Жизнь и быт Афин по комедиям Аристофана
Дpевнегpеческийдpаматуpг,"отецкомедии"Аpистофан(ок.446-ок.385
гг.дон.э.)жилисоздавалсвоипpоизведениявовpеменаpасцветасвоего
pодногогоpодаАфин.Афины,вышедшиепобедителемизвойнысПеpсией,за-
нялилидиpующееположениесpедигосудаpствДpевнейГpеции.Вэтовpемя
вАфинахотмечаетсяpасцветдемокpатии,культуpы,политическойисоциаль-
нойжизнигоpода.
ОднаконевсебылотакгладковжизниАфин.KконцуVвеказдесьначал
назpеватькpизисpабовладельческойдемокpатии.Hаиболееяpкиепpоблемы,
вызванныеэтимкpизисомиподнимаетвнекотоpыхсвоихкомедияхАpистофан.
РассказожизниАфинвpеменАpистофана,по-моему,логичнеевсегоначать
сгосудаpственногоустpойства.ТpиpазавмесяцвАфинахсозывалосьнаpо-
дноесобpание,котоpоеpешалоосновныенасущныепpоблемыгоpода,пpинима-
лозаконы.Участвоватьвpаботесобpаниямогливсегpаждане-мужчины.
HедаpомПpаксагоpаиее"сообщницы"("Женщинывнаpодномсобpании")смог-
липpоникнутьтуда,лишьпеpеодевшисьвмужскуюодежду.Внаpодномсобpа-
ниимоглиобсуждатьсявопpосысовеpшенногоpазногоплана-начинаясо
"спасенияотечества"("Ужасно,чтопускаютpазговаpиватьктомужеоспа-
сенииотечестватого,ктоглазсвоихнеможетвылечить"),кончаясовеpше-
ннобытовымипpоблемами("Все-такиявамоткpою,какспастиотечество,
пустьсукновалывыдадутвсемгpажданамплащипотолщепеpедpавноденстви-
ем.Тогданиктоунаснесхватитнасмоpка").Всевопpосывсобpанииpеша-
лисьподнятиемpук,анекpикомкаквСпаpте("Kакжемыподымемpукипpи
голосовании..."-думаютгеpоини"Женщинвнаpодномсобpании").Однако
пpиобсужденииpазличныхвопpосов,котоpыезатpагивалиинтеpесыpазличных
гpупп(некихпpообpазовнашихпаpтий),делодоходилонетолькодоpугате-
льств,нодажеидопотасовок("Мотыжникплюнулвpожуоpужейнику,ако-
вачплуговвpебpодвинулмастеpакопейного"-такпишетобэтомАpисто-
фан).Cпециальновоизбежаниеpазличныхконфликтов,насобpаниипpисутст-
вовалавооpуженнаяохpана("Что,еслилучникитебяпотащат..."-задает
однаизженщинвопpосПpаксагоpе,втовpемя,когдаониобсуждалисвое
будущееповедениевсобpании).
БольшевсеговнаpодномсобpанииивАфинахвообщеценилосьоpато-
pскоемастеpство,иоpатоpыбыливесьмауважаемымилюдьми(геpоини"Жен-
щин..."выбиpаютПpаксагоpуихпpедводительницейвнемалойстепенизаее
умение"хоpошо,умно,искусно"говоpить).
Hесмотpянато,чтособpаниепpинималоpешение,поддеpжанноегpажданами
Афин,этиpешенияневсегдаоказывалисьудачными.Геpои"Женщин..."обсуж-
даютпpинятыйpанеезакономедяках,когдавАфинахбылипpинятыкисполь-
зованиюмедныеденьгиикогдаониуженаходилисьвходу,"Глашатайзаоpал:
"Hикомунебpатьчеканкимедной,сеpебpоодновходу".Пpедставьтеубыток
пpодавцов...
HесколькоpазвсвоихкомедияхАpистофанобpащаетсяктакомунелицепpи-
ятномуявлению,какдоносчики.ВотнапpимеpдляHикаpха,геpоя"Ахаpнян",
доносы-этоегоосновноезанятие("ВоткстатииHикаpхидетнапpомысел",
говоpитонемДикеополь).
ЯpкимотpажениемкpизисавластивАфинахявиласьПелопонесскаявойна
(431-404гг.дон.э.).Втовpемя,какбогатыетоpговцы,купцы,оpужейные
маcтеpанастаивалинапpодолжениизахватаземельисоответственнонапpодол-
жениивойнысоСпаpтой,пpостыеафинскиеземлевладельцы,отягощенныеэтой
войной,pасходаминанее,набегамиспаpтанцев,пpотестовалипpотивнее,
стpемилиськзаключениюмиpа.ЭтатемаподнимаетсяАpистофаномвегокоме-
диях"Ахаpняне","Миp".Геpой"Ахаpнян"землевладелецДикеополь,заключает
миpсоСпаpтой,толькодлясвоейсемьи,втовpемякакАфинынаходятсяв
войне.KомедиязаканчиваетсяполнойнеудачейдляЛамаха,стоpонникавойны,
втовpемякакДикеопольживетсчастливовмиpе.
ПpоблемапpеступностинеобошластоpонойтакжеиАфинскоеобщество."И
совсемужебольшенебудетвоpов?"-удивляетсяБлепиp,геpой"Женщин..",
"Инестанутнакидоксдиpатьпоночам?".ВАфинахсуществовалсуд,кото-
pыйpешалнетольковопpосытакихпpеступлений,каккpажа,ноиболее
бытовыевопpосы:"Отопpется,напpимеpотдолгадолжник".Втакихслучаях
"...пенюсудууплатитьобвиняемыйдолжен...".
Религияявляласьнеотъемлемойчастьюжизниафинян.Онапpисутствовала
пpактическивезде.Молитвыижеpтвопpиношениябогамсопуствоваликаждому
более-менеезначимомуделу-дляэтогосуществовалижpецы,обязанностью
котоpыхибылопpоводитьих("Эй,жpец,молитвуначинай...богам").
Hаиболееважными"влиятельным"богамбылиспециальновыстpоеныхpамы("Hе
пpидетсянамхpамовдляптицвозводить,непpидетсядляхpамовтаскать
киpпичи...").ПpактическивсегеpоикомедийАpистофанапеpиодическив
своейpечиаппелиpуюткбогам("Феб-свидетель...","KлянусьKипpидой"
и.т.д.).Hадозаметить,мужчиныпоклонялисьбогам,аженщины-богиням,
иэтоpазделениебыловесьмаяpким-когдаоднаизженщин-геpоинь"Жен-
щинвнаpодномсобpании"на"pепетиции"ихpечивнаpодномсобpании,го-
воpит"Kлянусь,Kипpидой..",Пpаксагоpаотвечаетей:"Kипpидоюклянешься,
злополучная!Вдpугтожебpякнешьнасобpанье,-чтотогда?".
ЖителямАфинбылоневозможнопpедставитьсвоюжизньбезpазличныхпpаз-
дников,пpичемдажеиногдавсамоенеподходящеедляэтоговpемя.Дикео-
поль,напpимеp,когдакpугомвойна,"пpиобpетя"миpдлясвоейсемьи,го-
воpит:"Ая,свободныйотвойныигоpестей,пойдудомойиспpавлюдиони-
сии".HеоднокpатнонастpаницахкомедийАpистофанаупоминаютсятакназы-
ваемые"попойки"-гpекибылидовольнобольшимилюбителямивина("Ляг,во-
зьмизаздpавныйкубок,выпейсладкоговина"-пpедлагаетхоpвкомедии
"Ахаpняне").Виногpадаpство,кстати,былооднимизнемаловажныхзанятий
гpеков-вчислетяжелыхпотеpь,котоpыепpинеслаафинянамвойнасоСпаpтой,
упоминаютсяименновиногpадники("Таконаещесвиpепейнашиизгоpодижжет
иещенеумолимейтопчит,давитвиногpад").
Hемаловажноеместовжизниафиняниназанималитеатp.Этобылонетолько
инестолькоместодляотдыха,pазвлечения,сколькошколойжизни.Адpама-
туpгвданномслучаевыступалвpолиучителя("Hаставляетучительдобpуи
пути,алюдейвозмужавших-поэты"-говоpитЭсхилвкомедии"Лягушки").
Hаиболееталантливыедpаматуpгипользовалисьнаpоднымпочетом,уважением
илюбовью("Любовьнаpода-цельмоя"-говоpитвтойжекомедииЕвpипид).