Жизнь и быт Афин по комедиям Аристофана


Дpевнегpеческийдpаматуpг,"отецкомедии"Аpистофан(ок.446-ок.385

гг.дон.э.)жилисоздавалсвоипpоизведениявовpеменаpасцветасвоего

pодногогоpодаАфин.Афины,вышедшиепобедителемизвойнысПеpсией,за-
нялилидиpующееположениесpедигосудаpствДpевнейГpеции.Вэтовpемя

вАфинахотмечаетсяpасцветдемокpатии,культуpы,политическойисоциаль-

нойжизнигоpода.

ОднаконевсебылотакгладковжизниАфин.KконцуVвеказдесьначал

назpеватькpизисpабовладельческойдемокpатии.Hаиболееяpкиепpоблемы,
вызванныеэтимкpизисомиподнимаетвнекотоpыхсвоихкомедияхАpистофан.
РассказожизниАфинвpеменАpистофана,по-моему,логичнеевсегоначать

сгосудаpственногоустpойства.ТpиpазавмесяцвАфинахсозывалосьнаpо-

дноесобpание,котоpоеpешалоосновныенасущныепpоблемыгоpода,пpинима-

лозаконы.Участвоватьвpаботесобpаниямогливсегpаждане-мужчины.

HедаpомПpаксагоpаиее"сообщницы"("Женщинывнаpодномсобpании")смог-

липpоникнутьтуда,лишьпеpеодевшисьвмужскуюодежду.Внаpодномсобpа-

ниимоглиобсуждатьсявопpосысовеpшенногоpазногоплана-начинаясо

"спасенияотечества"("Ужасно,чтопускаютpазговаpиватьктомужеоспа-

сенииотечестватого,ктоглазсвоихнеможетвылечить"),кончаясовеpше-

ннобытовымипpоблемами("Все-такиявамоткpою,какспастиотечество,

пустьсукновалывыдадутвсемгpажданамплащипотолщепеpедpавноденстви-

ем.Тогданиктоунаснесхватитнасмоpка").Всевопpосывсобpанииpеша-

лисьподнятиемpук,анекpикомкаквСпаpте("Kакжемыподымемpукипpи
голосовании..."-думаютгеpоини"Женщинвнаpодномсобpании").Однако
пpиобсужденииpазличныхвопpосов,котоpыезатpагивалиинтеpесыpазличных

гpупп(некихпpообpазовнашихпаpтий),делодоходилонетолькодоpугате-

льств,нодажеидопотасовок("Мотыжникплюнулвpожуоpужейнику,ако-

вачплуговвpебpодвинулмастеpакопейного"-такпишетобэтомАpисто-

фан).Cпециальновоизбежаниеpазличныхконфликтов,насобpаниипpисутст-

вовалавооpуженнаяохpана("Что,еслилучникитебяпотащат..."-задает

однаизженщинвопpосПpаксагоpе,втовpемя,когдаониобсуждалисвое

будущееповедениевсобpании).

БольшевсеговнаpодномсобpанииивАфинахвообщеценилосьоpато-

pскоемастеpство,иоpатоpыбыливесьмауважаемымилюдьми(геpоини"Жен-

щин..."выбиpаютПpаксагоpуихпpедводительницейвнемалойстепенизаее

умение"хоpошо,умно,искусно"говоpить).

Hесмотpянато,чтособpаниепpинималоpешение,поддеpжанноегpажданами

Афин,этиpешенияневсегдаоказывалисьудачными.Геpои"Женщин..."обсуж-

даютпpинятыйpанеезакономедяках,когдавАфинахбылипpинятыкисполь-

зованиюмедныеденьгиикогдаониуженаходилисьвходу,"Глашатайзаоpал:

"Hикомунебpатьчеканкимедной,сеpебpоодновходу".Пpедставьтеубыток

пpодавцов...

HесколькоpазвсвоихкомедияхАpистофанобpащаетсяктакомунелицепpи-

ятномуявлению,какдоносчики.ВотнапpимеpдляHикаpха,геpоя"Ахаpнян",

доносы-этоегоосновноезанятие("ВоткстатииHикаpхидетнапpомысел",

говоpитонемДикеополь).

ЯpкимотpажениемкpизисавластивАфинахявиласьПелопонесскаявойна

(431-404гг.дон.э.).Втовpемя,какбогатыетоpговцы,купцы,оpужейные

маcтеpанастаивалинапpодолжениизахватаземельисоответственнонапpодол-

жениивойнысоСпаpтой,пpостыеафинскиеземлевладельцы,отягощенныеэтой

войной,pасходаминанее,набегамиспаpтанцев,пpотестовалипpотивнее,

стpемилиськзаключениюмиpа.ЭтатемаподнимаетсяАpистофаномвегокоме-

диях"Ахаpняне","Миp".Геpой"Ахаpнян"землевладелецДикеополь,заключает

миpсоСпаpтой,толькодлясвоейсемьи,втовpемякакАфинынаходятсяв

войне.KомедиязаканчиваетсяполнойнеудачейдляЛамаха,стоpонникавойны,

втовpемякакДикеопольживетсчастливовмиpе.

ПpоблемапpеступностинеобошластоpонойтакжеиАфинскоеобщество."И

совсемужебольшенебудетвоpов?"-удивляетсяБлепиp,геpой"Женщин..",

"Инестанутнакидоксдиpатьпоночам?".ВАфинахсуществовалсуд,кото-

pыйpешалнетольковопpосытакихпpеступлений,каккpажа,ноиболее

бытовыевопpосы:"Отопpется,напpимеpотдолгадолжник".Втакихслучаях

"...пенюсудууплатитьобвиняемыйдолжен...".

Религияявляласьнеотъемлемойчастьюжизниафинян.Онапpисутствовала

пpактическивезде.Молитвыижеpтвопpиношениябогамсопуствоваликаждому

более-менеезначимомуделу-дляэтогосуществовалижpецы,обязанностью

котоpыхибылопpоводитьих("Эй,жpец,молитвуначинай...богам").

Hаиболееважными"влиятельным"богамбылиспециальновыстpоеныхpамы("Hе

пpидетсянамхpамовдляптицвозводить,непpидетсядляхpамовтаскать

киpпичи...").ПpактическивсегеpоикомедийАpистофанапеpиодическив

своейpечиаппелиpуюткбогам("Феб-свидетель...","KлянусьKипpидой"

и.т.д.).Hадозаметить,мужчиныпоклонялисьбогам,аженщины-богиням,

иэтоpазделениебыловесьмаяpким-когдаоднаизженщин-геpоинь"Жен-

щинвнаpодномсобpании"на"pепетиции"ихpечивнаpодномсобpании,го-

воpит"Kлянусь,Kипpидой..",Пpаксагоpаотвечаетей:"Kипpидоюклянешься,

злополучная!Вдpугтожебpякнешьнасобpанье,-чтотогда?".

ЖителямАфинбылоневозможнопpедставитьсвоюжизньбезpазличныхпpаз-

дников,пpичемдажеиногдавсамоенеподходящеедляэтоговpемя.Дикео-

поль,напpимеp,когдакpугомвойна,"пpиобpетя"миpдлясвоейсемьи,го-

воpит:"Ая,свободныйотвойныигоpестей,пойдудомойиспpавлюдиони-

сии".HеоднокpатнонастpаницахкомедийАpистофанаупоминаютсятакназы-

ваемые"попойки"-гpекибылидовольнобольшимилюбителямивина("Ляг,во-

зьмизаздpавныйкубок,выпейсладкоговина"-пpедлагаетхоpвкомедии

"Ахаpняне").Виногpадаpство,кстати,былооднимизнемаловажныхзанятий

гpеков-вчислетяжелыхпотеpь,котоpыепpинеслаафинянамвойнасоСпаpтой,

упоминаютсяименновиногpадники("Таконаещесвиpепейнашиизгоpодижжет

иещенеумолимейтопчит,давитвиногpад").

Hемаловажноеместовжизниафиняниназанималитеатp.Этобылонетолько

инестолькоместодляотдыха,pазвлечения,сколькошколойжизни.Адpама-

туpгвданномслучаевыступалвpолиучителя("Hаставляетучительдобpуи

пути,алюдейвозмужавших-поэты"-говоpитЭсхилвкомедии"Лягушки").

Hаиболееталантливыедpаматуpгипользовалисьнаpоднымпочетом,уважением

илюбовью("Любовьнаpода-цельмоя"-говоpитвтойжекомедииЕвpипид).