Истоки и характерные черты древних цивилизаций


В последние десятилетия все большее число людей осознает, что оценка настоящего и даже "открытие" будущего невозможны без учета исторического прошлого человечества, без знакомства с шедеврами мировой цивилизации.
Однако тому, что привычно называется "цивилизацией", предшествовал путь длиною в несколько миллионов лет - эпоха господства первобытно- общинного строя. Еще сравнительно недавно первобытное общество называлось "доисторическим", но после достижения значительных результатов в изучении этого периода от старого названия пришлось отказаться. Практически история начинается и выступает в многообразных локальных формах с появлением древнейших предков человека.
Известно несколько периодизаций первобытной истории. Но наиболее распространена археологическая периодизация, основным принципом которой является учет различий в материале и технике орудий труда. Таким образом, различают: каменный век (древний каменный век или палеолит; средний каменный век или мезолит; новый каменный век или неолит); бронзовый век; железный век. Кроме того, палеолит делится на ранний (нижний), средний и поздний (верхний).
Как же соотносятся эти археологические эпохи с различными стадиями антропогенеза (формирования человека) и социогенеза (формирования общества)?
Вопрос о ближайших предках человека и даже прародине человечества остается в науке дискуссионным.
Многочисленные археологические находки позволяют разным исследователям считать прародиной человечества Южную Африку или Южную Азию, область Средиземноморья (Северо - Восточную Африку и Южную Европу) либо Центральную Азию (Монголию). Важно лишь отметить, что все предполагаемые области появления древнейших предков человека находятся в тропической и субтропической зонах и что из возможных областей: прародины исключаются Австралия, где эволюционное развитие млекопитающих не пошло выше сумчатых животных, а также север Евразии и Америки, поскольку здесь не обитали высшие обезьяны.
Смена стадий антропогенеза была связана с наиболее значительными качественными преобразованиями в трудовой деятельности человека, его морфологии и сознании, структуре социальной организации.
Первой фазе антропогенеза предшествовал интенсивная эволюция высших обезьян, живших 25-30 (по мнению некоторых ученых 40) миллионов лет назад и постепенно переходивших к передвижению на двух ногах и употреблению природных предметов в качестве орудий.
К таким приматам, представляющим уже первую стадию антропогенеза, относятся австралопитеки ("южные обезьянь!"). Двуногое передвижение, довольно крупный мозг, некоторые особенности внешнего облика и прежде всего - занятия австралопитеков (охота с применением орудий), - все это позволяет большинству современных ученых отнесли австралопитеков к гоминидам, а поэтому датировать появление первых людей 4-5 млн. лет назад.
Возможно, к австралопитекам был близок и так называемый "Человек Умелый", живший в Восточной Африке около 2,5 млн. -1 млн. 750 тыс. лет назад.
Дальнейшее совершенствование человека и отделение его от мира животных происходит в эпоху раннего палеолита (3-2 млн. -лет около 100 тыс. лет назад). Люди этого периода- питекантроп ("обезьяночеловек")., синантроп ("китайский человек") и другие- сохраняли в своем облике много обезьяньих черт, но были уже вполне двуногими; изготовляли каменные орудия, при помощи которых собирали съедобные растения и охотились; жили "первобытными человеческими стадами"; обладали зачатками речи и умели пользоваться огнем (хотя и не умели его добывать).
Палеоантропы или древние люди (неандертальцы) сформировались к началу среднего палеолита (100 - 40 тыс. лет до н. э.). У них больше черт сходства с современным человеком; речь их была уже более четкой и совершенной, разделялась на отдельные слова. Резкое похолодание в этот период приводит к появлению искусственных жилит и одежды, усовершенствованию техники, развитию охоты (значение собирательства в это время резко падает), изобретению способов искусственного добывания огня. Необходимость объединения людей для борьбы за свое существование вела к укреплению социальных связей к появлению новой формы общественной организации - материнской родовой общины; а также к прогрессивным изменениям в сознании и мышлении неандертальца - появлению зачатков религиозных представлений, погребальных отрядов. В этот период человек продолжил освоение тропиков и субтропиков, расселился по всей Африке и Евразии.
Период позднего палеолита (40-10 тыс. лет до н.э.) ознаменовался появлением человека современного типа - кроманьонца (от названия грота Кро-Маньон во Франции). Несколько ускорился технический прогресс, что способствовало росту производительности хозяйства. Однако хозяйство продолжало оставаться присваивающим - главным источником существования продолжали быть охота и собирательство, к которым добавлялось рыболовство. Происходило дальнейшее укрепление родовой общины; расширение обитаемого пространства (люди заселили Австралию и Америку), способствовавшее развитию зачатков по положительных знаний (накопление информации о новых видах животных и растений, необходимость использования в повседневной жизни астрономических ориентиров и своеобразного календаря). Несомненно существование в позднем палеолите религии в форме магии и тотемизма; а также появление искусства, в котором человек закреплял результаты своего трудового опыта, тем самым обогащая свой духовный мир и все более возвышаясь над природой. Появляются зачатки искусства танца, песни и музыки, архитектуры, скульптуры, живописи (около 30 тыс. лет до н.э.).
В мезолите (10-6 тыс. до н.э.) прогрессировала техника обработки камня, кости, рога; совершенствовались приемы и орудия охоты и рыболовства (появились лук и стрелы, бумеранг; были изобретены лодка, сеть, крючок с бородкой); очевидно, произошло одомашнивание собаки; появились зачатки скотоводства и земледелия; дальше развивались религиозные представления и искусство.
Неолит (8-6 тыс. до н.э. для Ближнего Востока, 8-3 тыс. до н.э. для большинства степных и лесостепных районов Европы и Азии характеризуется: близостью климатических условий, флоры и фауны к современным; усилившейся неравномерностью исторического развития отдельных территорий; более высокой техникой обработки камня. началом производства керамики и ткачества; переходом во многих районах к оседлому скотоводству и земледелию.
Многие ученые считают отдельным историческим периодом энеолит, или меднокаменный век (4-3 тыс. до н.э.) - время появления орудий из меди. В некоторых районах (долина Нила, Двуречье) это явилось причиной такого роста производительности труда и накопления избыточного продукта, который создавал возможности для возникновения классового общества и древнейших государств. Большинство же племен Европы и Азии еще продолжало жить в условиях первобытнообщинного строя.
Бронзовый век (5-2 тыс. до н.э.) - время первого крупного общественного разделения труда (отделения земледелия от скотоводства), дальнейшего совершенствования орудий труда, усиления роли мужчины в обществе (перехода к отцовской родовой общине).
Железный век (1 тысячелетие до н.э.) связан о усилением трудовой специализации (происходит второе разделение труда -отделение ремесла от земледелия), резким повышением производительности труда; превращением общины в систему все более обособляющихся домохозяйств; превращением парной семьи в моногамную.
Кроме того, переход от охоты к земледелию и скотоводству способствовал развитию новых тенденций в искусстве, совершенствованию скульптуры и зодчества.
Таким образом, первобытный период человеческой истории был временем "накапливания" материальных и духовных ценностей, фундаментом всех мировых цивилизаций.
Особую роль в продвижении человечества по пути прогресса сыграл переход от присваивающего хозяйства к производящему -событие, не зря названное английским ученым Гордоном Чайлдом "неолитической революцией".
Среди основных последствий неолитической революции - не только дальнейший рост численности и плотности населения, но накопление и развитие культурных традиций (вследствие наличия большого количества свободного времени для занятия художественным творчеством), формирование нового образа жизни, появление возможности содержать лиц, не занятых непосредственно в процессе производства.
Таким образом, "неолитическая революция" - кардинальный рубеж в истории человечества, выведший на авансцену истории в 9-3 тыс. до н.э. общества земледельцев-скотоводов (раннеземледельческие общества или культуры), явившиеся, в свою очередь, исходным пластом цивилизации.
Общественные и природные факторы по-разному проявлялись в различных уголках земного шара. Отсюда значительное различие в характере раннеземледельческих культур и в созданных ими культурных комплексах. (Раннеземледельческие культуры в 9-3 тыс. до н.э. появились во многих регионах Старого и Нового Света: Передней, Юго-Восточной и Южной Азии; на юге Европы; на территории современного Китая; современной Юго-Западной Украины и Молдавии, Закавказья, южных районов Туркмении; в Центральной и Южной Америке). Однако многообразие форм и путей движения человечества по пути прогресса не заслоняет общих закономерностей раннеземледельческих культур. Это: 1)создание сложных хозяйственна систем, обеспечивающих достаточно высокие темпы развития и значительную продуктивность земледелия (прежде всего - создание поливного земледелия); 2) постепенная специализация деятельности, появление крупных населенных пунктов, превращающихся в города Иерихон, Джармо, Мохенджо-Даро и требующих все большего развитие управленческих функций; 3) постепенное усложнение социальной структуры общины и накопление богатств, ведущие к появлению социального неравенства (появление эксплуатации, развитие рабства и различных форм кабальной зависимости; все большее расслоение свободного населения на массу рядовых общинников и рядовую аристократию; появление наследственных правителей и жрецов; 4) неравенство общественно-политическое; 5) закрепление этого неравенства идеологическими и насильственными средствами.
Словом, примитивное равенство раннеземледельческих общин постепенно сменяется неравноправием - как в повседневной жизни, так и в погребальных обрядах. Начинается становление классового общества и государства.
Раннеклассовое общество отличает от варварства, на уровне которого находится даже самое развитое первобытное общество, именно ускорение прогресса во всех областях человеческой жизни. Это позволяет нам называть уже самое первое классовое общество "цивилизацией" (от латинского "civitis" - "гражданская община", "город").
Науке известно множество (около ста) определений понятия "цивилизация". Под цивилизацией большинством исследователей понимается качественная специфика (своеобразие материальной, духовной, социальной жизни) той или иной группы стран, народов на определенное этапе развития. Любая цивилизация характеризуется не только специфической общественно-производственной технологией, но и соответствующей культурой.
Цивилизации, в том числе древние, отличаются друг от друга, так как основаны на несовместимых системах социальных ценностей Им присущ специфический образ жизни, а также специфическое отношение народа данной цивилизации к самому себе, обеспечивающее его единство на протяжении всей его истории...
Что же объединяет все древние цивилизации и отличает их от предыдущих состоянии общества и культуры?
Во-первых, при сохранении зависимости людей от природы (стихийные бедствий могли послужить даже причиной гибели целых цивилизаций - например, раннеклассовой цивилизации на О.Крит и других островах Эгейского моря), изменяются формы этой зависимости (ирригация на Востоке, мореплавание и морская торговля в Древней Греции). Этому способствовало прежде всего начало организованной производственной деятельности человека. Этот скачок в развитии общества получил название аграрной революции. И хотя на всем протяжении древности общество осознавало себя частью природы, тем не менее, человек уже начал играть роль творца и созидателя.
Во-вторых, при переходе от первобытности к цивилизации рождается новый тип общественных отношений, вызванных ростом городов и сосредоточением в них значительной части населения и экономической деятельности.
Вопрос о сущности этих отношений и о наличии единого или нескольких вариантов социально-экономического развития всех древних цивилизаций продолжает оставаться дискуссионным. Несомненно лишь, что в социально-экономическом развитии основных цивилизаций древности немалую роль сыграли рабы и другие категории зависимого населения, а государство, несмотря на различия внешних форм власти (монархия к республика, аристократия и демократия) было аппаратом классового господства не только над рабами, но и над малоимущими свободными производителями.
В-третьих, появляются новые сферы деятельности, особенно в сфере управления и обучения.
В-четвертых, изменяются способы хранения и получения информации (новые возможности для этого дала письменность). Именно чтение и изучение древних письменных источников позволяет представить целостную картину мира древних цивилизаций.
Мир древних цивилизаций включает как общеизвестные и лучше изученные, так и менее известные цивилизации. К первым относятся: 1) цивилизация Древнего Египта, 2) цивилизации Месопотамии, 3) Древний Китай, 4) цивилизация Древней Индии, 5) древнегреческая цивилизация, 6) цивилизация эллинизма, 7) Древний Рим, 8) цивилизации Средней Азии, 9) цивилизации Закавказья. 10) цивилизация скифов. Ко вторым можно отнести: 1) цивилизации Африки южнее Сахары и Южной Аравии, 2) цивилизации Древней Малой Азии, 5) цивилизации Древнего Ирана, 4) цивилизацию Древнего Афганистана, 5) древние цивилизации Юго-Восточной Азии, 6) древне-японскую цивилизацию, 7) цивилизации Нового Света.
Невозможно дать подробное описание мира древних цивилизаций. Попытаемся лишь разобраться в сущности сложившихся уже в древности двух типов мировых цивилизаций - восточного и западного. К первому типу относятся почти все цивилизации древности; ко второму - цивилизации Древней Греции, эллинистических государств и Древнего Рима. Следует отметить, что особенности конкретного типа цивилизации зависят от особенностей природных, в том числе и климатических условий; от системы ведения хозяйства, духовных основ жизни общества, особенностей его социальной и политической организации. Поэтому, сравнивая развитие основных цивилизаций древности по всем этим параметрам, можно проследить своеобразное их "противостояние". Основные черты развития западного и восточного типов цивилизации в древности таковы:
1) отсутствие ценности личности, индивида на Востоке (не случайно одним из наиболее распространенных символов восточной культуры является изображение человека в лодке без весел, т.е. подчиняющегося "течению реки" - природе, государству) - раннее создание основ гражданского общества, предусматривающих право каждого участвовать в управлении, признание его личности, прав и свобод на Западе.
2) стабильность восточной цивилизации, чрезвычайно медленный темп изменений (новые культуры не разрушают старые, а вписываются и растворяются в них); воспроизводство и сохранение биологических и социальных устоев жизни, верность традициям (недаром восточные цивилизации часто называют "традиционными обществами") -динамичный характер развития общества в цивилизации западной;
3) общественная собственность в восточном государстве на средства производства, землю и воду, признание за частным лицом лишь прав владельца; отсутствие на Востоке хозяйственной самостоятельности частных лиц, бюрократический контроль - преобладание в античном государстве частнособственнических интересов, ранняя ориентация на рынок;
4) абсолютное преобладание государства над обществом, регулирование всего многообразия человеческих отношений (на Востоке) -незначительное вмешательство государства в частную жизнь граждан (на Западе);
5) регулирующая роль религии, совокупности морально-этических принципов в обществе восточном - подчеркнутое уважение в обществе западном к законам, в рамках которых действуют ремесло и торговля;
6) деспотизм как общая линия социально-политического развития восточных цивилизаций - и появление на Западе первого в истории образца народовластия, демократии (хотя и ограниченной). Данное противоречие представляет особый интерес в наше время.
Следует заметить, что, хотя термин "деспотизм" и происходит от древнегреческого слова "деспотес" - хозяин, глава дома, руководящий семейным хозяйством и распределяющий обязанности, - деспотия как форма организации государственной власти была распространена в Египте, государствах Междуречья, Китае, Индии и других странах Востока. К характеристике феномена восточной деспотии кроме уже названных черт можно добавить: почти обязательное присутствие в таком обществе политики принуждения и даже террора; парадоксальное сочетание страха перед верховной Властью с безграничной верой в конкретных правителей; полное отсутствие или незначительную роль сословных различий; сложную иерархическую социальную структуру; абсолютное господство государственного бюрократического аппарата; обезличенность государственной машины; отсутствие открытой конкуренции партий, идей или талантов; существование на низовом уровне экономически независимых и самоуправляющихся объединений религиозно-производственного характера (сельских общин, сект, цехов, каст и т.д.).
Идею же демократии как наиболее яркой отличительной черты западного общества лучше всего воплощает цивилизация Древней Греции и, прежде всего, такая специфическая политическая структура, как “полис”-город - государство.
Греческий мир всегда состоял из множества самостоятельных полисов, иногда вступавших в военные, религиозные или какие-то другие союзы (“симмахии”), но обычно - независимых и самодостаточных в административном, хозяйственном и культурном отношении.
Интересен процесс постепенного развития полиса: раннее о г-деление ремесла от земледелия и торговли, бурный рост товарно-денежных отношений способствовали превращению центрального поселения какого-либо греческого племени в город, т.е. средоточие не только торгово-промышленной деятельности, но и социальных связей, основу гражданской общины. В. VI-V вв. до н.э. полис развился в особую, гораздо более прогрессивную, чем восточная деспотия, форму государства. Граждане полиса имели право владеть землей (а полисный коллектив - верховный собственник и гарант земельной собственности отдельных граждан); обязаны были принимать участие в государственных делах, а случае войны - участвовать в гражданском ополчении; имели право публично высказывать свое мнение по любому вопросу, подавать жалобы на противозаконие. Верховным законодательным органом в; полисе бьыо народное собрание; исполнительная власть была представлена выборными (на определенный срок) органами и должностями: “советом пятисот” или булэ (Афины), судом присяжных или гелиэей (там же), коллегией десяти стратегов, архонтами (все-Афины) и др. Выше гражданина в полисе никто не стоял, кроме коллектива полиса (идея суверенитета народа)...
Конечно, как уже было сказано, античная демократия была ограниченной: гражданскими правами не обладали женщины, лично свободные чужестранцы, жившие на территории того или иного полиса, рабы. Существовали, помимо демократических, и олигархические полисы (наиболее яркий пример- Спарта), где сильны были пережитки родового строя и власть принадлежала потомственной аристократии, представленной в совете старейшин (герусии) и коллегии эфоров (своеобразном органе, выполнявшем судебные, дипломатические, “контрольно-ревизионные” функции). Из этой же знати выбирались и спартанские цари" (последние выполняли роль “верховных главнокомандующих” и отчасти - верховных жрецов)...
Тем не менее, древнегреческая цивилизация в целом наиболее полно выразила идею суверенитета народа и идеала демократической формы правления; а полисная организация общества стала уникальным явлением, неизвестным дотоле в мире древних цивилизаций, позволявшим эффективно решать экономические, военные и политические задачи, достичь высокого уровня развития культуры...
Особым своеобразием отличается цивилизация эллинизма, возникшая в конце IV - начале III вв. на землях от Балкан до Индии и Средней Азии после походов Александра Македонского и просуществовавшая три столетия. Необходимость для пришельцев на Восток - эллинов - приспосабливать свои институты к жизненному укладу восточных стран вызвала к жизни своеобразную форму социально-политического устройства - эллинистическую монархию, сочетавшую элементы восточной деспотии и полисного устройства. Государство сохраняло свою важнейшую функцию - организатора общественных работ и самого крупного собственника. Полис же с самого начала являлся здесь не свободной республикой, а лишь городской общиной, обладавшей автономией, некоторыми политическими и экономическими привилегиями, но находившейся под контролем главы обширного государства и целиком зависевшей от политики центральной власти. Вновь основанным (иногда - на базе поселений военных колонистов) или преобразованным из старых восточных городских центров полисам нужна была сильная военно-монархическая власть - для удержания внешних рынков и торговых путей (резкий рост производства продуктов питания, торговли ими и ремесленными изделиями, расширение торговых путей и денежного обращения относятся к основным экономическим характеристикам данной цивилизации), а также для повышения жизненного уровня населения полиса за счет "варварской" периферии. Интересно, что в эллинистических государствах полисы оказались противопоставлены остальной территории страны - так называемой "хоре", в которую входили сельские поселения и города, не имевшие полисного устройства. Привилегированное положение полиса давало возможность его гражданам принимать участие в эксплуатации населения хоры - в качестве владельцев приписанной к полису царской земли, с помощью неэквивалентного обмена, ростовщических и иных операций. Даже термин “эллин” постепенно утратил на Востоке свой этнический смысл и стал применяться для обозначения представителей всех привилегированных слоев общества!..
Древнеримская цивилизация интересна собственной системой духовных ценностей, отличной не только от сложившихся на Востоке, но и в Древней Греции. Главными духовными ориентирами были: 1) патриотизм; 2) "особая богоизбранность" римского народа; 3) представление о Риме как высшей ценности. Кроме того, недостойными для римскою гражданина делами считались не только ремесло, но и занятия художественным творчеством (скульптурой, живописью, игрой на сцене, драматургией), даже педагогикой (!).. Своеобразие данной цивилизации еще и в том, что она позволяет судить о самых разных формах социально-политического устройства, известных в древности: от раннеклассового общества во главе с "царем" (семь легендарных римских царей, скорее всего, были верховными вождями союзов племен) к ранней республике, затем развитой республике (с п ос те пенным развитием олигархического, полисного устройства) и, наконец, к возникновению огромного и достаточно стабильного государства - Римской империи (новый тип монархии, отличавшийся от давно известной восточной деспотии), поглотившей почти все другие цивилизации древности.
Одной из наиболее сложных проблем при изучении древних цивилизаций остается проблема их правильного понимания. У древних цивилизаций принципиально иной уровень отличия от нашей, чем, например, у цивилизаций Средневековья. Тот способ жить отделяет от более поз днях не жестокость (что такое принесение в жертву 3-х знатных персидских юношей перед началом Саламинской битвы или обязательный .допрос раба под пыткой по сравнению с жертвами Варфоломеевской ночи, не говоря уже о войнах нашего века?!), не "свобода отношения полов" (можно сравнить обычай храмовой проституции и "сексуальную революцию" 60-начала 70-х годов 20 столетия), а мера власти "Неизбежного", т.е. предопределения, в жизни людей. Кроме того, древние цивилизации были основаны на исключении чужака и презрении к неполноправному, не смягчаемому никакими "отговорками" (социальными, национальными, религиозными, партийными и т.д.). Именно в этом их коренное отличие от цивилизаций Средневековья и Нового времени.
Но вместе с тем именно в древности были провозглашены два великих принципа - всечеловеческое единство и нравственное самостояние личности, нашедшие отражение во многих событиях экономической, социальной, политической, духовной жизни древних цивилизаций. Так, крупные сдвиги в социальной сфере, образование великих империй, укрепление научного знания встречаются в разных странах (что соответствует первому принципу); но рождение мировых религий я оформление философских систем; открытие власти и силы идеи, истины, а также принципа критики связаны не только с первым, но и со вторым принципом, любое религиозное или философское учение уже апеллируют не к ролу, а к личности; начинается борьба между религиозной верой и ее рационалистической критикой; выдвигается идеал верности истине, которая сильнее, чем страх: перед насилием.
Общечеловеческий масштаб обмена материальными и духовными ценностями между Западом и Востоком был субъективно осознан в духовных движениях древности - учениях киренаиков, стоиков, буддийской и раннехристианской проповеди. Важно отметить и то, что в этом обмене восточные и западные цивилизации сыграли равную роль, даже в течение длительного времени Запад был "принимающей" стороной - заимствовал у Востока отдельные культуры (овес и рожь), достижения металлургии и науки (особенно астрономии и геометрии).
Все эти контакты между Западом и Востоком привели к новому и своеобразному этапу развития культуры - синтезу культур (примеры: греко-бактрийское и гандхарское искусство; Кушанский пантеон богов; александрийская наука; позднее - фаюмские портреты, образный мир раннехристианской литературы). В этом синтезе закладывались основы канонов византийского и западно-европейского средневековья. В развитие самых известных цивилизаций древности внесли значительный вклад и так называемые "варвары", освоившие новые земли и нередко создававшие культуру, приспособленную к жизни в экстремальных условиях (скифы). Кроме того, "варварский" мир - постоянный источник сырьевых ресурсов для государств; и самое главное - "поставщик" рабов, труд которых - фундамент всех цивилизаций древности. Известно, что рабами были и выдающиеся афинские художники - вазописцы; и родоначальник жанра басни Эзоп; выдающийся философ Эпиктет ; и основатель европейской драмы Теренций...
Таким образом, можно прийти к следующим выводам:
1) самый древний период в истории человечества - время не только появления самого человека, но и интенсивного накапливания материальных и духовных ценностей, повлиявших на дальнейшее развитие всех сторон жизни человека и общества;
2) вследствие разных природно-климатических, социально-экономических и исторических условий сложилось несколько глобальных типов цивилизаций со своей спецификой;
3) наметилась два основных типа отношений человека и общества (гражданин и подданный);
4) изменялись (зачастую - коренным образом) взаимоотношения человека с природой...
Следует отметить, что цивилизация, по мнению многих заданных исследователей, проходит 3 основные стадии развития: 1) аграрное общество; 2) индустриальное общество; 3) постиндустриальное общество. Древние цивилизации представляли собой аграрные общества, то есть общества, основанные на преобладании аграрного сектора в экономике, ручное труде и т.п. Но данная стадия развития в истории цивилизаций разных народов продолжалась до последних десятилетий ХVIII в. -начала XIX в. новой эры, когда в результате "промышленной революции" сформировалось индустриальное общество, в котором коренным образом изменились и взаимоотношения человека с природой. Распространявшаяся в таком обществе идеология технократизма стремилась перенести принципы управления производством даже на взаимоотношения человека о природой, результатом чего явились экологические кризисы, ставящие под угрозу существование цивилизации. Постиндустриальное общество, переход к которому начался в наиболее развитых странах и последней четверти XX столетия новой эры и был обусловлен новым этапом научно-технической революции, должно обеспечить и новый подход во взаимоотношениях человека с внешней средой.