Статья 18.5. Нарушение правил, относящихся к мирному проходу через территориальное море Российской Федерации или к транзитному пролету через воздушное пространство Российской Федерации

.

Статья 18.5. Нарушение правил, относящихся к мирному проходу через территориальное море Российской Федерации или к транзитному пролету через воздушное пространство Российской Федерации

1. Объектом правонарушения являются правила, относящиеся к мирному проходу через территориальное море РФ или к транзитному пролету через воздушное пространство РФ.

2. Правовое регулирование вопросов мирного прохода через территориальное море РФ осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 1998 г. "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (ст.11-13).

Проход через территориальное море является мирным, если им не нарушаются мир, добрый порядок или безопасность России.

Иностранные суда, иностранные военные корабли и другие государственные суда (далее - иностранные суда) пользуются правом мирного прохода через территориальное море в соответствии с указанным Федеральным законом, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.

Названные иностранные суда, осуществляя право мирного прохода через территориальное море, должны соблюдать законодательство РФ и правила, относящиеся к мирному проходу через территориальное море, в отношении:

безопасности судоходства и регулирования движения судов, включая пользование морскими коридорами и схемами разделения движения;

защиты навигационных средств и оборудования, а также других сооружений или установок;

защиты подводных кабелей и трубопроводов;

сохранения живых ресурсов моря; предотвращения нарушения рыболовных законов и правил РФ;

сохранения окружающей среды и предотвращения, сокращения и сохранения под контролем ее загрязнения;

морских научных исследований и гидрографических съемок;

предотвращения нарушения пограничных, таможенных, налоговых (фискальных), санитарных, иммиграционных, ветеринарных, фитосанитарных, навигационных и других правил, установленных российским законодательством.

Во время прохода через территориальное море иностранные подводные лодки и другие подводные транспортные средства должны следовать на поверхности и под своим флагом.

Иностранные суда с ядерными двигателями, а также иностранные суда, перевозящие ядерные или другие опасные или ядовитые по своей природе вещества или материалы, во время прохода через территориальное море должны иметь на борту необходимые документы, соблюдать особые меры предосторожности, установленные для таких судов международными договорами РФ, и следовать по установленным для них морским коридорам и схемам разделения движения в территориальном море.

3. Для осуществления транзитных пролетов через воздушное пространство РФ установлен разрешительный порядок. Компетенция федеральных органов исполнительной власти по выдаче таких разрешений определена в Федеральных правилах использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г.

Воздушные суда при транзитном пролете через воздушное пространство РФ должны соблюдать запреты и ограничения, определенные в ст.9 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. "О Государственной границе Российской Федерации".

4. Объективную сторону правонарушения образуют следующие противоправные действия:

нарушение правил, относящихся к мирному проходу через территориальное море РФ. Как следует из ст.11 Федерального закона о внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации, проход через территориальное море иностранного судна считается нарушающим мир, добрый порядок или безопасность РФ, если в территориальном море указанное судно осуществляет любой из следующих видов деятельности;

угроза силой или ее применение против суверенитета, территориальной целостности или независимости России или каким-либо другим образом в нарушение принципов международного права, воплощенных в Уставе ООН;

любые маневры или учения с оружием любого вида;

любой акт, направленный на сбор информации в ущерб обороне или безопасности РФ;

любой акт пропаганды, имеющий целью посягательство на оборону или безопасность РФ;

подъем в воздух, посадка или принятие на борт любого летательного аппарата;

подъем в воздух, посадка или принятие на борт любого военного устройства;

погрузка или выгрузка любого товара или валюты, посадка или высадка любого лица вопреки пограничным, таможенным, налоговым (фискальным), санитарным, иммиграционным, ветеринарным, фитосанитарным, навигационным и другим правилам, установленным законодательством РФ;

любой акт преднамеренного и серьезного загрязнения окружающей среды вопреки требованиям законодательства РФ и нормам международного права;

любая рыбопромысловая деятельность;

проведение исследовательской или гидрографической деятельности;

любой акт, направленный на создание помех функционированию любых систем связи или любых других сооружений или установок РФ;

любая другая деятельность, не имеющая прямого отношения к проходу через территориальное море, если иное не предусмотрено международными договорами РФ;

нарушение правил, относящихся к транзитному пролету через воздушное пространство РФ.

Основываясь на положениях ст.9 Закона о госгранице, к таким правоправным действиям можно, в частности, отнести:

посадку в аэропортах, на аэродромах РФ, не открытых Правительством РФ для международных полетов;

залет в запретные для полетов районы, о которых сообщено для всеобщего сведения.

5. Субъектами правонарушения являются только юридические лица, на которых возложена обязанность по соблюдению правил, относящихся к мирному проходу через территориальное море РФ или к транзитному пролету через воздушное пространство РФ.

6. Субъективная сторона характеризуется виной, которая для юридических лиц определяется по правилам ч.2 ст.2.1.