Статья 16.4. Неуведомление при ввозе товаров и (или) транспортных средств о пересечении таможенной границы Российской Федерации

.

Статья 16.4. Неуведомление при ввозе товаров и (или) транспортных средств о пересечении таможенной границы Российской Федерации

1. Объектом правонарушения является порядок таможенного оформления (на стадии предварительных операций) в части установленных таможенным законодательством требований об уведомлении таможенного органа о пересечении таможенной границы РФ при ввозе товаров и (или) транспортных средств на таможенную территорию РФ.

2. Требование о таком уведомлении обусловлено необходимостью осуществления таможенным органом на границе контроля за законностью ввоза товаров (транспортных средств), выявления товаров, ввоз которых запрещен либо ограничен.

В связи с этим в уведомлении, в какой бы форме оно ни осуществлялось, должна содержаться информация, касающаяся:

отправителя, получателя и перевозчика товаров;

реквизитов товаротранспортных, расчетных или коммерческих документов;

количества грузовых мест, характера и способа упаковки и маркировки товаров;

самих товаров: наименование; фактурная стоимость; коды по Товарной коменклатуре внешнеэкономической деятельности России (ТН ВЭД), количество единиц, вес либо объем.

3. Порядок и форма уведомления перевозчиком таможенного органа при ввозе товаров и (или) транспортных средств зависит от ряда факторов: характера ввозимого товара; вида транспортного средства, на котором осуществляется международная перевозка; страны ввоза и др.

В соответствии с Положением о предварительных операциях таможенного оформления в автомобильных пунктах пропуска, утвержденным приказом ГТК России от 24 февраля 2000 г. при ввозе товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ автомобильным транспортом перевозчик уведомляет о пересечении таможенной границы РФ таможенный орган (либо его структурное подразделение), который расположен непосредственно в автомобильном пункте пропуска. Такое уведомление должно быть сделано лицом, управляющим транспортным средством, не позднее чем через 30 минут после завершения пограничного и транспортного контроля.

Форма уведомления при ввозе на таможенную территорию РФ железнодорожным транспортом определена в п.3.1 Временной технологии взаимодействия таможенных органов и железных дорог при таможенном оформлении грузов, перевозимых железнодорожным транспортом, утвержденной ГТК России и МПС России 20 апреля 1995 г. Согласно данному документу таможенное оформление грузов, ввозимых из-за границы на таможенную территорию РФ, начинается после уведомления работниками пограничной станции должностных лиц таможенного органа о прибытии груза из-за границы. Уведомление выражается в форме представления в таможенный орган двух экземпляров передаточной ведомости или натурного листа, а также перевозочных и товаросопроводительных документов.

При ввозе товаров на таможенную территорию РФ через российско-белорусскую границу уведомления (в зависимости от вида транспорта) принимаются на железнодорожных передаточных станциях или специально созданных пунктах приема уведомлений.

В качестве уведомления представляются:

на железнодорожных станциях - железнодорожные накладные (с приложением товаросопроводительных документов);

в пунктах приема уведомлений - книжки МДП, документы контроля за доставкой товара (с приложением транспортных и товаросопроводительных документов).

Иной перечень документов рассматривается в качестве уведомления при ввозе в Россию из Белоруссии через общую границу товаров, подлежащих маркировке и (или) лицензированию.

В таких случаях на тех же железнодорожных станциях и пунктах приема уведомлений в качестве уведомления о ввозе товаров принимаются следующие документы:

транспортные и товаросопроводительные документы;

сертификаты о происхождении товара по форме СТ-1;

оригиналы заявления на покупку марок и обязательства о ввозе товаров или их копии, заверенные печатью уполномоченного таможенного органа (для маркированных товаров);

копии лицензий, выданных в установленном порядке, заверенные печатями таможенных органов, осуществивших прием и регистрацию лицензии (для лицензируемых при ввозе на территорию РФ товаров).

В случаях, когда форма и порядок уведомления не определены документами ГТК России, они устанавливаются пограничными таможнями самостоятельно.

4. Объективная сторона правонарушения выражается в противоправном бездействии, заключающемся в невыполнении перевозчиком установленной для него ст.139 ТК обязанности уведомить таможенные органы при ввозе товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ, а также при ввозе указанных товаров с территории свободных таможенных зон и со свободных складов на остальную часть таможенной территории РФ о пересечении таможенной границы РФ.

Указанное требование не распространяется только на морские, речные и воздушные суда, пересекающие таможенную территорию РФ без остановки в порту или аэропорту, расположенном на территории РФ.

5. Субъектом правонарушения является перевозчик (см. п.8 комментария к ст.16.1).

6. Субъективная сторона для физических лиц характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.