Эксплуатация средств вычислительной техники
Эксплуатация средств вычислительной техники требует наряду с подготовкой специалистов
для работы по эксплуатации ЭВМ придания вычислительным машинам свойств приспособленности
к процессам обслуживания, что предполагает наличие специальных
аппаратно-программных средств поддержки эксплуатации. Разработка концепции эксплуатационного
обслуживания машины и аппаратно-программных средств поддержки эксплуатации
является неотъемлемой частью общего процесса проектирования ЭВМ. Поэтому
изучение таких вопросов занимает важное место в подготовке инженеров по специальности
"Вычислительные машины,комплексы,системы и сети". ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
ЭКСПЛУАТАЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ЭВМ1.1.Особенности ЭВМ как объекта эксплуатационного
обслуживания. Эксплуатация любого объекта состоит из его эксплуатационного
использования и эксплуатационного обслуживания. Под последним понимают совокупность
операций процедур и процессов, предназначенных для обеспечения работоспособности
объекта. Работоспособным называется состояние при котором объект способен
выполнять заданные функции. Неработоспособным называется состояние при котором
объект не способен выполнять заданные функции. Особенности ЭВМ. Это сложная
техн. система. ЭВМ совокупность аппаратных и программных средств. Она - универсальный
преобр.информации. ЭВМ - человеко-машинная система. Она функционирует в
условиях действия лучайных факторов1.2. Основные эксплуатационные характеристики
ЭВМ, Это - производительность П, т.е. число заданий выполняемых за единицу времени.
Теория надёжности позволяет понимать свойства изделия выполнять заданные
функции Рассмотрим пример. Расчет надежности ВУ При расчёте надежности принимаются
следующие допущения: -отказы элементов являются независимыми и случайными
событиями; -учитываются только элементы, входящие в задание; -вероятность безотказной
работы подчиняется экспоненциальному закону распределения; -условия эксплуатации
элементов учитываются приблизительно с помощью коэффициентов; -учитываются
катастрофические отказы. В соответствии с принятыми допущениями в расчётную
схему должны входить следующие элементы: -элемент К1, т.е. количество СИС и БИС;
-элемент К2, т.е. количество ИС малой степени интеграции (МИС); -элемент К3,
т.е. количество резисторов; -элемент К4, т.е. количество конденсаторов: -элемент
К5, т.е. количество светодиодов; -элемент К6 т.е. количество поеных соединений;
-элемент К7, т.е. количество разъёмов. В соответствии с расчётной схемой вероятность
безотказной работы системы определяется как: где N - количество таких
элементов, используемых в задании Pi -вероятность безотказной работы i-го элемента.
Учитывая экспоненциальный закон отказов, имеем: где ni - количество элементов
одного типа, ?j-интенсивность отказов элементов j-го типа. Причём ?j=k? x
?j0, где k? - коэффициент, учитывающий условия эксплуатации, а ?j0 - интенсивность
отказов в лабораторных условиях. Суммарная интенсивность отказов элементов
одного типа составит Исходя из условий эксплуатации принимаем k?=1. Никаких дополнительных
поправочных коэффициентов вводится не будет, так как все элементы
ряда случайных факторов: таких как возникновение отказов, сбоев восстановления
работоспособности ЭВМ Рассмотрим основные характеристики потока отказов. Вероятность
безотказной работы работы ЭВМ: P(t) = P ?Tо ? 1? = 1 -F(t) где F(t) - функция
риска. Среднее время безотказной работы: где f(t) - плотность случайной
величины Модели потоков сбоев Сбои - это кратковременные и самоустраняющиеся нарушения
нормальной работы ЭВМ В некоторых моделях потоков сбоев аналогичны моделям
потоков отказов. Модели потоков восстановления В ряде случаев время восстановления
Т.е. суммарное время работы обслуживающего персонала по поиску неисправности,
замене отказавшего элемента и проверке работоспособности с помощью специальных
тестов, можно считать случайной величиной, имеющей экспоненциальное распределение.
Рассмотрим модели процессов эксплуатационного обслуживания. Основной
составной частью этих моделей является язык GPSS/PC. Программа на языке GPSS представляет
собой последовательность оператороов. Пусть необходимо осуществить
моделирование работы СМО, рассмотренной ранее. Программа модели, исследующая простейшую
СМО и представленная в виде программы, написанной на языке GPSS имеет
: имя GENERATE A,B,C,D,E В поле А задается среднее значение интервала времени
между моментами поступления в модель 2-х последовательных транзактов. В поле В
размещается модификатор, т.е. функция, имя которой EXPPON, и которая задается верхней
строкой. С её помощью генерируются транзактыы, время поступления которых
распределено по экспоненциальному закону. Блок GENERATE обязательно связан с блоком
удаления транзактов ииз модели с именем TERNINATE. В поле А указывается,
на сколько единиц уменьшается содержимое счетчика. Начальное значение счетчика
устанавливается блоком START 10000. Для моделирования задержки транзакта используется
оператор ADVANCE : имя ADVANCE A,B Поля А и В имеют смысл тот же, что и
GENERATE. Из значения 160 образуются случайные временные значения, имеющие экспоненциальное
распределение на отрезке : ( 160-FN $EXPON, 160+FN $EXPON ) Наше СМО
состоит из 2-х физических устройств : 1. очередь с именем QUEUE 2. устройство
обработки с именем SYSTEM Пусть наш транзакт вошел в очередь, и это отмечается
в блоке QUUEUE, где в поле А задается имя или номер очереди, и при его прохождении
на выход через блок DEPART, где происходит вычитание 1 из номера очереди,
внесенное туда оператором QUEUE. Теперь транзакты заблокированы перед блоком SEIZE
и находятся в QUEUE. Если очередь пуста, то транзакт поступает в SEIZE. Блок
SEIZE обязательно используется совместно с блокком RELEASE, моделирующим занятие
и освобождение устройства с именем SYSTEMM. Теперь устройство SYSTEM занято,
из QUEUE транзакт не может попасть в него. Очередь растет. Для определения средне
квадратичного значения времени нахождения в модели используется оператор
TABULATE. В его поле А могут быть записаны 3 счетчика : ТС -- счетчик входа в таблицу
ТВ -- среднее время ожидания TD -- среднее квадратичное отклонение времени
ожидания В таблицах строятся гистограммы для R частных интервалов с шириной
100 единиц максимального времени. Программная таблица с именем TQ отражает состояние
счетчика вреемени пребывания транзакта в модели, т.к. блок табуляции ( TABULATE
) размещается перед блоком TERMINATE. Результаты решения, т.е. моделирования,
представляются в машинном отчете. Построение имитационной модели процессов
отказов и восстановления ЭВМ [NTL1]Рассмотрим работу ПЭВМ, в состав которой входят
электронные блоки или ТЭЗы, которые могут выйти из строя в процессе эксплуатации.
Считаем. что отказы возникают согласно пуассоновского распределения с
параметром ? Под ? понимают среднюю интенсивность отказов, выраженную числом отказов
в единицу времени. Отказавший ТЭЗ начинает немедленно ремонтироваться, т.е
восстанавливаться. Распределение времени восстановления распределено по экспоненте
с параметром ?. Под ним понимают среднюю интенсивность времени обслуживания,
выражаемую числом восстановленных ТЭЗов за единицу времени. Известно. что вероятность
работающего ТЭЗа P0 и Р1 отказавшего равны: Пусть ?= 0.1 ?= 0,06.
и тогда P0= 0.33 и P1=0.667 Построение имитационной модели такой системы массового
обслуживания (СМО) осуществляется с использованием языка GPSS. Определим
используемые элементы языка (Табл.1). Таблица 1 Элементы GPSS
Назначениея
Транзакты :
Всего один транзакт
Моделирование интервала безотказной работы
Тбезот и периода восстанов. Т вос.
Приборы:
FAC
Занятие прибора соотвеств.
его отказу.т.е. это ТЭЗ, который ремонтируют.
Функции:
Экспоненциадльная
функция
EXPON
распределения.
Сохраняемая величина
Время занятия прибора.
с расчётным значением равным Р1 = 0,667* Среднее время пребывания прибора
в состоянии отказа с оставило 20,146 единиц машинного времени. Среднее время
цикла равного (Т=Твос + Трем) составило 30,015 времени. Построение имитационной
модели процессов отказов и восстановления нескольких ЭВМ несколькими ремонтниками
В этой работе будет рассмотрена более сложная система. Она состоит из четырёх
ЭВМ и двух ремонтников. Зассмотрим исходные характеристики системы Входной
поток требование, который характеризует начало работы каждой ЭВМ, имеет пуассоновское
распределение с ?=0,1. Каждый из транзактов последовательно ищет свободный
прибор и занимает его. При отсутствии свободного прибора пришедший транзакт
безвозвратно теряется. Усли транзакт занял прибор,а он отказал, то такой транзакт
так же теряется Распределение времени обслуживания экспоненциальное с параметрам
?= 0,05, а поток отказов пуассоновский с параметром ?=0,01. Распределение
времени восстановления - экспоненциальное. В табл.1 приведено распределение элементов
языка GPSS в этой моделе. Табдица 1Элементы GPSS
Назначение
Транзакты
:
Всего один транзакт
Моделирование интервалая беэотказной работы.Тбезот.
и периода восстанов.Твосст.
Приборы:
FAC1,FAC2,FAC3.FAC4
ЭВМ,загрузку которой
надо определить
REM1. REM2
Ремонтные рабочие
Функции:
EXPON
Экспоненциальная
функция распределения
Сохраняемая величина
Число потеряных транзактов
работы 1\? равно 100. 2,6,10,14 - прерывание работы отказами с потерей транзактов.
3,7,11,16 - назначение параметра Р2 транзакта-отказа соответствующего ему номера
прибора. 17 - генерирование транзактов требований (наверно, работающих машин).
Среднее время между моментами их возникновения 10 единиц машинного времени
моделирования* 18, 22,26,30 - проверка на занятость приборов если прибор занят
- передача транзакта другому. Если все заняты - потеря транзакта. 19,23,27,31
- занятие свободного прибора* 20,24,26,32 - назначение параметра Р1 транзактам,
иметирующего занятого им прибора. 21,25,29 - передача этих транзактов в блок
CJB1, 33 - моделирование времени обслуживания требовани . 34 - освобождение требованием
занимаемого им прибора. 35 - уничтожение транзактов требований. 36 - сумирование
числа теряемых требований в ячейке 2, отведнной для хранимых величин.
37 - уничтожение теряемых транзактов- требований. 38 - передача отказавшего прибора
ремонтнику. 39,43 - поступление прибора на ремонт. 40, 44 - моделирование
времени ремонта или восстановления, величиной равной 1/?- 30 единицам. 41, 45
- ремонтник свободен 42 - передача транзакт в блок COM3. 46 - окончание прерывания
обслуживания прибором вследствии отказа и ремонта. 47 хранение отказов в ячейке
!. 48 - уничтожение отказов-транзактов. Результаты моделирования За 48245
единиц времени было смоделировано для FAC1 - FAC4 соответственно 452,443,458,450
отказов. За это время в систему поступило 5002 требований на ЭВМ. и которых
потеряно вследствии занятости или отказов 1829. (Смотри хранимое значение в 2).
Средняя занятость приборов FAC соответственно равна - 0.742. 0.676. 0.593 и 0.636,
Средняя занятость ремонтников - REM1 0.665. REM2 - 0.439, Суммарное время
простоя всех приборов составило 50993. (Смотри содержимое хранимое в ячеке 1).
Исследование модели эксплуатационного обслуживания ЭВМ В аналитических вероятностных
моделях потоков отказов, сбоев, восстановлений принималось допущение об экспоненциальном
распределении времени наработки на отказ, поиска и замены отказавших
устройств ЭВМ и т.д* Это распределение всегда удовлетворительно описывает
ту или иную выборку, получаемую в процессе наблюдения за работой ЭВМ* Отказ от
экспоненциального распределения делает вероятностную модель процесса эксплуатации
весьма сложной, что не позволяет получить ее разрешение в замкнутой форме.
Для сравнения правомочности использования эмпирических и статистически полученных
распределений. В качестве примера рассмотрим простейшую модель. Считаем, что
ЭВМ может находиться в двух состояниях - рабочем и в режиме отказа и восстановления.
Пусть эмпирические функции распределения, получаемые экспериментально, для
времени между отказами и длительностями восстановления работоспособности ЭВМ
заданы в виде графиков, и в единицах модельного времени. Методика определения
2 -оператор MARK с меткой INPUT запоминает момент входа транзакта в модель
3 - занятие прибора COMP и имитирует нормальную работу ЭВМ. 4 - определение
времени работы ЭВМ. 5 - окончание работы по причине возникновения неисправности
и освобождение прибора. 6 - 8 - эти блоки моделируют состояние ЭВМ в состоянии
восстановления* 9 - восстановление закончено, и транзакт попадает в блок определения
суммы двух случайных величин, которые определяют два состояния. 10 -
создание нового транзакта, который поступает в блок MARK* Предыдущий транзакт гибнет
в блоке 11. Результаты Значения коэффициентов использования приборов COMF
и SERV определяют коэффициент готовности ЭВМ и вероятность её простоя. Эти параметры
соответственно равны - 0,691 и 0,108. Исследование модели обслуживания нескольких
ЭВМ с одним ремонтником Как известно, персональные ЭВМ обладают достаточно
высокой надёжностью. При нормальной эксплуатации такая машина не требует
вмешательства в свою работу человека, называемого в СМО ремонтником. Так как в
состав ЭВМ входят различные блоки, которые можно называть ТЭЗами, то в любой момент
времени один из них может выйти из строя. Восстановление работоспособности
может осуществляться как немедленным ремонтом вышедшего из строя ТЭЗа, так и его
заменой на запасной, находящийся в ЗИПе. Неисправный ТЭЗ ремонтируется и поступает
либо в ЗИП, либо в ЭВМ, и в этом случае ТЭЗ из ЗИПа помещается на своё место
опять в ЗИП. Первый метод получил название "непосредственного ремонта, а второй
- "комбинированного ремонта”. В данной работе рассматривается первый из методов.
Будем считать, что пребывание ЭВМ в рабочем и нерабочем (восстанавливаемом)
режимах, имеет экспоненциальное распределение с параметрами ? и ? Под ? понимают
среднюю интенсивность отказов, выраженную числом отказов в единицу времени.
Под ? понимают среднюю интенсивность времени обслуживания, выражаемую числом
восстановленных ТЭЗов за единицу времени. Для персональных ЭВМ ? является относительно
малой величиной,а ? относительно велико. Отношение ?/? называется коэффициентом
обслуживания. Предположим, что m ЭВМ имеют одинаковые ? и ?, и они обмлуживаются
одним реионтником. Если ЭВМ выходит из строя, она обслуживается немедленно,
при условии, что ремонтник не занят обслуживанием другой ЭВМ. Все m ЭВМ
работают независимо друг от друга. Пусть состояние Ео означает, что все ЭВМ
работают и ремонтник свободен. Состояние Еn означает, что ЭВМ находится в нерабочем
состоянии* При 1 ? n ? m одна ЭВМ обслуживается, n - 1 стоят в очереди на
обслуживание, а m - n остаются в рабочем состоянии. Если система из m ЭВМ в момент
времени t находится в состоянии Еn,то вероятность этого события (Pn) может
быть представлена следующим выражением: где (m)n=m x ( m-1).....(m - n + 1). Значение
с последующей передачей их в блок COPY.. 3 - присвоение параметру Р2 транзакта-оригинала
значения 500 4 - передача - транзакта-оригинала в блок INPUT, 5
- присвоение параметрам Р2 транзактов-копий значений 1000. 6 - присвоение параметрам
Р1 транзактов значения, соответствующего номеру прибора (в нашем случае рабочего).
Это значение равно 1 7 - вхождение в очередь на ремонт. 8 - занятие прибора.
9 - выход из очереди. 10 - моделирование ремонта. 11- рабочий-ремонтник
свободен12- моделирование безотказной работы автомата. 13 - контроль числа прохождений
транзакта череэ сегмент блоков, начинающихся с блока CYCLE. 14- уничтожение
транзакта. Полученные результаты: Средняя занятость ремонтника 0,491. Коэффициент
простоя этого же ремонтника по результатам моделирования составил (Кпр.рем)модел.-
(1-0,409)/1 = 0,509.. Тот же коэффициент найденный аналитически состави
0,4845. Коэффициент простоя ЭВМ, полученный аналитически путём, и по результатам
моделирования соответственно равны: (Кпр.ЭВМ)анал = 0,0549 (Кпр.ЭВМ)модел
= 0,053 Совпадение результатов можно считать удовлетворительным Исследование
модели обслуживания нескольких ЭВМ несколькими ремонтниками Усложним задачу,
которую мы рассматривали в предыдущей работе. Будем считать, что m ЭВМ обслуживается
r ремонтниками (r?m). Если n ? r, то состояние Еn означает, что r - n рабочих
свободны, n машин ремонтируются, и ни одна из ЭВМ не стоит в очереди на ремонт.
При n ? r состояние En означает, что r ЭВМ обслуживается и n - r ЭВМ ожидают
обслуживания в очереди. Аналитические выражения описывающие такую систему представлены
ниже. Отметим, что отношение Р1/Р0 находится из выражения: m?Р0 = ?Р1
При n ? r имеем: (n + 1)?Pn+1 = (m -1)?Pn При n ? r получаем: r?Pn+1 = (m -n)?Pn
Два последних уравнения позволяют последовательно вычислить отношение Pn/Po.
При этом Ро находим из: Результаты аналитических расчётов по формулам приведённым
блоков: 6 - блок вхождения в накопитель QUECЕго емкость задается в блоке
STORAGE
7 - попытка передачи транзакта в один из блоков SERV1,SERV1+3, SERV3.
8,11,14 - занятие транзактами устройств MEN1 - MEN#. 9,12,15 - присваивание параметру
Р1 значения, соответствующего номеру устройства.Это блоки 2 -4, 10,13
- безусловная передача транзактов в блок COMIN (,kjr 16)
16 - выход транзакта на
накопитель QUEC Для получения статистик, характеризующих очередь ЭВМ, используется
накопитель QUEC. Распределение транзактов, являющихся аналогами ЭВМ, между
устройствами, являющимися аналогами рабочих-ремонтников, производится посредством
блока 7. Полученные в результате моделирования оценки коэффийиентов простоя
ремонтников и ЭВМ равны соответственно: Кпр.эвм = 0.272/20 =0.0136 Сравнивая
аналитические результаты (0,4042 и 0,01694) с модельными (0,453 и 0,0136) можно
сделать вывод о том, что существующие отличия объясняются заниженным средним временем
(5,46) вместо 6. Исследование модели обслуживания ЭВМ с комбинированным
восстановлением после отказов однотипных ТЭЗов Комбинированная модель обслуживания
подразумевает следующую логику работы. После отказа происходит обнаружение
неисправного ТЭЗа и его замена на действующий ТЭЗ из комплекта запасных инструментов
и *приборов (ЗИП). Неисправный ТЭЗ отправляется в ремонтную группу. Ремонт
*уществляется ремонтником, который может быть занят ремонтом другого ТЭЗа. Если
он занят, то неисправный ТЭЗ устанавливается в очередь на восстановление.
Для упрощения задачи считаем, что ЭВМ состоит из однотипных *блоков или ТЭЗов, имеющих
одинаковые значения ? и ?. Число ТЭЗов в ЗИПе может быть таким: нет ни одного
годного, есть один, два и т.д. Будем считать, что время безотказной работы
любого из ТЭЗов ЭВМ определено по нормальному закону со средним в 350 ч и стандартным
отклонением в 70 часов.Поиск неисправного ТЭЗа и его извлечение из ЭВМ
эанимает 4 ч. Время, необходимое для того, чтобы установить, проверить оттестировать
заменяющий ТЭЗ , равно 6 ч. Время ремонта неисправного ТЭЗа распределено
по нормальному закону со средним и стандартным отк- лонением, соответственно равным
8 ч и 0.5 ч. Считаем, что ремонтом занимается ремонтник, в обязанности которого
входит также ремонт других деталей, поступающих к нему от других М. Эти
другие детали поступают по закону Пуассона со средним интервалом между поступлениями,
равным ( ч. Время, требуемое на их ремонт составляет 8?4 ч. Эти ТЭЗы имеют
более высокий приоритет. Провести исследование модели при числе запасных ТЭЗов:
ноль, один два ТЭЗа. Для каждой из моделей выполнить прогон равный 5 годам,
предполагая 40 часовую рабочую неделю. Метод построения модели Модель состоит
из трёх сегментов. Рассмотрим первый сегмент. Первый сегмент.. Он может называться
"ТЭЗ и ЭВМ". Порождаемый транзакт интерпретирует ЭВМ, а не ТЭЗ.Для слежения
а за числом запасных ТЭЗов используется сохраняемая величина.(содержимое счетчика).
Дефектный ТЭЗ уменьшает содержимое счетчика, а отремонтированный - увеличивает.
Сама ЭВМ моделируется прибором Транзакт оператор включает и отключает прибор
посредством его освобождения.Так как в моделе отказавшие ТЭЗы продвигаются
сами ( на практике это делает оператор или лаборант), то для этого используется
другой транзакт, порож- даемый первым. Осуществляет это блок SPLIT
и В-2 меньше чем 91,2% для предыдущей работы(Табл.5, строка 2).Существуют и ещё
неувязки. Модель для эмитации производственной деятельности ВЦ Рассмотрим следующий
вопрос: "Разработать модель для имитации производственной деятельно ВЦ при
планово- предупредительном обслуживании эксплуатируемого парка ЭВМ. По полученной
модели оценить распределение случайной переменной "число машин, находящихся
на внеплановом ремонте". Рассматриваемый ВЦ имеет в своем составе парк ЭВМ ,
обеспечивающий среднюю производительность. и базирующийся на ЭВМ IBM PC с ЦП типа
386SX и 386DX. Кроме: этого на ВЦ используются в качестве сетевых серверов машины
типа 486DX и Pentium, поддерживающие локальные сети, в которых осуществляется
сложная цифровая обработка больших цифровых массивов информации , кроме этого,
решаются задачи разработки цветных изображений. На ВЦ принято планово-профилактическое
обслуживание. ВЦ с небольшим парком ЭВМ и поэтому ремонтом ЭВМ занимается
всего один радио-механик ( в терминах СМО - ремонтник). Это означает:
что одновременно можно выполнять обслуживание только одной ЭВМ. Все ЭВМ должны регулярно
проходить профилактический осмотра. Число эвм подвергающееся ежедневному
осмотру согласно графика, распределено равнлмерно и составляет от 2 до 6. Время,
необходимое для осмотра и обслуживания каждой ЭВМ примерно распределено в
интервале от 1,5 до 2,5 ч. За это время необходимо проверить саму ЗВМ, а также
такие внешние ус-ва как цветные струйные принтеры, нуждающиеся в смене или заправке
катриджей красителем. Несколько ЭВМ имеют в качестве внешних устройств цветные
плоттеры (графопостроители) , у которых достаточно сложный профилактический
осмотр. Рабочий день ремонтника длится 8 ч, но возможна и многосменная работа.
В некоторых случаях профилактический осмотр прерывается для устранения внезапных
отказов сетевых серверов, работающих в три смены, т.е 24 ч в сутки. В этом
случае текущая профилактическая работа прекращается, и ремонтник начинает без задержки
ремонта сервера. Тем не менее, машина-сервер, нуждающаяся в ремонте, не
может вытеснить другую машину-сервер, уже стоящую на внеплановом ремонте. Распределение
времени между поступлениями машин-серверов является пуассоновским со
средним интервалом равным 48 ч. Если ремонтник отсутствует в момент поступления
ЭВМ эти ЭВМ должны ожидать до 8ч утра. Время их обслуживания распределено по экспоненте
со средним значение в 25 ч.Необходимо построить GPSS-модель для имитации
производственной деятельности ВЦ. По полученной модели необходимо оценить распределение
случайной переменной "число машин-серверов, находящихся на внеплановом
ремонте". Выполнить прогон модели, имитирующей работу ВЦ в течении 25 дней,
введя промежуточную информацию по окончании каждых пяти дней. Для упрощения можно
считать, что ремонтник работает 8 ч в день без перерыва, и не учитывать выходные.
Это аналогично тому, что ВЦ работает 7 дней в неделю. Метод построения
модели Рассмотрим сегмент планового осмотра ЭВМ. (Рис.1.). Транзакты, подлежащие
плановому осмотру, являются пользователями обслуживающего прибора (ремонтник),
которым не разрешен его захват. Эти ЭВМ-транзакты проходят через первый сегмент
модели каждый день с 8 ч утра.ЭВМ-транзакт входит в этот сегмент. После этого
транзакт поступает в блок SPLIT, порождая необходимое число транзактов, представляющих
собой ЭВМ, запланированные на этот день для осмотра.Эти ЭВМ-транзакты
проходят затем через последовательность блоков SEIZE-ADVANCE-RELEASE и покидают
модель. . Рис.1. Первый сегмент Сегмент "внепланового ремонта"ЭВМ-серверы, нуждающийся
во внеплановом ремонте, двигаются в модель в своём собственном сегменте.
Использование ими прибора имитируется простой последовательностью блоков PREEMPT-ADVANCE-
RETURN. Блок PREEMPT подтверждает приоритет обслуживания ЭВМ-сервера
(в блоке в поле В не требуется PR) (Рис.2.) Сегмент "начало и окончание" рабочего
дня ВЦ. Для того, чтобы организовать завершение текущего дня работы ВЦ
по истечении каждого 8-ми ч дня и его начала в 8 ч утра, используется специальный
сегмент. Т Транзакты-диспетчер входит в этот сегмент каждые 24 ч (начиная с
конца первого рабочего дня), Этот транзакт, имеющий в моделе высший приоритет,
затем немедленно поступает в PREEMPT, имеющий в поле В символа PR. Диспетчеру,
таким образом, разрешено захватывать прибор-ремонтник вне зависимости от того,
кем является текущий пользователь (если он есть). Далее, спустя 16 ч, диспетчер
освобождает прибор-ремонтник, позволяя закончить ранее прерванную работу (при
наличии таковой).(Рис.3.) Сегмент "сбор данных для неработающих ЭВМ-серверов".
Для сбора данных, позволяющих оценить распределение числа неработающих ЭВМ-приборов,
используется этот отдельный сегмент. (Рис.4.) Для этих целей используется
взвешенные таблицы, которые позволяют вводить в них в один и тот же момент времени
наблюдаемые случайные величины. Для этих целей включаются два блока - TABULATE,
но если ввод в таблицу случаен (значение величин ?2), то этот подход не годен.
В этом случае используется необязательный элемент олеранд, называемый весовым
фактором, обозначающий число раз, которое величина, подлежащая табулированию,
должна вводится в таблицу. Это позволяет назначать разые веса различным наблюдаемым
величинам. Сегмент "промежуточная выдача". и окончание моделирования в
конце дня используется последовательность GENERATE-TERMINATE (Рис.5.). Cегменты
представлены на рис.1 - 5. Рассмотрим таблицу распределения (Табл. 3.1. Таблица
3.1Операторы GPSS
Назначение
Транзакты:
1-вый сегмент
ЭВМ, предназначенная
для планового профилактического осмотра
2-рой сегмент
ЭВМ-сервер, нуждающаяся
во внеплановом ремонте
3-тий сегмент
Диспетчер, открывающий в 8 ч утра ВЦ изакрывающий
его через 8 ч
4-тый сегмент
Наблюдатель, следящий за содержимым очереди
для оценки распределения числа неисправных ЭВМ-серверов: Р1 - параметр, в который
заносятся отметки времени Р2 - параметр, в который заносится дли-
5-тый
сегмент
Транзакт, обеспечивающий промежуточнуювыдачу результатов
Приборы:
BAY R
Ремонтник
Функции:
JQBS
Описывает равномерное распределениеот 1 до 3; получаемую
величину можно интерпретировать как число, на 1 меньшее числа ЭВМ, прибывающих
Транзакт обеспечивающий промежуточную выдачу: впервые появится во время, равное
6241, выходя из блока 25. Это число соответствует концу 8-го часа пятого
дня моделирования. ( 24 х 4 = 96 ч, 96 + 8 = 104. 104 х 60 =6240, 6240 + 1 = 6241
ч). Следующий транзакт появится через пять дней. Блок 19 позволяет вести моделирование
до времени в 35041, что соответствует 25 дням плюс 8 ч, выраженных в
минутах. Приоритетная схема представлена в табл.3.2. Таблица 3.2.Сегмент модели
Интерпретация
транзактов
Уровень приорит.
3
Диспетчер
3
1
ЭВМ, прибывающие на
плановый осмотр
2
2
ЭВМ-сервер, поступающая на внеплановый ремонт
2
4
Транзакт,
наблюдающий за очередью
1
5
Транзакты, обеспечивающие выдачу на печать
0
Чтение таблицы сверху вниз эквивалентно просмотру цепи текущиж событий с начала
и до конца моделирования Результаты моделирования Полученная статистика очереди
ЭВМ-серверов на ремонт показывает, что на конец 25 дня среднее ожидания составляет
595 вр.ед., или около 19 ч. В среднем 0,221 ЭВМ-сервер ожидают обслуживания,
и одновременно самое большее время 4 машины находятся в ожидании. За 25 дней
на внеп- лановый ремонт поступило 13 машин.. Табличная информация указывает, что
83 % времени это были ЭВМ-серверы , ожидающие внепланового ремонта, 12% времени
в ожидании находилась одна машина, 4% - две машины, и только 0,52% и 0,05%
времени одновременно ожидали три и четыре машины. Для удобства результаты сведены
в табл.3.3. Таблица 3.3.Число ожидающих ЭВМ
Время ожида-ния в %
0 машин
83
1 машина
12
2 машины
4
3 машины
0,52
4 машины
0,05
Минимизация стоимости
эксплуатационных расходов ВЦ средней производительности. Пусть в состав ВЦ входит
50 персональных компьютеров ( в дальнейшем просто ЭВМ). Все ЭВМ работают по
8 ч в день, и по 5 дней в неделю. Любая из ЭВМ может выйти из строя, и в любой
момент времени. В этом случае её заменяют резервной ЭВМ либо сразу, либо по мере
её появления после восстановления. Неисправную ЭВМ отправляют в ремонтную группу,
ремонтируют, и она становится резервной. Необходимо определить, сколько
ремонтников следует иметь, и сколько машин держать в ремонте, оплачивая их аренду.
Парк резервных машин служит для подмены вышедших из строя ЭВМ. принадлежащих
ВЦ. Оп- лата арендных машин не зависит от того находятся они в эксплуатации ,
или в резерве. Цель анализа - минимизировать стоимость эксплуатации ВЦ. оплата
рабочих в ремонтной группе составляет 3,75$ в ч. Арендная плата за одну ЭВМ составляет
30$ в день. Почасовой убыток при использовании менее 50 ЭВМ оценивается
примерно в 20$ за ЭВМ. этот убыток возникает из за общего снижения промзводительности
ВЦ. Считаем, что на ремонт вышедшей из строя ЭВМ уходит примерно 7ч, и
распределение этого времении равномерное. Необходимо определить, сколько ремонтников
следует иметь, и сколько машин держать в ремонте, оплачивая их аренду. Парк
резервных машин служит для подмены вышедших из строя ЭВМ. принадлежащих ВЦ.
Оплата арендных машин не зависит от того находятся они в эксплуатации , или в резерве.
Среднее время наработки на отказ каждой ЭВМ распределено так же равномерно,
и составляет 157 ? 25 ч. Это время и распределение оди- наково для всех ЭВМ
ВЦ, так и для арендуемых ЭВМ. Так как плата за аренду не зависит оттого, используют
эти ЭВМ или нет, то и не делается попыток увеличить число собственных ЭВМ
ВЦ. Необходимо построить GPSS модель такой системы и исследовать на ней дневные
расходы при разном числе арендуемых ЭВМ при при одинаковом числе ремонтников
и от числа ремонтников при постоянном числе арендуемых ЭВМ. Метод построения модели
Определим ограничения, которые существуют в моделируемой системе. Существуют
три ограничения. 1. Число ремонтников в ремонтной группе. 2. Минимальное число
ЭВМ, одновременно работающих на ВЦ. 3. Общее число ЭВМ циркулирующих в системе.
Для моделирования 1 и 2 ограничений удобно использовать многоканальные ус-ва
( термин взят из теории СМО), а третье ограничение-моделировать при помощи транзактов.
При этом ремонтники и работающие ЭВМ, находящиеся в производстве, являются
константами. При этом ЭВМ являются динамическими объектами, циркулирующими
в системе. Рассмотрим состояния в которых может находиться ЭВМ. Пусть в настоящий
момент она находится в резерве. Тогда многоканальное ус-во NOWON (т.е. в
работе) используется для моделирования работающих ЭВМ, будет заполнено, и резервные
машины не могут войти в него. И тогда транзакт моделирующий резервную ЭВМ
может после многократных попыток войти в NOWON. Проходя через блоки ENTER и ADVANCE
транзакт моделирует время работы до тех пор, пока ЭВМ не выйдет из строя.
После выхода из строя ЭВМ транзакт покидает NOWON . При этом возникает возможность
у другой резервной ЭВМ войти в него,и если транзакт ожидает возможность войти
в многоканальное ус-во MEN (ремонтная группа. которая м.б. представлена даже
одним ремонтником). Выйдя из MEN транзакт становится восстановленной ЭВМ. После
ремонта он покидает MEN , освобождая ремонтника, который может начать немедленно
ремонт другой ЭВМ. Сам транзакт поступает в ту часть модели, из которой он
начинает попытки войти в NOWON. Общее число ЭВМ циркулирующих в системе равно 50
плюс три ЭВМ резервных, и это число надо задать до начала прогона, используя
систем электропитания ЭВМ. Защита ЭВМ от возмущений в системе электропитания.Защита
ЭВМ от длительных перерывов электропитания 10. ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ
Аппаратурные измерительные мониторы. Микропрограммные и программные измерительные
мониторы. Однокантактный логический пробник.Много кантактный логический
пробник. Логический компаратор. Логический импульсный генератор. Измерители тока.
Осциллографы. Логические анализаторы. Стенды проверки ТЭЗ. 11. ПРОЦЕССЫ ЭКСПЛУАТАЦИОННОГО
ОБСЛУЖИВАНИЯ ЭВМ. Структура процессов обслуживания ЭВМ. Комплексное
централизованное обслуживание ЭВМ. Оборудование помещений для ЭВМ. ТБ при
работе с ЭВМ. Обеспечение пожарной безопасности вычислительных центров. Процессы
планово-профилактического обслуживания. Ведение журнала эксплуатации ЭВМ. Эксплуатационная
документация. Особенности эксплуатации ОС. Обслуживание носителей
данных. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Значение системного подхода при разработке концепции и аппаратно-
программных средств обслуживания ЭВМ. Современные тенденции развития технологии
эксплуатационного обслуживания ВТ; диалоговые системы поддержки) обслуживания,
дистанционное эксплуатационное обслуживание, интелектуализация средств
диагностирования ЭВМ на основе использования диагностических экспертных систем.
[NTL1]Начало лаб. раб. 1