Статья 17.13. Разглашение сведений о мерах безопасности
.Статья 17.13. Разглашение сведений о мерах безопасности
1. Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" устанавливает систему мер государственной защиты жизни, здоровья и имущества указанных лиц и их близких.
Меры государственной защиты применяются при наличии угрозы посягательства на жизнь, здоровье и имущество указанных лиц в связи с их служебной деятельностью.
Меры государственной защиты могут также применяться в отношении близких родственников, на жизнь, здоровье и имущество которых совершается посягательство с целью воспрепятствовать законной деятельности судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, либо принудить их к изменению ее характера, либо из мести за указанную деятельность.
Обеспечение государственной защиты состоит в осуществлении уполномоченными на то государственными органами предусмотренных законом мер безопасности, правовой и социальной защиты.
В Законе дан перечень лиц, подлежащих государственной защите, и мер этой защиты. В рамках комментируемой статьи нас интересуют только должностные лица правоохранительного и контролирующего органа либо их близкие. Следует обратить внимание на то обстоятельство, что разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса, влекут уголовную ответственность (ст.311 УК).
По смыслу ст.17.13 КоАП, к должностным лицам правоохранительного и (или) контролирующего органа относятся: прокуроры; следователи; лица, производящие дознание; лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность; сотрудники органов внутренних дел, осуществляющие охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, а также исполнение приговоров, определений и постановлений судов (судей) по уголовным делам, постановлений органов расследования и прокуроров; сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы; военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел РФ, принимавшие непосредственное участие в пресечении действий вооруженных преступников, незаконных вооруженных формирований и иных организованных преступных групп; сотрудники органов контрразведки; сотрудники федеральных органов налоговой полиции; судебные исполнители; работники контрольных органов Президента РФ, глав администраций субъектов РФ, осуществляющие контроль за исполнением законов и иных нормативных правовых актов, выявление и пресечение правонарушений; сотрудники федеральных органов государственной охраны; работники таможенных органов, органов государственной налоговой службы, органов надзора за соблюдением правил охоты на территории государственного охотничьего фонда, органов рыбоохраны, органов государственной лесной охраны, органов санитарно-эпидемиологического надзора, контрольно-ревизионных подразделений Министерства финансов РФ и финансовых органов субъектов Федерации, Счетной палаты РФ, органов государственного контроля в сфере торговли, качества товаров (услуг) и защиты прав потребителей, осуществляющие контроль за исполнением соответствующих законов и иных нормативных правовых актов, выявление и пресечение правонарушений, а также близкие перечисленных лиц.
Федеральный закон определяет виды государственной защиты, к ним относятся:
применение уполномоченными на то государственными органами мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья указанных лиц, а также обеспечение сохранности их имущества;
применение мер правовой защиты, предусматривающих в том числе повышенную уголовную ответственность за посягательство на их жизнь, здоровье и имущество;
осуществление мер социальной защиты, предусматривающих реализацию права на материальную компенсацию в случае их гибели (смерти), причинения им телесных повреждений или иного вреда их здоровью, уничтожения или повреждения их имущества в связи с их служебной деятельностью.
В рассматриваемой статье Кодекса законодатель четко определил вид государственной защиты, т.е. меры безопасности.
Федеральный закон в качестве мер безопасности указывает: личную охрану, охрану жилища и имущества; выдачу оружия, специальные средства индивидуальной защиты и оповещения об опасности; временное помещение в безопасное место; обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах; перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы); переселение на другое место жительства; замену документов, изменение внешности.
При установлении данных, свидетельствующих о наличии угрозы посягательства на жизнь, здоровье и имущество защищаемых лиц, с их согласия органами, обеспечивающими безопасность, осуществляются их личная охрана, охрана их жилища и имущества.
При необходимости жилище и имущество защищаемых лиц могут быть оборудованы средствами противопожарной и охранной сигнализации, номера их телефонов и государственные регистрационные знаки используемых ими транспортных средств могут быть заменены.
С учетом степени угрозы для жизни и здоровья защищаемых лиц органы, обеспечивающие безопасность, могут выдавать указанным лицам оружие, в том числе служебное или боевое, специальные средства индивидуальной защиты и оповещения об опасности.
Порядок выдачи оружия защищаемым лицам, за исключением лиц, имеющих право на ношение и хранение оружия в соответствии со своим должностным положением, устанавливается Правительством РФ.
В случае необходимости защищаемые лица могут быть с их согласия помещены в места, в которых им будет обеспечена безопасность, и т.д.
К органам, обеспечивающим безопасность, относятся: органы внутренних дел; органы контрразведки, таможенные органы, федеральные органы государственной охраны, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральные органы налоговой полиции.
В органах внутренних дел, органах контрразведки, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, таможенных органах, федеральных органах налоговой полиции и федеральных органах государственной охраны в целях обеспечения безопасности защищаемых лиц создаются в установленном порядке специальные подразделения.
Меры безопасности в отношении судей военных судов, прокуроров и следователей военной прокуратуры, военнослужащих, производящих дознание, военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел РФ, принимавших непосредственное участие в пресечении действий вооруженных преступников, незаконных вооруженных формирований и иных организованных преступных групп, а равно их близких осуществляются также командованием соответствующей воинской части или начальником соответствующего военного учреждения.
2. Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с примененными уполномоченными органами мерами безопасности в отношении должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов.
Разглашения сведений о мерах безопасности, примененных в отношении указанных должностных лиц, может повлечь за собой нежелательные последствия для защищаемых лиц, а равно привести к ознакомлению населения со служебными секретами относительно приемов и методов деятельности соответствующих органов по обеспечению мер безопасности.
3. Объективная сторона комментируемого административного правонарушения выражается в действиях, т.е. в предании гласности сведений о примененных мерах безопасности, которые могут быть совершены как в устной, так и в письменной форме.
Административное правонарушение рассматривается как оконченное с момента передачи информации о примененных мерах безопасности другому лицу или нескольким лицам, которые не относятся к работникам органа, обеспечивающего безопасность должностных лиц правоохранительных или контролирующих органов, и не осведомлены об этом в связи с участием в мероприятиях по обеспечению безопасности указанных лиц.
4. Субъектами рассматриваемого административного правонарушения могут быть только лица, которым сведения о примененных мерах безопасности были доверены или стали известны в связи со служебной деятельностью. Это, в первую очередь, должностные лица органов внутренних дел, налоговой полиции, федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны и пограничной службы, командования воинских частей и начальники соответствующих военных учреждений, обеспечивающие мероприятия по осуществлению безопасности защищаемых лиц.
Кроме того, субъектами данного преступления могут быть должностные лица и лица, выполняющие управленческие функции в учреждениях и организациях, которым были направлены решения органов, обеспечивающих безопасность (руководители и служащие адресных бюро, паспортных служб, подразделений ГИБДД, справочных службы автоматической телефонной связи и других информационно-справочных фондов).
5. Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется умыслом, но оно может быть совершено и по неосторожности, когда правонарушитель предвидел возможности наступления вредных последствий своего действия, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на их предотвращение либо не предвидел возможности их наступления, хотя должен был и мог предвидеть.