Статья 14.5. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин
.Статья 14.5. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин
1. Объектом правонарушения выступают права потребителей на получение информации об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах), предусмотренные в Законе РФ от 7 февраля 1992 г. "О защите прав потребителей"; правила применения контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (Закон РФ от 18 июня 1993 г. "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением").
При этом потребитель вправе потребовать предоставления необходимой достоверной информации.
Понятие необходимой информации включает полноту и исчерпывающий характер сведений, позволяющих потребителю составить точное представление об изготовителе (исполнителе, продавце).
Изготовитель - организация независимо от форм собственности, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям. Продавец - организация независимо от ее формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи. Поставщик - организация независимо от ее формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, продающий либо производимые им товары, либо товары, закупленные им для продажи.
Достоверность предоставляемой информации означает, что все сведения, сообщаемые потребителям, соответствуют действительности, касаются ли они изготовителя (исполнителя, продавца), товара (работы, услуги) или режима работы продавца (исполнителя).
2. Объективная сторона правонарушения выражается в совершении активного действия: путем продажи товара без документов, содержащих сведения об изготовителе, поставщике или продавце, выполнения работ либо оказания услуг при отсутствии установленной информации, а также путем неприменения контрольно-кассовых машин.
Под документом, содержащим сведения об изготовителе, поставщике, продавце, понимается информация, представленная покупателю при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов РФ и родных языках народов РФ. Указанная информация доводится до сведения покупателей в наглядной и доступной форме. Так, изготовитель (поставщик, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим работы. Продавец должен размещать указанную информацию на вывеске. Если вид деятельности, осуществляемый изготовителем (продавцом, поставщиком), подлежит лицензированию, то покупателю по его просьбе должна быть предоставлена информация о номере лицензии, сроке ее действия, а также об органе, выдавшем эту лицензию. К информации об изготовителе (поставщике, продавце) относятся и сведения, содержащиеся в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировках и т.д.
3. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг без применения контрольно-кассовых машин образуют самостоятельный состав административного правонарушения. С объективной стороны правонарушение проявляется в несоблюдении обязанностей при осуществлении торговых операций или оказании услуг обязательной выдачи покупателю (клиенту) вместе с покупкой (после оказания услуги) отпечатанного контрольно-кассовой машиной чека за покупку (услугу), подтверждающего исполнение обязательств по договору купли-продажи (оказания услуги) между покупателем (клиентом) и соответствующим предприятием; в использовании неисправных контрольно-кассовых машин для осуществления денежных расчетов с населением; в неисполнении обязанности вывешивать в доступном покупателю (клиенту) месте ценники на продаваемые товары (прейскуранты на оказываемые услуги), которые должны соответствовать документам, подтверждающим объявленные цены и тарифы.
4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла или неосторожности, при которых лицо знает и осознает то, что оно обязано сообщить информацию об изготовителе, продавце, поставщике, не искажая ее, осознает возможные последствия непредоставления такой информации, однако вопреки всему не выполняет свои обязанности. Неосторожная вина может иметь место по отношению к причиненному вреду.
5. Субъектом административного правонарушения является гражданин, должностное или юридическое лицо, а также гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющие продажу товаров, выполняющие работу либо оказывающие услуги в организациях торговли либо в иных организациях, реализующих товары.
6. За нарушение требований, установленных ст.14.5, применяется административный штраф, который назначается дифференцированно: за неприменение контрольно-кассовых машин при денежных расчетах с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств деяния. К иным существенным обстоятельствам следует относить повторность правонарушения. Таковым является любое правонарушение, связанное с нарушением указанных требований, при условии, что не истек срок наказания за предыдущий случай наложения штрафа.
7. Рассмотрение дел, связанных с нарушением ст.14.5 (в части продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг без применения контрольно-кассовых машин), осуществляется уполномоченными должностными налоговых органов (см. комментарий к ст.23.5).
Дела об административных правонарушениях, связанных с продажей товаров, выполнением работ либо оказанием услуг при отсутствии установленной информации об изготовителе или продавце, рассматриваются уполномоченными должностными лицами органов государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (см. комментарий к ст.23.49).