С.Ф. Платонова и выводы С.Б. Веселовского основывались главным образом на анализе территориального состава опричнины. Но проблема территориальных рамок в действительности не может служить ключом к решению проблемы опричнины в целом. Открытие новых источников, архивных документов позволит предложить иное решение этой проблемы.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Р.Г.Скрынников. Иван Грозный. М.,1975.
Р.Г.Скрынников. Опричный террор. Л.,1969.
А.А.Зимин. Опричнина Ивана Грозного. М.,1964.
1 Садиков ПА Очерки по истории опричнины; Альшиц ДН Опричнина и формирование аппарата власти самодержавия; Веселовский С.Б.Исследования по истории опричнины; Смирнов Иван Грозный; Зимин АА Опричнина Ивана Грозного Скрынников РГ Самодержавие и опричнина (Некоторые итоги политического развития России в период опричнины) кн. Внутренняя политика царизма
2 Скрынников РГ Самодержавие и опричнина (Некоторые итоги политического развития России в период опричнины) в книге Внутренняя политика царизма, М.,1967.,стр.69

3 академик Альшиц Д.Н. "Опричнина и формирование аппарата власти самодержавия", Л.,1975 год, стр. 7

4 Зимин А.А. Иван Грозный и Симеон Бекбогданович в 1575 году
5 Хорошкевич А.А., Зимин АА Россия времен Ивана Грозного, М.,1982 год, стр. 136

6 Р.Г. Скрынников Россия после опричнины стр. 13-33.
7 Альшиц Д.Н. Опричнина и формирование аппарата власти самодержавия, стр. 9
8 Зимин Опричнина Ивана Грозного, стр.56
9 Зимин Опричнина Ивана Грозного, стр. 34
10 Р.Г. Скрынников Россия после опричнины стр. 132
11 Ключевский В.О., «Русская история», стр. 483.
12 Платонов С.Ф., Очерки, стр.104
13 Смирнов, «Очерки политической истории Русского государства 30-50 годов
XVI века», стр.160-162

14 Скрынников Р.Г., «Иоанн Васильевич Грозный», стр.147.
15 Примечание автора
16 Р.Г. Скрынников Иван Грозный Наука , 1975 год., стр. 105
17 Р.Г. Скрынников Иван Грозный Наука , 1975 год., стр. 106
18 Полное собрание русских летописей т. XIII стр. 392
19 Полное собрание русских летописей т. XIII стр. 401
20 Р.Г. Скрынников Опричнина Ивана Грозного, М.1964г. стр106
21 Р.Г. Скрынников Иван Грозный стр. 105
22 Р.Г. Скрынников Опричный террор, Л.,1969 год, стр. 67
23 Русская историческая библиотека, М.,1969 год, т XXX I ,стр171
24 Р.Г. Скрынников Иван Грозный. стр. 96
25 Р.Г. Скрынников Иван Грозный. стр. 98
26 Р.Г. Скрынников Иван Грозный. стр. 105
27 А. Шлихтинг Новое известие о России времени Ивана Грозного стр. 62
28 Р.Г. Скрынников Иван Грозный, стр. 105
29 Р.Г. Скрынников Иван Грозный Наука , 1975 год., стр107
30 по поводу входящих в опричнину городов существуют противоречивые различные мнения

31 Р.Г. Скрынников Иван Грозный Наука , 1975 год., стр. 107
32 Р.Г. Скрынников Иван Грозный Наука , 1975 год., стр107
33 Р.Г. Скрынников Иван Грозный Наука , 1975 год., стр107
34 например Малюта Скуратов и Федор Грязной, сделавшие себе баснословную карьеру на службе в опричнине у Ивана Грозного - примечание автора

35 Р.Г. Скрынников Иван Грозный Наука , 1975 год., стр109
36 Р.Г. Скрынников Иван Грозный, стр. 108
37 Р.Г. Скрынников Иван Грозный. стр.108
38 данное утверждение относительно распределения земли и привлекавшихся к данному процессу территорий оспаривается в настоящее время многими историками, вплотную занимающимися изучением данной проблемы .

39 Р.Г. Скрынников Иван Грозный Наука , 1975 год стр. 109
40 примечание автора ссылка Р.Г. Скрынникова» Иван Грозный" стр.110
41 по всей видимости, РГ Скрынников имеет ввиду, ссылаясь на летописный источник, «Новгородские летописи"1879 года - примечание автора
42 Р.Г. Скрынников Иван Грозный Наука , 1975 год., стр113
43 автор имеет в виду реформаторские действия со стороны Ивана Грозного, затрагивающие все сферы общественной жизни.
44 Р.Г. Скрынников Иван Грозный Наука , 1975 год., стр112
45 Р.Г. Скрынников Иван Грозный Наука , 1975 год., стр115
46 Р.Г. Скрынников Иван Грозный Наука , 1975 год., стр121
47 Р.Г. Скрынников Иван Грозный Наука , 1975 год., стр. 123
48 Р.Г. Скрынников Иван Грозный Наука , 1975 год., стр. 128
49 РГ Скрынников Иван Грозный Наука , 1975 год., стр130
50 Р.Г. Скрынников Иван Грозный Наука , 1975 год., стр130
51 Р.Г. Скрынников Иван Грозный Наука , 1975 год., стр132
52 Р.Г. Скрынников Иван Грозный Наука , 1975 год., стр136
53 Р.Г. Скрынников Иван Грозный Наука , 1975 год., стр146
54 Р.Г. Скрынников Иван Грозный Наука , 1975 год., стр148
55 Р.Г. Скрынников Иван Грозный Наука , 1975 год., стр148
56 по всей видимости, РГ Скрынников ссылается на "Новгородские летописи"
57 Р.Г. Скрынников Иван Грозный Наука , 1975 год., стр1148
58 Г. Штаден О Москве Ивана Грозного "Записки немца опричника ", Л.,1925 год стр. 95-96
59 "Разряды» - ссылка автора (Р.Г. Скрынников) - источник не найден стр. 455-456